<< Пред. стр. 839 (из 913) След. >>
Одесской консерваторий). Воспитал ряд сов. оперных артистов, в их числе- П. М. Норпов. Г ал. Б.
ЦВЕТКОВА, Елена Яковлевна (1872-1929)- рус. артистка оперы
(лирико-драматич. сопрано). В 1892 окончила Моск. консерваторию (класс
Е. А. Лав-ровской). Пела на сценах мн. частных антреприз- в Т-ре И. П.
Прянишникова (1892-93), Моск. частной рус. опере (1894-99), Товариществе
частной оперы (1899-1904), Оперном т-ре С. И. Зимина (1904-11) и др.
Искусство Ц. высоко ценили Ф. И. Шаляпин, Н. А. Рнмский-Корсаков. Певица
обладала голосом исключительной красоты н драматическим талантом.
Партии: Снегурочка, Вера Шелога, Ольга, Милитриса (о. п., "Боярыня
Вера Шелога", "Псковитянка", "Сказка о царе Салтане"
Римского-Корсакова), Татьяна; Кума, Иоанна ("Чародейка", "Орлеанская
дева" Чайковского), Ярославна, Мими и др. Современники считали Ц. лучшей
исполнительницей партии Иоанны.
Вела педагогич. работу в Киевской консерватории (1913-26);
преподавала в Москве.
Лит.: Я г о л и м Б., Жемчужина русской оперной сцены, "Сов. музыка",
1951, 11; Я к о в л e в В., Н. А. Рим-ский-Корсаков и оперный театр С.
И. Мамонтова, в кн.: Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946. Г ал Б
ЦВИКЛЙНЬСКАЯ (Cwiklinska), Мечислава (р. 1.1. 1880) - польская
актриса. В 1900 - в "Т-ре Людовы" (Варшава). В 1922-39 играла в
Варшавских т-рах (Летний, Малый и др.).
После освобождения страны от фашист, оккупантов (1945) выступала в
т-рах Варшавы и Кракова, много гастролировала по стране и за границей.
Лучшие роли: Камергерша ("Пан ЙовяльскшЬ), Оргонова ("Дамы и гусары")
Фредро, Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны). Для искусства Ц.
характерна реалистическая манера исполнения, в ее игре острый юмор
сочетается с большой сценич. правдой. Выразительная внешность, красивый
голос, личное обаяние снискали Ц. большую популярность. Ц.- лауреат Гос.
пр. ПНР.
Снимается в кино.
Лит.: Macicrakowski J., Natanson W., Mieczyslawa Cwiklinska, Warsz.,
1959. Л. Мал.
ЦЕДИСК (Центральный дом самодеятельного искусства) -
культурно-просветительное учреждение, созданное в 1932 в Москве (на
основе Дома им. Поленова) для руководства и помощи самодеятельности. В
1936 Ц. был реорганизован в Дом народного творчества имени Н. К.
Крупской.
ЦЕЙЛОНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва Цейлона - в нар.
играх, обрядах и танцах древних племён. Религиозные процессии
сопровождались песнями и танцами; в честь разл. божеств и легендарных
героев устраивались представления. О древнем происхождении т-ра на
Цейлоне свидетельствуют поэмы "Махавамса", "Чулавамса" и "Мандара". По
мере распространения на Цейлоне буддизма, в буддийских монастырях
возникали разл. формы мистериальной драмы. Эти представления состояли из
танцев и пантомимич. сцен, сопровождавшихся пением и декламацией
сказителя, пояснявшего их содержание. Помимо мистериального т-ра, на
Цейлоне существовали разл. формы нар. т-ра, из к-рых сохранились до
наст. времени: колам - представление в масках, основанное на танце и
пантомиме (одна из наиболее древних форм нар. т-ра, генетически
связанная с магическим и культовым церемониалом древних жителей
Цейлона); сокари - театр. представление комедийного характера, и др.
На основе нар.-муз. и танц. традиций возник новый вид т-ра - надагам
(словом "надагам" тамилы называли санскритскую муз.-танц. драму),
испытавший влияние юж.-инд. т-ра. Это - своеобразный муз. спектакль, в
к-ром гл. средством сценич. выразительности является пение (включаются
также танец, пантомима). Действие комментирует рассказчик под
аккомпанемент нац. оркестра. Сюжеты представлении - романтич. похождения
принцев, королей, полководцев или эпизоды из жизни Будды. Представление
длилось всю ночь и происходило на сценич. площадке полукруглой формы.
Наибольшую популярность эта драматургич. форма приобрела в нач. 19 в. (в
20 в. не ставятся).
Сценич. традиции надагама использует совр. т-р Цейлона. Становление
совр. т-ра связано с нац.-освободит. борьбой народов Цейлона. В конце 19
в. появились пьесы, имевшие чёткое деление на акты и сцены, был введён
занавес, писаные декорации, совр. осветительная техника, появились
первые женщины-актрисы. Новые пьесы, т. н. нритья, сохраняя муз.
характер надагама, включали и развитый прозаич. диалог. Среди пьес этого
жанра: "Ромлин" (1866), "Ролина" (1879), адаптация пьесы Шекспира "Ромео
и Джульетта" (1885) и др. Нритья на сюжеты сингальской истории и
мифологии писал Д. Де Силва ("Сри Сангобо", 1903, "Сри Вихрама
Раджасимха", 1906, "Вихара Маха Дева", 1916) и др. Пьесы эти ставили
проф. труппы "Агуя Субодха Натья Сабха" и "Виджая Ранга Сабха".
Драматург Ч. Диас в своих нритьях ("Сри Викрама Раджасимха",
"Падмавати", "Нагананда" и др.) использует инд. раги (своеобразные муз.
темы, служащие основой для творч. импровизации певца и музыканта),
развивает прозаич. диалог. В 20-30-е гг. 20 в. в драматургии впервые
появляется социальная тематика. Б. Джайманн показывает в своих пьесах
простых людей-тружеников цейлонского города ("Иранама", "Хадиси
Ви-нискайя" и др.).
Попытка организации совр. сингальского т-ра (сингалы - основное
население острова) была предпринята ещё в период брит. колониального
господства. Но театр. труппы, не имевшие поддержки, быстро прекращали
своё существование. Произв. новой драматургии (в отличие от пьес,
написанных на традиционные сюжеты) ставились обычно любительскими
коллективами.
Установление независимости Цейлона (1948) способствовало развитию
древних традиций нац. танца и музыки. Возникли новые театр. формы.
Больших успехов достиг совр. цейлонский балет, синтезирующий классич. и
нар. танц. иск-во. В 30-40-х гг. 20 в. появляются первые проф. танц.
коллективы, пропагандирующие древнее иск-во танца и особенно кандийский
танец. Известность получили танцовщики Читрасена, Ваджира, Према Кумара.
В 1944 Читра-сена создал школу и балетный коллектив. В своих пост. он
стремится объединять древние танцы в большие танц. представления. Среди
танцовщиков его труппы: Ланая Гуру, Банду, Сена и др., композитор
Амарадева. Здесь были пост. балеты: "Видура", "Равана", "Наль и
Дамаянти" (на сюжет инд. эпоса "Рамаяна", "Махабхарата"),
"Неприкасаемая", где впервые затронута социальная тематика, "Солёная
вода", "Триумф мира". В 1957 и в 1963 группа Читрасена гастролировала в
СССР. Према Кумара пост. в своей труппе, созданной в 40-х гг., балет
"Наваю-гая" ("Новый век") - о жизни совр. Цейлона. В 1955 организован
Национальный балет Цейлона и Академия танца.
Среди любительских театр. коллективов известность получила труппа при
университете в Коломбо. Здесь ставятся пьесы совр. сингальских
драматургов, а также пьесы Мольера, О. Уайлда и А. П. Чехова. Мел. Б.
ЦЕЛИКОВСКАЯ, Людмила Васильевна (р. 8. IX. 1919) - рус. сов. актриса.
Нар. арт. РСФСР (1963). Дочь В. В. Целиковского. В 1941 окончила Театр.
уч-ще им. Щукина, и с этого же года - в труппе Т-ра им. Вахтангова.
Среди первых ролей Ц.- озорная, изящная Дениза ("Мадемуазель Нитуш"
Эрве), царица Мария Нагая ("Великий государь" Соловьёва), Дженевра
("Глубокие корни" Гоу и ДЧОссо). Ц. - актриса лирич. склада, играет роли
драматич. и комедийные. В её исполнении сочетаются лирика и юмор.
Драматич. основы характера сценич. персонажей Ц. раскрывает в ролях:
Инкен Петере ("Перед заходом солнца" Гауптмана), Джульетты ("Ромео и
Джульетта" Шекспира). К лучшим ролям актрисы относятся также: Лаура
("Каменный гость", спектакль "Маленькие трагедии" Пушкина), Аглая
("Идиот" по Достоевскому), Медынская ("Фома Гордеев" по Горькому). С
1939 снимается в кино.
Др. роли: Клариче ("Слуга двух господ"), Элиза ("Соломенная шляпка"
Лабиша), Беатриче ("Много шума из ничего), Ирина ("В начале века" бр.
Тур и Шейнина), Серафима ("Раки" Михалкова), Ирина ("Потерянный сын"
Арбузова), Анна Петровна Войницкая ("Платонов" Чехова), Лиза ("Живой
труп"), Лаура ("Дундо Мароэ" Држича) и др. Д 0
ЦЕЛИКОВСКИЙ, Василий Васильевич (28.1. 1900-5.11. 1958) - рус. сов.
дирижёр. Нар. арт. Кирг. ССР (1944) и нар. арт. РСФСР (1955). Окончил
Моск. консерваторию по ф-там: дирижёрскому (класс К. С. Сараджева),
муз.-теоретическому (класс Г. Э. Конюса) и педагогич. (1924-30). В 1919
начал дирижёрскую деятельность в качестве рук. клубных хоров и симф.
коллективов. В 1934-36 -зав. муз. частью Большого т-ра. С 1937 - гл.
дирижёр, с 1939 - худ. рук. Кирг. муз.-драм. т-ра (Фрунзе). В 1949-56
работал на радио. Творч. деятельность Ц. имела большое значение для
развития кирг. муз. т-ра, подготовки артистов, дирижёров. Дирижировал
операми: "Аджал ордуна" (1-я ред. 1938; 2-я ред. 1939, 1948), "Айчурек"
(1939) Власова, Малдыбаева и Фере, "Патриоты" Власова и Фере (1941),
"Кокуль" Раухвергера (1942), "Евгений Онегин" (на кирг. яз., 1942) - все
в Кирг. муз.-драм. т-ре и в Кирг. т-ре оперы и балета.
Лит. соч.: Киргизский государственный музыкально-драматический театр.
в сб.: Искусство Советской .Киргизии, M.-Л., 1939 (совм. с А.
Куттубаевым). А. Ив.
Ц‚ЛЛЕР (Zeller), Карл (19.VI.1842- 17.VIII. 1898) - австр.
композитор. Автор комич. оперы "Жо-конд" (1876), оперетт - "Продавец
птиц" (1891, "Т-р ан дер Вин", Вена), "Рудокоп" (1894, там же; на рус.
сцене - "Мартин-рудокоп"), пользующихся огромной популярностью, и др.
соч. Представитель венской классич. оперетты, Ц. в своих произв.
воскресил традиции австр. зингшпиля, использовал фольклор Австрии. Его
мелодии отличаются свежестью и прозрачностью, мастерски разработаны
массовые сцены и финалы, сюжеты взяты из нар. жизни.
Лит.: Nick E., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. Hamb., 1954, S.
95-1U2. M. Ян.
Ц‚МАХ, Наум Лазаревич (1887-1939) - евр. актёр и режиссёр. В 1909-17
был организатором и участником любительских трупп, игравших на др.-евр.
яз. в городах Польши, Литвы, Австрии. Ц.- основатель, руководитель и
директор театра-студии "Габима", открытой в 1918 в Москве. Романтич.
актёр, Ц. исполнил в "Габиме" роли: Пророк ("Вечный жпд" Пинского, пост.
В. Л. Мчеделова, 1920; 2-я ред. 1924), Цадик ("Гадибук" Ан-ского, пост.
Вахтангова, 1922), Эдом {"Сон Иакова" Бер-Гофмана, пост. Б. М.
Сушкевича, 1925). В 1926-28 гастролировал с "Габимой" в странах Зап.
Европы и США. С 1928 жил в США; занимался режиссёрской деятельностью. Л.
В.
ЦЕМЛЙНСКИИ (Zemlinsky), Александер фон (4.Х. 1872-16. II 1.1942) -
австр. дирижёр и композитор. Поляк по происхождению. Окончил Венскую
консерваторию. Дирижировал в т-рах Вены (с 1900- "Карлстеатр", с
1906"Фольксопер", с 1908-Венская опера), Мангейма, затем снова в т-ре
"Фольксопер", в 1911-27-в Нем. опере в Праге. В 1927-32- дирижёр Гос.
оперы в Берлине. В 1933 вернулся в Вену, гастролировал в разных странах,
в т. ч. в СССР (1928 и в 30-х гг.). В 1938 эмигрировал в США.
Автор опер: "Зарема" (либр. А. Шёнберга по пьесе Р. Гот-шалля "Роза
Кавказа", 1897, Мюнхен), "Это было однажды" (19OU, Венская опера),
"Платье делает людей" (1910, Вена, "Фольксопер"), "Флорентийская
трагедия" (по о. п. Уайльда, 1917, Штутгарт), "Карлик" (по сказке "День
рождения инфанты" Уайльда, 1921, Франкфурт-на-Майне), "Меловой круг"
(133, Цюрих) и др.
Вместе с А. Шёнбергом Ц. организовал в Вене "Объединение творческих
мастеров музыки" (1904) для пропаганды совр. музыки. Б. Ш.
ЦЕНЗУРА ТЕАТРАЛЬНАЯ (лат. censura, от censeo - оцениваю) - надзор со
стороны органов власти за содержанием драм. произв. и всех видов театр.
зрелищ. Официально учреждения, ведающие надзором, стали называться
цензурой в 18 в. Ц. т. возникла одновременно с формированием проф.
театр. иск-ва.
Отдельные цензурные ограничения появились еще в Др. Греции. Они
сводились гл. обр. к запрещению выпадов против отдельных людей. Однако
эти запреты не всегда соблюдались (напр., в комедиях Аристофана). В Др.
Риме цензура усилилась - рим. драматург Невий (3 в. до и. э.) был
арестован и выслан за сатирич. выпады против Сципионов Метеллов. В
средние века, когда в руках церкви сосредоточились мн. функции гос.
власти, Ц. т. фактически осуществлялась представителями духовенства. Во
мн. зап.-еврои. странах Ц. т. стала систематич. с 15 в.
В Испании цензура была в ведении Совета инквизиции, к-рый обсуждал
опубликованные или пост. пьесы и имел право их запрещать. Периодически
издавались списки (индексы) драм. произв., подлежащих изъятию. Цензурные
ограничения особенно усилились при короле Филиппе II. В 1559 были
запрещены представления в церквах, в 1597- вообще все представления (в
1600 запрет отменён).
Во Франции Карл VI указом 1402 предоставил монополию на выступления в
столице "Братству страстей господних" при условии подчинения его трём
специальным королевским чиновникам, занимающимся цензурой. Театр.
представления в 15 в. подвергались предварит, просмотру, и если глава
труппы не соблюдал предписания властей, его штрафовали. В 1514 в Лилле
был издан декрет, запрещавший показывать со сцены в комич. виде особ
королевского рода. В 1538 франц. парламент обязал "базошей" (см.
"Базо-ши") представлять на просмотр экземпляр пьесы за 15 дней до
премьеры.
В 16-17 вв. функции Ц. т. исполняли местные власти: в Испании -
коррехидоры, затем алькальды, в Германии - представители магистратуры, в
Англии - лорд-камергер, подчинённый Тайному совету и Звёздной палате, во
Франции делами цензуры занимались парламент, королевские чиновники.
В Испании в сер. 17 в. были запрещены пьесы из жизни святых.
Во Франции в 1609 начальник полиции издал распоряжение, запрещающее
т-ру "Бургундский отель" показывать пьесы, не получившие одобрения
королевского прокурора. В 1641 Людовик XIII отменил предварит. цензуру,
учредив лишь последующий контроль (в 1701 Людовик XIV вновь ввёл
предварит, цензуру), однако 1-я ред. комедии "Тартюф" была запрещена до
её пост. (по требованиям цензуры пьеса переделывалась трижды, а в 1657
по настоянию духовенства была запрещена). В 18 в. цензура запретила
"Магомета" Вольтера, "Ка)ла IX" Шенье, неоднократно запрещалась комедия
"Женитьба Фигаро" Бомарше.
Во время Франц. бурж. революции Законодательное собрание в 1791
отменило цензуру. Но в янв. 1793, после пост. спектакля "Друг законов"
Лейя "Т-ром нации", направленного против якобинцев, против Робеспьера и
Марата, осмеянных под вымышленными именами, Конвент восстановил контроль
над спектаклями.
В отсталой полуфеодальной Германии 18 в. цензура боролась против
распространения идей Просвещения, Франц. бурж. революции. Наиболее
полное выражение эти идеи получили в свободолюбивых драмах Ф. Шиллера.
Драматург был вынужден вносить значит, изменения в текст драм
"Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Орлеанская дева", "Вильгельм
Телль". В Англии в 1737 парламент принял закон о Ц. т., вызванный пост.
сатирич. пьес в жанре "репетиции" - "Пасквин" и "Исторический календарь
за 1736 год" Филдинга. Согласно этому закону, ни одна пьеса не могла
быть пост. без предварительного просмотра лордом-камергером. С конца 18
в. в связи с социальными изменениями, растущими революц. настроениями в
стране, Ц. т. стала особенно строгой.
После контрреволюц. переворота во Франции 9 термидора были запрещены
пост. пьес якобинского репертуара. С нач. 19 в., в годы правления
Наполеона, бурж. гос-во, опираясь на широко разветвлённый бюрократич.
аппарат, сделало цензуру одним из орудий борьбы со свободами,
завоёванными народом в ходе революции. Революция 1830 уничтожила Ц. т.,
но уже в 1832 она была восстановлена правительством Луи Филиппа после
пост. драмы "Король забавляется" Гюго, в к-рой содержится призыв к
борьбе, мести коронованному тирану. В 1835 т. н. "сентябрьские законы"
вновь ввели предварит, цензуру. Среди запрещённых пьес этих лет: "Робер
Макер" Фредерика-Леметра (совм. с др. авторами), "Ветрен" Бальзака.
Ц. т. упразднялась во время революции 1848 (восстановлена в 1852
правительством Второй империи). В 1884 был издан закон, предоставлявший
право разрешения и запрета спектаклей мэрам городов, а в Париже -
префекту полиции.
В обществ, жизни Англии с нач. 19 в., когда утвердились реакц.
политич. и идеологич. тенденции, резко усилились цензурные притеснения,
к-рые привели к отрыву драматургии и театр. иск-ва от лит-ры. Драматург
Э. Булвер-Литтон в предисловии к своим пьесам (1841) писал, что не имел
возможности касаться в них сколько-нибудь значит, политич. проблем. В
1843 была отменена театр. монополия, однако цензура сохранилась.
В Германии после революции 1848 гнёт цензуры возрос. Особенным
преследованиям подвергались драматурги, входившие в лит. группу "Молодая
Германия".
До объединения Италии (в 1870) в разрозненных итал. гос-вах,
находившихся под разл. иноземными влияниями, формы Ц. т. были разными. В
Риме под руководством папы Пия VII работала в тесном содружестве с
полицией группа цензоров из духовных лиц, в обязанности к-рой входило
наблюдение за "пристойностью" спектаклей. Руководители театр. трупп
(капо-комико) представляли тексты пьес для просмотра специальному
чиновнику. В Неаполитанском королевстве при каждой труппе были учреждены
королевские комиссии, осуществлявшие контроль над текстом пьес, театр.
костюмами и т. д. После декрета 1811 копии всех пьес, идущих в т-рах,
должны были храниться в министерстве полиции. В Пьемонте цензурой ведал
чиновник или уполномоченный, назначаемый министерством внутр. дел. Во
время франц. господства (с 1800) цензура стала одним из звеньев
полицейской системы Наполеона. Однако по сравнению с австрийской она
была относительно либеральной - не дозволялись лишь пьесы, которые могли
повредить франц. интересам или были направлены лично против императора.
После крушения Наполеоновской империи (1814), возвращения австрийцев в
Ломбардо-Венецианскую обл., Тоскану, Парму утвердилась жесточайшая
феодальная и клерикальная реакция и были отменены все послабления в
области цензуры; в Милане был закрыт прогрессивный журнал
"Кончильяторе", возглавляемый драматургом С. Пеллико, в 1820 в Ломбардии
запрещены пост. свободолюбивых трагедий В. Альфьери. Цензурные строгости
усиливались в связи с обострением борьбы за нац. независимость. В
Тоскане цензура наложила запрет на пост. пьес: "Джованни да Прочида"
(1831), "Арнольд Брешианский" (1843) Никколини, "Кай Гракх" Монти
(1847). В 1867 министерство внутр. дел издало инструкцию, согласно к-рой
спектакли могли быть запрещены за разжигание вражды между общественными
классами, оскорбление личности монарха, представителей дружеств. держав
и др. Актриса А. Ристори в своих мемуарах (изд. 1888) писала:
"Патриотические сюжеты были совершенно запрещены... пересмотренные и
исправленные пьесы становились бессмысленными и теряли всякий
интерес...".
В Испании при Фердинанде VII, возглавившем феодально-клерикальную
реакцию, свирепствовала духовная и светская цензура. Фердинанд VII изъял
из репертуара т-ров трагедии "Атаульф" Сааведры, "Вдова Падильи"
Мартинеса де ла Росы, комедию "Когда девушки говорят "да"" Л. Фернандеса
де Мо-ратина. После революции 1820-23, когда мн. её участники были
казнены, брошены в тюрьмы, эмигрировали, цензурный гнёт достиг
неслыханной силы (гл. театр. цензором йыл монах Ф. Каррильо - духовник
приговорённых к смертной казни). В числе запрещённых пьес этого времени
- трагедия "Родриго, последний готский король" Хиля-и-Сарате, комедии
"Чудеса пренебрежения" Лопе де Вега, "Час от часу не легче" Кальдер она.
В период империализма Ц. т. оберегает театральное иск-во от
проникновения прогрессивных идей, охраняет мещанскую мораль и
нравственность. Установление фашистской диктатуры в Италии, Испании,
Германии превратило Ц. т. в орган террора, тормозящий развитие т-ра.