<< Пред.           стр. 798 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 дирижёр Направник, декорации по рисункам Андреева, Бочарова, Ламбина и
 Левота;
  Фальстаф - Чернов, Форд - Гончаров, Фентон - Михайлов, доктор Каюс -
 Карелин, Бардольф - Угринович, Пистоль-Стравинский, Алиса Форд -
 Мравина, Наннетта- Баулина, Куикли - Славина, Mer Педж - Долина).
  На сов. сцене пост. 6 OKT 1925, Ленингр. Малый оперный т-р (дирижёр
 Самосуд, композиция спектакля Раппопорта, худ. Акимов, балетм. Чекрыгин;
 Фальстаф - Журавленке, Форд - Бочаров, Фентон - Балашов, доктор Каюс -
 Засец-кий, Бардольф - Волгин, Пистоль-Фомин, Алиса Форд- Талонкина,
 Наннетта - Горская, Mer Педж - Калинина, Куикли - Тарновская). В 1941
 возобн. там же (дирижёр Грикуров, пост. Каплан, худ. Вирсаладзе). В
 1962. Большой т-р, Москва (дирижёр Мелик-Пашаев, реж.-пост. Покровский,
 худ. Рындин, хорм. Рыбнов и Хазанов; Фальстаф- А. Иванов, Нечипайло,
 Форд - Лисициан, Валайтис, Алиса Форд - Вишневская, Милашкина, Наннетта
 - Деоми-дова, Сорокина, Фентон - Масленников, Райков, доктор
 Каюс-Власов, Соколов, Бардольф - Захаров, Мишутин, Пистоль - Панков, Mer
 Педж - Архипова, Леонова, Куикли - Митюкова, Левко). В 1945 пост. в
 Алма-Ате.
  И здания: "Ф."-клавир. Mil., G. Ricordi . Со.. fl 893]; с рус.
 текстом-пер. П. И. Кирса, М., Юргенсон, [1893]; сов. изд. - русский
 текст Н. Кончаловской, М., Музгиз, бЗ. я. Г р.
  ФАЛЬСТР‚М (Fahlstrom), Юхан (30.VIII.1867 - 29.VII.1938) - норв.
 актёр, театр. деятель. Дебютировал на сцене Христианийского т-ра, в
 к-ром работал до 1895. В 1899-1903 - в труппе Нац. т-ра (Осло). В
 1903-12 возглавлял основанный им "Т-р Фальст-рёма" (Хрпстиания), ставший
 благодаря прогрессивной репертуарной политике и сильному актёрскому
 ансамблю одним из лучших т-ров страны. После 1912 периодически выступал
 в различных труппах. Яркий характерный актёр, Ф. создавал образы,
 отмеченные глубиной социально-психологического анализа, бытовой
 достоверностью и своеобразием духовного мира.
  Роли: Крогстад, Сольнес ("Кукольный дом", "Строитель Сольнес"
 Ибсена), Санг, Хольгер ("Свыше наших сил" Бьёр-нсона, чч. 1-я и 2-я ),
 Торденскьольд (о. п. Булля), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Лука
 ("На дне") и др.
  Лит.: H e i b e r g G., Norsk teater, Kristiania, 1920. В л. М.
  ФАЛЬЦЕТ (итал. falsetto, от falso - ложный, поддельный) - звук самого
 высокого (головного) регистра певческого голоса (препм. мужского); то
 же, что фистула. При пении Ф. вибрируют не все голосовые связки, а лишь
 их края, между к-рыми образуется щель. Ф. лишен полноты и силы, присущих
 грудному и смешанному регистрам. Тембр Ф. своеобразен, с оттенком
 нек-рой нарочитости, искусственности (отсюда и название). Ф.
 используется проф. певцами для придания звуку специфич. окраски. До нач.
 19 в. Ф. применялся тенорами для образования высоких звуков, от к-рых
 тогда не требовалось полноты и силы. В совр. оперном и концертном пении
 служит лишь для особой окраски звука. Встречается и в нар. пении, напр.
 у тирольцев (Верхняя Австрия), как характерная манера исполнения йодлей.
 П. А. П.
  "ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА" - пьеса М. Горького. Соч. 1913. Пост. в 1926 в
 Италии. В дореволюц. России не шла. Первые пост. "Ф. м." на сов. сцене -
 Белорусский гос. евр. т-р (1937, во время его гастролей в Ленинграде),
 Харьковский колхозный т-р (1939). Вновь была пост. во Владивостокском
 т-ре им. Горького (1955). Затем пьесу ставил Горь-ковский т-р им.
 Горького, т-р "Красный факел" и Рус. т-р в Даугавпилсе (все в 1958),
 Алма-Атинский т-р, Южно-Сахалинский им. Чехова (оба в 1959), Моск.
 драматич. т-р 1964). "Ф. м." показали выпускники вечернего актёрского
 ф-та ГИТИСа (рук. М. И. Царёв, 1964).
  Издания: Первая публикация - Берлин, 1927. Из последующих изд.:
 Горький М., Собр. соч., т. 19, М.- Л., 1928; Горький М., Пьесы, т. 2,
 М.-Л., 1937.
  Лит.: Материалы к пьесе М. Горького "Фальшивая монета", М., 1944; Б я
 л и к Б., О пьесе Горького "Фальшивая монета", М., 1947. А. Шн.
  ФАЛЬЯ (de Falla), Мануэль де (23.XI.1876-14.XI. 1946) - исп.
 композитор и пианист, виднейший представитель исп. музыки 20 в. Учился в
 Мадридской консерватории, изучал композицию у Ф. Педреля. Получил пр.
 Исп. академии изящных иск-в за оперу "Жизнь коротка" (1905; пост. в
 Ницце, 1913; в CQCP под назв. "Девушка из предместья", 1928, Т-р им. Вл.
 И. Немировича-Данченко, Москва). С 1907 жил в Париже, испытал влияние
 новейших муз. течений (импрессионизм и др.). К этому времени Ф. сложился
 как музыкант яркой индивидуальности, вобравший и органически
 претворивший в своём творчестве дух и элементы исп. (андалусской) нар.
 музыки с её ладовым и гармонич. своеобразием. После 1-й мировой войны
 романтик о-импрессионистич. черты в музыке Ф. уступили место характерной
 для всей европ. музыки тенденции к конструктивизму. С 1914 Ф. жил в
 Гранаде, где написал балеты: "Любовь-волшебница" (Мадрид, 1915, с
 солирующим меццо-сопрано; наиболее известное произв. Ф.) и "Треуголка"
 (Лондон, 1919, "Русский балет"), а также одноактную оперу "Балаганчик
 мастера Педро" (эпизод из "Дон Кихота" Сервантеса, 1923, Севилья). В
 1940 эмигрировал в Аргентину. Автор оперы-оратории "Атлантида"
 (завершена Э. Хальфтером, учеником Ф., пост. частично в 1961, полностью
 в 1962, Берлинская гор. опера).
  Соч.: Escritos, Madrid, 1947.
  Лит.: Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М., 1962;
  J a e n i s с h J., Manuel de Falla und die spanische Musik,
 Z.Freib., 1952; P a h i s s a J., Vida y obra de Manuel de Falla, B.
 Aires, 1947. Ал. М.
  ФАМЙНЦЫН, Александр Сергеевич [24.Х(5.Х1). 1841- 24. VI(6. VII).
 1896] - рус. музыковед и композитор. Муз. образование получил в
 Лейпцигской консерватории (1862-64). Преподавал историю музыки и
 эстетику в Петерб. консерватории (1865-72). Был секретарём Гл. дирекции
 Рус. муз. об-ва (1870-80), редактором журн. "Муз. сезон" (1869-71),
 сотрудником рус. и нем. периодич. изданий. Выступал противником "Могучей
 кучки" как традиционалист, классицист и вагнерианец. Автор работ:
 "Скоморохи на Руси" (СПБ, 1889), "Гусли,..." (СПБ, 1890) и др.; опер:
  "Сарданапал" (1875, Марипнский т-р, Петербург), "Уриэль Акоста" (соч.
 1883).
  Лит.: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958. В. Ю.
  ФАНТЕСКА - см. Серветта.
  ФАРАНДУЛА (farandula) - название бродячей театр. труппы в Испании 16
 в. Согласно описанию А. Рохаса Вильяндрандо (в книге "Занимательное
 путешествие", 1602 или 1603), в Ф. входили три актрисы, труппа играла
 восемь - десять комедий, представления устраивались в праздник "тела
 Христова".
  ФАРИНЕЛЛИ (Farinelli) (наст. имя и фам.- Карло Броски; Broschi)
 (24.1. или 24.VI.1705 - 15. VII. или 16.IX.1782) - итал. артист оперы
 (сопрано). Пению учился у H. Порпоры. На оперной сцене впервые выступил
 в 1720 в Неаполе. Затем пел в Риме, выступал в разл. городах Италии.
 Гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Мадриде. Ф.- один из выдающихся
 певцов-кастратов 18 в. Обладал голосом обширного диапазона (3 октавы)
 светлого и мягкого тембра, виртуозной колоратурной техникой, в
 совершенстве владел иск-вом бель канто. В начале своей оперной карьеры
 Ф. исполнял женские партии в операх-сериа, затем стал выступать в
 мужских партиях. Его сценич. манера соответствовала стилю итал. оперного
 спектакля 18 в. "кьяро-скуро". Долгая дружба связывала Ф. с П.
 Метаста-зио, воспитавшим у певца любовь к поэтич. слову; в отличие от
 мн. певцов своего времени, Ф. старался донести смысл поэтич. речи
 оперных героев.
  Женские партии: Плачидия, Аделаида ("Флавио", о. п. Порпоры),
 Пальмира ("Косрой" Поллароли), Берениче ("Фарначе" Винчи). Мужские
 партии: Нино, Ахилл ("Семирамида", "Ифигения в Авлиде" Порпоры), Орест
 ("Астианакс" Винчи), Никомед (о. п. Торри), Арбас ("Катон в Утике" Лео),
 Ринальдо ("Покинутая Армида" Поллароли), Фарнак ("Мит-ридат" Гаи), Сирой
 (о. п. Гассе).
  Лит.: S а с с h i G., Vita del cavaliere Don Carlo Broschi, Venezia,
 1784; Monaldi G., Cantanti evirati celebri nel teatro italiano, Roma,
 1920. Св. Г.
  ФАРЕАШ (Farkas), Ференц (р. 15.XII.1905) - венг. композитор, педагог.
 В 1927 закончил Муз. академию в Будапеште у Л. Вейнера и А. Шиклоша,
 совершенствовался в Риме у О. Респиги (1929-31). Ф. автор балетов: "Три
 бродяги" (соч. 1932), "Хитрые студенты" (1949, Венг. гос. оперный т-р,
 Будапешт); комич. опер: "Волшебный шкаф" (1942, там же), "Милый Палко"
 на сюжет легенды о нар. мстителях, борцах за независимость Венгрии
 против австрийских магнатов в нач. 18 в. (1950, Венг. оперный т-р; пост.
 в СССР и Болгарии под назв. "Орлиные перья", в ГДР - под назв. "Смелые
 сердца Венгрии"); музыки к театр. пост. и фильмам. Творчество Ф.
 основано на венг. фольклоре. В своих произв. композитор сохраняет
 непосредственность и прелесть венгерских мелодий. С 1935 - проф. Высшей
 муз. школы в Будапеште, с 1941 - проф. консерватории в Ко-лошваре (с
 1943 - директор). Автор муз.-теоретич. пособий. Пр. Кошута и Эркеля
 (1960). А. Ив.
  ФАРКЕР (Farquhar), Джордж (1678-29.IV.1707)- англ. драматург. Был
 актёром, затем офицером. Ф.- представитель предпросветптельской комедии
 нравов. Первая пьеса "Любовь и бутылка" (1698, т-р "Друри-Лейн"),
 написанная в традициях комедии эпохи Реставрации, принесла автору успех,
 закреплённый затем комедией "Верная супружеская чета" (1699, там же) и
 её продолжением "Сэр Гарри Уайлдер" (1701). Пьеса "Близнецы-соперники"
 (1702) близка сентиментально-нравоучительным комедиям Р. Стпла. Комедия
 "Непостоянный" (1702) - переделка комедии Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. В
 1704 в т-ре "Линкольне инн фплдс" пост. фарс "Почтовая карета".
 Наибольшее значение имели две пьесы Ф.-"Офицер-вербовщик" (1706,
 "Друри-Лейн") и "Хитрый план щеголей" (1707, т-р "Хеймаркет"). Первая -
 блестящий образец по-литич. и социальной сатиры, вторая - одна из лучших
 комедий нравов 18 в., отличается острыми комедийными ситуациями, точно
 выписанными картинами провинциальной жизни, реалистич. обрисовкой
 характеров. Имена нек-рых действующих лиц этой комедии стали
 нарицательными. Творчество Ф. способствовало утверждению демократич.
 направления в англ. т-ре и лит-ре.
  Соч.: The dramatic works of George Farquhar, v. 1-2, L., 1892.
  Лит.: H o t s o n J. L., The Commonwealth and Restoration stage,
 Cambr. (Mass.), 1928; С о n n e 1 y W., Young George Farquhar, L., 1949.
 Ю. К.
  ФАРНЕЗЕ ТЕАТР (Teatro Farnese) - итал. театр. Здание построено в
 Парме в 1618-19 во дворце герцога Рануччо I Фарнезе ди Порто по проекту
 выдающегося арх. Дж. Б. Алеотти. Прямоугольный зал дворца (длина 87,22 м
 ширина 32,15 м, высота 22,67 м) разделён на две части - сцену-коробку с
 арьерсценой и зрительный зал на 4000 мест. Сцена (глубина 40, ширина
 32,15 м, зеркало сцены 12мХ Xl2 м) была оснащена многопланными
 сменяющимися кулисами, что для 17 в. являлось технич. нововведением;
 портал сцены, украшенный колоннами, пилястрами, скульптурами в нишах,
 своей пышностью напоминал портал т-ра "Олимпико" (Виченца). Амфитеатр.
 состоящий из 14 рядов, построен на высоком цоколе в форме
 прямоугольника, завершённого полукружием. Орхестра была окружена
 балюстрадой на высоте первого ряда, к к-рому ведут 12 ступеней. Позади
 амфитеатра расположены 2 яруса арок с ложами в первом ярусе и галереей
 во втором. Т-р был открыт в 1628 в честь бракосочетания Одоардо Фарнезе
 с Маргаритой Тосканской. В 17-18 вв. здесь устраивались театр.
 представления (во время свадебных празднеств). В 19 в. в здании дворца
 находились музей древностей, библиотека и картинная галерея. В 1944 Ф.
 т. разрушен во время бомбардировки города. Принципы устройства Ф. т.
 были использованы в проектах "Большого драматич. т-ра" (Берлин, 1919,
 арх. Г. Пёльциг), "Муниципального аудиториума" (г. Сент-Луис, США, 1934,
 арх. К. Говард Кран).
  Лит.: Лук омский Г. К., Античные театры и традиции в истории эволюции
 театрального здания, т. 1, СПБ, 1913; Проблемы архитектуры, т. 2. кн. 2,
 M., 1937; Baedeker К., Italie septentrionale. P., 1908 (48. Parme, p.
 323-29). В. Мюл.
  ФАРРАР (Farrar), Джерал-дин (р. 28.II.1882) - амер. артистка оперы
 (лирич. сопрано). С 14 лет выступала в концертах (Мелроз и Бостон). С
 1889 занималась пением в Париже у Трабаделло, в 1901- 1903- в Берлине у
 Л. Леман. В 1901 дебютировала в Берлинской опере, где работала до 1904;
 в 1904-06 пела вместе с Э. Карузо и Ф. И. Шаляпиным в Монте-Карло. С
 1906 Ф.- солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), с к-рым в
 дальнейшем связана вся её творч. жизнь. Оставила сцену в 1922, выступала
 в концертах до 1931.
  Ф.- выдающаяся певица 20 в. Голос её отличался красотой,
 пластичностью и чистотой звука. Обладала драматическим дарованием.
 Прославилась трактовкой партий в операх франц. и итал. композиторов.
  Лучшие партии? Мими. Чио-Чио-сан, Тоска; Заза (о. п. Леонкавалло).
  Др. партии: Маргарита, Джульетта ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно),
 Май он (о. п. Массне), Анджелика ("Сестра Анджелика" Пуччини,
 участвовала в междунар. премьере этой оперы, 1918). Снималась в кино.
 ?c. T
  ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии
 "начинялись" комедийными вставками) - вид нар. т-ра, получивший
 распространение в 14-16 вв. в большинстве зап.-европ. стран. Связанный в
 своих истоках с нар. обрядами и играми, Ф. имел в каждой стране
 национально своеобразный характер. Один из путей формирования Ф.-
 проникновение комедийно-бытовых элементов в ми-стериальное представление
 (см. Мистерия). Одновременно Ф. складывался как самостоят, жанр,
 составляя наряду с моралите и соти репертуар театр. объединений горожан:
 камер риторов, "братства, шутовских обществ. Демократич., массовый
 площадной жанр Ф. отличался жизнерадостным вольнодумством нар. иск-ва,
 реалистич. конкретностью в воспроизведении жизненных явлений.
 Образы-маски Ф. (врач-шарлатан, учёный-педант, сварливая жена и т. д.),
 лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку
 создания социальных типов. В Ф. грубовато, но весело изображались
 семейные неурядицы, осмеивались глупость, хвастовство, широко
 использовались приёмы внешнего комизма (драки, перебранки и т. п.). Ф.
 были насыщены буффонадой, исполнены презрения к высшим сословиям и
 феодально-религиозной морали; в них резко обличалась феодальная
 военщина, распутство монахов, мошенничество чиновников, сочувственно
 изображался простой люд. Но в то же время в рядеФ. отчётливо проявились
 черты бюргерской идеологии - циничное прославление плутовства,
 бюргерской деловой изворотливости, насмешливо-недоброжелательное
 отношение к крестьянам.
  Наибольшую известность получили франц. Ф.- "Лохань", цикл Ф. об
 адвокате Патлене и др. Традиции нар. Ф. оказали большое влияние на
 развитие демо-кратнч. направления во франц. актёрском иск-ве (Табарен,
 Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера.
 Традиции итал. Ф. стали основой итал. комедии делъ арте\ англ. Ф.
 (интерлюдия) нашёл претворение в комедиях Шекспира; исп. Ф.- в
 одноактных пьесах (пасос) Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса;
 нем.Ф.-фастнахтшппль- получил лит. воплощение в творчестве Г. Сакса.
 Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
  В 19-20 вв. Ф. чаще всего не связан с нар. традицией. Это жанр бурж.
 коммерч. т-ра - развлекат. комедии; построенные на чисто внешних комич.
 приёмах. Однако фарсовая буффонада окрашивает мн. остро сатирич.
 произведения. Это особенно проявилось во франц. драматургии ("Король
 Убю" Жаррп, 1896, "Кнок" Ромена, 1923, "Топаз" Паньоля, 1928, и мн.
 др.). Немецкое народное фарсовое искусство оживает в пьесах Б. Брехта
 "Швейк во второй мировой войне" (1943), "Господин Пунтила и его слуга
 Мат-ти" (1948).
  Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
 Мокульского, т. 1, М., 1956; История французской литературы с древнейших
 времен до революции 1789 г., т. 1, М.-Л., 1946; Три фарса об адвокате
 Пателене.М., 1951;
  Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France au Moyen age,
 pt. 2. Les comediens, P., 1885.
  ФАСТНАХТШПИЛЬ (нем. Fastnachtspiel, букв.- масленичная игра, от
 Fastnacht - масленица и Spiel-игра) - часть карнавальных представлений
 14-15 вв. От Ф. берёт своё начало фарс 16 в. Ф. основан на принципе
 пародийности, осмеяния. Первоначально представлял собой бытовую сценку,
 обычно анекдотич. характера. В 15-16 вв. Ф. подвергся лит. обработке,
 тематика его расширилась, использовались сюжеты античной и рыцарской
 лит-ры, шванков. В период Реформации Ф. отражал политич. и религиозную
 борьбу того времени. Наиболее интересные Ф. исполнены жизнеутверждающего
 юмора, протеста против феодализма, проникнуты антиклерикальным духом.
 Однако в Ф. проявилась также и ограниченность бюргерской идеологии, Ф.
 часто высмеивали крестьянскую бедноту. Авторами многих Ф. были
 мейстерзингеры, ремесленники по профессии,- Г. Розенплют, Р. Гольц, а
 также глава мейстерзингеров Ганс Сакс, написавший Ф. "Странствующий
 школяр в раю", "Горячее железо" и др. Острая сатирпчность и демократизм
 Ф. вызывали протест феодалов и церкви. В 1539 нюрнбергские власти
 запретили карнавальные процессии и входившие в них Ф.
  Лит.: Мокульский С. (сост.), Хрестоматия по истории
 западноевропейского театра, т. l, M., 1953; Lier L., Studien zur
 Geschichte der Nurnberger Fastnachtspiels, Nurnberg, 1889.
  ФАСУЛАДЖЯН (П а п а 3 я н), Пайцар (1842- 1911) - арм. актриса.
 Сценич. деятельность начала в Константинополе в 1861. Работала в труппах
 под рук. А. Вардовяна, М. Мнакяна и своего мужа Т. Фа-суладжяна. С
 труппой Фасуладжяна гастролировала в Закавказье, России, Турции,
 Болгарии, Румынии. Автор пьесы "Сводница". В основном выступала в
 мелодраме.
  Лучшие роли: Катрин Говард (о. п. Дюма-отца), Перние ("Парижские
 тайны" по Э. Сю), Амалия ("Сестра Тереза" Камолетти). Б. А.
  ФАСУЛАДЖЯН, Товмас (1843-1903) - арм. актёр, режиссёр, драматург,
 театр. деятель. Сценич. деятельность начал в 1858 в Константинополе.
 Способствовал формированию проф. арм. т-ра в Константинополе (1861). Был
 одним из ведущих актёров и режиссёром "Аревелян татрон" ("Восточный
 театр"). Организовывал театр. труппы, к-рые гастролировали по городам
 Турции, Закавказья, Сев. Кавказа, Болгарии, Румынии. Воспитал группу
 арм. актёров. Автор пьес "Чудо, или Деревянный меч", "Сын слепого", "Мы
 оба голодные, мы оба без денег". Как актёр Ф. был близок романтич.
 направлению. Выступал в зап.-европ. мелодрамах, историч. трагедиях,
 комедиях.
  Роли: Аршак II (о. п. Галфаяна), Ерванд ("Сандухт" Тер-зяна).
 Гарпагон, Тартюф; Бландраз ("Парижские тайны" по Э. Сю), Жорж ("Жизнь
 игрока" Дюканжа) и др. Б. А.
  ФАТ (франц. fat, от лат. fatuus - глупый) - актёрское амплуа: роли
 эффектных, самовлюблённых и ограниченных людей (преим. молодых): Дульчин
 ("Последняя жертва"), Миловзоров ("Без вины виноватые") и пр.
  ФАТАЛИЕВ, Эйюб Джафар оглы (р. 7.XI. 1925) - азерб. сов. театр.
 художник. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1964). Окончил Художественное
 уч-ще в Баку и Моск. художественный ин-т им. Сурикова (1952). В 1944-46
 работал в Баку, в 1952-54- в Большом т-ре под рук. В. Ф. Рындина. В
 1955- 1956 - художник, с 1957 - гл. художник Азерб. т-ра оперы и балета
 им. М. Ф. Ахундова. Работы Ф. отличаются национальным колоритом, яркой
 образностью, строгостью в отборе изобразительных средств. Среди работ Ф.
 "Асли и Керем" Уз. Гаджибекова, "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "Даиси"
 Палиашвили, "Се-виль" Амирова, "Вагиф" Мустафаева, "Аида", "Демон",
 "Князь Игорь", "Борис Годунов"; балет "Гюлыпен" С. Гаджибекова. К. Кае.

<< Пред.           стр. 798 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу