<< Пред.           стр. 786 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии режиссёров и художников)
  1922. "Октябрь", текст коллективный (Курбас, худ. Меллер).
  1923. "Рур", текст коллективный (Курбас, худ. Меллер), "Газ" Кайзера
 (Курбас, худ. Меллер), "Новые идут" ЗОЗУЛЯ (Лопатинский, худ. Шкляев),
 "Джимми Хиггинс" по Синклеру (Курбас, худ. Меллер).
  1924. "Машиноборцы" Толлера (Лопатинский, худ. Меллер),
 "Человек-масса" Толлера (Игнатович, худ. Меллер), "Гайдамаки" по
 Шевченко (Курбас, худ. Петрицкий), "Макбет" по Шекспиру (Курбас, худ.
 Меллер), "Противогазы" Третьякова (Тягно, худ. Меллер), "Пошились у
 дурн?" Кро-пивницкого (Лопатинский, худ. Шкляев), "Секретарь профсоюза"
 по Л. Скотт (Тягно, худ. Меллер).
  1925. "За двумя зайцами" Старицкого (Василько, худ. Шкляев), "Коммуна
 в степях" Кулиша (Кудрицкий, худ. Симашкевич, Шкляев), "Жакерия" по
 Мериме (Тягно, ХУД. Шкляев), "Накануне" по Поповскому (Курбас, худ.
 Шкляев).
  1926. "Шпана" Ярошенко (Бортник, худ. Симашкевич, Шкляев), "Золотое
 чрево" Кроммелинка (Курбас, худ. Меллер), "Седи" Моэма и Колтона
 (Инкижинов, худ. Меллер).
  1927. "Пролог" Бондарчука, Курбаса (Курбас, худ. Симашкевич, Шкляев),
 "Савва Чалый" Карпенко-Карого (Лопатинский, худ. Симашкевич, Шкляев),
 "Король забавляется" Гюго (Тягно, худ. Шкляев), "Микадо" по Саливену
 (Инкижинов, худ. Меллер), "Яблоневый плен" Днепровского (Бортник, худ.
 Шкляев), "Октябрьский смотр", текст коллективный (Тягно, худ. Власюк,
 Меллер, Товбин).
  1928. "Бронепоезд 14-6У" (Тягно, худ. Симашкевич, Шкляев); "Народный
 Малахий" Кулиша (Курбас, худ. Меллер), "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера
 (Бортник, худ. Шифрин).
  1929. "Алло, на волне 477!", текст коллективный (Скляренко, худ.
 Меллер), "Мина Мазайло" Кулиша (Курбас, худ. Меллер).
  1930. "Завещание пана Ралка" Цымбала (Дехтяренко, худ. Влаоюк,
 Товбин), "Диктатура" Микитенко (Курбас, худ. Меллер), "97" Кулиша
 (Дубовик, худ. Меллер).
  1931. "Неизвестные солдаты" Первомайского (Скляренко, худ. Власюк,
 Товбин), "1905 год на ХТЗ", текст коллективный (Дубовик), "МРТО", текст
 коллективный (Дехтяренко, худ. Власюк, Товбин), "Товарищ женщина", текст
 коллективный (Чистякова, Ищенко, худ. Власюк, Товбин), "Четыре
 Чемберлена", текст коллективный (Балабан, худ. Меллер), "Кадры"
 Микитенко (Дубовик, худ. Власюк, Товбин), "Рождение гиганта", текст
 коллективный (Курбас, худ. Власюк, Меллер, Товбин).
  1932. "Плацдарм" Ирчан (Балабан, худ. Власюк, Товбин), "Местечко
 Ладеню" Первомайского (Дехтяренко, худ. Власюк, Товбин), "Тетнулд"
 Дадиани (Скляренко, худ. Меллер), "Хозяин" Карпенко-Карого (Скляренко,
 худ. Меллер).
  1933. "Господин де-Пурсоньяк" Мольера (Курбас, худ. Власюк, Товбин),
 "Маклена Граса" Кулиша (Курбас, худ. Меллер), "Гибель эскадры"
 Корнейчука (Тягно, худ. Меллер).
  1934. "Бастилия Божьей матери" Микитенко (Дубовик, худ. Меллер),
 "Ледоход" Мизюна (Ищенко, худ. Довгаль), "Смерть лэди Грей"
 Голованивского (Игнатович, худ. Товбин, Коваленко), "Мартын Боруля"
 Карпенко-Карого (Скляренко, худ. Косарев), "Восточный батальон" Прута и
 бр. Тур (Скляренко, худ. Власюк).
  1935. "Платон Кречет" (Тягно, худ. Шифрин); "Сон" по Шевченко
 (Дубовик, худ. Греченко), "Портрет" Афиногенова (Крушельницкий, худ.
 Меллер), "Принц Лутоня" по Курочкину (Веселов, худ. Власюк).
  1936. "Васса Железнова"' (Дубовик, худ. Власюк); "Глубокая провинция"
 Светлова (Крушельницкий, худ. Меллер), "Дай сердцу волю - заведёт в
 неволю" Кропивницкого (Крушельницкий, худ. Греченко), "Пошились у дурн?"
 Кропивницкого (Коваленко, худ. Греченко).
  1937. "Банкир" Корнейчука (Дубовик, худ. Власюк), "Пушкинский
 спектакль" (Черкашин, худ. Греченко), "Любовь Яровая" (Попов, худ.
 Арапов); "Очная ставка" Шейнина (Дубовик, Воронов, худ. Тряский,
 Уманский), "Правда" Корнейчука (Крушельницкий, худ. Меллер).
  1938. "Гроза" (Крушельницкий, худ. Власюк); "Кубанцы" Ротко (Дубовик,
 худ. Чернышев), "Земля" Вирты (Воронов, Марьяненко, худ. Меллер),
 "Честь" Мдивани (Воронов, худ. Ахвледиани), "Будни" Голикова (Коваленко,
 худ. Чернышев), "Жена Клода" Дюма-сына (Дубовик, худ. Греченко).
  1939. "Назар Стодоля" Шевченко (Воронов, Веселов, худ. Греченко),
 "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (Крушельницкий, худ. Меллер), "Мать"
 Чапека (Дубовик, худ. Товбин).
  1940. "Простые сердца" Паустовского (Крушельницкий, ХУД. Меллер),
 "Лес" (Норд, худ. Сапегин); "Романтики" Ростана (Воронов, худ.
 Греченко), "Сашка" Финна (Тягно, худ. Власюк), "Евгения Гранде" по
 Бальзаку (Черкашин, худ. Греченко), "В степях Украины" Корнейчука
 (Крушельницкий, худ. Меллер), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему
 (Дубовик, худ. Тышлер).
  1941. "Талан" Старицкого (Воронов, худ. Греченко), "Мария Тюдор" Гюго
 (Однопозов, худ. Винник).
  1942. "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (Василько, худ. Меллер),
 "Русские люди" (Василько, худ. Греченко).
  1943. "Назар Стодоля" Шевченко (Дубовик, худ. Греченко), "Фронт"
 (Крушельницкий, худ. Меллер).
  1944. "Миссия м-ра Перкинса в страну большевиков" Корнейчука
 (Дубовик, Крушельницкий,- худ. Греченко, Меллер), "Офицер" Полторацкого
 (Дубовик, худ. Греченко).
  1945. "Осада Лейдена" Штока (Лишанский, худ. Тряс-кнн).
  1946. "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (Крушель-ннцкий, Черкашин,
 худ. Греченко), "Дорога в Нью-Йорк", инсц. Малютина по Р. Рискину
 (Дубовик, худ. Иоффе), "Гроза" (Дубовик, худ. Власюк); "Лисички" Хельман
 (Лишанский, худ. Кривошеина, Коваленко), "Ярослав Мудрый" Кочерги (Гос.
 пр. СССР, 1947; Крушельницкий, худ. Косарев, Греченко), "Далеко от
 Сталинграда" Сурова (Крушельницкий, худ. Власюк).
  1947. "Старые друзья" Малюгина (Черкашин, худ. Греченко), . "Егор
 Булычев и другие" (Норд, худ. Власюк);
  "Молодая гвардия" по Фадееву (Крушельницкий, худ. Греченко, Меллер),
 "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (Норд, ХУД. Альшиц), "Генерал Ватутин"
 Дмитерко (Дубовик, худ. Греченко) (Гос. пр. СССР, 1948).
  1948. "Волки и овцы" (Глаголин, худ. Назаров); "Софья Ковалевская"
 ("Мечта жизни") бр. Тур (Дубовик, худ. Греченко), "Вас вызывает Таймыр"
 Исаева и Галича (Ошеров-ский, худ. Греченко), "Шельменко-денщик"
 Квитки-Основьяненко (Покотило, худ. Греченко), "Закон чести" Штейна
 (Киншина, Воронов, худ. Иоффе), "Макар Дубрава" (Крушельницкий,
 Черкашин, худ. Греченко); "Коварство и любовь" (Глаголин, худ. Иоффе).
  1949. "На той стороне" Барянова (Киншина, Ошеровский, худ. Иоффе),
 "За вторым фронтом" Собко (Дубовик, худ. Греченко), "Заговор обречённых"
 Вирты (Дубовик, Крушельницкий, худ. Греченко), "Мирандолина" Гольдони
 (Глаголин, худ. Иоффе), "Овод" по Войнич (Глаголин, худ. Иоффе),
 "Солнечный дом" Симукова (Киншина. худ. Греченко), "Повесть о
 неизвестном" Савельева (Воронов, худ. Винник).
  1950. "Навеки вместе" Дмитерко (Крушельницкий, худ. Греченко), "Голос
 Америки", Лавренёва (Глаголин, худ. Иоффе), "Калиновая роща" Корнейчука
 (Крушельницкий, худ. Греченко), "Жизнь начинается вновь" Собко (Киншина,
 худ. Иоффе), "Платон Кречет" (Воронов, худ. Греченко);
  "Студент 3-го курса" Борозиной и Давидсона (Киншина, худ. Греченко),
 "Потерянный дом" Михалкова (Глаголин, худ. Константинов).
  1951. "Люди доброй воли" Мдивани (Дубовик), "Гибель эскадры"
 Корнейчука (Воронов, худ. Меллер), "Мартын Боруля" Карпенко-Карого
 (Крушельницкий, Воронов, худ. Греченко), "В наши дни" Софронова (Норд,
 Воронов, худ. Греченко).
  1952. "Ревизор" (Норд, худ. Греченко); "Зайка-зазнайка" Михалкова
 (Киншина, Ходкевич, худ. Константинов), "Как закалялась сталь" (Воронов,
 худ. Иоффе), "Отелло" (Глаголин, худ. Греченко); "Лимеривна" Мирного
 (Крайни-ченко, худ. Винник), "С любовью не шутят" Кальдерона (Глаголин,
 худ. Иоффе), "Перед грозой" Маляревского (Ог-лоблнн, худ. Греченко),
 "Любовь на рассвете" Галана (Норд. худ. Власюк).
  1953. "Не называя фамилий" Минко (Оглоблин, худ. Греченко), "Назар
 Стодоля" Шевченко (Крайниченко, худ. Греченко), "Марине" Бараташвили
 (Киншина. худ. Константинов), "Ангел хранитель из Небраски" Якобсона
 (Норд, худ.
  Иоффе), "Легенда о любви" Хикмета (Глаголин, худ. Греченко).
  1954. "Дочь прокурора" Яновского (Гаккебуш, худ. Винник),
 "Подснежники" Дмитерко (Оглоблин, худ. Греченко), "Гулящая" Мирного,
 инсц. Крайниченко (Крайниченко, худ. Греченко), "Годы странствий"
 Арбузова (Киншина, худ. Константинов).
  1955. "Крылья" Корнейчука ' (Норд, худ. Греченко). "Персональное
 дело" Штейна (Норд, худ. Власюк), "Дороги людские" Дмитерко (Оглоблин,
 худ. Греченко), "На бойком месте" (Глаголин, худ. Матвеев); "В добрый
 час!" Розова (Оглоблин, худ. Греченко), "Первая весна" Николаевой,
 Радзинского (Крайниченко, худ. Константинов), "Привидения" (Оглоблин,
 худ. Меллер).
  1956. "Человек ищет счастья" Школьника (Глаголин, худ. Чернышев), "У
 каждого своя цель" Баша (Оглоблин, худ. Греченко), "Гамлет" (Норд, худ.
 Греченко); "Лиззи Мак-Кей" Сартра (Глаголин, худ. Винник),
 "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (возобновление Киншина, худ. Тышлер),
 "Ой, пойду я в Бориславку" по Франко (Сердюк, Ходкевич, худ. Греченко).
  1957. "Улица Трёх соловьев, 17" Добричанина (Кинши-на, худ. Щеглов),
 "В золотой раме" Дмитерко (Оглоблпн. худ. Цибин), "Когда цветёт акация"
 Винникова (Крайниченко, худ. Греченко), "Почему улыбались звёзды"
 Корнейчука (Норд, худ. Греченко).
  1958. "Мой друг" Погодина (Оглоблин, худ. Греченко), "В поисках
 радости" Розова (Крайниченко, худ. Власюк), "Савва Чалый"
 Карпенко-Карого (Сердюк, Ходкевич, худ. Греченко), "Тиха украинская
 ночь" Купченко (Киншина, худ. Константинов), "Третья патетическая"
 Погодина (Норд. худ. Греченко), "Дорога через Сокольники" Раздольского
 (Даниленко, худ. Матвеев).
  1959. "Кровь людская - не водица" по Стельмаху (Крайниченко, худ.
 Греченко), "Всеми забытый" Хикмета (Норд, худ. Константинов),
 "Незнакомые люди" Устинова (Киншина, худ. Старостенко), "Дальняя луна"
 Го-лованивского (Сердюк, худ. Греченко), "Исповедь Юлиана" Минко (Норд,
 худ. Греченко).
  1960. "День рождения" Печенежского (Крайниченко, худ. Греченко),
 "Неравный бой" Розова (Сердюк, Киншина, худ. Греченко), "Радостный
 берег" Муратова (Норд, худ. Чернышев), "День чудесных обманов" Шеридана
 (Крайниченко, худ. Щеглов).
  1961. "Над Днепром" Корнейчука (Норд, худ. Греченко), "Гайдамаки"
 Шевченко, инсц. Курбаса (Сердюк, Крайниченко, худ. Греченко), "Сибирская
 новелла" Митрофа-нова (Киншина, худ. Батий), "Потерянный сын" Арбузова
 (Норд, худ. Сельвинская), "Антеи" Зарудного (Сердюк, худ. Греченко).
  1962. "Щедрый вечер" Блажека (Крайниченко, худ. Греченко), "Фараоны"
 Коломийца (Ходкевич, худ. Батий), "Один год" Германа (Норд, худ.
 Греченко), "Маруся Богу-славка" Старицкого (Сердюк, худ. Греченко),
 "Страшнее врага" Д'Аля и Ракова (Крайниченко, худ. Щеглов), "Голубая
 рапсодия" Погодина (Киншина, худ. Греченко).
  1963. "Перед ужином" Розова (Норд, худ. Греченко), "Под одной из
 крыш" Аграненко (Резников, худ. Греченко), "Двое на качелях" Гибсона
 (Крайниченко, худ. Костю-ченко), "Бригантина" Коростылёва (Михайлин,
 худ. Куже-лев, Чурсин).
  1964. "Марина" Зарудного (Крайниченко, худ. Греченко), "Футбол"
 Кантона и Беллака (Загоруйко, худ. Альшиц), "Двенадцатая ночь"
 (Глаголин, худ. Чурсин, Кужелев, Медведев); "До свидания, мальчики" по
 Балтеру (Норд, Загоруйко, худ. Греченко), "В день свадьбы" Розова
 (Та-нюк, худ. Греченко).
  1965. "Страница дневника" Корнейчука (Загоруйко, худ. Костюченко),
 "Стасик-Следопыт" Школьника (Киншина, худ. Батий), "На диком бреге"
 Полевого, Радзинского (Кононенко, худ. Греченко), "Каса маре" Друце
 (Загоруйко, худ. Костюченко), "Жена Клода" Дюма-сына (Литко, худ.
 Костюченко), "Тарас Бульба" по Гоголю, инсц. И. Бара-баша (Смоляк, худ.
 Греченко), "Между ливнями" Штейна (Загоруйко, худ. Греченко), "Человек
 за бортом" Школьника (Литко, худ. Греченко).
  1966. "Расплата" Корнейчука, "Кто за, кто против" Заг-ребельского,
 "Планета Сперанта" Коломийца, "Влюбленные сердца" Барабаша, "Украли
 консула" Мдивани, "Каменный властелин" Л. Украинки.
  Лит.: Укранський драматичний театр. т. 2, К., 1959;
  П ? с к у н ?., Укранський радянський театр. К., 1957;
  Попова Л., Харьковский Гос. ордена Ленина академич. драматический
 театр им. Т. Г. Шевченко, К., 1960; Г о р -б е н к о А., Творческий путь
 театра, X., 1960. А. Гоъ.
  УКРАИНСКИЙ ЗАПОРОЖСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЩОРСА - см.
 Запорожский театр им. Щорса.
  УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ И. К.
 КАРПЕНКО-КАРОГО. Основан в 1934 на базе Муз.-драм. пн-та им. Н. В.
 Лысенко (организован в 1918). Готовит деятелей дра-матич. т-ра, имеет
 факультеты: режиссёрский, актёрский, театроведческий, с 1961
 киноведческий. В 1945 ин-ту присвоно имя И. К. Карпенко-Карого.
 Мастерство актёра и режиссуру в ин-те преподавали:
  А. М. Бучма, К. П. Хохлов, П. Игнатович, Г. П. Юра, А. С. Курбас, В.
 В. Сладкопевцев, М. М. Старицкая, Б. Ф. Тягно, В. Б. Вильнер, Б. Н.
 Норд. Среди педагогов ин-та были: М. М. Крушельницкпй, В. И. Харченко,
 П. М. Нятко, В. А. Нелли, Н. К. Йосипенко, И. И. Чабаненко, С. М.
 Ткаченко (директор ин-та в 1947-60) п др. С 1961 директор пн-та - засл.
 деят. иск-в УССР И. И. Чабаненко. С 1965 ректор - В. А. Кудин. Среди
 воспитанников ин-та: нар. арт. СССР Д. И. Антонович, Бучма, В. Г. Магар,
 Б. В. Романицкий, Ф. И. Радчук, А. И. Сердюк; нар. арт. УССР А. М.
 Ватуля, Л. Ф. Дубовик, В. А. Данченко, Н. П. Д оценке, В. М. Скляренко,
 Тягно и др. С 1966 при нн-те создан учебный т-р-студпя. С. Б.
  УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЗАНЬКОВ‚ЦКОЙ - см.
 Занъковецкой имени театр.
  УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (г.
 Дрогобыч) - первый т-р этого р-на Зап. Украины. Создан в 1940, вскоре
 после освобождения зап.-укр. земель. В годы войны т-р прервал работу.
 Среди лучших спектаклей 50-60-х гг.: "Егор Булычев и другие" (1952),
 "Кремлёвские куранты" (1956); "Тарас Буль-ба" по Гоголю (1958), "Ой,
 пойду я в Бориславку" по И. Франко (I960), "Ромео и Джульетта" Шекспира
 (1963). В труппе т-ра (1966): засл. арт. УССР Л. Пи-линская, В. Цимбал;
 артисты Г. Прокопец, Р. Се-реженко, С. Орловская, О. Масляник, М.
 Недошит-ко и др. Б. Кор.
  УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - см. Львовский театр оперы
 и балета имени И. Франко.
  УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - см. Львовский театр юного
 зрителя имени М. Горького.
  УКРАИНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ. Открылся в 1927. Возник
 из самодеятельного кружка "Красный галстук". Основатели т-ра:
  В. Кредин (гл. режиссёр), Д. Юштейн, А. Герасимен-ко, А. Карлин, Г.
 Патенко, художник Б. Трегубов. В 1937-45 гл. реж. т-ра - К. Францев, в
 1945-59 - А. Оселедчик. В 1948 т-ру присвоено имя 30-летия ВЛКСМ. В 1959
 реорганизован в Украинский муз.-драм. т-р.
  Пост. спектакли: "Вильгельм Телль" Шиллера (1929), "Шестеро любимых"
 Арбузова, "Чудесный сплав" Кир-шона (1935), "Не было ни гроша, да вдруг
 алтын" (1936); "Белеет парус одинокий" Катаева (1938), "Молодая гвардия"
 (1947); "Юность отцов" Горбатова
  (1947), "Снежок" Любимовой (1948), "Аттестат зрелости" Гераскиной
 (1951), "Испанцы" Лермонтова
  (1948), "Котигорошко" Шияна (1948), "Ромео и Джульетта" Шекспира
 (1950), "Вей, ветерок!" Райниса (1952), "Сон князя Святослава" Франко
 (1954), "Барабанщица" Салынского (1959). С. Б.
  УКРАИНСКИЙ ОДЕССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ -
 см. Одесский театр имени Октябрьской революции.
  УКРАИНСКИЙ ОДЕССКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - см. Одесский театр оперы и
 балета.
  УКРАИНСКИЙ ОДЕССКИЙ ТЕАТР ИНОГО ЗРИТЕЛЯ - см. Одесский театр юного
 зрителя имени Н. Островского.
  УКРАИНСКИЙ ПОЛТАВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ГОГОЛЯ - см. Полтавский украинский
 музыкально-драматический театр имени Н. В. Гоголя.
  УКРАИНСКИЙ ТЕАТР. Истоки У. т. - в трудовых песнях, обрядах и играх
 восточнославянских племён ("Вратарь", "Гуси", "Просо", "Перепёлка",
 "Дед",
  "Коза", "Меланка", "Коструб" и др.). Зрелищно-драма-тич. элементами
 богаты также укр. свадебные обряды. У. т. в своих истоках тесно связан с
 культурой Киевской Руси (на фресках Софийского собора в Киеве 11 в.
 имеется изображение скоморохов).
  Первые сохранившиеся образцы лит. драмы относятся к 17 в. Укр.
 комедия формировалась на основе интермедий - бытовых сценок, входивших в
 религиозные драмы.
  Период освободительной борьбы укр. народа с шляхетской Польшей (конец
 16-1-я пол. 17 вв.), завершившийся воссоединением Украины с Россией
 (1654), сопровождался подъёмом культуры укр. народа. В 1-й пол. 17 в.
 возникает школьный т-р (театр. представления в духовных школах и в
 Киево-Могилянской коллегии). Наряду с произведениями
 религиозно-назидательного характера здесь ставятся пьесы на исто-рич.
 сюжеты, в к-рые проникают и социально-сати-рич. элементы. В школьном
 т-ре ставились: трагедо-комедия Феофана Прокоповича "Владимир" (1705) -
 о борьбе христианства с язычеством, аллегорически изображавшая
 реформаторскую деятельность Петра 1, и "Милость божия..." (1728, автор
 неизвестен) - о борьбе украинского народа под рук. Богдана Хмельницкого
 против панской Польши. Первая попытка изложения теории сценического
 искусства была предпринята Феофаном Прокоповичем в трактате "Об
 искусстве поэзии".
  В 17-19 вв. получает развитие нар. кукольный т-р - вертеп.
 Антикрепостнич. мотивы, высмеивание церковников, ненависть к
 угнетателям, сатирич. и жизнеутверждающий характер представлений вертепа
 сближали его с рус. Петрушкой и белорус. батлейкой. Вертеп способствовал
 развитию укр. нар. комедийного т-ра.
  В конце 18 - нач. 19 вв. в ряде помещичьих усадеб создаются
 крепостные балетные и оперно-драмати-ческие труппы (крепостные т-ры Д.
 И. Ширая, Г. С. Тарновского, И. О. Хорвата и др.). Возникают также
 любительские драм. кружки среди дворянства и чиновничества. В этих
 спектаклях принимают участие И. А. Крылов, В. В. Капнист, В. А. Гоголь
 (отец), Н. В. Гоголь, Н. В. Кукольник и др. В нач. 19 в. создаются
 передвижные русско-украинские коллективы. В Харькове, Киеве, Одессе и
 др. городах строятся первые театр. здания.
  Совместная борьба рус. и укр. народов против иноземных поработителей
 в период Отечественной войны 1812 и вызванный этими событиями мощный
 патрио-тич. подъём способствовали дальнейшему развитию т-ра. Основу укр.
 театр. иск-ва заложили пьесы И. П. Котляревского "Наталка-Полтавка",
 "Солдат-чародей" и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненко "Шель-менко,*
 волостной писарь", "Шельменко-денщик", "Сватанье на Гончаровке". Первая
 постановка "Наталки-Полтавки" на сцене Полтавского т-ра (1819) с
 участием М. С. Щепкина считается началом проф. У. т. Великий рус. актёр
 вместе с И. П. Котляревским руководил деятельностью полтавской труппы,
 помогал исполнителям овладевать мастерством. За утверждение реализма и

<< Пред.           стр. 786 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу