<< Пред.           стр. 794 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Александрийского т-ра (ныне - Ле-нингр. т-р драмы им. Пушкина).
 Дебютировал в роли Молчалина ("Горе от ума"). Актёр по преимуществу
 комедийный, точный в деталях, подробностях, У. был также виртуозным
 исполнителем маленьких ролей. У. вносил в исполнение своих ролей тонкий
 юмор, яркую жизненность и реализм, использовал приёмы гротеека.
  Роли: Вурм ("Коварство и любовь"), Добчинский, Хлестаков, Шпекин
 ("Ревизор"), Репетилов, Загорецкий, князь Тугоуховский ("Горе от ума"),
 Шприх ("Маскарад"), Яша ("Вишнёвый сад"), Счастливцев; Патлен ("Адвокат
 Патлен"), Син Бин У ("Бронепоезд 14-69"), Коко, Петрищев ("Плоды
 просвещения"), Хотяков ("Рельсы гудят" Киршона), Костюк ("Ярость"
 Яновского), Захаров ("Страх"), Печенегов ("Враги") и др.
  С о ч.: Повесть об одном актёре. Л.. 1935.
  Лит.: Данилов С., Мастер эпизодической роли, "Рабочий и театр", 1937,
 ј 3; Ю р ь e в Ю., Записки, т. 1- 2, Л.-М., 1963. С. Г.
  УСЙГЛИ (Usigli), Родольфо (р. 17.XI.1905)-' мексиканский драматург,
 театр. деятель. Учился в школе музыки и декламации. В 1924 выступил как
 театр. критик, в 1.929 - как драматург (пьеса "Четыре дороги"). В
 драматургии У. получили отражение разные стороны жизни совр. Мексики: в
 пьесе "Хамелеон" (1937; Мехико - 1947) показан авантюризм политич.
 деятелей, в пьесах "Средний тон" (1937, труппа М. Т. Монтоя, Мехико) и
 "Ещё одна весна" (1945, Т-р В. Фабрегас, Мехико)-экономич. упадок и
 нравственный кризис представителей средних классов, в пьесе "Семья
 ужинает дома" (1942, т-р "Идеал") -быт "нуворишей". Большой успех в
 Мексике имела пьеса "Ребёнок и туман" (1936), разрабатывающая проблемы
 психопатологии, и "Джако-девочка" (1952, т-р "Колон"), показывающая
 пороки совр. бурж. общества.
  Лучшие произв. У. отличаются глубиной анализа психологии героев,
 тонкой ироничностью, живостью диалога. В нек-рых из них проявляется
 склонность У. к эстетству, увлечению парадоксами. У. занимался
 режиссурой, переводами пьес. Преподаёт историю т-ра и историю драмы в
 ун-те Мехико и др. учебных заведениях. Автор "Путеводителя драматурга"
 (1940).
  Соч.: Mexico en el teatro, Mexico, 1932.
  Лит.: Magana Esquivel A. yLamb R. S., Breve historia de teatro
 mexicano, Mexico, 1958. ff, C.
  УСКОВ, Владимир Викторович [р. 21.VI(4.VII). 1907] - рус. сов. актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1950). Учился в студии под рук. А. Н. Морозова.
 Выступал в эстрадных и драматич. коллективах, в оперетте.
  В 1930 окончил Ленингр. техникум сценпч. нск-ва (мастерская Л. С.
 Вивьена и В. В. Сладкопевцева). В 1930-35 - актёр Ленингр. Большого
 драматич. т-ра им. Горького. Роли: Граммофонов ("Мой друг" Погодина),
 Мокроусов ("Егор Булычев и другие");
  Фнлька-анархист ("Интервенция" Славина). В 1937- 1941 работал в Новом
 ТЮЗ,е, где особенно широко раскрылось характерно-комедийное дарование
 актёра. Роли: Арзамасов ("Третья верста" Дэля), Горявин ("Первая вахта"
 Вальде), Варлаам ("Борис Годунов"). В годы Отечеств, войны служил в
 Ленингр. т-ре па-родного ополчения, где сыграл роли Глебы ("Русские
 люди") и Ивана Горлова ("Фронт"). В 1943-48 - актёр Ленингр. драматич.
 т-ра, с 1948 - Ленингр. т-ра Комедии. Роли: академик Левкоев ("Софья
 Ковалевская" бр. Тур), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера), Васильков
 ("Бешеные деньги" Островского), Министр-администратор ("Обыкновенное
 чудо" Шварца), Петухов ("Воскресенье в понедельник" Дыховичного и
 Слободского), граф Зефиров ("Лев Гурыч Синичкин" А. Бонди по водевилю
 Ленского).
  Творчеству У. присущ злой, порой резкий комизм, он беспощадно
 разоблачает внутр. сущность отрицат. персонажей, показывает их пустоту и
 духовное убожество. С. Ц.
  УСМАНОВ, Абулхак (1910-42) - тадж. сов. актёр и драматург. В 1929
 вступил в труппу Т-ра им. Лахути. Работал в передвижном колх. т-ре,
 тадж. филармонии и др. учреждениях иск-ва. В 1933 написал драму
 "Борьба", к-рая считается первой значит, много-актной пьесой в тадж.
 драматургии. В ней рассказывается о борьбе трудового народа и Красной
 Армии против басмачества (пост. в Т-ре им. Лахути). У. принадлежит ряд
 одноактных пьес, в т. ч. "Кто была Бе-гим?" (1936). Я.//.
  УСМАНОВ, Шамиль (26.XII.1898-3.XII.1937) - тат. сов. драматург. Один
 из основоположников тат, сов. драматургии. Чл. Коммунистич. партии с
 1917. Фронтовые тат. труппы и др. тат. т-ры пост. пьесу У. "В кровавые
 дни" (1919) о гражд. войне. В пьесе "Первый шаг" (1919) показано
 пробуждение классового самосознания рабочего класса и сплочение его
 вокруг партии большевиков, в драме "Байская дочь" (1922, Тат. драм. т-р)
 изображены события гражд. войны и восстановит, периода. Последняя пьеса
 У. "Запоздалый приказ" (1934) о переходе нац. частей, обманутые
 буржуазией и интервентами, на сторону Красной Армии на Оренбургском
 фронте.
  Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1958, 1965. Лит.: Я х и н А., Шамил
 Усманов драматуриясе. Казан, 1959; его же, Шамил Усманов, Казан, 1963;
 История татарской совете кой литер атуры, М., 1965. ф. Г.
  УСПЕНСКИЙ, Андрей Васильевич (р. 22.VI. (5. VII). 1902] - рус. сов.
 драматург. Лит. деятельность начал в 1921 в газ. "Харьковский
 пролетарий". Выступает как драматург с 1927. Автор пьес "Константин
 Терёхин" (совм. с В. М. Киршоном, 1927, Т-р им. МГСПС, Ленингр. Большой
 драматич. т-р), "Поединок" (1930, Ленингр. т-р Комедии), "Молодой
 человек" (1936, Моск. т-р транспорта), "Жили три друга" (1948, Моск.
 драматич. т-р), "Навстречу жизни" (1949, Моск. т-р им. Станиславского).
 Комедия У. "Девушка с веснушками" (1961, Т-р им. Ермоловой) прошла в 120
 т-рах страны, ставилась в Румынии и Болгарии. У.- автор инсценировки
 (совм. с И. В. Штоком) романа Тургенева "Дворянское гнездо" (1958,
 МХАТ).
  Соч.: Поединок, М., 1934; Молодой человек, М., 1935;
  Навстречу жизни, М., 1950; Девушка с веснушками, М., 1963; Пьесы, М.,
 1964. ц Мор.
  УСПЕНСКИЙ, Виктор Александрович [19(31).VIII. 1879-9.X.1949] - рус.
 сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб.
 ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). Окончил Пе-терб.
 консерваторию (1913), с 1918 жил в Ташкенте. Автор муз. драмы "Фархад и
 Ширин" (1936, Узбекский муз.-драматич. т-р, позднее - Т-р оперы и балета
 им. Навои, Ташкент; 2-я ред. 1937, совм. с Г. А. Мушелем, там же),
 музыки к пьесе "Муканна" Алим-жана (1943, Янги-юль) и др. Музыка У.
 основана на нар. узб. мелодике и муз.-поэтич. жанрах. Вёл
 муз.-этнографич. (Ин-т искусствознания, Ташкент, 1932- 1949) и
 педагогич. работу (Народная консерватория, Ташкент, 1918-22; муз. уч-ще,
 там же, 1928-34;
  Консерватория, там же, 1936-49). Т. В.
  УСТИНОВ (Ustinov), Питер Александер (р. 16. IV. 1921) - англ. актёр,
 режиссёр, драматург. Внучатый племянник худ. А. Н. Бенуа. Театр.
 образование получил в "Лондон тиэтр студио" под рук. М. Сен-Дени. Первая
 актёрская работа - Дядин в пьесе Чехова "Леший" (т-р "Барн", г. Шир,
 1938), первая режиссёрская работа - "Квадратура круга" Катаева (1941,
 т-р "Водевиль", Лондон). В 1939 дебютировал в Лондоне как актёр "Плейере
 тиэтр клаб", выступает в разл. т-рах Лондона. У.- автор пьес: "Дом
 сожалений" (1942, "Артс тиэтр"), "Дуй в собственную дуду" (1943, т-р
 "Плейхаус", Оксфорд), "Нос Бэнбери" (1944, т-р "Уиндхемс"),
 "Безразличный пастух" (1948, т-р "Крайтерион"), "Человек в плаще" (1950,
 Эдинбургский фестиваль; режиссёр этого спектакля), "Миг правды" (1951,
 т-р "Адельфи"), "Любовь четырёх полковников" (1951, т-р "Уиндхемс"; исп.
 роль Карабос-са), "Без голубя" (1953, т-р "Савой"; режиссёр этого
 спектакля), "Пустой стул" (1956, т-р "Ройял", Бристоль), "Романов п
 Джульетта" (1956, т-р "Пиккадил-ли"; исп. роль Генерала; снял фильм на
 сюжет этой пьесы), "Париж не так весел" (1958, "Плейхаус", Оксфорд),
 "Финальный этап" (1962, т-р "Сэвилл"; исп. гл. роли). С 1964 -
 руководитель (совм. с Ф. Данлопом и Дж. Невиллом) Ноттпнгемского
 репертуарного т-ра. Драматургия У. характеризуется усложнённостью,
 элементами фантастики, переплетёнными с реальностью. Внешне причудливые
 пьесы У. поднимают проблемы совр. жизни, но трактуют их подчас
 абстрактно. Драматург уводит зрителя в область общих рассуждений о добре
 и зле. Отказ от конкретизации и точных реалистич. решений характерен и
 для актёрских работ У.: Илья Петрович ("Преступление и наказание" по
 Достоевскому), сержант Доуд ("Любовь в Албании" Линклейтера) и др.
  Лит.: Williams G., P. Ustinov, L., 1957. ф.К.
  УСТИНОВА, Татьяна Алексеевна [р. 19.XII.1908 (1.1.1909)] - рус. сов.
 балетмейстер. Нар. арт. СССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1928. В
 1931 окончила Моск. хореографич. техникум. В 1933-43 - актриса и
 балетмейстер Центр, т-ра юного зрителя (Москва). С 1938 - гл.
 балетмейстер Гос. рус. нар. хора им. Пятницкого.
  Пост.: "Калининская кадриль" (1939), "Девичий воронежский хоровод"
 (1944), "Журавель", "Белый плат" (1950), "Русские хороводы", "На
 колхозной свадьбе", "Ряженые" (1952), "Сибирская цепочка" (1957),
 "Скоморошьи забавы", "На свадьбе" (1960), "Хохломские ложкари",
 "Расцветай, земля весенняя" (1963), "Камаринская", "Орловская пляска",
 "Сказ о русской земле" (1966) и др.
  У. является постановщиком-балетмейстером мн. заключит, концертов
 Всесоюзных смотров художеств. самодеятельности. Автор теоретич. работ:
 "Русские народные танцы" (1950), "Русские танцы" (1955), "Беречь красоту
 русского танца" (1959), "Звёздный хоровод" (1965). Ставила танцы в
 кинофильмах. Лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1952).
  Лит.: Мартынов И., Государственный Русский народный хор им.
 Пятницкого, М., 1953; Хор им. Пятницкого (1911-1961), [Сб.], М., 1961.
  УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ. Устройство совр. сцены явилось результатом
 длительной эволюции, связанной с общим развитием театр. иск-ва и
 принципов декорационного оформления спектакля. Эстетика и драматургия
 античного т-ра, т-ра эпохи Шекспира или Мольера и др. обусловили
 соответствующее устройство сценич. площадки (см. Древнегреческий театр.
 Древне римский театра Сцена).
  Современная сцена представляет собой сложное
 ар-хитектурно-техническое сооружение. В одних случаях это портальная
 сцена, снабжённая разнообразной сценической техникой (см. Оборудование
 сцены}, в других - трансформирующаяся сцена, которая может превращаться
 в одну из обычных театр. сцен. Глубинная сцена, возникшая в 18 в.,
 является осн. типом совр. сцены. Она отделяется от зрительного зала
 портальной стеной и сообщается с ним через портальный проём - зеркало
 сцены. Для глубинной сцены обязательно чёткое ограничение её пределами
 портальной арки. Размеры портала определяются характером представления
 (опера, драма), вместимостью зрительного зала и особенностями его
 структуры. В свою очередь портал определяет размеры осн. частей
 глубинной сцены. Глубинная сцена состоит из 3 частей - колосников,
 собственно (или основной) сцены и трюма. Колосники - верхняя часть сцены
  (высота не менее 2 м}, служащая для установки блоков сценич.
 механизмов и для работ, связанных с подвеской элементов оформления
 спектакля. Над колосниками помещаются дымовые люки (см. Люки дымовые).
 Основная сцена (по высоте в 3 раза больше зеркала сцены) занимает
 пространство между колосниковой решёткой и планшетом сцены. Она состоит
 из т. н. игровой (пли средней) сцены, доходящей до уровня высоты зеркала
 сцены, и верхней сцены, находящейся выше зеркала сцены и служащей для
 размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, разл.
 сценпч. механизмов. Верхняя сцена оборудована рабочими (пли машинными)
 галереями и переходными мостиками. Рабочие галереи' (их ширина зависит
 от ширины сцены) имеют несколько ярусов, расположенных вдоль правой и
 левой стены, а также и по задней стене сцены. Первая галерея находится
 на 1-1,5 м выше зеркала сцены. Расстояние между галереями 2-4 м. Рабочие
 галереи сообщаются между собой и со сценич. площадкой лестницами и
 лифтами (по вертикали), переходными мостиками (по горизонтали), к-рые
 служат и для выполнения ряда сценич. эффектов. Непосредственно под
 самыми мостиками в целях максимального использования сценич.
 пространства подвешиваются софиты, освещающие живописные декорации.
 Трюм, или нижняя сцена, занимает пространство, расположенное ниже
 сценич. площадки. Иногда состоит из неск. этажей, верхний из к-рых паз.
 первым трюмом (далее идут 2, 3, 4-й ит.д. трюмы). В трюме размещены
 установки разл. сценич. механизмов, подъёмно-опускных устройств и
 приспособлений для сценических эффектов. Наиболее важный-первый трюм,
 высота которого должна быть не менее 2-2,25 м; сюда сходят или
 "проваливаются" по ходу действия некоторые персонажи, отсюда они могут
 появиться на сцене, здесь же располагается суфлёрская будка и
 светорегулятор-ная будка.
  По горизонтали сцена делится на авансцену, просцениум, игровую часть,
 закулисные пространства, или боковые карманы, и арьерсцену. Авансцена -
 передняя часть сцены. Просцениум представляет собой чгть сцены,
 выступающую в сторону зрительного зала и расположенную перед занавесом.
 И г р о в а я часть сцены делится на планы, т. е. на отдельные участки
 сцены, параллельные портальной стене. Каждый план оборудован комплектом
 штанкетных и индивидуальных подъёмов, а также софитом. Настил игровой
 площадки сцены при неподвижном планшете одинаков на каждом плане. Он
 состоит из ряда съёмных* прямоугольных деревянных щитов (размер 1 м X 1
 м, толщина 50-60 мм}. Принцип съёмных щитов даёт возможность поднимать и
 опускать персонажей в любом месте сценической площадки, не нарушая её
 конструкции. При оборудовании сцены поворотным кругом или
 подъёмно-спускным планшетом принцип настила несколько меняется. В
 закулисных пространствах устанавливаются декорации для следующей картины
 спектакля (сюда же транспортируются декорации прошедшей картины),
 находятся пульты управления разл. сценич. механизмами, помещается
 светоаппаратура спектакля, в муз. т-ре - пульт режиссёра, ведущего
 спектакль, площадка хормейстера, место машиниста сцены и др. В пределах
 закулисных пространств находятся и рабочие галереи. Боковые карманы (см.
 Карманы сцены) устраиваются для динамичной смены декораций с помощью
 накатных площадок - фурок. Благодаря электроприводу площадки могут
 перемещаться к портальному отверстию и обратно. Высота кармана должна
 быть больше высоты зеркала сцены, а глубина - больше ширины зеркала
 сцены. Арьерсцена - глубинная часть сцены. По размеру она меньше осн.
 сцены. Имеет колосники и трюм, в к-ром обычно помещается сейф для
 хранения в скатанном виде мягких живописных декораций. Она оборудована
 декорац. подъёмами и др. механизмами. Осн. назначение арьерсцены -
 увеличение глубины осн. сцены. На арьерсцене обычно устанавливаются
 декорации последующих картин спектакля, приборы свето- и кинопроекций (в
 оперном т-ре здесь же смонтирована система колоколов). Ген. Ш.
  УТЕПБЕРГ‚ЦОВ, Сабирбай (р. 23.V.1916) - каракалпакский сов. актёр.
 Нар. арт. Каракалп. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В
 1934-39 учился в Каракалп. студии ГИТНСа. С 1940 - артист
 Каракалпакского т-ра (Нукус). У. играет гл. обр.характерные роли.
 Созданные им сценич. образы отличаются остротой социальной
 характеристики, нар. юмором.
  Роли: Садираддии молла ("Коклен батыр" Дарибаева), Мулла Дуст
 ("Проделки Майсары" Хамзы),Утеген ("Тазагуль" Мажитова), Куден ("Бахыт
 Ходжанинзова), Бекмурза пшан ("Гарип ашик" Бегимова и Алланазарова),
 Максим ("Лево-ниха на орбите") Макаёнка) и др. /\ /
  УТ‚СОВ, Леонид Осипович [р. 9(21). III. ISO:), Одесса] - рус. сов.
 артист эстрады. Нар. арт. СССР (1965). В детстве учился играть на
 скрипке. С КШ работал в т-рах миниатюр Кременчуга, Одессы, Херсона,
 Запорожья. Одновременно начал выступать на эстраде. В 1921-28 У.- актёр
 моек. Т-ра революционной сатиры, оперетты "Славянский базар",
 петроградского т-ра Сатиры, оперетты "Палас т-р", где У. исполнил роли:
  Бонн ("Сильва" Кальмана), Князя ("Граф Люксембург" Легара), Андрея
 Дудки ("Республика на колёсах" Мамонтова), Тёлкина ("Шулер" Шкваркина) и
 др. У. был первым исполнителем на эстраде произв. Бабеля, Багрицкого,
 Уткина, Зощенко. У. подготовил "сгшт-тп-ческий спектакль"-"От трагедии
 до трапеции), и к-ром исполнил драматич. (Раскольников - "Преступление и
 наказание" по Достоевскому) и буффон-но-комич. (Менелай - "Прекрасная
 Елена" Оффен-баха) роли, гпмна-стич. номера на трапеции, играл на
 скрипке и гитаре, дирижировал хором и оркестром.
  В 1928 У. организовал первый в Советском Союзе театрализованный джаз
 (Теа-джаз, позже - Государственный эстрадный оркестр РСФСР) и стал его
 дирижёром, исполнителем песен, конферансье. В содружестве с' И. О.
 Дунаевским, В. И. Лебедевым-Кумачом, В. 3. Массом и Н. Р. Эрдманом У.
 создал экс-центрич. муз. комедийные обозрения - "Джаз на повороте"
 (1930), "Музыкальный магазин" (1932) и др. В 1932-34 снимался вместе с
 джазом в фильме "Весёлые ребята". У. является пропагандистом сов. песни.
 Он исполнял произв. Дунаевского ("Марш весёлых ребят", "Сердце", "Песня
 верной любви", "Дорогие мои москвичи" и др.), Соловьёва-Седого ("Казачья
 кавалерийская" и др.), Листова ("Гренада", "Тачанка"), Книппера
 ("Полюшко-поле"), Блантера ("Партизан Железняк"),
  Табачникова (У Чёрного моря"), Хренникова ("Московские окна") и др.
 У. возродил на эстраде старинные рус., солдатские, матросские песни
 ("Раскинулось море широко", "Нелюдимо наше море", "На сопках Манчжурии"
 и др.).
  Голос У. небольшой, мягкого тембра. Исполнение отличается простотой,
 задушевностью, теплотой. У. не только поёт, но и играет песню, создавая
 "песенную новеллу".
  В 1955 выступил в роли Шельменко ("Шельменко-денщик"
 Квитки-Основьяненко, Т-р им. Гоголя, Москва).
  Соч.: Записки актёра, M.-Л., 1939; С песней по жизни, М., р61; Моя
 Одесса, "Москва", 1964, ;ј 9.
  Лит.: ДмитриевЮ., Искусство советской эстрады, [М.], 1962; Д а л ь ц
 e в 3. Г., Москва, 1917-1923, в кн.:
  У истоков. Сб. статей, М., 1960; Долински'й М., Ч e p -т о к С.,
 Леонид Утесов, "Муз. жизнь", 1960, ј 10; .Тиме E., Дороги искусства,
 М.-Л., 1962. М.Лифш.
  УТРЕННИК - название спектакля (представления,. концерта), даваемого в
 первой половине дня. У. устраиваются обычно в воскресные и праздничные
 дни по удешевлённым ценам - специально для детей (детские У.), а также
 для взрослых. В дореволюц. России, где не было т-ров для детей, У.
 предназначались для детей и подростков. Однако к устройству утренних
 спектаклей антрепренёры подходили с коммерч. целями, У. отличались
 невысоким художеств. уровнем, слабым актёрским составом. Исключение
 представляли лишь У. в моек. Т-ре Корша и др. столичных т-рах (Малый
 т-р), в т-рах, возглавляемых прогрессивными театр. деятелями (Н. Н.
 Синельников, Н. PI. Соболыциков-Самарин, П. П. Гайдебуров и др.).
 Значит, событием был поставленный K.C. Станиславским в Моск. Художеств,
 т-ре утренний спектакль для детей "Синяя птица" Метерлинка (1908).
  В СССР У.- неотъемлемая часть работы т-ра. Спек-такли-У. регулярно
 показывают все ТЮЗы страны. по воскресеньям и в дни каникул-многие
 драматические и музыкальные т-ры. А. Шн.
  УУЛИ, Хейно (Эйно) Аугустович (р. 14.XII. 1906) - эст. сов. режиссёр
 и артист оперы (тенор). Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). Окончил
 Таллинскую консерваторию по классу пения А. Тамм (1932). В 1929-31
 У.хорист т-ра "Эстония" (Таллин); в 1932-33 - артист оперетты и драмы
 т-ра "Угала" (Вильянди); в 1934-36 - солист оперы и оперетты, реж. т-ра
 "Ванемуйне" (Тарту); в 1936-51 (с небольшим перерывом) - реж. (нек-рое
 время худ. рук. и гл. реж.) т-ра оперы и балета "Эстония" (Таллин), где
 пост. св. 40 опер, среди них - "Тихий Дон" Дзержинского (1939), "Пиковая
 дама" (1940), "Севильский цирюльник" (1943); "Огни мщения" Э. Каппа
 (1945, 1948), "Пюхаярв" (1946) и "Берег бурь" (1949, Гос. пр. СССР)
 Эрнесакса. У. присуще стремление к детализации худ. образов и хора; он

<< Пред.           стр. 794 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу