<< Пред. стр. 823 (из 913) След. >>
ин-та им. Островского. С 1946 работает режиссёром и актёром т-ра им.Мукими, с 1959 - гл. режиссёр.
Пост.: "Два коммуниста" Яшена (1932), "Халима" Зафа-ри (1934),
"Коварство и любовь" (1939); "Алтын Куль" Уйгу-на (1952), "Мукими"
Абдуллы (1954), "Любовь к Родине.)-Фатхулина и Сагдуллы (1957),
"Влюблённый Ташболта"-Гуляма (1961), "Тайны паранджи" Хамзы (1961),
"Милые девушки" Шангитбаева и Байсеитова (1963), "Ноди-ра" Раззакова,
Хаитбаева (1963).
Роли: Назым ("Тахир и Зухра" Абдуллы), Василий Иванович ("Нурхон"
Яшена), Меливой ("Влюблённый Таш-болта" Гуляма), Кенжа ("С твоей
любовью" Умарова), Мукими (о. п. Абдуллы).
С 1954 ведёт педагогич. работу в театр. ин-те. С 1945 снимался в
кино. Гос. пр. СССР (1946). С. Мир.
ХАМФРИ (Humphrey), Дорис (17. X. 1895- 29. XII. 1958) - амер.
танцовщица, балетмейстер, педагог. С 8 лет училась танцам в Чикаго у М.
Вуд Хинман,. с 1917 - в школе "Денишоун" у Р. Сен-Дени и Т. Шоуна.
Выступала в их труппе до 1928, осуществив здесь свои первые постановки
("Трагика" и др.). В 1928 совм. с Ч. Вейдманом организовала школу и
труппу, где преподавала и ставила танцы, основываясь на созданной ею
танц. системе, к-рая сочетала элементы классич. танца, с танцами модерн.
Пост.:
"Жизнь пчёл" по Метерлинку (1929), трилогия "Театральные сцены", "Мои
красные огни" и "Новый танец" Риггера (1935-36), "Следствие" Ллойда.
После войны X. работала балетмейстером и руководила Студией совр. танца.
X.- одна из самых популярных исполнительниц танца модерн. В своих пост.
она критически изображала совр. бурж. общество, выступала против войны,
рассказывала о тяжёлой жизни бедняков. Хореографич. композиции, пост.
X., входят в репертуар мн. балетных коллективов США и др. стран. Е. С.
ХАНАЕВ, Никандр Сергеевич [р. 27.V(8.VI). 1890]-рус. сов. артист
оперы (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1951). В 1921-24 учился в Моск.
консерватории у Л. Г. Звягиной. В 1925 был принят в оперную студию при
Большом т-ре (Москва). В 1926-54 - солист Большого т-ра. Редкий по
красоте, силе и диапазону голос мужественного, плотного тембра, высокое
вок. и актёрское мастерство выдвинули X. в число корифеев сов. оперной
сцены. Самобытность художеств. трактовки соединялась у него с технич.
блеском исполнения. Дарование X. с наибольшей силой раскрылось в рус.
классическом оперном репертуаре. X.- выдающийся исполнитель партий
Германа, Садко;
Собинина ("Иван Сусанин"), Шуйского ("Борис Годунов").
Темпераментно, мужественно и благородно, с полной технической
свободой исполнял X. труднейшие партии Отелло (о. п. Верди) и Хозе.
Лучшая партия X. в сов. операх - Григорий Мелехов ("Тихий Дон").
Др. партии (исполнял также лирич. партии): Самозванец ("Борис
Годунов"), князь Голицын ("Хованщина");
Князь ("Русалка"), Лыков ("Царская невеста"), Синодал;
Гришка Кутерьма ("Сказание о невидимом граде Китеже"
Римского-Корсакова), Михаиле Туча ("Псковитянка"), Бирюч ("Снегурочка"),
Финн ("Руслан и Людмила"), Оле ("Оле из Нордланда" Ипполитова-Иванова),
Маршал-скороход ("Иван-солдат" Корчмарёва), Андрей ("Прорыв" Потоцкого),
Матюшенко ("Броненосец Потёмкин" Чишко), Абеса-лом ("Абесалом и Этери"
Палиашвили), Нарработ ("Саломея" Р. Штрауса), Вальтер и Фогельзанг
("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Зигмунд ("Валькирия" Вагнера),
Радамес ("Аида"), Рауль ("Гугеноты"), Каварадосси;
Тибальд ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др.
Выступал как концертный певец. Гос. пр. СССР (1943, 1949, 1950).
Лит.: Р ы б а с о в а Т., Н. С. Ханаев, М.- Л., 1950;
Лемешев С. Я., Подвиг таланта, "Сов. музыка", 1965, .ј 6. В. Бр.
ХАНАМИТИ (дорога цветов) - в япон. т-ре Кабу-ки - помост, идущий от
сцены через партер в глубь зрительного зала. Служит дополнит, сценич.
площадкой, используется для выхода и ухода актёров, а также для
исполнения наиболее значит, сцен. X. сооружали под углом к зеркалу сцены
(как хасига-кари в т-ре Но), затем начали строить перпендикулярно. К
1740 X. приобретает форму, близкую современной. В 18-19 вв., кроме
основного X. (хон-ханамити), идущего от левой части сцены, устраивали
более узкий вспомогат. помост (кариханамити), идущий от правой части
сцены. В глубине зала эти помосты соединялись, образуя замкнутую
систему. В дальнейшем, в целях экономии места, от такой сложной системы
отказались. В совр. т-ре Кабуки обязателен только основной X.
(вспомогательный применяется редко). X. используют и в европ. т-ре, т.
к. помост даёт возможность разнообразить мизансцены (спектакли Н. П.
Охлопкова и др.). Л. Г.
ХАНДАСУРЭН (Т у д э в и и н; р. 1915) - монг. актриса. Нар. арт. МНР
(1956). Чл. Монгольской нар.-революц. партии с 1938. С 1933 - в Гос.
муз.-драм. т-ре. X. играет гл. обр. характерные роли.
Роли: Нансалмаа и Хоролмаа ("Среди печальных гор" Нацагдоржа),
Замбага ("Молодая мать Замбага" Ичинхор-ло), Катерина ("Гроза"), Росава
("Волынщик из Стракониц" Тыла), Дулмаа ("Крылья победы" Явухулана и
Дугарсан-жи), Раневская ("Вишнёвый сад") и др.
Снимается в кино. Г. У.
ХАНЗЕН, Леопольд Мартович (27.XI.1879- 15.II.1964) - эст. сов. актёр.
Нар. арт. Эст. ССР (1957). Театр. деятельность начал в 1899 в т-ре
"Ванемуйне". В 1903-05 работал в т-ре эст. об-ва "Иман-та" (Рига). В
1906-28 и с 1944 - вновь в т-ре "Ване-муйне". В 1933 - 41 работал в
таллинском т-ре "Драмастудио". Лучшие роли: Аким ("Власть тьмы", 1908),
Лука ("На дне", 1909) и др. Самобытность и глубина таланта X. особенно
полно раскрывались при исполнении пьес эст. авторов.
Роли: Плиухкам ("Кочан капусты" Лутса), Пийбелехт ("Пизухянд"
Вильде), Ганс Шмидт ("Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина), Юлиус
Алликас ("Перелом" Семпера), слепой Юхан ("Песня обольщения" Хинта).
Написал воспоминания: "По путям "Ванемуйне"" (1960) и
"Король-пастушонок" (1964). Эв. К.
ХАНКА (Hanka), Эрика (18.VI.1905-15.V.1958)- австр. артистка балета,
балетмейстер, педагог. Занималась танцем в венской Академии музыки и
изобразительного иск-ва, затем в школе "Фолькванг" К. Йосса в Эссене. В
1936 - солистка и ассистент балетмейстера в Городском т-ре Дюссельдорфа,
работала в Кёльне, Эссене, Гамбурге. В 1942-58 - педагог и балетмейстер
Венской оперы. Пост. здесь:
"Безделушки" Моцарта, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева,
"Абраксас" Эгка, "Медуза" (1957) и "Хоровод золотого тельца" (1955) фон
Эйнема" "Отель Захер" Хельмерсбергера (1958), "Венецианский мавр"
Блахера (1955). Воспитала мн. танцовщиков балетной труппы Венской оперы.
В своих спектаклях X. сочетала приёмы классич. танца с ритмопластикой,
стремилась вводить в репертуар Венской оперы классич. балеты. Е. С.
ХАНКЕЛЬДЙЕВ, Каримджан (р. 4.V.1912) - узб. сов. актёр. Нар. арт.
Узб. ССР (1964). В 1934-57 работал в Андижанском т-ре муз. драмы им. Ю.
Ахун-бабаева.
Роли: Холмат, Юсуп ("Бай и батрак", "Холисхон" Хам-зы), Кенджа
("Полёт орла" Султанова), Мадумар ("Офтоб-хон" Яшена), Жевакин
("Женитьба") и др.
С 1958 - актёр узб. ТЮЗа (Ташкент). Здесь исполнил роли: Бурбана
("Муса Джалиль" Исан-бета), Али ("Горянка" Гамзатова, 1963). Э. К.-Я.
ХАНОВ, Александр Александрович [р. 29. IV (12.V).1904] - рус. сов.
актёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Учился в "Ин-те живого слова" под рук. В.
Н. Всеволодского-Гернгросса (Петроград, педагоги П. П. Гайдебуров и Н.
Ф. Скарская). В 1923 переехал в Москву и был принят в школу при Т-ре
Революции. В 1924 приглашён С. М. Эйзенштейном в Моск. т-р Пролеткульта.
Работал в этом т-ре до 1934, сыграл здесь роли: профессор Друмонд,
Басов, Шмелев ("По ту сторону щели", "Гляди в оба!", "Малиновое варенье"
Афиногенова). С 1934-актёр Т-ра Революции (ныне Т-р им. Вл.
Маяковского).
Роли: Игнатов ("Таня" Арбузова), Гаранин ("Becifa в Москве" Гусева),
Стрижень ("Гибель эскадры" Корнейчука), Иван Болотников (о. п.
Добржанского), Огнев ("Фронт"), Шульга ("Молодая гвардия", Гос. пр.
СССР, 1947), Добро-творский ("Закон чести Штейна, Гос. пр. СССР, 1949),
Черногубов, Коновалов ("Персональное дело", "Гостиница "Астория""
Штейна), Макавеев ("Садовник и тень" Леонова), Сердюк ("Иркутская
история" Арбузова), капитан Костров о. п. Файко), шофёр Климов
("Современные ребята" Шатрова), Креонт ("Медея" Еврипида), Эдип ("Царь
Эдип" Софокла).
Играет главным образом характерные роли. С 1939 снимается в кино
(роль Козьмы Минина в "Минине и Пожарском", Гос. пр. СССР, 1941) и др.
Выступает на радио. Л. Ним.
XAHCOH (Хансен), Бернхард (Бенно) Бернхар-дович (20.III.1891 - 26.IV.
1952) - эст. сов. артист оперы (бас). Засл. арт. Эст. ССР (1946). Один
из основоположников проф. эст. вок. иск-ва. Учился пению в Петерб.
консерватории у М; М. Чупрынни-кова (1914-17), совершенствовался в
Италии (1925). В I11 40 артист оперетты и драмы т-ра "Эстония"- в
1912-18 - хорист Мариинского т-ра (Петербург), в 1918-27 и 1929-52 -
солист оперы театра "Эстония". X. обладал красивым голосом бархатного
тембра большого диапазона; в молодости пел также некоторые баритональные
партии, отличался врождённой музыкальностью и артистизмом.
Партии: Онегин и Гремин ("Евгений Онегин"), Борис Годунов, Пимен,
Варлаам ("Борис Годунов"), Кончак ("Князь Игорь"), Мельник; Жермон
("Травиата"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи), Симон
Бокканегра (о. п. Верди), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Вахо
("Викерцы" Аава), Ако ("Каупо" Ведро), Тимошка ("Эльга" Лембы), Мехис
("Огни мщения" Э. Kanna), Пастор и Хозяин корчмы ("Пюхаярв", "Берег
бурь" Эрнесакса) и др. Ар. Т.
XAHCOH (Hanson), Ларе (26.VII. 1880 - 8.IV. 1965) - шведский актёр. В
1909 окончил школу при Драм. т-ре (Стокгольм). Работал в Шведском т-ре
(Гельсингфорс, 1910-13), "Интимном т-ре" (Стокгольм, 1913 - 20),
"Лоренсберг-театре" (Гётеборг, 1920-21). С 19Z2 до конца жизни - актёр
Драм. т-ра. Нервная, экспрессивная манера игры, стремление к воссозданию
сложных характеров людей, обуреваемых неистовыми страстями, особенно
ярко проявилась в исполнении ролей в пьесах Шекспира и И. А.
Стриндберга. Многогранность дарования X. проявились в таких разных
ролях, как: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Гамлет, Ричард III,
Яго, Макбет, король Лир; Юлий Цезарь (о. п. Шекспира). Стриндберговские
образы становились в интерпретации X. современными, выражали социальные
и нравственные конфликты, присущие шведскому обществу сер. 20 в.: Мастер
Улоф, Густав Ваза, Карл XII (в о. п.), Юнас Перссон, Офицер,
Неизвестный, Отец ("Эрик XIV", "Игра мечты", "Путь в Дамаск", о. п.). На
протяжении мн. лет X. был крупнейшим киноактёром Швеции. В 1925-28
снимался в Голливуде (США).
Лит.: В e i j e г A., Teaterrecensioner 1925-1949,Stockh., 1954. Вл.
М.
ХАН ТХЭ ЧХОН (р. 26.II.1906) - корейский драматург. Творч.
деятельность начал в 1935 как автор одноактных пьес. В 1935 пост. его
первая пьеса "Тхосонран" ("Художественный т-р"). После освобождения
Кореи Сов. Армией (1945) писал пьесы для Центр, художеств. труппы
(Пхеньян). Гл. темы творчества X. Т. Ч. этого времени - борьба за новую
власть ("Скала", 1946, Центр, художеств. труппа), становление нового
человека ("Факел", 1947, Гос. драм. т-р), восстановление и развитие нар.
хозяйства ("Великая артерия", 1948, там же). Пьесы X. Т. Ч. сыграли
большую роль в утверждении принципов социалистич. реализма в корейской
драматургии. Значит, место в творчестве X. Т. Ч. занимала -также тема
преемственности революц. традиций -
"Пэктусаш (по поэме Чо Ги Чхона, 1948, Гос. драм. т-р), "Пора
молодости" (1962, Хесанский драм. т-р). В годы освободит, войны
корейского народа (1950-53) на сценах ведущих т-ров страны ставились его
пьесы:
"Приказ только один" (1952, Пхеньянский гор. т-р), "Земляки" (1952,
Художеств, т-р Корейской нар. армии) - о героизме и патриотизме народа в
борьбе с интервентами.
Соч.: Менънён хана паке паттианатта (Приказ только один). Сборник
пьес, Пхеньян, 1953 (на корейск. яз.).
Лит.: (на корейском яз.) "Чосон есуль" (Корейское искусство), 1965, ј
10, с. 2-10. /\ Ди
ХАНУШКЕВИЧ (Hanuszkiewicz), Адам (р. 16. VI. 1924) - польский актёр,
режиссёр, театр. деятель. После окончания драматич. школы в г. Жешуве
играл в т-рах гг. Кракова, Познанп и др. В 1945 дебютировал в Варшаве. В
1960-63 - артист п режиссёр "Т-ра Драматычны" (Варшава). С 1963-директор
и худ. рук. "Т-ра Повшехны". X.- один из крупнейших деятелей совр.
польского т-ра. Его исполнительское нск-во отличается тонкой
эмоциональностью, высоким интеллектом, изяществом. X. - выдающийся
исполнитель ролей мирового репертуара п классич. польской драматургии:
Гамлет; Дон Жуан (о. п. Мольера), Раскольников ("Преступление и
наказание" по Достоевскому), Цезарь Барыка ("Канун весны" по
Жеромскому), Поэт ("Свадьба" Выс-пяньского). Режиссёрское мастерство X.
близко его исполнительскому пск-ву. Судьба героя, драматическп остро п
психологически напряжённо раскрывающаяся X.-актёром, становится в его
режиссёрской интерпретации неотъемлемой частью общей атмосферы всего
спектакля. Пост. его присущи высокое чувство гражданственности, псторич.
ответственности героя за будущее народа. В своих режиссёрских работах X.
достигает широких историко-философских обобщений. В спектакле "Свадьба"
(1964, "Т-р Пов-шехны"), отличавшемся зрелищной яркостью, тема
напряжённого ожидания свободы н бесплодность этого чаяния раскрывается в
исполненном горькой поэзии и иронии образе Поэта, созданном X.
Внутренняя боль и острый сарказм характеризуют пост. произведений Л.
Толстого, С. Выспяньского, С. Жеромского, Ф. М. Достоевского, три
произведения к-рого ("Бесы", "Братья Карамазовы", "Преступление и
наказание") X. сам инсценировал. Диалоги этих спектаклей всегда
наполнены большим психо-логпч. содержанием, они динамичны, обладают
особой острой, "синкопической", мелодией. Психологич. достоверность,
внимание к деталям - также одно из осн. качеств X.- актёра и режиссёра.
Для спектаклей X. характерен единый принцип декоративного решения -
предельно обнажённая сцена (работает совм. с худ. К. Панкевичем).
Среди пост.: "Платонов" Чехова (1960), "Береника" Расина (1962),
"Ксёндз Марек" Словацкого (1963), "Колумбы рождения 20" по о. п.
Братного (1965), "Женитьба Фигаро"; "Освобождение" Выспяньского (обе в
1966), "Пан Вукольский" по Прусу (1967) и др.
Лауреат Гос. пр. ПНР (1962).
Лит.: "Театр", 1965, .ј 8, с. 141-48; 1966, ј 5, с. 167;
1966, 11, с. 148-50. Е. X.
ХАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиционного т-ра сицюй. Сформировался
в 30-40-е гг. 19 в. в городах Ханькоу, Учан и в провинции Хубэй, позднее
получил распространение в др. провинциях. Т-р X. формировался под
влиянием цинцянского и аньхой-ского т-ров. В 30-е гг. 19 в. актёры т-ра
X. выступали в Пекине; большой популярностью пользовались характерные
для этого т-ра мелодии сипи, что определило влияние т-ра X. на
формирование мело-дич. строя пекинской музыкальной драмы. Основные
амплуа т-ра X. те же, что и в др. жанрах традиционного кит. т-ра.
Различие лишь в большей детализации (насчитывает десять амплуа: мо,
цзпн, шэн, дань, чоу, вай, сяо, те, фу, цза). Подъём искусства т-ра X.
относится к 50-70-м гг. 19 в. Известностью пользовались пьесы "Гора
Дпнцзюньшань", "Четвёртый сын навещает мать", "Поимка и освобождение Цао
Цао", "Опьянение Ян Гуй-фэй", "Юй Тан-чунь" и др., вошедшие в репертуар
мн. жанров традиционных т-ров, а также пьесы, возникшие в т-ре X.: "Гора
Шоуяшпань", "Рубка цветов тростника" и др.
В конце 19 в. получает развитие актёрское иск-во т-ра X. Среди лучших
исполнителей: Чжань Чжи-да, Юань Хун-тай и др. К концу 19 - нач. 20 вв.
т-р X. перестал отвечать возросшим интересам передовой кит.
интеллигенции. Общественная и политич. жизнь страны выдвигала требование
пост. совр. пьес. В 1920 была организована труппа "Тянь-чунь кэбань",
деятельность к-рой способствовала обновлению т-ра X. В 1926 в т-ре X.
появляются первые женщины-актрисы. В нач. 30-х гг. нек-рые труппы т-ра
X. испытывают влияние зап. "развлекательного" т-ра. В период антияпон.
войны, в обстановке общенац. подъёма т-р X. ставил патриотич.
произведения, проникнутые идеей нац. освобождения.
Среди известных актёров т-ра X.: Чэнь Бо-хуа, Ли Ло-кэ и др.
Лит.: Ч ж у Ч ж а о - н я н ь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963. 1 Г С
ХАРАДЗЕ, Надежда Васильевна (р. 28.XII.1912)- груз. сов. артистка
оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1946).'
Окончила Тбилисскую консерваторию (класс Е. А. Вронского). С 1936 -
солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси).
Партии: Мариха ('"Абесалом и Этери" Палиашвили), Тинатин ("Сказание о
Тариэле" Мшвелидзе), Кетеван, Марадо ("Свадьба соек", "Лашкара"
Андриашвили), Царевна ("Непрошенные гости" Букия), Турпа, Лиса
("Маленький кахетинец", "Красная шапочка" Гокиели), Розина, Виолетта,
Джильда; Марфа ("Царская невеста") и др.
С 1960 преподаёт в Тбилисской консерватории (и. о. доцента). А. Ив.
ХАРАЗЯН, Амо (Амазасп) Гевондовпч [8(20).IV. 1880 - 6. VIII. 1957] -
арм. Сов. театр. деятель, режиссёр, актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1933).
Учился в Моск. уч-ще филармонич. об-ва у В. И. Немировича-Данченко
(1896-98). Сценическую деятельность начал в Тифлисе в 1898;
организовывал спектакли в рабочих р-нах Тифлиса и для рабочих бакинских
нефтепромыслов. В 1908 создал труппу "Новая драма". С 1915 возглавлял
арм. драм. труппу Нар. дома им. Зубалова. Де-мократич. направленность
деятельности X. определила значение его творчества и популярность среди
широких кругов зрителя.
В 1920 организовал в Ка-раклисе один из первых сов. т-ров, тогда же в
Ереване- передвижной т-р, выступавший в районах Армении и др. республик
Закавказья. В 1928 на основе этого коллектива создан Гос. передвижной
т-р, к-рому в 1933 было присвоено имя X. С 1950 работал в Эчмп-адзине
(т-р закрыт в 1952). Имя X. носит с 1955 Ар-ташатский т-р. X. был видным
деятелем нар. т-ра, популяризатором сценич. иск-ва среди широких масс
зрителей.
Роли: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Царь Эдип (о. п. Софокла),
Отелло; Коррадо ("Семья преступника" Джако-метти), Кавалер
("Трактирщица"), Берсенев ("Разлом"), Элизбаров ("Из-за чести"
Ширванзаде), Раевский ("Рождённые бурей" по Н. Островскому) и др.
Пост.; в Гос. передвижном т-ре- "Ярость" по Яновскому (1930),
"Станционный смотритель" по Пушкину (1937), "Волки и овцы" (1940);
"Из-за хлеба" по Прошяну (1936) и др.
X. - автор переводов пьес, инсценировок ("Станционный смотритель" по
Пушкину, "Из-за хлеба" по Протяну, "Рождённые бурей" по Островскому).
Лит.! Саркисян С., Амо Харазян, Ер., 1959 (на арм. яз.). Б. А.
ХАРАЗЯН, Ашхен Аршаковна [р. 29.IV (11.V). 1892] - арм. сов. актриса,
режиссёр. Засл. арт. Арм. ССР (1939). Сценич. деятельность начала в 1916
в Тифлисе, в арм. драм. труппе Нар. дома им. Зуба-лова. В 1920-50
работала в передвижном т-ре под рук. А. Г. Харазяна.
Роли: Кручинина; Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Васса Железнова;
Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде), Миран-долина ("Трактирщица"), Юдифь
("Уриэль Акоста" Гуцкова), Татьяна ("Разлом"), Маргарит ("Ярость" по
Яновскому) и др.
Пост. спектакли: "Злой дух", "Из-за чести" Ширванзаде. Б А
ХАРАКТЕР СЦЕНИЧЕСКИЙ - сценич. тип '(образ, индивидуальность), к-рый
создаёт актёр, играя в спектакле. От обычного характера, встречающегося
в жизни, X. с. отличается своим эстетич. качеством. В нём все элементы
внутр. и внешней характеристики подчинены художеств. замыслу, выступают