<< Пред. стр. 80 (из 913) След. >>
1939. "Михась Подгорный" Тикоцкого (Литвинов и Мордвинов); "В пущахПолесья" ("Дрыгва") Богатырёва (Шлепянов);
"Соловей" Крошнера (Ермолаев и Лопухов); "Бахчисарайский фонтан"
(Голейзовский).
1940. "Цветок счастья" Туренкова (Шлепянов); "Лебединое озеро"
(Муллер); "Чио-Чио-сан" (Златогоров); "Пиковая дама" (Шахрай и
Шлепянов).
1941. "Травиата" (Шахрай и Шлепянов); "Дон Кихот" (Муллер); "Сказки
Гофмана" Оффенбаха (Борисевич).
1942. "Купальская ночь", муз. нар. представление, монтаж из оперных
пост. (Шахрай, Ермолаев и Хираско).
1944. "Тщетная предосторожность" (Васильева и Ковту-нов); "Алеся"
Тикоцкого (Покровский).
1945. "Чио-Чио-сан" (Борисевич); "Севильский цирюльник" (Шахрай);
"Арлекинада" Дриго (Вайнонен).
1946. "Травиата" (Шахрай); "Русалка" (Борисевич).
1947. "Кастусь Калиновский" Лукаса (Мордвинов и Шахрай); "Алеся"
Тикоцкого (Мордвинов).
1948. "Лебединое озеро" (Муллер); "Риголетто" (Мордвинов); "Евгений
Онегин" (Шахрай); "Дубровский" Направника (Шахрай); "Дон Кихот"
(Муллер); "Пиковая дама" (Мордвинов).
1949. "Князь-озеро" Золотарёва (Муллер и Мордвинов);
"Князь Игорь" (Мордвинов); "Конёк-Горбунок" Пуни (Муллер);
"Царская невеста" (Шахрай); "Бахчисарайский фонтан" (Муллер);
"Проданная невеста" (Мордвинов); "Черевички" Чайковского (Шахрай);
"Алеко" Рахманинова; хореографическая картина "Испанское каприччио" на
музыку Римского-Кор-сакова.
1950. "Красный цветок" Глиэра (Дречин и Мордвинов);
"Иван Сусанин" (Мордвинов); "Соловей" Крошнера (Муллер);
"Тоска".
1951. "Доктор Айболит" Морозова; "Запорожец за Дунаем"
(Александровская); "Демон" (Шахрай); "Тихий Дон" (Мордвинов и
Александровская); "Морозко" Красева; "Эсмеральда" (Дречин).
1952."Страшный двор" Монюшко (Александровская) ;"Князь-озеро"
Золотарёва (Муллер); "Мазепа" Чайковского (Александровская); "Лакме"
Делиба (Моралёв); "Иоланта" Чайковского (Моралёв); балетная сюита
"Шопениана" (Дречин).
1953. "Девушка из Полесья" Тикоцкого (Александровская, Домбровский,
Моралёв); "Жизель"; "Аида" (Александровская).
1954. "Молодая гвардия" Мейтуса (Моралёв); "Спящая красавица"
(Муллер); "Борис Годунов" (Александровская и Мордвинов); "Князь Игорь"
(Любимова и Мордвинов).
1955. "Пламенные сердца" Золотарёва (Ермолаев); "Маринка" Пукста
(Моралёв); "Евгений Онегин" (Моралёв); "ФраДьяволо" Обера (Морален);
"Русалка" (Александровская); "Ла-уренсия" (Дречин); "Трубадур".
1956. "Искатели жемчуга" Визе (Уженцев); "Надежда Дурова" Богатырёва
(Александровская).
1957. "Корсар" Адана (Дречин); "Садко" (Моралёв); "Михась Подгорный"
Тикоцкого (Александровская).
1958. "Манон" Массне (Уженцев); "Голубой Дунай" композиция на муз.
Штрауса (Дречин); "Чародейка" Чайковского (Моралёв); "Ясный рассвет"
Туренкова (Александровская); "Подставная невеста" Вагнера (Муллер).
1959. "Вертер" (Уженцев); "Дитя радости" ("Си-Эр, или Седая девушка")
Корчмарёва (Моралёв); "Тщетная предосторожность"; "Корневильские
колокола" Планкета (Уженцев);
"Баядерка" Минкуса (Дружинин).
1960. "Пиковая дама" (Александровская); "Тропою грома" Караева
(Конюс); "Цыганский барон" Штрауса (Уженцев);
"Колючая роза" Семеняки (Уженцев и Бровкин).
Лит.: Смольск? Б., Беларуск? дзяржаны ордена Лен?на Вял?к? тэатр
оперы ? балета, в кн.: Мастацтва Совец-кай Беларус?. Сборник артыкула,
М?нск, 1955. Бр. С.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - создан в 1931 в Минске из кружков
художеств. самодеятельности при Минском доме комсомола. В 1931-33
коллектив т-ра проходил студийную учёбу под рук. режиссёров и педагогов
Москвы, Ленинграда и Минска. Организатор и руководитель т-ра был Н. А.
Ко-вязин. В 1934 т-р поставил спектакли: "Наш" Зны-ка, "Винтовка" Крона,
"В путь далёкий" Шестакова, "Адвокат Патлен"; "Дружина" Бруштейн (1935)
и др. В 1937 во главе т-ра становится Е. А. Мирович. Были пост.
спектакли: "Как закалялась сталь" (1937);
"Чудесная дудка" Вольского (1939), "Ночь в сентябре" Чекина (1938),
"Снежная королева" Шварца (1939), "Доходное место" (1941). В театре
работали актёры: М. В. Заборская, В. В. Чемелов, Н. И. Цурбаков, П. А.
Роттер, 3. В. Курдёнок и др. С началом Великой Отечеств, войны т-р
прекратил своё существование.
В 1956 вновь был открыт в Минске Белорус. ТЮЗ. В состав его вошли в
осн. выпускники Белорус. театр. ин-та. Т-р пост. спектакли "Как
закалялась сталь" по Н. Островскому (1956), "Не всё коту масленица"
(1956); "Три соловья, дом 17" Добрычанина (1957), "Юные мстители"
Гутковича и Казанского - о подпольной борьбе против фашистов в годы
Отечественной войны, "Папоротник-цветок" Козела - о жизни и борьбе
трудящихся быв. Западной Белоруссии (обе в 1957), "Не верьте тишине"
Шемякина - о воспитании чувства бдительности у советских людей
(1958), "Вечера в Касаткине" Зака и Кузнецова
(1959), "Ревизор" (1960) и др. В труппе театра (1960):
А. Н. Беляев, В. М. Говор-Бондаренко, П. Ф. Дуба-шинский, К. Н.
Королёва, В. С. Околов, К. Г. Пельтцер, П. А. Роттер, Ю. Ф. Флейто, Л.
Е. Тимофеева и др. Главный режиссёр театра - засл. деят. иск-в БССР Л.
И. Мозолевская.
Лит.: Тэатр юнага гледача БССР, М?нск, 1940; Беларуск? рэспубл?канск?
тэатр юнага гледача, М?нск, 1958; Няфёд Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс
г?сторы?, М?нск, 1959. В.Н.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - создан в 1945 в
Минске как белорусский театральный институт. В 1937-41 в Белоруссии
существовало Республиканское театр. уч-ще. Активное участие в
организации уч-ща, а затем Ин-та принимал старейший белорус.
режиссёр-педагог Е. А. Мирович, к-рый был художеств. руководителем Ин-та
до 1952. С 1953 Ин-т реорганизован в Театрально-художественный. Имеет
факультеты: актёрский, режиссёрский, художественный (отделения:
живописи, графики, скульптуры, театр.-декорацион-ной живописи). Ин-т
играет важную роль в подготовке кадров для белорус. нац. т-ров. В Ин-те
преподают
(1960): нар. арт. БССР К. Н. Санников, Д. А. Орлов. Ин-т окончили
актёры: Л. Дроздова, В. Тарасов (Т-р им. Я. Купалы), Л. Тимофеева, С.
Матюкевич, П. Дубашинский (Белорус. ТЮЗ), Л. Федченко (Бобруйский т-р) и
др. В. Я.
БЕЛОРУССКИЙ 3-й ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - создан в Минске
в 1920. существовал до 1937. Организатором и руководителем т-ра был В.
И. Голубок. Т-р открылся пост. пьесы "Суд" Голубка. В 1920-21 коллектив
носил название:
"Труппа Голубка", затем "2-я Белорус. труппа" (1921-23), "2-я
Белорус. гос. труппа" (1923-26), "Белорус. гос. передвижной т-р"
(1926-32), "3-й Белорус. гос. драматич. т-р" (3-й БГДТ) (1932-37). Т-р
обслуживал зрителей районных городов и сёл. 3-й БГДТ развивал традиции
дореволюц. белорус. т-ра и прежде всего т-ра И. Вуйницкого\ ставил
муз.-драм. спектакли, насыщенные нац. нар. творчеством, музыкой,
песнями, танцами. Последние годы работал в Гомеле. Лучшие пост. т-ра в
20-е гг.-"Пан Сурынта", "Ганка", "Плотогоны", "Писаревы именины", "Суд",
"Невинная кровь" Голубка; в 30-е гг.- "Контратака" Курдина, "Сержант
Дроб" Самуйлёнка, "Ярость" Яновского, "Мой друг" Погодина. С 1932 в т-ре
работал режиссёр К. Н. Санников, осуществивший несколько пост. пьес сов.
драматургов. В т-ре работали актёры: В. И. Дедюшко, К. Ф. Былич, С. С.
Бк-рилло, М. М. и Т. М. Шашалевич, Л. П. Шинко, А. А. Барановский, П.
Бондаренко и др. После закрытия театра (1937) его состав влился в другие
белорусские театры.
Лит.: Няфёд Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторьг?, М?нск, 1959;
Санников К., Пятнадцать лет (Этапы развития 3-го Белгостеатра, газ,
"Рабочий", [Минск], 1935, 23 декабря; 3 в о н а к А., Самаадданнае
служэние народу, газ. "Л?таратура ? мастацтва". М?нск, 1958, .ј.ј 8, 9,
10 В Н
БЕЛОРУССКИЙ ЦИРКОВбЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
БЕЛОРУССКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ДРАМЫ И КОМЕДИИ (Первое товарищество
Белорусской драмы и комедии)- драматический белорусский профессиональный
театр. существовавший в Минске с мая 1917 по сентябрь 1920. Возник по
инициативе И. Т. Буйницкого, В. С. Фальского и др. деятелей нац. сцены.
В труппе работали: В. И. Голубок, Г. Ю. Григонис, А. К. Ильинский, А. П.
Крыница, Л. ИРжецкая, Е. Э. Миронова, Н. А. Мицкевич и др. Руководителем
т-ра был Ф. П. Жданович. Т-р гастролировал по Белоруссии. В репертуаре
т-ра были: "Разорённое гнездо", "Павлинка", "Примаки" Купалы, "Антось
Лата" Коласа, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Хам" и "Рысь"
Ожешко, "Цветок папоротника" Буйла, "Невинная кровь" и "Последняя
встреча" Голубка, "Предложение", "Медведь" Чехова и др. В 1920 т-р был
расформирован. На основе его творч. состава были созданы 1-й Белорусский
гос. драм. т-р (с 1945 т-р им. Я. Купалы) и передвижной т-р под рук. В.
Голубка (с 1932 - 3-й Белорус. гос. драм. т-р).
Лит.: Няфёд Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959;
Атрошчанка А., "Таварыства драмы ? камеды?", газ. "Л?таратура ?
мастацтва", М?нск, 1958, 8 студ-зеня, ј 3. В. Н.
БЕЛОСОВ, Михаил Михайлович [р. 15 (28). II. 1905] - русский советский
актёр. Нар. арт. УССР (1948). В 1923 окончил Казанский театр. техникум и
вступил в труппу Казанского т-ра. В последующие годы работал в т-рах
Ульяновска, Н. Новгорода, Ростова, Тбилиси. С 1939-актёр Киевского рус.
т-ра им. Леси Украинки. Б.- актёр героич. плана, ему присуща романтич.
приподнятость, лирико-поэтич. окраска, выразит, речевая характеристика
образов. Роли:
Фердинанд; Трофимов ("Вишнёвый сад"), Чацкий; Михаил
Зыков ("Зыковы"), Пушкин ("Наш современник" Паустовского),
Сагайдачный ("Песня о черноморцах" Лавренёва), Яков ("Последние"), Карпо
Салай ("Песня под звёздами" Собко), Чичиков ("Мёртвые души" по Гоголю) и
др. Снимается в кино. Р. С.
БЕЛЫЙ, Андрей (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) [14(26). X.
1880, Москва,-8. I. 1934, там же] - русский писатель, поэт и прозаик.
Один из крупнейших теоретиков символизма. Род. в семье профессора
математики. Окончил естественное отделение физико-математич. ф-та Моск.
ун-та. Лит. деятельность начал в конце 90-х гг. В 1898 сочинил
драму-мистерию "Антихрист" (отрывки "Пришедший" и "Пасть ночи"
опубликованы в 1903 и 1908), в к-рой выразил ожидание конца старого
мира, грядущего обновления жизни. Эта тема становится затем центральной
для всего творчества Б., ложится в основу его общей теории иск-ва.
Б. сознаёт упадок гуманизма и культуры в бурж. обществе ("Об итогах
развития нового русского искусства", 1907), остро ощущает кризис
европейской цивилизации, где царит "материализация внешних условий
жизни" ("Арабески", М., 1911, с. 169). Цель иск-ва, по Б.,- борьба с
духовными устоями бурж. общества ("Кризис сознания и Г. Ибсен", 1910).
Но иск-во определяется Б. как область свободы от жизни, где, побеждая
рок, т. е. внешнюю необходимость, человек подготавливает себя для
творчества действительности. В этом смысле наиболее эффективна драма,
театр. Основной тенденцией совр. ему рус. т-ра Б. считает стремление к
разрушению границ иск-ва, проявляющееся в попытках возродить формы
мистериального и античного т-ра, насытить социальную драму (Ибсена,
Чехова и др.) символистским миропониманием. Последнее представляется Б.
единственно верным, но практически недоступным путём, поскольку логика
быта и метод символистского мышления трудно совместимы и режиссёры
обычно заслоняют символизм бытом или подавляют актёра. Б. считал, что
т-р переживает историч. кризис, -как и культура в целом. Символизм
представляется Б. новым этапом романтизма, порождённым революционным
движением эпохи. Он стремится рассматривать символизм как искусство
социальное, лишённое мистической подоплёки. Однако эстетика Б. открыто
враждебна материализму. Область развития идей и художественных форм Б.
противопоставляет общественной борьбе, исторической практике, развитию
самого материального мира. Этим определялось искажённое восприятие Б.
событий рус. революции, что нашло отражение в его произведениях (роман
"Петербург", 1913-16, и др.) и литературоведческих работах.
Б. остался на символистских позициях и в сод. время. Так, его статья
"Гоголь и Мейерхольд" (1927), посв. постановке "Ревизора" в Т-ре им. Вс.
Мейерхольда, снижает остроту и социальную конкретность гоголевской
сатиры и содержит нападки на реалистич. традиции русского т-ра.
В 1925 на сцене МХАТа 2-го была пост. инсценировка романа Б.
"Петербург", в к-рой, как писала критика (А. В. Луначарский, П. А.
Марков и др.), идейные недостатки произведения выступили ещё более
резко. Значительный интерес в этом спектакле представляло собой только
исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в
своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения.
Соч.: Сборники: Символизм, М., 1910; Арабески. Книга статей, М.,
1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.
"БЕЛЫЙ КЛОУН" - цирковое амплуа. Партнёр Августа, или Рыжего, в
традиционном клоунском антре. По характеру "Б. к." - простак или
резонёр.
Внешний облик "Б. к." сохраняет постоянные черты; неестественно белое
под густым слоем краски лицо, поднятые в остром изломе чёрные линии
бровей, малинового цвета губы и уши создают брезгливо-капризное
выражение недоумения и настороженности. Изящный бархатный или шёлковый
костюм, украшенный аппликациями и блёстками, состоит из куртки, коротких
до колен галифе, шёлковых чулок и остроносых туфель. Напомаженные волосы
покрыты надетым набекрень белым коническим колпачком, в руках - тонкая
щегольская тросточка с овальной подушечкой на конце. Игра тросточкой,
мелкие семенящие шажки, жеманные интонации дополняют образ маменькиного
сынка-переростка, изнеженного и манерного тихони.
Наименование и характер "Б. к." оформились в выступлении с Августом.
До этого существовали т. н. соло-клоуны, продолжавшие традиции
балаганных дедов, ярмарочных паяцев. Среди первых исполнителей амплуа
"Б. к." -франц. клоун прошлого века Фуутит, выступавший с Шоколя; и рус.
клоун С. С. Альперов, выступавший с Бернардо. В сов. время в амплуа "Б.
к." выступали Д. С. Альперов, К. П. Рол-лан, Д. П. Демаш, Г. И.
Бондаренко, С. М. Ротмистров и др. Они внесли в репертуар "Б. к."
элементы совр. актуального содержания, придали образу черты гражданского
сатирика.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк,
М., 1953. М. 3.
БЕЛЬ (Bell), Мари [наст. имя и фам.-Мари Жанн Белой (Belon)J (p.
23.XII.1900)-французская актриса. В 1921, по окончании парижской
Консерватории, дебютировала на сцене "Комеди Франсез" в роли Анжелики
("Мнимый больной"). Голос и внешние данные определили амплуа Б. как
трагич. героини. Роли: Федра, Эсфирь (о. п. Расина), Сели-мена
("Мизантроп" Мольера). Была первой исполнительницей гл. женских ролей в
пьесах "Рено и Арми-да" Кокто и "Атласная туфелька" Клоделя. С 1928 6. -
сосьетерка "Комеди Франсез", ныне - почётная со-сьетерка. В 1958 сыграла
роль Мари-Поль в пьесе "Хорош суп" Марсо (т-р "Жимназ"). Принимала
участие в Движении Сопротивления. С 1924 снимается в кино. Н. В.
БЕЛЬ KAHTO (итал. bel canto, букв.- прекрасное пение) - стиль
вокального исполнения, отличающийся лёгкостью и приятностью звучания,
предельной мелодич. связностью (кантилена), изяществом и совершенством
вокальных орнаментов (колоратура). Б. к. было связано с развитием итал.
оперы с сер. 17 в. до первых десятилетий 19 в. (оперы Беллини).
Употреблялось для обозначения высокого вок. мастерства. См. Вокальное
искусство.
"БЕЛЬВАРОШИ" (венг. Belvarosi, букв.-в центре города) - венгерский
театр. Создан в Будапеште осенью 1916. "Б." был камерным т-ром с
небольшим количеством мест в зрительном зале. Спектакли, создававшиеся
на его сцене, носили интимный характер. В "Б." были пост. "Трагедия
детей" Шенхера (1920), "Жорж Данден" Мольера (1920), "Игра любви и
смерти" Р. Роллана (1925), "Святая Иоанна" Шоу (1936) и др. В т-ре
работали актёры И. Титкош, Э. Булла,
А. Пагер, А. Пётё, Э. Бало и др. В качестве гастролёров здесь
выступали Г. Байор, А. Шомлаи, М. Ши-мени, Д. Чортош и др. В 1940 "Б."
прекратил свою деятельность. В наст. время в его помещении работает Т-р
им. Катоны (филиал Национального т-ра)
БЕЛЬГИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение драматургии в Бельгии
относится к 10 в. Литур-гич. драма на латинском языке была единственным
драматич. жанром до 13 в., когда возникли мистерии и моралите,
пользовавшиеся большой популярностью на протяжении 14-16 вв. Ко 2-й пол.
13 в. относится первое комедийное произведение "Фарс о юноше и слепце"
(пост. в Турне). До образования независимого бельг. государства (1830)
развитию нац. драматич. лит-ры в Бельгии препятствовало распространение
иностр. культуры (исп., австр., франц., голл.).
Одним из первых нац. драматургов был Д. Коппе. Известно 8 его пьес,
по жанру близких ср.-век. мистериям: "Трагедия святого Ламбера",
"Кровавая битва между имперцами и богемцами" и др. Коппе выступал как
защитник католической веры от распространившихся в то время ересей.
Современник Коппе П. Белло известен пьесой "Трагедия о жизни и муках
святого Евстахия", воссоздающей один из эпизодов жития святых. Светский
характер носило творчество Луи де Сен-Пьера, автора трагедии "Святая
Эжени, или Кара за обман". Барон де Валеф написал трагедии "Ганнибал в
Капуе" (1724), "Электра" (1734), "Магомет", в к-рых сказалось влияние
франц. драматургии 17 - нач. 18 вв. (преим. эпигонов франц. классицизма:
Т. Корнеля, П. Кребийона, Ж. Б. Шатобрё-на). В 18 в. наиболее крупные
драматурги Бельгии - Ш.де Линь, Неэль, Руйе.Они писали гл. обр. салонные
пьесы, предназначавшиеся для представлений в замках и дворцах
аристократов. Драма Неэля "Сабин, или Бельгийцы" (1782) была первой
попыткой созда-иия пьесы на нац. бельгийский сюжет. Накануне революции
1830 в период подъёма нац. самосознания прогрессивную роль сыграли
трагедии Э. Смитса "Мария Бургундская" (1823) и "Жанна Фландрская"
(1827), написанные по образцу франц. классицистских трагедий эпохи
франц. революции 18 в.
Образование независимого бельг. государства определило дальнейшее
развитие нац. культуры Бельгии. В первые годы после революции до сер. 19
в. широкое распространение в драматургии получает романтизм. Среди
наиболее крупных драматургов-романтиков - П. Нуайе, Ф. Богаэр, В. Жоли,
Э. Вак-кен, писавшие историч. пьесы, проникнутые идеями патриотизма и
нац. независимости. Эти пьесы пользовались большим успехом у зрителей.
Наиболее значит. произв. этого периода - драмы Ваккена "Андре Шенье"
(1844) о знаменитом поэте франц. революции и "Клятва в Валласе" (1846) о
борьбе шотландского народа против англ. поработителей. В 50-е гг.
историч. драмы романтиков были вытеснены из репертуара т-ров водевилями,
"комедиями нравов", развлекат. пьесами А. Аннекена, Г. Ваэза, Л.
Лабарра, Флор 0'Скуара, Ж. Гийома и др., написанными под влиянием франц.
драматургов Э. бжье и Ф. Понсара. Этому репертуару противостояло
творчество Ш. Потвена -- автора драматич. трилогии "Комедия выборов"
(1858), "Роскошь", "Человек-гений" (обе в 1880); в последней пьесе
драматург выступает за нац. самобытность бельг. драматургии и т-ра.