<< Пред.           стр. 844 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 интермедии и куплеты с игрой на муз. инструментах. К сатире,
 злободневным сюжетам обращались клоун-акробат В. Е. Лазаренко,
 клоуны-буфф С. С. Альперов и Бернардо (Б. С. Мухницкий). На аренах
 провинциальных цирков ставились пантомимы, прославлявшие нар. героев
 ("Степан Разин", "Тарас Бульба" и др.). В то же время в 20 в. рус. бурж.
 цирк переживал идейный и художеств. кризис. На аренах выступали
 исполнители скабрезных куплетов, салонных танцев (танго), пошлых
 романсов. В клоунады проникают грубые трюки, унижающие че-ловеч.
 достоинство исполнителей, получают распространение т. н. "смертные"
 номера, пантомимы, пропагандирующие охранительные и империалистич. идеи
 буржуазии. Цирк постепенно теряет значение подлинно нар. иск-ва.
  Советское Ц. и. Сразу после Окт. революции цирки были подчинены Нар.
 комиссариату просвещения. Декрет об объединении театр. дела, подписанный
 В. И. Лениным 26 авг. 1919, утверждал демокра-тич. основу Ц. и. В 1919
 А. В. Луначарский выступил в журн. "Вестник театра" (.ј 3) со статьёй
 "Задачи обновлённого цирка", утверждая, что сов. цирк должен быть местом
 демонстрации физич. красоты человека, в нём должны процветать клоунада,
 в первую очередь сатирическая, ставиться пантомимы и карнавалы,
 обращающиеся к истории, фантастике. В 1919 в Наркомпросе создаётся спец.
 организация по руководству цирковым делом в стране. К работе в цирке
 привлекаются писатели: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Н. А. Адуев, А.
 М. Арго, И. С. Рукавишников и др.; балетмейстеры: А. А. Горский, К. Я.
 Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.; художники: П. В. Кузнецов, Б. Р.
 Эрдман и др. В репертуар включаются пантомимы, балеты, интермедии часто
 агитационного характера. Острые злободневные номера показывали клоуны В.
 Е. Лазаренко, Л. К. и К. К. Таити, Д. С. и С. С. Альперовы и др. Артисты
 выступали перед красноармейцами, во фронтовой обстановке.
  Т. к. в годы первой мировой, а потом гражд. войны многие цирковые
 труппы распались, Наркомпрос и ЦК Рабис решили пригласить в 1922 для
 гастролей в СССР иностр. артистов. Демонстрируя высокие тех-нич.
 достижения, эти артисты в то же время утверждали образцы бурж.
 искусства. В эти годы определилась необходимость подготовки кадров сов.
 цирковых артистов. В 1927 организуется Моск. уч-ще циркового иск-ва, в
 1930 при Ленингр. цирке создаётся Мастерская по подготовке номеров. В
 1934 в крупнейших цирках утверждаются художеств. руководители: в
 Московском - Э. Б. Краснянский, затем Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский; в
 Ленинградском- Е. М. Кузнецов, затем Е. П. Гершуни; в Киевском- Н. М.
 Форегер. Создаются деревенские цирки для обслуживания села.
  С 30-х гг. цирковые представления ставятся спец. режиссёрами и
 оформляются художниками, музыку для них пишут композиторы. Обычно они
 представляют собой единое художественное целое, подчинённое определённой
 теме. В цирках создаются большие пантомимы - феерии на историч. и совр.
 темы с ярко выраженной героич. направленностью: "Чёрный пират" (в Москве
 - 1927, в Ленинграде - 1928, реж. Э. М. и В. Ж. Труцци), "Махновщина" В.
 М. Масса (в Москве - 1929, в Ленинграде - 1930, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б.
 Краснянский, худ. Н. И. Ро-гачёв, композитор И. О. Дунаевский). В 1930 в
 Москве, а в 1931 в Ленинграде пост. пантомима "Москва горит" ("1905
 год") В. В.Маяковского. В Москве ставились детские пантомимы:
 "Конёк-горбунок" (1935), "Ночь перед Рождеством" (1936).
  Сов. клоуны обращаются к злободневным темам, к сатире, публицистике,
 отказываются от грубых, примитивных сценок бурж. цирка. Новое развитие
 получает иск-во В. Л., В. Г. и Ю. В. Дуровых, В. Е. и В. В. Лазаренко,
 бр. Кольпети, бр. Танти, Д. С. Аль-перова, Макса (М. И. Фёдоров) и
 Мишеля (М. П. Каля-дин), Г. Л. Рашковского и Н. А. Скалова, Жака и
 Морица (Д. П. Демаш и Г. 3. Мозель), Н. А. Антонова и В. М. Бартенева
 (Пат и Паташон) и др. Артисты создают новые образы, близкие к
 современной жизни: Карандаш (М. Н. Румянцев), К. А. Бер-ман и др.
  В жанре дрессуры продолжают работать укротители хищников: Н. П.
 Гладильщиков, Б. А. Эдер; дрессировщики лошадей - Н. А. Никитин, Е. М.
 Ефимов, И. П. Манкевич, Б. П. Манжелли и др. В программу включаются
 новые по содержанию номера: акробаты с дрессированными верблюдами
 "Кадыр-Гулям" (рук. В. К. Янушевский).
  Сов. артисты демонстрируют в своих номерах рекордные достижения Ц. и.
 Сов. цирк утверждает передовые эстетич. принципы, стремится показать
 зрителям образцы силы, ловкости, смелости, красоту человека. Это
 наглядно показывают акробаты с подкидными досками-Океанос, Н. К. Бено.
 Дарвест, Инго, Беляковы; акробаты-прыгуны Осташенко; эквилибристы с
 лестницами и шестами - Мирославские, Вой-ницкие, А. Н. Ширай, А. Симадо,
 Французовы, Р. Ману-кян; канатоходцы - Свирины, Тарасовы; исполнители
 воздушного полёта - Донато, Е. И. Морус. Рябинины, Джиовани, Кольдо;
 акробаты на мотоциклетах - Ващенко, Маяцкие; жонглёры - 3. И. Махлин, Н.
 П. Барзилович, Т. Т. Брок, А. Н. и В. Н. Кисе; жонглёры на лошади-А.
 Фабри, Н. Л. Ольховиков, жокей Александров-Серж; джигиты - Али Бек
 Канте-мировы, Тугановы и др.; воздушные гимнасты-Бара-ненко, Волгины,
 Платоновы и др.;турнисты-Смета-нины, Круффи (Бирюковы), Банола и др.;
 иллюзионисты-Кио, 3. А. Тарасова,?, и А. Сокол, А. Г. Шаг, Клео Доротти,
 А. А. Вадимов и др.; исполнители ика-рийских игр-Александровы, Плинер и
 др.; велофи-гуристы-Польди, Вартанио, Александровы и др.;
 стрелки-снайперы - А. С. Александров, Ринглер и др.; силовые жонглёры -
 Нелипович и др.
  За выдающиеся достижения в области Ц. и. Московский цирк был в 1939
 награждён орденом Ленина, Ленинградский - орденом Трудового Красного
 Знамени. Большая группа деятелей цирка удостоена почётных званий,
 награждена орденами и медалями.
  В годы Великой Отечественной войны цирковые бригады выезжали на
 фронт, выступали в госпиталях и на призывных пунктах. В 1942 в Москве
 пост. пантомима "Трое наших" Афиногенова и Бурского о героизме сов.
 воинов (реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман). В др. цирках шли
 пантомимы: "Бандит с большой дороги" (автор и реж. Л. К. Танти,
 Архангельск, 1941), "Враг будет разбит" (.реж. М. Л. Писарницкий,
 Ашхабад, 1943) и др.
  С 1943 в СССР проводятся смотры новых номеров. На них
 демонстрировались новаторские образцы Ц. и.: эквилибристки на
 семафоре-гиганте сестры Кох, дрессированные слоны А. Н. Корнилова,
 "Медвежий цирк" В. И. Филатова, воздушные гимнасты на летающей
 торпеде-В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, воздушный номер "Пропеллер в
 пике" в исполнении П. С. Чер-неги и С. А. Разумова и др.
  После окончания войны начинается новый расцвет сов. Ц. и. .В
 Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Горьком, Ярославле, Иркутске, Пензе и
 др. городах строятся новые здания. В 1964 Совет Министров СССР принял
 решение о строительстве 40 новых цирков. Наряду со стационарными
 работают передвижные цирки и бригады.
  Все крупные сов. цирки возглавляют гл. режиссёры: в Москве - М. С.
 Местечкин, в Ленинграде - Г. С. Венецианов, в Киеве - Б. Заиц, в
 Харькове - Е. М. Зискинд, в Туле - А. И. Вольный, в Ростове-на-Дону - Е.
 А. Рябчуков, в Иванове - Е. П. Тимошенко и др. В цирках работают
 режиссёры:
  Н. Н. Зиновьев, А. М. Ольшанский, А. А. Федорович, А. Н. Пономарёв и
 др.; художники - А. А. Судаке-вич, А. А. Фальковский, Л. А. Окунь и др.
  Пост. новые цирковые спектакли: "Карнавал на Кубе" (Москва, 1962,
 сценарий Л. А. Кулиджанова, Ю. В. Никулина, Местечкина, реж. Месте-чкин,
 худ. Окунь), "Бахчисарайская легенда" (Минск, 1963, реж. Зиновьев, худ.
 Фальковский), "Отважные"
  (Омск, 1953, автор и реж. Местечкин, худ. Окунь), "Выстрел в пещере"
 (Ленинград, 1954, сценарий Остро во го и Венецианова, реж. Венецианов и
 Л. К. Танти, худ. И. А. Коротков), "Приключение поводыря с медведем"
 (Ленинград, 1953, авторы Н. Р. Эрдман и Зиновьев, реж. Зиновьев, худ. Л.
 Н. Си-лич) и др.
  Созданы нац. цирковые коллективы: украинский, белорусский,
 грузинский, армянский, азербайджанский, литовский, латышский,
 развивающие традиции нар. Ц. и. В программы включаются номера, созданные
 в республиках: дагестанские канатоходцы Цовк-ра, тувинские жонглёры
 Оскал Оол, осетинские наездники Иристон, узбекские наездники Ходжаевы и
 другие. Организованы цирковые коллективы: "Мо-лодёжный", "Юность", "Цирк
 на льду", "Конный цирк", коллектив для постановки тематических
 представлений (например, "Пароход идёт "Анюта"" Ардова, Триваса и
 Шапировского, режиссёр Е. А. Ряб-чуков).
  Для сов. цирка характерно новое направление в клоунаде- создание
 образа-маски, близкого к действительности. Выступления клоунов насыщены
 сатирой, они включают в свои номера приёмы акробатики и др. цирковых
 жанров. Среди исполнителей:
  О. К. Попов, Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, Л. Г. Енгибаров, Г. М.
 Маковский, Г. Ротман, А. Н. Ни-келаев, А. С., М. С. и Р. С. Ширман и др.
 Сов. артисты цирка добиваются успехов во всех жанрах. Подлинно
 новаторские номера создали укротители зверей А. Н. и Т. Н. Буслаевы, И.
 Н. Бугримова, М. П. Назарова, В. М. Запашный, В. П. Тихонов, В. И.
 Филатов и др.; иллюзионисты - 3. А. Тарасова, Р. М. и А. Г. Сокол, А. Г.
 Шаг и др.
  Сов. цирк утверждает красоту и смелость человека, достигая высокого
 мастерства. Он отказывается от грубости, унижения человеческого
 достоинства, от номеров, представляющих опасность для исполнителей,
 демонстрирующих патологию, физич. уродство. Для каждого выступления
 постановщик и исполнители номера находят своеобразную, яркую форму,
 создают художеств. оформление. В СССР выступают выдающиеся мастера цирка
 из многих стран мира. В свою очередь, сов. артисты показывают своё
 иск-во на всех континентах. Ю. Д'
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; его же, Арена и люди советского
 цирка, Л.-М., 1947; Д м и т р и е в Ю., Русский цирк, М., 1953; его же,
 Советский цирк, М., 1963; его же. Искусство цирка, М., 1964; Радунский
 И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Румянцев М. Н., На арене
 советского цирка, М., 1954; А л ь п е-р о в Д. С., На арене старого
 цирка, М., 1936; Дуров А. Л., В жизни и на арене, ч. 1-3, Воронеж, 1914;
 Дуров В., Мои четвероногие и пернатые друзья, М., 1914; Советский цирк,
 Л.-М., 1938; Огни манежа, [М.], 1961, Эдер Б., Мои питомцы, М., 1955; К
 и о, Фокусы и фокусники, М., 1958;
  Филатов В., Аронов А., Медвежий цирк, М., 1961;
  Конев Ф., Полвека под куполом цирка, М., 1961; Кох 3., Вся жизнь в
 цирке, М., 1963; Ангарский В., Викторов А., Олег Попов, [М., 1964]; Ре
 ми Т., Клоуны, [пер. с франц,], М., 1965.
  ЦИРКОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ в СССР - постоянно действующие передвижные
 труппы, выступающие в цирках. Первые Ц. к. начали создаваться сразу
 после Октябрьской революции. Артисты и служащие организовывали трудовые
 коллективы, принимая на себя ответственность за материальную и
 художеств. стороны дела. К сер. 20-х гг. по стране насчитывалось до 50
 таких коллективов. После перевода цирков в ведение государства трудовые
 коллективы были ликвидированы.
  С 1935 в системе гос. цирков организуются творч. коллективы,
 объединяющие разл. по жанрам номера в единую цирковую программу.
  В 1942 создан первый нац. узбекский коллектив, объединивший лучших
 представителей проф. и нар. иск-ва. Здесь выступали канатоходцы
 (дорвозы) и комики (масхарабозы). Коллективом руководил И. Ташкенбаев.
 В. 1946 был создан азерб. коллектив. в 1956 - армянский, в 1961 -
 белорусский. В 1967 работают также нац. коллективы: грузинский,
 украинский, литовский, цыганский и др. В них создаются номера и целые
 представления, построенные на нац. материале. Управление -цирками
 объединяет артистов в творч. коллективы. Это способствует росту проф.
 мастерства, созданию новых номеров, постановке тематич. программ и
 пантомим. В системе гос. цирков работают коллективы: "Молодёжный" (с
 1961), "Юность" (с 1963), "Цирк на льду" (с 1964) и Др, Ю. Д.
  ЦОВКРА - сов. артисты цирка, канатоходцы. Рук. Р. Абакаров. Номер
 создан в 1937. Назван по имени дагестанского села - родины участников
 номера, издавна славящегося искусными канатоходцами. Среди участников
 номера: Р. Абакаров, Я. Гад-жикурбанов, С. Курбанов, М. Загабеков.
 Артисты исполняют на канате своеобразные акробатич. трюки, сложные
 прыжки и горские танцы. М'. 3.
  ЦОЙСЫН ХИ,Чхве Сын Хи (р. 24.XII.1912) - корейская танцовщица,
 балетмейстер, педагог, обществ, деятель. Нар. арт. КНДР (1955).
 Осново-положница совр. школы корейского нар. танца. В 1926-29 училась в
 балетной студии япон. танцовщика Исии Баку (Токио). В 1929 открыла в
 Сеуле школу-студию танцев. Среди пост. (30-е гг.) "Э-хей-я, ноара!",
 "Танец монахини", "Танец с мечами", "Крестьянский танец", "Танец с
 барабаном" и др. Ц. С. X. работала в обстановке жестокого колониального
 режима, в условиях подавления нац. культуры, в 1932 была вынуждена
 закрыть школу, выступала за границей. В 1941 вернулась на родину.
  После освобождения Кореи (1945) Ц. С. X. в конце 1946 организовала и
 возглавила балетную студию в Пхеньяне (с 1952 - Гос. балетная студия им.
 Цой Сын Хи). Здесь Ц. С. X. выступала как балетмейстер, либреттист,
 исполнительница осн. партий. Впервые в истории корейского театр. иск-ва
 осуществила пост. балетного спектакля "Песнь о крепости Пиняволь" Чхве
 Ок Сама (1949), затем пост. балет "Мать Кореи" Чхве Ок Сама (1951);
 созданный Ц. С. X. образ Омо-ни стал символом корейской женщины,
 борющейся с иностр. захватчиками. Значит, этапом в развитии корейской
 хореографии явился также монумент. спектакль "Сказание о крепости
 Садосон" Чхве Ок Сама (1953), посв. героич. обороне крепости Садосон. Не
 менее значит, была пост. балета "Под ясным небом" Чхве Ок Сама (1956). В
 1956 студия Ц. С. X. объединилась с ф-том хореографич. иск-ва Художеств.
 ин-та, образовав самостоятельную балетную школу (директор Ц. С. X.).
 Среди учеников Ц. С. X. - АН Сон Хи (её дочь), Хон Чжон Хва, Кан Ок Чхэ,
 Чо Хан Гу и др.
  Ц. С. X. ведёт исследовательскую работу в области национальной
 хореографии. Гастролировала в Советском Союзе.
  Лит.: на корейском яз. -- К и м Г е Х ы н и Ю Е н Г ы н. Основы
 хореографического искусства, Пхеньян, [б. г.]; "Чосон есуль" ("Корейское
 искусство"), 1957, ј 10, с. 64- 75; ј 11, с. 114-121; ј 12, с. 80-95;
 1957, 1. с. 88-93;
  "N" 2, с. 73-79; ј 3, с. 80-89. "Театр", М., 1957, ј 4, с. 166-73.
 Г.Ли.
  ЦОМАЯ, Надежда Афанасьевна [р. 18(31).1.1904] - груз. сов. артистка
 оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Окончила Тбилисскую
 консерваторию (класс О. А. Бахуташвили-Шульгиной). В 1935-37 - солистка
 Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград); в 1937-51 - солистка Т-ра
 оперы и балета им. Палиашвили.
  Партии: Нано ("Даиси" Палиашвили), Нано ("Депутаты" Тактакишвили),
 Нино ("Разбойник Како" Андриашвили), Асмат ("Сказание о Тариэле"
 Мшвелидзе), Дареджан ("Коварная Дареджан" Баланчивадзе), Елена
 ("Маленький кахегинец" Гокисли), Няня ("Невеста севера" Торадзе),
 Кармен;
  Амнсрис ("Аида"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Любаша ("Царская
 невеста") и др.
  Выступала как концертная певица. С 1960 ведёт педагогич. работу в
 Тбилисской консерватории. А. Ив.
  ЦОПАНОВ, Хаджумар Газиевич (р.29.111. 1904)-осет. сов. драматург.
 Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1927.
 Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-го и 3-го созывов. В 1938-45 - директор
 Сев.-Осет. т-ра, в 1945-53 - начальник Управления по делам иск-в при
 Совете Министров С.-О. АССР; в 1961-64 - директор Рус. т-ра в г.
 Орджоникидзе. Автор пьес "Разлад в семье" (1953), "Абрек" (1959),
 "Братья" (1960), "В полночный час" (1964), "Песня гор" (1966), пост. в
 Сев.-Осет. т-ре. Л. Ним.
  ЦРНОБОРИ (Crnobori), Мария (р. 1.Х.1918) - югосл*. актриса. В 1939-41
 училась в драм. школе в Загребе. В 1941-46 - актриса Хорватского
 Национального т-ра, с 1947 - Югославского драматич. т-ра (Белград). В
 1956 была одним из организаторов экспериментального т-ра "Ателье 212" в
 Белграде, в работе к-рого продолжает принимать участие. В 1949 получила
 правительственную награду за исполнение роли Сони ("Дядя Ваня").
  Роли: Федра (о. п. Расина), Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Гёте,
 Октябрьская пр., 1960), Антигона (о. п. Софокла), Лаура ("В агонии"
 Крлежи), Гертруда и Офелия ("Гамлет"), леди Чилтерн ("Идеальный муж"
 Уайльда), Гонерилья ("Король Лир") и др. С 1948 снимается в кино.
  Лит.: Kolakovic V., Marija Crnobori, Beograd, 1961. Г. Шум.
  ЦУБОУТИ, Сёё (1859-1935) - япон. писатель, драматург, театр. деятель.
 В 1883 окончил лит. отделение Токийского ун-та. Ц.- один из реформаторов
 совр. япон. т-ра - сингэки. Занимался исследованием творчества Шекспира
 и Тикамацу Мондза-эмона. Выступал с критич. статьями о состоянии совр.
 ему япон. т-ра. В 1893 опубликовал статью "Историческая драма в нашей
 стране", направленную против бессодержательности япон. историч. пьес. В
 1894-97 написал неск. историч. драм, в т. ч. "Лист павлонии" (соч. 1894,
 1904, Т-р Кабуки, Токио). Принимал участие в деятельности прогрессивной
 лит.-театр. ассоциации "Бунгэй кёкай", где ставились пьесы Шекспира и Ц.
 С 1909 ассоциация "Бунгэй кёкай" занималась подготовкой проф. актёров
 для нового т-ра. Ц. открыл здесь театр. школу (театр. исследовательский
 центр) с двухгодичным сроком обучения. В 1911 в театр. школе были пост.
 "Гамлет", "Нора" и др. (в 1913 закрылась). В 1916 написал пьесу
 "Пилигрим" (пост. в 1926 в т-ре "Цукидзи сёгэкидзё"), к-рая является
 первой оригинальной япон. пьесой сингэки. Ц. занимался переводческой
 работой. В 1928 завершил перевод полного собр. соч. Шекспира. В том же
 году под рук. Ц. создан единственный в Японии театр. музей (при ун-те
 Васэда).
  Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1 960; на япон.
 яз.- Каватакэ Сигэтоси, Яна-гида Идзуми, Цубоути Сёё, Токио, 1939. Л. Г.
  "ЦУКИДЗИ" ("Ц укидзи сёгэкидзё")- япон. т-р направления сингэки. Один
 из ведущих т-ров этого жанра. Осн. в 1924 в Токио. Построен
 прогрессивным театр. деятелем Хидзиката Еси совм. с его учителем Осанаи
 Каору. "Ц." была экспериментальной театр. труппой, к-рая ставила новые
 пьесы, используя совр. средства художеств. выразительности. Спектакли
 устраивались в специальном театр. помещении, оснащённом новейшим сценич.
 оборудованием по образцу европ. т-ров. Первые спектакли состоялись 13
 июня 1924. Были пост. три одноактные пьесы: "Морской бой" Геринга,
 "Лебединая песня" по Чехову и "Каникулы" Мазо. Первые два года ставились
 только переводные пьесы. В 1926 пост. первая нац. пьеса "Пилигрим"
 Цубоути Сёё. С этого времени новые пьесы япон. драматургов входят в
 репертуар т-ра. Здесь ставились и произведения мировой драматургии.
 Большое влияние на деятельность т-ра оказала система Станиславского. В
 1929 наиболее прогрессивная часть труппы во главе с Хидзиката ушла из
 т-ра, образовав новую труппу "Синцу-кидзи гэкидан". Оставшаяся часть
 труппы, возглавляемая Осанаи Каору, стала' называться "Гэкидан Цукидзи
 сёгэкидзё" (в 1930 была ликвидирована). Труппа Хидзиката продолжала
 прогрессивную деятельность до 1940, когда усилились репрессии властей. В
 т-ре были воспитаны мн. совр. япон. театр. деятели направления сингэки.
 Т-р сгорел во время воздушного налёта (1945).
  Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон.
 яз.- Мидзусина Харуки, Осанаи Каору то, "Цукидзи сёгэкидзё", Токио,
 1954. Л. Г.
  ЦУККИ (Zucchi), Вирджиния (1847, Парма,-12.Х. 1930, Монте-Карло) -
 итал. артистка балета. Хорео-графич. образование получила у А. Рамачини
 и К. Блазиса в Милане. Дебютировала в 1873 в Париже, в 1874 выступала в
 Падуе в балете "Стэл-ла". В том же году была приглашена в т-р "Ла
 Скала", где успешно исполнила ведущие партии в балетах балетм. Л.
 Манцотти ("Ролле" и др.). В 1883 выступала в парижском т-ре "Эден"
 (исполнила свою лучшую партию валькирии Сиэба в о. п. Маренко). В

<< Пред.           стр. 844 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу