<< Пред.           стр. 793 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 14-69"). ф. Р.
  УРДУ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Т-р урду возник на основе нар. танц. драмы
 - раслилы распространённой в Сев. Индии (на сюжет разл. легенд о жизни
 юного Кришны), и разл. форм нар. т-ра (сванг, накал), исполняющихся
 небольшими труппами странствующих актёров (бхангов). В начале 2-й пол.
 19 в. под влиянием европ. реалпстпч. т-ра возникает своеобразная
 спнтетич. форма т-ра, в к-рой сливаются черты инд. нар. п европ. т-ров.
 Зарождение драматургии урду относится также ко 2-й пол. 19 в., когда в
 50-х гг. во дворце наваба Ауда Ваджпд Али-шаха были пост. написанные им
 36 рахас (драматич. сценки, изображающие игры бога Кришны с пастушками;
 впервые изд. в 1874-75). В 1853 в Лакхнау была пост. муз. драма
 "Индра-сабха" Аманата, состоящая из нескольких самостоятельных поэтпч.
 произведений. Эта пьеса, близкая пнд. пар. т-ру, вызвала многочисл.
 подражания п ставилась во ми. городах Индии. Драматургия урду
 развивалась гл. обр. в это время в городах Дакке и Бомбее. В 1853 в
 Бомбее пост. драма "Рождение Спявуша", написанная по мотивам одного из
 эпизодов "Шахнаме" Фирдоуси. В эти годы возникает коммерч. т-р парсов
 (см. Парсов театр), ставивший пьесы религиозного, псторпч. п мнфологнч.
 содержания. Сюжеты многих пьес, написанных в 60-70-е гг., заимствованы
 из классич. персидской лит-ры ("Рустам и Сохраб", "Царевич Спявуш",
 "Джамшед и Заххак" и др.). Авторство этих пьес приписывалось хозяевам
 театр. трупп, имена драматургов, как правило, оставались неизвестными.
 Здесь ставились также переделки Шекспира, Голдсмпта п др.
  После 1880 складывается проф. драматургия урду. Известными становятся
 драматурги Джаухар Бена-респ, Талиб Бенаресн, Хусейн Мпян Зариф, Абдулла
 Бег, Назир Бег и др. В драме "Лейл-о-нахар" ("День и ночь") Прашада
 Впнаяк Талиб Бенареси отходит от традиционных развлекательных сюжетов и
 переделок известных лит. источников. Это драма о совр. жизни"
 построенная на остром социальном конфликте. Св. двадцати драм написал
 Раунк Бенаресп ("Лейли п Меджнун", "Хатпм, сын Таи", "Кровь любовника",
 "Повесть о чудесах, или Джан Алам и Анджуман Ара" - по мотивам повести
 Р. А. Б. Сурура и др.). В конце 19 в. появляются многочисл. переводы и
 переделки пьес Шекспира, принадлежащие драматургу Мехдн Хасану Эхсану
 Лакпави: "Гамлет" (под назв. "Без в.ины пролитая кровь"), "Венецианский
 купец" (под назв. "Торговец сердцами") и др. Эхсан Лакнави написал ряд
 оригинальных пьес ("Чандравали", "Благородный мошенник" и др.). Драмы на
 сюжеты из санскритского эпоса и мифологии писал Бетаб Бенареси
 ("Воплощение Кришны", "Махабхарата", "Рамаяна", "Рождение бога Ганеша",
 "Сита"), ему же принадлежат пьесы о совр. жизни, ставившие социальные
 вопросы ("Мать Индия", "Общество", "Плоды раздора" и др.). В начале 20
 в. развитие драматургии урду было связано с творчеством Ага
 Мухаммад-шаха Хушра Кашмпрп. Его драмы "Белая кровь", "Жертва моды",
 "Девушка-еврейка" с успехом шли в т-рах Бомбея, Хайдарабада, Лахора и
 др. Среди лучших пьес этого автора: "Рёв тигра" (1921), "Индия древняя п
 новая" (1922), "Лесная фея" (1921), "Турецкая гурия" (1923), "Первая
 любовь" (1923), "Приключения Ситы в лесу". В театр. компаниях парсов
 были пост. первые пьесы Имтпаз Али Таджа, автора драмы "Анаркали"
 (1922), положившей начало драме, предназначенной для чтения.
  В 30-е гг. появляются переводы пьес Ибсена, Б. Шоу, Метерлпнка,
 Голсуорсп, Л. Толстого, Чехова, Гоголя, Р. Тагора. Популярность
 приобретают одноактные пьесы, предназначенные для пост. в небольших
 самодеятельных театр. коллективах, и радиопьесы. Одноактные драмы писали
 мн. писатели урду:
  Кришан Чандар ("Дверь"), X. А. Аббас ("Зубейда", "Это Бомбей"), С. X.
 Манто, Исмат Чугтаи, А. Н. Касми, Р. С. Бедп. Реалистич. тенденции в
 одноактной драме развивали Упендранатх Ашк (пишет на урду и хинди) и
 Мирза Адиб. В сб. одноактных драм Ашка "Пастухи" и пьесах Адиба,
 вошедших в сб. "Слезы и звёзды" и "Кровь и ковёр", отображена жизнь
 страны.
  В Пакистане и Сев. Индии, в районах, где преобладает население,
 говорящее на урду, нет проф. т-ра, но имеются многочисл. любительские
 самодеятельные театр. коллективы, гл. обр. при колледжах и школах.
 Обычно они ставят одноактные пьесы драматургов урду и европ. авторов на
 совр. сюжеты, иногда - классич. драмы. Материальное положение трупп
 тяжёлое. Отсутствие проф. т-ра не стимулирует развития драматургии.
  Лит.: Литературы Индии. Сб. статей, М., 1958, с. 105- 136;
 Драматургия и театр Индии, М., 1961, с. 114-27; Народы Южной Азии...,
 М., 1963; Indian literature, v. 7, V" l, [s. l.], 1964; Q u m a r r a i
 s, Urdu drama, Aligarh. 1963; Mas'ud Hasan rizvi adib, lakhnau ka awami
 isteij, Lakh-паи, 1957; Ishrat Rahmani, Urdu drama-tarikh-o-tanqid,
 Lahaur, 1957. А. Сух.
  yPEEi'E, Евгений Васильевич (р. 21.III.1917) - молд. сов. актёр. Нар.
 арт. Молд. ССР (1953). В 1939 окончил Кишинёвскую консерваторию. С 1940
 - актёр Молд. муз.-драм. т-ра (Кишинёв). Многогранный, самобытный актёр,
 У. играет в драмах, муз. драмах, опереттах и операх.
  Роли: Васин ("Русские люди"), Янку ("Гайдуки" Лебедева), Кнуров
 ("Бесприданница"), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Котовский (о. п.
 Онанко и Лукьянова), Городничий; Назар ("Свадьба в Малиновке"
 Александрова), Дед Ата-нас ("Трембита" Милютина), Золотарёв ("Марийкино
 счастье') Корняну), Шадрин ("Человек с ружьём"), Тартюф; Овидий (о. п.
 Александри), Голова ("Майская ночь" по Гоголю), Карась ("Запорожец за
 Дунаем"), Гремин("Евгений Онегин"), Малюта ("Царская невеста"); Браун
 ("Трёхгрошовая опера" Брехта), Арбенин ("Маскарад") и др.
  Пост. спектакли: "Запорожец за Дунаем"; "Потерянное письмо" Караджале
 и др.
  Выступает в концертах и по радио, исполняет оперные партии и нар.
 песни. Гос. пр. СССР. 1950. Снимался в кино. Д. П. "УРИЙЛЬ АКОСТА"
 ("Uriel Akosta") - трагедия в 5 д. К. Гуцкова. Соч. 1846. Пост. 13 дек.
 1846 в Дрезденском придворном т-ре (Акоста - Эм. Девриент, Юдифь -
 Байер, де Сильва - Эд. Девриент, Бен Акиба - Порт). В последующие годы
 "У. А." ставили Гамбургский, Лейпциг-ский, Берлинский придворный и мн.
 др. т-ры.
  Первая пост. "У. А." на рус. сцене- сезон 1875/76, Виль-но. 25 февр.
 1879 "У. А." пост. в Малом т-ре (бенефис Ермоловой, исполняла роль
 Юдифи; Акоста - А. П. Ленский, Бен Иохаи - М. Садовский, Де Сильва -
 Правдин, Бел Акиба - Дурново, Эсфирь - Медведева, Де Сантос - Вильде),
 1883 (Акоста - Южин), 1893; о янв. 1880 "У. А." пост. Александринский
 т-р (бенефис Сазонова, исполнял роль Акосты; Юдифь - Дюжикова, Де Сильва
 - Киселевский, Эсфирь-Жулева), 1886 (Акоста - Максимов), 1910 (па сцене
 Михайловского т-ра, реж. А. Петровский, Акоста - Юрьев, Юдифь -
 Коваленская, Бен Иохаи - Петипа);
  Пушкинский т-р (1881, Акоста - Писарев, Юдифь - Глама-Мещерская), Т-р
 Корша (1883, Акоста - Иванов-Козель-ский, Юдифь -Рыбчинская), 9 янв.
