<< Пред.           стр. 787 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 демократич. направления в У. т. вместе с Щепкиным боролись выдающиеся
 укр. актёры-реалисты К. Т. Соленик, И. X. Дрейсиг и др. Они вводили в
 репертуар рус. классич. драматургию ("Недоросль", "Горе от ума",
 "Ревизор", "Женитьба" и др.). Гастроли на Украине выдающихся рус.
 актёров укрепляли творч. связи передовых деятелей рус. и укр. т-ров.
 Большое влияние на формирование эстетич. принципов У. т. оказало
 творчество Т. Г. Шевченко.
  Во 2-й пол. 19 в. У. т. достигает высокого развития, несмотря на
 административно-цензурные притеснения со стороны царского правительства
 (указы и циркуляры 1863, 1876, 1881 о запрещении сценич. представлении
 "на малорусском наречии", переводов пьес на укр. яз., об обязательной
 постановке в один вечер наряду с укр. также рус. пьесы и т. п.). В этот
 период отчётливо проявились две тенденции в развитии укр. театр.
 иск-ва-революционно-демократическяя и буржуазно-либеральная. Передовые
 традиции Котлярев-ского, Шевченко, Щепкина, Соленика развивали М. П.
 Старицкий, М. Л. Кропивницкий, И. К. Кар-пенко-Карый, П. К.
 Саксаганский, А. П. Затыркевич-Карпинская и М. К. Заньковецкая.
 Прогрессивные деятели У. т. связывали борьбу за народность и реализм в
 нац. иск-ве с освободительными идеями, протестом против социального и
 нац. гнёта, против административного произвола, шовинизма и национализма
 господствующих классов. Укр. драматургия стала основой для формирования
 таланта выдающихся укр. актёров-реалистов. В пьесах Старицкого,
 Кропивниц-кого, Карпенко-Карого, Панаса Мирного, изображающих социальное
 неравенство, показывающих социальную дифференциацию крестьянства,
 хищничество сельской буржуазии, бесправную участь бедняков, укр. актёры
 раскрывали жизнеутверждающую силу и мудрость народа, его духовное
 богатство, в спек' таклях, посв. историч. прошлому, воссоздавали картины
 борьбы украинцев с иноземными захватчиками, патриотич. подвиги народа.
 Протест против общественного неравенства, утверждение веры в лучшее
 будущее получили яркое выражение в пост. пьес И. Я. Франко, Леси
 Украинки.
  В 80-х гг. 19 в. организовались укр. театр. труппы Кропивницкого,
 Старицкого, Саксаганского. Они то объединялись, то существовали
 самостоятельно, разъезжая по городам Украины и России. В этих труппах
 работали талантливые актёры: М. К. Заньковецкая, И. А. Марьяненко, А. И.
 Борисоглебская, Ф. В. Левицкий, И. В. Загорский, А.Н. Максимович, В. Е.
 Грицай, Л. П. Линицкая, Д. Н. Мова и др. У. т. 2-й пол. 19 в. следовал
 реалистич. традициям Щепкина и Соленика. Он развивался под воздействием
 творчества великих рус. актёров - М. Н. Ермоловой, П. А. Стрепетовой, М.
 Г. Савиной, В. Н. Давыдова, иск-ва Малого, позднее Художественного
 т-ров. Укр. демократич. т-р, утверждавший на сцене жизненную правду и
 принципы художественного реализма, находил горячую поддержку среди
 передовой части рус. общества (гастроли укр. трупп в Москве и Петербурге
 в 1886, 1887, 1901-02; пост. в Малом т-ре, вопреки цензурным
 запрещениям, пьесы "Назар Стодоля" Шевченко, 1877, пьес
 Квитки-Основьяненко, Кот-ляревского и др.).
  На зап.-укр. землях, входивших тогда в состав Австро-Венгрии, проф.
 У. т. был основан в 1864 Е. В. Бачинским. Здесь работали талантливые
 актёры и режиссёры Т. О. Бачинская, И. Гриневецкий, В. К. Плошевский, К.
 О. Подвысоцкий, В. М. Юрчак, Е. А. Рубчакова, И. Д. Стадник, И. Д.
