<< Пред.           стр. 843 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Гастролировала в США, Лат. Америке, Австрии, Швеции.
  Лит.: Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр
 оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1958. Эт. Г.
  HlIKKEP(Cikker), Ян (р. 29.VII.1911) - словацкий композитор и муз.
 педагог. Учился в Пражской консерватории у Я. Кржички по классу
 композиции, а также по классу органа и дирижирования, затем в Вене у Ф.
 Вейнгартнера. Ц. обогатил словацкую муз. культуру совр. выразит,
 средствами. Композитор тяготеет к созданию широких историч. картин.
 Непосредственность, эмоциональность, темперамент придают музыке Ц.
 острый драматизм.
  Автор опер: "Юро Яношик" (1954, Нац. т-р, Братислава;
  2-я ред.- 1 956, там же), "Бег Баязид" (1957, там же), "Мистер Округ"
 (по рождественским рассказам Диккенса, 1958), "Воскресение" (по Л.
 Толстому, 1962, Прага).
  Ведёт педагогич. работу. В 1939-49 - преподавал в Братиславской
 консерватории, с 1951 - в Высшей академии муз. иск-в в Братиславе
 (профессор).
  Лит.: S a m k о J., Jan Cikker. Profil skladatela, Brat., 1955; V o l
 e k J., Opera roku Vzkriseni, "Hudebni rozhledy", 1962, ј 13. Ал. М.
  ЦИМБАЛ, Сергей Львович [р. 28.IX(11.X).1907] - рус. сов. критик. Чл.
 Коммунистич. партии с 1945. В 1929 окончил Высшие курсы искусствоведения
 (Ленинград). В 1932-38 был зам. ответств. редактора и членом редколлегии
 журналов "Рабочий и театр", "Искусство и жизнь"; в 1946-47 - зав. лит.
 частью Ленингр. т-ра Комедии. Автор ряда монографий и статей о сов.
 актёрах и драматургах. Преподавал в Ленпнгр. театр. ин-те (1946-47), с
 1959 - в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии.
  Соч.: Актёр-мыслитель, в кн.: И. Н. Певцов. 1879-1934, Л., 1935; ...
 Н. К. Симонов, Л., 1951 (под псевд. С. Остро-ухов); А. И. Лариков, Л.,
 1951; Творческая судьба Певцова, Л.-М., 1957; Актёр и драматург, Л.-М.,
 1960: Евгений Шварц, [Л., 1961]; Василий Меркурьев, Л.-М., 1963;
  Театральная новизна и театральная современность, Л.-М., 1964;
 Зрелость актёра (О творчестве Ю. В. Толубеева), в сб.: Театральный
 альманах, Л., 1947; Оптимистическая трагедия, в кн.: Полк обращается к
 потомству, М.-Л., 1960; Мера правды и мера искусства, "Театра, 1948, ј
 2;
  Мысль и воображение актёра, "Нева", 1955, ј 1; Язык театра и
 современность, там же, 1962, ј 12; Театральные сказки Евгения Шварца, в
 кн.: Ленинградские писатели детям. Л., 1954; Добрая и беспокойная
 фантазия сказочника, в кн.: Шварц E., Пьесы, Л., 1960; Об Александре
 Копкове, в кн.: К о п к о в А., "Слон" и "Царь Потап", Л., 1964. С. Др.
  ЦЙННЕР (Zinner), Хедда (р. 20.V.1907) - нем. писательница, драматург.
 В 4923-25 посещала Венскую театр. школу и проходила стажировку в
 "Рай-мундтеатре". Играла в т-рах Штутгарта, Баден-Ба-дена, Бреслау,
 Цвиккау. В 1929 вступила в Коммунистич. партию Германии и начала
 работать журналисткой в газ. "Роте фане" (Берлин). Из-за преследований
 со стороны нацистов в 1933 эмигрировала за границу. В 1934 открыла в
 Праге нем. политико-са-тирич. кабаре "Студио 1934", в к-ром началась её
 драматургич. деятельность. В 1935-45 жила в СССР. С 1945 живёт в ГДР.
  Используя документальные материалы, Ц. написала драму "Чёртов круг"
 (1953), посв. Г. Димитрову (Нац. пр. ГДР, 1954, в 1957 по этой пьесе
 пост. фильм). Ей принадлежат также: пьеса для радио "Генерал Ландт"
 (1951, по мотивам романа М. Додд "Посеешь ветер"), историч. драма
 "Лютовцы" (1955), пьеса "В любом случае подозрительно" (1959), комедия
 "Что было бы, если бы..." (1959), драма "Баллада о Равенсбруке" (1961),
 посв. интернациональной солидарности женщин, борьбе с гитлеровцами в
 нацистском концлагере, пьеса для детского т-ра "Место действия -
 учительская" (1961). И. Н.
  ЦИНЦАДЗЕ, Сулхан Фёдорович (р. 23.VIII.1925)- груз. сов. композитор.
 Нар. арт. Груз. ССР (1961). Окончил Моск. консерваторию в 1950 по классу
 виолончели С. М. Козолупова и в 1953 - по классу композиции С. С.
 Богатырёва. В 1944-46 - участник струнного квартета Груз. филармонии.
  Автор оперы "Золотое руно" (соч. 1953), оперетты "Паутина" (1964,
 Тбилисский т-р муз. комедии), детского балета "Сокровище голубой горы"
 (1956, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси), балетов - "Демон"
 (либр. В. М. Чабукиани по о. п. Лермонтова, 1961, там же) и кПоэма" на
 муз. своей Второй симфонии (1965, Моск. муз. т-р им. К. С.
 Станиславского и В. И. Немировича-Данченко); музыки к кинофильмам и др.
 Д ff g
  ЦИРЙХОВ, Пётр Казбекович (р. 7.VI.1911) - осетинский сов. актёр. Нар.
 арт. С.-О. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1949). Чл. Коммунистич. партии
 с 1944. В 1935 окончил ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС им. Луначарского). Работает в
 Сев.-Осет. муз.-драм. т-ре со дня его основания (1935). Создал галерею
 ярких нац. характеров в пьесах осетинских драматургов.
  Роли: Пастух ("Две сестры" Бритаева), Мулдар ("Свадьба" Джимиева),
 Уари ("Женихи" Токаева), Цела ("Желание Паша" Туаева), Фаюнин
 ("Нашествие"), Швандя и профессор Горностаев ("Любовь Яровая"), Сиплый
 ("Оптимистическая трагедия"). Павлин ("Егор Булычев и другие"), Берсенев
 ("Разлом"), Курослепов (Горячее сердце").
  В пьесе "Кремлёвские куранты" Ц. .играл роль В. И. Ленина. Л. Ним.
  ЦИРК (лат. circus, букв - круг) - здание для цирковых представлений.
 В Др. Риме - эллипсовидная арена с трибунами. На арене демонстрировались
 бега колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты,
 эквилибристы, жонглёры, комики и др. Большой цирк в Риме, по словам
 Плиния Старшего, вмещал до 250 000 зрителей.
  В Испании, Мексике и нек-рых др. странах - большая арена, окружённая
 местами для зрителей, предназначенная для демонстрации боя быков.
  Совр. Ц. имеет круглую арену диаметром ок. 13 м, обнесённую жёстким
 барьером, и сферический купол, необходимый для воздушных гимнастич.
 номеров. См. Цирковое искусство.
  Лит.: Сергеенко М. E., Жизнь древнего Рима, М.-Л., 1964, гл, "Цирк";
 Кузнецов E., Цирк, М.-Л., 1931, гл. l. f0, Д,
  "ЦИРК" - рус. сов. двухнедельный иллюстрированный журнал. Орган
 Центр, управления гос. цирками (ЦУГЦ). Выходил в Москве с 10 янв. 1925
 по 23 апр. 1927 в изд. ЦУГЦа (1926 - в изд. Теакинопечати). Наряду с
 обширным хроникально-информационным материалом о деятельности цирков в
 СССР и за рубежом здесь публиковались обзорные статьи, статьи-справки
 историч. характера, творч. портреты отечественных и зарубежных артистов
 цирка, библио-графич. заметки и др. Преемником "Ц." был журнал "Цирк и
 эстрада". . А. Шн.
  "ЦИРК И ЭСТРАДА" - рус. сов. двухнедельный журнал, посвящённый
 вопросам циркового и эстрадного иск-ва. Выходил в Москве с 1927 по 1930
 в изд. Теакинопечати. С 1963 выходит журн. "Советская эстрада и цирк".
  ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО - вид иск-ва, предусматривающий демонстрацию силы,
 ловкости и смелости, включающий шутки клоунов, большие тема-тич.
 представления, т. н. пантомимы, и др. Первоосновой циркового
 представления являются трюк, номера, построенные на эксцентрике.
  Происхождение Ц. и. связано с обрядами, играми, бытом. На Востоке, в
 частности в Китае, ремесленники, чтобы показать крепость сплетённого ими
 каната, ходили и бегали по нему, растянув канат между двумя подставками.
 Так рождалось иск-во канатоходцев. Акробатич. номера первоначально
 связаны с культовыми действиями. Проф. акробаты, эквилибристы, жонглёры
 были известны в Др. Греции, Др. Риме, Китае, Византии и др. странах. В
 период средневековья бродячие артисты выступали на городских и сельских
 площадях, демонстрируя акроба-тич. номера.
  С 16 в. в Европе получили развитие школы верховой езды (конные бои
 требовали особой подготовки всадников), в к-рых гл. внимание отводилось
 вольтижировке; позже возникли высшая школа верховой езды, дрессировка
 лошадей. Выдвинулись наездники:
  Ч. Фиаск, Паскваль, Гризо, дОр и др. В Лондоне с нач. 60-х гг. 18 в.
 конные представления дают Ш. Прайс и Т. Джонсон, в Вене-Поте, Уийр и
 Семсон, в Париже - Гиам и др. Иск-во наездников и дрессировки лошадей
 демонстрировалось в специально построенных манежах (амфитеатрах). В 1764
 в Москве и в 1765 в Петербурге такие амфитеатры построил англ. наездник
 Дж. Бейтс. В 1770 Ф. Астлей организовал в Лондоне школу верховой езды, в
 к-рой давались конные представления. В 1780 он выстроил амфитеатр. где
 выступали наездники, дрессировщики, акробаты, ставились пантомимы,
 включавшие конные номера ("Смерть капитана Кука"). Это был первый
 стационарный цирк. В 1782 Астлей организовал такие же представления в
 Париже. В 1807 Л. и А. Франкони выстроили в Париже новое здание, назвав
 его Олимпийским цирком, т. к. по приказу Наполеона I (1806) количество
 т-ров в Париже было строго ограничено. С тех пор все зрелищные
 предприятия, включавшие конные номера, именовались цирками. Франкони
 внесли в конные представления элементы театрализации (сцены на лошадях).
 Из ярмарочных балаганов в цирк переходит ярмарочный акробат Ж. Б.
 Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приёмами клоунады, и
 др. акробаты, гимнасты, эквилибристы, жонглёры. В цирке ставятся
 эффектные феерии, в к-рых гл. место занимают конные манёвры и сражения;
 в них прославляются походы Наполеона, Франция ("Въезд Генриха IV в
 Париж", "Орлеанская дева" и др.).
  В др. странах также создаются стационарные и полустационарные цирки:
 Христофа де Баха - в Вене (1808), Ж. Турниера - в Петербурге (1827) и
 др. Развитие получают передвижные цирки-Б. Фуро, Ф. Луассе, Ш. Прайса,
 А. Гверра и др. В 40-х гг. 19 в. на первое место выходит предприятие Э.
 Ренца, к-рый усилил трюковую и комедийную направленность номеров,
 отказался от приспособления к вкусам аристократич. публики (что было
 характерно для Франкони и его подражателей). В 1856 Ренц выстроил
 каменный цирк в Берлине. Среди крупных цирков сер. 19 в.- цирки Б.
 Луассе в Голландии, Дании и Швеции, В. Карре - на Балканах (в 1863
 создал стационар в Амстердаме). Постоянные цирки открывают в Берлине Г.
 Шуман (1868), в Брюсселе- Э. Вульф (1892). В этих цирках получают
 развитие конно-акробатич. номера: жокеи, парфосная езда, сальто-мортале
 на лошади. Увеличиваются группы дрессированных лошадей, усложняются
 исполняемые дми трюки. В области высшей школы верховой езды выделяется
 англичанин Д. Филлис, дебютировавший в Париже в 1873.
  Во 2-й пол. 19 в. появляются ковёрные клоуны. Они исполняют комич.
 интермедии в паузах между номерами, выступают в карикатурных бытовых
 костюмах. Среди первых ковёрных клоунов: Том Бел-линг, Гедвик, Гийон,
 Коваллини и др. Маска Пьеро, перешедшая на арену из нар. фарсов,
 трансформируется в иск-ве т. н. белого клоуна, к-рый вместе с т. н.
 рыжим разыгрывает комич. сценки (ант-ре). Среди клоунских дуэтов
 известность получили Футит и Шоколад, выступавшие с 80-х гг. в Париже.
 Позднее появляются клоуны-дрессировщики: Билли Гайден, Ричард Рибо,
 Гиберт Беллинг и др., клоуны-музыканты Д. и В. Прайс, Даниелло, Талони и
 др.
  В области иск-ва канатоходцев существ, изменение происходит после
 замены в сер. 19 в. пенькового каната металлич. тросом, на к-ром
 демонстрируются сложные акробатич. пирамиды (Ж. Блонден, труппы Нейс,
 Боризони, Ниагара и др.). Развитие получает жанр воздушной гимнастики. В
 1859 Ж.Леотар впервые демонстрирует в парижском цирке воздушный полёт.
 Сестры Гофман вводят сетку, в труппе Гегельман появляется ловитор,
 впервые исполняется т. н. перекрёстный полёт. Разнообразными становятся
 жонглёрские и акробатич. номера, в них появляются элементы
 театрализации. В 1850 англ. акробаты бр. Ко-телли вводят икарийские
 игры, в 1904 в Вене венгерские акробаты Волерт демонстрируют подкидную
 доску, при помощи к-рой возрастает высота прыжка.
  Из зверинцев в цирк переходят дрессировщики и укротители; в 1863 в
 цирке Ренца выступал с шестью львами Т. Батти. В 70-х гг. была
 сконструирована центр, (опоясывающая манеж) клетка. В 1887 торговец
 животными и владелец зоосада в Гамбурге К. Гагенбек организовал
 передвижной зооцирк, где демонстрировались дрессированные животные.
  В цирковых программах появляются номера трюковой фигурной езды на
 велосипедах и роликах; в 90-х гг. Ш. Наузет создает первый механич.
 аттракцион - езда на велосипедах по почти отвесным стенам огромной
 "корзины". Появление новых цирковых жанров вызывает сокращение конных
 номеров, но в них увеличивается количество трюков (акробаты на лошадях
 Фредиани, Лекюссон'и др.).
  Совершенствуются технич. приёмы, применяемые при пост. феерий; в 1886
 в Париже был выстроен новый цирк, арена к-рого за неск. минут
 покрывалась водой. Этот приём был использован и другими цирками.
 Ставятся феерии, пропагандирующие милитаристские устремления буржуазии
 ("Нибелунги" -в берлинском цирке Ренца, 1880, "Сибирь" - в берлинском
 цирке Буша, 1904, и др.). Ренц культивирует развлекательные
 представления ("Крысолов из Гамелана", 1881, "Япония, или Лукавые жёны
 микадо", 1887).
  В США в' 1873 предприниматель Ф. Т. Барнум создал огромный
 передвижной цирк, в к-ром представления шли одновременно на трёх
 манежах, в программу включались аттракционы, построенные на демонстрации
 разл. уродов. В 1883 антрепренёр и актёр Буффало Билл организовал цирк
 "Дикий запад", в к-ром ковбои и индейцы демонстрировали спортивные игры
 на лошадях - родео, ставились конные пантомимы на сюжеты войны белых
 переселенцев с индейцами.
  Своеобразно развивался цирк в странах Азии. В Китае он сблизился с
 представлениями класспч. т-ра. Китайский цирк включал ряд оригинальных
 жанров: игра с лентами, зонтами, упражнения на турнике, прыжки через
 огонь и ножи, подъём на ремнях и др. Особыми жанрами обогатили Ц. и. и
 японские артисты: метание ножей, упражнения на лестнице, на подвешенном
 бамбуке, подъём и спуск по наклонному канату и др. Из Индии в цирк
 пришла дрессировка змей, иллюзионные трюки, заимствованные у факиров, и
 др. В Африке развитие получила прыжковая акробатика, связанная с
 религиозным культом. В 19 в. на аренах Европы появляется ряд выдающихся
 акробатов-прыгунов арабов.
  В нач. 20 в. и после окончания первой мировой войны бурж. цирк
 переживает кризис. Резко сокращается число стационаров. Отсутствие ясных
 творческих принципов и режиссуры приводит к художественному эклектизму.
 В программах появляются антихудожественные номера, рассчитанные на
 обывательские вкусы, сокращается число подлинно цирковых номеров,
 клоунада теряет злободневное содержание, сводится к комбинациям разл.,
 часто грубых, трюков, распространение получают т. н. "смертные" номера,
 строящиеся на опасных для жизни артиста трюках.
  Крупнейшие цирки сер. 20 в.: во Франции - Зимний (Париж), Ранси,
 Кароли; в ФРГ - Кроне-Зембах, в Швеции - Тролле Родин, в Швейцарии -
 Кни, в Дании - Шумана, в Англии - Миле. Неск. месяцев в году работает
 королевский цирк в Брюсселе. При общем упадке Ц. и. в Европе в 20 в. всё
 же выдвинулись нек-рые первоклассные цирковые артисты: дрессировщики
 лошадей - Г. Адольфи, Г. Шуман, М. Кристенсен, Тролле Родин; укротители
 хищных животных - Г. Мерман, Р. Саваде, А. Шнейдер, К. Бауман и др.;
 клоуны-Фрателли-ни, Антонет и Бебе, А. Грок, А. Заватта, Порто и др.;
 воздушные гимнасты - Кадоно, Амадори, Ализе, М. Богари; жонглёры - Э.
 Растелли, М. Труцци и др.
  Широкое развитие получает Ц. и. в странах нар. демократии. В ГДР, где
 цирк имеет давние традиции, он достиг выдающихся успехов, выдвинулся ряд
 первоклассных исполнителей. В Берлине и Лейпциге имеются стационарные
 цирки. В стране действует большое число передвижных цирков,' издаётся
 цирковой журнал "Артистик". Стационарные цирки построены в Румынии
 (Бухарест), Болгарии (София), Корейской Народно-Демократической
 Республике (Пхеньян), в Монгольской Народной Республике (Улан-Батор), в
 Польше, Чехословакии, Югославии, Китае, Венгрии; широко распространены
 передвижные цирки. Международное признание получили артисты стран нар.
 демократии: акробаты Фалуди, дрессировщик лошадей Я. Доннерт,
 дрессировщик слонов Криштоф Штерн (Венгрия), дрессировщик хищников К.
 Малек, воздушная гимнастка М. Рихтерова, жонглёры Бремловы,
 велофигуристы Балла (Чехословакия), клОун Тошке Казаров, эквилибристы
 Добрич, турнисты Злато вы (Болгария), эксцентрик Цында-рика,
 дрессировщик медведей Ватою (Румыния), дрессировщики В. Монтаг,
 Кольдамс, эквилибристы Бальтос, клоуны Хинта, Дзинели и Дзиринс (ГДР),
 клоуны Двораковский и Кордиум (Польша). В ГДР, Венгрии, Болгарии созданы
 спец. цирковые школы. В странах нар. демократии к работе в цирке
 привлечены режиссёры, художники, литераторы, композиторы. Здесь ставятся
 цирковые обозрения и пантомимы на совр. и историч. сюжеты.
  Русское Ц. и. Истоки рус. Ц. и.- в выступлениях нар.
 актёров-скоморохов, известных с 11 в. Эти выступления включали сатирич.
 сценки, жонглирование, акробатику, звукоподражание, дрессировку. С 18 в.
 развитие получают балаганы на нар. гуляниях, где выступали цирковые
 артисты. В 18- 19 вв. устраивались театрализованные конные карусели,
 кавалькады и др. конные зрелища. У народов Кавказа и Ср. Азии всё более
 зрелищный характер приобретает джигитовка. В 18 в. возникает конный
 цирк. В нач. 19 в. цирковые представления проводятся в Петербурге в
 манеже графа Завадовского.
  В 1822 на Крестовском острове строится спец. здание для конных
 выступлений. В 1827 в Петербурге построил цирк Ж. Турниер, в 1845 -
 итальянец А. Гвер-ра, в 1846 - французы Ж. Лежар и П. Кюзан. В 1849 в
 Петербурге был открыт казённый (императорский) цирк. Для подготовки
 цирковых артистов при театр. уч-ще было создано спец. отделение. В 1853
 В. Н. Новосильцев построил стационарный цирк в Москве на Петровке. В
 провинции работали передвижные цирки, в т. ч. крепостные цирки С. С.
 Апраксина и др.
  Широкое распространение в сер. 19 в. получили цирковые представления
 на нар. гуляниях, особенно сатирич. выступления скоморохов. Но правящие
 классы стремились помешать развитию нар. иск-ва, опошлить его, в цирках
 появляются антиэстетич. номера, ставятся реакционные по содержанию
 пантомимы ("Молодцы, казаки", 1851, и др.). В 1873 в Пензе создаётся
 крупнейший рус. цирк, к-рый возглавляют братья А. А. и П. А. Никитины -
 выходцы из крепостных крестьян, уличные и балаганные артисты. Они хорошо
 знали вкусы демократич. публики и привлекали в свой цирк выдающихся
 мастеров, ранее выступавших преимущественно в балаганах. Но, будучи
 предпринимателями, заинтересованными прежде всего в доходах, Никитины
 включали в свои программы и антихудожеств. номера.
  С конца 19 в. большинство крупных городов России имело стационарные
 цирки: в Петербурге - С. Чини-зелли и "Модерн", в Москве - А.
 Саламонского (с 1880) и Никитиных (с 1911), в Киеве- П. С. Крутикова, в
 Одессе-С. А. Малевича, в Ташкенте-Цинцадзе, в Ниж-нем-Новгороде -
 Никитиных, в Харькове - Грик-ке, в Риге - Саламонского, в Варшаве - А.
 Чини-зелли и др. Кроме того, в России работало ок. 100 передвижных
 цирков. Среди известных рус. артистов были: дрессировщики лошадей - П.
 С. Крути-ков, Саламонский, Мердер, Е. 3. Панкратов и др.; наездники - Н.
 М. Сычёв, В. Т. Соболевский, П. Фе-досеевский, Р. С. Гамсахурдия и др.;
 укротители - И. Л. Филатов, Веретин, Жеребилов, А. и П. Фарух и др.;
 жонглёры - Пащенко, Лизет и В. А. Жанто и др.; воздушные гимнасты -
 Руденко, Каврелис (Ковригины) и др.; клоуны-дрессировщики-И. А. Козлов,
 Л.Н. Лавров и др.; эквилибрист Н. Л. Степанов: канатоходец Ф. Ф.
 Молодцов; акробаты-П. Федосеевсккй, Со-сины, Ивановы; велофигуристы-Б.
 П. Краев-Червин-ский, Я. Польди и др.; борцы и атлеты - И. М.
 Под-дубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин, П. Ф. Крылов и др. Перенеся на
 арену джигитовку, А. Гудцов, Али Бек Кантемиров, Л. М. Хундадзе создали
 новый цирковой жанр. Большим успехом пользовались выступления
 канатоходцев из Ср. Азии и Кавказа. Рус. клоуны -сатирически высмеивали
 представителей господствующих классов. А. Л. и В. Л. Дуровы соединяли
 острые злободневные шутки с демонстрацией отлично выдрессированных
 животных, муз. клоуны "Бим-Бом" (И. С. Радунский с партнёрами Ф.
 Кортези, М. А. Станевский, Н. И. Вильтзак и др.) перемежали сатирич.

<< Пред.           стр. 843 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу