<< Пред. стр. 82 (из 913) След. >>
БЕЛЬСКИЙ, Владимир Иванович (1866-1946)- русский оперный либреттист.Окончил юридич. и естеств. ф-ты Петерб. ун-та. В 1894 познакомился с Н.
А. Римским-Корсаковым и с этого времени стал постоянным сотрудником
композитора. Участвовал в завершении текста оперы "Садко" и был автором
либретто опер "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" (1907) и "Золотой петушок" (1909); работал
также над либретто ряда неосуществлённых опер Римского-Корса-кова.
Либретто оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" отличается высокими
лит. достоинствами, в частности тонкой стилизацией древнерус. книжного
языка. В нач. 20-х гг. Б. эмигрировал в Германию, где и умер. М. И., Я.
К o.a.
БЕЛЬСКИЙ, Игорь Дмитриевич (р. 28. III. 1925) - русский советский
артист балета. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1943 окончил Ленингр.
хореографич. уч-ще (класс А. А. Писарева и А. В. Лопухова). Дебют Б. на
сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова (1943) в цыганском танце в
опере "Русалка" и выступление в партии Половчанина ("Князь Игорь")
определили направленность творчества Б. как яркого характерного
танцовщика. Сочетая виртуозную технику с актёрской выразительностью и
темпераментом, Б. исполняет ведущие характерные партии: Ротбарта
("Лебединое озеро"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Тибальда ("Ромео
и Джульетта"), Шурале (о. п. Яруллина), Северьяна ("Каменный цветок"
Прокофьева), Мако ("Тропою грома" Караева). С 1946-педагог Ленингр.
хореографич. уч-ща (класс нар. характерного танца). В 1959 осуществил
пост. балета "Берег надежды" Петрова в Ленингр. т-ре оперы и балета им.
Кирова. В. Ч.
БЕЛЬТРАММ, Бальтрамм де Гаджан (Beltramm; Baltramm de
Gaggian),персонаж итальянского импровизационного народного театра
комедии дель арте, созданный в 16 в. актёром Н. Барбъери; тип глупого,
неловкого и невежественного крестьянина, часто некстати вступающего в
разговор. В лит. комедии этот персонаж превратился в образ глуповатого,
но добродушного и почтительного слуги. Ал. С.
БЕЛЬЦКИЙ МОЛДАВСКО-РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР -
организован в 1947 в г. Бельцы (Молдавская ССР). До 1957 работала одна
рус. труппа, с 1957 создана молдавская труппа. В 1957-59 пост. молд.
спектакли "Луч во тьме" Рис и Кравцова, "Весёлка" Зарудного, "Блудный
сын" Раннета. Среди лучших спектаклей рус. т-ра в 50-е гг.: "Макар
Дубрава" Корнейчука (1952), "Огненный мост" Ромашова (1954), "Глубокая
разведка" Крона (1955), "Забытый друг" Салынского (1956). Т-р даёт
спектакли в районах и колхозах Молд. ССР. В труппе театра (I960) - засл.
арт. Молд. ССР В. Н. Головченко, С. В. Демидова, С. Ф. Скульберди-на.
Гл. режиссёр театра-заел, деят. иск-в Молд. ССР Р. Р. Григорян, гл.
художник-Б. А. Соколов. Д. П.
Б‚ЛЫПЕ (Bolsche), Вильгельм (2. I. 1861-31. Vili. 1939) - немецкий
театральный деятель, писатель, критик. Член социал-демократич. партии
Германии. В 80-е гг. сблизился с кружком писателей и театр. деятелей
натуралистич. направления (Г. Гаупт-ман, Т. Гарт, О. Брам). В 1890
(совм. с критиками Б. Вилле и Г. Тюрком) организовал в Берлине первый
нем. рабочий т-р "Фрейе фольксбюне" ("Свободная народная сцена"), на
основе к-рого в 1914 был создан т-р "Фольксбюне" ("Народная сцена"),
работающий до наст. времени. Б. вводил в репертуар этого т-ра произв.
совр. ему драматургов, в т. ч. Ибсена, Гаупт-мана, Л. Толстого. Выступал
в периодич. печати со статьями по вопросам театр. иск-ва. В сер. 90-х
гг. отошёл от театр. деятельности. "9. Г.
БЕЛЬЭТАЖ (от франц. bel - прекрасный и etage - ярус) - первый ярус
зрительного зала над бенуаром и амфитеатром. "
БЕЛЯЕВ, Юрий Дмитриевич [28. XI (10. XII). 1876-5(18). I. 1917] -
русский театральный критик и драматург. Лит. деятельность начал в 1894.
Печатался в "Живописном обозрении", "Севере" и др. периодич. изданиях.
Затем работал в журнале А. Р. Кугеля "Театр и искусство". С 1899
систематически сотрудничал в "Новом времени" А. С. Суворина. Активно
поддерживал Александрийский т-р в его репертуарной политике,
направленной на утверждение спектаклей, лишённых большого общественного
содержания. Как драматург впервые выступил в 1908 (одноактный водевиль
"Путаница, или 1840 год", 1909, моек. Малый т-р). Б. принадлежат также
пьесы
"Красный кабачок" (1911, Александрийский театр), "Дама из Торжка"
(1912, театр Незлобина) и др. Наибольшим успехом пользовалась пьеса Б.
"Псиша", посв. судьбе крепостной актрисы, написанная в
сентиментально-мелодраматич. тонах (1911, театр Незлобина). В своей
критической и драма-тургич. деятельности развивал традиционалистские
идеи, прославлял "доброе" старое время, не желая видеть в нём жестоких
социальных противоречий.
Соч.: Псиша, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1913, Xa 1; Актеры
и пьесы. Сборник" СПБ, 1902; Мельпомена. Сб. [критич. статей Б. о
театре], [СПБ, 1904]; В. Ф. Комиссар-жевская. Критический этюд, СПБ,
1899 (Наши артистки, вып. 1); Л. Б. Яворская. Критико-биогр. этюд, СПБ,
1900.
Лит.: Homo Novus [Кугель А. Р.], Заметки, "Ист. вестник", 1917, .ј 2,
с. 35-36.
БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК - группа музыкантов, объединившаяся в 80-90-х гг.
19 в. в Петербурге вокруг pyс. муз. деятеля, издателя М. П. Беляева
(1836-1903)-основателя симф. концертов и квартетных вечеров в Петербурге
(1891). Группа собиралась на муз. вечерах в доме Беляева ("беляевские
пятницы"). Почти все члены Б. к. были учениками Н. А.
Рим-ского-Корсакова, к-рый возглавлял кружок. В Б. к. входили
композиторы А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Н.
А. Соколов, И. И. Витоль (Я. Витол), позднее В. А. Золотарёв, Ф. С.
Акименко, Н. Н. Черепнин, дирижёр Г. О.Дютш, пианист Н. С. Лавров и др.
Б. к. обычно относят к младшему поколению "Новой русской музыкальной
школы" и считают преемником "Могучей кучки, хотя этот кружок не
представлял собой цельного творч. направления.
Лит.: Р и м с к и й-К о р с а к о в А. Н., Н. А. Рим-ский-Корсаков.
Жизнь и творчество, вып. 3, М.. 1936; Глазунов А. К., Исследования,
материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л., 1959-60.
БЕЛЯКОВ, Венедикт Николаевич (р. 1909) - советский цирковой артист;
акробат-прыгун. Засл. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1949. Артистич.
деятельность начал в 1926. Создатель, участник и руководитель группового
номера "Акробаты на качелях", пост. и оформленного в рус. стиле.
'Коллектив, возглавлявшийся Б. и называемый "Беляковы" (Беляков, Н. А.
Тимаков, Л. А. Пичугин, Е. И. Воропаев, Б. А. Цицин, Л. Н. Попов, В. А.
Петухов, С. В. Семёнов, Н. Ф. Маж-ников, А. И. Шмяков), подготовил ряд
рекордных трюков (напр., двойное сальто с подкидной доски на колонну из
трёх человек, сальто с подкидной доски на колонну из четырёх человек).
М. 5.
БЕМ, Мария Петровна [р. 3(16). IV. 1906]-украинская советская
артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. УССР (1946).
Пению обучалась в Одесской консерватории. Сценич. деятельность начала в
1930 в Одесском оперном т-ре. В 1946-56 Б.- солистка Т-ра оперы и балета
им. Шевченко. Партии: Панночка ("Утопленница" Лысенко), Антони-да,
Людмила, Марфа, Розина, Маргарита и др. С. 3.
БЕН (Behn), Афра (1640-16. IV. 1689)- английская писательница,
драматург. Одна из зачинательниц "комедии нравов" 2-й пол. 17 века.
Драматургии.. деятельность начала в 1670. Автор пьес:
"Брак по принуждению, или Ревнивый жених" (1670), "Пират" (2 ч.,
1677, 1681), "Мнимые куртизанки, или Интрига одной ночи" (1678),
"Круглоголовые" (1681), "Горожанка-наследница" (1682) и др. Комедии Б.,
написанные по правилам классицизма, изображают вольные нравы
аристократии периода Реставрации. Пьесы Б. ставились гл. обр. в т-ре
"Линкольне Инн Филдс" (Лондон), в них выступали Т. Беттертон, Н. Гвин,
Э. Барри и др.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М., 1945. Д. А.
БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТЙНЕС (Benavente y Martinez), Бенавенте, Хасинто (12.
VIII.1866-14.VII. 1954) - испанский драматург. Лауреат Нобелевской
премии (1922). Род. в Мадриде. Лит. деятельность начал в 1892. Отвергнув
господствовавшую в Испании эпигонско-романтич. драматургию, Б.-и-М.
создал исп. бурж. драму. Написал св. 150 пьес разных жанров: бытовые,
психологич., морально-философские и сим-волич. драмы, пьесы для детского
т-ра и т. д. Б.-и-М. придерживался реакц. политич. взглядов; подвергая
критике нек-рые стороны действительности, он утверждал индивидуализм и
пессимизм. Критич. оценка пороков буржуазно-аристократич. об-ва в драмах
"Известные люди" (1896, "Т-р Комедии", Мадрид), "Пища хищных зверей"
(1898) и др. сочеталась с глубоким презрением к народу, с отрицанием
способности народа к активной деятельности. Даже в лучших пьесах
Б*-и-М.- "Игра интересов" (1907, т-р "Лара"; рус. пер. 1919) и "Город
веселый и беспечный", продолжение "Игры интересов" (1916; там
же),Б.-и-М., указывая на материальные интересы как на движущую силу
классовой борьбы, ограничивался проповедью морального совершенствования.
Те же идеи характерны и для его мелодраматич. морально-философских пьес
"Госпожа хозяйка" (1908), "Несчастная" (1913, т-р "Принсеса", в гл. роли
М. Гер-реро) и др. Реакционные политич. взгляды Б.-и-М. особенно ясно
обнаружились в пьесе "Святая Русь" (1932), исказившей сущность рус.
революционного движения. После установления франкистской диктатуры
Б.-и-М. писал по преимуществу развлекательные комедии: "Вина лежит на
тебе" (1942), "Дон Хуан явился" (1952), "Булавка во рту" (1954, "Т-р
инфанты Изабеллы") и др. Драматургия Б.-и-М. полна скептицизма. Образы,
созданные им, отличаются чрезмерной усложнённостью и надуманностью. В
1920 был директором "Т-ра Эспаньоль" в Мадриде.
В нач. 20 в. пьесы Б.-и-М. пользовались большой популярностью в
европ. т-ре. На рус. сцене "Игра интересов" была пост. Русским
драматическим т-ром (Петербург, 1912) и Моск. драм. т-ром (1917)-под
названием "Изнанка жизни", моек. Театром-студией Н. П. Хмелёва (под
названием "Комедианты", 1935), Малым т-ром (1941) и др.
С о ч.: Obras completas, v. 1-8, Madrid, 1940-46. Лит.: Onis y
Sanchez F. de, Jacinto Benavente, estudio literario, N. Y., 1923; S t a
r k i e W. F., Jacinto Benavente, L.- N. Y., 1924; SanchezEstevanI.,
Jacinto Benavente y su teatro, Barcelona, 1954. 3. П.
БЕНАССИ (Benassi), Мемо (р. 21. VI. 1891)- итальянский актёр. Сценич.
деятельность начал в труппе Г. Тумиати. В 1921 играл в труппе Э. Дузе, в
1922-24 гастролировал вместе с Дузе в США, исполнял роли Освальда
("Привидения"), Леонардо ("Мёртвый город" Д'Аннунцио). В 1925-28 и
1931-32 выступал вместе с известной актрисой Э. Граматикой. Роли: Дофин
("Святая Иоанна" Шоу) и Джон Габриэль Боркман (о. п. Ибсена). С 1930
работал в различных труппах. Участвовал в спектаклях, пост. реж. М.
Рейнхардтом, Л. Висконти и др. Среди ролей этого периода: Мефистофель
("Фауст"), Шейлок; Антоний, Бенедикт ("Юлий Цезарь", ' "Много шума из
ничего" Шекспира), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по
Достоевскому), Арнольф ("Школа жён" Мольера), Тарталья ("Король-олень"
Гоцци), Вершинин ("Три сестры") и др. В 1953-54 играл роли Фёдора
Павловича Карамазова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Тартюфа и
др. С 1916 снимался в кино. Ал. С.
"БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛЙШЬ ("Benvenuto Celimi") - опера Г. Берлиоза, либр. Л.
де Вайи и О. Барбье. Пост. 10 сент. 1838, Париж; возобновлена там же 3
апр. 1913. Пост. в др. городах: Веймар, 1852, 1856; Ганновер, 1879;
Берлин, 1896; Дрезден, 1929; Лондон, 1853; Прага, 1894; Страсбург, 1903;
Вена, 1911; Цюрих, 1912; Глазго, 1936. Н. Гр.
БЕНГАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Своё начало бенг. драма ведёт от
религиозно-эпич. поэмы "Гита-Говинда" Джаядевы, написанной в 12 в. в
форме монологов-песен о любви Кришны к пастушке Радхе. В 16 в.
формированию бенг. драмы содействовала религиозно-просветительская
деятельность реформатора, поэта и актёра Чайтаньи и его учеников,
создававших мистериальные драмы в духе народных представлений "джатра".
Р. Госвами написал ряд драм о Кришне (30-е гг. 16 в.); П. Сен
Кавикарнапур - пьесу "Чай-танья - лунный свет" (1540), посвящённую
Чайтанье. До сер. 18 в. драматурги черпали сюжеты в
вишнуит-ско-кришнаитской лит-ре; пьесы писались на санскрите и лишь с 18
в. стали переводиться на бенг. яз. С сер. 18 в. англичане открыли в
Бенгалии Калькуттский т-р и т-р "Чауранги", в репертуар к-рых входили
произв. англ. авторов. В конце 18 в. рус. востоковед и музыкант Г. С.
Лебедев основал в Калькутте первый в Индии нац. общедоступный т-р. Он
перевёл на бенг. яз. и поставил в 1795-96 ряд европ. пьес,
переработанных применительно к бенг. действительности. В этом т-ре
впервые женские роли исполнялись актрисами. С отъездом Лебедева из Индии
т-р прекратил существование. В 1831 П. Тхакур основал "Театр хинду".
Среди постановок, осуществлённых в этом т-ре:
"Юлий Цезарь" Шекспира и "Представление о Раме"переработка пьесы
Бхавабхути. В 1840 был создан "Восточный т-р", ставивший пьесы
Шекспира-"Отел-ло" (1853), "Венецианский купец" (1854), "Генрих IV"
(1855). В 1841 англ. чиновники из Ост-Индской компании организовали т-р
"Сан-Суси", репертуар к-рого состоял из произв. совр. европ. авторов.
Начиная с сер. 19 в. театр. жизнь Бенгалии была сосредоточена в т-рах
Калькутты, принадлежавших частным лицам; т-ры Тхакура, Л. Деба и Н. Бошу
ставили пьесы совр. бенг. драматургов: первая бенг. трагедия "Упоение
славой" Гупто (1852), первая комедия - "Бхадраар-джун" Сикдара (1852),
"Шакунтала" Рая (1867), "Мужеством добытая Урваши" Синха (1857),
"Ратнавали" Рамнараяна (1856). В 1859 была написана пьеса "Шор-мишто"
(на сюжет из Махабхараты) М. М. Дотто, вошедшая в репертуар многих бенг.
т-ров. Подъём общественного движения в стране накануне нар. восстания
1857 способствовал появлению пьес, затрагивавших важные вопросы
современности. Среди пьес, ставивших острые соц. вопросы: "Кулин-кула"
Тор-коратно (пост. 1857, Калькутта), осуждавшая многоженство, и его же
пьеса "В тисках голода". Бесправное положение индийских вдов нашло
отражение в пьесе "Свадьба вдовы" Митро. Феодальный обычай -
бракосочетание детей - обличается в пьесе "Детский брак" Ромешчондро.
Жестокую эксплуатацию рабочих на плантациях индиго показывала пьеса
"Зеркало индиго" Митро, пост. в 1860 Национальным т-ром (создан в 1871).
Вместе с Бенгальским и Большим Национальным т-рами (основаны в 1871-73)
этот т-р сыграл важную роль в пропаганде нац. драматургии. Выдающимся
режиссёром и драматургом 2-й пол. 19 в. был Г. Гхош - автор пьес на
историч., мифологич., а также совр. темы: "Сирадж-уд-Даула", "Мир
Касим", "Наль и Дамаянти", "Мир", "Поток слез" и др. Деятельность Гхоша
имела большое значение для развития театр. иск-ва в Бенгалии; в 80-е гг.
он принимал участие в создании т-ров "Эме-ралд" и "Стар", в 1892-т-ра
"Минерва", воспитал мн. нац. актёров и драматургов (А. Дошу, А. Дотто,
Д. Бабу, Т. Сундари, Ш. Дотто, Б. Доши и др.).
Инд. правительство, недовольное антиангл. направленностью мн. пьес,
предприняло ряд мер, ограничивавших театр. деятельность. В 1876 был
издан "Закон о драматических представлениях", к-рый осуществлял цензуру
драматич. произведений. В результате были запрещены пьесы Д. Б. Митро,
Г. Гхоша, У. Даса и др. Ряд постановщиков и исполнителей этих пьес
подвергся арестам и штрафам.
В конце 19 в. появились первые произведения крупнейшего писателя и
драматурга Бенгалии Р. Тагора:
"Гений Вальмики", "Игра иллюзии", "Возмездие природы", в нач. 20
в."Осенний праздник", "Красные олеандры" и др. Пьесы Тагора, проникнутые
подлинным гуманизмом, тонкой символикой и лиризмом, воспевают духовную
красоту человека. Студенты Шанти-никетона (ун-т, основанный Тагором в
1901) ставили и сохраняют до наст. времени традицию постановок
инсценировок романов ("Гора" и др.) и пьес Тагора.
Большое влияние на развитие нац. драматургии оказал Д. Рай - автор
драм "Нур Джехан" (1908, "Минерва"), "Чандра Гупта" (1911, там же),
лучших драматич. произведений в 1-й четверти 20 в. Пьесы Рая
способствовали утверждению историч. жанра в бенг. драматургии.
Последователем Рая был К. П. Видьябинод, написавший историч. пьесы "Трон
Бенгала", "Аламгир", "Чанд Биби", значительно уступавшие по художеств.
уровню пьесам Рая.
В 20-40-е гг. 20 в. на бенг. сцене был показан ряд инсценировок
романов Б. и Ш. Чоттопадхайя, произведений писателя Т. Бондопадхайя. Эти
спектакли ставились в т-рах Калькутты, из к-рых наибольшей известностью
пользуются т-р "Вишварупа" и любитсльский коллектив, руководимый
режиссёром и актёром Ш. Бхадури. Большое место в совр. театр. жизни
Бенгалии занимает "Общество Шекспира", широко пропагандирующее
драматургию великого англ. драматурга. В джатрах М. Даса, разыгрываемых
в инд. деревнях, нашло отражение всеинд. патриотич. движение за развитие
нац. промышленности и рынка ("свадеши"). Значит, вклада развитие нац.
т-ра внесла бенг. Ассоциация индийских нар .т-ров, способствовавшая
своей деятельностью утверждению совр. тематики в драматургии,
стремившаяся показать борьбу инд. народа за освобождение. В числе лучших
пьес, пост. этой группой: "Август 1942" Гупто, "Новый урожай"
Бхаттачарии-о голоде 1943, и др. Среди актёров бенг. группы Ассоциации:
Ш. Шен, Г. Бхаттачария, Ш. и Т. Миттро.
Б. т. и д., возникшие в наиболее развитом в эко-номич. и политич.
отношении р-не Индии, оказали значит, влияние на становление драматургии
на языках хинди, гуджарати, ория, а также па формирование т-ра в других
нац. р-нах Индии.
Лит.: Сг u h а-Т hakurta P., The Bengali drama, its origin ans
development, [a. o.], L., 1930; A n a n d M. R., The Indian theatre, L.,
1956; Новейшая история Индии, M., 1959, с. 649-3. Св. Я.
БЕНДА (Benda), Йиржи Антонин (30. VI. 1722- 6. XI. 1795) -чешский
композитор, скрипач и дирижёр. В 1742-50 был придворным скрипачом в
Берлине, в 1750-78-капельмейстером в Готе. Автор зингшпилей "Деревенская
ярмарка" (1775, Гота), "Ромео и Юлия" (1776, там же), "Дровосек, или Три
желания" (1778, там же), мелодрам на античные сюжеты "Ариадна на
Наксосе" (дуодрама, 1775), "Медея" (1775, там же), "Пигмалион " (1779,
там же), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Оперы и мелодрамы Б.
пользовались большим успехом у современников и обошли мн. европ. сцены.
Творч. принципы Б. сыграли значит. роль в истории муз. т-ра, в частности
в развитии жанра бурж. муз. комедии 18 в. Мелодрамы Б. были известны в
России, где исполнялись нем. оперной труппой.
Лит.: Hodermann R., G-porg Benda. 1001)11,1895:
Hnilicka A., Jih' Benda, Praha, 1911; Helfert V., Jiri Benda, [c]
1-2, Brno, 1929-3/*. Л'. Т.
БЕНДА (Benda), Феликс (25. V. 1833-26. IV. 1875)-польский актёр. В
1853 дебютировал в Краковском т-ре, в к-ром работал (с перерывом в
18631865) до конца жизни. Вначале играл роли героев, не
соответствовавшие его природным данным. С приходом в т-р С. Козъмяна Б.
начал играть роли любовников, затем - резонёров, в к-рых раскрылось его
дарование: Густав, Папкин ("Девичьи обеты", "Месть" Фредро), Мазепа
("Мазепа" Словацкого), Вальморо ("Взгляды г-жи Обрай" Дюма-сына). В
последние годы жизни выступал и как режиссёр.
Лит.: К о z m i a n S., Feliks Benda ... Krakow, 1875.
БЕНДЕР (Bender), Пауль (28. VII. 1875-25. XI. 1947)-немецкий артист
оперы (бас). Пению обучался у Л. Pece и Б. Гофмана. Впервые выступил на
оперной сцене в 1900 в Бреславле. С 1903 пел в Мюнхене (в 1902
участвовал в спектаклях "Байрёйтского театра"). С 1924 Б.-солист т-ра
"Ковент-Гарден" в Лондоне; в 30-х гг. выступал в т-рах США, в т. ч. в
т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладал гибким и сильным голосом
красивого тембра, особенно хорошо звучавшим в верхнем регистре. Успешно
выступал в вагнеровском репертуаре-Вотан, Ганс
Сакс, король Марк, Гурнеманц и Амфортас ("Кольцо Нибелунга",
"Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда", "Парсифадь"). Среди