<< Пред. стр. 844 (из 913) След. >>
интермедии и куплеты с игрой на муз. инструментах. К сатире,злободневным сюжетам обращались клоун-акробат В. Е. Лазаренко,
клоуны-буфф С. С. Альперов и Бернардо (Б. С. Мухницкий). На аренах
провинциальных цирков ставились пантомимы, прославлявшие нар. героев
("Степан Разин", "Тарас Бульба" и др.). В то же время в 20 в. рус. бурж.
цирк переживал идейный и художеств. кризис. На аренах выступали
исполнители скабрезных куплетов, салонных танцев (танго), пошлых
романсов. В клоунады проникают грубые трюки, унижающие че-ловеч.
достоинство исполнителей, получают распространение т. н. "смертные"
номера, пантомимы, пропагандирующие охранительные и империалистич. идеи
буржуазии. Цирк постепенно теряет значение подлинно нар. иск-ва.
Советское Ц. и. Сразу после Окт. революции цирки были подчинены Нар.
комиссариату просвещения. Декрет об объединении театр. дела, подписанный
В. И. Лениным 26 авг. 1919, утверждал демокра-тич. основу Ц. и. В 1919
А. В. Луначарский выступил в журн. "Вестник театра" (.ј 3) со статьёй
"Задачи обновлённого цирка", утверждая, что сов. цирк должен быть местом
демонстрации физич. красоты человека, в нём должны процветать клоунада,
в первую очередь сатирическая, ставиться пантомимы и карнавалы,
обращающиеся к истории, фантастике. В 1919 в Наркомпросе создаётся спец.
организация по руководству цирковым делом в стране. К работе в цирке
привлекаются писатели: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Н. А. Адуев, А.
М. Арго, И. С. Рукавишников и др.; балетмейстеры: А. А. Горский, К. Я.
Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.; художники: П. В. Кузнецов, Б. Р.
Эрдман и др. В репертуар включаются пантомимы, балеты, интермедии часто
агитационного характера. Острые злободневные номера показывали клоуны В.
Е. Лазаренко, Л. К. и К. К. Таити, Д. С. и С. С. Альперовы и др. Артисты
выступали перед красноармейцами, во фронтовой обстановке.
Т. к. в годы первой мировой, а потом гражд. войны многие цирковые
труппы распались, Наркомпрос и ЦК Рабис решили пригласить в 1922 для
гастролей в СССР иностр. артистов. Демонстрируя высокие тех-нич.
достижения, эти артисты в то же время утверждали образцы бурж.
искусства. В эти годы определилась необходимость подготовки кадров сов.
цирковых артистов. В 1927 организуется Моск. уч-ще циркового иск-ва, в
1930 при Ленингр. цирке создаётся Мастерская по подготовке номеров. В
1934 в крупнейших цирках утверждаются художеств. руководители: в
Московском - Э. Б. Краснянский, затем Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский; в
Ленинградском- Е. М. Кузнецов, затем Е. П. Гершуни; в Киевском- Н. М.
Форегер. Создаются деревенские цирки для обслуживания села.
С 30-х гг. цирковые представления ставятся спец. режиссёрами и
оформляются художниками, музыку для них пишут композиторы. Обычно они
представляют собой единое художественное целое, подчинённое определённой
теме. В цирках создаются большие пантомимы - феерии на историч. и совр.
темы с ярко выраженной героич. направленностью: "Чёрный пират" (в Москве
- 1927, в Ленинграде - 1928, реж. Э. М. и В. Ж. Труцци), "Махновщина" В.
М. Масса (в Москве - 1929, в Ленинграде - 1930, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б.
Краснянский, худ. Н. И. Ро-гачёв, композитор И. О. Дунаевский). В 1930 в
Москве, а в 1931 в Ленинграде пост. пантомима "Москва горит" ("1905
год") В. В.Маяковского. В Москве ставились детские пантомимы:
"Конёк-горбунок" (1935), "Ночь перед Рождеством" (1936).
Сов. клоуны обращаются к злободневным темам, к сатире, публицистике,
отказываются от грубых, примитивных сценок бурж. цирка. Новое развитие
получает иск-во В. Л., В. Г. и Ю. В. Дуровых, В. Е. и В. В. Лазаренко,
бр. Кольпети, бр. Танти, Д. С. Аль-перова, Макса (М. И. Фёдоров) и
Мишеля (М. П. Каля-дин), Г. Л. Рашковского и Н. А. Скалова, Жака и
Морица (Д. П. Демаш и Г. 3. Мозель), Н. А. Антонова и В. М. Бартенева
(Пат и Паташон) и др. Артисты создают новые образы, близкие к
современной жизни: Карандаш (М. Н. Румянцев), К. А. Бер-ман и др.
В жанре дрессуры продолжают работать укротители хищников: Н. П.
Гладильщиков, Б. А. Эдер; дрессировщики лошадей - Н. А. Никитин, Е. М.
Ефимов, И. П. Манкевич, Б. П. Манжелли и др. В программу включаются
новые по содержанию номера: акробаты с дрессированными верблюдами
"Кадыр-Гулям" (рук. В. К. Янушевский).
Сов. артисты демонстрируют в своих номерах рекордные достижения Ц. и.
Сов. цирк утверждает передовые эстетич. принципы, стремится показать
зрителям образцы силы, ловкости, смелости, красоту человека. Это
наглядно показывают акробаты с подкидными досками-Океанос, Н. К. Бено.
Дарвест, Инго, Беляковы; акробаты-прыгуны Осташенко; эквилибристы с
лестницами и шестами - Мирославские, Вой-ницкие, А. Н. Ширай, А. Симадо,
Французовы, Р. Ману-кян; канатоходцы - Свирины, Тарасовы; исполнители
воздушного полёта - Донато, Е. И. Морус. Рябинины, Джиовани, Кольдо;
акробаты на мотоциклетах - Ващенко, Маяцкие; жонглёры - 3. И. Махлин, Н.
П. Барзилович, Т. Т. Брок, А. Н. и В. Н. Кисе; жонглёры на лошади-А.
Фабри, Н. Л. Ольховиков, жокей Александров-Серж; джигиты - Али Бек
Канте-мировы, Тугановы и др.; воздушные гимнасты-Бара-ненко, Волгины,
Платоновы и др.;турнисты-Смета-нины, Круффи (Бирюковы), Банола и др.;
иллюзионисты-Кио, 3. А. Тарасова,?, и А. Сокол, А. Г. Шаг, Клео Доротти,
А. А. Вадимов и др.; исполнители ика-рийских игр-Александровы, Плинер и
др.; велофи-гуристы-Польди, Вартанио, Александровы и др.;
стрелки-снайперы - А. С. Александров, Ринглер и др.; силовые жонглёры -
Нелипович и др.
За выдающиеся достижения в области Ц. и. Московский цирк был в 1939
награждён орденом Ленина, Ленинградский - орденом Трудового Красного
Знамени. Большая группа деятелей цирка удостоена почётных званий,
награждена орденами и медалями.
В годы Великой Отечественной войны цирковые бригады выезжали на
фронт, выступали в госпиталях и на призывных пунктах. В 1942 в Москве
пост. пантомима "Трое наших" Афиногенова и Бурского о героизме сов.
воинов (реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман). В др. цирках шли
пантомимы: "Бандит с большой дороги" (автор и реж. Л. К. Танти,
Архангельск, 1941), "Враг будет разбит" (.реж. М. Л. Писарницкий,
Ашхабад, 1943) и др.
С 1943 в СССР проводятся смотры новых номеров. На них
демонстрировались новаторские образцы Ц. и.: эквилибристки на
семафоре-гиганте сестры Кох, дрессированные слоны А. Н. Корнилова,
"Медвежий цирк" В. И. Филатова, воздушные гимнасты на летающей
торпеде-В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, воздушный номер "Пропеллер в
пике" в исполнении П. С. Чер-неги и С. А. Разумова и др.
После окончания войны начинается новый расцвет сов. Ц. и. .В
Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Горьком, Ярославле, Иркутске, Пензе и
др. городах строятся новые здания. В 1964 Совет Министров СССР принял
решение о строительстве 40 новых цирков. Наряду со стационарными
работают передвижные цирки и бригады.
Все крупные сов. цирки возглавляют гл. режиссёры: в Москве - М. С.
Местечкин, в Ленинграде - Г. С. Венецианов, в Киеве - Б. Заиц, в
Харькове - Е. М. Зискинд, в Туле - А. И. Вольный, в Ростове-на-Дону - Е.
А. Рябчуков, в Иванове - Е. П. Тимошенко и др. В цирках работают
режиссёры:
Н. Н. Зиновьев, А. М. Ольшанский, А. А. Федорович, А. Н. Пономарёв и
др.; художники - А. А. Судаке-вич, А. А. Фальковский, Л. А. Окунь и др.
Пост. новые цирковые спектакли: "Карнавал на Кубе" (Москва, 1962,
сценарий Л. А. Кулиджанова, Ю. В. Никулина, Местечкина, реж. Месте-чкин,
худ. Окунь), "Бахчисарайская легенда" (Минск, 1963, реж. Зиновьев, худ.
Фальковский), "Отважные"
(Омск, 1953, автор и реж. Местечкин, худ. Окунь), "Выстрел в пещере"
(Ленинград, 1954, сценарий Остро во го и Венецианова, реж. Венецианов и
Л. К. Танти, худ. И. А. Коротков), "Приключение поводыря с медведем"
(Ленинград, 1953, авторы Н. Р. Эрдман и Зиновьев, реж. Зиновьев, худ. Л.
Н. Си-лич) и др.
Созданы нац. цирковые коллективы: украинский, белорусский,
грузинский, армянский, азербайджанский, литовский, латышский,
развивающие традиции нар. Ц. и. В программы включаются номера, созданные
в республиках: дагестанские канатоходцы Цовк-ра, тувинские жонглёры
Оскал Оол, осетинские наездники Иристон, узбекские наездники Ходжаевы и
другие. Организованы цирковые коллективы: "Мо-лодёжный", "Юность", "Цирк
на льду", "Конный цирк", коллектив для постановки тематических
представлений (например, "Пароход идёт "Анюта"" Ардова, Триваса и
Шапировского, режиссёр Е. А. Ряб-чуков).
Для сов. цирка характерно новое направление в клоунаде- создание
образа-маски, близкого к действительности. Выступления клоунов насыщены
сатирой, они включают в свои номера приёмы акробатики и др. цирковых
жанров. Среди исполнителей:
О. К. Попов, Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, Л. Г. Енгибаров, Г. М.
Маковский, Г. Ротман, А. Н. Ни-келаев, А. С., М. С. и Р. С. Ширман и др.
Сов. артисты цирка добиваются успехов во всех жанрах. Подлинно
новаторские номера создали укротители зверей А. Н. и Т. Н. Буслаевы, И.
Н. Бугримова, М. П. Назарова, В. М. Запашный, В. П. Тихонов, В. И.
Филатов и др.; иллюзионисты - 3. А. Тарасова, Р. М. и А. Г. Сокол, А. Г.
Шаг и др.
Сов. цирк утверждает красоту и смелость человека, достигая высокого
мастерства. Он отказывается от грубости, унижения человеческого
достоинства, от номеров, представляющих опасность для исполнителей,
демонстрирующих патологию, физич. уродство. Для каждого выступления
постановщик и исполнители номера находят своеобразную, яркую форму,
создают художеств. оформление. В СССР выступают выдающиеся мастера цирка
из многих стран мира. В свою очередь, сов. артисты показывают своё
иск-во на всех континентах. Ю. Д'
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; его же, Арена и люди советского
цирка, Л.-М., 1947; Д м и т р и е в Ю., Русский цирк, М., 1953; его же,
Советский цирк, М., 1963; его же. Искусство цирка, М., 1964; Радунский
И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Румянцев М. Н., На арене
советского цирка, М., 1954; А л ь п е-р о в Д. С., На арене старого
цирка, М., 1936; Дуров А. Л., В жизни и на арене, ч. 1-3, Воронеж, 1914;
Дуров В., Мои четвероногие и пернатые друзья, М., 1914; Советский цирк,
Л.-М., 1938; Огни манежа, [М.], 1961, Эдер Б., Мои питомцы, М., 1955; К
и о, Фокусы и фокусники, М., 1958;
Филатов В., Аронов А., Медвежий цирк, М., 1961;
Конев Ф., Полвека под куполом цирка, М., 1961; Кох 3., Вся жизнь в
цирке, М., 1963; Ангарский В., Викторов А., Олег Попов, [М., 1964]; Ре
ми Т., Клоуны, [пер. с франц,], М., 1965.
ЦИРКОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ в СССР - постоянно действующие передвижные
труппы, выступающие в цирках. Первые Ц. к. начали создаваться сразу
после Октябрьской революции. Артисты и служащие организовывали трудовые
коллективы, принимая на себя ответственность за материальную и
художеств. стороны дела. К сер. 20-х гг. по стране насчитывалось до 50
таких коллективов. После перевода цирков в ведение государства трудовые
коллективы были ликвидированы.
С 1935 в системе гос. цирков организуются творч. коллективы,
объединяющие разл. по жанрам номера в единую цирковую программу.
В 1942 создан первый нац. узбекский коллектив, объединивший лучших
представителей проф. и нар. иск-ва. Здесь выступали канатоходцы
(дорвозы) и комики (масхарабозы). Коллективом руководил И. Ташкенбаев.
В. 1946 был создан азерб. коллектив. в 1956 - армянский, в 1961 -
белорусский. В 1967 работают также нац. коллективы: грузинский,
украинский, литовский, цыганский и др. В них создаются номера и целые
представления, построенные на нац. материале. Управление -цирками
объединяет артистов в творч. коллективы. Это способствует росту проф.
мастерства, созданию новых номеров, постановке тематич. программ и
пантомим. В системе гос. цирков работают коллективы: "Молодёжный" (с
1961), "Юность" (с 1963), "Цирк на льду" (с 1964) и Др, Ю. Д.
ЦОВКРА - сов. артисты цирка, канатоходцы. Рук. Р. Абакаров. Номер
создан в 1937. Назван по имени дагестанского села - родины участников
номера, издавна славящегося искусными канатоходцами. Среди участников
номера: Р. Абакаров, Я. Гад-жикурбанов, С. Курбанов, М. Загабеков.
Артисты исполняют на канате своеобразные акробатич. трюки, сложные
прыжки и горские танцы. М'. 3.
ЦОЙСЫН ХИ,Чхве Сын Хи (р. 24.XII.1912) - корейская танцовщица,
балетмейстер, педагог, обществ, деятель. Нар. арт. КНДР (1955).
Осново-положница совр. школы корейского нар. танца. В 1926-29 училась в
балетной студии япон. танцовщика Исии Баку (Токио). В 1929 открыла в
Сеуле школу-студию танцев. Среди пост. (30-е гг.) "Э-хей-я, ноара!",
"Танец монахини", "Танец с мечами", "Крестьянский танец", "Танец с
барабаном" и др. Ц. С. X. работала в обстановке жестокого колониального
режима, в условиях подавления нац. культуры, в 1932 была вынуждена
закрыть школу, выступала за границей. В 1941 вернулась на родину.
После освобождения Кореи (1945) Ц. С. X. в конце 1946 организовала и
возглавила балетную студию в Пхеньяне (с 1952 - Гос. балетная студия им.
Цой Сын Хи). Здесь Ц. С. X. выступала как балетмейстер, либреттист,
исполнительница осн. партий. Впервые в истории корейского театр. иск-ва
осуществила пост. балетного спектакля "Песнь о крепости Пиняволь" Чхве
Ок Сама (1949), затем пост. балет "Мать Кореи" Чхве Ок Сама (1951);
созданный Ц. С. X. образ Омо-ни стал символом корейской женщины,
борющейся с иностр. захватчиками. Значит, этапом в развитии корейской
хореографии явился также монумент. спектакль "Сказание о крепости
Садосон" Чхве Ок Сама (1953), посв. героич. обороне крепости Садосон. Не
менее значит, была пост. балета "Под ясным небом" Чхве Ок Сама (1956). В
1956 студия Ц. С. X. объединилась с ф-том хореографич. иск-ва Художеств.
ин-та, образовав самостоятельную балетную школу (директор Ц. С. X.).
Среди учеников Ц. С. X. - АН Сон Хи (её дочь), Хон Чжон Хва, Кан Ок Чхэ,
Чо Хан Гу и др.
Ц. С. X. ведёт исследовательскую работу в области национальной
хореографии. Гастролировала в Советском Союзе.
Лит.: на корейском яз. -- К и м Г е Х ы н и Ю Е н Г ы н. Основы
хореографического искусства, Пхеньян, [б. г.]; "Чосон есуль" ("Корейское
искусство"), 1957, ј 10, с. 64- 75; ј 11, с. 114-121; ј 12, с. 80-95;
1957, 1. с. 88-93;
"N" 2, с. 73-79; ј 3, с. 80-89. "Театр", М., 1957, ј 4, с. 166-73.
Г.Ли.
ЦОМАЯ, Надежда Афанасьевна [р. 18(31).1.1904] - груз. сов. артистка
оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Окончила Тбилисскую
консерваторию (класс О. А. Бахуташвили-Шульгиной). В 1935-37 - солистка
Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград); в 1937-51 - солистка Т-ра
оперы и балета им. Палиашвили.
Партии: Нано ("Даиси" Палиашвили), Нано ("Депутаты" Тактакишвили),
Нино ("Разбойник Како" Андриашвили), Асмат ("Сказание о Тариэле"
Мшвелидзе), Дареджан ("Коварная Дареджан" Баланчивадзе), Елена
("Маленький кахегинец" Гокисли), Няня ("Невеста севера" Торадзе),
Кармен;
Амнсрис ("Аида"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Любаша ("Царская
невеста") и др.
Выступала как концертная певица. С 1960 ведёт педагогич. работу в
Тбилисской консерватории. А. Ив.
ЦОПАНОВ, Хаджумар Газиевич (р.29.111. 1904)-осет. сов. драматург.
Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1927.
Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-го и 3-го созывов. В 1938-45 - директор
Сев.-Осет. т-ра, в 1945-53 - начальник Управления по делам иск-в при
Совете Министров С.-О. АССР; в 1961-64 - директор Рус. т-ра в г.
Орджоникидзе. Автор пьес "Разлад в семье" (1953), "Абрек" (1959),
"Братья" (1960), "В полночный час" (1964), "Песня гор" (1966), пост. в
Сев.-Осет. т-ре. Л. Ним.
ЦРНОБОРИ (Crnobori), Мария (р. 1.Х.1918) - югосл*. актриса. В 1939-41
училась в драм. школе в Загребе. В 1941-46 - актриса Хорватского
Национального т-ра, с 1947 - Югославского драматич. т-ра (Белград). В
1956 была одним из организаторов экспериментального т-ра "Ателье 212" в
Белграде, в работе к-рого продолжает принимать участие. В 1949 получила
правительственную награду за исполнение роли Сони ("Дядя Ваня").
Роли: Федра (о. п. Расина), Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Гёте,
Октябрьская пр., 1960), Антигона (о. п. Софокла), Лаура ("В агонии"
Крлежи), Гертруда и Офелия ("Гамлет"), леди Чилтерн ("Идеальный муж"
Уайльда), Гонерилья ("Король Лир") и др. С 1948 снимается в кино.
Лит.: Kolakovic V., Marija Crnobori, Beograd, 1961. Г. Шум.
ЦУБОУТИ, Сёё (1859-1935) - япон. писатель, драматург, театр. деятель.
В 1883 окончил лит. отделение Токийского ун-та. Ц.- один из реформаторов
совр. япон. т-ра - сингэки. Занимался исследованием творчества Шекспира
и Тикамацу Мондза-эмона. Выступал с критич. статьями о состоянии совр.
ему япон. т-ра. В 1893 опубликовал статью "Историческая драма в нашей
стране", направленную против бессодержательности япон. историч. пьес. В
1894-97 написал неск. историч. драм, в т. ч. "Лист павлонии" (соч. 1894,
1904, Т-р Кабуки, Токио). Принимал участие в деятельности прогрессивной
лит.-театр. ассоциации "Бунгэй кёкай", где ставились пьесы Шекспира и Ц.
С 1909 ассоциация "Бунгэй кёкай" занималась подготовкой проф. актёров
для нового т-ра. Ц. открыл здесь театр. школу (театр. исследовательский
центр) с двухгодичным сроком обучения. В 1911 в театр. школе были пост.
"Гамлет", "Нора" и др. (в 1913 закрылась). В 1916 написал пьесу
"Пилигрим" (пост. в 1926 в т-ре "Цукидзи сёгэкидзё"), к-рая является
первой оригинальной япон. пьесой сингэки. Ц. занимался переводческой
работой. В 1928 завершил перевод полного собр. соч. Шекспира. В том же
году под рук. Ц. создан единственный в Японии театр. музей (при ун-те
Васэда).
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1 960; на япон.
яз.- Каватакэ Сигэтоси, Яна-гида Идзуми, Цубоути Сёё, Токио, 1939. Л. Г.
"ЦУКИДЗИ" ("Ц укидзи сёгэкидзё")- япон. т-р направления сингэки. Один
из ведущих т-ров этого жанра. Осн. в 1924 в Токио. Построен
прогрессивным театр. деятелем Хидзиката Еси совм. с его учителем Осанаи
Каору. "Ц." была экспериментальной театр. труппой, к-рая ставила новые
пьесы, используя совр. средства художеств. выразительности. Спектакли
устраивались в специальном театр. помещении, оснащённом новейшим сценич.
оборудованием по образцу европ. т-ров. Первые спектакли состоялись 13
июня 1924. Были пост. три одноактные пьесы: "Морской бой" Геринга,
"Лебединая песня" по Чехову и "Каникулы" Мазо. Первые два года ставились
только переводные пьесы. В 1926 пост. первая нац. пьеса "Пилигрим"
Цубоути Сёё. С этого времени новые пьесы япон. драматургов входят в
репертуар т-ра. Здесь ставились и произведения мировой драматургии.
Большое влияние на деятельность т-ра оказала система Станиславского. В
1929 наиболее прогрессивная часть труппы во главе с Хидзиката ушла из
т-ра, образовав новую труппу "Синцу-кидзи гэкидан". Оставшаяся часть
труппы, возглавляемая Осанаи Каору, стала' называться "Гэкидан Цукидзи
сёгэкидзё" (в 1930 была ликвидирована). Труппа Хидзиката продолжала
прогрессивную деятельность до 1940, когда усилились репрессии властей. В
т-ре были воспитаны мн. совр. япон. театр. деятели направления сингэки.
Т-р сгорел во время воздушного налёта (1945).
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон.
яз.- Мидзусина Харуки, Осанаи Каору то, "Цукидзи сёгэкидзё", Токио,
1954. Л. Г.
ЦУККИ (Zucchi), Вирджиния (1847, Парма,-12.Х. 1930, Монте-Карло) -
итал. артистка балета. Хорео-графич. образование получила у А. Рамачини
и К. Блазиса в Милане. Дебютировала в 1873 в Париже, в 1874 выступала в
Падуе в балете "Стэл-ла". В том же году была приглашена в т-р "Ла
Скала", где успешно исполнила ведущие партии в балетах балетм. Л.
Манцотти ("Ролле" и др.). В 1883 выступала в парижском т-ре "Эден"
(исполнила свою лучшую партию валькирии Сиэба в о. п. Маренко). В