<< Пред.           стр. 80 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  1939. "Михась Подгорный" Тикоцкого (Литвинов и Мордвинов); "В пущах
 Полесья" ("Дрыгва") Богатырёва (Шлепянов);
  "Соловей" Крошнера (Ермолаев и Лопухов); "Бахчисарайский фонтан"
 (Голейзовский).
  1940. "Цветок счастья" Туренкова (Шлепянов); "Лебединое озеро"
 (Муллер); "Чио-Чио-сан" (Златогоров); "Пиковая дама" (Шахрай и
 Шлепянов).
  1941. "Травиата" (Шахрай и Шлепянов); "Дон Кихот" (Муллер); "Сказки
 Гофмана" Оффенбаха (Борисевич).
  1942. "Купальская ночь", муз. нар. представление, монтаж из оперных
 пост. (Шахрай, Ермолаев и Хираско).
  1944. "Тщетная предосторожность" (Васильева и Ковту-нов); "Алеся"
 Тикоцкого (Покровский).
  1945. "Чио-Чио-сан" (Борисевич); "Севильский цирюльник" (Шахрай);
 "Арлекинада" Дриго (Вайнонен).
  1946. "Травиата" (Шахрай); "Русалка" (Борисевич).
  1947. "Кастусь Калиновский" Лукаса (Мордвинов и Шахрай); "Алеся"
 Тикоцкого (Мордвинов).
  1948. "Лебединое озеро" (Муллер); "Риголетто" (Мордвинов); "Евгений
 Онегин" (Шахрай); "Дубровский" Направника (Шахрай); "Дон Кихот"
 (Муллер); "Пиковая дама" (Мордвинов).
  1949. "Князь-озеро" Золотарёва (Муллер и Мордвинов);
  "Князь Игорь" (Мордвинов); "Конёк-Горбунок" Пуни (Муллер);
  "Царская невеста" (Шахрай); "Бахчисарайский фонтан" (Муллер);
 "Проданная невеста" (Мордвинов); "Черевички" Чайковского (Шахрай);
 "Алеко" Рахманинова; хореографическая картина "Испанское каприччио" на
 музыку Римского-Кор-сакова.
  1950. "Красный цветок" Глиэра (Дречин и Мордвинов);
  "Иван Сусанин" (Мордвинов); "Соловей" Крошнера (Муллер);
  "Тоска".
  1951. "Доктор Айболит" Морозова; "Запорожец за Дунаем"
 (Александровская); "Демон" (Шахрай); "Тихий Дон" (Мордвинов и
 Александровская); "Морозко" Красева; "Эсмеральда" (Дречин).
  1952."Страшный двор" Монюшко (Александровская) ;"Князь-озеро"
 Золотарёва (Муллер); "Мазепа" Чайковского (Александровская); "Лакме"
 Делиба (Моралёв); "Иоланта" Чайковского (Моралёв); балетная сюита
 "Шопениана" (Дречин).
  1953. "Девушка из Полесья" Тикоцкого (Александровская, Домбровский,
 Моралёв); "Жизель"; "Аида" (Александровская).
  1954. "Молодая гвардия" Мейтуса (Моралёв); "Спящая красавица"
 (Муллер); "Борис Годунов" (Александровская и Мордвинов); "Князь Игорь"
 (Любимова и Мордвинов).
  1955. "Пламенные сердца" Золотарёва (Ермолаев); "Маринка" Пукста
 (Моралёв); "Евгений Онегин" (Моралёв); "ФраДьяволо" Обера (Морален);
 "Русалка" (Александровская); "Ла-уренсия" (Дречин); "Трубадур".
  1956. "Искатели жемчуга" Визе (Уженцев); "Надежда Дурова" Богатырёва
 (Александровская).
  1957. "Корсар" Адана (Дречин); "Садко" (Моралёв); "Михась Подгорный"
 Тикоцкого (Александровская).
  1958. "Манон" Массне (Уженцев); "Голубой Дунай" композиция на муз.
 Штрауса (Дречин); "Чародейка" Чайковского (Моралёв); "Ясный рассвет"
 Туренкова (Александровская); "Подставная невеста" Вагнера (Муллер).
  1959. "Вертер" (Уженцев); "Дитя радости" ("Си-Эр, или Седая девушка")
 Корчмарёва (Моралёв); "Тщетная предосторожность"; "Корневильские
 колокола" Планкета (Уженцев);
  "Баядерка" Минкуса (Дружинин).
  1960. "Пиковая дама" (Александровская); "Тропою грома" Караева
 (Конюс); "Цыганский барон" Штрауса (Уженцев);
  "Колючая роза" Семеняки (Уженцев и Бровкин).
  Лит.: Смольск? Б., Беларуск? дзяржаны ордена Лен?на Вял?к? тэатр
 оперы ? балета, в кн.: Мастацтва Совец-кай Беларус?. Сборник артыкула,
 М?нск, 1955. Бр. С.
  БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - создан в 1931 в Минске из кружков
 художеств. самодеятельности при Минском доме комсомола. В 1931-33
 коллектив т-ра проходил студийную учёбу под рук. режиссёров и педагогов
 Москвы, Ленинграда и Минска. Организатор и руководитель т-ра был Н. А.
 Ко-вязин. В 1934 т-р поставил спектакли: "Наш" Зны-ка, "Винтовка" Крона,
 "В путь далёкий" Шестакова, "Адвокат Патлен"; "Дружина" Бруштейн (1935)
 и др. В 1937 во главе т-ра становится Е. А. Мирович. Были пост.
 спектакли: "Как закалялась сталь" (1937);
  "Чудесная дудка" Вольского (1939), "Ночь в сентябре" Чекина (1938),
 "Снежная королева" Шварца (1939), "Доходное место" (1941). В театре
 работали актёры: М. В. Заборская, В. В. Чемелов, Н. И. Цурбаков, П. А.
 Роттер, 3. В. Курдёнок и др. С началом Великой Отечеств, войны т-р
 прекратил своё существование.
  В 1956 вновь был открыт в Минске Белорус. ТЮЗ. В состав его вошли в
 осн. выпускники Белорус. театр. ин-та. Т-р пост. спектакли "Как
 закалялась сталь" по Н. Островскому (1956), "Не всё коту масленица"
 (1956); "Три соловья, дом 17" Добрычанина (1957), "Юные мстители"
 Гутковича и Казанского - о подпольной борьбе против фашистов в годы
 Отечественной войны, "Папоротник-цветок" Козела - о жизни и борьбе
 трудящихся быв. Западной Белоруссии (обе в 1957), "Не верьте тишине"
 Шемякина - о воспитании чувства бдительности у советских людей
  (1958), "Вечера в Касаткине" Зака и Кузнецова
  (1959), "Ревизор" (1960) и др. В труппе театра (1960):
  А. Н. Беляев, В. М. Говор-Бондаренко, П. Ф. Дуба-шинский, К. Н.
 Королёва, В. С. Околов, К. Г. Пельтцер, П. А. Роттер, Ю. Ф. Флейто, Л.
 Е. Тимофеева и др. Главный режиссёр театра - засл. деят. иск-в БССР Л.
 И. Мозолевская.
  Лит.: Тэатр юнага гледача БССР, М?нск, 1940; Беларуск? рэспубл?канск?
 тэатр юнага гледача, М?нск, 1958; Няфёд Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс
 г?сторы?, М?нск, 1959. В.Н.
  БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - создан в 1945 в
 Минске как белорусский театральный институт. В 1937-41 в Белоруссии
 существовало Республиканское театр. уч-ще. Активное участие в
 организации уч-ща, а затем Ин-та принимал старейший белорус.
 режиссёр-педагог Е. А. Мирович, к-рый был художеств. руководителем Ин-та
 до 1952. С 1953 Ин-т реорганизован в Театрально-художественный. Имеет
 факультеты: актёрский, режиссёрский, художественный (отделения:
 живописи, графики, скульптуры, театр.-декорацион-ной живописи). Ин-т
 играет важную роль в подготовке кадров для белорус. нац. т-ров. В Ин-те
 преподают
  (1960): нар. арт. БССР К. Н. Санников, Д. А. Орлов. Ин-т окончили
 актёры: Л. Дроздова, В. Тарасов (Т-р им. Я. Купалы), Л. Тимофеева, С.
 Матюкевич, П. Дубашинский (Белорус. ТЮЗ), Л. Федченко (Бобруйский т-р) и
 др. В. Я.
  БЕЛОРУССКИЙ 3-й ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - создан в Минске
 в 1920. существовал до 1937. Организатором и руководителем т-ра был В.
 И. Голубок. Т-р открылся пост. пьесы "Суд" Голубка. В 1920-21 коллектив
 носил название:
  "Труппа Голубка", затем "2-я Белорус. труппа" (1921-23), "2-я
 Белорус. гос. труппа" (1923-26), "Белорус. гос. передвижной т-р"
 (1926-32), "3-й Белорус. гос. драматич. т-р" (3-й БГДТ) (1932-37). Т-р
 обслуживал зрителей районных городов и сёл. 3-й БГДТ развивал традиции
 дореволюц. белорус. т-ра и прежде всего т-ра И. Вуйницкого\ ставил
 муз.-драм. спектакли, насыщенные нац. нар. творчеством, музыкой,
 песнями, танцами. Последние годы работал в Гомеле. Лучшие пост. т-ра в
 20-е гг.-"Пан Сурынта", "Ганка", "Плотогоны", "Писаревы именины", "Суд",
 "Невинная кровь" Голубка; в 30-е гг.- "Контратака" Курдина, "Сержант
 Дроб" Самуйлёнка, "Ярость" Яновского, "Мой друг" Погодина. С 1932 в т-ре
 работал режиссёр К. Н. Санников, осуществивший несколько пост. пьес сов.
 драматургов. В т-ре работали актёры: В. И. Дедюшко, К. Ф. Былич, С. С.
 Бк-рилло, М. М. и Т. М. Шашалевич, Л. П. Шинко, А. А. Барановский, П.
 Бондаренко и др. После закрытия театра (1937) его состав влился в другие
 белорусские театры.
  Лит.: Няфёд Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторьг?, М?нск, 1959;
 Санников К., Пятнадцать лет (Этапы развития 3-го Белгостеатра, газ,
 "Рабочий", [Минск], 1935, 23 декабря; 3 в о н а к А., Самаадданнае
 служэние народу, газ. "Л?таратура ? мастацтва". М?нск, 1958, .ј.ј 8, 9,
 10 В Н
  БЕЛОРУССКИЙ ЦИРКОВбЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
  БЕЛОРУССКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ДРАМЫ И КОМЕДИИ (Первое товарищество
 Белорусской драмы и комедии)- драматический белорусский профессиональный
 театр. существовавший в Минске с мая 1917 по сентябрь 1920. Возник по
 инициативе И. Т. Буйницкого, В. С. Фальского и др. деятелей нац. сцены.
 В труппе работали: В. И. Голубок, Г. Ю. Григонис, А. К. Ильинский, А. П.
 Крыница, Л. ИРжецкая, Е. Э. Миронова, Н. А. Мицкевич и др. Руководителем
 т-ра был Ф. П. Жданович. Т-р гастролировал по Белоруссии. В репертуаре
 т-ра были: "Разорённое гнездо", "Павлинка", "Примаки" Купалы, "Антось
 Лата" Коласа, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Хам" и "Рысь"
 Ожешко, "Цветок папоротника" Буйла, "Невинная кровь" и "Последняя
 встреча" Голубка, "Предложение", "Медведь" Чехова и др. В 1920 т-р был
 расформирован. На основе его творч. состава были созданы 1-й Белорусский
 гос. драм. т-р (с 1945 т-р им. Я. Купалы) и передвижной т-р под рук. В.
 Голубка (с 1932 - 3-й Белорус. гос. драм. т-р).
  Лит.: Няфёд Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959;
 Атрошчанка А., "Таварыства драмы ? камеды?", газ. "Л?таратура ?
 мастацтва", М?нск, 1958, 8 студ-зеня, ј 3. В. Н.
  БЕЛОСОВ, Михаил Михайлович [р. 15 (28). II. 1905] - русский советский
 актёр. Нар. арт. УССР (1948). В 1923 окончил Казанский театр. техникум и
 вступил в труппу Казанского т-ра. В последующие годы работал в т-рах
 Ульяновска, Н. Новгорода, Ростова, Тбилиси. С 1939-актёр Киевского рус.
 т-ра им. Леси Украинки. Б.- актёр героич. плана, ему присуща романтич.
 приподнятость, лирико-поэтич. окраска, выразит, речевая характеристика
 образов. Роли:
  Фердинанд; Трофимов ("Вишнёвый сад"), Чацкий; Михаил
  Зыков ("Зыковы"), Пушкин ("Наш современник" Паустовского),
 Сагайдачный ("Песня о черноморцах" Лавренёва), Яков ("Последние"), Карпо
 Салай ("Песня под звёздами" Собко), Чичиков ("Мёртвые души" по Гоголю) и
 др. Снимается в кино. Р. С.
  БЕЛЫЙ, Андрей (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) [14(26). X.
 1880, Москва,-8. I. 1934, там же] - русский писатель, поэт и прозаик.
 Один из крупнейших теоретиков символизма. Род. в семье профессора
 математики. Окончил естественное отделение физико-математич. ф-та Моск.
 ун-та. Лит. деятельность начал в конце 90-х гг. В 1898 сочинил
 драму-мистерию "Антихрист" (отрывки "Пришедший" и "Пасть ночи"
 опубликованы в 1903 и 1908), в к-рой выразил ожидание конца старого
 мира, грядущего обновления жизни. Эта тема становится затем центральной
 для всего творчества Б., ложится в основу его общей теории иск-ва.
  Б. сознаёт упадок гуманизма и культуры в бурж. обществе ("Об итогах
 развития нового русского искусства", 1907), остро ощущает кризис
 европейской цивилизации, где царит "материализация внешних условий
 жизни" ("Арабески", М., 1911, с. 169). Цель иск-ва, по Б.,- борьба с
 духовными устоями бурж. общества ("Кризис сознания и Г. Ибсен", 1910).
 Но иск-во определяется Б. как область свободы от жизни, где, побеждая
 рок, т. е. внешнюю необходимость, человек подготавливает себя для
 творчества действительности. В этом смысле наиболее эффективна драма,
 театр. Основной тенденцией совр. ему рус. т-ра Б. считает стремление к
 разрушению границ иск-ва, проявляющееся в попытках возродить формы
 мистериального и античного т-ра, насытить социальную драму (Ибсена,
 Чехова и др.) символистским миропониманием. Последнее представляется Б.
 единственно верным, но практически недоступным путём, поскольку логика
 быта и метод символистского мышления трудно совместимы и режиссёры
 обычно заслоняют символизм бытом или подавляют актёра. Б. считал, что
 т-р переживает историч. кризис, -как и культура в целом. Символизм
 представляется Б. новым этапом романтизма, порождённым революционным
 движением эпохи. Он стремится рассматривать символизм как искусство
 социальное, лишённое мистической подоплёки. Однако эстетика Б. открыто
 враждебна материализму. Область развития идей и художественных форм Б.
 противопоставляет общественной борьбе, исторической практике, развитию
 самого материального мира. Этим определялось искажённое восприятие Б.
 событий рус. революции, что нашло отражение в его произведениях (роман
 "Петербург", 1913-16, и др.) и литературоведческих работах.
  Б. остался на символистских позициях и в сод. время. Так, его статья
 "Гоголь и Мейерхольд" (1927), посв. постановке "Ревизора" в Т-ре им. Вс.
 Мейерхольда, снижает остроту и социальную конкретность гоголевской
 сатиры и содержит нападки на реалистич. традиции русского т-ра.
  В 1925 на сцене МХАТа 2-го была пост. инсценировка романа Б.
 "Петербург", в к-рой, как писала критика (А. В. Луначарский, П. А.
 Марков и др.), идейные недостатки произведения выступили ещё более
 резко. Значительный интерес в этом спектакле представляло собой только
 исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в
 своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения.
  Соч.: Сборники: Символизм, М., 1910; Арабески. Книга статей, М.,
 1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.
  "БЕЛЫЙ КЛОУН" - цирковое амплуа. Партнёр Августа, или Рыжего, в
 традиционном клоунском антре. По характеру "Б. к." - простак или
 резонёр.
  Внешний облик "Б. к." сохраняет постоянные черты; неестественно белое
 под густым слоем краски лицо, поднятые в остром изломе чёрные линии
 бровей, малинового цвета губы и уши создают брезгливо-капризное
 выражение недоумения и настороженности. Изящный бархатный или шёлковый
 костюм, украшенный аппликациями и блёстками, состоит из куртки, коротких
 до колен галифе, шёлковых чулок и остроносых туфель. Напомаженные волосы
 покрыты надетым набекрень белым коническим колпачком, в руках - тонкая
 щегольская тросточка с овальной подушечкой на конце. Игра тросточкой,
 мелкие семенящие шажки, жеманные интонации дополняют образ маменькиного
 сынка-переростка, изнеженного и манерного тихони.
  Наименование и характер "Б. к." оформились в выступлении с Августом.
 До этого существовали т. н. соло-клоуны, продолжавшие традиции
 балаганных дедов, ярмарочных паяцев. Среди первых исполнителей амплуа
 "Б. к." -франц. клоун прошлого века Фуутит, выступавший с Шоколя; и рус.
 клоун С. С. Альперов, выступавший с Бернардо. В сов. время в амплуа "Б.
 к." выступали Д. С. Альперов, К. П. Рол-лан, Д. П. Демаш, Г. И.
 Бондаренко, С. М. Ротмистров и др. Они внесли в репертуар "Б. к."
 элементы совр. актуального содержания, придали образу черты гражданского
 сатирика.
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк,
 М., 1953. М. 3.
  БЕЛЬ (Bell), Мари [наст. имя и фам.-Мари Жанн Белой (Belon)J (p.
 23.XII.1900)-французская актриса. В 1921, по окончании парижской
 Консерватории, дебютировала на сцене "Комеди Франсез" в роли Анжелики
 ("Мнимый больной"). Голос и внешние данные определили амплуа Б. как
 трагич. героини. Роли: Федра, Эсфирь (о. п. Расина), Сели-мена
 ("Мизантроп" Мольера). Была первой исполнительницей гл. женских ролей в
 пьесах "Рено и Арми-да" Кокто и "Атласная туфелька" Клоделя. С 1928 6. -
 сосьетерка "Комеди Франсез", ныне - почётная со-сьетерка. В 1958 сыграла
 роль Мари-Поль в пьесе "Хорош суп" Марсо (т-р "Жимназ"). Принимала
 участие в Движении Сопротивления. С 1924 снимается в кино. Н. В.
  БЕЛЬ KAHTO (итал. bel canto, букв.- прекрасное пение) - стиль
 вокального исполнения, отличающийся лёгкостью и приятностью звучания,
 предельной мелодич. связностью (кантилена), изяществом и совершенством
 вокальных орнаментов (колоратура). Б. к. было связано с развитием итал.
 оперы с сер. 17 в. до первых десятилетий 19 в. (оперы Беллини).
 Употреблялось для обозначения высокого вок. мастерства. См. Вокальное
 искусство.
  "БЕЛЬВАРОШИ" (венг. Belvarosi, букв.-в центре города) - венгерский
 театр. Создан в Будапеште осенью 1916. "Б." был камерным т-ром с
 небольшим количеством мест в зрительном зале. Спектакли, создававшиеся
 на его сцене, носили интимный характер. В "Б." были пост. "Трагедия
 детей" Шенхера (1920), "Жорж Данден" Мольера (1920), "Игра любви и
 смерти" Р. Роллана (1925), "Святая Иоанна" Шоу (1936) и др. В т-ре
 работали актёры И. Титкош, Э. Булла,
  А. Пагер, А. Пётё, Э. Бало и др. В качестве гастролёров здесь
 выступали Г. Байор, А. Шомлаи, М. Ши-мени, Д. Чортош и др. В 1940 "Б."
 прекратил свою деятельность. В наст. время в его помещении работает Т-р
 им. Катоны (филиал Национального т-ра)
  БЕЛЬГИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение драматургии в Бельгии
 относится к 10 в. Литур-гич. драма на латинском языке была единственным
 драматич. жанром до 13 в., когда возникли мистерии и моралите,
 пользовавшиеся большой популярностью на протяжении 14-16 вв. Ко 2-й пол.
 13 в. относится первое комедийное произведение "Фарс о юноше и слепце"
 (пост. в Турне). До образования независимого бельг. государства (1830)
 развитию нац. драматич. лит-ры в Бельгии препятствовало распространение
 иностр. культуры (исп., австр., франц., голл.).
  Одним из первых нац. драматургов был Д. Коппе. Известно 8 его пьес,
 по жанру близких ср.-век. мистериям: "Трагедия святого Ламбера",
 "Кровавая битва между имперцами и богемцами" и др. Коппе выступал как
 защитник католической веры от распространившихся в то время ересей.
 Современник Коппе П. Белло известен пьесой "Трагедия о жизни и муках
 святого Евстахия", воссоздающей один из эпизодов жития святых. Светский
 характер носило творчество Луи де Сен-Пьера, автора трагедии "Святая
 Эжени, или Кара за обман". Барон де Валеф написал трагедии "Ганнибал в
 Капуе" (1724), "Электра" (1734), "Магомет", в к-рых сказалось влияние
 франц. драматургии 17 - нач. 18 вв. (преим. эпигонов франц. классицизма:
 Т. Корнеля, П. Кребийона, Ж. Б. Шатобрё-на). В 18 в. наиболее крупные
 драматурги Бельгии - Ш.де Линь, Неэль, Руйе.Они писали гл. обр. салонные
 пьесы, предназначавшиеся для представлений в замках и дворцах
 аристократов. Драма Неэля "Сабин, или Бельгийцы" (1782) была первой
 попыткой созда-иия пьесы на нац. бельгийский сюжет. Накануне революции
 1830 в период подъёма нац. самосознания прогрессивную роль сыграли
 трагедии Э. Смитса "Мария Бургундская" (1823) и "Жанна Фландрская"
 (1827), написанные по образцу франц. классицистских трагедий эпохи
 франц. революции 18 в.
  Образование независимого бельг. государства определило дальнейшее
 развитие нац. культуры Бельгии. В первые годы после революции до сер. 19
 в. широкое распространение в драматургии получает романтизм. Среди
 наиболее крупных драматургов-романтиков - П. Нуайе, Ф. Богаэр, В. Жоли,
 Э. Вак-кен, писавшие историч. пьесы, проникнутые идеями патриотизма и
 нац. независимости. Эти пьесы пользовались большим успехом у зрителей.
 Наиболее значит. произв. этого периода - драмы Ваккена "Андре Шенье"
 (1844) о знаменитом поэте франц. революции и "Клятва в Валласе" (1846) о
 борьбе шотландского народа против англ. поработителей. В 50-е гг.
 историч. драмы романтиков были вытеснены из репертуара т-ров водевилями,
 "комедиями нравов", развлекат. пьесами А. Аннекена, Г. Ваэза, Л.
 Лабарра, Флор 0'Скуара, Ж. Гийома и др., написанными под влиянием франц.
 драматургов Э. бжье и Ф. Понсара. Этому репертуару противостояло
 творчество Ш. Потвена -- автора драматич. трилогии "Комедия выборов"
 (1858), "Роскошь", "Человек-гений" (обе в 1880); в последней пьесе
 драматург выступает за нац. самобытность бельг. драматургии и т-ра.

<< Пред.           стр. 80 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу