<< Пред. стр. 813 (из 913) След. >>
лет.Борьба разнородных обществ, тенденций во Ф. д. резко выявилась в
условиях бурж. строя нач. 19 в. Классицистская трагедия проникается
реакц. идеями, становится оплотом консервативного направления в т-ре
(драматурги Ф. Ренуар, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). Мелодрама теряет своё
бунтарское содержание, социальные конфликты подменяются моральными,
обличение политич. преступлений уступает место изображению злодеяний
отдельных личностей (мелодрамы Г. Пиксерекура, Л. Ш. Кенъе}. Но в то же
время жанр мелодрамы сохраняет нек-рые демократич. элементы; в лучших
пьесах этого жанра (В. Дюканж, А. Ф. Ден-нери) проявляется сочувствие
простому человеку, обличается стяжательство. Противоречивый характер
носило развитие водевиля, к-рый приобретал типично бурж. черты,
становился безыдейно-развлекательным, хотя в нём продолжало жить
жизнерадостное остроумие, "один из существенных и прекрасных элементов
французского характера", по выражению А. И. Герцена.
Глубокая неудовлетворённость разл. обществ. трупп послереволюц.
действительностью получила выражение в иск-ве романтизма, внутри к-рого
также боролись разные идейные устремления. Феодаль-но-монархич. и
религиозному направлению (Ф. Р. Ша-тобриан и др.) противостояло
направление, связанное с демократич. традициями нац. иск-ва, отражавшее
настроения, порождённые борьбой нар. масс и передовых деятелей культуры
против режимов Реставрации и Июльской монархии. Крупнейшие явления
драматургии 1-й пол. 19 в. связаны в 20-е гг. с идеями карбонариев,
утопич. социализма, с национально-освободит. борьбой в Испании, Италии,
Греции и др. Позднее, в 30-40-е гг., на них оказали воздействие
революция 1830, выступления пролетариата, ненависть широких масс к
финансовой олигархии. Теоре-тич. трактаты-манифесты "Расин и Шекспир"
Стендаля (1823-25), предисловие к "Кромвелю" Гюго (1827) сформулировали
идеи передовой драматургии. Поступательное развитие т-ра определяла
драматургия, выражавшая протест, обличавшая обществ, порядки,
утверждавшая новые художеств. средства. В драмах В. Гюго ("Марион
Делорм", 1829, "Эрнани", 1830, "Мария Тюдор", 1833, "Лукреция Борджа",
1833, "Анд-жело", 1835, "Рюи Блаз", 1838) ярко проявились прогрессивные
идейно-худо жеств. тенденции романтизма - страстный гуманизм, протест
против социальной несправедливости, обличение правящих классов, горячее
сочувствие простому человеку, стремление к историзму, к передаче
жизненных контрастов, высокая поэтичность. К творчеству Гюго примыкает
также драматургия А. Дюма-отца, пьесы к-рого ("Антони", 1831, "Ричард
Дарлингтон", 1831, "Кип, или Беспутство и гений", 1836, и др.) содержали
элементы критики буржуазно-дворянского общества. Центр, тема драмы
"Чаттертон" А. Виньи (1835) - одиночество человека, отрицание
торгашеского духа бурж. общества. Лирич. комедии и историч. драмы А.
Мюссе ("Прихоти Марианны", 1833, "Фантазио", 1834, "Любовью не шутят",
1834, "Лоренцаччо", 1834) отразили колебания и сомнения интеллигенции,
вызванные поражением революц. выступлений 1820-30-х гг.
Одновременно шло формирование драматургии критич. реализма,
отражавшей противоречия бурж. общества. Однако реалистич., проникнутые
свободолюбием и антиклерикальными тенденциями, остро сатирические пьесы
П. Меримо (сб. "Театр Клары Га-суль", 1825) были пост. лишь в 20 в. Его
историч. драма "Жакерия", о крестьянской революции 14 в., не ставилась
во Франции. Пьесы гениального представителя критич. реализма О. Бальзака
("Вотрен", 1840, "Надежды Кинолы", 1842, "Памела Жиро", 1843, "Мачеха",
1848, "Делец", 1851), обличавшего хищничество буржуазии, не имели успеха
у бурж. зрителя, подвергались запретам. В 1830-40-х гг. широкое развитие
получила социальная мелодрама, поднимавшая вопросы положения трудящихся
в ка-питалистич. обществе, обличавшая социальную несправедливость.
Несмотря на филантропич. идеи, примиренчество, ограниченность критики,
лучшие пьесы этого жанра ("Анго", 1835, "Два слесаря", 1841, "Парижский
тряпичник", 1847, Ф. Пиа, "Рабочий" Ф. Сулье, 1840, инсценировка романа
Э. Сю "Парижские тайны", 1844) способствовали пробуждению протеста в
народе. На ведущее место в репертуаре франц. т-ров занимала
"благонамеренная" драматургия О. Э. Скриба, создателя эффектно
построенной пьесы, утверждающей бурж. мораль. Хотя комедии Скриба не
лишены иногда сатирич. оттенка, они проникнуты верой в бурж. прогресс и
осмеивают всё, что ему мешает ("Бертран и Ратон", 1833, "Товарищество,
или Лестница славы", 1837, "Стакан воды", 1840, "Пуф", 1848). Из пьес
Скриба выделяется лишь драма "Ад-риенна Лекуврёр" (совм. с Э. Легуве),
близкая к романтич. драматургии. Бурж. идеология ещё более воинственно
утверждалась лит. группой, называвшейся "школой здравого смысла".
Выразитель идей этой группы драматург Ф. Понсар выступил претив
романтич. бунтарства, он возродил форму классицистCKoii трагедии
("Лукреция", 1843, "Шарлотта Корде", 1850) и комедии ("Честь и деньги",
1853, "Биржа", 1856), направил драматургию к откровенной пропаганде
бурж. идеалов семьи, собственности, "порядка". После революции 1848 и
подавления рабочего восстания в июне 1848 победа реакц. буржуазии
надолго задержала развитие передовой Ф. д. Осн. место в репертуаре т-ров
заняли произв. охранительно-бурж. драматургии, идейно связанной со
"школой здравого смысла",- Э. Ожъе ("Габриэль". 1849, "Зять господина
Пуарье", 1854, "Бесстыдники", 1861, "Сын Жи-буайе", 1862), А. Дюма-сына
("Дама с камелиями", 1852, "Полусвет", 1855, "Денежный вопрос", 1857),
В. Сарду ("Родина", 1869, "Федора", 1882, "Мадам Сан-Жен", 1893,
"Колдунья", 1903, и др.), О. Фёйе, А. М-ельяка, Л. Галеви и др. Ловко
построенные пьесы с умело разработанной мелодраматич. или
адюльтерно-комедийной интригой, утверждающие бурж. мораль, усиливали
отрыв драматургии от большой лит-ры.
Традиционная для франц. т-ра лёгкая комедия водевильного типа
получила блестящее выражение в творчестве Э. Лабиша, в остроумных,
забавных, живых пьесах к-рого ("Соломенная шляпка", 1851, "Мизантроп",
1852, "Путешествие господина Перришона", 1860, "Копилка", 1864) звучали
и сатирич. антимещанские ноты. Карикатуру на мещанина создал А. Монъе в
комедии "Величие и падение господина Жозефа Прюдома" (совм. с Г. Ваэзом,
1852).
В последней трети 19-нач. 20 вв., в обстановке усиления империализма
в экономич. и политич. жизни Франции, обострения обществ, противоречий,
часть художеств. интеллигенции отказалась от социально значительной
проблематики, обратилась к "чистому искусству", мистике, к формалистич.
исканиям (сим-волистско-католич. пьесы Ж. Пеладана, Э. Дюжар-дена).
Наиболее ярко религиозно-символистская драма была представлена в
творчестве П. Клоделя, прославлявшего жертвенность, смирение, страдание.
Но в отличие от др. драматургов-католиков, Клодель призывал к
самоотречению и действию во имя счастья людей. Поиски идеала, хотя и
абстрактного, оторванного от жизни, нашли отражение в неоромантич.
драмах Э. Ростана ("Принцесса Грёза", 1895, "Сира-но де Бержерак", 1897,
и др.). Огромное место в репертуаре бульварных т-ров заняли
мелодраматически-адюльтерные (А. Бернстейн, А. Батай) и
развлекательно-фарсовые (Ж. Фейдо и др.) пьесы.
Усилившееся расслоение среди художеств. интеллигенции привело к
острой борьбе направлений в драматургии и театр. иск-ве. Ещё в 70-80-х
гг. Э. Золя указывал (сборники "Натурализм в театре", "Наши драматурги")
на отставание драматургии и т-ра от развития лит-ры и эстетич. запросов
зрителя. Подвергая критике состояние совр. ему бурж. драматургии, Золя
обосновывал принцип театр. натурализма. Золя понимал под натурализмом
правдивое и широкое отражение обществ, жизни на сцене. Однако в его
теоретич. взглядах и практике следовавших за ним драматургов сказались
объективизм, биологизм, влияние позитивистской теории И. Тэна. В пьесах
последователей Золя (А. Алексиса, Ж. Жюльена, Ж. Ансе, О. Метенье) гл.
внимание уделялось пато-логич. явлениям, "куски жизни" фиксировались вне
обобщений, утверждались идеи "социального дарвинизма" (Ф. Кюрелъ).
Влияние Золя способствовало сближению лит-ры с театр. иск-вом
(инсценировки романов Золя, Э. и Ж. Гонкуров и др.). Значит, обществ.
темы (колониализм, коррупция правящих верхов, биржевые махинации,
связанные с Панамой, бесчеловечность собственнич. морали) затронули Э.
Фабр ("Общественная жизнь", 1901, "Позолоченные чрева", 1905, "Саранчау,
1911), Э. Бриё ("Бланшетта", 1892,
"Красная мантия", 1900). Были близки к Золя крупнейший франц.
драматург-реалист конца 19 в. А. Век ("Вороны", 1876, '"Парижанка",
1885) и создатель остро критич. драм О. Мирбо ("Бумажник", 1900, "Дела
есть дела", 1903, "Очаг", 1908). В драме "Дурные пастыри" Мирбо впервые
во Ф. д. строит конфликт на классовой борьбе рабочих и капиталистов, а
гл. героем делает вожака рабочих, проф. революционера.
Крупные писатели-реалисты Франции внесли вклад в развитие реалистич.
Ф. д. и способствовали преодолению отрыва т-ра от лит-ры. На рубеже
19-20 вв. декадентской драме противостояла реалистич. обличительная
драматургия Г. Флобера ("Кандидат", 1872), Э. Золя ("Тереза Ракен",
1873), А. Доде ("Арлезиан-ка", 1872, "Набоб", 1880, "Джек", 1881,
"Борьба за существование", 1889), Ж. Ренара ("Рыжик", 1900), А. Франса
("Кренкебиль", 1903). Особое место в развитии Ф. д. занимал Р. Роллан,
к-рый призывал к созданию нар. т-ра - оптимистического, вселяющего
энергию, помогающего постигнуть революц. законы развития жизни (сб.
"Народный театр", 1903). Циклы пьес Роллана - "Драмы революции" и
"Трагедии веры", показывающие большие нар. движения, воскрешали традиции
франц. героич. драматургии.
После 1-й мировой войны особенно активизировалась деятельность
драматургов, поставляющих "бульварные" развлекат. пьесы (С. Гитри, Т.
Бернар и др.). Наступление идеологич. реакции, пропагандирующей
шовинизм, культ "сильной личности", стоящей на антиреволюц. позициях,
сказалось в пьесах А. Монтер лана, П. Рейналя, в нек-рых пьесах Ж.
Ромена ("Диктатор", 1926), но уже в 20-30-е гг. 20 в. сложилась
драматургия, критическая по своей направленности, многообразная по
жанрам, темам, художеств. значимости (Л. Верней, А. Савуар, Ж. Девалъ,
М. Панъолъ, Э. Бурде, А. Р. Ленорман). Критика обществ, устоев
послевоенной Франции дана в реалистич. пьесах Ж. Дюамеля ("Общество
атлетов", 1920, "День признаний", 1923), Ш. Вилъдрака ("Пароход
"Тинэсити"", 1920, "Мишель Оклер", 1922), в ряде сатирич. комедий Ромена
("Кнок, или Торжество медицины", 1923, трилогия о Труадеке:
"Доногоо-Тонка", 1919, "Труадек развлекается", 1923, "Женитьба
Труадека", 1925). В эти же годы формируется демократич. драматургия,
остро ставящая вопросы классовой борьбы пролетариата: "Папаша Июль" П.
Вайяна-Кутюрье и Л. Муссинака (1927); "Последний император" Ж. Р. Блока
(1926), инсценировки романов "Мать" Горького, "Огонь" Барбюса и др.
В 1930-е гг. складывается новый тип "проблемной" Ф.
д.философско-интеллектуальная драма идей, то ироническая, подвергающая
всё скептич. насмешке, то проникнутая пессимизмом, трагич. ощущением
близкой катастрофы, то пытающаяся противопоставить надвигающейся
фашистской чуме идеалы гуманизма. С этой проблематикой связано
творчество Ж. Жироду ("Зигфрид", 1928, "Юдифь", 1931, "Электра", 1937,
"Троянской войны не будет", 1935, "Содом и Гоморра", 1943, "Безумная из
Шайо", 1945) и А. Салакру. к-рый, начав с сюрреалистских, далёких от
действительности пьес, перешёл к критич. анти-бурж. пьесам
("Атлас-отель", 1931, "Свободная женщина", "Бешеные", 1934, "Человек,
как все", 1936), а в канун 2-й мировой войны написал острую
антифашистскую драму "Земля кругла" (1938). В пьесах Ж. Ануя с трагич.
силой и поэтич. взволнованностью раскрыта тема поисков гуманистич.
идеала, невозможности счастья в грязном мире бурж. практицизма
("Горностай", 1932, "Дикарка", 1934, "Путешественник без багажа", 1936,
"Ужин в Санлисе", 1937, "Леокадия", 1939, "Эвридика", 1941). Перед
началом 2-й мировой войны написана антифашистская пьеса А. Камю
"Калигула" (1938), где в образе римского императора проступают черты
кровавого маньяка Гитлера.
В годы 2-й мировой войны и немецко-фашистской оккупации Франции
(1940-44) во Ф. д. трагически звучала героич. тема Сопротивления. Однако
в "Мухах" Ж. П. Сартра (1943), "Антигоне" Ануя (1943) прославление
мужества одиноких борцов против тирании сочеталось с неверием в
способность порабощённого народа к сопротивлению. Этим драмам
противостояла пьеса "Тулон" Ж. Р. Блока (1943), где Движение
Сопротивления франц. народа было показано как великий всенародный
подвиг. В 40-е гг. мн. видные франц. драматурги испытывали сильное
влияние философии экзистенциализма, с характерным для неё крайним
индивидуализмом, утверждением полного одиночества человека, отрицанием
исто-рич. прогресса. Это нашло отражение в драмах, посв. теме краха
гуманизма, показывающих человека, подвластного низменным инстинктам
("При закрытых дверях" Сартра, 1944, "Недоразумение" Камю, 1944). В
драмах А. Монтерлана, проникнутых презрением к патриотизму и гуманизму,
восхваляющих фашистский "новый порядок", нашла выражение идеология
коллаборационизма.
Идейная борьба, характерная для военного времени, получила развитие и
в послевоенной Ф. д. Ведущее место в ней заняли драматурги, прошедшие
сложный путь духовного развития. Ж. П. Сартр уже в "Смерти без
погребения" (1946) увидел величие бойцов Сопротивления; в пьесе
"Добродетельная шлюха" (1946) он гневно бичует амер. расизм. Наступление
"холодной войны" приводит Сартра к временному единению с антикомму
нистич. кругами ("Грязные руки", 1948), но он преодолевает
политически-реакц. влияния. По-прежнему утверждая принципы
экзистенциализма в философии, Сартр высмеивает в своих пьесах антисов.
клеветнич. пропаганду ("Некрасов", 1952), обличает реакционность
католицизма ("Дьявол и бог", 1951), исследует классовые корни фашизма
("Узники из Альтоны", 1959). А. Салакру написал антифашистскую пьесу о
движении Сопротивления "Ночи гнева" (1946), обличающую предателей и
показывающую героизм патриотов, создал острую анти-бурж. сатирич.
комедию "Архипелаг Ленуар" (1947), пьесу "Бульвар Дюран" (1960) о
рабочем движении, объективно призывающую к обществ, переустройству.
Противоречиво развивается творчество Ж. Ануя: утверждая аполитичность
иск-ва и бесполезность социальных революций для обывателя ("Бедняга
Битое", 1956), он в своих лучших пьесах показывает, что высшее
воплощение человечности - в сочетании духовной независимости, моральной
стойкости со служением интересам народа ("Жаворонок", 1953, "Бек-кет,
или Честь божья", 1959), высмеивает совр. бурж. реакц. политику в
сатирич. комедии "Сумасброд, или Влюблённый реакционер" (1959).
Философичность, склонность к поэтич. метафоре, широта
обобщений,парадоксальность. афористичность, изощрённость диалога
драматургов 20-40-х гг. оказали сильное влияние на Ф. д.; в 50-60-е гг.
в этой манере пишут даже авторы детективных пьес, любовных комедий,
"философских" пьес, ставящих иногда значит, вопросы, но решающих их
поверхностно, утверждая в конечном счёте приспособленческую мораль (М.
Эме, Ф. Марсо, Ж. Одиберти и др.).
Характерное явление Ф. д. 50-х гг.- т. н. "т-р абсурда". Пьесы Э.
Ионеско ("Лысая певица", 1950, "Урок", 1951, "Стулья", 1952, и др.), С.
Беккета ("В ожидании Годо", 1953, "Конец игры", 1957, "Последняя лента",
1960, "О, прекрасные дни", 1963, "Комедия", 1964), Ж. Вотье ("Капитан
Бада", "Новая Мандрагора", 1952) передают гипертрофированное ощущение
абсурдности мира, крушение разума, абсолютное одиночество человека в
бурж. обществе, неизбежность гибели человечества. Однако в пьесе
"Носороги" (1959) Ионеско во'многом отошёл от идей "т-ра абсурда". Его
сатира становится более ёмкой, метафоры насыщаются большим обществ,
содержанием, обывателям и дельцам, превратившимся в тупых, лишённых
морали и совести скотов - носорогов, противопоставлен герой, сохраняющий
человечность, сопротивляющийся процессу массового озверения. Тенденции,
намеченные в "Носорогах", Ионеско в нек-рой мере развивает в пьесах
"Небесный пешеход", "Король умирает" (обе в 1962), "Голод и жажда"
(1965), хотя по-прежнему остаётся пассивным созерцателем абсурдности
мира, не надеющимся на выход из тупика. Путь глубокой идейной и творч.
эволюции прошёл А. Адамов, к-рый примкнул в 50-е гг. к течению
"абсурдизма", но затем решительно порвал с ним. В его пьесах появляется
историзм, заметно стремление выявить конкретные социально-политич.
причины зла, царящего в мире; в пьесе "Паоло Паоли" (1957) сатирически
показана борьба капиталистических хищников в канун 1-й мировой войны.
Его пьеса "Весна 71 года" (1960), посв. Парижской Коммуне, пьеса
"Политика отбросов" (1962) рассказывает о злодеяниях колонизаторов в Юж.
Америке. Эволюция от экзистенциализма к материалистич. мировоззрению, от
модернизма к реализму характерна для драматургов, творчество к-рых
подчинено прогрессивным историч. целям: в пьесах Р. Мерля ("Сизиф и
смерть", 1954, "Новый Сизиф", 1956), построенных на мифологич. материале
и обращённых к современности, утверждается необходимость кардинальных
обществ, изменений. Острые социальные и политич. вопросы современности
решают драматурги Ж. Арно ("Маршал П...", 1958), Ж. Сориа ("Страх",
1954, "Гордыня и туча", 1956, "Чужестранка", 1958, "Противоречивые
страсти", 1964), Р. Гароди ("Про-метей 1848 года", 1960), А. Гатти
("Воображаемая жизнь подметальщика Огюста Же", 1962, "Всенародная песнь
о двух электрических стульях", 1964), Ж. Жене ("Экраны", 1966), П. Дебош
("Ах. как прекрасна война!", 1966) и др.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 1-3, M., 1956-63; Пти де
Жюльвиль Л., Иллюстрированная история французской литературы в XIX в.,
М., 1907;
История французской литературы, т. 2, 3, 4, M., 19.'" 6, 1959, 1963;
Современная зарубежная драма. Об., М., 1962;
Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France, v. 1-5, P.,
1880-86; L i n t i 1 h a с Е., Histoire generale du theatre en France,
v. 1-5, P., 1904-10; R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en
France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a, 1875, v. 1 - 2, P., 1878
(Histoire universelle du theatre, t. 5, 6); J an in J., Histoire de la
litterature dramatique, v. 1-6, P., 1853-58; HaIlays-Dabot V., Histoire
de la censure theatrale en France, P., 1862; Peygnaud L., De la vallee
de George Sand aux collines de Jean Giraudoux, P., 1951;Van Tieghem Ph.,
Les grandes doctrines litteraires en France. De la Pleiade au
surrealisme, P., 1963; R о u s-set J., Forme et signification. Essais
sur les structures litteraires de Corneille a Claudel, P., 1962;
Klemperer V., Geschichte der franzosischen Litteratur im 19 und 20
Jahrhundert. 1800-1925, Bd 1-2, В., 1956; J a s i n s k i R., Histoire
de la litterature francaise, v. 1-2, P., 1947;
V о 1 t. z P., La comedie, P., 1964; Pillement G., Anthologie du
theatre francais contemporain, v. 1-2, P., 1945-46. Гр. Б., Е. Ф.
"ФРАНЦУЗСКАЯ КОМЕДИЯ" - см. "Комеди Франсез".
ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР. Истоки Ф. т. восходят к иск-ву странствующих
актёров и музыкантов, сложившемуся в эпоху раннего средневековья на
основе сельских обрядовых игр. В 11 в. жонглёры стали сосредоточиваться
в городах. Выступая как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники,
исполнители импровизированных сценок, жонглёры выражали жизнерадостный и
вольнолюбивый дух народа. Остро сатирич. характер имела деятельность
вагантов-странствующих студентов, разжалованных клириков" к-рые в своих
песнях на латинском языке восхваляли земные радости, зло высмеивали
пороки духовенства. Первичные формы нар. т-ра были тесно связаны с
городскими карнавалами, в к-рых мотивы языч. мироощущения получали новое
содержание, выражали жизнелюбие, стихийное бунтарство масс. Христианская
церковь постоянно преследовала жонглёров и вагантов, запрещала верующим
посещать "бесовские" представления. В целях усиления религиозной
пропаганды с 9-10 вв. в церквах устраивались своеобразные инсценировки
отдельных эпизодов евангельских легенд, получившие наименование
литургической драмы. Эти небольшие сцены вначале имели форму кратких
диалогов, в них использовались нек-рые элементы декорац. оформления и
костюмировки (сцена двух Марий у гроба Иисуса Христа, 10 в.); со