<< Пред.           стр. 800 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Глафира ("Егор Булычев и другие"), Эмилия ("Отелло"), 'Мария Тюдор (о.
 п. Гюго), Оксана, Соломин ("Гибель эскадры", "Богдан Хмельницкий"
 Корнейчука), Ингигерда ("Ярослав Мудрый" Кочерги), Анна Золота ренко
 ("Навеки вместе" Дмитерко), р. /7.
  ФЕДОТОВ, Александр Александрович [1863-8 (21). II. 1909] - рус.
 актёр, режиссёр, педагог. Сын Г. Н. Федотовой и А. Ф. Федотова. Окончил
 историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Принимал активное участие в
 деятельности руководимого К. С. Станиславским Общества искусства и
 литературы. Играл здесь под псевд. Филиппов. Роли: Лепорелло ("Каменный
 гость" Пушкина), Карандышев ("Бесприданница"), Фома Опискин (о. п. по
 повести "Село Степанчиково" Достоевского) и дрЛС 1893 работал в Малом
 т-ре (дебютировал в роли Андрея Белугнна - "Женитьба Белу-гина"
 Островского и Соловьёва). Исполнял преим. характерные роли: Дулебов
 ("Таланты и поклонники"), Милонов ("Лес"), Никита ("Власть тьмы"),
 Городулин
  ("На всякого мудреца довольно простоты"), Репети-лов ("Горе от ума"),
 Добчпнский ("Ревизор"), Яков ("Плоды просвещения") и др. Ф. выступал
 также как режиссёр. Пост. в Малом т-ре: "Сердце не камень" (1902), "Не
 было ни гроша да вдруг алтын" (1903) Островского, "Борьба за престол"
 Ибсена, "Молодёжь" Дрейера (1906) и др. Человек передовых взглядов,
 разностороннего образования и'культуры, он поддерживал в Малом т-ре все
 прогрессивные начинания А. П. Ленского. Вёл педагогпч. работу в
 Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, на Драм. курсах Моск. театр.
 уч-ща (1904-09).
  Лит.: Б е с к и н Э., "Рампа", 1909, J\o 7, с. 97;
  Лебедев В., Памяти А. А. Федотова, там же с 10() 101, 103-104. -А
  ФЕДОТОВ, Александр Филиппович (1841-95) - рус. актёр, режиссёр,
 педагог и драматург. Учился в Моск. ун-те (исключён за участие в
 студенческих беспорядках). В 1862 дебютировал на сцене Малого т-ра и был
 принят в труппу; работал здесь до 1873. С наибольшим успехом выступал -
 в пьесах Островского: Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова"),
 Риз-положенский ("Свои люди - сочтёмся"), Разлюляев ("Бедность не
 порок"), Тихон ("Гроза"); к числу лучших работ Ф. принадлежит также роль
 Жоржа Дандена (о. п. Мольера). В 60-70-х гг. ставил любительские
 спектакли ("Горе от ума" в Дворянском клубе, 1870, и др.). Преследуя
 просветительские цели, Ф. в 1872, несмотря на монополию императорских
 театров, сумел добиться разрешения на организацию в Москве во время
 Всероссийской полптехнпч. выставки Нар. т-ра (см. Народный театр на
 Политехнической выставке}. Он собрал сильную труппу из крупнейших
 провинциальных актёров (Н. X. Рыбаков, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, В. А.
 Макшеев, А. И. Стрелкова и др.) и осуществил здесь пост. спектаклей
 "Ревизор", "Недоросль", "Бедность не порок" и др. Несмотря на большой
 успех у зрителей и поддержку прогрессивной общественности. Ф. не получил
 разрешения на постоянную работу т-ра, и через 3 месяца т-р был закрыт.
 Деятельность Ф. как организатора и руководителя Нар. т-ра имела большое
 значение для приобщения к театр. иск-ву широких масс зрителей,
 ликвидации театральной монополии. В дальнейшем Ф. нек-рое время был
 антрепренёром театра "Буфф" в Петербурге, летнего т-ра в Павловске
 (пригород Петербурга). В 1888 совм. с К. С. Станиславским (тогда
 Алексеевым) организовал Общество искусства и литературы; работал здесь
 как преподаватель драм. иск-ва и режиссёр (пост. "Скупой рыцарь"
 Пушкина, "Горькая судьбина" А. Ф. Писемского, оба в 1888). Станиславский
 писал о Ф.:
  "Впервые я встретился с настоящим талантливым режиссером... Общение с
 ним и репетиции были лучшей школой для меня... Федотов умел разбирать
 стену, стоявшую между актером и ролью, и сдирать мундир обветшалых
 традиций, давая вместо них иные, подлинные традиции искусства" ("Моя
 жизнь в искусстве", см. Собр. соч., т. 1, 1954, с. 101 и 111). В
 последующие годы Ф. осн. в Москве школу драм. иск-ва. С 1894 был актёром
 Александрийского т-ра; преподавал в Петерб. театр. уч-ще.
  Ф. написал ряд пьес, в к-рых стремился ставить актуальные вопросы;
 нек-рые его пьесы пользовались успехом у публики и долго сохранялись в
 репертуаре т-ров. В Малом т-ре были пост.: "Рубль" (1885), "Хрущёвские
 помещики" (1888), "В деревне" (1887), "Дети отцов своих" (1891) и др.Ф.
 выступал также как драм. переводчик.
  Соч.: Полное собр. драматических сочинений и переводов, т. 1-4, М.,
 1890-91.
  Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
 М., 1954; Клинчин А. П., Н. X. Рыбаков, М., 1952, с. 154-212; его же,
 Народный театр на Политехнической выставке в Москве, в сб.: Театральное
 наследство, М., 1956. А. К л.
  ФЕДОТОВ, Иван Сергеевич (1881-1951) - рус. сов. театр. художник.
 Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Окончив Строгановское уч-ще (1901),
 начал работать в Моск. частной рус. опере. В 1908-17 - художник Оперного
 т-ра Зимина. После революции оформлял спектакли в разл. т-рах Москвы,
 Ленинграда, Киева. С 1934 до конца жизни - художник Центр. т-ра Сов.
 Армии (ЦТСА). Ф. был мастером сценич. пейзажа. Значит, влияние на иск-во
 Ф. оказала его работа с режиссёром А. Д. Поповым.
  Оформил спектакли: "Дети солнца" Горького (1905, Т-р В. Ф.
 Комиссаржевской); "Генрих VIII" Сен-Санса (1911), "Жидовка" Галеви
 (1914), "Капитанская дочка" Кюи (1914) - в Опере Зимина; "Мещане"
 (1935); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1939),
 "Пархоменко" Вс. Иванова (1941), "Давным-давно" А. Гладкова (1942),
 "Учитель танцев" Лопе де Вега (1946), "За тех, кто в море!" Лавренёва
 (1947), "Совесть" Чепурина (1950), "На той стороне" Барянова (1948) - в
 ЦТСА; "Алмазы" Асанова (1947, MX AT), "Платон Кречет" (1935, Киевский
 т-р им. И. Франко);
  "Город мастеров" Габбе (1944, Центр, детский т-р), "Великая сила"
 Ромашова (1947), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1949; Гос. пр. СССР,
 1951)- в Малом т-ре; "Первые радости" по Федину (1950, Т-р им.
 Вахтангова). А. Кл.
  ФЕДОТОВА, Гликерия Николаевна [10(22).V.1846, Орёл,-27.II.1925,
 Москва] - рус. актриса. Нар. арт. Республики (1924). Герой труда (1924).
 Рано потеряв родителей, была удочерена помещицей Поздняковой; до 1863
 выступала на сцене под этой фамилией, затем приняла фамилию мужа -
 актёра и режиссёра А. Ф. Федотова. Занималась в Моск. театр. уч-ще,
 сначала по классу балета, потом в драм. классе у И. В. Самарина
 (окончила в 1862). С 1858 выступала на сцене Малого т-ра в небольших
 ролях. В юности на Ф. оказали влияние две противоположные тенденции:
 мелодраматизм, заимствованный у эпигонов П. С. Мо-чалова, и реалистич.
 направленность, определявшаяся иск-вом М. С. Щепкина (принимавшего
 большое участие в талантливой ученице театр. уч-ща). Ф. неоднократно
 приходилось не только видеть Щепкина на сцене, но и играть с ним в одних
 спектаклях. Первая большая роль Ф.- Верочка в пьесе П. Д. Бо-борыкина
 "Ребёнок". Искренность чувств, глубокий драматизм исполнения, обаяние
 обеспечили большой успех молодой актрисе. Однако Щепкин и нек-рые
 критики отмечали недостатки её игры (повышенная п-атетичность и др.). В
 дальнейшем актриса преодолела эти недостатки и строго следовала заветам
 Щепкина.
  В 1863 была зачислена в труппу Малого т-ра, став к концу 60-х гг.
 ведущей актрисой на роли молодых героинь. Наиболее полного расцвета
 талант Ф. достиг в 70-х гг., когда после перерыва (1870-72), вызванного
 болезнью и семейной драмой (разрыв с мужем), она вновь вернулась на
 сцену. В репертуар Ф. входили героич., лирич., салонные и бытовые роли в
 трагедиях, драмах и комедиях.
  Свои лучшие роли Ф. создала в пьесах Островского и Шекспира. В
 произв. Островского Ф. исполнила 29 ролей (роли Снегурочки и Василисы
 Мелентьевой драматург предназначал для Ф.). Первая и наиболее*
 значительная роль Ф. в пьесе Островского-Катерина ("Гроза"). Исполнив
 эту роль впервые в 1863, Ф. играла её в течение 35 лет, став одной из
 лучших создательниц образа трагич. героини Островского. С большой внутр.
 силой и страстностью играла также роли: Василисы Мелентьевой (о. п.,
 1868), Параши ("Горячее сердце", 1869), Ларисы (1878), Кручининой
 (1884); Ксении Васильевны ("Не от мира сего", 1885), показав в своих
 сценич. образах ум и волю рус. женщины. В острой обличительной манере
 исполняла Ф. роли:
  Лидии Чебоксаровой (1870) и Чебоксаровой-матери (1893) в "Бешеных
 деньгах", Мурзавецкой в "Волках и овцах" (1893).
  Среди др. ролей в рус. классич. драматургии: Софья ("Горе от ума",
 1864), Наташа и Донна Анна ("Русалка", 1865, и "Каменный гость", 1877,
 Пушкина), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1881), Лидочка
 ("Дело" Су-хово-Кобылина, 1882), Звездинцева ("Плоды просвещения",
 1891).
  К творч. удачам Ф. принадлежали также роли:
  Марьицы ("Каширская старина" Аверкиева, 1871), Лизы ("В осадном
 положении" В. Крылова, 1875), Медеи (о. п. Буренина и Суворина, 1883) и
 др. 19 ролей сыграла Ф. в произв. Шекспира. Лучшие из них- Беатриче
 ("Много шума из ничего", 1865), Изабелла ("Мера за меру", 1868),
 Катарина ("Укрощение строптивой", 1871), Порция ("Венецианский купец",
 1877).
  В последний период творчества Ф. исполнила в пьесах Шекспира роли:
 леди Макбет (1890), мистрисс
  Форд ("Виндзорские проказницы", 1890), Королевы ("Цимбелин", 1891) и
 Волумнии ("Кориолан", 1902). А. В. Луначарский писал о Ф. : "Федотова
 была настоящей артисткой для изображения центральных женских фигур
 Шекспира, и именно фигур, полных сил, активности, либо радостей жизни,
 либо до злодейства наступательной энергии... Она была менее склонна к
 изображению натур пассивных, жертвенных" ("О театре и драматургии", т.
 1,1958, с. 339-40, 338). Те же черты были свойственны и шиллеровской
 королеве Елизавете ("Мария Стюарт", 1886). Играя в этом спектакле с М.
 Н. Ермоловой (исполняла роль Марии Стюарт), Ф. была её достойной
 партнёршей и соперницей. К. С. Станиславский писал, что Ф. "...была
 прежде всего огромный талант, сама артистичность, превосходная
 истолкова-тельница духовной сущности пьес, создательница внутреннего
 склада и рисунка своих ролей. Она была мастером художественной формы
 воплощения и блестящим виртуозом в области актерской техники" (Собр.
 соч., т. 1, 1954, с. 39).
  Участвуя в том или ином спектакле, Ф. была занята не только своей
 ролью, но следила за всем спектаклем, помогала своим партнёрам и
 фактически являлась режиссёром спектакля. Всё подлинно новаторское в
 т-ре встречало у неё отклик и сочувствие. Так" Ф. поддерживала А. П.
 Ленского в его начинаниях, помогала К. С. Станиславскому в период его
 работы в Обществе иск-ва и лит-ры, горячо приветствовала первые шаги
 Художественного т-ра. Много гастролируя, Ф. оказала значит, влияние на
 т-ры провинции.
  С 1885 вела педагогич. работу. В 1905 по болезни оставила сцену,
 продолжая педагогич. работу. Выступила на сцене один раз - в 1912, на
 юбилейном спектакле по случаю 50-летия своей сценич. деятельности;
 исполнила роль царицы Марфы в пьесе Островского "Дмитрий Самозванец и
 Василий Шуйский". По свидетельству В. И. Немировича-Данченко, Ф.
 "...никогда в жизни, ни в одной роли не была так изумительна, глубоко
 проста, как в своем последнем выходе..." (цит. по кн.: Г о я н Г., Г.
 Федотова, 1940, с. 1-12).
  Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
 M., 1954; Г о я н Г., Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой
 русской артистки, М. -Л., 1940; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и
 впечатления, М., 1942; Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX
 века, М., 1960; Юрьев Ю., Записки, т. 1, Л.- М., 1963. А. Кл.
  ФЕДЬКОВИЧ, Юрий (Осип) Адальбертович (8.VIII. 1834-11.1.1888) - укр.
 писатель. Первое драм. произведение - бытовая комедия "Так вам и надо"
 (1864), во 2-й редакции наз. "Сватанье на болыпаке". Автор романтич.
 драмы "Довбуш" (соч. 1869, пост. 1876 Т-р об-ва "Руська бес?да"),
 мелодрамы "Кормчий" (1876), псторич. трагедии "Хмельницкий" (1886-87).
 Ф. принадлежат переделки пьес зап.-европ. драматургов, а также переводы
 "Гамлета", "Макбета" и др. , Р. П.
  ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee - фея, волшебница) - 1) Жанр
 спектаклей, в к-рых обычно изображаются фантастич. или необыкновенные
 происшествия, применяются разл. постановочные эффекты, сценич. трюки,
 превращения; широко используются достижения театр. машинерии, свет,
 звуковое оформление. Как особый театр. жанр Ф. появилась в Италии в 17
 в. Характер Ф. носили мн. оперно-балетные спектакли, а также
 представления ярмарочных т-ров во Франции в 17-18 вв. Широкое развитие
 Ф. получили в Англии в 17 в. В России во 2-й пол. 19 в. яркой
 зре-лищностью и изобретательностью отличались Ф., в подготовке к-рых
 принимали участие режиссёр М. В. Лентовский, машинист и декоратор К. Ф.
 Валъц. 2) Цирковое представление, иногда сюжетное, с использованием
 разл. трюков (вода, льющаяся бурными потоками и заполняющая манеж,
 фейерверки, исчезновение людей, животных на глазах у зрителей и т. п.).
  Лит.: В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928; Попов
 Н., Театральные кудесники, в кн.:
  Театральный альманах. Сб. статей и материалов, М., 1947.
  ФЕЙ (Fay), Фрэнсис Джон (1870-1931) и Уильям Джордж (1872-1947) -
 ирл. актёры и режиссёры (братья). Начали творч. деятельность в
 любительских кружках. Вместе с ирл. драматургами У. Б. Йитсом, А.
 Грегори, П. Колумом и др. были инициаторами движения за создание нац.
 т-ра. В 1901 вошли в тоуп-пу Ирл. лит. т-ра, где пост. "Дейрдру" Рассела
 и "Йэт-лин-ни-Холиэн" Йитса, сыграв в этих пьесах гл. роли. В 1904-08
 Ф.- актёры и режиссёры первого ирл. нац. т-ра - "Эбби т-ра" (Т-р
 Аббатства), выступали в пьесах Дж. М. Синга, Йитса, Грегори и др. ирл.
 драматургов, ставили их пьесы. Деятельность Ф. в "Эбби т-ре"
 способствовала формированию реалистич. манеры актёрского исполнения,
 простоте сценич. оформления, особой выразительности сценич. речи,
 составивших славу этого т-ра.
  Уильям Ф. с 1908 гастролировал как режиссёр и актёр в США, знакомя
 амер. публику с пьесами крупнейших ирл. драматургов, а затем в т-рах
 Лондона ("Олдуич", "Артс", "Олд Вик") и др. англ. городов. Автор
 автобиографич. книги "The fays of the Abbey Theatre" ("Братья Фей из
 Театра Аббатства"), мемуаров "Merely players" ("Только актёры") (1932 и
 1935) и "A short glossary of theatrical terms" ("Краткого словаря
 театральных терминов", 1930). После ухода из "Эбби т-ра" Фрэнсис Ф.
 также нек-рое время гастролировал в США, затем в Англии с шекспировской
 труппой, играл в Бирмингемском репертуарном т-ре. С 1921 работал в
 Дублине, преподавал сценич. речь.
  Соч.: The Fays of the Abbey Theatre, L., 1935 (совм. с С. Carswell).
  Лит.: M а 1 о n e A., The Irish drama, L., 1929; Robinson L.,
 Ireland's Abbey Theatre, L., 1951; Fay G., The Abbey Theatre. Cradle of
 genius, L.- Dublin, 1958.
  Ел. К. ФЕЙГИН, Леонид (Лазарь) Вениаминович (р. 6. III. 1923) - рус.
 сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию в 1947 (класс скрипки Д. Ф.
 Ойстраха, композиции Н. Я. Мясковского и В. Я. Шебалина). Ф.- автор
 балетов: "Дон Жуан" (1964, Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент),
 "Звёздная фантазия" (1963, Муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко, Москва), "Кырк-кыз" ("Сорок девушек", по
 каракалпакскому нар. эпосу, соч. 1965); оперы "Сестра Беатриса" по
 Метерлинку (соч. 1963); музыки к фильмам. Ф. заново оркестровал оперы
 "Битва при Леньяно" Верди и "Дон Прокопио" Бизе, закончил балет Г.
 Григоряна "Камень счастья", оркестровал балеты: "Мирандолина" Василенко
 (1958, Большой т-р), "Снегурочка" на музыку Чайковского (1963, Муз. т-р
 им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Вариации" на музыку Бизе
 (1964, там же).
  Лит.: К. В., Балет "Дон Жуан" в Ташкенте, "Муз. жизнь", 1964,
 ј17;Кремшевская Г., На спектаклях узбекского балета, "Театр", 1965, ј 3.
 В. Ю.
  ФЕЙДО (Feydeau), Жорж (8.XII.1862-6.VI.. 1921) - франц. драматург. С
 80-х гг. 19 в. начал лит. деятельность. Из ранних драм. произв. Ф.
 получила признание пьеса "Дамский портной" (1886, т-р "Ренессанс"). В
 дальнейшем популярностью пользовались весёлые комедии и водевили:
 "Лента" (совм. с М. Дева-льером, 1894, т-р "Одеон"), "Дама от Максима"
 (1899, т-р "Нувоте"), "Займись Амелией!" (1908, там же) и др.
 Ф.представитель т. п. "бульварной драматургии", лёгкой, эффектной п
 поверхностной. Его пьесы отличались занимательной интригой, забавными
 сценич. ситуациями. Мастерство Ф. отмечали К. Мендес, Ж. Ришпен, позднее
 - М. Ашар.
  Соч.: Theatre complet, v. 1-9, P., 1948-56. ФЕЙЕРТАГ, Эдвин Давидович
 [27.V(8.VI).1897- 23.XII.1941 ] - рус. сов. актёр и режиссёр.
 Дебютировал как актёр в 1916 в Новгороде (антреприза Н. В. Извольского).
 В 1922 окончил студию при Общедоступном передвижном т-ре под рук. П. П.
 Гайдебурова. Одновременно с 1921 - актёр этого т-ра (до 1928).
  Роли: Крутицкий ("Не было ни гроша..." Островского), Филька ("Бабы"
 Неверова), Полоний ("Гамлет"), Яков ("Плоды просвещения"), Епиходов
 ("Вишнёвый сад"); Комиссар ("Елена Толпина" Щеглова).
  Режиссёрскую и педагогич. деятельность начал под рук. Гайдебурова. С
 1932 работал гл. обр. как режиссёр. Внёс значит, вклад в организацию
 сов. т-ров для детей и юношества. В 1932-34 был художеств. руководителем
 Чувашского ТЮЗа. Затем (1934-41) возглавлял Петрозаводский ТРАМ,
 Куйбышевский, Фрунзенский, Новосибирский ТЮЗы и др.
  Пост.: "Молодой пласт" Бочина (1933), "Сын Скэба" Веприцкой (1934),
 "Клад" Шварца, "б миллионов авторов" Бруштейн и Зона (оба спектакля
 пост. в 1933 рус. труппой Чуваш, т-ра), "Слуга двух господ" Гольдони
 (1935, 1939), "Пленник эмира" Макарьева (1935), "Ревизор"; "Серёжа
 Стрельцов" Любимовой (оба в 1936), "Скупой" (1939), "Снегурочка" (1940);
 "Ромео и Джульетта" Шекспира (1941).
  Вёл педагогич. работу в т-рах и в Новосибирском театр. уч-ще.
  ФЕЙТ (Feith), Рейнвис (7.II.1753-8.II.1824) - голл. писатель,
 драматург. Один из представителей сентиментализма в голл. лит-ре. В
 первой трагедии - "Тпрса, или Победа веры" (1784), написанной на
 библейский сюжет, отразилось влияние просветит, концепции "Натана
 Мудрого" Лессинга. Под влиянием франц. бурж. революции конца 18 в. Ф.
 освобождается от сентименталнстских иллюзий и создаёт свою лучшую
 трагедию - "Инее де Кастро" (1793; по мотивам "Лузиад" Камоэнса). В этой
 пьесе Ф. отстаивает свободу человеч. чувства, духовную ценность
 личности, независимо от её социальной принадлежности. Трагедия "Муций К
 орду с, или Освобождение Рима" (1795) - произв. в духе революц.
 классицизма, утверждает идею борьбы народа против монархии п деспотизма.
 В предисловии к этой пьесе автор связывает драматургию с формой гос.
 управления. Т-р, по его мнению,- школа для народа, здесь формируются
 герои или царедворцы. Ф. считал, что свободный народ должен быть героем
 пьес, п выводил его (в образе хора) в своих драматич. произв. Полптич.
 тенденциозность и нравоучит. направленность трагедий Ф. сближают их с
 просветительской бурж. драмой. Творчество Ф. имело большое значение для
 развития голл. драматургии 2-й пол. 18 в.
  Соч.: Dicht en prozaische werken, dl 1-11, Rotterdam, 1824.
  Лит.: Bruggencate H. G. ten, Mr. R. Feith" Wapeningen, 1911. Вл. О.
  ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger), Лион (7.VII.
  1884-21.XII.1958) - нем. писатель, драматург. Изучал филологию и
 философию в ун-тах Мюнхена и Берлина. При фашизме был лишён нем.
 гражданства, в 1933 эмигрировал во Францию, в 1940 в США. Написал ок. 30
 драматич. произведений. В 1905-06 выпустил 2-томник "Маленькие драмы",
 состоящий из миниатюр на античные, библейские и средневековые сюжеты. В
 ряде своих пьес утверждал принципы абстрактного гуманизма. В 20-е гг. в

<< Пред.           стр. 800 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу