<< Пред. стр. 837 (из 913) След. >>
арт. РСФСР (1966). Сценич. деятельность начал в фин. рабочем т-ре вКанаде. В 1934 приехал в Сов. Союз. Работал лесорубом, сплавщиком. В
1940 вступил в труппу Фин. драм. т-ра в Петрозаводске. X.- характерный,
комедийный актёр. Обладает мягким заразительным юмором, острой
наблюдательностью. Создал яркие нац. нар. характеры в пьесах фин.
драматургов. Роли:
Пенттула ("Кража со взломом" Кант), Пелхё-Кустаа ("На сплавной реке"
Паккалы), Тобиас ("Сельские сапожники" Киви), Хиппо ("Куллерво" Эркко по
мотивам "Калевалы"), Пекка Эвастийна ("Бабье лето" Лассилы). В числе
лучших ролей X.: Хлестаков;
Пикалов ("Любовь Яровая"), Фирс ("Вишнёвый сад"), Счастливцев; Трубач
("Егор Булычев и другие"), Бублик ("Платон Кречет") и др.
Лит.: ЧеботаревскаяТ., В пути, "Театр", 1959, ЛЪ 12; Карело-финский
драматический театр. Сб., Таллин, 1956. М. Лифт.
ХУН ШЭНЬ (1894-1955) - кит. драматург, режиссёр. В 1920, вернувшись
из США, где получил образование, принимал участие в работе демократич.
театр. объединений: Шанхайской театр. ассоциации и Юж. об-ва. В 1922
написал антимилитаристскую пьесу "Чжао-Дьявол". Позднее возглавил
драма-тургич. об-во "Рассвет", в к-ром пост. свои пьесы, в т. ч. "Веер
молодой госпожи". В 1930-31 опубликовал "деревенскую трилогию" - пьесы
"Мост Угуй", "Ароматный рис" и "Драконов омут" - значит, произведение
кит. лит-ры критич. реализма. В период антияпон. войны (1937-45)
руководил театр. труппами "Спасение родины" и "Сопротивление врагу",
писал патриотич. пьесы. После образования КНР написал пьесу "Это и есть
американский образ жизни" и др. В. Ад.
ХУРШЙД (наст. ' фам. -Шарафутдинов), Шамсутдин (май 1892-13.IX.1960)
- узб. сов. поэт и драматург, режиссёр, переводчик. Засл. деят. иск-в
Узб. ССР (1941). Один из создателей жанра узб. музыкальной драмы. Лит..
деятельность начал в 1912. Писал стихи и литературно-критические статьи.
Сценическую деятельность начал в 1915 в Ташкентской любительской театр.
труппе "Ту ран", где сыграл ряд комедийных и остро характерных ролей в
пьесах азерб., тат. и узб. авторов. В 1918 написал первую пьесу - драму
"Новое и старое" - о борьбе молодёжи Туркестана против реакционеров
(пост. Образцовой краевой драматической узб. Tpynnoii). Творчество X.
способствовало становлению и развитию сов. узб. т-ра и драматургии.
Написал пьесы "Безграмотный бай"(1918),
"Маленький солдат" (1919), трагедию "Приговор Сиявуша" (1920), драму
"Сын кузнеца" (1920), исто-рич. драму "Туркестан" (1920). X. принадлежат
муз. комедии "Которая лучше" (1924), "Смех и слезы" (1926) и др. Особое
место в творчестве X. занимают пьесы "Фархад и Ширин" и "Лейли и
Меджнун" на сюжеты поэм Навои, пост. в 1923-24 Образцовой краевой драм.
труппой и др. узб. муз.-драм. т-рами и являющиеся первыми нац. муз.
спектаклями. Пьесы X. широко ставились в 20-нач. 30-х гг. узб. т-рами.
X. является также автором либретто опер "Лейли и Меджнун" (1940),
"Фархад и Ширин" (1957), пост. в Т-ре оперы и балета им. Навои. Перевёл
на узб. яз. пьесы азерб., рус. и др. авторов (У. Гаджибекова,
Мамедкулизаде, Шиллера, Билль-Белоцерковского и др.). В 1924-29 был
режиссёром узб. труппы "Тилак" ("Стремление").
Соч.: Фархад и Ширин, в кн.: Литературный Узбекистан" Таш., 1939;
Лейли и Меджнун, Таш., 1948; Избр. произведения, Таш., 1967. Нас.
ХУРШЙЛОВ, Магомед Абдуллаевич (1905-1958)- даг. сов. писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1935 (писал на рус. яз.). Написал
пьесы "Андалал, или Разгром Надир-шаха" (1944), "Суровые дни" (Кумыкский
т-р, 1954), "Шамиль, или Заложники" (1945). В 1955 инсценировка его
романа "Сулак-свидетель" пост. в Лезгинском драм. т-ре (1960-2-я ред.).
Писал историч. драмы. Пьесы X. ставились в Аварском, Кумыкском,
Лезгинском т-рах. М. Я.
ХУСАЙНОВ, Сатти (1906-1955) - узб. сов. драматург, публицист, лит. и
театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1926. В 1929 окончил
Среднеазиатский коммунистич. ун-т. Учился в Ин-те истории, философии и
лит-ры (ИФЛИ) в Москве. Литературно-критич. деятельность начал в 1926.
Автор пьес:
"Муть" (1930, Т-р им. Хамзы), "Подъём" (1931, Андижанский т-р),
"Победа" (1933, там же) и др. Пьесы X. отражают острую классовую борьбу
в период строительства социализма и победу сов. строя в городе и
деревне. Писал статьи и рецензии по вопросам т-ра и драматургии.
Соч. (на узб. яз.): "Юксалиш", Тош., 1931; "Тугри пул меваси", Тош.,
1932; "Галаба", Тош., 1933; "Омонат, Тош., 1934; "Кизил таёкчилар",
Тош., 1935; Узбек, театри, Самарканд, 1929. М. Ра.
ХУСЕА (Huszka), Енё (24.IV.1875-2.II.1960) - венг. композитор. В 1896
окончил Будапештскую коне. X.- представитель венской оперетты, следовал
традициям И. Кальмана и Ф. Легара. Его произв. ставились в т-рах Вены,
Нью-Йорка, Москвы ("Баронесса Лили") и др. городов мира.
Оперетты: "Герцог Бобслей" (1902, Нар. т-р, Будапешт), "Хризантема"
(1903), "Гюль Баба" (1905), "Барон Ребус" (1909, все в Королевском т-ре,
Будапешт), "Волшебная любовь" (Г907, Нар. т-р), "Свобода, любовь" (1955,
Венг. т-р оперетты в Будапеште) и др.
Лит.: Magyar szinhaztortenet, Bdp., 1962, old. 197-08, 20 i, 240. А.
Ив.
ХУТОРНАЯ (наст. фам.- Островерхова), Елизавета Алексеевна (р.
11.VI.1886) - укр. сов. актриса. Засл. арт. УССР (1952). Работу на сцене
начала в т-ре Н. Садовского (1907-17), потом выступала в агитбригадах на
фронтах гражд. войны. С 1920 работала в т-рах Винницы, Одессы, Полтавы,
Запорожья. В 1942-57 - актриса Житомирского (ныне - Запорожского) т-ра
им. Н. Щорса.
Лучшие роли: в дореволюц. т-ре - Василина ("Суета" Карпенко-Карого,
1911), Феодосия ("Две семьи" Кропивниц-кого, 1915), Зинька ("Лесной
цветок" Яновской, 1916), Еленка ("На первой гулянке" Васильченко, 1914);
Долорес ("Каменный властелин" Л. Украинки, 1914)1, в сов. время - Анна
Андреевна ("Ревизор", 1937), Сверчиха ("За двумя зайцами" Старицкого,
1940), бабушка Вера ("Молодая гвардия", 1952), Мария Тарасовна ("Платон
Кречет", 1957).
Снималась в кино. Творчеству X. присущи реали-стич. направленность,
выразительность деталей, нац. колорит. X. выступает как театр. критик.
Л. Б.
ХУЧУА, Павел Васильевич [р. 16(29).VII.1905]- груз. сов. музыковед.
Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1959). Кандидат искусствоведения. В 1937
окончил Ленингр. консерваторию. Автор ряда исследований по истории груз.
муз. т-ра. С 1937 - лектор Груз. филармонии. Ведёт педагогич. работу в
Тбилисской консерватории: с 1951 - доцент кафедры истории музыки, с 1957
- и. о. профессора.
Соч. (на груз. яз.): Дудэ Дзнеладзе, Тб., 1960; Захарий Палиашвили,
Тб., 1961; Мелитон Баланчивадзе, Тб., 1961 (на рус. яз.-Тб., 1964);
Шалва Тактакишвили, Тб., 1962; на рус. яз.: П. И. Чайковский. Тб., 1940;
Государственный заслуженный ансамбль народного танца Грузии, Тб., 1958;
Тбилисский государств, ордена Ленина театр оперы и балета им. Захария
Палиашвили, Тб., 1958 и 1962; Балет "Отелло" (муз. А. Д. Мачавариани),
Тб., 1958; Советская опера и балет, в сб.: Грузинская музыкальная
культура, М., 1957, и др.
ХЬЕЛЛАНН (Kielland), Аксель (14.II.1907-25. XI. 1963) - норв.
драматург. Лит. деятельность начал в 1927. В пьесах "Человек, которого
все хотят убить" (1938), "Ночь в Осло" (1939), "Деньги тетушки Рагны"
(1940, все пост. в Новом т-ре, Осло) реалистически воспроизведена
социально-политич. обстановка предвоенной Норвегии, выражен гневный
протест против фашизма. После немецко-фашистской оккупации страны (1940)
был арестован гестапо, бежал в Швецию, где в 1943 написал драму "Если
народ хочет жить" (т-р "Свободная норв. сцена", Стокгольм). Это произв.,
воспевающее героич. борьбу норв. народа против нем. оккупантов,
нелегально распространялось в Норвегии. Пьеса "Никогда, так никогда"
(1947, Новый т-р, Осло) - суровая отповедь коллаборационистам, попытка
разобраться в историч. корнях возникновения квислинговщины. В основу
пьесы "Господь и его слги" (1955, Нац. т-р, Осло), раскрывающей духовный
крах, аморальность, беспринципность и карьеризм священнослужителей,
положены материалы действительного судебного процесса. Идеей активной
борьбы за мир проникнута драма "Он сказал нет" (1959, Нац. т-р),
получившая междунар. признание. Антивоенные мотивы звучат в сатирич.
комедии "Её высочество, моя жена" (1961, Нац. т-р), направленной против
участия Норвегии в НАТО. X. стремился продолжать направление политпч.
"драмы идей" Н, Грига; его пьесы злободневны, открыто тенденциозны,
отличаются точным анализом взаимосвязей человека с обществ, жизнью, но
порой внутр. мир героев изображается в этих пьесах неглубоко,
схематично. На сов. сцене пост. пьеса "Он сказал нет" (1960, Центр, т-р
Сов. Армии).
Соч.: "Он сказал нет", пер. с норв., М., ВУОАП, 1960; то же в сб.:
Современная драматургия. Альманах, кн. 18, М., 1960; Herren og hans
tjenere, Oslo, 1955.
Лит.: Gjesdahl Р., Premierer og portretter, Oslo, 1957. Вл. М.
ХЭНКИН (Hankin), Сент-Джон Эдуард Чарлз (25.IX.1869-15.VI.1909) -
англ. драматург. Автор пьес "Два мистера Уэтербис" (1903), "Возвращение
блудного сына" (1905, т-р "Корт"), "Милосердие, которое началось дома"
(1906, там же), "Помолвка Кассилис" (1907), "Конец Д e Мюллен" (1908). В
этих пьесах X. старался решать социальные проблемы совр. ему общества,
отстаивал принципы реалистич. драматургии, выступал против
сентиментальности. Однако, натуралистически изображая действительность,
X. не видел средств борьбы со злом, приходил к пессимистич. выводам.
Лит.: Н о w e Р. Р., Dramatic portraits, L., 1913. ф. ff.
ХЭНСБЕРРИ, Хансберри (Hansberry), Лоррейн
(19.V.1930-12.1.1965)негритянский драматург. Жила в США. В 50-х гг.
сотрудничала в газете "Фридом", основанной П. Робсоном. В первой пьесе
"Изюминка на солнце" (1959) X. утверждает человеческое достоинство
негра, борется за равноправие своего народа. Это-первая пьеса
негритянского автора, пост. на Бродвее (отмечена пр. "Кружка
нью-йоркских театр. критиков"). Психологич. драма "Лозунг в окне Сиднея
Брустайна" (1964, "Лонгэкр т-р") направлена против реакц. философии и
иск-ва, утверждающих пессимизм, отчаяние, капитулянтство и абсурд.
Последняя пьеса X. "Белые" показывает жизнь одной из африканских стран
накануне независимости.
Соч.: "Изюминка на солнце", "Иностранная литература", 1959, ј 11; The
sign in the Sidney Brustein 's window, N. Y., 1965.
Лит.." О s s i D., On the significance of Lorraine Hansberr ry,
"Freedomways", 1965, v. 5, .ј 3; Сое R.'L., Le nouveau dramaturge noir
et son oeuvre, "Unite africaine", [DakarJ, 1964, 18 mai, ј 1.02. Г 3
ЦАГАРЕЙШВЙЛИ, Валериан Герасимович [р. 21.IV(4.V).1901 ] - груз. сов.
композитор, педагог. Засл. деят. пск-в Груз. ССР (1950). Чл.
Комму-нистич. партии с 1950. В 4942 окончил Тбилисскую консерваторию
(класс композиции А. М. Баланчи-вадзе). В 1935-43 - зав. муз. частью
Груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). С 1950 - худ. рук. Гос. ансамбля нар.
песни и танца Груз. ССР.
Автор детских опер: "Друзья" (соч. 1952), "Глупый мышонок" (соч.
1965); муз. комедий: "Сады цветут" (1940), "Голубые скалы" (1941),
"Затмение солнца" (1943, 1964), "Азнауреби" ("Дворяне", 1945), "Арсен"
(1945), "Любовь троих" (1946, все - в Грузинском т-ре муз. комедии,
Тбилиси) и др.; музыки к драматич. спектаклям.
С 1923 ведёт педагогич. работу. А. Ив. ЦАГАРЕЛИ, Авксентий Антонович
(21.11. 1857- 25.Vili. 1902)-груз. драматург. Творчество Ц.-значит. этап
в развитии нац. проф. т-ра. Его пьесы "имели целью дать картины из
нынешней жизни, и по этому пути никто не пошел дальше Цагарели" (И. Ч а
в ч а-в а д з e). Творчество Ц. отразило разочарование передовых кругов
в движении народников, процесс развития капитализма. Ц. пытается создать
образ нового героя, борца за справедливость. В его драматургии получает
развитие обличительно-реалистич. направление революц.-демократич.
лит-ры. В первой пьесе Ц. "Иные нынче времена" (1878) показана драма
пореформенного крестьянства. Автор рисует бессилие крестьян,
притесняемых помещиками, изображает городскую ремесленную и
мелкоторговую среду, противостоящую несправедливости. А. Н. Островский,
видевший эту пьесу на груз. сцене (1883), высоко её оценивал. Героиня
комедии "Ханума" (1882) - женщина с твёрдым характером. Поборниками
справедливости в этой пьесе являются представители городской бедноты.
Живость действия, яркость характеристик, острые диалоги, обилие комич.
положений определили успех комедии на груз. сцене. В комедии "С чем
п-ридёшь, с тем уйдёшь" (1902) Ц. разоблачает т. н. "патриотов" -
мелкобурж. интеллигентов, стремящихся к обогащению. В пьесе находят
отражение пессимистич. настроения, характерные для нек-рых групп
интеллигенции на рубеже 20 в., и в то же время создан образ волевого,
нравственно чистого человека. Среди лучших пьес Ц.- "Цимбирели" (1886).
Историко-романтич. пьесы Ц. ("Грузинка-мать" и др.) менее удачны. Мастер
бытовых реали-стич. комедий, Ц. использовал традиции как нац., так и
рус., и мировой драматургии. Пьесы Ц. переведены на арм. и осетинский
яз. На сюжеты пьес Ц. созданы: комич. опера "Кето и Котэ" Долидзе,
фильмы-"Ханума", "Кето и Котэ", "Иные нынче времена". Соч. (на груз.
яз.): Комедии, Тб., 1936.
Лит. (на груз. яз.): Г р и ш а ш в и л и И., Асико Цагарели, в его
кн.: Литературные очерки, Тб., 1952, с. 339-59;
Джанелидзе Д., Авксентий Цагарели, в кн.: Сахио-ба, Тб., 1958, с.
47-55; Хуцишвили С., Авксентий Цагарели, Тб., 1958. Д.ДЦАЙДАНЬ - комич.
женское амплуа кит. традиционного т-ра. Существует в двух жанрах традиц.
т-ра - в пекинской музыкальной драме и банцзы. С. С
ЦАККОНИ (Zacconi), Эрмете (14.IX.1857-14.X. 1948) - итал. актёр. Род.
в актёрской семье. С детских лет выступал на сцене вместе с родителями.
С 1873 играл в передвижных итал. труппах. С 80-х гг. занимал положение
ведущего актёра в труппах под рук. Дж. Эмануэля, К. Росси, Дж. Б. и В.
Марини. Формирование творчества Ц. проходило в период, когда в
зап.-европ. т-ре и драматургии господствующим направлением стал
натурализм. Ц. следовал за драматургами - натуралистами в их стремлении
раскрыть психологию "научно-исследованного" человека; он испытывал
влияние учения психиатра-криминалиста Ч. Ло-мброзо, уделял большое
внимание изучению вопросов психопатологии, явлений наследственности и
др. Тщательный анализ болезненных состояний человеческой психики
сопровождался у Ц. точным воспроизведением клинич. подробностей. Стре
мясь к углублённой трактовке образов, актёр чрез мерно подчёркивал
психич. и физич. страдания геро ев. В Освальде, одной из лучших ролей,
Ц. с патоло-гич. натурализмом передавал нервное, граничащее с истерией,
состояние больного героя. В 90-е гг. Ц. сыграл роли, к-рые в дальнейшем
также стали основными в его творчестве: Никита ("Власть тьмы"), Кузовкин
("Нахлебник" Тургенева), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти). В
1894 организовал собств. театр. труппу, к-рая ставила произв. совр.
драматургов: Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка, Дж. Джакозы, Дж.
Роветты, ГГ Коссы, М. Праги и др. В 1897 Ц. гастролировал в Вене. В 1899
и 1911 был приглашён Э. Дузе в её труппу; участвовал в спектаклях
"Джоконда", "Слава", "Мёртвый город" Д'Аннунцио, "Полусвет" Дюма-сына. В
шекспировских трагедиях Ц. особый успех имел в ролях Гамлета и Макбета,
меньше удались ему, по отзывам итал. критиков, роли Отелло и короля
Лира. Играл также роли Саула (в о. п. Альфьери), Фигаро; Кина ("Кин, или
Беспутство и гений" Дюма-отца), гл. роль в пьесе "Кардинал Ламбертини"
Те-стони и др. В 1911 и 1921 с триумфальным успехом выступал в Париже. В
1921 он вновь выступал вместе с вернувшейся на сцену Э. Дузе ("Женщина с
моря" Ибсена, "Закрытая дверь" Праги). В 1923 гастролировал в Юж.
Америке. Ц. постоянно обновлял репертуар, вводя в него произв. совр.
драматургов:
Д. Тумиати, Д. Никкодеми, А. Новелди и др. Среди значит, сценич.
работ, осуществлённых Ц. в последние годы творчества: граф дя Роккамонте
("Веер" Гольдони), Сократ ("Похвала Сократу" Платона). В канун 2-й
мировой войны Ц. оставил сцену, но в 1942 вернулся к театр.
деятельности, возглавлял труппу вместе с М. Баньи, Л. Кортесе, Дж.
Стиваль, Эрнес Цаккони (дочь Ц.).
Ц. неоднократно гастролировал в России (1898, 1917-18, 1922). С 1912
снимался в кино.
Лит.: Папазян В., По театрам мира, М.-Л., 1937, с. 133-141; Игнатов
С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940; С e
r v i A., Tre artisti:
Emanuel, Zacconi, Novelli, Bologna, 1900; К e г r A.,
Schau-spieikunst.... В., [1904]; Bracco R., Tra le arti e gli artisti,
Napoli, 1919; Parolieri G., Ermete Zacconi, Bologna, 1960.
ЦАЛИКОВ, Маирбек Курманович (р. 12. V. 1911)- осет. сов. актёр,
режиссёр, драматург, засл. арт. РСФСР (1949), нар. арт. С.-О. АССР
(1955). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. В 1935 окончил ЦЕТЕТИС (ныне
ГИТИС им. А. В. Луначарского). Со дня основания Сев.-Осет. муз.-драм.
т-ра работает в этом т-ре. Яркий характерный актёр, свободно владеет
иск-вом монолога.
Роли: Астрахан ("Чёрный туман" Джимиева), Дудар ("Дудар и его друзья"
Хачирова), Прохор ("Bacca Желез-нова"), Фигаро, Яровой; Кривенко
("Победители" Чирскова), Байрам ("Семья Аллана" Мухтарова).
Своеобразием, психо-логич. глубиной отличалась трактовка роли Яго.
Режиссёрскую работу начал в 1943. Пост. спектакли: "Жорж Данден"
Мольера, "Сказка" Туаева, "Наши друзья" Хубецовой, "Женихи" Токаева,
"Волшебник из Стракониц" Тыла и др.
Драматургич. деятельность начал в 1945. В 1956 написал
комедию-водевиль "Похождение Мурата", в 1965 - комедию "Упрямец" о
бригадирах комму-нистич. труда. Перевёл на осетинский яз.: "Жорж Данден"
Мольера, "Забавный случай" Гольдони, "Не всё коту масленица"
Островского, "Оптимистическую трагедию", "Гибель эскадры" и др. С 1935
ведёт педагогич. работу. В 1948 выпустил актёрский курс студии при нац.
т-ре. Л. Ним.
ЦАМ (тибетское ч х а м, монг. ц а м-танец)-тибетские пантомимич.
танцы. Возникли в глубокой древности в буддийских монастырях. Сюжеты Ц.
заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона.
Получили распространение у народов, исповедующих буддизм (монголы,
буряты и др.). Исполнялись в дни религиозных празднеств ламами
(буддийскими монахами).
Существовало множество вариантов Ц. Полное содержание их до наст.
времени хранится ламами в глубокой тайне. Существуют разл. толкования
сюжетов Ц. Одни исследователи считают, что в Ц. изображается парад
демонов и богов в представлении человека, попавшего в загробный мир;
другие утверждают, что пантомима изображает кару, постигшую гл. врага
буддизма - тибетского царя Ландарма, убитого буддистами в 842. По мнению
нек-рых исследователей, Ц. воспроизводит поздний вариант жертвенных
обрядов.
Пантомимич. танцы Ц. являются одновременна театр. зрелищем и
религиозным обрядом. Нек-рые монастыри славятся своей традиционной
постановкой того или другого Ц. В тибетских монастырях есть письменные
руководства для постановки Ц.
Представление Ц. готовилось заранее: за две недели обновлялись
костюмы, подготавливалась особая площадка, посреди двора устанавливали
балдахин (под к-рым впоследствии приносили жертву божествам), где
происходили пляски танцовщиков в специально обозначенных мелом или мукой
концентрич. кругах. Рядом с площадкой, в особом павильоне или под
открытым небом, размещался оркестр.
Пантомимич. танцы исполнялись в масках, изображавших головы разл.
животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, головы людей
увеличенных размеров. Исполнители ролей богов носили яркие и