 Рубчак. Они следовали реалистич. принципам У. т. Надднепров-ской
 Украины. Укреплению реалистич. позиций зап.-укр. т-ра способствовал
 своими пьесами и теоретич. работами И. Я. Франко.
  После подавления рус. революции 1905-07 У. т. переживал тяжёлый
 творч. кризис. Националистич. реакция и великодержавный шовинизм мешали
 развитию укр. нац. иск-ва. Многие труппы прекратили своё существование.
 Только т-р Садовского, игравший в киевском Нар. доме, сумел сохранить
 лучшие реалистич. традиции укр. сценич. иск-ва. Здесь ставились
 произведения укр. классич. драматургии, а также "Ревизор", "Женитьба",
 "Доходное место".
  Подлинный расцвет У. т. наступил после Октябрьской революции. Т-ры
 были переданы в ведение Наркомпроса. При них созданы художеств. советы,
 ставились бесплатные спектакли для красноармейцев и рабочих. Для.
 приобщения к т-ру широких масс зрителей организовывались передвижные
 т-ры. Особое внимание уделялось подготовке нового репертуара. Возникли
 новые формы массово-агитационных представлений (театрализованные
 инсценировки на площадях, спектакли агитпоездов и т. д.), первые
 рабоче-крестьянские т-ры. Появлялись новаторские сов. т-ры, выступавшие
 как наследники и продолжатели реалистич. традиций искусства и вместе с
 тем как разведчики новых путей в иск-ве. Такими т-рами были: Киевский
 драм. т-р им. Т. Г. Шевченко (осн. в 1919; ныне в Днепропетровске),
 Драм. т-р им. И. Я. Франко (осн. в 1920 в Виннице, с 1926 в Киеве),
 киевский т-р "Берез?ль" (осн. в 1922, с 1926 в Харькове, с 1935
 переименован в Т-р им. Шевченко), Киевский драм. т-р им. М. К.
 Заньковецкой (осн. в 1922; ныне во Львове), Одесский укр. драм. т-р им.
 Октябрьской революции (1925) и др. Организуются т-ры юного зрителя.
  Строительство нового, сов. т-ра на Украине проходило в борьбе с бурж.
 национализмом, формализмом и космополитизмом, оказавшими влияние на
 работу нек-рых т-ров (студия Пролеткульта, т-р "Берез?ль" и др.). Но
 развитие передовой сов. культуры, социалистической по содержанию,
 национальной по форме, определяло высокую идейность и реалистич.
 направленность У. т. Новая сов. драматургия способствовала формированию
 сценич. иск-ва, росту и совершенствованию актёрского мастерства. Т-ры
 всё теснее связывали свою творч. деятельность с задачами социалистич.
 строительства. Они ставили также пьесы Карпенко-Карого, Кропивницкого,
 Леси Украинки, Шевченко, Франко, Гоголя, Горького, Бомарше, Мольера,
 стремясь по-новому раскрыть идейное содержание этих произведений.
  Героич. т-р, возникший в Харькове в 1921, впервые на укр. сцене
 осуществил пост. "Мистерпп-Буфф" Маяковского (1921). В сер. 20-х гг. Т-р
 им. И. Я. Франко пост. пьесы: "97" Кулиша, "Поджигатели" Луначарского
 (1924), "Воздушный пирог" Ромашова (1925). Т-р "Берез?ль" осуществил
 остро публицистич., агитац. пост.: "Октябрь" (1922), "Рур" (1923)-текст
 коллективный, "Джимми Хиггинс" по Синклеру (1923), "Пролог" Бондарчука
 (1927). Здесь пост. "Коммуна в степях" Кулиша (1925), "Яблоневый плен"
 Днепровского (1927). В Т-ре им. Т. Г. Шевченко (Днепропетровск) пост.
 "Когда народ освобождается" Мамонтова (1929) и "Яд" Луначарского (1926).
 В Т-ре им. М. К. Заньковецкой шли пьесы И. А. Кочерги ("Фея горького
 миндаля", 1926), Я. А. Мамонтова ("Над бездной", 1923, "Ave Maria",
 1924, "До третьих петухов", 1925), Е. М. Кротевича ("Сентиментальный
 чёрт", 1923) и др.
  В 20-е гг. формируется мастерство нового поколения режиссёров и
 актёров-А. С. Курбаса, Г. П. Юры, Б. В. Романицкого, В. С. Василько, А.
 М. Буч-мы, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шумского, ставших впоследствии выдающимися
 деятелями У. т. Укреплению реалистич. позиций молодых театр. коллективов
 помогали старые мастера укр. сцены - П. К. Саксаганский, М. К.
 Заньковецкая. Расширяется сеть т-ров, укрепляется их актёрский и
 режиссёрский состав, создаются колх. т-ры. Значительных творч. удач т-ры
 достигли в пост. пьес рус. сов. драматургии: "Любовь Яровая" (Одесский
 т-р им. Октябрьской революции, 1927, Днепропетровский т-р им. Т. Г.
 Шевченко, 1927);
  "Мятеж" по Д. А. Фурманову (Т-р им. Франко,1928), "Бронепоезд 14-69"
 (т-р "Берез?ль", 1928) и др. В репертуар т-ров широко входят пьесы И. К.
 Микптен-ко ("Диктатура", "Светите, звёзды", "Девушки нашей страны",
 "Соло на флейте" и др.).
  Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке
 литературно-художественных организаций" определило новый подъём в
 развитии нац. драматургии. Произв. укр. драматурга А. Е. Корнейчука
 ("Гибель эскадры", "Платон Кречет", "В степях Украины, "Правда") были
 пост. в большинстве т-ров Украины и во мн. т-рах др. республик СССР. В
 репертуар У. т. входили пьесы И. А. Кочерги-"Свадьба Свички" (Т-р им.
 Заньковецкой, Т-р им. Шевченко), "Мастера времени" ("Часовщик и курица")
 (Т-р им. Франко, Т-р им. Шевченко и др.). Выдвигаются и др. укр.
 драматурги: Ю. И. Яновский ("Завоеватели"), Л. С. Первомайский
 ("Коммольцы", "Ваграмова ночь"), В. А. Суходольскнй ("Устим Кармалюк").
  В 30-х гг. на сцене У. т. ставятся пьесы рус. сов. авторов: "Выстрел"
 Безыменского (1931), "Страх" Афиногенова (1932) - Т-р им. Франко, "Мой
 друг" (1934), "Аристократы" (1936) Погодина, "Любовь Яровая" (1936)-Т-р
 им. Заньковецкой; "Первая Конная" Вишневского (1930), "Интервенция"
 Славина (1933), "Оптимистическая трагедия" (1934) - Днепропетровский т-р
 им. Шевченко.
  Значит, успехов достигает У. т. в работе над классикой: "Дон Карлос"
 (1936); "Последние" Горького (1937), "Борис Годунов" (1937); "Последняя
 жертва" Островского (1939), "Украденное счастье" Франко (1940),
 "Ревизор" (1938), "Много шума из ничего" (1940) - Т-р им. Франко; "Дай
 сердцу волю, заведёт в неволю" Кропивницкого (1936), "Васса Же-лезнова"
 (1936), "Гроза" (1938), "Лес" (1940); "Талан" Старнцкого (1941) - Т-р
 им. Шевченко; "Васса Же-лезнова" (1936), "Последние" (1938), "На дне"
 (1940)- Т-р им. Заньковецкой; "Гроза" (1941J - Днепропетровский т-р им.
 Шевченко и др.
  Расцвет сов. У. т. в предвоенные годы определяется дальнейшим
 совершенствованием актёрского и режиссёрского иск-ва. Крупнейшими
 деятелями всего сов. т-ра стали актёры и режиссёры: Г. П. Юра, А. М.
 Бучма, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шумский, Б. В. Ро-манпцкий, М. М.
 Крушельнпцкнй, И. А. Марьянен-ко, В. С. Василько и др. Ряды мастеров
 укр. сцены пополнились деятелями т-ра, творчество к-рых развернулось в
 30-е гг.: К. П. Кошевскпй, А. И. Сердюк, А. М. Ватуля, Д. И.
 Антонович-Будько, Л. М. Гак-кебущ, В. С. Яременко, Д. А. Дударев, Д. Е.
 Ми-лютенко, Л. В. Мациевская, Ф. А. Барвинская, М. X. Пилипенко, В. Н.
 Чистякова, В. А. Любарт, П. М. Нятко, Б. Ф. Тягно, С. В. Федорцева, Е.
 А. Ос-мяловская, В. Н. Добровольский, П. Т. Сергиенко, Е. П.
 Пономаренко, П. В. Куманченко, Д. И. Козач-ковский; художники: А. Г.
 Петрицкий, В. Г. Меллер и мн. др.
  В период Отечеств, войны деятели У. т. приняли участие во всенародной
 борьбе с врагом. Несмотря на тяжёлые условия военного времени,
 эвакуацию, мн. У. т. создали значит, спектакли, посв. героич. борьбе
 сов. народа. После изгнания фашистских захватчиков т-ры возобновили свою
 творч. деятельность на освобождённой от оккупации территории.
  Постановления ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У о репертуаре драм. т-ров,
 выдвинувшие перед драматургами и деятелями театр. иск-ва задачу создания
 ярких, художественно полноценных произведений о жизни и героич. труде
 сов. людей, определили идейно-творч. направленность работы У. т. На
 сцене ведущих У. т. были пост. спектакли о Великой Отечеств, войне:
  "Молодая гвардия" 'по Фадееву (1947), "Профессор Буйко" Баша (1949) -
 Т-р им. Франко, "Генерал Ватутин" Дмитерко (1947) - Т-р им. Шевченко; о
 людях Донбасса: "Макар Дубрава" (1948), о борьбе с пережитками в среде
 колх. крестьянства: "Калиновая роща" Корнейчука (1950) (оба в Т-ре им.
 Франко); спектакли на нсторич. и историко-революц. сюжеты:
  "Ярослав Мудрый" Кочерги и "Навеки вместе" Дмитерко (Харьковский т-р
 им. Шевченко-1946, 1950, Днепропетровский т-р-Гос. пр. СССР, 1951, и
 др.).
  Тема борьбы за мир нашла отражение в спектаклях: "За вторым фронтом"
 Собко (Т-р им. Франко, 1949), "Голос Америки" Лавренёва (Одесский т-р
 им. Октябрьской революции, 1950). Продолжалась работа над пост.
 произведений класспч. драматургии:
  "Вишнёвый сад" (1946), "Без вины виноватые" (1948) - Т-р им. Франко,
 "Недоросль" (Львовский ТЮЗ, 1948), "Мещане" (Т-р им. Заньковецкой,
 1950); "Сто тысяч" (1945), "Житейское море" (1948), "Мартын Боруля"
 (1950) Карпенко-Карого - Т-р им. Франко, "Земля" по О. Ю. Кобылянской
 (1947)-Черновицкий т-р и др.
  В сер. 50-х гг. открылись новые перспективы для развития всего сов.
 многонационального иск-ва и, в частности, для У. т. Обогащается его
 репертуар, арсенал выразительных средств.
  Укр. т-ры создают много ярких спектаклей о современности, историч. и
 историко-революц. спектаклей, углубляют сценич. истолкование классики:
 "Дума о Британке" Яновского (1957), "Свадьба Свнчки" Кочерги (1960),
 "Фараоны" Коломийца (1961), "Оптимистическая трагедия" (1961) - Т-р им.
 Франко;
  "Гамлет" (1956); "Почему улыбались звёзды" Корнейчука (1957), "Кровь
 людская - не водица" по Стельмаху (1959) - Т-р им. Шевченко; "Фауст и
 смерть" Левады-Т-р им. Заньковецкой (1960); "Волчица" по О. Кобылянской
 - Черновицкий т-р (1963);
  "Правда и кривда" Стельмаха - Одесский т-р им. Октябрьской Революции
 (1965); "Страница дневника" Корнейчука - Запорожский т-р им. Щорса
 (1965);
  "Весёлка" (1958), "Мёртвый бог" (1960) Зарудного - Винницкий т-р им.
 Н. К. Садовского; "Где же твоё солнце" Коломийца - Херсонский т-р
 (1964); "Потомки запорожцев" Довженко - Черниговский т-р им. Шевченко
 (1964), "Планета Сперанта" Коломийца" "Антигона" Софокла -Т-р им. Франко
 (1965), и др.
  Наряду с мастерами У. т. многие спектакли пост. молодые режиссёры, в
 них раскрылись дарования молодых актёров.
  Театроведение. Становление укр. театроведения происходило в органич.
 взаимосвязи с развитием обществ, и философской мысли России, с рус.
 искусствоведением. Однако укр. театроведение до-революц. времени носило
 преим. характер филологич. исследований. Авторы статей и книг
 анализировали гл. обр. драматургию. Значит, вклад в развитие
 театроведения внесли работы И. Франко об укр. драме и т-ре.
  После Октябрьской революции театроведение стало развиваться, как и
 др. общественные науки. Науч-но-исследоват. работа в области
 театроведения велась в Гос. муз.-драм. ин-те им. Н. Лысенко и в
 историко-театр. отделе Всеукр. театр. комитета (ВУТЕКОМ), в библиотеках,
 архивах, музеях.
  Как театр. критики выступали: В. Чаговец, Ю. Смо-лич, О'. Вишня, И.
 Шевченко, Д. Грудина, Ю. Ме-женко, Ф. Якубович, Я. Савченко, С. Гец, И.
 Тур-кельтауб.
  Появляются театроведч. работы историч. характера: "Укранський вертеп"
 О. Кис?ля (1918), "Початки укрансько комед" М. Возняка (1919),
 "Старинный театр в России" А. Белецкого (1923), "Перший театральний
 будинок у Кив?" Д. Щербаковського (1925), "Укранський вертеп. Розв?дки ?
 тексти" .6 Марков-ського (1929), "Укранський театр" О. Кис?ля (1925),
 "Драма укранська" В. Резанова (шесть выпусков, 1926-1929), "Укранський
 актор Карпо Соленик" О. Кис?ля (1928), "Мар?я Заньковецька" П. Рулна
 (1929).
  Проблемам совр. укр. театр. иск-ва посв. сборники: "Театр для детей"
 под ред. А. Белецкого (1926), "Р?чник укранського театрального музею"
 (1929);
  "Рання укранська драма" под ред. и вступ, ст. П. Ру- л?на (1927),
 "Театральний порадник" (1920) и др.
  В большинстве работ еще ощущалась методологии. незрелость авторов в
 решении историко-театральных проблем.
  В 1926 в системе Академии наук УССР создан театр. музей (в ведении АН
 находился до 1930).
  В 30-е гг. переиздаются воспоминания одного из наиболее выдающихся
 деятелей укр. сцены П. К. Сак-саганського - "По шляху життя" (1935), "Из
 прошлого украинского театра" (1938), его теоретич. работа "Моя праця над
 ролью" (1937); выходят сборники:
  "Панас Карпович Саксаганський. Статт? ? спогади про корифея укрансько
 сцени" (1939), "XX рок?в театра ?м. И. Франка" (1940), монография
 "Шевченко ? театр" О. Борщаговського и М. Йосипенко (1941). Издательство
 "Мистецтво" начало выпускать серию портретов укр. сов. актёров: Г. Юры,
 А. Бучмы, Н. Ужвий, Ф. Барвинской, А. Ватули.
  В 1947 на Украине создаётся отдел истории т-ра при Пн-те
 искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, к-рый стал центром
 научно-исследовательской работы в области театроведения.
  В 1946 при Киевском ин-те театр. иск-ва им. И. Карпенко-Карого
 открылся театроведч. ф-т, готовящий историков, теоретиков, критиков
 т-ра. Большую научно-популяризаторскую работу проводят музей театр.
 иск-ва УССР п Укр. театр. общество (организовано в 1945).
  В 50-е гг. изданы театроведч. исследоват. сборники: "Про мистецтво
 режисера" (1948), "Порадник режисера" (1948), "МХАТ ? укранська
 театральна культура" (1949), "В?нок спогад?в про Заньковецьку" (1950),
 "Теор?я драми в ? ?сторичному розвитку" (1950), "Про мистецтво театру"
 (1954), "Рос?йсько-укранськ? мистецьк? зв'язки" Ю. Костюка (1955), "М.
 Л. Кроппвницький" (1955); монографии о творч. взаимосвязях братских
 культур: "У творч?й сп?вдружб?" М. Йосппенко (1954), "Одв?чна дружба" Й.
 Кисельова (1954).
  Развитие театроведения в 50-60-е гг. характеризуется более глубоким
 изучением театр. жизни, активным обращением к вопросам современности.
 Впервые создана 2-томная история укр. театра "Укранський драматичний
 театр", т. 2-й, посв. сов. периоду, вышел в 1959, т. 1-й (дореволюц.
 период) - в 1967 (в печати).
  Появляются работы, поднимающие проблемы идей-но-творч. взаимосвязи
 нац. театр. культур, развития укр. драматургии и т-ра, теории драмы,
 сценич. иск-ва, актёрского мастерства, режиссуры, декорац. оформления и
 др. Среди них сборники: "Братерство народ?в - братерство культур"
 (1960), "Шляхами театрального днання" (1960), "Стан?славський ?
 суча-стн?сть" (1963), "Майстри укрансько радянсько сцени" Р.
 БернацкойиС. Зайончк?вськой (1962), "Про мистецтво" М. Рильського
 (1964); монографии-"Великая дружба. Очерки исторических взаимосвязей
 двух театральных культур" Н. Йосипенко (1961), "Укранський радянський
 театр" ?. П?скуна (1957), "П?ек-сп?р на укранськ?й сцен?" ?. Ван?ной
 (1958), "Укранське театрально-декорац?йне мистецтво" А. Драка (1961),
 "Укранський радянський балет" Ю. Ста-н?шевського (1965), "Джерела
 народного театру на Укран?" Й. Волошина (1960), "?. К. Карпенко-Карий"
 Л. Стеценко (1957), "П. К. Саксаганський" Б. Тоб?леви-ча (1957), "М. Л.
 Кропивницький" М. Йосипенко (1958), "Саксаганський-актор" Л.
 Мельничук-Лучко (1958).
  Издаются творч. портреты нар. артистов, научно-популярные брошюры о
 проф. т-рах, самодеятельном пск-ве и др. Особое место занимают
 воспоминания и мемуары мастеров укр. сцены. Среди них: "Укранський театр
 в прошлом и настоящем" Б. Романицкого (1950), "Повсть промов життя" Л.
 Кривицькой (1958, 2 изд. 1965), "З глибин душ?" А. Бучмы (1959),
 "Садовський та його театр" В. Василько (1962), "Опов?дання ? статт?" Ю.
 Шумського (1964), "Життя ? сцена" Г. Юры (1965) и др.
  С 1965 выходит научный ежегодник "Театральна культура".
  Параллельно с театроведением развивается театр. критика. С критич.
 статьями, обзорами, рецензиями выступают: В. Владко, Я. Ган, Н.
 Иоснпенко, И. Пискун, В. Речмедин, И. Киселев, Д. Шлапак, А. Поляков, Ю.
 Станишевский, Ю. Бобошко, Л. Барабан, Р. Пилипчук, А. Спиридонова
 (Киев), М. Нович (Винница), А. Клоччя (Донецк), Д. Григораш, Р. Кирчев,
 Л. Мельничук-Лучко, Б. Кордианп (Львов), А. Недзведский (Одесса), М.
 Новикова (Симферополь), Л. Попова, В. Николаев (Харьков) и др.
  Лит.: Волошин ?., Джерела народного театру на Укран?, К., 1960;
 Белецкий А., Старинный театр в России, т. 1, М., 1923; Франко I., Про
 театр ? драматург?ю. В?бран? статт?, реценз? та висловлювання, К., 1957;
  Чарнецький С., Нарис ?стор? укранського театру в Галичин?, Льв?в, 193
 4; Кис?ль О., Укранський театр. К., 1925; Мороз 3., Укранська
 драматург?я та театр друго половини XIX ст.. К., 1950; М а м о н т о в
 Я., На театральних роздор?жжях, К., 1925; Укранський драматичний театр.
 т. 1, К., 1967 (в печати), т. 2, К., 1959; П ? с-к у н I. Р., Укранський

<< Пред.           стр. 787 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу