<< Пред.           стр. 81 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  В конце 19 - нач. 20 вв. в Б. д. широкое распространение получает
 символизм, представителями к-рого были М. Метерлинк, крупнейший из
 драматургов европ. символизма, Ш. ван Лерберг, Ж. Ро-денбах. Выражая в
 своих пьесах субъективные настроения, далёкие от действительности,
 символисты создавали драм. произведения, чуждые демократич. традициям
 бельг. народа. Осн. жанр драматургии символистов-одноактная 'пьеса, т.
 н. "четверть-часовая драма"-отличалась отсутствием действия,
 религиозно-мистич. подтекстом, слово было лишено его осн. значения,
 особый смысл придавался паузам. Метерлинк написал пьесы: "Слепые"
 (1890), "Пел-леас и Мелисанда" (1892), "Смерть Тентажиля" (1894),
 "Сестра Беатриса" (1900), "Чудо святого Антония" (1904) и др., где
 развивал мистич. темы обречённости человека, смерти, покорности
 "потусторонним" силам. Роденбах написал пьесу "Покрывало" (1894),
 инсценировал свой роман "Мёртвый Брюгге" под назв. "Мираж" (1894,
 Берлин). Ван Лерберг написал драму "Ищейки" (1889) и комедию "Пан"
 (1906), в к-рой выражена философия пантеизма. Са-тирич. образы буржуа
 придают пьесе социальную направленность. Распад драм. формы в
 символистских пьесах отчётливо проявился в творчестве А. Мобеля, автора
 пьес "Этюд о девушке" (1891), "Вода и вино" (1893), "Корни" (1902).
 Изложенные в диалогич. форме, пьесы эти не являются по существу драм.
 произведениями. К символизму примыкали драматурги, вышедшие из лит.
 объединения "Молодая Бельгия":
  А. Жиро, В. Жиль, И. Жилькен. Пьесы Жилькена "Савонарола" (1906),
 "Эгмонт" были проникнуты пессимизмом, разрабатывали тему неизбежной
 гибели человека, неспособного противостоять трагич. силе судьбы. Это
 проявилось и в пьесах "Русские студенты"
  (1906), "На глиняных ногах", исказивших революц. события в России. В
 Б. д. этого периода выделяется творчество Э. Верхарна. Крупнейший поэт
 "Молодой Бельгии" Верхарн в значит, степени преодолел субъективизм
 символистов, создал революционную драму "Зори" (1898), в к-рой показал
 народ как действующую силу истории.
  Натуралистич. направление в Б. д. ярко проявилось в драматич.
 произведениях К. Лемонье, представлявших собой инсценировки (в
 соавторстве с малоизвестными драматургами) его собств. романов,
 написанных под влиянием Э. Золя. В бытовых драмах Г. вав Зипа "Подаяние"
 (1901), "Твои отец и мать", "Этапы"
  (1907), "Путы" (1912) и др., построенных на конфликте между человеком
 и судьбой, созданы образы людей, примиряющихся с окружающей жизнью,
 неспособных бороться с ложью, эгоизмом, стремящихся замкнуться в своём
 внутр. мире. Драмы, близкие к пьесам ван Зипа, писали также Ж. Жюльен,
 Э. Фабр, Ф. де Кю-рель, Э. Бриё. Ван Зип и его современники оказали
 большое влияние на молодое поколение драматургов:
  П. Эрвьё, М. Дютерм, Ж. Ранси. Пьесы писателей-натуралистов
 удерживались в репертуаре бельг. т-ров до сер. 20-х гг. 20 в.
  Наряду с натуралистич. драмой в нач. 20-х гг. широкое распространение
 получила развлекат. драматургия: водевили и ревю, культивировавшиеся Ж.
 Гар-нье, О. Вьерсе, Л. Мальпертиусом. В эти же годы были созданы
 националистич. историч. пьесы П. Спаака и Ф. Бодсона, посвящённые
 истории Бельгии.
  В 20-30-х гг. развивается творчество Ф. Кромме-линка, автора пьес
 "Великодушный рогоносец" (1921), "Карина" (1930), "И холодно и жарко"
 (1936). Одновременно с Кроммелинком работала группа
 драматургов-формалистов - Ш. Конради, П. Демаси, А. Су-мань, утвердивших
 в Б. д. нарочитый схематизм, отказ от сложных психологич. характеристик.
  С сер. 20-х гг. появляются экспрессионистские драмы М. Гельдероде:
 "Смерть смотрит в окно" (по Э. По), "Дон Жуан" (1928), "Смерть доктора
 Фауста" (1926), "Варавва" (1929) и др., к-рые входят в репертуар бельг.
 т-ров и в 40-50-х гг. Накануне 2-й мировой войны известность приобретает
 драматург Г. Клоссон - автор многочисленных исторических пьес. Его пьеса
 "Четыре сына Эмона" (1940) пользовалась большой популярностью у борцов
 Сопротивления. Совр, Б. д. развивается под влиянием формалистич.
 тенденций, проникающих гл. обр. из США и Франции. Значительное
 воздействие на неё оказывает драматич. наследие Метерлинка и
 Кроммелинка. Творчество Р. Жерома, Ж. Сиона, П. Виллемса, М. Т. Бодар,
 С. Лилар, Ж. Зигфрида и мн. др. совр. бельг. драматургов, пьесы к-рых
 составляют основу репертуара бельг. т-ров, отмечены модернистскими
 тенденциями (символизм, экзистенциализм), мн. из них отличаются реакц.
 направленностью. В сер. 50-х гг. сказалось влияние творчества англ. и
 франц. драматургов: Дж. Осборна, С. Беккета, Э. Ионеско.
  Лит.: Doutrepont Gr., La litterature francaise a la cour des ducs de
 Bourgogne, P., 1909; Gr a ч с h e z M., Histoire des lettres francaises
 de Belgique des origines a nos jours, Brux., 1922; Histoire illustree
 des lettres francaises de Belgique, Brux., 1958; S о 1 v a y L., Le
 theatre belge d'expression francaise depuis 1830, "La Revue Belge",
 Brux., 1936, ј 2, 3;
  W i 1 m о t t e M., Le passe, le present et l'avenir du theatre
 national de langue francaise en Belgique, "Bulletin de la classe des
 lettres...", [Acad. royale de Belgique], Brux., 1912, ј 5, Mai. A.P.
  БЕЛЬГИЙСКИЙ ТЕАТР. История возникновения театр. представлений на
 территории будущей Бельгии восходит к религиозным обрядам средневековья,
 содержавшим элементы драм. действия. В нач. 15 в. возникли и получили
 распространение в 16 в. (в Ген-те, Антверпене, Брюсселе) т. н. камеры
 риторов, деятельность к-рых заключалась в сочинении (на фламандском яз.)
 и постановке пьес (гл. обр. фарсов и моралите). Камеры риторов сыграли
 важную роль в пропаганде идей гос. независимости накануне восстания
 против исп. владычества. После подавления восстания камеры прекратили
 свою деятельность. В 16-17 вв. развитию театр. культуры препятствовали
 религиозные преследования и войны, происходившие на территории Бельгии.
 В отдельных случаях (приезд Марии Медичи в 1631 и др.) устраивались
 придворные празднества, в к-рых гл. место отводилось театр. пред ставя
 енпям, дававшимся иностр. (франц., англ. и исп.) труппами. В 16-17 вв. в
 Бельгии выступали иностр. гастролёры (труппа франц. актёров под рук. А.
 Тальми, труппа "Комедиантов принца Оранского", "Комедианты королевы
 Франции" и мн. др.). В этот период был выстроен первый театр. зал в
 Брюсселе (на горе св. Елизаветы), где давались представления. В 1700
 состоялось открытие первого бельг. т-ра - "Де ла Монне" в Брюсселе (см.
 раздел Муз. т-ра); т-р имел оперную и драм. труппы; в его репертуар
 входили произв. Расина, Корнеля, Мольера, Реньяра, позднее - Дидро,
 Вольтера. Среди крупных деятелей т-ра "Де ла Монне" - драматург Ш.
 Фавар, актёр Ж. Н. Сервандони, д'Аннетер, актриса Монтансье,
 возглавлявшие в течение нек-рого времени этот т-р. В 1782 в Брюсселе
 было построено театр. здание, позднее получившее название т-ра "Дю
 Парк", здесь вначале выступали цирковые труппы, ставились пантомимы, с
 1870 - драматич. спектакли (на франц. яз.). После образования
 независимого Бельгийского гос-ва (1830) в Брюсселе открылись новые
 т-ры-"Т-р новинок" (1844), "Водевиль" (1845), "Де Галери" (1846). В
 Брюсселе и Антверпене возникли т-ры, где играли на фламанд. яз. В 1867 в
 Брюсселе открылся "Т-р Мольера" (позднее назывался "Бон-боньер дела Порт
 Намюр"), в к-ром наряду с драм. спектаклями ставились оперы и оперетты.
 В 1887 было построено спец. театр. здание, в к-ром работал Фламандский
 т-р (с 1895 - Королевский Фламандский театр).
  Во 2-й пол. 19 в. ставились произв. драматургов-романтиков В. Жоли,
 Э. Ваккена, эффектные, но поверхностные пьесы Г. Ваэза, Л. Лабарра и др.
 и пьесы из репертуара парижских "т-ров бульваров". С конца 19 - нач. 20
 вв. большое влияние на развитие Б. т. имело творчество драматургов М.
 Метерлинка, Ш. ван
  Лерберга, К. Лемонье. Получила распространение антиреалистич. теория
 "искусство для искусства", эстетика символизма, требовавшая замены
 реалистич. актёра актёром-марионеткой. В'т-ре "Дю Парк" ставились также
 произв. П. Спаака, М. Дютерм, А. Мобеля, Ф. Кроммелинка, Г. ван Зипа и
 др. Здесь выступали многие франц. и итал. труппы, возглавляемые Г.
 Ре-жан, Ф. Жемье, М. О. Люнье-Поэ, Ж. Питоевым, Э. Дузе, Э. Новелли и
 др. В 1895-97 в Брюсселе существовал т-р "Дома искусств", работавший в
 1897-99 под названием "Новый т-р". Этот т-р пользовался популярностью в
 лит. кругах. Здесь ставились спектакли: "Смерть Тентажиля" Метерлинка,
 "Жер-мини Ласерте" бр. Гонкур, "Глаза, которые видели" Лемонье и др.
  Обществ, подъём 90-х гг., рост рабочего движения в Бельгии определили
 раскол лит.-театральных кругов. Э. Верхарн поставил в лит.- художеств.
 секции Бельгийского Народного дома свою пьесу "Зори" (1898), восторженно
 принятую рабочими зрителями, но запрещённую правительством.
  В 1907-14 активизировалась деятельность т-ра "Де Галери", в к-ром
 выступала постоянная драм. труппа и регулярно гастролировали франц.
 актёры. В начале 1-й мировой войны этот т-р не работал. С 1916 здесь
 давались муз. спектакли и вновь выступали различные иностр. труппы.
 Кризис театр. культуры в Европе отразился на творч. практике бельг.
 т-ров в нач. 20 в., испытавших модернистские влияния. Это сказалось в
 деятельности т-ра "Дю Маре" (1922-26), созданного актёром и режиссёром
 Ж. Делакром. В 20-30-е гг. репертуар белы. т-ров, в т. ч. т-ра "Де Роз",
 "Плато 33", "Ротайон", характеризовался эклектизмом. Прогрессивные
 тенденции в театр. иск-ве нашли выражение в деятельности бельг.
 самодеятельных коллективов, ставивших пьесы, многие из к-рых были
 запрещены цензурой. В "Рабочем свободном т-ре" (1926-39) в Брюсселе были
 осуществлены пост. "На дне", "Егор Булычев и другие", "Аристократы",
 "Женитьба" и др.
  В годы немецкой оккупации (1940-44) бр. Ж. и М. Хёйсман, несмотря на
 преследования оккупантов, организовали в 1940 передвижной "Т-р
 Сопротивления", в к-ром был пост. патриотич. по направленности спектакль
 "Четыре сына Эмона" Клоссона.
  В Бельгии не сформировалась нац. школа сценич. искусства. Многие
 известные бельг. актёры и режиссёры работают во Франции (Л. Богерт, А.
 Карнель, Р. Руло, Р. Жером и др.). Недостаточная финансовая помощь со
 сторовы государства, отсутствие специального образования у актёров
 тормозят развитие национального Б. т.
  В 1959 в Бельгии работало ок. 50 проф. т-ров, из к-рых 20 - в
 Брюсселе. Наряду со старейшими т-рами "Де ла Монне", "Дю Парк", "Де
 Галери" наиболее значительными являются Национальный т-р, "Дю Ридо"
 (осн. в 1942-43), "Де Пош" (осн. в 1951). В репертуаре драматических
 т-ров-гл. обр. переводная драматургия: Мольер, Бомарше, Клейст, Шоу,
 Брехт, Пиранделло, Беккет, Уайлдер и др. Из пьес бельг. авторов ставятся
 "Великодушный рогоносец" Кроммелинка, "Христофор Колумб" Бертена, "Грех
 Адама" Клоссона, "Деревня чудес" Мартенса, и др. В репертуар включаются
 и произв. рус. драматургии - "Ревизор" ("Де Пош"), "Дядя Ваня"
 (Национальный театр), "Три сестры" ("Дю Ридо"). А. Р.
  Музыкальный театр зародился во фламанд. городах в 17 в. в основном
 как увеселит, придворное зрелище. В последние десятилетия 17 в. в
 Брюсселе ставились итал. оперные спектакли, а также оперы Ж. Б. Люлли,
 составлявшие основу репертуара т-ра "Опера на Фуанской набережной".
 Развитие бельг. музыки находится в тесной связи с муз. культурой
 Франции. В 1700 по инициативе итальянца Дж. П. Бомбарда в Брюсселе был
 основан оперный т-р "Де ла Монне", существующий до наст. времени. В
 репертуаре этого т-ра были драм. и оперные спектакли. Ставились оперы Ж.
 Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. франц. композиторов, атакжеитал.
 оперы. В 1759 вт-ребыла пост. первая опера-комедия "Маскарад-пастораль"
 бельгийского музыканта П. ван Мальдера. После французской революции
 конца 18 в. репертуар театров обогатился операми и балетами бельг.
 композиторов, работавших во Франции: А. М. Гретри и Ф. Ж. Госсека, П. Л.
 Монсиньи, Ф. А. Д. Фи-лидора и др. В нач. 19 в. на брюссельской сцене
 шли оперы X. В. Глюка, Н. Пиччини, Д. Чимарозы и др. итал. композиторов.
 После образования независимого Бельгийского гос-ва (1830) началось
 развитие нац. музыки. Важную роль в развитии бельг. муз. т-ра сыграли
 бельг. композиторы Ф. Ж. Фетис и Ф.О.Геварт, выступавшие также как
 историки музыки и муз.-обществ, деятели. Геварт- автор комич. опер в
 стиле франц. оперы-буфф, среди к-рых наиболее известная "Квентин
 Дорвард" (1858). Последователем итал. комич. оперы и франц. оперы-буфф
 был композитор А. Гризар из Антверпена, написавший комич. оперы
 "Невозможный брак" (1833), "Сара" (1836) и др. В Париже ставились оперы
 гентского композитора А. Лимнандера де Ниевентрове "Монтенегри" (1849),
 "Замок Синей Бороды" (1851). В творчестве бельг. композиторов этого
 периода наметилось стремление к созданию больших, монументальных опер.
 Таковы, напр., историч. опера Геварта "Хуго из Зо-мергхема" (1848) и
 более поздняя - "Капитан Анрио" (1864).
  Во 2-й пол. 19 в. Влияние франц. музыки постепенно уступает место
 влиянию Вагнера, чьи муз. драмы оказали значит, воздействие на
 творчество ряда белы. композиторов как в выборе сюжетов, так и в
 обогащении муз. языка бельг. опер. В 70-х гг. в Брюсселе были пост.
 почти все оперы Вагнера. Наиболее значит, представителями
 "вагнерианского" направления были П. Жилъсон автор оперы "Принцесса
 Зоннен-шайн" (1903), Л. Дюбуа, автор опер "Смерть" (1894) и "Эдени"
 (1912), и Э. Бреньер, создавший оперу "Гу-друм" В муз. драмах Э. Матиена
 ощущается стремление к созданию масштабного героич. спектакля. Несмотря
 на высокое проф. мастерство композиторов, муз. язык всех этих произв.
 эклектичен. Особняком стоят оперы крупнейшего бельг.
 композитора-классика, работавшего во Франции, С. Франка. Движение за
 создание нац. муз. стиля возглавил композитор П. Вену а (автор опер
 "Деревня в горах", 1857, "Иза", 1867, "Помпея", 1896), стремящийся
 использовать в своих произв. фламандский фольклор и нац. сюжеты,
 освободиться от канонов мелодрамы и создать подлинно нац. оперу. Эти же
 тенденции получили развитие в творчестве его последователя и ученика-Я.
 Блокса, автора опер "Принцесса таверны" (1896), "Тиль Уленшпигель"
 (1900) и др. Большим успехом пользовались пост. в 1877 опера "Чёрный
 капитан" последователя веристов Ж. Мертенса, оперы Э. Тинеля и др.
 композиторов.
  Большинство опер бельг. композиторов было пост. на сцене т-ра "Де ла
 Монне" (Брюссель). Во 2-й пол.
  19 в.- нач. 20 в. исполнит, уровень значительно вырос. Появляются
 кадры нац. вок. школы, выдающимися представителями к-рой на рубеже 1920
 вв. были певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее певица В. Бови и др.
 Возникают оперные т-ры в крупных городах страны - Антверпене (1893),
 Генте (1900) и др. Важное значение приобретает деятельность
 антверпенского т-ра "Королевская фламандская опера", репертуар к-рого
 составляют преимущественно оперы бельг. композиторов (Блокса, Жильсона,
  Дюбуа, Вамбаха и др.). В первые десятилетия 20 в. в Бельгии
 выдвигается ряд композиторов, активно работающих в жанре сценич. музыки.
 В т-рах Бельгии ставятся произведения А. Бёка, автора популярных опер, в
 т. ч. "Сон в зимнюю ночь" (1903), "Рейнские гномы" (1906), "Путь из
 Эмеруда" (1921), балеты Врёльса, Э. Самуэля-Големана, Н. А. Г. Дене и
 др. Многие совр. композиторы испытывают разлагающее влияние различных
 модернистских и формалистич. течений (от додекафонии до электронной и
 конкретной музыки), что мешает развитию бельг. нац. муз. т-ра.
  Лит.: Cohen G., Le theatre francais en Belgique au moyen age, Brux.,
 1953; F a b e r F., Histoire du theatre francais en Belgique..., v. 1-5,
 P.-Brux., 1878-1880; Lie-b r e с h t H., Les chambres de theorique,
 Brux., 1948; L i e-br ec ht H., Le theatre francais a Bruxelles au XVII
 et au XVIII siecle, P., 1923; Lilar S., Soixante ans de theatre belge,
 Brux., 1952; Renleu L., Histoire des theatres de Bruxelles, v. 1-2,
 Brux., 1928; Liebrecht H., Les oriJines de l'opera a Bruxelles, Le
 Flambeau", Brux., 1921;
  olvay L., L'evolution theatrale. II. La musique, Brux., 1922; M о n e
 t A., Een halve eeuw Nederlandsch lyrisch tooneel en Vlaamsche opera te
 Antwerpen, Antw., 1939.
  БЕЛЬКУР (Bellecour) [наст. фам.- К о л ь с о н (Colson)l, Жан Клод
 Жиль (16. I. 1725-19. XI. 1778) - французский актёр. Сценич.
 деятельность начал в провинции. В 1750 враги Вольтера во главе с
 маркизой Помпадур пригласили Б. в т-р "Ко-меди Франсез", чтобы
 противопоставить его ученику Вольтера -Лекену. Однако Б. не мог
 состязаться с мощным трагич. даром Лекена. Он играл роли
 героев-любовников (в комедиях Детуша и Лашоссе, в мещанских драмах Дидро
 и Седена) напыщенно и крикливо. Привлекательная внешность, чеканная
 дикция, тонкость нюансировки, светскость, элегантность манер сделали Б.
 блестящим исполнителем ролей маркизов-фатов в комедиях П. Корнеля, Ж. Ф.
 Ренья-ра, М. Барона, Л. Буасси, Ш. Дюфрени, Ф. Данкура, А. Пирона, Ж. Б.
 Л. Грессе и др. Лучшая роль Б.- Альмавива в "Севильском цирюльнике"
 Бомарше (1775).
  Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son
 theatre, P., 1900; A r n a u 1 t A., Les souvenirs et les regrets du
 vieil amateur dramatique, P., 1829; Lyon-net H., Dictionnaire des
 comediens francais, P., 1912-1913;
  Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
 Мокульского, т. 2, М., 1955. E. Ф.
  БЕЛЬКУР (Bellecour) [наст. фам.- Л e P y a де Ла
 Kop6HHe(LeRoydeLaCorbinaye), псевд.- Б о мен а р (Beaumenard)], Роз
 Перрин (1730-99)-- французская актриса. Жена Ж. Белъкура. Одна из лучших
 субреток во франц. театре 18 в. Сценическую деятельность начала в 1743 в
 театре "Опера комик" (Париж). Затем играла в провинции. В 1749-91 (с
 перерывом в 1756-61) работала в т-ре "Комеди Франсез". Актриса
 мольеровской традиции, Б. в своих лучших ролях - Дорина, Николь,
 Зерби-нетта ("Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Проделки Скапена"),
 Лизетта ("Единственный наследник" Реньяра) и др.- привлекала не только
 очаровательной внешностью, звонким голосом, но и живостью" весельем,
 остротой характеристики. В зрелом возрасте перешла на характерные роли.
 Одна из её последних значительных работ - Марселина в "Женитьбе Фигаро"
 Бомарше (1784).
  Лит.: L у о n n e t H., Dictionnaire des comediens francais, P.,
 1912-1913; Arnault A., Les souvenirs et les regrets du vieil amateur
 dramatique, P., 1829. ? ф
  "БЕЛЬМОНТ И КОНСТАНЦА, ИЛИ ПОХИЩЕНИЕ ИЗ СЕРАЛЯ" - опера В. Моцарта.
 См. Похищение из сераля".
  БЕЛЬРОЗ (Bellerose) [наст. имя и фам.- Пьер Л e Месье (Le Messier)]
 (г. рожд. неизв.-ум. 1670) - французский актёр. В 1628 вступил в труппу
 "Бургундского отеля" в Париже и стал её первым актёром и директором.
 Перенеся на сцену т-ра образ героя аристократия, салонов, Б. создал
 амплуа галантного любовника, обладающего изысканными манерами. В этом
 несколько слащавом стиле Б. играл трагикомедии, комедии и пасторали, а
 впоследствии-героев в трагедиях и комедиях П. Корнеля; роли: Куриаций и
 Цинна ("Гораций" и "Цинна"), Дорант ("Лжец" и "Продолжение лжеца").
 Исполнял роли героев-любовников в пасторалях и трагикомедиях Ж. О.
 Гомбо, Ж. Мере, Ж. Скюдери, П. Дюрийе, Ж. Ротру и др. В 1643 Б. продал
 свой актёрский пай, должность "оратора" труппы и костюмы актёру
 Фло-ридору, занявшему его место премьера в "Бургундском отеле".
  Лит.: Mongredien Gr., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927.
 С. Мок.
  БЕЛЬСКАЯ, Серафима Александровна [1846(?)- 1933] - русская артистка
 оперетты. Артистич. деятельность начала в конце 60-х гг. в провинции;
 играла в комедиях и водевилях. С 1876 выступала в Москве (в т-рах М. В.
 Лентовского, А. Э. Блюменталь-Та-марина, В. И. Родона и др.). Б. была
 "каскадной" артисткой, обладала ярким сценическим дарованием. С блеском
 проводила комедийные сцены, изящно и легко танцевала. Роли: Дени-за
 ("Мадемуазель Ни-туш" Эрве), Елена, Перикола ("Прекрасная Елена",
 "Перикола" Оффенбаха), На-нон (о. п. Жене), Кла-ретта ("Дочь мадам Анго"
 Лекока), Фа-тиница (о. п. Зуппе) и др. О. В.

<< Пред.           стр. 81 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу