<< Пред.           стр. 845 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1885-92 гастролировала в России. Дебютировала в Петербурге в
 частнойантрепризе М. В. Лен-товского. После выступления в балете "Брама"
 на муз. Джиля Аржини была приглашена в пе-терб. балетную труппу. В
 18851888 выступала в Мариинском т-ре в партиях: Аспиччия ("Дочь Фараона"
 Пуни), Эсмеральда; Лиза ("Тщетная предосторожность") и др.; позднее
 танцевала в частных т-рах Петербурга, Москвы и др. Ц. была одной из
 выдающихся артисток балета. К. С. Станиславский внимательно изучал её
 мастерство и считал её величайшей мимич. актрисой. Ц., обладая редким
 мимич. талантом и даром перевоплощения, резко выделялась среди итал.
 гастролёров 80-х гг. Танц. технику она подчиняла задачам раскрытия
 образа. Предпочитала выступать в драматич. партиях. Лучшие качества
 исполнит, иск-ва Ц. были восприняты и творчески осмыслены рус.
 танцовщицами, но и Ц. многое заимствовала у рус. балерин. В 90-х гг.
 перешла на преподавательскую работу.
  Лит.: Скальковский К., В театральном мире СПБ. 1899, с. 120-79;
 Плещеев А., Наш балет, СПБ. 1896, с. 253-327; то же, СПБ, 1899, с.
 17-22; Станиславский К., Моя жизнь в искусстве, M.-Л., 1954, с. 146-48;
 В e л и з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938, с.
 54-55; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века,
 М.-Л., 1963, с. 450-57. Нат. Р.
  ЦУКМАЙЕР (Zuckmayer), Карл (р. 27.XII.1896) - нем. писатель,
 драматург. В 1938 эмигрировал в Швейцарию, с 1939 жил в США, в 1946
 вернулся на родину. С 1951 живёт в Швейцарии. Первое драматургии,
 произв. Ц.- экспрессионистич. пьеса "Крестный путь" (1921), написанная
 под влиянием Ф. Ведекинда. Но вскоре Ц. порвал с экспрессионизмом и
 создал исполненные юмора, жизнеутверждающие реалистич. комедии
 характеров из нар. жизни, передающие местный колорит, особенности нар.
 языка, связанные с традицией областнич. лит-ры: "Радостный виноградник"
 (1925),
  "Шиндерханнес" (1926), "Катарина Кни" (1928), "Плут из Бергена"
 (1934) и др. В антимилитаристич. комедии "Капитан из Кёпеника" (1931) Ц.
 высмеивал культ военщины в прусской Германии. Антифашистская драма
 "Чёртов генерал" (1946) направлена против фашизма и войны, однако в ней
 автор подчёркивает благородство участников антигитлеровского заговора.
 Затем Ц. написал антифашистскую драму "Песнь в огненной печи" (1950),
 закончил антивоенный дра-матич. фрагмент Г. Гауптмана о судьбе
 послевоенной молодёжи "Герберт Энгельман" (1952), написал драму
 "Холодный свет" (1955) об атомном шпионаже. В антифашистской,
 антимилитаристской драме "Часы бьют час" (1961) Ц. показывает
 последствия преступлений нацизма в ФРГ. Лучшие пьесы Ц. проникнуты
 гуманизмом, содержат острую социальную критику, однако его политические
 идеалы смутны и неопределённы. Драм. произведения Ц. сценичны,
 отличаются ясностью, простотой, высокой драматургич. техникой.
  Ц.- лауреат пр. Г. Клейста (1925), Г. Бюхнера (1928), Гёте (1952) и
 др. Нек-рые его пьесы экранизированы.
  Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-3, Fr./M., 1960. Лит.: Fulle der Zeit.
 С. Zuckmayer und sein Werk, Fr./M., 1956; Фрадкин И., Борьба
 продолжается, "Новый мир", 1948, ј 8; его же, Под маской
 респектабельности, "Театр", 1963, ј 7, с. 152-53; Новодворская И.,
 Борьба за демократический театр в Германии, "Театр", 1949, ј 4, с.
 91-98. Harn. B.
  ЦУЛУКИДЗЕ, Тамара Григорьевна (р. 1903) --груз. сов. актриса. Засл.
 арт. Груз. ССР (1934). В 1926-36 - актриса Т-ра им. Руставели. Исполняла
 лирико-драматич., комедийные роли. И(ра Ц. отличалась изяществом формы,
 эмоциональностью. В 1936 была незаконно репрессирована, в 1956
 реабилитирована, вернулась в Т-р им. Руставели. В 1959 оставила сцену.
  Роли: Ильтани ("Загмук" Глебова), Амалия ("Разбойники"), Ксения
 ("Разлом"); Лия ("Деловой человек" Газенкле-вера), Ламара (по о. п. Важа
 Пшавела). После 1956 исполнила роль Марии Александровны Ульяновой в
 пьесе Попова "Семья". Д, /Т/,
  ЦУРУЯ, Намбоку (1755-1829) - япон. драматург. Драматургич.
 деятельность начал в 1804. Ц. принадлежит ок. 120 пьес. Большая часть
 его произведений - бытовые драмы сэвамоно. Отличительная особенность
 драматургии Ц.- сочетание реальности с фантастикой, юмора с жестокостью.
 Наиболее популярны пьесы-рассказы о привидениях (кайдан). Лучшая из них
 "Токайдо ёцуя кайдан" сохраняется в репертуаре т-ра Кабуки.
  Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на
 япон. яз.). Д. Г.
  ЦУЦУНАВА, Александр Ражденович (28.1.1881 - 25. X. 1955) - груз. сов.
 режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР (1934). Учился в Тифлисском учительском
 ун-те; будучи студентом, участвовал в массовых сценах и в эпизодич.
 ролях в спектаклях проф. груз. т-ра и в рабочем драмкружке при
 Авчальской аудитории. В 1900 поступил в Кутаисский т-р, где работал под
 рук. В. С. Алекси-Месхишвили. В 1901-05 работал в Тифлисском т-ре, затем
 занимался в студии МХТ. В 10-х гг. начал режиссёрскую деятельность,
 сначала в Чиатурском т-ре, затем в Тифлисском Нар. доме, в груз. и рус.
 т-рах. С 1918 работал в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, сначала
 комиссаром т-ра, затем режиссёром, с 1947 - гл. режиссёром.
  Ц.-первый пост. груз. оперы: "Абесалом и Этери" Палиашвили, "Сказание
 о Шота Руставели" Араки-швили, "Коварная Дареджан" Баланчивадзе, "Кето и
 Котэ" Долидзе, "Сказание о Тариэле" Мшвелидзе (Гос. пр. СССР, 1947) и
 др. Ставил спектакли в драм. т-рах. Был одним из основоположников нац.
 кинематографии (в 1918 снял первый груз. полнометражный художеств. фильм
 "Христине"). Лали К.
  ЦУЦУНАВА, Цецилия Ражденовна (25. V. 1892 - 1956) - груз. сов.
 актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Работала учительницей в Сухуми и в
 Озурге-ти (1913-20). Участвовала в любительских спектаклях. В 1912 в
 Батуми впервые выступила на проф. сцене. В 1920 была приглашена в т-р
 Тифлисского нар. дома, в к-ром проработала до 1926. В 1926-28 - актриса
 тбилисского Красного т-ра, с 1928 - Т-ра им. К. Марджанишвили.
  Ц. была остро характерной актрисой, создала выразительные сценич.
 образы.
  Роли: Салихе ("Кто виноват?" Накашидзе), Дарико ("Мачеха Саманишвили"
 Д. Клдиашвили), Лирсу ("Кваркваре Тутабери" Какабадзе), Дареджан
 ("Человек ли он?" по И. Чавчавадзе), Рипсиме ("Затмение солнца в Грузии"
 Антонова), фрау Миллер ("Коварство и любовь"), фрау Кильман ("Гоп-ля, мы
 живем!" Толлера), мадам Журден ("Мещанин во дворянстве") и др. Снималась
 в кино. Лали К.
  ЦХВИРАШВЙЛИ, Иосиф Давидович [р. 5(18). IV. 1910) - груз. сов. актёр.
 Нар. арт. Груз. ССР (1957). В 1933-41 и с 1946 - актёр Хашурского т-ра.
 С 1951 -- Цхинвальского т-ра (груз. труппа). Ц.- исполнитель остро
 характерных ролей, игра его окрашена юмором, бытовым колоритом.
  Роли: Бекина ("Мачеха Саманишвили" Д. Клдиашвили), Шмага; Мазутиани
 ("Каторжник" Цагарели), Зимзимов ("Пэ-по" Сундукяна), Торнике ("Очаг
 Харатели" Мревлишвили), Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука), царь
 Ираклий ("Майя из Цхнети Канделаки), Сганарель ("Лекарь поневоле"
 Мольера) и др. Эпг. Г.
  ЦЫГАНКОВ, Вениамин Иванович [р. 25.1Х(8.Х). 1900] - рус. сов. актёр,
 режиссёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Окончил драматич.
 студию при Моск. драматич. т-ре. Как актёр работал в т-рах Кременчуга,
 Нахичевани, в 1923-33 - в Моск. т-ре "Комедия". С 1933- в труппе Малого
 т-ра. Играл в этом т-ре роли: Мотылькова ("Слава" Гусева), Алексея
 ("Дети Ванюшина" Найдёнова) и др. С 1937 выступает гл. обр. как
 режиссёр.
  Пост. спектакли:' "Партизаны в степях Украины" Корнейчука 1942),
 "Слава" Гусева (1946), "За тех, кто в море!" (1947, Гос пр. СССР, 1947,
 совм. с К. А. Зубовым), "Коварство и любовь" (1948), "Доходное место"
 (1948, совм. с Зубовым), "Ревизор" (1949), "Без вины виноватые" (1951);
 "Эмилия Галотти" Лессинга (1953), "Крылья" Корнейчука (1955, совм. с
 Зубовым), "Одна ночь" Горбатова (1957), "Ярмарка тщеславия" по Теккерею
 (1958, совм. с И. В. Ильинским), "Луна зашла" Стейнбека (1964), "Герой
 фатерланда" Круч-ковского (1965).
  С 1932 занимается педагогич. работой. С 1937 преподаёт в Театр. уч-ще
 им. М. Щепкина (профессор с 1961). ,Гос. пр. СССР (1951). Я. Мор.
  "ЦЫГАНСКИЙ БАРОН" ("Der Zigeunerbaron") - оперетта И. Штрауса (сына),
 либр. И. Шнитцера по повести М. Йокаи "Саффи". Пост. 24 окт. 1885, Вена
 (дирижёр И. Штраус; граф Омонай - Йозеффи, Карнеро - Фризе, Сан-дор
 Баринкай - Штрейтман, Кальман Зупан - Жирарди, Арсена - Рейсер,
 Мирабелла"- Шефер, Оттокар - Гольбах, Ципра - Гартман, Саффи - Коллен).
 Пост. в др. странах: Будапешт (1885, на нем. я,з., 1886), Берлин (1886),
 Нью-Йорк (1886), Париж (1895), Лондон (1935) и мн. др.
  В России шла впервые в Петербурге на нем. яз. в 1886. На рус. яз. в
 том же году в Петербурге и Москве. В 1 913 пост. моек. Оперным т-ром
 Зимина (реж. Оленин; Сандор Баринкай - Пикок, Кальман Зупан - Оленин,
 Саффи - Друзя-кина, Ципра - Петрова-Званцева, Мирабелла - Евгенье-ва).
 На сов. сцене пост. в 19,22, Петроград, Малый оперный т-р (дирижёр
 Самосуд, пост. Феона, худ. Бобышев; Саффи - Кернер, Арсена -
 Попова-Журавленко, Ципра - Николаева, Мирабелла - Сабинина, Баринкай -
 Рождественский, граф Омонай - Киселёв, Оттокар - Максимов, Карнеро -
 Курзнер); в 1941, там же; в 1932, Ленингр. т-р муз. комедии; в 1942,
 Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва, новый текст
 В. В. Шкваркина; дирижёр Акулов, пост. Туманов, балетм. Томский; Омонай
 - Ценин, Коло-ман Зупан - Степанов, Баринкай - Юницкий, Стефан - Бушуев,
 Мирабелла - Гольдина, Саффи - Кемарская, Мельтцер, Чипра - Пучкова,
 Янко, Арсена - Федосеева, Юдина). Пост. в др. городах Сов. Союза:
 Тбилиси (1935), Рига (1940), Саратов (1941), Ереван (1952), Минск
 (1960), Львов (1960), Новосибирск (1962).
  Издания: "Ц. б." - клавир, рус. текст, пер. с нем. М. Г. Ярона, М.,
 Гутхейль, [1892]. Н.Гр.
  ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР - см. "Ромэн".
  ЦЫДЫНЖАПОВ, Гомбожап Цыдынжапович (р. 3. V.I 905) - бурят, сов.
 актёр, режиссёр, драматург. Нар. арт.СССР (1940).Чл. Коммунистич. партии
 с 1939. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го, 3-го, 4-го созывов и Верх. Совета
 Бурят. АССР 3-го и 4-го созывов. Ц.-один из основоположников бурятского
 проф. театра. Еще в юности, будучи учащимся педтехникума в г. Улан-Удэ
 (1926), посещал муз. курсы и с группой молодых музыкантов ездил по
 бурятским улусам; одновременно с концертами записывал нац. обычаи,
 обряды, песни и танцы. В 1930-34 учился на режиссёрском ф-те ГИТИСа в
 Москве, по окончании к-рого стал Д- РУ* Бурятского драм. т-ра (с 1938 -
 муз.-драм. т-р); позднее - гл. режиссёр Бурят, т-ра оперы и балета и
 Бурят, т-ра драмы им. X. Намсараева.
  Пост.: "Один из многих" Балдано (1937), "Баир" муз. Берлинского
 (1938), "Снайпер" Цыдынжапова (1943), "Кремлёвские куранты" (1947); "На
 Байкале" Книппера (1948), "Тихий Дон" (1953); "Ровесники" Пурбуе-ва
 (1959). Значит, событием в театр. жизни Бурятии стало исполнение Ц. роли
 Отелло (1938). Он создал образ Отелло, подкупающий чистотой и силой
 чувств. Среди др. ролей: обаятельный старик Шарлай в муз. комедии
 Балдано и Эделя "Эржен" (1940), полный творческого горения молодой
 ищущий врач Платон Кречет (1938). В 1947 исполнил роль Ленина в
 спектакле "Кремлёвские куранты".
  Ц.-один из авторов либр. муз. драмы "Баир" и либр. оперы "На
 Байкале". Написал пьесы: "Снайпер", "Сын народа" (1943). Лауреат Гос.
 пр. СССР (1949). Снимался в кино.
  Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Найдаков
 В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Найдакова В., Современный
 бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), [Улан-Удэ i]. Вал. Н.
  ЦЭГМЭД (Н я ми н) (р. 1910) - монг. актёр и режиссёр. Нар. арт. МНР
 (1951). Чл. Монг. нар.-рево-люц. партии с 1932. С 1932 - актёр
 Муз.-драм. т-ра (Улан-Батор). Играет остро характерные роли.
  Роли: Менго ("Фуэнте овехуна"); Дандар, Дугар, Цотон ("Новый путь",
 "Волчья стая", "Три шарайгольских хана" Намдага), Даравгар ("Искатель
 счастья Мунхэ" Ойдува), Глостер ("Король Лир") и др.
  Среди пост.: "Моя радость" (1942) и "Семьдесят небылиц" (1964)
 Ойдува, "Жил такой хан" Цэдэнжав и Баста (1946), "Молодое поколение"
 Намдага и Нацагдоржа (1949), "Не в свои сани не садивь" Островского
 (1949), "Три шарайгольских хана" Намдага (1961), "Можно поверить"
 Лодойдамбы (1962) и др. р. У.
  ЦЭГМЭД (Ц а г а н ы) (1905-1963)- монг. актер. Нар. арт. МНР. Член
 Монг. нар. -революц. партии с 1933. В 1932-63 - актёр Муз.-драм. т-ра
 (Улан Батор).
  Роли: Юндэн ("Среди печальных гор" Нацагдоржа, 1934). Городничий
 (1935); Лекарь ("Цена жизни" Намдага, 1937), Скален (1939); Цас-Чихир
 ("Три шарайгольских хана" Намдага, 1941), Сангэ ("Семьдесят небылиц"
 Ойдува, 1948), Чу-луунбатор ("Новый путь" Намдага, 1961), Актёр ("На
 дне", 1962) и др. Снимался в кино. /\ у
  ЦЭДЭНЖАВ (Тудэвийн) (р. 1916) - монг.' актриса. Засл. арт. МНР
 (1956). Чл. Монг. нар.-революц. партии. В 1944 окончила Муз.-драм. уч-ще
 в Улан-Баторе и была принята в труппу Муз.-драм. т-ра. Ц.- одна из
 выдающихся актрис монг. т-ра.
  Роли: Мать ("Жил такой хан" Цэдэнжав и Баста), Пагма ("Семьдесят
 небылиц" Ойдува), учительница Оюун ("Молодое поколение" Намдага и
 Нацагдоржа), Христина Архиповна ("Платон Кречет"), Пиглай ("Будамшу"
 Шагжина) и др. Снимается в кино. р у
  "ЦЭНДЭРИКЭ, Центральный бухарестский государственный театр кукол и
 марионеток, "Ц ы н д ы р и к е" (рум. Tandarica; букв.- деревяшечка), -
 ведущий рум. т-р кукол. Назван именем популярного сказочного героя,
 озорного лукавого Цэндэрикэ - мальчонки, ставшего героем мн. пост. т-ра
 ("Юмор на нитках", "Путешествие Цэндэрикэ по южным морям" и др.). Т-р
 "Ц." возник на основе труппы, созданной в 1945 группой молодых
 художников во главе с Л. Каломери. В 1948 он получил назв. Гор. т-ра
 кукол, а в 1949 был преобразован в первый гос. рум. т-р кукол (гл. реж.
 М. Никулеску, гл. худ. Ш. Хаб-линьский). Творчески освоив опыт сов. т-ра
 кукол, коллектив "Ц." нашёл свой путь развития, широко используя
 плакатно-сатирич. форму, поэтич. метафору, овеществлённую гиперболу,
 гротеск, пантомиму, синтетич. средства выразительности. В репертуаре для
 детей - сказки классика рум. лит-ры И. Крянгэ ("Белый арап", "Кошелёк с
 двумя грошами", "Сказка о поросёнке", инсц. В. Порумбаку и В. Филиппе
 ю), пь*есы-сказки рум. авторов ("Мариука и золотые яблоки" К. Поповича,
 "Братья Лю" А. Поповича, "Мэлина и три медвежонка" Кремене, "Хранитель
 морей" М. Стояна, "Белоснежка" Майколеску и др.), "Конёк-Горбунок"
 Ершова, сов. пьесы-сказки ("Кошкин дом" Маршака, "Волшебная калоша"
 Матвеева, "Сказка о потерянном времени" Шварца, "Доктор Айболит" по
 Чуковскому и др.). Особенным успехом пользуется у зрителей эстрадное
 пародийное обозрение "Юмор на нитках" (1953, реж. Никулеску); в 1958
 спектакль отмечен Гран при на Междунар. фестивале т-ров кукол.
 Изобретательный сатирич. спектакль-пантомима, пародия на гангстерские
 фильмы - "Рука с пятью пальцами" Кришана и Анди (реж. Никулеску, худ.
 Хаблиньский, куклы И. Кон-стантинеску). В 1960 "Ц." пост.
 поэтическо-философ-ский спектакль-инсц. книги А. Сент-Экзюпери
 "Маленький принц" (реж. Р. Печулеску, худ. Хаблиньский, муз. Р.
 Кэплеску, светопись Г. Василе). Озорной буффонадой исполнена пост. фарса
 Гарсиа Лорки "Салаганчик дон Кристоваля" (реж. Никулеску, худ.
 Хаблиньский, 1965). Т-р имеет две труппы - марионеточную и верховых
 кукол. Каждая выступает в разных зданиях. Актёры не произносят текста,
 он записывается на магнитофонную плёнку. В этих записях (особенно в
 марионеточных спектаклях) участвуют и актёры др. т-ров, вокальные номера
 исполняют лучшие рум. певцы. В т-ре выросли актёры, виртуозно владеющие
 марионеткой и верховыми куклами,- Д. Тэнеску (ведёт куклу Цэндэрикэ), Р.
 Стоян, С. Валериу, А. Папазикопол, К. Попович, Р. Колла, С. Кац и др. В
 сатирич. обозрениях "Ц." выступает популярный рум. комик М. Кришан. Т-р
 был дважды в Сов. Союзе (1957 и 1961), гастролировал в Польше,
 Чехословакии, ГДР, ФРГ, Египте и др. Лит.: Кукольный театр "Цэндэрикэ",
 Бухарест, 1957;
  "Театр", 1961, .V" 7, с. 176-82; 1962, ј 3, с. 143; "Иностранная
 литература", 1959, Хе 3, с. 246-55; Д р е и д е н С., Куклы мира, в сб.:
 Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, с. 5-70; По румб а к у В.,
 Филиппою В., "Сказка о поросёнке", там же, с. 438-59. С. Др.
  ЦЭНДЭХУУ (Цэндху) (3 ундуйн) (р. 19б5)-' монг. актёр и режиссёр. Нар.
 арт. МНР (1955). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1932. Творч.
 деятельность начал в 1932. Исполняет остро характерные роли.
  Лучшие роли: Лама-лекарь ("Пятнадцатилетняя Адьн" Аюша), Главарь
 контрреволюционеров ("Борьба" Намдага), Знобов ("Бронепоеед 14-69"),
 Данзандаш, Бургэд Батор ("Цена жизни" и "Три шарайгольских хана"
 Намдага), Фло-риндо ("Слуга двух господ") и др.
  Ц. был организатором и руководителем т-ров Вост. и Баинульгинского
 аймаков. Пост. спектакли: "На горе" Хурманхана (1954), "Рождённые бурей"
 Даш-дорова (1964) и др. Г. У.
  ЦЭРЭНДОРЖ (Ц а г а н ы) (р. 1922) - монг. цирковой артист, прыгун и
 акробат. Засл. арт. МНР. Чл. Монгольской нар.-революц. партии. В 1940
 поступил в уланбаторское цирковое уч-ще. С 1941 - артист Госцирка МНР. С
 1949 стал дрессировщиком (яки, олени и др., впоследствии перешёл на
 дрессировку крупных хищников - бурых медведей н львов). Г. У.
  ЦЭРЭНДУЛАМ (Д о р ж и и н) (р. 1910) - монг. актриса. Нар. арт. МНР
 (1960). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1936. В 1930 окончила
 Муз.-драм. уч-ще в Улан-Баторе и в том же году была принята в Муз,-драм.
 т-р.
  Роли: Смеральдина ("Слуга двух господ"); Цогтоя ("Три шарайгольских
 хана" Намдага), Чагна ("Молодая мать Зам-бага" Ичинхорло), Ирэнтэй
 ("Искатель счастья Мунхэ" Ойдува), Варвара ("Гроза"), Эмилия ("Отелло"),
 Пагма ("Семьдесят небылиц" Ойдува) и др. Г. 7
  ЧАБАН‚НКО, Иван Иванович (р. 17.XII.1900) - укр. сов. режиссёр,
 педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1942.
 В 1930 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко. Работал
 актёром и режиссёром Т-ра им. М. Занько-вецкой, затем Киевского ТРАМа.
 Пост.: "Неизвестные солдаты" Первомайского (1933), "Шельменко-денщик"
 Квитки-Основьяненко (1933), "Отелло" (1932) и др. С 1931 ведёт
 педагогич. деятельность в Киевском ин-те театр. иск-ва (с 1961 -
 профессор), в 1961-65-директор ин-та. С. 3.
  ЧАБЙЕВА, Нина Захаровна (р. 14.IX.1908) - осетинская сов. актриса.
 Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Окончила
 драм. студию при Т-ре им. Руставели в 1935 и с того же года по 1962
 работала в осетинском Т-ре им. К. Хе-тагурова (Цхинвали). Игра Ч.
 отличается бытовой достоверностью, тяготением к острой сценич. форме. Ч.
 создаёт образы сильных, волевых женщин.
  Роли: Василиса ("На дне"), Кручинина; Отарова вдова (по о. п.
 Чавчавадзе), Мзевинар ("Огонь" Бердзенишвили), Лида ("Платон Кречет"),
 Мать ("Хазби" Бритаева), Зарада ("Жених" Шавлохова), Агунда ("Нарты
 Башрадз" Шавлохо-ва), Гурмыжская ("Лес" Островского), Эмилия,
 Мирандоли-"а и ДР- Эт. Г.
  ЧАБУКИАНИ, Вахтанг Михайлович [р. 27.11 (12.III). 1910] -груз. сов.
 артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1950). Депутат Верх.
 Совета СССР 5-го созыва. Занимался в б. Студии М. И. Перини (Тбилиси), в
 1926-29-в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги В. А. Семёнов и В. И.
 Пономарёв). Будучи учеником, дебютировал на сцене Т-ра оперы и балета
 им. Кирова. Творчество Ч. неразрывно связано с утверждением реализма в
 сов. балетном т-ре, с поисками действенности танца, выявлением его
 жизнеутверждающей силы, идейной и гумани-стич. направленности. Ч. создал
 своеобразный стиль мужского классич. танца, чётко определил его ведущее,
 активное начало. Строгая классич. манера, отточенная виртуозная техника,
 скульптурная величавость танца Ч. озарены страстной силой его

<< Пред.           стр. 845 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу