<< Пред. стр. 796 (из 913) След. >>
("Три сестры") и др. Лучшие пост. У.- пьесы Шекспира. Большим успехомпользовалась пост. "Отелло" с П. Робсоном в загл. роли (1943, т-р
"Гилд"), трактованнаякак трагедия чернокожего в расистском обществе.
Этот спектакль имел в годы войны антифашистскую направленность. Среди
др. пост. У.: "Гамлет" (1938, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк), "Буря"
Шекспира (1945, т-р "Алвин", там же).
-В 1946 совм. с Е. Ле Галъенн организовала "Американский репертуарный
т-р", где пост. "Генрих VIII" Шекспира (1946), "Андрокл и лев" Б. Шоу
(1947), "Йун Габриэль Боркман" Ибсена (1947). В 1948-50 руководила
Гастрольной шекспировской труппой, показывавшей в ун-тах и колледжах США
спектакли:
"Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь", "Укрощение строптивой". Ставила
спектакли в разл. т-рах США и др. стран: "Ричард III" (1953, т-р "Сити
сентр", Нью-Йорк), "Венецианский купец" (1956, Шекспировский
Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), "Мера за меру" (1957, "Олд Впк",
Лондон). Пост. в "Метрополитен-опера" оперы "Дон Карлос" Верди (1950),
"Аида" (1951); в т-ре "Нью-Йорк сити опера" - "Троил и Крессида" Уолтона
(1955), "Макбет" Верди (1957), "Укрощение строптивой" Геца (1958) и др.
Свои взгляды на режиссуру У. изложила в книге "Шекспир без слез"
("Shakespear without tears"). У. трактует пьесы Шекспира как вечную и
изначальную борьбу добра и зла, в к-рой победу одерживает человечность.
Соч.: Shakespeare without tears, N. Y., 1957. К. Г. УЭЛЛЕС (Welles),
Орсон (р. 6.V.1915) - амер. актёр и режиссёр. Дебютировал в 1931 в т-ре
"Гейт" в Дублине (Ирландия) в роли герцога Вюртембергского ("Еврей Зюсс"
по Фейхтвангеру). Вернувшись в США, играл в гастрольной труппе К.
Корнелл (1933-34), где исполнял роли Меркуцио ("Ромео и Джульетта"
Шекспира), Мэрчбенкса ("Кандида" Б. Шоу) п др. С 1934 работал в
Нью-Йорке, с 1936 - в федеральных театрах. Пост. в Народном негритянском
т-ре "Макбета", после успеха этого спектакля стал руководителем
федеральных т-ров (Нью-Йорк), где пост. свои лучшие спектакли и сыграл
лучшие роли:
"Доктор Фауст" Марло (1937, исполнил загл. роль), "Юлий Цезарь"
Шекспира (1937, роль Брута). Пьеса Шекспира была пост. в совр. костюмах,
без декораций, тираноборческий пафос трагедии направлен против фашизма.
Своей художеств. и политич смелостью спектакль вызвал недовольство
руководства федеральных т-ров. У. пришлось уйти из этого театр.
объединения. Он организовал свой т-р "Меркурий", где пост.: "Праздник
башмачника" Дек-кера, "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (играл роль
капитана Шатовера), "Смерть Дантона" Бюхпера (играл роль Сен-Жюста) -
все пост. в 1938. После закрытия федеральных т-ров в 1939 У. исполнил
роль Фальстафа в собственной композиции "Пять королеп (1939, Бостон) по
хроникам Шекспира, в 1947 пост. "Макбет" (т-р "Солт Лейк Сити").
Среди др. пост. и ролей: "Отелло" (исп. загл. роль, 1951, т-р
"Сент-Джеймс", Лондон), "Моби Дик" (собств. инсц. по роману Г.Мелвилла;
роль Ахава, 1955, "Дьюк оф Йорке т-р". Лондон), "Король Лир" (йен. загл.
роль, 1956, т-р "Сити Сентр", Нью-Йорк), "Носороги" Ионеско (1960, т-р
"Ройял Корт", Лондон).
Работает в кино как актёр н режиссёр (реж. фильма "Гражданин Кейн",
1941, и др.).
Лит.: Noble P., The fabulous Orson Welles, L , 1956.
К. Г. УЭСКЕР (Wesker), Арнолд (р. 24. V. 1932) - англ. драматург. В
1957 поступил в Лондонскую школу кинематографии ("Лондон скул оф филм
текник"). В 1958 написал пьесу "Ячменный суп с курицей" (пост. в том же
году, т-р "Белгрейд", Ковентри), к-рая вместе с пьесой "Корни" (1959,
там же) и "Я говорю о Иерусалиме" (1960, там же) составили трилогию
(целиком пост. в 1959-60 в "Инглиш стейдж компани". Лондон). Трилогия
представляет собой социально-политич. хронику, охватывающую период
1936-60- время, насыщенное большими псторич. событиями. Герои У.простые
рабочие люди. В пьесе "Кухня" (1959, "Инглпш стейдж комиани", 1961 - там
же, в новой редакции) У. воссоздаёт картину разобщения людей, живущих в
бурж. обществе. В пьесе "Жареная картошка к любому блюду" (1962, там же)
показаны будни одной из баз англ. военно-воздушного флота, где обучаются
лётчики-новобранцы. В 1963 драматург написал телевизионную пьесу
"Угроза" о совр. молодёжи. По инициативе У. в 1962 был создан "Центр
42", задачей к-рого является сближение профсоюзов с представителями
иск-ва. За активные политич. выступления против ядерного вооружения У. в
1962 был на нек-рое время заключён в тюрьму.
Лит.: "Иностранная литература", 1962, ј 1, с. 201-08;
Современный английский театр. М., 1963; Глумова-Глухарёва Э.,
Западный театр сегодня, М., 1966, с. 101-05; Т а у 1 о г J. R., Anger
and after, L., 1963.
Ф. К.
ФАБИЯНСКАЯ, Елена Адальбертовна [г. рожд. неизв.- ум. 3 (15). V
1.1869] - польская и рус. актриса. В нач. 50-х гг. 19 в. играла в
польск. труппах в Житомире и Клеве. С 1857 - на рус. сцене. Выступала
преим. на юге России (Киев, Воронеж, Херсон, Одесса, Полтава и др.).
Игра Ф. была отмечена тонкостью, одухотворённостью. Её лучшая роль -
Лиза-вета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского). С успехом играла также
роли: Слепая мать (переводная драма "Нищая"), Курчаева ("Испорченная
жизнь" Чернышёва), Адрпенна Лекуврёр (о. п. Скриба н Легуве), Мария
["Материнское благословение" Деннери, пер. Н. А. Перепельского
(Некрасова)], Верочка ("Дочь русского актёра" П. И. Григорьева).
Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", 1857, M 28, с. 456,1858,
6, с. 65-66,1859, ј 19, с. 196,1860, Д'" 24, с. 192; Николаев Н. И.,
Драматический театр в Киеве, К., 1898; Лихачев В. И-, Из театральных
воспоминаний, "Театр и искусство", 1909, ј 29. А. Кл.
ФАБР (Fabre), Эмиль (24.III.1869-25.IX.1955) - франц. драматург,
театр. деятель. В нач. 90-х гг. принимал участие в организации
"Свободного т-ра" (Марсель), в к-ром по примеру "Свободного т-ра"
Антуана стремился воплотить сценпч. принципы Золя. Ф. полемически
противопоставлял свои пьесы совр. адюльтерно-салонной драматургии,
ставил в них значит, экономич. и социальные проблемы. Ранняя комедия Ф.
"Деньги" (1895, "Свободный т-р", Париж) рисует характерные черты бурж.
семьи, хищническую, циничную жажду обогащения. В комедии "Общественная
жизнь" (1901, т-р "Ренессанс") и драме "Победители" (1908, Т-р Антуана,
реж. и исполнитель гл. ролей Ф. Жемье) Ф. раскрывает лживую сущность
бурж. демократии, обличает беспринципную борьбу за власть. Навеянная
панамским скандалом пьеса "Позолоченное чрево" (1905, т-р "Одеон")
показывает механику финансовых операций биржевых дельцов, погоню за
наживой, к-рая приводит к разорению и гибели тысячи людей. Пьеса
"Саранча" (1911, т-р "Водевиль") разоблачает легенду о "цивилизаторской
миссии" белых людей, показывает преступление франц. колониальных властей
во Вьетнаме. В пьесе "Крупный буржуа" (1914, Т-р Антуана) Ф. создал
резко обличительный образ дельца.
В своих произв. Ф. широко использовал натуралис-тич. принцип
"научной" документальности (газетные статьи, статистич. сводки,
парламентские отчёты и т. д.), что придавало им черты иллюстративности,
хроникальность. В стличие ст последовательных натуралистов, Ф. не
пассивный наблюдатель, а публицист, пьесы его открыто тенденциозны. Но,
резко разоблачая буржуазию, Ф. не видел обществ, силы, способной
противостоять коррупции правящих верхов. Не принимая идеи коренного
обществ, переустройства, Ф. боялся революц. подъёма масс. В его пьесах
преобладают мрачные пессимистич. тенденции.
Ф. инсценировал романы О. Бальзака "Жизнь холостяка" (1905, т-р
"Одеон", реж. и исполнитель роли Филиппа Бридо - Ф. Жемье) и "История
величия и падения Цезаря Биротто" (под назв. "Цезарь Биротто", 1910, Т-р
А-нтуана).
В 1913-36 руководил т-ром "Комеди Франсез". Был почётным
председателем Общества драматургов и композиторов.
Соч.: Theatre, v. 1-5, Р., 1920-29; в рус. пер.- "Позолоченное
чрево", М., 1907; "Хищница" (есть четыре перевода: 1904, 1937, 1938,
1957, под назв.: "Полковник Бридо", "Хищница", "Омут", "Тимон Афинский",
Одесса, 1908, ли-тогр., "Саранча", Л.- М., 1959) см. послесловие
Финкель-штейн Е. Л., Эмиль Фабри и его пьесы); La litterature et les
arts contemporains..., 1910; Souvenirs, "Exelsior", 1933, 27 aout; La
Comedie Francaise, P., 1942.
Лит.: Sorel E., Essai de psychologie dramatique..., P., 1910;
Thalasso, Le theatre libre, 1909. E. Ф.
ФАБР ДГЛАНТЙН (Fabre d'Eglantine; наст. имя и фам.- Филипп Франсуа
Назер Ф а б р) (28.VII.1755-5.IV.1794)-франц. драматург. Творч.
деятельность начал как актёр. В 1779-80 в г. Маастрихте было пост.
первое произв. Ф. д'Э. для т-ра - одноактная комич. опера "Лаура и
Петрарка" (муз. Ф. Л. Рувейзера). В историю франц. т-ра Ф. д'Э. вошёл
как один из осн. драматургов первого этапа бурж. революции конца 18 в. В
его комедии ""Филинт" Мольера, или Продолжение "Мизантропа"" (17S-0, т-р
"Комеди Франсез") поднимался вопрос о новых чертах характера человека, о
герое, утверждающем демократии. идеалы. В комедии "Выздоровевший от
дворянской спеси" (1791, там же) сатирич. разоблачение феодального
режима сочетается с либерально-примиренч. тенденцией. Друг п
последователь Дантона, Ф. д'Э. перешёл во время якобинской диктатуры на
сторону контрреволюции и был казнён.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.
ФАБРЕГАС (Fabregas), Вирхпнпя (1872-18. XI. 1950) - мексиканская
актриса. Училась в Нац. ин-те изящных иск-в (Мехико). В 1892 начала
сценич. деятельность. Играла гл. роли в лучших пьесах Лопе де Вега, П.
Кальдерона, А. Глмеры, X. Бенавенте, Б. Переса Гальдоса,
пропагандировала произв. нац. драматургов - Р. Уснгли, X. Впльяуррутпя,
X. Але-хандро и др. Гастролировала во всех странах Лат. Америки и во мн.
европ. странах. В 1917 организовала и возглавила собств. театр. труппу
(Т-р Фабре-гас) в Мехико, работала здесь как актриса и режиссёр.
Снималась в кино. Творчество Ф. способствовало развитию мексиканского
театр. пск-ва. И С.
ФАБРИ (Fabbri), Диего (р. 2. VII. 1911) - итал. драматург. В 1928-37
написал пьесы "Цветы горя",
"Возвращение", "Их грех", "Миражи", "Воспоминания", "Земля вновь
зацветает", к-рые ставились в школах и церковных приходах. Пьесы
"Орбиты" (1941, труппа Мапьн-Павезе) и "Солнечная книжная лавка" (1942,
т-р "Квирпно", Рим), посв. жизни итал. провинции, проникнуты горечью и
грустью. В пьесе "Болота" (1942, "Театре делле арти", Рим) заметно
влияние католич. драматурга У. Бетти. После падения фашистской
диктатуры" в момент подъёма демо-кратич. движения в Италии Ф. призывал к
объединению католиков с коммунистами. Позднее стал крупнейшим
представителем итал. католич. драматургии. Пьеса "Инквизиция" (1950,
труппа Бенасси-Мальталь-яти, Милан) о душевном кризисе священника и
юноши, хотевшего принять духовный сан, награждена Нац. пр. Наибольшую
известность получила пьеса "Суд над Иисусом" (1955, "Никколо-театр",
Милан), в к-рой ставится проблема отношений между церковью, верующими и
остальным миром. Пьеса отличается напряжённым драматизмом, живыми
сценичными диалогами. Бурж. зрителю импонирует мистико-католич.
интеллектуальность и нек-рое "вольнодумство" пьес Ф. Он пишет также
драмы, развлекательные комедии на морально-бытовые сюжеты:
"Соблазнитель" (1951, труппа Столпа - Морелли), "Семейный суд" (1953,
т-р "Мандзони", Милан), "Лгунья" (1956, труппа Дж. Лулло-Р. Фальк-А.
Гуарнье-ри-Р. Валли, Милан). Произв. Ф. ставятся во Франции, Испании,
Бельгии, ФРГ, странах Лат. Америки и др. Ф.- автор мн. радио- и
телепьес, видный сценарист. В 1945-50 был генеральным секретарём
Католич. киноцентра.
Др. пьесы: "Бдение перед битвой" (1956), "Бред" (1958),
"Портрет неизвестного" (1962), "Наперсник" (1964). Соч.: Teatro, v.
1-2, Firenze, 1959-60. Лит.: Р a n d o 1 f i V., Teatro italiano
contemporaneo
1945-1959, Mil., 1959. Г. Д. Б.
ФАВАР (Favart), Мари Жюстин (15.VI.1727- 21.IV.1772) - франц.
артистка. Жена Ш. С. Фавора. С 1745 выступала в т-ре "Опера комик"
(Париж), с 1749 - в т-ре "Комеди Итальенн" (там же). Исполнила ряд ролей
в комедиях-водевилях Фавара:
Роксолана ("Три султанши"), Анетта ("Анетта и Любен"), Изабелла
("Изабелла и Гертруда"), Бастьен-на ("Любовь Бастьена п Бастьенны"),
Среди партий:
Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези). Ф. обладала выдающимся
комедийным дарованием, огромным сцеиич. темпераментом, музыкальностью.
Прославилась исполнением ролей крестьянок. Принимала участие в
литературной работе своего мужа.
Лит.: Р о u g i п A., M-me Favart, etude theatrale, Р., 19I2. Ал. M.
ФАВАР (Favart), Шарль Симон (13.XI.1710 - 12. V. 1792) - франц.
драматург, либреттист, композитор. Лит. деятельность начал пьесами для
ярмарочного театра. Среди ранних произв.: "Бинокль" (1734, т-р на
Сен-Жерменской ярмарке), "Алжирский паша" (1741, т-р на Сен-Лоранской
ярмарке). Стал известен после пост. пьесы "Искательница разума" (1741,
т-ры на Сен-Жерменской и Сен-Лоранской ярмарках). В 1743 Ф. был
приглашён антрепренёром Ж. Монне для работы в т-р "Опера комик", где он
участвовал в подготовке спектаклей, подбирал актёров и т. п. После 1745
в течение нек-ро-го времени работал вместе со своей женой, актрисой М.
Ж. Фаеар, в Брюсселе. С 1751 его деятельность была связана с т-ром
"Комеди Итальенн", объединившимся в 1762 с т-ром "Опера комик" и
получившим в 1783 назв. Т-р Фавара (или "Зал Фавара"). Ф.- один из
видных представителей демократич. жанра ко-мич. оперы (см. Опера},
сложившегося в 18 в. во Франции. Он создал блестящие образцы жанра
пародийной комедии-водевиля, основу к-рому положил А. Р. Лесаж, и
комедий с ариеттами. Ф. принадлежат многочисл., гл. обр. одноактные
пьесы, а также либретто комич. опер, балетов (мн. из них написаны совм.
с др. авторами)*, музыку к к-рым сочиняли известные композиторы того
времени (Э. Р. Дуни, А. Довернь, Ф. А. Филидор, А. Э. Гретри и др.). Во
всех комедиях Ф. сюжет строится на любовных переживаниях изящных дам и
кавалеров, драм. элементы преобладают над музыкальными. Ф. стремился
приблизить т-р к реальной действительности, вводил в качестве действ.
лиц крестьян, использовал нар. язык: песенки, исполнявшиеся его героями,
часто напомина-ш уличные мелодии.
В числе лучших пьес Ф.: "Любовь Бастьеиа и Бастьенны" (1753, т-р
"Комеди Итальенн), " Праздник любви, пли Лука и Колинетта" (1754, там
же), "Аиот-та и Любен" (1762, там же), "Фея Ургела, или Тот, кто
нравится дамам" (1765, Фонтенбло). Пьеса Ф. "Солиман II, или Три
султанши" (1761, "Комоди Итальенн") проанализирована Г. Э. Лессингом
("Гамбургская драматургия") и удостоена его похвалы. Ф. выступал и как
композитор, писал музыку к нек-рым своим пьесам. С началом Франц. бурж.
революции отошёл от театр. деятельности.
Соч.: Oeuvres choisies, t. 1-3, P., 1830 (совм. с М-nie Favart);
Memoires et correspondance litteraires, v. 1-3, P., 1808.
Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.-М., 1948;
История западноевропейского театра, под общей ред. С.С.Мокульского, т.
2, М., 1957; D e s b o u 1-miers A.-J., Histoire du theatre de
ГОрега-comiqiie, v. 1-2, P., 1769; Font A., Favart. l'opera comique et
la comedie-vaudeville aux XVII et XVII Г siecles. P., 1894;
Albert M., Les theatres de la Foire, P., 1900; Dumo u 1 i n M.,
Favart et M-me Favart. Un menage d'artistes au 18 siecle. P., [1912]; С
u с u e i G., Les creatures de l'Opera-comique francais, P., 1914.
ФАВОРСКИЙ, Владимир Андреевич [3(15).III.1886- 29.XII.1964] - рус.
сов. художник-график, жи-воппсец-монументалист, теоретик иск-ва, театр.
художник. Нар. художник СССР (1963). Лауреат Ленинской пр. (1962).
Учился в студии К. Ф. Юона в Москве, в студии Ш. Халлоши в Мюнхене
(1905- 1908). Занимался на филологич. ф-те Моск. ун-та (1908-13).
Дебютировал в т-ре в 1933, будучи уже выдающимся сов. художником. Его
первая театр. работа - оформление спектакля МХАТа 2-го "Двенадцатая
ночь" - определила особенности творчества Ф. как художника-декоратора.
Ярко театральная, динамичная, лёгкая сценпч. конструкция (тонкие
золочёные колонны, поддерживающие лёгкие фронтоны и арки) создавала, в
гармонпч. единстве с насыщенными и родственными по цвету живописными
элементами оформления и костюмов, обобщённый, пластически-зрительный
образ спектакля. Декорация дополнялась живописными панно и спец.
занавесом, на фоне к-рого развёртывалось действие на просцениуме.
Декорации Ф. к "Двенадцатой ночи" явились результатом глубоко
творческого восприятия художником духа жизнерадостной гу-манистич.
комедии Шекспира. Это определило этапное значение спектакля в истории
советского декорационного иск-ва, его значение в борьбе как с
техницизмом, сухостью конструктивистских декораций, так и с
натуралистической имитацией действительности на сцене.
В последующие годы Ф. оформил спектакли: "Мольба о жизни" Деваля
(1935, M ХАТ 2-й), "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость" Пушкина (1937,
Т-р им. Моссовета), "Собака на сене" Лопе де Вега (1937, Т-р ,
Революции), "Великий государь" Соловьёва (1945, Т-р им. Вахтангова).
С 1918 Ф. вёл педагогич. работу (ВХУТЕМАС и др. художеств. учебные
заведения).
Лит.: Халаминский Ю., Владимир Андреевич Фаворский, М., 1964;
Гончаров А., Многое в немногом, "Театр", 1957, ј 1. M. П.
ФАГЕ (Faguet), Эмиль (17.XII.1847-6.VI.1916) - франц. критик и
историк т-ра и лит-ры. Чл. Франц. академии (с 1901). Учился в высшей
Нормальной школе (Париж). Уже в 80-е гг. стал одним из наиболее
известных франц. театр. критиков. Ф. считал, что драматургия, как и вся
лит-ра, не должна критически изображать действительность. Он отрицал
творчество О. Бальзака, Э. Золя. В работе "Старая и новая драма" (1898)
Ф. апологетически противопоставлял драме 19 в. франц. классицизм. Среди
др. трудов Ф.: "Французская трагедия в XVI веке" (1883), "Руссо против
Мольера" (1910), "Читая Корнеля" (1913). До 1907 Ф. вёл отдел критики в
"Журналь де деба"; его статьи, печатавшиеся в этой газете, изданы под
назв. "Заметки о современном театре" (1888-91) и "О театре" (1903-10). С
1890 был профессором Сорбонны. Соч.: La tragedie francaise au XVI
siecle, P., 1883;
Drame ancien, drame moderne, P., 1898; Rousseau contre Moliere, P.,
1910; En lisant Corneille, P., 1913; En lisant Moliere, P., 1914; Notes
sur le theatre contemporain, ser. 1-3, P., 1889-91; Propos de theatre,
ser. 1-5, P., 1903-10.
ФАДЕЕВ, Александр Александрович [11 (24). XII. 1901-13.V.1956] - рус.
сов. писатель, обществ, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1918. На
XVIII и
XIX съездах ВКП(б) был избран членом ЦК, на
XX съезде КПСС - кандидатом в члены ЦК. Депутат Верх. Совета СССР
2-го, 3-го и 4-го созывов. Чл. бюро Всемирного Совета Мира. Начал
печататься в 1923. В 1927 написал роман "Разгром" о судьбе небольшого
партизанского отряда, действовавшего в 1919 против япон. интервентов и
белоказаков. Этот роман, инсценированный Ф. совм. сМ. С. Нароковым,
пост. на сценах мн. т-ров Сов. Союза (1932, Малый т-р, Моск. т-р
Ленсовета и др.). Значит, событием театр. жизни страны стали ноет.
"Молодой гвардии). В центре романа Ф. и спектаклей (Моск. т-р драмы -
инсц. Н. П. Охлопкова, Т-р им. Вахтангова - пнсц. Г. Гракова,
Театр-студия киноактёра - инсц. С. А. Герасимова и др.) - образы
молодогвардейцев, участников молодёжной подпольной организации в г.
Краснодоне, боровшейся против немецко-фашист-ских оккупантов. Инсц.
романа были пост. многими т-рами СССР.
В конце 40-х гг. "Молодая гвардия" была пост. в Молодёжном т-ре им.
Петёфи (Будапешт), Т-ре им. Молодой гвардии (г. Халле, ГДР), т-ре