<< Пред.           стр. 776 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 киргизов против произвола царизма в 1916. Т.-автор либретто (совм. с Д.
 Боконбаевым и К. Маликовым) кирг. оперы "Айчурек" (1939, там же).
 Написал драму "Случай в Беш-Мойноке" (1937). Перевёл на кирг. яз.
 "Каменного гостя" Пушкина.
  Соч.: "Аджал ордуна", в кн.: Искусство Сов. Киргизии. Сб., М.-Л.,
 1939; "Айчурек", М., 1956; Сборник произведений..., Фрунзе, 1957 (на
 кирг. яз.).
  Лит.: Очерки истории кирг. сов. лит-ры, ч. 2, Фрунзе" 1961, гл. 10. .
 Д. Бр.
  ТУРЧАНИНОВА, Евдокия Дмитриевна (2(14). III. 1870,
 Москва,27.XII.1963, там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1943).
 По окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (ученица А. П.
 Ленского) была принята в 1891 в Малый т-р. Первая роль- Ульяна
 ("Воевода" Островского, 1891). В молодости играла комедийные роли
 молодых девушек и травести, а также характерные и бытовые роли старух.
 Выдвинулась в роли Тани ("Плоды просвещения", 1891). Следующие
 значительные работы Т.- Варвара ("Гроза", 1892) и Поликсена ("Правда -
 хорошо, а счастье лучше" Островского, 1897), Лиза ("Горе от ума", 1899).
 Обаяние, эмоциональность, непосредственность игры, проникнутой
 жизнерадостностью, юмором, обеспечили успех молодой актрисе. Особенно
 удавались ей роли, требующие умения исполнять нар. песни и танцы (Т.
 обладала хорошим голосом, училась пению у Э. К. Павловской): Дуня
 ("Ночное" Стаховича, 1896), Палаша ("Простушка и воспитанная" Д.
 Ленского, 1897), Анна Ивановна ("Бедность не порок", 1898; все в
 постановке А. П. Ленского). Нац. характер дарования Т. раскрылся в ролях
 русского классич. репертуара. Знаток родного языка, старого уклада
 жизни, Т. воссоздавала разнообразные типы прошлого: Фёкла Ивановна
 ("Женитьба", 1896), Акулина Гавриловна ("Женитьба Баль-заминова"
 Островского, 1896), Курицына ("Грех да беда на кого не живет"
 Островского, 1910), Кухарка ("Плоды просвещения", 1911), Бальзаминова
 ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай" и "Женитьба Бальзаминова"
 Островского, обе в 1914), Старуха-крестьянка ("Воевода" Островского,
 1916), княгиня Тугоух овская ("Горе от ума", 1917) и др: Типичная
 представительница иск-ва Малого т-ра, актриса т-ра Островского,
 исполнившая в его пьесах 76 ролей, Т. гл. внимание уделяла слову,
 характеризовала своих героинь прежде всего через своеобразие их
 произношения, мелодики, ритма и темпа речи. Одновременно с работой на
 осн. сцене Малого т-ра Т. в 1898-1907 выступала также в его молодёжном
 филиале (т. н. Новый т-р). В спектаклях, пост. здесь А. П. Ленским, она
 с большим успехом исполняла роли: Марьи Антоновны ("Ревизор", 1898),
 Леля ("Снегурочка" Островского, 1900) и др. Т. играла и в пьесах
 зап.-европ. драматургов, передавая своеобразие нац. характеров:
  Керубино ("Свадьба Фигаро", 1899), Туанет ("Мнимый больной" Мольера,
 1910), Като и Мадлон ("Жеманницы" Мольера, обе в 1911), мистрис Форд
 ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1902) и др.
  Социальной остротой, типичностью, психологич. глубиной, высоким
 мастерством отмечены образы, созданные Т. в сов. время. В 1918-22 в
 выездных спектаклях на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах Т.
 "сыграла ряд новых ролей. Мн. из них она вскоре исполнила на сцене
 Малого т-ра или его филиала: Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), в пьесах
 Островского - Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", 1922),
 Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1922), Мурзавецкая ("Волки и овцы,
 1923), Ус-тпнья Наумовна ("Свои люди - сочтёмся", 1923), Ка-баниха
 ("Гроза", 1923), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1923) и
 Мигачёва ("Не было ни гроша, да вдруг алтын", 1931). В этот период
 исполнение Т. ролей отрицательных персонажей носило сатирич. характер.
 По-новому играла актриса роли Глумовой ("На всякого мудреца...", 1923,
 1941) н Ту-русиной (в-тви же пьесе, 1924, 1935), Чебоксаровой-матери
 ("Бешеные деньги", 1933), Мурзавецкой ("Волки и овцы", 1949) и др.
 Монументальный образ Мавры Тарасовны ("Правда - хорошо...", 1941) занял
 центр. место в галерее сценич. образов Т. Владея нск-вом перевоплощения,
 Т. достигала предельной естественности в игре. Высокой выразительностью
 отличались в исполнении Т. немые сцены. Тонкий психолог, она облекала
 свой замысел в чёткую форму. Преображаясь внутренне, Т. пользовалась
 сложным гримом в редких случаях (1-я ведьма - "Макбет", 1914; Галчиха -
 "Без вины виноватые", 1916, 1940, 1951). Новая грань дарования Т.
 раскрылась в ролях г-жи Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку, 1939) и
 Галчихи, сыгранных с глубоким драматизмом.
  Музыкальность сценич. речи, прочная внутр. связь с партнёрами
 характеризовали игру Т. Она утверждала и развивала лучшие традиции
 Малого т-ра, воспринятые ею в юности от корифеев труппы.
  Среди ролей Т. в сов. период в классич. репертуаре:
  Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы", 1920, 1944), Ере-меевна
 ("Недоросль", 1923), Балканиха ("Растеряева улица" Нарокова по
 Успенскому, 1929), Богаевская ("Варвары", 1941), миссис Хиггинс
 ("Пигмалион" Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина ("Живой труп", 1951).
 В пьесах сов. авторов: Горностаева ("Любовь Яровая", 1926), Федосья
 Митрофановна ("Последняя бабушка из Семигорья" Евдокимова, 1934),
 Мотыль-кова ("Слава" Гусева, 1936), Арина Родионовна ("Наш современник"
 Паустовского, 1949). Среди последних ролей - Горицвет ("Крылья"
 Корнейчука, 1955), Кра-хоткина ("Село Степанчиково" по Достоевскому,
 1957), мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею, 1959). Гос. пр.
 СССР в 1943 (за многолетние выдающиеся достижения) и 1948 (за участие в
 спектакле "Великая сила" Ромашова). Выйдя из состава труппы в 1959, Т.
 по 1961 изредка продолжала выступать на сцене Малого т-ра. Т. выступала
 также как мастер художеств. слова. С 1910 Т. вела педагогич. работу; в
 1918-23 преподавала на драматич. курсах при Малом т-ре.
  С о ч.: Статьи, воспоминания, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [M.J, 1959.
  Лит.: Щепкин а-К упер ник Т. Л.,Е.Д. Турчанинова, в кн.: Дни моей
 жизни, М., 1928, с. 234-48; Мастера советского театра в пьесах А. Н.
 Островского. Зарисовки В. Руднева. Текст С. Н. Дурылина, М., 1939, с.
 119-22, 143-46; Филиппов В л., Е. Д. Турчанинова, M.-Л., 1948; Каверин
 Ф. Н., Евдокия Дмитриевна Турчанинова, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [М. ],
 1959; Филиппова Е. В., Творческий путь Е. Д. Турчаниновой, там же; Н и-к
 о л ь с к и и Б. И., Е. Д. Турчанинова в пьесах русской и западной
 классической драматургии, там же. Е. Фил.
  ТУРЯН (наст. фам.- Т р я н ц), Давид (1840- 1899)-арм. актёр. Сценич.
 деятельность начал в Константинополе (Стамбуле) в 1861 как актёр арм.
 "Восточного т-ра". Трижды приезжал в Россию. В 1869 работал в
 Нахичеванп-на-Дону, в 1883 - в Тифлисе. Выдающийся комедийный актёр, Т.
 выступал в комедиях Мольера, Гольдони и Пароняна. Роли: Скапен; дядя
 Багдасар, Абисогом-ага (о. п., "Высокочтимые попрошайки" Пароняна). В
 1891 приехал в Тифлис по приглашению Арм. театр. комитета. Сыграл
 заглавную роль в пьесе Мольера "Господин де Пурсонь-як" (в 30-летний
 юбилей сценич. деятельности Т.). В этом же сезоне Т. выступил в роли
 Серопа в пьесе А. Ерицяна "Ошибочный расчёт", ставшей его коронной
 ролью, как и роль Тартюфа. Т. обладал ярким даром перевоплощения, живой
 мимикой, игра его отличалась глубоким реализмом, была свободна от
 внешних эффектов. Совр. критика сравнивала его с Б. К. Кокленом. Актёр
 Г. Аветян писал о "великолепных паузах" Т., во время к-рых "публика
 задыхалась от смеха" ("45 лет на армянской сцене", 1933). Б. А.
  ТУСКИЯ, Иона Ираклиевич [11(24).XII.1901- 8.X.1963] - груз. сов.
 композитор, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии
 с 1949. В 1926 окончил Тифлисскую консерваторию (класс композиции М. М.
 Ипполитова-Иванова, класс скрипки М. Васильева), в 1931 - Ленинградскую
 консерваторию (класс В. В. Щербачёва). Автор оперы "Родина" (1941, Т-р
 оперы и балета им. Палиашвили); спмф., камерных соч., музыки к фильмам и
 спектаклям (более 40), в т. ч.: "Ламара" по Важа Пшавела (1926),
 "Разлом" (198); "Тетнульд" Дадиани (1931), "Осенние дворяне" С.
 Клдиашвилп (1936), "Человек с ружьём" (1939), "Отелло" (1937); "Великий
 государь" Вл. Соловьёва (1945), "Орлиное гнездо" Долидзе (1948) и др.все
 в Т-ре им. Руставели.
  Один из организаторов Об-ва молодых грузинских музыкантов (1922). С
 1932 вёл педагогич. работу (с 1947 - профессор, в 1952-61 - ректор
 Тбилисской консерватории). В. Бр.
  Лит.: Торадзе Г., Иона Туския, Тб., 1962.
  ТУСУЗОВ, Георгий Баронович[р. 15(27).III.1891]- рус. сов. актёр.
 Засл. арт. РСФСР (1956). В 1915 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Театр.
 образование получил в Театр. мастерской (Ростов-на-Дону, затем
 Ленинград), где и начал проф. сценич. деятельность (первая роль - Гильом
 во франц. фарсе "Адвокат Патлен"). В 1922-33 выступал в эстрадных
 концертах, работал в т-рах миниатюр ("Не рыдай", "Синяя блуза",
 "Современная буффонада" и др.). С 1934 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. За
 исполнение ролей Гостя ("Клоп") и Чудотворца ("Мистерия-Буфф") награждён
 дипломом 1-й степени на Всесоюзном фестивале т-ров в честь 40-летия
 Великой Октябрьской революции. Мастер эпизодич. ролей.
  Роли: Четвериков ("Мелкие козыри" Ардова), Брынзо-венеску
 ("Потерянное письмо" Караджале), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Куил
 ("Судья в ловушке" Филдинга), Александр Миронович ("Чужой ребёнок"
 Шкваркина), Глухой ("Дамоклов меч" Назыма Хикмета), Больной ("Четвёртый
 позвонок" по Ларни) и др.
  ТУУРАНД, Александр (7. IV. 1888-5. IX. 1936) - эст. театр. художник.
 В 1907 начал работать в т-ре "Ванемуйне". В 1922-25 - художник Драм.
 т-ра в
  Таллине, в 1925-36 - т-ра "Эстония". Вначале Т. тяготел к
 стилизованным живописным декорациям ("Ка-левипоэг и Сарвик" Симма, 1919,
 и др.), испытал влияние конструктивизма ("С утра до полуночи" Кайзера,
 1924). В дальнейшем развивал принципы живописно-объёмных декораций:
 "Синимандрия" Раудсеппа (1927), "Как вам это понравится" Шекспира
 (1935), "Мария Стюарт" (1935). Э. П.
  ТУХУЖЕВ, Али Матыкович [р. 7(20).X.1917] - кабардинский сов. актёр.
 Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1951), засл. арт. РСФСР (1957). Чл.
 Коммунистпч. партии с 1943. Окончил ГИТИС в 1940 и вступил в труппу
 Кабардино-Балкарского т-ра им. А. Шоген-цукова. Т. обладает ярким
 комедийным дарованием. Наиболее близки ему характеры, отличающиеся
 добротой и мягкой весёлостью.
  Роли: Муса ("Когда загорается свет" Шортанова), Ходжа ("Ходжа
 Насреддин" Кардангушева и Махова), Кужа ("Ла-шин" Аксирова), Шмага;
 Кончано ("Самодуры" Гольдони), Подколёсин ("Женитьба"), Хлопов
 ("Ревизор"), Градобоев ("Горячее сердце"), Гремио ("Укрощение
 строптивой") и ДР- Л. Ним.
  ТХАПСАЕВ, Владимир Васильевич [р.2 (15).VII. 1910] -осетинский сов.
 актёр. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Депутат
 Верх. Совета СССР 6-го созыва, Верх. Совета Сев.-Осет. АССР 2-5-го
 созывов. Работал на руднике и на строительстве. С 1933 учился в студии
 при рус. т-ре в г. Орджоникидзе. В 1935 был принят в Сев.-Осет. т-р в
 качестве актёра вспомогательного состава и пом. реквизитора, но вскоре
 вошёл в состав осн. труппы. Дебютировал в фарсовой роли судьи Бартолена
 ("Адвокат Патлен"). Первая значит, работа Т.- роль Татаркана в пьесе
 "Две сестры" Бритаева - жестокого, властного старика, продающего
 доверенных ему сирот-племянниц. Позднее Т. создал обличит. образ
 Амырхана в пьесе "Мать сирот" Туаева.
  Центр, тема творчества Т.- утверждение героич. начала жизни. Он играл
 мужественного нар. героя Чермена (о. п. Плиева), Галилея ("Великий
 еретик" Персонова и Добржинского), Егора Булычева; Забелина
 ("Кремлёвские куранты"), Макарова ("Под золотым орлом" Галана), Макара
 Дубраву (о. п. Корнейчука), Швандю; старого Дзамболата ("Чёрный туман"
 Джимиева), остро характерную роль Бетре ("Поми-налыцики" Туаева) и др.
  Богатство выразительных средств - голоса, мими ки, пластики -
 направлено в творчестве Т. на глубокое раскрытие внутр. мира героев.
 Активная, действенная, страстная манера исполнения сочетается у актёра с
 особым целомудрием, простотой, лиризмом игры. В 1940 Т. впервые исполнил
 роль Отелло, передав благородную человечность своего героя,
 непобеждённую муками ревности (играл эту роль св. 20 лет, совершенствуя
 её). Т. играл также роли короля Лира и Макбета. Тему крушения старого
 мира Т. выразил в обличительном образе Князя в пьесе "Чёрная девушка"
 Хубецовой. Снимается в кино,
  Лит.: Л и т в и н е н к о М., В. В. Тхапсаев, Дзауджи-кау, 1951;
 КариаеваТ. Х.,Сила таланта, Орджоникидзе, 1960. Е )f(
  "ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ" ("La Fille mal gardee") - балет, автор
 либр. Ж. Доберваль. Автор муз. неизвестен. Пост. 1 июля 1789, т-р
 "Гранд", Бордо (Лиза - Теодор, Колен - Доберваль, Э. Гюс; балетм.
 Доберваль); 1791, т-р, "Пантеон", Лондон (Лиза - Теодор, Колен - Дидло;
 балетм. тот же); Новая пост. 1793, т-р "Сан-Самуэле", Венеция [Лиза - М.
 Вигано (М. Медина), Колен - С. Вигано; балетм. С. Вигано]; 13 окт.
  1803, т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж (Лиза - Лаура, Колен - Спиталье и
 Корнильон; балетм. Гюс); новая пост. 1809, Придворный нац. оперный т-р,
 Вена (балетм. Ж. Омер); Королевская опера, Стокгольм (балетм. Ж.
 Брюл-ло); 1813, Придворный нац. оперный т-р, Вена (балетм. Л. Дюпор;
 новое назв. "Лиза и Колен"); 17 нояб. 1819, Королевский т-р, Копенгаген;
 31 июля 1828, т-р "Лафайетт", Нью-Йорк (балетм. А.Леон; новое
 назв."Любовники, или Тщетная предосторожность"); 17 нояб. 1828,
 "Гранд-Опера", Париж (Лиза - Монтессю, Колен - Лонер; муз. Ф. Герольда,
 балетм. Омер); возобн. 1837,там же (Лиза - Эльслер, Колен - Мазилье;
 муз. та же с добавлением Э. Деборном па дё-дё для Ф. Эльслер); 1864,
 Королевская опера, Берлин (Лиза - Селлинг, Колен - Гийемен; новая муз.
 П. Л. Гертеля, балетм. П. Тальони). В России: пост. 14 дек. 1800,
 Петровский т-р, Москва (балетм. Дж. Соломони; Лиза - Соломони-дочь;
 новое назв. "Обманутая старуха"); 1808,Арбатский т-р, Москва (балетм. Ж.
 Ламираль; новое назв. "Худо сбережённая дочь, или Бесполезная
 предосторожность"); 1827, Большой т-р, Москва (балетм. Бернанделли); 29
 дек. 1905, там же (Лиза - С. Федорова, Колен - Мордкин, Марцелина -
 Рябцев; балетм. Горский, муз. Гертеля); возобн. 1916, там же (Лиза -
 Гельцер, Колен - Жуков, Марцелина- Рябцев; балетм. Горский, дирижёр
 Аренде, худ. Лавдовский); 1808, Большой каменный т-р, Петербург (балетм.
 К. Дидло); 1827, там же (балетм. - Дидло); 1854, Большой т-р, Петербург
 (балетм. Перро); 1885, Мариинский т-р, Петербург (Лиза- Цууки, Колен -
 П. Гердт; балетм. Иванова при участии Петипа); 25 сент. 1894,
 Александрийский т-р, Петербург (Лиза - Гантенберг, Колен- П.Гердт,
 Литавкин, Никез - Горский, Воронков, Марцелина - Чекетти; балетм.
 Иванов, муз. Гертеля). На сов. сцене: возобн. в 1922, Большой т-р (на
 сцене Нового т-ра), Москва (балетм. Горский); 1923, Т-р оперы и балета,
 Петроград (Лиза - Кожухова, Колен - Пономарёв, Марцелина - Чекрыгин;
 балетм. Пономарёв, дирижёр Дранишников); 10 янв. 1937, Малый оперный
 т-р, Ленинград Глибр. Лавровского (по Добервалю), дополнен-ное муз.
 произв. Делиба, Минкуса, Пуни, А. Рубинштейна др. в обр. Фельдта; Лиза -
 Кириллова, КоленДубинин, Симона - Орлов; балетм. Лавровский, дирижёр
 Фельдт, худ. Бруни). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Харьков
 (1927), Куйбышев (193), Минск (1941), Душанбе (1943), Чкалов, Горький
 (1944), Тбилиси (1945), Фрунзе (1948), Уфа (1956), Кишинёв, Ашхабад
 (1957), Алма-Ата (1959), Пермь (1961) и др. За рубежом: труппа А. П.
 Павловой, Лондон (1912); "Балле тиэтр",Нью-Йорк (1940); Франция (194-7);
  Куба (1948); КНР (1956); Англия (1960) и др.
  Лит.. Слонимский Ю., Тщетная предосторожность, Л., 1961; Famous
 ballet. La fille mal gardee. Ed. by I. Guest, L., 1960. . Г. Ш.
  ТЫЛ (Tyl), Йосеф Каэтан (4. II. 1808, Кутна-Гора,- 11.VII.1856,
 Пльзень) - чеш. драматург, театр. деятель, публицист. Один из
 основоположников чеш. нац. т-ра. В гимназпч. годы участвовал в
 любительских театр. кружках. В 1829 вступил в бродячую нем. труппу. В
 1833 - редактор журн. "Инды и ныне", где начал деятельность театр.
 критика. Одновременно работал как актёр Сословного т-ра в Праге. Вначале
 Т. переводил и переделывал зарубежные пьесы, затем начал писать сам. В
 1834 в Сословном т-ре была пост. первая пьеса Т. "Фидловачка". В этом же
 году Т. создал из любителей т-р в Каэтановом доме, где стремился
 утверждать патриотич. просветительские идеи.
  С 1846 Т. занимает должность "драматурга чеш. пьес" Сословного т-ра,
 где пост. свои лучшие пьесы, в т. ч. "Пражский кутила" (1846), "Дочь
 поджигателя" (1847), "Волынщик из Стракониц" (1847), "Кровавый суд, или
 Кутногорскпе рудокопы" (1848), "Ян Гус" (1848), "Видение Иржика" (1849),
 "Упрямая женщина" (1849), "Лесная дева" (1850). Т.-участник революц.
 событий 1848. В 1851 по требованию властей был уволен из Сословного
 т-ра. С группой учеников Т. начал гастролировать по стране, продолжая
 борьбу за развитие чеш. нац. т-ра. Тяжёлые материальные условия
 подорвали здоровье Т., он умер в нищете.
  Т. писал пьесы: нар.-бытовые ("Фидловачка", "Пражский кутила", "Дочь
 поджигателя", "Банкрот", "Бедный комедиант"), сказочные ("Волынщик из
 Стракониц", "Видение Иржпка", "Упрямая женщина", "Чёрт на земле",
 "Лесная дева"), исторические ("Кровавый суд, или Кутногор-ские
 рудокопы", "Ян Гус", "Кровавые крестины, или Драгомира и её сыновья",
 1849, "Старый город и Малая страна", 1855). Пьесы Т. широко ставились в
 чеш. т-рах и за рубежом ("Волынщик из Стракониц" пост. в Центральном
 детском т-ре, 1950, и в др. т-рах Сов. Союза). Творчество Т. исполнено
 патриотизма, оно отражает прогрессивные идеи, общественную жизнь чеш.
 народа. От просветительских (будп-тельских) взглядов драматург
 постепенно приходит к воззрениям, близким революц. демократам. Герои
 произведений Т.- люди из народа. Псторич. события и сказочные сюжеты
 приобретали романтич. окраску. Гл. тема драматургии Т.- гражд. долг,
 утверждение примата общественных, интересов над частными. В последних
 пьесах отчётливо проявилось стремление к ре-алистич. воспроизведению
 жизни.
  Театр. деятельность Т. способствовала становлению и развитию чеш.
 нац. т-ра. В 1845 Т. обратился в Сословный сейм с просьбой разрешить
 строительство театр. здания на средства, собранные народом. Эта идея Т.
 была реализована позднее, при строительстве Национального т-ра в Праге
 (1883). Т. воспитал плеяду выдающихся чешских актёров, положив начало
 национальной актёрской школе. Выступал со статьями, заложившими основу
 чешской демократической театральной эстетики.
  С о ч.: Избр., М., 1954; Избр., М., 1956; Театр. М., 1957;
  Spisy, sv. 15, Praha, 1960; sv. 17, Praha, 1957; sv. 18, Praha, 1954;
 sv. 19, Praha, 1953; ?v. 20, Praha, 1954.
  Лит.: Л е щ и н с к а я Г., И. К. Тыл, в его кн.: Избранное, М.,
 1954; Очерки истории чешской литературы XIX- XX вв.. М., 1963, с.
 91-103; История западноевропейского театра..., т. 4, М., 1964, с.
 388-400, 401-09; К opec-к у J., Knizka о Tylovi, Praha, 1959; Otruba M.,
 K a-c e r M., Tvurci cesta J. K. Tyla, Praha, 1961. J]. Сол.
  ТЫЧИНА, Павло Григорьевич (р. 27.1.1891) - укр. сов. поэт, писатель,
 общественный деятель. Академик АН УССР (с 1929). Чл. Коммунистич. партии
 с 1944. Член ЦК КП Украины. Депутат Верх. Совета УССР с 1938.
 Председатель Верх. Совета УССР (1953). Зам. председателя Совета
 Национальностей Верх. Совета СССР (1954).
  Первые драматпч. опыты - новеллы "На реках вавилонских", "Спокуса",
 "Богословие" (1911-14), пост. на сцене деревенских любительских т-ров. В
 1920-22 Т. перевёл на укр. яз. либр. оперы "Князь Игорь", пьесу А. А.
 Блока "Роза и крест". В 1920-30 написал драматпч. сказку
 "Ивасик-Телесик" для детей, перевёл лпбр. оперы Н. А. Рпмского-Корсакова
 "Сказка о царе Салтане". В 1922 написал пьесу "Раскол". Драматич. поэма
 Т. "Шевченко и Чернышевский" была пост. Укр. студией телевидения (1964).
 В 1938 была пост. на сценах т-ров драм. поэма "Сабля Котовского". К
 20-летию победы над фашизмом по произв. Т. создана драм. композиция
 "Побеждать и жить". Т.- автор статей по иск-ву.

<< Пред.           стр. 776 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу