<< Пред.           стр. 836 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Милана ("Ла Скала"). С 1952 гастролировал в Италии, Испании, Франции,
 Швейцарии, Англии, Португалии и др. странах. X. - выдающийся совр.
 оперный артист, развивающий шаляпинские традиции исполнения (особенно в
 области русской муз. классики) в сочетании с чертами итал. бельканто.
  Партии: Пимен, Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунова), Че-ревик
 ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Собакин ("Царская невеста"),
 Досифей ("Хованщина"), Галицкий Кончак ("Князь Игорь")
  Кочубей ("Мазепа), Мефистофель ("Фауст"), Моисей (о. ? Россини),
 Оровезо ("Норма" Беллини), Робинзон ("Тайный брак" Чимарозы), Фиеско,
 Филипп II, Рамфис, Банко Прочида ("Симон Бокканегра", "Дон Карлос",
 "Аида" "Макбет", "Сицилийская вечерня" Верди), Каспар ("Вольный стрелок"
 Вебера), Агамемнон ("Ифигения в Авли-де" Глюка), Креонт ("Орфей и
 Эвридика" Глюка), Рокко ("Фиделио" Бетховена), Комендант и Торговец
 золотом ("Кардильяк" Хиндемита), Олоферн ("Юдифь" Онеггера) и др.
  Лит.: С т с ? а н о в-Т и н т е ? о в Ст., Борис Христов, "Българска
 музика", С., 1954, .ј 8, с. 13-25. А. Ив.
  ХРИСТОВ, Добри [2(14).II.1875-20.1.1941] - болг. композитор, муз.
 теоретик, фольклорист, хоровой дирижёр, педагог. Академик. В 1903
 окончил Пражскую консерваторию по классу композиции Д. Дворжака.
 X.первый болг. оперный хоровой дирижёр; основал хоровое об-во "Гусла" в
 Варне (1897-99, 1903-06) и руководил им, в 1907- рук. хором "Родная
 песня", к-рый с 1908 участвовал в спектаклях "Болгарского оперного
 товарищества". В нач. 20-х гг., принимая участие в рабочем хоре Георги
 Киркова, работал над созданием муз.-драм. сцены "Стачка" на слова X.
 Смирненского. Написал детские оперы:
  "Дети-борцы" (1917) из жизни македонских детей во время
 освободительных войн, "Умный пахарь" (1932) на сюжет нар. сказки,
 "Царица осень" (1938), "Дед мороз и первая весна" (1938) и др. X.- автор
 многочисл. теоретич. трудов по музыке и оперных либретто. В 1920-22
 преподавал в первой болг. драм. школе под рук. К. Сагаева, с 1922 - в
 Софийской консерватории (с 1925 - профессор).
  Лит.: Кабакчиева О., Творчеството на Добри Христов,'С., 1940;
 Камбуров И., Добри Христов. Живот и дело на народния композитор, С.,
 1942; КрыстевВ., Добри Христов, пер. с болг., М., 1960. А. Ив.
  ХРИСТОМАНОС (???????????), Константинос (1867-1911) - греч. режиссёр,
 писатель, драматург. Учился в Вене. Ок. 1901 возвратился в Грецию и
 организовал в Афинах т-р "Новая сцена" ("Неа скини"). Режиссёрская
 деятельность X. в этом т-ре способствовала возрождению реалистич.
 традиций совр. театр. иск-ва Греции, воспитанию нового демократич.
 зрителя. X. внёс в драматургию новую тематику, отразил совр. ему жизнь
 греч. народа. Пост. X. были посв. совр. социальной проблематике.
 Спектакли, пост. X., исполнялись на новогреч. яз. вместо архаичного,
 непонятного народу языка, на к-ром играли в греч. т-рах 19 в. Первая
 пост. X.- "Алкеста" Еврипида (1901), пьеса была переведена на новогреч.
 яз. Это вызвало протест сторонников архаич. традиций. Автор драмы "Три
 поцелуя". Я. М.
  ХРОМЧЕНКО, Соломон Маркович [р.21. XI (4.XII). 1907] - русский сов.
 артист оперы(лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич.
 партии с 1939. Окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко (1932)
 и аспирантуру в Московской консерватории (1934).В 1934- 1957 - солист
 Большого т-ра. X. обладает лёгким голосом красивого тембра и мягкого
 звучания.
  Партии: Ленский; Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Юродивый ("Борис
 Годунов"), Индийский гость ("Садко"), Бонн ("Руслан и Людмила"),
 Запевала ("Тихий Дон"), Альмавива, Альфред;
  Джеральд ("Лакме") и др. Выступает как концертный певец. М. Р.
 ХРУКАЛОВА, Зинаида Семёновна (p.25.VI.1907)- укр. сов.актриса. Нар. арт.
 УССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Училась на вокальном ф-те
 Киевского муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко (1925-29). После окончания
 ин-та была принята в Т-р им. Франко (1929). С 1932 работала в Одесском
 т-ре им. Октябрьской революции. В 1933-62 - артистка Днепропетровского
 укр. драм. т-ра им. Т. Шевченко. Обладая выразительной сценич.
 внешностью, большим темпераментом, X. создала образы волевых женщин,
 наделённых сильными чувствами.
  Роли: Оксана, Наталия Ковшик ("Гибель эскадры", "Калиновая роща"
 Корнейчука), Ганна Золотаренко ("Навеки вместе" Дмитерко; Гос. пр. СССР,
 1951.), Любовь Яровая;
  Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Мария Тюдор (о. п. Гюго),
 Маруся ("Маруся Богуславка" Старицкого), Варка ("Бесталанная"
 Карпенко-Карого), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Катерина
 ("Гроза"), Анна ("Украденное счастье" Франко), Наталка
 ("Наталка-Полтавка"), Донна Анна ("Каменный властелин" Л. Украинки),
 Ганна Лихта ("Заговор обречённых" Вирты), Зинька ("Две семьи"
 Кро-пивницкого). С. 3.
  ХРУСТАЛ‚В, Михаил Михайлович [р. 18.1Х(1.Х). 4905] - рус. сов.
 эстрадный артист балета. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич.
 партии с 1954. См. Редель и. Хрусталёв.
  ХУАГУ (букв.- цветистый барабан) - театр. представление в Юж. и
 Центр. Китае, одна из песенно-танц. самодеятельных форм,
 распространённых в сельской местности. На их основе к середине 14 в.
 сложилось нар. театр. представление, получившее назв. "хуагу си" (игра
 цветистых барабанов, или т-р цветистых барабанов). В этом жанре
 впоследствии выступали проф. актёры, и он стал одной из форм традиц.
 т-ра сицюй. Спектакль "хуагу си" состоит из миниатюр, включающих куплеты
 и сценки на бытовые, подчас сатирич. темы. Миниатюры построены на
 фольклорных мелодиях и несложных танц. движениях. В них участвуют обычно
 3-4 человека; мужчины играют на гонгах, женщины - на цветистых
 барабанах. С. С.
  ХУАДАНЬ- см. Дань.
  ХУАДЭНСЙ (букв.- т-р разноцветных фонариков) - вид кит. т-ра.
 Распространён в провинции Юньнань. В нек-рых районах, особенно сельских,
 X. сохранил форму нар. песенно-танц. увеселений. Представления X.
 строятся на мелодиях местных нар. новогодних песен. По традиции
 представления устраивались только в канун лунного нового года, но со
 времени антияпон. войны (1937-45) X. стал использоваться для антияпон.
 пропаганды среди населения. Труппы, дающие представления X., становятся
 постоянными, а спектакли регулярными, вводится новый злободневный
 репертуар. X. приобрёл популярность среди широких слоев населения.
  Лит. (на кит. яз.): С ю и Ц з я-ж у и, Юньнань хуадэн юй миндай
 сяоцюй, в кн.: Юань Мин Цин сицюй яньцзю луньвэнь цзи, Пекин, 1957. Дл Ж
  ХУАЛЯНЬ - см. "Цзин".
  ХУАЦЗЮЙ - разновидность кит. т-ра - разговорная драма. См. Китайская
 драматургия и театр.
  ХУБАИ (Hubay), Енё (15.IX.1858-12.III.1937)- венг. скрипач,
 композитор, педагог, дирижёр. Первоначальное муз. образование получил у
 своего отца- композитора Карла X. В 1871-75 учился в Высшей муз. школе в
 Берлине у И. Иоахима, в 1878 совершенствовался у А. Вьётана в Париже.
  Оперы: "Алинор" (1891), "Кремонский скрипач" (1894, обе пост. в Венг.
 оперном т-ре, Будапешт), "Сельское зло" (1896, там же и в Венском
 оперном т-ре), "Мохароза" (1903), "Любовь Лавотты" (1906, обе в Венг.
 оперном т-ре), "Анна Каренина" по Л. Толстому (1920, Дрезденский оперный
 т-р;
  1923, Венг. оперный т-р), "Под маской" (1931), "Афродита" (1935),
 "Петёфи-симфония" для певцов, хора и оркестра (1923), балет
 "Чардаш-сцены" (1937, все в Венг. оперном т-ре).
  X.- основатель всемирно известной скрипичной школы. В 1890
 гастролировал в России. С 1882 преподавал в Брюссельской консерватории;
 с 1886 - профессор, в 1919-34- директор Будапештской консерватории.
  Лит.: Н а г a s z t-i E., Hubai Jeno, Bdp., 1913. А. Ив.
  ХУБАИ (Hubay), Миклош (р. 3.IV.1918) - венг драматург. Образование
 получил в Будапеште и Женеве. Творч. деятельность начал в 1939, написав
 пьесу "Похищение Европы", отличающуюся острой антибурж. направленностью.
 Следующая пьеса "Без героев" (1942) обличала пассивность, филистерство
 венг. мещанства и мелкобурж. интеллигенции. Обе пьесы были запрещены
 хортистской цензурой. После освобождения страны от фашистской оккупации
 (1945) драматург возвращается к активной деятельности, уделяет большое
 внимание теме интеллигенции, пишет психологич. драму "Венгерское лето"
 (1954, Т-р им. Мадача), политич. памфлет "Это - война" (1959, Т-р им.
 Петёфи), муз. драму (совм. с композиторами И. Вашем и Д. Ранки) "ТрАночи
 одной любви" (1960, там же) о поэте-антифашисте М. Радноти.
  В 60-е гг. в пьесах X. появляются условные сценич. образы, он
 обращается к острой сценич. форме. Пьесы последних лет посв. проблеме
 становления новой социалистич. морали ("Тишина за дверью", 1963, . и
 др.). В 1963 издал сб. статей о совр. венг. драме. X.-автор переводов на
 венг. яз. произведений Ж. П. Сартра, Р. Шеридана и др.
  Соч.: Hosokkel es hosok nelkul, Bdp., 1964; Megvalto mutatvany, Bdp.,
 1965; C'est la guerre, в сб.: Современные венгерские пьесы, М., 1967
 (вступит, статья А. Гершковича). А.Гер.
  ХУБОВ, Георгий Никитич [р. 26.IV(9.V).1902] - рус. сов. музыковед,
 публицист. Член Коммунистич. партии с 1943. Окончил Моск. консерваторию
 (1930). Работал в редакции журн. "Советская музыка" (1933-39, в 1952-57
 - гл. редактор), возглавлял муз. редакцию Всесоюзного радио (1941-46),
 был секретарём Союза композиторов СССР (1952-57). С 1932 вёл педагогич.
 работу, с 1936 - доцент Моск. консерватории.
  Соч.: А. П. Бородин, М., 1933; Себастьян Бах, 4 изд., М., 1963;
 Музыкальная культура СССР, 1940 (рукопись);
  Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; О задачах развития советской музыки,
 М., 1953; О музыке и музыкантах. Очерки и статьи, М., 1959; Арам
 Хачатурян, М-, 1962; Мусоргский, М. (в печати). , В.Ю.
  ХУГЛЯРЫ (исп., ед.ч.-juglar)-название нар. бродячих актёров в
 Испании. Первые сведения о X. относятся к 11-12 вв. X. были осн.
 исполнителями нар. представлений, носивших язычески жизнерадостный
 характер.
  ХУДАЙБЕРГ‚НОВА, Роза (р. 19. V. 1923) - туркм. сов. актриса. Нар.
 арт. Туркм. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1961. В 1941 окончила
 драм. студию в Ашхабаде. В 1945-62 - артистка драмы и
 концертно-эстрадной группы Чарджоуского областного драм. т-ра. С 1963 -
 солистка Чарджоу-ской филармонии. Выступает как эстрадная певица.
  Роли: Биби -("Счастье Биби" Эседова), Санавар ("Сердечные тайны"
 Рахманова), Хонзада ("Бай и батрак" Хамзы), Лебёдкина ("Поздняя любовь"
 Островского), Марианна ("Забавный случай" Гольдони) и др. 4. Цв.
  ХУДАНЯН, Арус Акоповна [р. 11(23).1.1897]- арм. сов. актриса. Нар.
 арт. Арм. ССР (1954). Сце-нич. деятельность начала в 1913 в тифлисской
 труппе под рук. А. Вруйра. С 1931 - актриса арм. Киро-ваканского т-ра
 им. Абеляна. Играет комедийные и характерные роли.
  Роли: Зарнишан ("Злой дух" Ширванзаде), Шушан, Хам-пери, Саломэ
 ("Пэпо", "Хатабала", "Ещё одна жертва" Сун-дукяна), Анна ("На заре"
 Гулакяна), Кабаниха ("Гроза" Островского), Амаспюр ("Сое и Вардитер" по
 Прошяну) и др.
  Б. А. ХУДЕКОВ, Сергей Николаевич (1837-1927)- русский драматург и
 историк балета. В 1871- 1917 - редактор-издатель "Петербургской газеты".
 С 60-х гг. выступал в печати со статьями и рецензиями о т-ре и балете.
 X. был близким другом М. И. Пе-типа, оказывал помощь в подготовке
 нек-рых его пост., написал либретто балетов "Зорайя" Минкуса (1881),
 "Весталка" М. Иванова (1888), участвовал в разработке либретто балетов
 "Царь Кандавл" Пуни (1868) и др. Собрал редкую коллекцию рисунков,
 фотографий и др. материалов по балетному иск-ву 17-19 вв. и др. Автор
 4-частной "Истории танцев всех времён и народов" (последняя часть, посв.
 рус. балету, сгорела в типографии; сохранилось несколько экземпляров) и
 пьес "Петербургские когти", "Герои тёмного мира" и др.
  Соч.: История танцев всех времен и народов, ч. 1-3, СПБ-П., 1913-15;
 ч. 4, П., [1917].
  Лит.: Борисоглебский М. В. [сост. ], Материалы по истории русского
 балета, т. 1-2, Л., 1938-39; К р а-совская В.. Русский балетный театр
 второй половины XIX века, Л.-М., 1963. Я. Л.
  ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ - публичное исполнение произведений литературы
 (стихов, прозы, а также публицистики). Особый вид эстрадного искусства.
 Выразительное устное слово составляло основу иск-ва нар. сказителей -
 рус. сказочников, скоморохов, арм. ашугов, казах, акынов, бродячих япон.
 рассказчиков. Античная Греция славилась устным творчеством
 поэтов-импровизаторов. Иск-во декламации культивировалось в Др. Риме. Во
 Франции иск-во выразительного чтения входило в число предметов школьного
 образования. Значение X. ч. особенно возрастало в периоды общественных
 подъёмов. Так, напр., в эпоху франц. революции 1848 актриса Рашель
 выступала с исполнением "Марсельезы". Её традиции продолжила актриса
 Агар. Среди выдающихся зап.-европ. актёров, выступавших в жанре X.
 ч.,бр. Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг
 (Англия) и др.
  Особое место в истории X. ч. занимают т. н. авторские чтения. В
 России замечательными исполнителями собственных произведений были
 Пушкин, Гоголь, Островский, позднее Маяковский. Проф. иск-во X. ч.
 зародилось на вечерах лит. чтений М. С. Щепкина (стихи Пушкина,
 Шевченко). Эти два направления (авторские чтения и проф. иск-во X. ч.)
 своеобразно слились в творчестве импровизатора-рассказчика, автора "Сцен
 из народного быта" И. Ф. Горбунова. В период, предшествовавший первой
 рус. революции 1905-07, большое распространение получили концерты X. ч.,
 на к-рых исполнялись произв. прогрессивных писателей. Эмоциональностью,
 героич. приподнятостью отличалось чтение
  М. Н. Ермоловой (в её репертуар входила гражд. лирика Пушкина,
 Лермонтова, Некрасова). Замечательным чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с
 именем к-рого связано появление на эстраде композиций-инсценировок по
 произв. Достоевского, Гоголя. Но наряду с реалистическим, проникнутым
 передовыми идеями своего времени иск-вом X. ч. в нач. 20 в. получила
 распространение манерно стилизованная читка стихов под музыку (см.
 Мелодекламация). Исключение представляли выступления в жанре
 мелодекламации В. Ф. Комиссаржевской, Н. Н. Хо-дотова.
  В сов. время X. ч. стало самостоятельным видом исполнительства,
 обогатилось новыми формами. Первым проф. мастером художественного слова
 был А. Я. Закушняк, выступавший с "Вечерами интимного чтения", "Вечерами
 рассказа". Традиции Закушняка получили блестящее развитие в иск-ве В. Н.
 Яхонтова. Используя в своих лит. монтажах музыку, реквизит, свет, детали
 костюма, средства мгновенного перевоплощения в образ, Яхонтов основал
 "Т-р одного актёра", названный им "Современником". Иск-во
 чтеца-сказителя, пропагандирующего эиич. творения мировой лит-ры,
 культивирует С. А. Ко-чарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л.
 Андроникова. Выступая со своими устными рассказами, посв. выдающимся
 писателям, актёрам, учёным, Андроников достигает перевоплощения, точно
 воспроизводит жест, мимику, интонации голоса, особенности мышления
 изображаемого лица. К выдающимся исполнителям принадлежали В. К. Се ре ж
 никое, А. Г. Шварц, В. Н. Аксёнова, цр. Среди совр. чтецов - такие
 мастера художеств. слова, как Д. Н. Журавлёв, А. Н. Глумов, В. Н.
 Попова, С. М. Балашов, Э. И.Каминка, Н. А. Голубенцев, А. Е. Азарин, А.
 Гончаров, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский и др.
  В наст. время в иск-ве X. ч. различают два направления - исполнение
 одних чтецов всё более приближается к игре, другие используют манеру
 "рассказчика". Осн. формами X. ч. являются: выступление чтеца в
 смешанном концерте (эта форма получила огромное распространение не
 только в проф. иск-ве, но и в самодеятельности); самостоятельный
 литературный концерт, состоящий из ряда произведений или целостной
 композиции; чтец, иллюстрирующий лекцию лит. произведениями.
  В СССР насчитывается св. тысячи проф. чтецов. X. ч. породило в СССР
 самостоятельную режиссуру (Е. Б. Гардт, работавшая еще с Закушняком, Е.
 Е. Попова, работавшая с Яхонтовым, Н. А. Бендер и др.).
  Лит.: Верховский Н., Книга о чтецах, М.-Л., 1950; Аксенов В.,
 Искусство художественного слова, М., 1954; Бендер Н., Работа чтеца, М.,
 1956; Искусство звучащего слова. [Сб. статей], сост. О. М. Итина, вып.
 1, М., 1965. А. Д., В. П.
  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (ОБЩЕДОСТУПНЫЙ) ТЕАТР - см. Московский Художественный
 академический театр СССР имени М. Горького.
  ХУДОЖНИК ТЕАТРАЛЬНЫЙ - художник, создающий средствами
 изобразительного иск-ва (живописи, архитектуры, скульптуры и т. д.), в
 соответствии с замыслом и постановочным планом режиссёра-постановщика,
 зрительный образ спектакля (см. Декорационное искусство. Костюм
 театральный). Замысел художника, зафиксированный в эскизах" макетах,
 чертежах и др., воплощается работниками театр. мастерских и цехов т-ра.
  ХУДОЛ‚ЕВ, Иван Николаевич (1869-1932) - рус. сов. актёр и режиссёр.
 Работал в моек. Малом т-ре (1893-1918 и в 1921-23) и его филиале - Новом
 т-ре.
  Роли: Шпекин, Хлестаков ("Ревизор"), Молчалин; Агишин ("Женитьба
 Белугина" Островского и Соловьёва), Милов до-ров, Муров ("Без вины
 виноватые"), Беркутов ("Волки и овцы"), Лыков ("Девичий переполох"
 Крылова), Корнев ("Старый закал" Сумбатова-Южина), Альмавива
 ("Севильский цирюльник" Бомарше), Деметрий ("Сои в летнюю ночь"
 Шекспира), лорд Горинг ("Идеальный муж" Уайльда, был режиссёром этого
 спектакля), Аполлодор ("Цезарь и Клеопатра" Шоу) и др.
  Был актёром и режиссёром кино (с 1923). Занимался также педагогия,
 деятельностью. А. Шн.
  ХУДОЛ‚Й, Леонид Фёдорович [р. 30.V (12.VI). 1907] - рус. сов.
 дирижёр. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1954). Член Коммунистич. партии с
 1944. В 1933-35 - дирижёр-ассистент Большого т-ра (Москва), в 1935-40 -
 дирижёр Оперного т-ра им. Станиславского, в 1948-50-Оперной студии им.
 Станиславского (Москва), в 1950-51-гл. дирижёр Белорусского (Минск), в
 1951-54 - Латвийского (Рига), в 1954-58 - Харьковского, в 1958-63 -
 Горьков-ского т-ров оперы и балета. С 1963 - гл. дирижёр Молдавского
 т-ра оперы и балета (Кишинёв).
  Дирижировал операми: "Маскарад" Артамонова (1957), "Буковинцы"
 ("Карпатская быль") Карминского (1957), "Борис Годунов" (1955); "Овод"
 Спадавеккиа (1958)- в Харьковском т-ре онеры и балета; "Иван Сусанин"
 (1950); "Морозко" Красева (1951) - в Белорус. т-ре онеры и балета
 (Минск);
  "Князь Игорь" (1952); "Семья Тараса" Кабалевского (1952)- в Т-ре
 оперы и балета Латв. ССР; "Ермак" Касьянова (1962), "Каменный гость"
 Даргомыжского (1963) - в Горьковском т-ре оперы и балета; "Аурелия"
 Гершфельда (1963), "Отелло" Верди (1964), "Антоний и Клеопатра" Лазарева
 (1965)-в Молд. т-ре оперы и балета и др.
  Выступает в качестве симфонич. дирижёра и муз. критика. Вёл
 педагогич. работу в Московской, Ташкентской, Рижской, Харьковской,
 Кишинёвской консерваториях (доцент). А. Ив. ХУММАЕВ, ‚ламан
 (10.XI.1921-7.X. 1952)- туркм. сов. артист оперы (тенор). Нар. арт.
 Туркм. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1941 окончил
 оперную студию, при Туркм. т-ре оперы и балета. В 1942-52 - солист этого
 т-ра.
  Партии: Аман ("Счастливая молодость" Корчмарёва), Тахир ("Зохре и
 Тахир" Мухатова и Шапошникова), Биль-биль ("Гюль и Бильбиль"
 Шапошникова), Гариб ("Шасенем и Гариб" Овезова), Меджнун ("Лейли и
 Меджнун" Овезова и Мейтуса), Ахмет ("Юсуп и Ахмет" Шехтера и Кулиева),
 Канио; Пинкертон ("Чио-Чио-сан") и др.
  Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. Очерки истории, М., 1964. А.
 Ив.
  ХУМППИ, Юрий Ялмарович [р. 26.1(8.11). 1909] - фин. сов. актёр. Нар.

<< Пред.           стр. 836 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу