<< Пред. стр. 825 (из 913) След. >>
режиссёры: М. В. Авах, Я. И. Бортник, М. А. Луковецкий, II. С.Радомыж-ский, засл. деят. иск-в Латв. ССР Б. Г. Рощин; дирижёр - засл.
арт. УССР С. И. Солящанский; худ. - Н. И. Соболь, М. И. Панадиади;
солисты - нар. арт. УССР Д. Д. Пономаренко, засл. арт. УССР и Узб. ССР
Р. И. Уманская; 3. И. Мизиненко, засл. арт. УССР Н. П. Иванов и др. В
труппе т-ра (1966): гл. дирижёр Б. В. Чебоксаров, гл. режиссёр А. И.
Синявский, гл. худ. С. И. Иоффе; солисты - нар. арт. Узб. ССР Л. Г.
Ивашутич, засл. арт. УССР К. И. Передерников, Н. И. Попова; арт.- М. И.
Свирская, Д. П. Шадурская, Л. Д. Романенко, Е. И. Холодов, М. И.
Хорольская, Ю. Н. Бурых и др. Ю. С.
ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА- см. Украинский театр оперы и балета
имени Н. В. Лысенко. '
ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ- см. Львовский театр юного зрителя
имени М. Горького.
ХАСАНОВА, Таджихон (р. 25.VI.1916) - узб. сов. актриса. Нар. арт.
Кирг. ССР (1940). Деп. Верх. Совета Кирг. ССР 2-4-го созывов. С 1929 -
актриса Ошского узб. т-ра им. Кирова.
Роли: Лолахон, Джамиля (о. п. и "Бай и батрак" Хамзы), Дильбар,
Гюльсара ("Два коммуниста" и о. п. Яшена), Ширин ("Фархад и Ширин"
Хуршида), Халима (о. п. Зафари), Адолат (о. п. Акрамова), принцесса
Турандот (о. п. Гоцци), Агафья Тихоновна ("Женитьба"), Дунька ("Любовь
Яровая"), Зулейха ("Аджал ордуна" Турусбекова), Гюльчохра ("Аршин мал
алан" Гаджибекова) и др. . А. Ив.
ХАСКГЛЛ (Haskell), Арнолд Лайонел (р. 19.VII. 1903) - англ. балетный
критик, историк балета, педагог. Окончив Кембриджский ун-т, в 1928-33
работал балетным критиком в газете "Дейли телеграф". В 1930 основал в
Лондоне совм. с Ф. Дж. С.
Ричардсоном балетное "Об-во Камарго" и руководил "Балетным клубом"
(1930). Содействовал организации балетной школы при труппе
"Сэдлерс-Уэллс" (ныне Школа королевского балета; с 1946 - директор).
X.вице-президент Королевской академии танца. В 1947-64 возглавлял
издания Балетного ежегодника. Регулярно печатает крнтич. статьи в
газетах и балетных журналах. Опубликовал ряд статей о сов. балете.
Соч.: Some studies in ballet, L., 1928; Vera Trefilova:
a study in classicism, L., 1928; Anton Dolin. The "First chapter",
L., 1929; Tamara Karsavina, L., 193U; Ballet in England, L., 1932; Our
dancers, L., [1932]: Balletomania. The story of an obsession, L., 1934;
Diaghileff, L., 1935; The balletomane's scrap book, L., 1936; Prelude to
ballet, L., 1936;
Dancing round the world, L., 1937; Ballet, L-, 1938 (неоднократно
переиздавался); Ballet panorama, L., 1938; Balletomanes album, L., 1939;
Ballette Poland, L., 1940; National ballet. L., 1943; The making of a
dancer, L., 1946; In his true center, L., 1951; A picture history of
ballet, L., 1954;
The stor v of the dance, L" I960; The Russian genius in ballet, L.,
'1963. E. C.
ХАСРЕЙТЕР (Ha?reiter), Йозеф (1845 - ум. после 1930) - нем. артист
балета и балетмейстер. В 1870- 1919 - солист балета Венской оперы (с
1918-Венская гос. опера), балетмейстер, в течение ряда лет - главный
балетмейстер и управляющий танц. школой. Работал с художником Ф. Гаулем,
либреттистом Г. Ре-гелем и др. Деятельность X. способствовала развитию
хореографич. иск-ва Австрии.
Пост.: "Фея кукол" (1888), "Студенческая любовь" (1894) и "Маленький
мир" (1904) Байера, "Вокруг Вены" (1894) на муз. И. Штрауса, "Остров
сирен" (1892), "Свадьба в парикмахерской" (1894) и "Красный башмачок"
(1898) Р. Мадера, "Золотой сказочный мир" Берте (по сказкам бр. Гримм,
1893), "Жемчужина Иберии" Хельмесбергера-млад-шего (1902, совм. с И.
Сирени), "Суд Париса" Скофица (1908), "Фавн и Нимфа" Клейна (1917) и др.
Был известен также как автор самоучителей старинных танцев.
Соч.: Sir Rog'er, Lancier zum Selbstunterricht, W., 1895;
Die Quadrille a la Cour, oder Les Lanciers, W., 1895.
Лит.: Худеков С. H., История танцев, ч. 3, П., 1915, с. 368-76. Г. Ш.
ХАУК (Hauch), Йоханнес Карстен (12. V. 1790 - 4. III. 1872) - дат.
драматург. Представлял умеренное крыло дат. романтич. школы. Пытался
сочетать приверженность принципам национально-историч. трагедии А.
Эленшлегера с влиянием нем. романтиков. В трагедиях "Баязет" (1828),
"Тпбериус" (1828, Королевский т-р), "Грегориус VII" (1829) X. ставит
проблему взаимосвязи личности п истории, но решает ее с
отвлечённо-академич. риторичностью. Более успешно эта тема решена в
драмах из древнесканди-навской истории - "Свен Грате" (1841, Королевский
т-р), "Маршал Стиг" (1850, там же). Популярностью пользовалась
"драматическая сказка" - "Сестры из Киннекюлле" (1841, пост. там же в
1849), осн. на фольклорных мотивах.
Соч.: Drammatiske vaerker, dl 1-3, Kbh., 1852-59;
Udvalgte skrifter, bd 1-3, Kbh.. 1926-29.
Лит.: G a 1 s t e r K., Carsten Hauchs Manddom og Alderdom, [bd 1-2],
Kolding, 1930-35. Вл. М.
XAXAHOB, Дудар Соломонович (р. 4.VII. 1921)- осетинский сов.
композитор, педагог. Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1960), засл. деят.
иск-в Груз.ССР (1957). Чл. Коммуннстпч. партии с 1942. В 1952 окончил
Тбилисскую консерваторию (класс композиции II. II. Туския), в
1961аспирантуру. В 1937-40 работал в Юго-Осетинском т-ре (Цхпнвали) н
Грузинском ТЮЗе (Тбилиси).
С 1943 ведет педагогич. работу.
Автор оперетт: "Хандзериффа" (1948, Юго-Осет. т-р), "Вольная борьба"
(1961, Сев.-Осет. т-р, Орджоникидзе), "Хамат и Зарина" (1964, там же);
балетов: "Ацамаз и Агунда" (1965, Хореографич. уч-ще, Орджоникидзе),
"Хетаг" (соч. 1963); музыки к драм. спектаклям.
Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957. А.
Ив.
ХАЧАНЯН, Амбарцум Мисакович fl (13). II. 1894 - 30. VI. 1944] - арм.
сов. актёр. Засл. арт. Арм. ССР (1935). Один из основоположников Т-ра
им. Сундукяна (1922). В 1933-36 был актёром Ереванского рабочего т-ра
им. Горького. X.- популярный комедийный актёр арм. т-ра и кино. Яркие
комедийные образы X. носили народный характер. Его игра была окрашена
мудрым, оптимистич. юмором, отличалась простотой и естественностью
выразительных средств, виртуозной лёгкостью и чёткостью.
Лучшие роли: Сганарель ("Дон Жуан"), Дядя Багдасар, (о. п. Пароняна),
Пикалов ("Любовь Яровая"), Раснлюев ("Свадьба Кречинского");
Счастливцев; Гзпр ("На заре" Гулакяна), Поп ("Капутан" Демирчяна),
Фальстаф ("Виндзорские проказницы"); Абисогом ara ("Высокочтимые
попрошайки" Пароняна), Первый могильщик ("Гамлет) и др.
С 1925 снимался в кино ("Намус", "Шор и Шоршор", "Храбрый Назар" и
др.). /;. д.
ХАЧАТРЯН, Тушик Константиновна [р. 11(24). VIII. 1905] - арм. сов.
артистка оперы (лирико-коло-ратурное сопрано). Нар. арт. Арм. ССР
(1956). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Окончила Ереванскую
консерваторию (1933, класс Н. Г. Кардян). В 1932-58 - солистка Т-ра
оперы и балета им. А. Спендиарова.
Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа; Маргарита ("Фауст"),
Джильда; Ануш (о. п. Тиграняна), Маро ("Даиси" Палиашвили) и др. / p
ХАЧАТУРОВ, Николай Григорьевич [р. 14 (27).VI. 1907] - рус. сов.
актёр. Нар. арт. Узб. ССР (1966). Окончил театр. студию при Узсовпрофе
(1930). Сце-нич. деятельность начал в Ташкентском т-ре юного зрителя
(1935-36). С 1938 - в Рус. драм. т-ре им. Горького (Ташкент). X. -
характерный актёр, создаёт острые по рисунку, разработанные до
мельчайших деталей сценич. образы.
Роли: Рахим ("Заря Востока" Сафарова), Дулитл ("Пигмалион" Шоу),
Епиходов ("Вишнёвый сад"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Бен Акиба
("Урнэль Акоста" Гуцкова), Барон ("На дне"), Мулладост ("Проделки
Майсары" Хамзы), Доменико Сориано ("Филумепа Мартурано" Де Филиппо),
Шварц ("Потерянный сын" Арбузова), Колумб ("Ромео, мой сосед" Гаджиева),
Полоний ("Гамлет ), Порфирий ("Метель" Леонова), Консул ("Украли
консула" Мдивани), Дорн ("Чайка") п др. ? д
ХАЧАТУРЯН, Арам Ильич [р. 24,V(6.VI). 1903]- арм. п pvc. сов.
композитор и общественный деятель. Нар. арт. СССР (1954), нар. арт.
РСФСР (1947), Арм. ССР (1955) и Груз. ССР (1963). Член Коммунистич.
партии с 1943. Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Учился композиции
у М. Ф. Гнесина (Муз. техникум им. Гнесиных, Москва), затем у Н. Я.
Мясковского в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1934. Творчество X.
органически связано с муз. фольклором Закавказья, в особенности Армении,
и обогащено мн. достижениями проф. муз. культуры 20 в. Автор
многочисленных сим-фонич. и камерно-инструментальных произв., X. писал
также для т-ра.
Первый балет X. "Счастье" (1939, Т-р оперы п балета им. Спендиарова,
Ереван) стал основой для балета "Гаянэ" (1942, Ленингр. т-р оперы и
балета им. Кирова, на сцене Пермского т-ра оперы и балета;
2-я ред. 1952, Т-р оперы и балета им. Кирова; 3-я ред. 1957, Большой
т-р). Яркая эмоциональность, красочность, жанровая характерность музыки
способствовали популярности этого произв. На основе "Гаянэ" X. написал 3
симф. сюиты. Балет X. "Спартак)) (1956, Т-р оперы и балета им. Кирова) -
хореографич, драма, исполненная романтич. силы п герои-ко-трагич.
пафоса. Это -монументальная живописная фреска с грандиозными массовыми
сценами. Музыка балета отличается экспрессивностью и широтой симф.
развития. На материале балета X. создал 3 симф. сюиты. X.- автор музыки
к драм. спектаклям, среди к-рых особую популярность завоевала
психологически насыщенная, красочная музыка к спектаклю "Маскарад"
(1941, Т-р им. Вахтангова, Москва).
Среди др. спектаклей: "Разорённый очаг" и "Хатабала" Сундукяна,
"Восточный дантист" Пароняна (все - в 1929-32, Драматич. студия при Доме
культуры Арм. ССР, Москва), "Макбет" (1933, Т-р им. Сундукяна, Ереван),
"Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1940, Моск. т-р им. Ленинского
комсомола), "Кремлёвские куранты" (1942, МХАТ); "Глубокая разведка"
Крона (1943, МХАТ), "Макбет" 1955, Малый т-р, Москва), "Король Лир"
(1958, Т-р им. Моссовета) и др. X.- автор музыки к фильмам.
С 1952 - профессор Моск. консерватории и Муз.-педагогич. ин-та им.
Гнесиных. Доктор искусствоведения. Ленинская пр. (1959, за балет
"Спартак") и Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1950). Чл. Академии наук
Арм. ССР (1963) и почётный чл. Итал. академии "Санта-Чечилия" (1960).
Чл.-корр. Академии иск-в ГДР. Почётный профессор Мексиканской
консерватории.
Лит.: Шнеерсон Г., Арам Хачатурян, М., 1958;
Тигранов Г., Балеты А. Хачатуряна, М., 1960; Х у-б о в Г., Арам
Хачатурян, М., 1 962; Шостакович Д., Яркий талант, "Сов. музыка", 1959,
ј 6. В. Делъ.
ХАЧАТУРЯН (Хачатуров), Сурен Ильич [30.111(11.IV).
1889-5.VII.1934]-сов. театр. деятель, режиссёр. В 1916 окончил
историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. С 1910 работал в МХТ. В 1913 вошёл
в организационную группу Первой студии МХТ. После реорганизации студии в
т-р (МХАТ 2-й) X. был зав. постановочной частью т-ра. Одновременно
работал режиссёром в Моск. детском т-ре, в белорус. т-ре в Витебске, в
Ленинаканском т-ре им. Мравяна. Участвовал в организации драматич.
студий в Москве (белорус., евр., укр., груз.). Основатель и худ. рук.
Моск. арм. драм. студии (1918-22). Пост. спектакли: "Пиноккио" по
Коллоди (совм. с А. Д. Диким), "Гайавата" Огнева, "Работник Балда" по
Пушкину в Моск. детском т-ре. Был одним из постановщиков спектакля
"Двенадцатая ночь" в МХАТе 2-м и др.
Б. А.
ХАЧИКЯН, Евгения Сергеевна [р. 3(16).IL1915] -арм. сов. артистка
оперы (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1961). Окончила
Тбилисскую консерваторию (1936, класс Л. А. Михальской). С 1938 -
солистка Т-ра оперы и балета им. А. Спен-диарова (Ереван).
Партии: Аида; Леонора ("Трубадур"), Валентина ("Гугеноты"), Тоска,
Чио-Чио-сан; Наташа ("Русалка"), Маша ("Дубровский" Направника), Лиза,
Тамара; Аревик ("Лу-сабацин" Степаняна), Сусанна ("Намус"
Ходжа-Эйнатова), Шушан ("Давид-бек" Тиграняна), Елена Николаевна
("Молодая гвардия" Мейтуса) и др. - /f. Г.
ХАШД‚У (Hasdeu), Богдан Петричейку (16.11. 1838-25.VIII.1907) - рум.
писатель, драматург, учёный. В 1867 в Национальном т-ре в Бухаресте была
пост. его первая пьеса "Рэзван-Воевода" (позднее получила назв. "Рэзван
и Видра"), в к-рой впервые в румынской драматургии героем пьесы был
народ. Пьеса написана с большой трагич. силой и искренним лиризмом. В
ней использовано богатство нар. фольклора (пословицы, песни и др.). Эта
драма в стихах выражает патриотич. тенденции. Автор осуждает социальное
порабощение и расовые предрассудки. Пьеса щироко ставилась в т-рах
страны и сохраняется в репертуаре т-ров СРР. В одноактной комедии "Три
волхва" X. высмеивает тех, кто засоряет рум. язык неологизмами и
латинизмами. Автор исследований в области лингвистики, филологии. В 1879
был избран генеральным секретарём Рум. академии наук, в 1883 - член
Петербургской академии наук.
Соч.: Razvan-voda, Buc., 1867; Избранное, пер. с молд., Кишинёв,
1957.
Лит.: Istoria literaturii romane, v. 2, Вис., 1955, р. 54- 73;
Романенко Н., Б. П. Хашдеу, Кишинёв, 1959. Е. Л.
ХАШЙМОВ, Насим Хашимович (р. 13.III.1920)- узб. сов. артист оперы
(баритон), педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1959). В 1937 начал свою творч.
деятельность в Самаркандском т-ре. В 1941 окончил Узб. оперную студию
при Моск. консерватории и вернулся в Самаркандский т-р. В 1962 окончил
Ташкентскую консерваторию. С 1946 - солист Т-ра оперы и балета им. Навои
в Ташкенте.
Партии: Нугман ("Дилером" Ашрафи), Тохтасын ("Великий канал" Ашрафи и
Василенко), Улугбек (о. п. Козловского), мулла Дуст ("Проделки Майсары"
Юдакова), Онегин, Эскамильо, Фигаро, Риголетто и др.
Ведёт педагогич. работу: в 1959-62- в Ташкентском театр.-художеств.
ин-те им. Островского, с 1962 - в Ташкентской консерватории (с 1965
доцент). Г. Рах.
"ХАЮДЗА", "X а и ю д з а",- япон. совр. драм. т-р. Осн. в 1944
группой прогрессивных театр. деятелей направления сингэки. Худ. рук.
т-ра - прогрессивный актёр и реж. Сэнда Корэя. Первые пост. т-ра -
"Вишнёвый сад" (1945) и "Ревизор" (1946). В репертуаре труппы - европ.
классич. драматургия, пьесы совр. япон. драматургов, в т. ч. пьесы для
детей. В 1949 при т-ре была создана первая в Японии школа для подготовки
молодых актёров. На средства, собранные актёрами этого т-ра, построено
театр. помещение, в к-ром был показан спектакль "Лиси-страта" Аристофана
(1954). Затем были пост. пьесы совр. япон. драматургов: "Красная лампа"
Мафунэ Ютака, "Флейта" и "Просвещение" Танака Тикао, "Пробудись,
юность!" Мисима Юкио. Среди лучших пост.: "Вишнёвый сад" (в роли
Раневской-старейшая актриса сингэки Хигасияма Тиэко), "Безумный день,
или Женитьба Фигаро", "Три сестры", "Иваноь", "Тартюф", "Отелло", "Слуга
двух господ". Т-р осуществил пост. пьесы Б. Брехта "Трёхгрошовая опера"
(1962) и др.
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон.
яз.-Ибараки Тадаси, Сева - но сингэки, Токио, 1956. Л. Г.
ХВАН ХАК КЫН (19. VI. 1925 - 14.1.1951) - корейский композитор.
Работал в оркестре Пхеньянского радио (до 1946) и в Гос. симфонич.
оркестре. В 1947 - дирижёр Ансамбля учебных частей гос. безопасности
(позже - Ансамбль песни и пляски Нар. армии), с 1948 - композитор Гос.
художеств. т-ра (Пхеньян). Автор опер: "Принцесса Наннан" (соч. 1945),
"Ондаль" (1948, Гос. художеств. т-р)- о легендарном богатыре, заступнике
угнетённых, и "Снегопад в горах" (1950, там же) - о подвигах корейских
партизан. В операх X. X. К. использован опыт европ. оперы (увертюры,
хоры, балетные номера, арии, ансамбли и т. д.) и корейский муз.
фольклор. После смерти композитора (в годы освободительной войны) в
Корее был пост. его балет "Полевые цветы" (1954, Гос. художеств. т-р).
Г. Ли.
ХВАН ЧХОЛЬ (11.1.1912 - 9.VI.1961) - корейский актёр и режиссёр. Нар.
арт. КНДР (1955). Депутат Верх. нар. собрания 2-го созыва. К сценич.
деятельности обратился в нач. 30-х гг.; работал в разл. провинциальных и
столичных труппах ("Корейское театр. об-во", "Восточный т-р" и др.).
Играл гл. роли в традиционных спектаклях на сюжеты нар. сказаний
("Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Хон Гиль Доне"), подчёркивал
социальные мотивы. Во время спектакля "Сказание о Чхун Хян", вылившегося
в демонстрацию протеста против деспотизма колониальных властей, актёр
был арестован п отправлен в полицейский участок. Стремление выражать в
своём иск-ве социальные идеи особенно ярко проявилось в исполнении роли
старого рыбака ("Водоплавающая птица" Пак ‚н Хо, 1937, "Восточный т-р",
Сеул). После освобождения Кореи (1945) X. Ч., живший в Сеуле, вынужден
был уйти в подполье, т. к. лисынмановские власти преследовали его за
выступления в спектаклях, носивших обличительный характер (Хам Се Док -
"Гора Чанбэк", Чо ‚н Чхуль - "Великая любовь"); в 1948 переехал в Сев.
Корею, где вскоре стал одним из ведущих актёров Гос. драм. т-ра
(Пхеньян). Здесь он сыграл центральные роли в спектаклях: "Песнь
сопротивления" Лим Ха (1948), "Пэкту-сан" Хан Тхэ Чхона (1948), "Пламя"
Син Го Сона (1950), "Платон Кречет" (1949); "Правители уезда Кымсан" Сон
‚на (1949) и др. В годы освободит, войны корейского народа (1950-53) во
время выступления в действующих частях X. Ч. был ранен и потерял правую
руку. После этого он стал заниматься гл. обр. режиссурой. Пост. и
исполнение роли Ли Сун Сина ("Флотоводец Ли Сун Син" Чо ‚н Чхуля, 1960)
стали этапными в развитии корейского театр. иск-ва. Для иск-ва X. Ч.
характерно стремление к созданию монументальных характеров, выражающих
дух современности, раскрытие внутр. мира героя, пластич. выразительность
сценич. образа. X. Ч. - автор работы "Техника сценической речи" (1959),
а также пьес для т-ра кукол "Хынбо и Нольбо", "Рассказ о том, как
исчезла шишка". Снимался в кино ("Братья", 1957, и др.).
Пост.: "Я возвращаюсь домой" Сон ‚на (1953), "Флотоводец Ли Сун Син"
Ким Тхэ Дин (1954, совм. с О Пен Чхо), "Семья Чхве Хак Сона" Пэк Ин
Чжуна (1955), "Наша деревня" Син Го Сона (1956), "Последний корабль" Хан
Мука (1958), "Мы счастливы" Хан До Су (1961) и др.
Лит. (на корейск. яз.): "Чосан есуль" ("Корейское ИСКУССТВО"), 1956,
ј 1, с. 70-72: "Чосан есуль" ("Корейское искусство"), 1965, .No 7, с.
20-25, 8, с. 26-29. /\ Ли.
ХВЙЧИЯ, Ипполит Александрович (р. 31. XII. 1910) - груз. сов. актёр.
Нар. арт. Груз. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Сценич.
деятельность начал в 1925. Работал в Цулукидзевском (1925-36),
Тквибульском и др. груз. т-рах. В 1938-61 был актёром Кутаисского т-ра
им. Л. Месхишвили, с 1961-Т-ра им. Руставели. X.- остро комедийный
актёр, создал ряд гротесковых, эксцентрич. образов, отличающихся резкой
сатирпч. направленностью.
Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Менго ("Фу-энте овехуна"),
Кваркваре, Харитон (о. п., "Свадьба колхозника" Какабадзе), Расплюев
("Свадьба Кречинского"), Максимела ("Гурия Ниношвили" по Ниношвили),
Коридзе ("Крот" Чиджавадзе) и др. n r
С 1956 снимается в кино. от. 1 .
ХВОСТ‚НКО-ХВОСТОВ, Александр Вениаминович (р. 4. IV. 1895) - укр.
сов. художник. Нар. художник УССР (1945). В 1918 закончил Моск. уч-ще
живописи, ваяния и зодчества по мастерской К. А. Коровина. В 1921
оформил спектакль "Мистерия-Буфф" Маяковского в Харьковском героич.
т-ре, одну из первых ре-волюц. пост. на Украине. В 1920-30-х гг.
оформлял спектакли в т-рах Харькова, Киева, Москвы. В 1946- 1952-гл.
художник Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Эмоциональная насыщенность,