 1895 пьесу Гуцкова показало Моск. об-во лит-ры и иск-ва на сцене
 Охотничьего клуба (реж. и исполнитель роли Акосты - Станиславский, Юдифь
 - М. Андреева, Бен Акиба - Н. Попов, Де Сантос - Лужский); затем пьесу
 поставили драматич. Т-р В. Ф. Комиссаржевской, Петербург (1904,
 Акоста-П. В. Самойлов), Нар. дом, Петербург (1914, Акоста - Юрьев).
 Пьеса часто ставилась и на провинц. сцене, исполнителями главной роли
 были - А. А. Агарёв, А. И. Аркадьев, Я. В. Ор-лов-Чужбинин, П. Адамян,
 Г. Г. Ге, М. В. Дальский, М. Е. Дарский, Н. П. Россов, В. В. Чарский;
 Роберт и Рафаил Адельгеймы (Акоста и Бен Акиоа).
  На сов. сцене крупнейшим театр. событием явилась постановка Малого
 т-ра (1940, реж. Судаков, Вершилов, худ. Рабинович, комп. Пульвер;
 Акоста - Остужев, Юдифь - Гоголева, Манассе - Зубов, Бен Иохаи -
 Лепштейн, Де Сильва - Нароков, Бен Акиба - В. Подгорный, Эсфирь -
 Яблочкина, де Сантос - Межинский). Среди др. пост. на сов. сцене: Нижний
 Новгород (1918), Петрогр. гос. Академич. т-р драмы (1923,
 АкостаСамойлов), Т-р им. Сафонова (филиал Малого т-ра, Москва, 1924),
 Ярославский т-р (1927, Акоста - Курский), 2-й Гос. т-р Грузии, Кутаиси
 (1929, реж. Марджанишвили, худ. Оцхели, Акоста - У. Чхеидзе,
 Кобахидзе.Юдифь - В. Анджапаридзе, Де Сильва - Гам-башидзе, Бен Акиба -
 Жоржолиани), Большой сов. т-р, Воронеж (реж. Энгелькрон, Акоста -
 Поляков, Юдифь - Супротивная), Новый т-р, Москва (реж. Каверин, Акоста -
 Вечеслов, Юдифь - Половикова) - все в 1934; Т-р им. Горького, Волгоград
 (реж. Энгелькрон, Акоста - Н. Соколов, Покровский), Еврейский т-р УССР,
 Киев - об-а в 1935;
  Смоленский т-р (1937), Архангельский большой т-р (1938), Еврейский
 т-р, Биробиджан (1938), Краснодарский т-р (1940), Армянский т-р драмы,
 Тбилиси (1940), Куйбышевский т-р им. Горького (1941, Акоста - Бурэ,
 Юдифь - Чекмасо-ва, Никитина), Ленингр. т-р драмы и комедии (1941, реж.
 и исполнитель роли Акосты - Гайдебуров), Севастопольский т-р им.
 Луначарского (1941), Ташкентский русский т-р (1949, Акоста - Никомаров,
 Степанов), Калужский т-р (1955), Т-р им. Сундукяна (1958), Латвийский
 т-р драмы (1960, реж. Зиле; Акоста - Катлап, Юдифь - В. Лине) и др.
 т-ры.
  По трагедии Гуцкова написаны одноим. оперы: 1) муз. В. С. Серовой и
 2) муз. А. С. Фаминицына.
  Издания: Первая публикация "У. А."- G u t z -k o w K., Dramatische
 Werke, Bd 5, Lpz., 1847.
  Первый рус. пер.-П.И. Вейнберга,"Отечественные записки", СПБ. 1872,
 т. 200, ј 2, т. 205, .ј 11-12; пер. Г. Пи-ралова, М., 1937; пер. Э.
 Липецкой, в кн.: Гуцков К., Пьесы, М., 1960, с. 349-445.
  Лит.: "Уриэль Акоста", Академический Малый театр. М., 1940; "Уриэль
 Акоста" на русской сцене, М., 1941.
  А. Шн.
  УРЛЮС (Urlus), Якобус(Жак) (9.1.1867-6.VI.1935)- голл. артист оперы
 (тенор). Пению учился в Амстердамской консерватории у К. ван Зантен.
 Дебютировал как концертный певец в 1887 в Утрехте, как оперный-в 1894
 там же (в партии Канио) в составе труппы "Нидерландская опера". С
 1900-солист Лейпцпгской оперы. Мощный голос, мастерство декламации
 помогли У. быстро выдвинуться в вагнеровском репертуаре (Лоэнгрин,
 Тангейзер, Парсифаль в о. п., Зигмунд - "Валькирия", Тристан - "Тристан
 иИзольда"). Известность У. была упрочена выступлениями в Байрейт-ском
 т-ре. Гастролировал на сценах крупнейших т-ров мира - "Ковент-Гарден"
 (1914), "Метрополптен-опе-ра" (1912-17), "Гранд-Опера" и др. Оставил
 мемуары "Моя карьера" ("Mijn loopbaan", Arnst., 1929). Вл. О.
  УРСУЛЯК (Ursuleac), Виорика (р. 26. III.1899) - рум. артистка оперы
 (сопрано). Училась в Венской п Берлинской (класс Л. Леман)
 консерваториях. До 1934 пела в Венской гос. опере. В 1934-45 - солистка
 Берлинской оперы. Пела на сцене мн. нем. оперных т-ров, была участницей
 фестивалей в Зальцбурге, гастролировала в Загребской опере. У. известна
 как интерпретатор образов в операх Р. Штрауса, к-рып посв. ей и её мужу
 -дирижёру К. Краусу, свою оперу "День мира" (исполнила партию Арабеллы).
 Выступала как концертная певица. А. Ив.
  УРУГВАЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. В своём развитии У. т. п д. тесно
 связаны с драматургией и т-ром Аргентины (сходство историч. условий
 обоих гос-в, общность языка, культуры).
  Первые театр. представления в нынешней столице Уругвая Монтевидео
 относятся к концу 18 в. В 1793 здесь был открыт Дом комедии, в к-ром
 эпизодически устраивались спектакли. Первое нац. драм.
 произв.стихотворная драма "Безупречная преданность закону, или
 Отомщённый Буэнос-Айрес" X. Педро Мар-тинеса, пост. в 1807 в честь
 освобождения Монтевидео от англ. захватчиков. Восстание против исп.
 господства, возглавляемое X. Артигасом (1810), определило патриотнч.
 мотивы пьес Б. Идальго (пантомимы, сопровождаемые пояснениями): "Чувства
 патриота", "Гражданская совесть", "Триумф" и др. Темы борьбы за нац.
 независимость, тираноборч. тенденции характеризуют уругв. драматургию
 нач. 19 в. В Монтевидео жили мн. аргент. драматурги, изгнанные из
 Аргентины за борьбу против диктатуры Росаса. X. Мармоль написал пьесы
 "Поэт", "Крестовый поход" (обе в 1824); пьесы, направленные против
 Росаса, писали уругвайские драматурги Ф. Хавьер де Ача ("Жертва Росаса",
 1845), Эр. Фахардо ("Камила ОТорман", 1856).
  С 30-х гг. 19 в. возникают уругв. и аргентино-уругв. труппы (напр.,
 "Ориенталь" под рук. А. Гонсалеса и др.). В 1856 в Монтевидео построено
 здание т-ра "Со-лис", в к-ром ставились муз. спектакли (гл. обр. муз.
 комедии). В 1858 пост. первая нац. опера "Парижанка" Т. Хирибальди, но в
 репертуаре т-ров в 19 в. преобладали итал. оперы.
  На рубеже 19-20 вв. в Уругвае получил развитие гаучо театр; ставились
 спектакли, затрагивавшие вопросы земельной собственности, проблемы
 общест-венно-политич. жизни страны. Пьесы, воспроизводившие местный быт,
 писал О. Мораторио: "Солдат Хуан", "Цветок посёлка" (1894), "Родина и
 любовь", "Вина и наказание", "Мария". Э. Регулесу принадлежат драмы
 "Пасынок" (1892) и "Ребятишки". В. Перес Петит написал пьесы "Страдание
 креола", "Трус", А. Аро-стеги - "Хулиан Хименес" (1890), Б.
 Фернандес-и-М едина - "Креольский Фауст" и др.
  В нач. 20 в. появились первые значит, произв. крупнейшего драматурга
 Уругвая и Аргентины Ф. Сан-чеса - представителя реалистич. направления в
 драматургии Лат. Америки. Ему принадлежат пьесы:
  "Права здоровья" (1907), "Марта Груни" (1908), "Выгодное дело"
 (1909). Один из наиболее ярких последователей Санчеса, развивавший
 реалистич. принципы его драматургии,- Э. Эррера; в пьесах "Слепой лев"
 (1911), "Мораль Мисии Пако" (1911) он отразил нац. уклад, актуальные
 социальные и моральные проблемы. В это время была создана первая в
 Уругвае школа драм. иск-ва, в к-рой сформировалось творчество известных
 актёров П. Бекко, О. Кавилья, Д. Сапел-ли, Б. Эйрин и др.
  К 1-й трети 20 в. относится творчество Э. Бьянки, автора
 соцнально-психологич. драм "Крах" (1910), "Заблудившиеся на свету"
 (1913), "Абсурдный человек", "Оставшиеся в живых" и др., и X. П.
 Бельяна, продолжившего традиции Санчеса в пьесах от. н. маленьких людях:
 "Да спасёт тебя бог" (1923), "Хоровод сына" (1924), "Мёртвый часовой"
 (1929) и др. Наряду с произв., продолжающими традиции критич. реализма,
 появляются буржуазно-бытописательские, модернистские и
 религиозно-мистич. пьесы. В. Мар-тинес Куитинъо, писавший вначале пьесы,
 направленные против социальных и нравственных пороков бурж.
 общества,"Сладкий чай" (1911), "Слепая сила" (1917), "Развал" (1922),-
 затем обратился к изображении) патологпч. явлений, к изощрённому
 психологизму. Его пьесы, отразившие модернистские влияния, были
 проникнуты духом христианской покорности. Одноактная пьеса Ф. Эспанолы
 "Бегство в зеркало" (1937) положила начало сюрреалистскому направлению в
 уругв. драматургии. Комедии, близкие пьесам X. Бенавенте, писал Ф. Имхоф
 - "Два пламени" (1924), "Эутанасия" (1927) и др.
  В 30-40-х гг. деятели уругв. культуры, искавшие новые пути развития
 театр. иск-ва, создавали по примеру Аргентины т. н. "независимые т-ры" -
 много-чпсл. любит, театр. труппы, деятельность к-рых противостояла
 коммерческим, развлекательным театрам и варьете. Среди них - "Эль
 Гальпон", "Театре дель пуэбло", "Театро универснтарио". Видное место в
 театр. жизни страны заняли труппы Э. Сены, Бекко-Лаканау, П. Гьяльдрони.
 Большое значение для развития нац. т-ра имела деятельность антрепренёра
 К. Бруссы, в театр. коллективах к-рого работали известные уругв. актёры:
 Розита, Джоконда, С. и К. Аррие-та, К. и X. Мендес, С. и К. Санчес, К. и
 Э. Теста, М. Савалуа, X. Ортис, А. Коланери.
  Среди драматургов сер. 20 в. выделяются: X. Ланг-снер, автор бытовых
 драм и сатирич. комедий ("Избранники" и др.), А. Ларрета ("Служба
 мрака"), Э. Пласа Ноблиа ("Вилла"), X. Савала Муньис ("Перекрёсток"),
 Ф.Сильва Вальдес ("Сантос Вега", "Обольститель из пампы", "Разбитое
 зеркало"). Популярностью пользуются сайнете сарсуэлы и т. п. Создаётся
 драматургия для детей. В 50-х гг. 20 в. в Монтевидео организованы
 постоянные проф. т-ры: "Компа-нья насьональ де комедиас" (в системе SOD
 RE) под рук. X. П. Бликсена, А. Куротто и Р. Негро, "Комедия насьональ"
 под рук. X. Савалы Муньиса (выступает в здании т-ра "Солис"). В уругв.
 т-рах выступали и ставили спектакли аргент. актёры и режиссёры М.
 Ксиргу, А. Диссеполо, А. дель Чиопо. В Монтевидео имеется Консерватория
 (осн. в 1905). Работает школа драм. иск-ва, организованная в 1949 М.
 Ксиргу.
  Лит.: Солодовников А., Франция, Канада, Уругвай, "Театр", 1955, ј 12;
 S abat Pe bet J. С., Teatro nacionale, в кн.: R e у 1 e s C., Historia
 sintetica de la literatura uruguaya, Montevideo, 1931; Teatro uruguayao
 contemporaneo, Madrid, 1960. Jf. C.
  УРУСОВ, Александр Иванович [псевд. - Александр Иванов; 2(14).IV. 1843
 - 16(29).VII. 1900] - рус. театр. критик. В 1866 окончил юридический
 факультет Московского университета. Как театр. критик У. выступал в
 журн. "Библиотека для чтения", в газетах "Русские ведомости", "Новости".
 Заведовал театр. отделом в петерб. газ. "Порядок".
  Театрально-критпч. деятельность У., ценившего традиции Гоголя н
 Островского, была проникнута демократич.тенденциями. Пропагандируя
 театр. взгляды Золя, он понимал натурализм как поиски правды в т-ре.
 У.автор статей о М. С. Щепкине, Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, П. А.
 Стрепетовой.
  Соч.: Статьи... Письма... Воспоминания о нем, т. 1-3, M., 1907.
  Лит.: Долгов Н., Князь Урусов и театр. "Аполлон", 1915, ј 6-7, с.
 48-56; К у г e л ь А. Р., Профили театра, [М.], 1929, с. 109-30. Юл. Р
  УРУСОВ, Пётр Васильевич [12(23).IV.1733-20.VII (1. VIII).1813 ],
 князь,- рус. антрепренёр. Был моек. губернским прокурором. С 1772
 содержал в Москве рус. т-р (с 1776 совм. с М. Медоксом). Спектакли т-ра
 шли на Знаменке, в доме графа Р. И. Воронцова. Здесь состоялись премьеры
 комич. опер "Розана и Любим" Николева (1778), "Мельник - колдун,
 обманщик и сват" Аблесимова (1779), пост. трагедия "Димитрий Самозванец"
 Сумарокова (1780). В т-ре играли И. И. и Н. Ф. Калиграф, А. Г. Ожогин,
 В. П. Померанцев, С. Н. Сандунов. В 1780 здание т-ра сгорело, и У. от
 участия в моек. антрепризе отказался.
  Лит.: Чаянова О., Театр Маддокса в Москве 1776- 1805, М., 1927, с.
 24-30. В. Вир.
  УРУСОВА, Виктория Арнольдовна [р. 1(14).XI. 1909} - рус. сов.
 артистка балета, педагог. Засл. арт. РСФСР (1942). В 1925 окончила в
 Баку балетную студию (класс С. Н. Кеворкова) при Т-ре оперы и балета
 (ныне - Т-р оперы и балета им. Ахундова). В 1925-33 (с небольшими
 перерывами) - солистка балетной труппы этого т-ра, в 1933-58 (с
 перерывами)- солистка Саратовского т-ра оперы и балета им.
 Чернышевского.
  Партии: Одетта-Одилия; Царь-Девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Китри
 ("Дон Кихот") Тао Хоа, Эсмеральда; Мельничиха ("Треуголка" де Фальи),
 Зарема; Трактирщица ("Платочек невесты" Кенешшеи).
  В 1958 ушла на пенсию. С 1925 преподаёт классич. танец: в 1925-33 - в
 балетном уч-ще в Баку, с 1933- в Саратовском хореографич. уч-ще. М. Кл,
 УСАТОВ, Дмитрий Андреевич [10(22).II.1847- 10. (23). VIII.1913] - рус.
 артист оперы (тенор), педагог. В 1873 окончил Петерб. консерваторию
 (класс К. Эверарди). Пел на провинциальных сценах. В 1880-89 - солист
 Большого т-ра (Москва), где был первым исполнителем партий в операх
 Чайковского:
  Ленский; Андрей ("Мазепа"), Вакула ("Черевички"). Обладал красивым
 голосом приятного тембра.
  Др. партии: Альфред, Альмавива; Элеазар ("Маккавеи" Рубинштейна),
 Собинин ("Иван Сусанин"),- Баян ("Руслан и Людмила"), Рауль
 ("Гугеноты"), Фауст; Беппо ("Корделия" Соловьёва) и др.
  Уйдя со сцены, вёл педагогич. работу. Был вок. педагогом Ф. И.
 Шаляпина (1892-94, Тифлис). В. Бр.
  УСАЧ‚В, Александр Артемьевич [6(18).VIII.1863- 21.1.1937] - рус. сов.
 актёр. Засл. арт. Республики (1934). В 1888-91 учился на драм. курсах
 при Петерб. театр. уч-ще (класс Н. Ф. Сазонова). В 1891- 1937 - актёр

<< Пред.           стр. 793 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу