<< Пред.           стр. 779 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 пост. 1929), позднее переработанной под названием "Разгром" (1934), Яшен
 показал борьбу против басмачества как войну народа против классовых
 врагов. Историко-революц. пьесы писали:
  3. Сайд, Н. Сафаров ("История заговорила", 1931), У. Исмаилов
 ("Рустам", 1934).
  В годы первой пятилетки появились пьесы на темы коллективизации с.
 х-ва - "Товарищи" (1930) и "Сожжем" (1932) Яшена, "Вредители хлопка"
 Исмаилова (1930), на тему бдительности сов. народа написаны пьесы "Маска
 сорвана" 3. Фатхуллина (1932) и др. Жизнь узб. колхозного крестьянства,
 формирование новых черт характера ярко показаны в пьесе Яшена "Честь и
 любовь" (1936), пост. мн. т-рами республики.
  Во 2-й пол. 30-х гг. созданы историко-революц. пьесы - "Пробуждение"
 Н. Сафарова (1939) и др. Развитие получает жанр муз. драмы. Еще в 1933
 Яшен совм. с М. Мухамедовым написал пьесу "Ич-карида", к-рая в 1935 была
 переработана авторами в муз. драму "Гюльсара". Эта пьеса, показывающая
 борьбу за раскрепощение женщин, заложила основу узб. муз. драмы на совр.
 темы, отразила борьбу людей нового мировоззрения против старых
 религиозно-феодальных устоев жизни. В 1942 Яшен написал текст муз. драмы
 "Нурхон" (пост. 1943), положив в основу сюжета трагич. историю одной из
 первых актрис узб. муз. т-ра, погибшей от руки фанатика.
  В годы Отечеств, войны узб. драматурги создали ряд пьес патриотич.
 содержания, в т. ч.: "Смерть оккупантам" Яшена (1942), "Хамза" Яшена и
 А. Умари (1942, 2-й вариант 1949), "Муканна" X. Алимджана (1943), "Полёт
 орла" И. Султанова (1942), "Мать" Уйгуна (1943), "Джалалетдин" М.
 Шейхзаде (1944).
  В послевоенные годы внимание узб. драматургов сосредоточилось на
 темах совр. жизни, но продолжалась и работа над историч. и
 историко-революц. драматургией. К драматургич. творчеству обращаются
 писатели: Уйгун, А. Каххар, А. Якубов, Б. Рахманов; продолжают работу в
 т-ре.И. Султанов, Н. Сафаров и др. писатели. В пьесах 40-50-х гг.
 показана жизнь узб. народа, выведены представители колхозного
 крестьянства, интеллигенции, рабочего класса. Возникают новые жанры
 драматургии - психологпч. драма, философская трагедия, сатирич. и лирич.
 комедия. Репертуар и творч. развитие т-ра определяли пьесы: "Алишер
 Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 2-й вариант 1948), "Песня жизни" Уйгуна
 (1947), "Генерал Рахимов" Яшена (1950), "Заря Востока" Н. Сафарова
 (1951), "Шёлковое сюзане" А. Кахха-ра (1952, переработка пьесы "На Новой
 земле", написанной в 1950), "Сердечные тайны" Б. Рахманова (1953).
  Новый этап в развитии У. д. начался после XX съезда КПСС. В 1957
 появилась (соч.) драма К. Яшена "Путеводная звезда", в к-рой впервые в
 У. д. создан образ В. И. Ленина. В 1958 написана одна из лучших пьес о
 колхозном крестьянстве - "Хуррият" Уйгуна, в 1961 - философская,
 историч. трагедия "Мирза Улугбек" М. Шейхзаде, в 1963 -
 геропко-романтич. драма "Неизвестный" И. Султанова, в 1964 - драма
 "Кровавый мираж" С. Азимова, посв. разоблачению бурж. национализма.
  Для драматургии 50-60-х гг. характерно обращение к острым проблемам
 коммунистич. морали: "Люди с верой" И. Султанова (1960), "Я вижу звёзды"
 С. Азимова (1965), "Убийца" Уйгуна (1965). Пережитки прошлого
 разоблачает сатирическая пьеса "Последние экземпляры" ("Голос из гроба")
 А. Каххара (1962).
  В 50-60-е гг. развивается драматургия для детей. А. Рахмат, Б.
 Рахманов, Ш. Сагдулла, И. Ахмедов, А. Талипов и др. авторы создали
 пьесы- сказки, пьесы из жизни совр. школы и историко-революц. пьесы.
 Первому узб. комсомольцу посв. драма "Аб-дулла Набиев" А. Рахмата.
  Почти все пьесы Хамзы, Яшена, Уйгуна, Султанова и др. авторов
 переведены на рус. яз. Многие пьесы переведены на языки др. народов
 СССР.
  Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов Т.,
 Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш.,
 1963;
  Вопросы узбекской лит-ры [Сб. статей], Таш., 1959.
  А.Р.,М.Рах.
  УЗБЕКСКАЯ ТРУППА ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА - первая узб. сов. труппа в
 Ташкенте. Создана в 1919 под рук. М. Уйгура (состав труппы: А.
 Хи-доятов, Ф. Умаров, М. Мухамедов, К. Якубов, Г. Зафари, Я. Бабаджанов,
 А. Джалилов и др.). Спектакли: "Последние дни Айдалузии" Ордубады,
 "За-хоки Морон" Юнуса, "Туркестанский лекарь" Уйгура, "Бай и батрак",
 "Отравленная жизнь" Хамзы, "Повстанцы Индии" Фитрата, "Халима" Зафари.
  4 ноября 1919 труппа выехала с агитпоездом для обслуживания боевых
 частей Актюбинского фронта, а в сер. 1920 - на Ферганский фронт. В конце
 1920 труппа им. К. Маркса была расформирована в связи с реорганизацией и
 созданием Образцовой краевой драматической труппы. М. Рах.
  УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО - ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ МУКИМЙ - см. Мукими
 имени театр.
  УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР. Истоки У. т. относятся к эпохе возникновения древних
 государств на территории Ср. Азии. Существовал в виде устного проф. т-ра
 масхарабозов и кызыкчи, а также кукольного т-ра (ручные куклы и
 куклы-марионетки).
  Остро сатирич. представления этих т-ров высмеивали баев, судей,
 представителей духовенства, а позднее - царских чиновников. Исполнители
 проходили школу многолетнего обучения под рук. своих наставников.
 Представления строились на основе определённого сюжетного каркаса,
 актёры импровизировали текст в процессе исполнения. Иск-во узб.
 старинного т-ра требовало от исполнителей знания жизни, большой
 наблюдательности, остроумия, разносторонней актёрской подготовки -
 умения танцевать, петь, играть на муз. инструментах и пр. Актёры
 выступали на площадях во время нар. праздников и на семейных торжествах.
 Они объединялись в цехи, имели свой устав и выборного старшину. Наиболее
 сильные труппы часто приглашались ко дворам правителей (напр., в 19 в.
 ко двору коканд-ских ханов), однако иск-во актёров оставалось глубоко
 народным. Особенное развитие т-р масхарабозов и кызыкчи получил в 19 в.;
 его крупнейшие представители- Бедё-шим, Закиришан, Саади Махсум и др.
 стремились приблизить своё иск-во к жизни. С конца 19 в. отдельные
 масхара-бозы и кызыкчи входили в состав рус. цирковых трупп. Т-р устной
 традиции сохраняется и в сов. время, приобретая новое содержание. Его
 репертуар наряду с традиц. произведениями включает сатирич. комедии,
 направленные на преодоление пережитков в сознании людей. Крупным
 мастером старинного т-ра в сов. время был Юсуфджан Шакар-джанов - ученик
 Закиришана и Саади Махсума.
  Рост освободительного движения в Туркестане и оживление культурной
 жизни в период революции 1905-07 вызвали зарождение любительских кружков
 в среде интеллигенции. Вначале ставились пьесы тат. и азерб.
 драматургов. Большое значение для развития У. т. имел опыт рус. театр.
 культуры. Под воздействием рус., тат. и азерб. культур формировалась
 нац. узб. драматургия демократич. направления, создавались любительские
 и полупроф. кружки.
  Лит. узб. драма начала развиваться в 10-х гг. 20 в. и делилась на два
 направления - демократич., просветительское, возглавляемое Хамзой
 Хаким-заде Ниязи, и буржуазное - джадистская драматургия и любит,
 кружки, пользовавшиеся поддержкой части буржуазии. В предреволюц. годы
 Хамза написал ряд пьес, в т. ч. "Отравленная жизнь" (1915). В конце 1915
 Хамза создал в Коканде любительскую труппу, состоявшую из демократич.
 молодёжи.
  После победы Октябрьской революции началось интенсивное развитие узб.
 нац. культуры, в т. ч. театр. иск-ва. Основоположник узб. сов.
 драматургии, Хамза стал и организатором проф. т-ра, режиссёром и
 актёром. Первый узб. проф. т-р-Краевая разъездная мусульманская
 политическая труппа - создан Хамзой в Фергане в конце 1917. В Ташкенте,
 летом 1919, М. Уйгур организовал второй узб. т-р, к-рый наз. труппой им.
 Карла Маркса. Позднее по инициативе и при ближайшем участии Хамзы
 возникли т-ры в Коканде (1919), Андижане (1919), Хиве (1922) и др.
 городах. Во всех городах Туркестана - при клубах, школах, учебных
 заведениях, в частях Красной Армии развивалась театр. самодеятельность,
 из числа участников к-рой вышли многие актёры узб. т-ра.
  Деятельность первых узб. проф. коллективов проходила гл. обр. на
 фронтах гражд. войны. Они ставили пьесы Хамзы ("Бай и батрак",
 "Ферганские трагедии", "Наказание клеветников", "Удочка" и др.), комедию
 Уйгура "Туркестанский лекарь", муз. драму Зафари "Халима" и др. В 1920
 часть актёров ферганского коллектива влилась в труппу им. Карла Маркса,
 образовав Образцовую краевую драм. труппу . Многие из одарённых её
 участников во главе с М. Уйгуром, а также группа талантливых
 самодеятельных актёров из других городов были в 1924 направлены в Москву
 для занятий в театр. студии при Узб. доме просвещения. В 1925 другая
 группа молодых узб. актёров начала заниматься в театр. техникуме в Баку.
 После окончания моек. студии в 1927 молодые актёры вошли, в состав
 самаркандской Центр, гос. труппы. В том же году был осуществлён второй
 набор в студию, выпускники к-рой в основном вошли в состав узб. т-ра в
 Бухаре. 'В 1929 Центр, гос. труппа реорганизована в Гос. узб. драм. т-р
 в Ташкенте, к-рому в 1931 присвоено имя Хамзы, а в 1933- звание
 академического. Этот т-р стал ведущим т-ром республики, он способствовал
 возникновению др. театр. коллективов как в Ташкенте, так и в областных
 городах. На сцене его были осуществлены пост. пьес нац. авторов,
 произведений рус. сов. драматургии, рус. и зап.-европ. классики. Рост
 Т-ра пм. Хамзы был обусловлен одарённостью исполнителей, школой, к-рую
 прошли многие из них, и привлечением опытных рус. режиссёров. Вместе с
 тем в нач. 30-х гг. т-р испытал влияние формалистич. тенденций. Против
 этих тенденций выступали передовые деятели театр. иск-ва.
  В конце 20-х и в 30-е гг. в репертуар Т-ра им. Хамзы вошли пьесы:
 "Два коммуниста" (1929, затем переработана под названием "Разгром",
 1934), "Сожжём" (1932), "Честь и любовь" Яшена (1936), "Любовь Яровая"
 (1937), "Гроза" (1938). Этапными спектаклями явились "Гамлет" (1935) и
 "Отелло" (1941), драма Хамзы "Бай и батрак" (1939).
  На рубеже 30-х гг. в Узбекистане происходит дальнейшее развитие сети
 проф. т-ров. Создаются новые коллективы - в Намангане (1929), Бухаре и
 Самарканде (1930), Фергане (1931), а также районные и колх.-совх. т-ры.
 В 1929 на базе существовавшего с 1926 Этнографич. ансамбля во главе с М.
 Карп-Якубовым создаётся Гос. узб. муз.-драм. т-р. В том же году
 организуется ТЮЗ. Интенсивно развивается популярный в народе жанр муз.
 драмы. В 30-е гг. появляется ряд пост. этого жанра - "Гюльсара" Яшена и
 Мухамедова (1935), "Товарищи" (1930) и "Нур-хон" (1943) Яшена. В 1939
 была пост. опера "Буран" Ашрафи и С. Василенко. В этом же году на базе
 Узб. муз.-драм. т-ра организован Гос. т-р оперы и балета, к-рому в 1947
 присвоено имя Алишера Навои, в 1959- звание академического. В 1939 в
 Ташкенте создан Гос. узб. т-р муз. драмы и комедии им. Мукими.
  В годы Отечеств, войны, в тесном содружестве с мастерами временно
 эвакуированных т-ров Москвы и Украины деятели узб. иск-ва создали ряд
 патриотич. спектаклей. Среди них: "Смерть оккупантам" Яшена (1942),
 "Полёт орла" Султанова (1942), "Муканна" Алимджана (1943) - Т-р им.
 Хамзы; "Даврон ата" Яшена и Абдуллы (1941) - Т-р им. Навои, "Курбан
 Умаров" Абдуллы и Чусти (1941) - Т-р им. Мукимп.
  В послевоенный период репертуар т-ров Узбекистана значительно
 обогатился, были созданы новые пьесы узб! авторов, осуществлена пост.
 переводных пьес. В Т-ре им. Хамзы пост. пьесы, ставящие проблемы
 коммунистич. партийности и морали,- "Шёлковое сюзане" А. Каххара (1952),
 "Хуррият" Уйгуна (1958), "Люди с верой" Султанова (1960), "Я вижу
 звёзды" Азимова (1965) и др.; историко-революц. спектакли - "Путеводная
 звезда" Яшена (1958) и др.; исторнч. спектакли - "Алишер Навои" Уйгуна и
 Султанова (1945, 1948), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961). Яркое
 воплощение нашла тема борьбы народов стран зарубежного Востока за свою
 независимость - "Рассказ о Турции" Хикмета (1953), "Алжир, родина моя!"
 по Дибу (1957). Интенсивно развивается оперное иск-во; лучшие нац.
 спектакли - "Дилярам" Ашрафи (1958), "Хамза" Бабаева (1961), "Свет во
 мраке" Хамраева (1965) и др. В муз. драме совр. сюжеты вытесняют
 легендарные.
  Характерные особенности У. т.- героико-роман-тич. устремлённость,
 большая эмоциональная насыщенность в жанрах трагедии и драмы; открытое,
 непосредственное выражение чувств, приподнятость, даже торжественность
 стиля в моменты эмоционального подъёма у актёров муз. драмы (этому
 способствовал интерес к легендарным и историч. сюжетам). К созданию
 психологии, глубоких образов тяготеют мастера Т-ра им. Хамзы. Узб.
 актёрам присуще умение ярко, достоверно воспроизводить атмосферу нац.
 быта, конкретной обстановки. В жанре комедии У. т. тяготеет к ярким
 локальным сатирич. краскам, сочной комедийной игре, что связано с
 традициями старинного площадного т-ра и опирается на высоко развитое в
 народе иск-во острословия (аския).
  В 1967 в Узбекистане работал 21 театр (из них 6 в Ташкенте), в т. ч.
 3 рус. драматич. в Ташкенте, Самарканде, Фергане и 1 каракалпакский в
 Нукусе. Имеются 2 т-ра оперы и балета - академический им. Алишера Навои
 в Ташкенте и Самаркандский (открыт в 1964); узб. т-ры драмы - им. Хамзы
 в Ташкенте, им. Хамзы в Коканде, им. X. Алпмджана в Самарканде и
 Катта-Кургане, Республиканский ТЮЗ им. Ю. Ахунбабаева в Ташкенте.
 Остальные узб. т-ры, в т. ч. и один из ведущих - Т-р им. Му-кими, ставят
 спектакли жанра нац. муз. драмы, но включают также в свой репертуар узб.
 и переводные драмы; в числе этих т-ров - Ферганский т-р им. М. Горького,
 Андижанский т-р им. Ю. Ахунбабаева, Наманганский т-р им. А. Навои, т-ры
 в Бухаре, Ургенче, Карши, Термезе, Джизаке.
  В т-рах оперы и балета, в ТЮЗе и Республиканском т-ре кукол работают
 по две труппы (узб. и рус.).
  Наряду с проф. т-ром в Узбекистане всё шире развивается самодеят.
 иск-во. В 1966 насчитывалось около 5 тыс. самодеят. кружков с числом
 участников до 80 тыс. чел. Большинство кружков - смешанные,
 театрально-музыкально-танцевальные. Работает 31 нар. т-р.
  В развитие узб. театр. пск-ва значительный вклад внесли драматурги -
 Хамза Хаким-заде Ниязи, К. Яшен, Н. Сафаров, 3. Фатхуллин, У. Исмаилов,
 Уйгун, И. Султанов, А. Каххар, М. Шейхзаде, С. Абдулла, С. Азимов и др.;
 композиторы - М. Аш-рафи, Т. Садыков, Р. Глиэр, С. Василенко; режиссёры
 и актёры - М. Уйгур, А. Хидоятов, С. Ишанту-раева, Я. Бабаджанов, М.
 Миракилов, М. Кузнецова, А. Джалилов, Ш. Бурханов, А. Ходжаев, Н.
 Рахи-мов, А. Гинзбург, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, Т. Ходжаев; в опере -
 М. Кари-Якубов, М. Муха-медов, А. Насырова, Э. Юнгвальд-Хилькевич; в
 балете - Тамара Ханум, М. Тургунбаева, Г. Измайлова.
  Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Уварова Г.,
 Узбекский драматический т-р, М., 1959; Узбекский советский театр. под
 ред. А. М. Рыбника, кн. 1, Таш., 1966; Олидор О., В борьбе за
 сценический реализм, М., 1957; Фельдман Я., Характер народа и
 сценические образы, Таш., 1961. А. Р., М. Рах.
  УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ХАМЗЫ (У з - бекский государствен ныи ордена
 Ленина академический драматический театр им. Хамзы) - старейший проф.
 драм. т-р Узбекистана. Коллектив сложился на основе объединения
 участников Краевой разъездной мусульманской политич. труппы,
 организованной Хамзой Хаким-заде Ниязи в Фергане в 1917, и труппы им.
 Карла Маркса под рук. М. Уйгура, созданной в 1919 в Ташкенте. В 1920 в
 Ташкенте была создана Образцовая краевая драматич. труппа, наиболее
 одарённые участники к-рой вместе с талантливой молодёжью из
 самодеятельности были направлены в 1924 в Москву, где при Узб. доме
 просвещения открылась театр. студия. Выпускники студии составили в 1927
 ядро Центр, гос. труппы в Самарканде (с 1931 - Т-р им. Хамзы в
 Ташкенте). В 1933 т-р получил звание академического, в 1937 награждён
 орденом Ленина.
  В числе ведущих мастеров т-ра на первом этапе его деятельности были:
 М. Уйгур, А. Хидоятов, С. Ишантураева, Я. Бабаджанов, X. Исламов, М.
 Мухамедов, М. Миракилов, М. Кузнецова, А. Джалилов, С. Алимов, Л.
 Назруллаев, С. Табибуллаев, Ш. Каюмов, 3. Хидоятова,. Т. Султанова и др.
 В дальнейшем труппа пополнилась актёрамп, вышедшими из
 самодеятельности,- Ш.Бурхановым, А.Ход-жаевым, Н. Рахпмовым и др., а
 после организации в Ташкенте Театр. ин-та (1945) - его выпускниками.
  В 20-30-е гг. в т-ре, наряду с М. Уйгуром п Я. Бабаджановым, работали
 рус. режиссёры В. В. Тиханович, П. А. Алексеев, О. Г. Девпшев, С. Н.
 Воронов, В. С. Вптт и др.
  В первые годы после организации т-р показывал спектакли,
 подготовленные в студийный период:
  "Ревизор"; "Принцесса Турандот" Гоцци, а также новые узб. пьесы -
 "Фархад и Ширин" Хуршида по поэме Навои (1926), п др. В эти же годы т-р
 пост. спектакли: "Шторм" Билль-Белоцерковского (1927), "Загмук" Глебова
 (1928), "Бронепоезд 14-69" (1929);
  "Мятеж" по Фурманову (1929). В 1929 осуществлена пост. драмы К. Яшена
 "Два коммуниста". В конце 20-х гг. коллектив, объединивший лучшие творч.
 кадры республики, стал центром театр. культуры Узбекистана. Сочетая
 демократпч. традиции нац. лит-ры и иск-ва с опытом рус. т-ра, коллектив,
 преодолевая бурж. влияния, боролся за утверждение передового, реалистич.
 иск-ва.
  В нач. 30-х гг. пост. пьесы молодых узб. драматургов: "Вредители
 хлопка" Исмаплова (1930),"История заговорила" Сайда н Сафарова (1931),
 "Маска сорвана" Фатхуллина (1932). "Сожжём" (1932) и "Разгром" Яшена
 (1934), а также переводная сов. драматургия:
  "Человек с портфелем" Файко (1930), "Мой друг" Погодина,
 "Интервенция" Славина (обе в 1934) и др. Однако в эти годы в ряде пост.
 т-ра сказалось увлечение формалистич. экспериментаторством ("Ревизор",
 "Слуга двух господ" и Др.).
  В 30-е гг. т-р стал лабораторией нац. драматургии. Во 2-й пол. 30-х
 гг. т-р достигает творч. зрелости. Освоение метода социалистич.
 реализма, опыта рус. театр. культуры, развитие передовых нац. традиций
 обусловили подъём актёрского иск-ва. Значит, спектаклями этого периода
 были "Гамлет" (1935, нов. ред. 1939 и 1949) и "Отелло" (1941), гл. роли
 в к-рых играли А. Хидоятов и С. Ишантураева. Большое значение имели
 пост. узб. драматургии: "Честь и любовь" Яшена (1936), "Бай и батрак"
 Хамзы (1939), а также спектакли: "Любовь Яровая" (1937), "Егор Булычев и
 другие" (1939), "Человек с ружьём" (1940).
  В годы Великой Отечеств, войны т-ром пост. спектакли: "Олеко Дундич"
 Ржешевского и Каца, "Смерть оккупантам" Яшена, "Полёт орла" Султанова,
 "Джа-лалетдин" Шейхзаде, "Муканна" Алимджана и др., в создании к-рых
 принимали участие крупнейшие сов. режиссёры С. М. Михоэлс и И. Н.
 Берсенев.
  В послевоенные годы репертуар т-ра значительно расширился, возрос
 уровень актёрского мастерства и режиссуры (в 1951-58 и 1960-65 гл. реж.
 т-ра был А. О. Гинзбург). Т-р создал ряд спектаклей, глубоких по
 содержанию, своеобразных и смелых по форме. Продолжая развивать близкие
 узб. иск-ву нар.-ге-роич. и романтич. традиции, т-р обращается к
 углублённому раскрытию социально-психологич. сущности персонажей.
 Наиболее значит, пост. 40-60-х гг.:
  "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, новая ред. 1948), "За тех,
 кто в море!" (1947); "Хамза" Яшена и Умари (новая ред. 1949), "Мещане"
 (1951), "Ревизор" (1952); "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Рассказ о
 Турции" и "Легенда о любви" Хикмета (1953), "Разбойники" (1955); "Дочь
 Ганга" по Тагору (1956), "Алжир, родина моя!" по Дибу (1957),
 "Путеводная звезда" Яшена (1958), "Юлий Цезарь" Шекспира, "Хуррият"
 Уйгуна (обе - 1958), "Люди с верой" Султанова (1960), "Мирза Улугбек"
 Шейхзаде (1961); "Тополёк мой в красной косынке" по Айтматову (1964),
 "Жизнь женщины" ("Украденная жизнь") Моримото Каору (1965), "Король Лир"
 (1966).

<< Пред.           стр. 779 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу