<< Пред.           стр. 840 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Запрещению подвергались пьесы авторов-антифашистов (напр., "Кровавая
 свадьба" Гарсиа Лорки, пьесы Б. Брехта), пьесы, написанные евреями или
 посв. евреям, в т. ч. классика ("Саул" Альфьери). Во время оккупации
 Италии нем. фашистами были запрещены пост. пьес, авторы к-рых
 принадлежали к нациям, воюющим с Германией (Шекспир, Шоу) и др. В совр.
 капиталистич. странах цензурная деятельность гос. властей обычно
 сочетается с духовной цензурой, особенно влиятельной в странах
 католицизма. Ц. т., как правило, строже, чем цензура в области лит-ры:
 пьесы, разрешённые к печати, нередко запрещаются для пост. в т-ре.
 Цензура распространяется на актёрское исполнение, театр. костюм и т. д.
 Задача бурж. цензуры - сохранение и упрочение существующего обществ,
 строя.
  В колониальных и зависимых от др. гос-в странах Ц. т. находится в
 зависимости от чужеземных властей. Её гл. цель - помешать театр. иск-ву
 стать средством борьбы за нац. освобождение. В бурж. странах наряду с
 прямым цензурным надзором существуют косвенные формы контроля, при к-рых
 драм. произв., неугодные правящим кругам, не подвергаясь официальному
 запрету, не допускаются на сцену. И. С.
  Ц. т. в России появилась в 18 в. одновременно с возникновением гор.
 демократич. т-ра. В 1750 в правительственном указе, разрешающем
 представление "комедий" в частных домах, содержалось уже первое
 цензурное ограничение - было запрещено выводить на сцене духовенство.
 Цензуру пьес, предназначенных к пост. в гос. публичном т-ре в Петербурге
 (учреждён в 175В), осуществлял директор т-ра (первая дошедшая до нас
 виза, разрешающая пост. спектакля, относится к 1766), а с 1799 -
 специальный цензор и др. должностные лица при театр. дирекции. В др.
 городах надзор за театр. зрелищами и нар. увеселениями был возложен на
 полицейские управы. Полицейский устав 1782 утвердил преследование
 сочинений, содержавших слова и поступки, противоречившие "закону и
 нравственности". В 18 в. гонениям цензуры подвергались сатирич. комедии
 Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль", ан-титиранич. трагедия Н.П.
 Николева "Сорена и Замир"; не получили сценич. воплощения комедии И. А.
 Крылова "Кофейница" и "Триумф" ("Подщипа"), мн. пьесы искажались
 купюрами. В 1793 по приговору сената была сожжена антимонархическая
 трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский", в 1798 снята со сцены
 сатирическая комедия В. В. Капниста "Ябеда".
  В 1804 вводится Ц. т., к-рая рассматривает пьесы, намеченные к пост.
 в т-рах России. Рассмотрение пьес поручалось цензурным к-там или
 директорам нар. уч-щ(под надзором местного начальства). Центр. органом
 цензуры являлся Петерб. цензурный к-т. В 1811 Ц. т. передаётся во вновь
 организованное Министерство полиции; помимо пьес, здесь рассматривались
 также оперные и балетные либретто, тексты ко всем муз. произв. С 1819
 цензуру произв., предназначенных для сцены, осуществляла, особая
 канцелярия министра внутр. дел, с 1828 - Третье отделение "собственной
 его императорского величества канцелярии". В 1-й четв. 19 в. были
 запрещены к пост. "Марфа Посадница" Ф. Ф; Иванова, "Горе от ума"
 Грибоедова, "Эгмонт" Гёте и мн. др. произв. Резкое усиление цензурного
 контроля произошло после восстания декабристов и революц. событий во
 Франции и Польше в 1830-31. В драм. произв. не допускались: обличение
 власти тиранов и их придворных, показ республиканского образа правления,
 политич. и нац.-освободит, борьбы, выражение сочувствия угнетённым.
 Запрещалась малейшая критика внутр. и внешней политики самодержавия,
 нельзя было показывать на сцене представителей царствующего дома и
 знаменитых дворянских фамилий. В Третьем отделении были сформулированы
 требования, направляющие драматургию и т-р на путь восхваления монархич.
 режима, показа торжества добродетели и наказания порока. Цензура произв.
 для сцены осуществлялась при непосредств. участии шефа жандармов (А. X.
 Бенкендорфа и др.), а иногда и самого царя. Среди отклонённых Ц. т.
 произв.: "Борис Годунов" и "Скупой рыцарь" Пушкина, "Маскарад"
 Лермонтова, "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская", "Театральный
 разъезд", "Ревизор" Гоголя (кано-нич.ред.),"Нахлебник" Тургенева, "Свои
 люди-сочтёмся", "Доходное место" Островского, "Смерть Пазухина"
 Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, мн. трагедии Шекспира (в т.
 ч. "Макбет", "Ричард III"), "Женитьба Фигаро" Бомарше, "Король
 забавляется" Гюго, "Эгмонт" Гёте, "Разбойники", "Заговор Фие-ско"
 Шиллера, оперы "Карл Смелый" ("Вильгельм Телль") Россини, "Риголетто"
 Верди и мн. др. произв.
  В 1865 Ц. т. перешла в ведение Гл. управления по делам печати при
 Министерстве внутр. дел. Правила о цензуре и печати, утверждённые 6 апр.
 1865, не изменили классового, охранительного характера цензуры. В 1888
 введена спец. цензура на произв., предназначенные для нар. т-ров. В 90-х
 гг. издаются казы, запрещающие ставить пьесы, показывающие отношения
 рабочих с хозяевами, волнения на фабриках и заводах и т. п. С 1901
 учреждается цензурный вадзор за сценич. истолкованием пьес в столичных
 lpax. В конце 19-нач. 20 вв. долгое время под цензурным запретом
 находились пьесы "Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Толстого,
 инсценировки романов "Воскресение" Л. Толстого, "Братья Карамазовы" и
 "Идиот" Достоевского, драмы Г. Ибсена ("Привидения", "Столпы общества" и
 др.), Г. Гауптмана ("Ткачи", "Перед восходом солнца"). Цензура
 преследовала пьесы М. Горького.
  Цензурный режим дореволюц. России тормозил развитие отечеств,
 драматургии и т-ра. Под нажимом цензуры зачастую менялись первонач.
 замыслы произв., искажался и сокращался их текст. Передовые деятели т-ра
 вели борьбу против Ц. т.: коллективный протест против цензуры,
 высказанный на 1-м (1897) и 2-м (1901) съездах сценич. деятелей,
 выступления К. С. Станиславского в нач. 1905, записка группы театр.
 работников "Нужды рус. т-ра" (опубл. в газ. "Слово" от 12 февр. 1905),
 поддержанная на съезде драм. и муз. писателей в 1906, требование
 уничтожить Ц. т., прозвучавшее на съезде деятелей нар. т-ра в 1916, и
 др.
  В советское время ТЕО Наркомпроса (с 19сент. 1918), Центротеатр (с 26
 авг. 1919), Репертком (с 9 февр. 1923), ГУРК (с 1933) вели работу,
 направленную на борьбу за высокоидейный и художественный репертуар,
 пересматривали старый дореволюционный репертуар (в первые годы Советской
 власти), утверждали репертуар зрелищных предприятий, организовывали
 работу с драматургами, обсуждение пьес, спектаклей и др. зрелищ. Эти
 учреждения рассматривали вновь написанные сочинения и давали разрешение
 на публичное их исполнение. В наст. время (1967) руководство т-рами,
 контроль за репертуаром осуществляет Министерство культуры СССР и его
 органы на местах.
  Лит.: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862
 год, СПБ, 1862; П о г о ж е в В., Проект законоположений об
 императорских театрах, т. 1-3, СПБ, 1900; Д р и з е н Н. В.,
 Драматическая цензура двух эпох, 1825-81, П., 1917; Купина М. Л.,
 Московский Художественный театр в донесениях царского цензора, 1901-1905
 гг., в кн.: Ежегодник МХТ 1948г.,т.1, М.-Л., 1950; Народный театр и
 драматическая цензура. Публикация В. А. Цинкович, в кн.: Театральное
 наследство, М., 1956; Рапорты театральной цензуры в годы первой русской
 революции. Публикация В. Цинкович, в кн.: Первая русская революция и
 театр. М., 1956; "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и
 крестьянского правительства за 1917- 1918 гг.", .No 68, ст. 740; 1919 г.
 - Л' 44, ст. 440; 1923 г. - ј 14, ст. 177; ј 27, ст. 310. В.Ц.-Н.
  Ц‚НИН, Сергей Александрович [р.21.1(3.II). 1903]-рус. сов. артист
 оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. муз.
 техникум им. Гнесиных (класс Г. П. Гандольфи) и был принят в труппу Муз.
 т-ра им. Немиро-вича-Данченко; продолжает работать после объединения
 этого т-ра с Оперным т-ром им. Станиславского в Муз. т-ре им.
 Станиславского и Немировича-Данченко
  (с 1961-зав. лит.-художеств. частью). Ученик В. И.
 Немировича-Данченко и П. А. Маркова. Голос Ц.- характерный тенор, *
 приближающийся к тенору-альтино.
  Партии: Кащей ("Кащей Бессмертный" Римского-Корса-кова), царь Менелай
 ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Олен-дорф ("Нищий студент" Миллёкера),
 Попович ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Зиновий Борисович
 ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Назар ("Семья Тараса" Кабалевского;
 Гос. пр. СССР, 1952), Каратаев, дон Хером ("Война и мир" и "Обручение в
 монастыре" Прокофьева), Император ("Хари Янош" Кодаи) и др.
  Автор либретто мн. сов. опер ("Семья Тараса", "Никита Вершинин"
 Кабалевского, "Фрол Скобе-ев" Хренникова, "Улица дель Корно" Молчанова и
 др.). Гал. Б.
  Ц‚НИН, Сергей Сергеевич [18(30).IX.1884-13.VI. 1964] - рус. сов.
 актёр. Засл. арт. РСФСР (1935). В 1909 окончил драм. курсы Малого т-ра и
 был принят в труппу этого т-ра. Вскоре уехал в провинцию, играл в т-рах,
 руководимых Н. Н. Синельниковым и Н. И. Соболыциковым-Самариным (Росте
 в-на-Дону, Одесса, Харьков и др.). В 1914-16 и 1919-50- актёр Камерного
 т-ра. В 1950-60 работал в Т-ре им. Пушкина. Ц. был одним из ведущих
 актёров Камерного т-ра, его сценич. образы были
 скульптурно-выразительны, колоритны. Исполнение Ц. комедийных ролей
 отмечено мягким юмором.
  Роли: принц Бульонский ("Адриенна Лекуврёр" Скриба и Легуве), Янк
 ("Косматая обезьяна" О'Нила), Креспино ("Веер" Гольдони), Креон
 ("Антигона" Газенклевера), Браун ("Опера нищих" Брехта и Вейля), Джон
 ("Машиналь" Тре-дуэлл), Берланг ("Он пришёл" Пристли), Вожак
 ("Оптимистическая трагедия"), Несвятипасха ("Дума о Британке"
 Яновского), Генерал ("Игрок" по Достоевскому). Ц. играл в опереттах,
 к-рые ставились в Камерном т-ре; роли: Музрук, Калабас
 ("Жирофле-Жирофля", "День и ночь" Лекока), Рис-лер ("Сирокко"
 Половинкина).
  Лит.: Игнатов С., Актёры Камерного театра, "Театр и драматургия",
 1935, ј 1. М.Лифш.
  ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - см. Библиотеки театральные.
  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР (ЦДТ) -рус. сов. театр для детей и
 юношества. Создан в 1936 на основе Московского театра для детей. Гл.
 реж. т-ра в 1936-37 - Н. И. Сац. ЦДТ - ведущий художеств. коллектив
 среди ТЮЗов страны, внёс значит. вклад в , создание нового репертуара,
 формирование художеств. и педагогич. принципов сценического иск-ва для
 детей. Среди спектаклей т-ра в 30-е гг.:
  "Серёжа Стрельцов" Любимовой, "Золотой ключик" А. Н. Толстого (1936),
 "Белеет парус одинокий" Катаева (1937), "Изобретатель и комедиант"
 Даниэля, "Коньки" Михалкова (оба в 1939).
  В годы Отечеств, войны в т-р влилась группа актёров и режиссёров
 Госцентюза (В. А. Сперантова и В. С. Колесаев) и Моск. т-ра для детей
 (3. А. Сажин, С. X. Гушанский). Т-р был эвакуирован в Сибирь (Киселёвск,
 'Новокузнецк), где ставил спектакли для взрослых и детей. Здесь шли
 пьесы К. М. Симонова, М. А. Светлова, В. А. Каверина, А. Я. Бруштейн. В
 1943 т-р вернулся в Москву. Лучшие спектакли т-ра, и прежде всего
 спектакли о современности, решают серьёзные идейно-воспитательные
 задачи. В репертуар ЦДТ входят произв. разл. жанров - от сказки,
 водевиля до романтич. драмы и трагедий. Спектакли т-ра рассчитаны в
 основном на зрителей школьного возраста.
  Среди спектаклей: "Сын полка" Катаева (1945, реж. П. В. Никандров),
 "Два капитана" Каверина (1948, реж. В. С. Колесаев), "Красный галстук"
 (1947, реж. Л. А. Волков), "Сомбреро" (1957, реж. А. А. Некрасова) и "Я
 хочу домой" (1949; Гос. пр. СССР, 1950; реж. О. II. Пыжова и Б. В.
 Бибиков) Михалкова, "Как закалялась сталь" (1947, реж. Колесаев);
 "Снежок" Любимовой (1948, реж. Колесаев), "Где-то в Сибири" Ирошниковой
 (1949, реж. Г. А. Товстоногов),
  "Друг мой, Колька!" Хмелика (1959, реж. А.В.Эфрос), "Они и мы"
 Долининой (1964, реж. Эфрос).
  Значит, место в определении идейно-художеств. принципов ЦДТ заняла
 драматургия В. С. Розова. На сцене театра впервые были пост. его пьесы:
 "Её друзья" (1949, реж. Пыжова и Бибиков), "Страница жизни" (1953, реж.
 М. О. Кнебель), "В добрый час" (1954), "В поисках радости" (1957),
 "Неравный бой" (1960), "Перед ужином" (1962) - все пост. реж. Эфросом;
 "Традиционный сбор" (1967, реж. Кнебель), получившие впоследствии
 широкое распространение на сценах т-ров страны. Спектакли затрагивали
 проблемы жизни молодёжи - поиски своего пути в жизни, вопросы любви,
 дружбы. Для младшего возраста пост.: "Сказки" Маршака (1941, реж. В. Ф.
 Дудин), "Город мастеров" Габбе (1944; Гос. пр. СССР, 1946; реж.
 Колесаев), "Снежная королева" Шварца (1948, реж. Пыжова и Бибиков),
 "Конёк-Горбунок" по Ершову (1952, реж. Кнебель и Некрасова),
 "Димка-невидимка" Коростылёва и Львовского (1955, реж. О. Н. Ефремов),
 "Сказки Пушкина" (1966, реж. Л. С. Танюк).
  ЦДТ постоянно работает над классич. драматургией. На его сцене были
 пост. спектакли: "Недоросль" (1939, 1950, 1964); "Не было ни гроша, да
 вдруг алтын" Островского (1948), "Горе от ума" (1951, реж. Кнебель),
 "Мёртвые души" (1951, реж. Кнебель), "Доходное место" (1953, реж.
 Некрасова), "Мещанин во дворянстве" (1954, реж. Кнебель), "Борис
 Годунов" (1957, реж. Эфрос), "Женитьба" (1963, реж. Эфрос). Ставятся
 пьесы драматургов стран нар. демократии: "Волынщик из Стракониц" Тыла
 (1952, реж. Колесаев), "Король Матиуш Первый" по Я. Кор-чаку (1965, реж.
 П. Н. Фоменко) и др.
  Большое значение придаётся в т-ре художеств. оформлению спектакля,
 созданию яркого, праздничного, красочного представления. Т-р привлекал
 известных сов. художников - К. Ф. Юона, В. В. Дмитриева, П. В. Вильямса,
 Ю. II. Пименова, В. Ф. Рындина, Н'. Я. Шифрина, Б. Г. Кноблока, Вяч.
 Иванова. Музыку для спектаклей писали композиторы: Д. Б. Кабалевский, Л.
 А. Половинкип, С. С. Прокофьев, Т. Н. Хренников, В. Я. Шебалин, Ю. А.
 Шапорин, А. Э. Спадавеккиа и др. С 1945 при т-ре существует
 драматическая студия (худ. рук. Некрасова).
  На всём протяжении своей творч. деятельности ЦДТ тесно связан со
 зрителями-школьниками и педагогами. Большую воспитательную работу
 проводит педагогич. часть т-ра, работают школьный и педаго-гич. активы,
 при т-ре организован "Клуб искусств". В 1965 создан передвижной филиал
 т-ра.
  После Н. И. Сац гл. режиссёрами ЦДТ были:
  В. Ф. Дудин (1937-43), Л. А. Волков (1943-48), О. И. Пыжова
 (1948-50), В. С. Колесаев (1950-54), М. О. Кнебель (1955-60 и с 1966). В
 т-ре в разл. годы работали актёры: Т. Д. Соловьёв, Л. С. -Чернышёва, А.
 И. Дмитриева; режиссёры: О. Н. Ефремов, А. В. Эфрос. С 1945 директор
 т-ра - К. Я. Шах-Азизов (в 1960-66 - худ. рук. т-ра).
  В труппе т-ра (1966): нар. арт. РСФСР В. А. Спе-рантова, И. Д.
 Воронов; нар. арт. Тадж. ССР Г. Д. Степанов; засл. арт. РСФСР М'. Т.
 Андросов, А. В. Елисеева, К. П. Коренева, М. Г. Куприянова, М. С.
 Нейман, Г. Г. Новожилова, Е. В. Перов, Г. 'М. Печников, 3. А. Сажин, Т.
 Н. Струкова, Н. И. Фирсов, М. И. Холодов, А. М. Щукин; засл. арт. Груз.
 ССР Д. А. Иванов; актёры Т. И. Гулевич, П. В. Должанов, В. Я. Заливин,
 Г. Г. Иванова, Т. Д. Надеждина, В. С. Ованесов, П. Г. Павлов, В. И.
 Полупарнев, С. Г. Соколов, Н. Ф. Терновская, В. А. Туманова, Е. Н.
 Фирсова.
  Лит.: Сац Н., Дети приходят в театр. М., 1961; Г о -зенпуд А. Н.,
 Театры для детей, в кн.: Очерки истории русского советского
 драматического театра, т. 1, М., 1954; там же, т. 2, М., 1960; там же,
 т. 3, М., 1961. 7Г. Ш. -А.
  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
  (ЦДРИ) - культурно-просветительное учреждение, организованное в
 Москве в 1930 при ЦК профсоюза работников иск-в. Первонач. назв.- "Клуб
 театр. работников". В 1934, слившись с клубом художников, стал
 именоваться "Клубом мастеров иск-в". В создании клуба активно
 участвовали Ф. Я. Кон, И. М. Москвин, В. В. Барсова, В. И. Качалов, М.
 М. Климов, А. Я. Таиров и др. Клуб часто посещали М. Горький, В. В.
 Маяковский, А. В. Луначарский, В. П. Чкалов, Демьян Бедный, А. Н.
 Толстой. В 1939 Клуб мастеров иск-в получил своё нынешнее помещение
 (Пушечная ул., 9) и стал именоваться ЦДРИ СССР. ЦДРИ объединяет
 работников т-ра, музыки" изобразит, иск-ва. Имеются творч. секции:
 политико-массовая, т-ра и кино, музыки, изобразит. иск-ва, эстрады и
 цирка, молодёжи, по работе среди детей и юношества, культурной связи с
 зарубежными деятелями иск-в. При ЦДРИ есть библиотека с фондом св. 100
 тыс. томов. ЦДРИ организует лекции, диспуты, творч. вечера мастеров
 иск-в, художеств. выставки, экскурсии, Вечера отдыха, встречи с учёными,
 писателями, новаторами социалистич, промышленности и сельского хоз-ва,
 зарубежными деятелями иск-в. При ЦДРИ работает филиал Ун-та
 марксизма-ленинизма МГК КПСС, ун-ты и лектории по разл. вопросам иск-ва,
 культуры, марксистско-ленинской эстетики. Организованы муз.-творч.
 объединения (педагогов-музыкантов, камерной музыки, вокалистов,
 музыкантов-духовиков, виолончелистов, арфистов), творч. коллективы -
 симфонич. оркестр, ансамбль альтистов. В 1962 при ЦДРИ создан Т-р чтеца
 и поэта. Работает клуб любителей книги, клуб филателистов, В ЦДРИ
 выпускаются устные журналы для детей и юношества. Работает клуб
 творческой молодёжи с устным журналом "Дружба". Совм. с Центр. детским
 т-ром ЦДРИ организовал клуб иск-в для школьников. В ЦДРИ созданы Нар.
 филармония и Детская нар. филармония.
  Председателями правления ЦДРИ были: Ф. Я. Кон (1930-35), И. М.
 Москвин (1936-40), затем В. В. Барсова (1941-64; с 1964 - почётный
 председатель); с 1964-0. В. Лепешинская. Первый директор ЦДРИ - Б. М.
 Филиппов, с 1964 - В. Г. Зозу-лин. В работе ЦДРИ активное участие
 принимают ведущие мастера и творч. молодёжь Москвы.
  Лит.: Клуб мастеров искусств, М., 1934; ЦДРИ (Положение о работе ЦДРИ
 СССР), М., 1947; Филиппов Б., Творческие встречи, М., 1951; его же,
 Актеры без грима, М., 1967. С. Г.
  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ
 (Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И.
 Глинки)- крупнейший сов. муз. музей (Москва). Осн. в 1943 на базе
 мемориального музея Н. Г. Рубинштейна при Моск. консерватории (осн.
 1912); с 1954 носит имя М. И. Глинки. В фондах музея автографы (муз.
 рукописи, письма и др.) рус., сов. и зарубежных композиторов, архивы
 оперных певцов, режиссёров, критиков, редкие нотные и книжные издания;
 иконография (эскизы декораций, макеты оперных и балетных пост.,
 живопись, графика, скульптура, фото, негативы); коллекции редких
 грамзаписей, муз. инструментов, программ, афиш т-ров;
 мемориально-вещественные реликвии и др. В. Бр.
  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ под руководством народного артиста СССР С. В.
 Образцова - крупнейший сов. т-р кукол. Организован в 1931 в Москве при
 Центр, доме художеств. воспитания детей.
  Со дня организации т-р возглавляет С. В. Образцов. В первом составе
 труппы было 9 актёров, гл. обр. из агиттеатров кукол. Спектакли т-ра
 начались марионеточным представлением "Цирк на сцене", в к-ром приняли
 участие нар. кукольники И.А.Зайцев и А. Д. Триганова. В 1932 была
 показана премьера "Джим и Доллар" Глобы. Спектакль отличался чёткостью
 режиссёрского рисунка, динамизмом, выразительностью актёрских образов
 (негритёнок Джим - Сперанский, собака Доллар - Михайлов). Стремление
 т-ра раскрыть проблемы современности средствами иск-ва т-ра кукол
 проявилось в спектаклях: "Эхо-болтун" Курдюмова (1933), "Поросёнок в
 ванне" Сперанского (1933), "Пузан" Матвеева (1934). Лиризмом чеховских
 образов была проникнута пост. "Каягтанки" (1935,инсц. Сперанского). В
 т-ре были пост. спектакли: "Гусёнок" Гернет и Гуревич (1935), "Волшебная
 калоша" Матвеева (1936), "По щучьему веленью" Тараховской (1936) и др. В
 спектакле, рассчитанном на взрослого зрителя, "Волшебная лампа Аладина"
 Гернет (1940) впервые были применены тростевые куклы. В нём раскрывалась
 тема свободы человеч. личности, обретения счастья в борьбе. Среди лучших

<< Пред.           стр. 840 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу