<< Пред.           стр. 846 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 вдохновенного таланта, правдой переживания, истинной человечностью,
 дерзновенным зажигательным темпераментом. Артист обладает редкими
 природными данными, богатейшим арсеналом выразительных средств (прыжок,
 вращение и др.). Иск-во его торжественно, празднично, заразительно,
 танец глубоко осмыслен, логически завершён. Волевые, пылкие герои Ч.
 совершали подвиг во имя прекрасного: лучезарный Базиль ("Дон Кихот",
 1930), романтич. Альберт ("Жизель", 1932) и Зигфрид ("Лебединое озеро",
 1933), отважный Жером. ("Пламя Парижа", 1932), темпераментные,
 мужественные Джорджи ("Сердце гор" Баланчивадзе, 1938), Фрондосо
 ("Лауренсия", 1939), пламенный Андрий ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого,
 1940) и др. Все эти образы были созданы Ч. на сцене Т-ра оперы и балета
 им. Кирова. Здесь же Ч. осуществил постановки балетов "Сердце гор"
 (1938) и "Лауренсия" (1939).
  С 1941 Ч.- ведущий танцовщик и художеств. руководитель балетной
 труппы Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). Здесь он создал
 балетные спектакли на муз. груз. и др. композиторов: "Сердце гор"
 (1941); "Синатле" Г. Киладзе (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Лауренсия"
 (1948); "Горда" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) и "За мир" (1953) Торадзе,
 "Отелло" М а -чавариани (1957), "Демон" Цинцадзе (1961), "Болеро" на
 муз. Равеля (1962) и др. Выступал в этих балетах и как исполнитель гл.
 партий (Джорджи, Автандил, Фрондосо, Горда, Соколов, Отелло, Демон,
 Кабальеро). На основе сочетания реалистических традиций балетной
 классики с груз. танц. искусством Ч. создал особый вид нац.
 классического балета. В партии Отелло Ч. талантливо сочетал действенный
 танец с пантомимой, стремился передать глубину мыслей и чувств
 шекспировской трагедии, прославляя очищающую силу любви. За исполнение
 партии и пост. балета "Отелло" Ч. был удостоен Ленинской пр. (1958).
  Др. пост.: "Вальпургиева ночь" (танцы в опере "Фауст", 1942),
 "Шопениана" (1942), "Жизель" (1942), "Дон Кихот" (1943), "Эсмеральда"
 (1944), "Лебединое озеро" (1945), опера "Непрошенные гости" Букия (1950)
 и др.
  Ч. ведёт педагогич. работу в Тбилисской хореографич. студии (с 1950 -
 художеств. руководитель); с 1965 - руководитель балетмейстерского
 отделения Театр. ин-та им. Руставели (Тбилиси). Выступал как сценарист и
 постановщик хореографич. фильмов "Мастера грузинского балета" (1955) и
 "Отелло" (I960). Гос. пр. СССР за выдающиеся достижения в области
 хореографич. иск-ва (1941).
  Гастролировал в США (1933, 1934, 1964), Италии (1934), Иране (1942),
 в странах Лат. Америки (1958), Австрии (1958) и др.
  Лит.: Красовская В., Вахтанг Чабукиани, [2 изд. J, Л.-М., 1960; К р и
 г е р В., Вахтанг Чабукиани, М., I960;
  Х у ч у а П., Балет "Отелло", Тб., 1958; на груз. яз.- Буртикашвили
 А. Н., Чародей танца..., Тб., 19(i0, ГугушвилиЭ., Вахтанг Чабукиани, в
 кн.: Театральные портреты, Тб., 1965. Эт. Г.
  ЧАБУКИАНИ, Тамара Михайловна [р. 5(18). VIII. 1907] - груз. сов.
 артистка балета. Нар. арт. Груз.
  ССР (1950). Сестра Вахтанга Михайловича Ч. В 1923 окончила балетную
 школу при Тбилисском т-ре оперы и балета (ученица М. И. Перини). С 1921
 выступала на сцене этого т-ра. В 1930 совершенствовалась в Ленингр.
 хореографич. уч-ще. С 1936 - ведущая солистка Т-ра оперы и балета им.
 Палиашвили. Танец Ч. академически строг, для него характерны
 величавость, эпическая стройность и динамика. С 1961
 -балетмейстер-репетитор Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.
  Партии: Мерседес ("Дон Кихот"), Испанский танец ("Лебединое озеро").
 Осетинский танец ("Сердце гор" Баланчи-вадзе), Восточная девушка
 ("Синатле" Г. Киладзе), танцы лекури и алалме ("Горда" Торадзе) и др.
 Эт. Г.
  ЧАВАЙН (наст. фам.- Григорьев), Сергей Григорьевич (6. X.I 888-1942)
 - марийский поэт и драматург. В 1908 окончил Казанскую учительскую
 семинарию. Лит. деятельность начал в 1908. В 1912 написал пьесу "Дикая
 утка" - сатиру на царских чиновников. После Октябрьской революции
 написал для 1-го сов. передвижного т-ра народа мари пьесы:
  "Автономия" (1920), "Солнце восходит, чёрные тучи рассеиваются"
 (1921), посв. революции, гражд. войне. В Марийской театр. студии были
 пост. пьесы Ч.: "Ямблатов мост" (1927), муз. драма "Пасека" (1928),
 "Кугуяр" (1929) - революц. драма о событиях 1905 и др. Ч. принадлежат
 пьесы: "Живая вода" о новой колхозной деревне (1930, Марийский т-р),
 "Лесозавод" о клас. борьбе в период коллективизации (1932, там же),
 "Марийская рота" (1934, там же) о защите Казани от белогвардейцев;
 "Акпатыр" - историко-революц. драма об участии марийского народа в
 Крестьянской войне под предводительством Пугачёва (1935,там же); "Свет
 монеты" (1936, там же)- комедия по мотивам марийских нар. поверий; "Лес
 шумит" о событиях революции 1905; "Сторублёвый калым" (1927) - комедия,
 высмеивающая бурж. предрассудки, быт. Перевёл на марийский яз. пьесы
 "Женитьба", "Гроза", "Доходное место". А. Ив.
  ЧАВДАР, Елизавета Ивановна (р. 23. II. 1925) - укр. сов. артистка
 оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1952). Чл.
 Коммунистич. партии с 1953. В 1948 окончила Одесскую консерваторию
 (класс О. Н. Аслановой). С 1948 - солистка Т-ра оперы и балета им.
 Шевченко (Киев). Голос Ч. отличается лёгкостью, подвижностью, богатством
 тембров, широкой кантиленой, ровно звучит во всех регистрах.
 Артистической индивидуальности Ч. ближе всего лирич. образы.
  Партии: Марильца ("Тарас Бульба" Лысенко), Ярына, Оксана ("Арсенал",
 "Тарас Шевченко" Майбороды), Марфа, царевна Лебедь ("Царская невеста",
 "Сказка о царе Салтане" Римского-Корса-кова), Антонида ("Иван Сусанин"),
 Людмила, Розина, Лакме, Виолетта; Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур"
 Доницетти), Мюзетта ("Богема" Пуччини) и др.
  Выступает как камерная певица. Гастролировала во многих городах СССР,
 Австрии, Венгрии, Чехословакии, Индии, КНР и др. стран.
  Лит.: Кириченко Т. О., Елизавета 1вашвна Чав-дар. К., 1958; Кауфман
 Л. С., Елизавета Ивановна Чавдар, К., 1960. Ек Л
  ЧАВЕС (Chavez), Карлос (р. 13. VI. 1899) - мекс. композитор п
 дирижёр. Музыке учился у М. Понсе. Уже ранние соч. Ч. отмечены яркостью
 нац. колорита - балеты "Новый огонь" (1921) из жизни ацтеков и "Четыре
 стихии" (1922) на индейский сюжет. Увлечение конструктивизмом проявилось
 в балете "HP" (англ. Horse power-лошадиная сила, 1932, Филадельфия,
 дирижёр Л. Стоковский). Возглавлял Нац. консерваторию (1928-52) и симф.
 оркестр (1928-48) в Мехико; устраивал концерты для рабочих; изучал
 фольклор; выступал как муз. критик. Среди многочисл. произв. Ч.- балет
 "Дочь Колхиды" (пост. в Нью-Йорке под назв. "Тёмная поляна", 1946),
 опера "Панфило и Лауретта" (1957), музыка к трагедии "Антигона" Кокто
 (1932) и др. Автор книги - "Навстречу новой музыке" ("Toward a new
 music", N. Y., '1937).
  Лит.: Chavez C., Catalogue of his works. Wash., 1944;
  С о w e 1 1 Н., С. Chavez, в кн.: The book of modern composers, N.
 Y., 1943, p. 441-46; Maye r-S erra O., Musica у musicos de
 Latino-America, v. 1, Mexico, 1947, p. 278-88. Вл. О.
  ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич [27.Х(8.Х1). 1837, с. Кварели в
 Кахетии,-ЗО.УП1 (12.1Х).1907, с. Цица-мури]- груз. писатель и
 общественный деятель. Выразитель идей нац.-освободит, движения в Грузии
 во 2-й пол. 19 в. Являясь основоположником новой груз. лит-ры, Ч.
 способствовал возобновлению деятельности проф. груз. т-ра, формированию
 лит. и театр. критики. в своём творчестве выражал идеи рус. революц.
 демократов. Лит. деятельность начал в 1857. Был редактором периодич.
 изданий, председателем драм. об-ва. Убит наёмниками царской охранки.
  Ч. создал первые образцы новой груз. реалистич. социальной драмы. Его
 драм. творчество отличалось чёткой идейной направленностью, боевой
 публицистич. заострённостью, обобщённостью типич. характеристик,
 выразительностью языка. В драм. произв. Ч. "Сцены первых времён
 освобождения крестьян" (1865), в драм. поэме "Несколько картин или
 случай из жизни разбойника" (1860), "Сваха" (1881, по повести "Человек
 ли он?", 1859-63), в инсценировках его поэм и повестей нашла яркое
 отражение борьба крестьянства против помещичьего произвола, борьба за
 свободу, против колониального гнёта царизма. Большой популярностью на
 груз. сцене пользовалась драм. поэма "Грузинка-мать" ("Мать и сын"). Это
 произв., овеянное романтикой, стало основой новой груз. драмы.
 Знаменательные даты груз. культуры отмечались пост. этой поэмы на сцене.
 Эстетич. взгляды и театрально-критич. деятельность Ч. оказали огромное
 влияние на груз. драматургию и актёрское иск-во. Ч. считал иск-во
 средством преобразования жизни. В своей программной статье о т-ре он
 заявлял: "Сцена та же школа..., сцена должна направлять и воспитывать
 народ". По мнению Ч., голос дра-матич. писателя должен раздаваться "во
 имя освобождения и восстановления порабощенных человеческих прав". Он
 требовал, чтобы драматич. лит-ра давала сцене "пьесы животрепещущие,
 взятые из современной жизни", чтобы писатель направлял нац. т-р по пути
 критич. реализма, отстаивал принцип всестороннего, углублённого
 психологич. изображения персонажей драмы. Он писал: "В положительных и
 отрицательных чертах человеческой природы сокрыто то движение души и
 сердца, к-рое является предметом драмы".
  Ч. поддерживал и направлял творчество выдающихся груз. актёров своего
 времени, способствовал развитию таланта В. Абашидзе, к-рого особенно
 ценил за способность создавать типич. образы, что, по мнению Ч., даёт
 право актёру считаться творцом-художником. Художеств, творчество,
 организаторская и театрально-критич. деятельность Ч. определили развитие
 груз. т-ра по пути критич. реализма, по пути борьбы за передовые идеи
 эпохи и способствовали укреплению реалистич. основ актёрского иск-ва.
  Драм. произв. Ч. и инсценировки его поэмы и повестей сохраняются в
 репертуаре сов. т-ров: "Сло манный мост" (1935), "Мать и сын" (1941),
 "Человек ли он?" (1946) - Т-р им. Марджанишвили; "Отаро-ва вдова"
 (1952), "Рассказ нищего" (1955) -Т-р им. Руставели и др. Выдающиеся
 сценич. образы в пост. этих произв. создали груз. актёры: В. Годзиашвнли
 (Луарсаб Таткаридзе - "Человек ли он?"), А. Васад-зе (Пепиа - "Рассказ
 нищего"), Т. Чавчавадзе (Ота- рова вдова - о. п.). Творчество Ч. оказало
 большое влияние на груз. сценич. и киноиск-во. По произв. Ч. были
 созданы оперы: "Разбойник Како" К. Анд-риашвили (1940), "Мать и сын" А.
 Мачавариани (1945), фильмы: "Отарова вдова" (в заглавной роли В.
 Анджапаридзе), "Рассказ нищего" и др.
  Соч. (на груз. яз.): "О театре" [Письма, Вступит, ст. и примеч. Н.
 Гурабанидзе], Тб., 1955 (Серия "Деятели грузинского театра о сценическом
 искусстве").
  Лит.; (на груз. яз.): Гришашвили И., Илья Чавчавадзе и грузинский
 театр.в кн.: Литературные очерки, Тб., 1952; Абзианидзе Г., Очерки по
 истории грузинской общественной мысли 19 в., Тб., 1959; Джибладзе Г.,
 Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй
 половины 19 в., Тб., 1963; Джанелидзе Д., Сахиоба. Театрально-критич.
 очерки и статьи, Тб., 1958. Д. Д.
  ЧАВЧАВАДЗЕ, Тамара Ираклиевна [р. 16(29).X. 1900] - груз. сов.
 актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922, занимаясь в театр. студии
 А. Н. Па-гава, сыграла роль Лауренсии в спектакле К. А. Марджанишвили
 "Фуэнте овехуна" (Т-р им. Руставели). Темперамент, эмоциональность,
 выразительность речи, подчёркнутая экспрессия жестов, волнующая
 патетика, мощная сила, отличавшие исполнение роли Лауренсии, стали
 характерной чертой творчества актрисы. Вместе с группой творч. молодёжи
 Ч. приняла активное участие в организации Т-ра под рук. Марджанишвили в
 Кутаиси, работала в этом т-ре в 1928-42 (с 1933 -- Т-р им. Марджанишвили
 в Тбилиси), затем снова вернулась в Т-р им. Руставели. С 19u4 работает в
 Сухумском т-ре.
  Роли: Саломея (о. п. Уайльда, 1923), Беатриче Ченчи (о. п. Шелли,
 1930), Дарико ("Гурия Ниношвили" по Э. Ни-ношвили, 1934), леди Мильфорд
 ("Коварство и любовь", 1935), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"
 Дюма-сына, 1940), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Мать ("Мать и
 сын" Чавчавадзе, 1941), Эмилия ("Отелло", 1947), царица Кстеван (о. п.
 Казбеги, 1948), Гонерилья ("Король Лир", 1948), Васса Жслезнова (1954),
 Иокаста ("Царь Эдип" Софокла, 1956), Саната ("Бахтриони" по Важа
 Пшавела, 1960) и др
  Кипучее жизнелюбие, задор и темперамент характеризовали исполнение Ч.
 комедийных ролей: Пегин Майк ("Герой" Синга, 1923), мисс Педж
 ("Виндзорские кумушки" Шекспира, 1924), Гултамзе ("Кваркваре Тутабери"
 Какабадзе, 1929), Матрёна ("Коммуна в степи" Кулиша, 1930), мадам
 Сан-Жен (о. п. Сарду, 1940), Диана ("Дура для других, умная для себя"
 Лопе де Вега, 1942), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951) и др. Ч.
 создала реалистич. образы современниц: Татьяна ("Разлом", 1928), Баил
 (о. п. Чиа-нели, 1929), Оксана ("Гибель эскадры", 1934), Пе-лагея
 Ниловна ("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Мать ("В добрый час!"
 Розова, 1955) и др.
  С 1926 снималась в кино.
  Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; Г у г у ш в и
 л и Э., Тамара Чавчавадзе, в её кн.:
  Театральные портреты, Тб., 1965 (на груз. яз.). Эт. Г.
  ЧАГОВЕЦ, Всеволод Андреевич (18.11.1877-20 XI 1.1950)- укр. сов.
 театровед. В 1900 окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. С
 1901 выступал как театр. рецензент. Автор пьесы "Дойна", либретто к
 балетам "Лилея" Данькевича и "Маруся Богуславка" Свечникова,
 инсценировок "Тарас Бульба" по Гоголю, "Мать", "Детство" по Горькому.
 Написал воспоминания, очерки о творчестве Н. Лысенко, М. Заньковецкой,
 П. Саксаганского, И. Марья-ненко, О. Петрусенко, И. Паторжинского и др.
  С о ч.: Життя 1 сцена. К., 1956. Р. /7. ЧАЕВ, Николай Александрович
 [26.1У(8.У).1824- 16(29).XI.1914] - рус. писатель и драматург. Член
 Об-ва любителей российской словесности. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та
 (1850). Лит. деятельность начал в 1859 как беллетрист. Ч. - автор драм и
 хроник на сюжеты из рус. истории: хроника "Князь Александр Михайлович
 Тверской" (1864, первая пьеса Ч., не ставилась), историч. комедия "Сват
 Фаддеич" (1864, Александрийский т-р), историч. драма "Димитрий
 Самозванец" (1866, там же, Димитрий - В. В. Самойлов), "Свекровь" (1867,
 Малый т-р, в гл. роли - Е. Н. Васильева, в 1890 эту роль на сцене
 Александрийского т-ра исп. П. А. Стрепетова), историч. нар. драма "Царь
 и Великий князь всея Руси Василий Иванович" (1883, Т-р Корша, Москва;
 пьеса удостоена Грибоедовской пр. за 1883) и др. Следуя за историч.
 источниками, Ч., однако, часто в своих пьесах проявлял непонимание
 общего смысла событий; его оценки отличались консервативной
 тенденциозностью. Пьесы Ч. написаны тяжёлыми, лишёнными поэтич.
 достоинств стихами. Ч. принадлежит также несколько комедий - "Знай
 наших" (1876, Малый т-р) и др. Содействовал основанию (1874) Об-ва рус.
 драм. писателей (был нек-рое время председателем этого об-ва). После
 смерти А. Н. Островского заведовал репертуарной частью Моск. имп. т-ров.
  Соч.: Сват Фаддеич, "Эпоха", 1864, ноябрь; Димитрий Самозванец, там
 же, 1865, янв.; Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский,
 М., 1886; Михаил Семенович Щепкин в моих воспоминаниях, "ЕИТ", СПБ,
 1914, вып. 1; Памяти Павла Степановича Мочалова, "Театр и искусство",
 1900, 45 (вошла в сб.: Павел Степанович Моча-лов, М., 1953).
  Лит.: К-в [Карнеев] М. В., Н. А. Чаев, "ЕИТ", СПБ, 1907-08, вып.
 XVIII; Л о т м а н Л., А. Н. Островский и русская драматургия его
 времени, М.-Л., 1961, с. 271-73. С. Г. "ЧАЙКА" - комедия в 4 д. А. П.
 Чехова. Соч. 1895- -1896. Пост. 17 окт. 1896 в Александрийском т-ре,
 бенефис Е. И. Левкеевой (бенефициантка в спектакле не была занята; ре/к.
 Е. Карпов; Аркадина - Дюжикова 1-я, Треплев - Аполлонский,
 Сорин-Давыдов, Нина - Комиссаржевская, Шамраев - Варламов, Полина
 Андреевна - Абаринова, Маша - Читау, Тригорин - Сазонов, Дорн - Писарев,
 Медведенко - Панчин, Яков - Локтев). В 1896 пьесу показал Т-р Соловцова,
 Киев. 17 дек. 1898 состоялась триумфальная премьера "Ч." в Моск.
 Художественно-общедоступном т-ре (ныне МХАТ; реж. Станиславский,
 Немирович-Данчен-ко, худ. Симов; Аркадина - Книппер, Треплев -
 Мейерхольд, Сорин - Лужский, Нина - Роксанова, Шамраев - Артём, Полина
 Андреевна - Раевская, Маша - Лилина, Тригорин - Станиславский, Дорн -
 Вишневский, Медведенко - Тихомиров, Яков - Андреев; возобн.- 1905, Нина
 - Лилина, Маша - Савицкая).
  Из др. дореволюц. пост. "Ч.": труппа драматич. артистов, Ярославль
 (1896, 1900), труппа под рук. Н. С. Васильевой, Минск (1899, Треплев -
 Гайдебуров), Нижний Новгород (1900, Нина - Скарская), драм. труппа во
 главе с Комис-саржевской и Далматовым (1901, Нина-Комиссаржев-ская).
 Александрийский т-р (1902, реж. Дарский; Аркадина - Савина, Треплев -
 Ходотов, Сорин - Варламов), Молодой т-р, Петербург (1904), Драм. т-р В.
 Ф. Комиссар-жевской, Петербург (1905, Нина - Комиссаржевская, Тригорин -
 Бравич), Новый Рижский т-р (1909), Харьковский т-р, антреприза и
 режиссура Н. Н. Синельникова (1912), Екатеринбург, антреприза Заречного
 (1914), Малый ("Суво-ринский") т-р , Петербург (1916) и ряд др. т-ров.
  На сов. сцене "Ч." ставило большое количество т-ров, среди них:
 Горьковский т-р им. Горького (1940, реж. Брилль), Челябинский т-р им.
 Цвилинга (1940; 1960, реж. Гершт), Камерный т-р (1944, реж. Таиров,
 Лукьянов; Нина- Коонен), Т-р Моссовета (1945, реж. Завадский), Т-р им.
 Л. Украинки (1950), Свердловский т-р (1950, рж. Брилль, Пихоцкий), Т-р
 "Красный факел" (1952, реж. Редлих), Тбилисский т-р им. Грибоедова
 (1953, реж. Варпаховский), Ле-нингр. т-р им. Пушкина (1954, реж.
 Вивьен), Т-р им. Я. Ку-палы (1954), Т-р им. Вахтангова (1954, реж.
 Захава), Моск. драм. т-р им. Станиславского (1954, реж. Яншин; 1960),
 Смоленский т-р (1954), Таганрогский т-р им. Чехова (1954), Ярославский
 т-р им. Волкова (1954; 1958), Костромской т-р им. Островского (1959),
 т-р "Ванемуйне", Тарту (1959, реж. Кай-ду), Бакинский рус. т-р (1960),
 Владивостокский т-р (1960), Воронежский т-р им. Кольцова (1960, реж.
 Шишигин), Куйбышевский т-р (1960), МХАТ (1960, реж. Станицын, Раевский),
 Латв. т-р драмы (1960), Харьковский рус. т-р, Моск. т-р.им. Ленинского
 комсомола (оба в 1966) и мн. др.
  "Ч." за рубежом, ставили: "Нёйе фрейе бюне", Берлин (1907),
 "Хеббель-театр", Берлин (1909), "Дагмартеатр", Копенгаген (1912),
 Мюнхенский т-р (19Г2), Труппа Ж. Пи-тоева, Швейцария, Франция (1921),
 Малый т-р Цукид-зи, Токио (1924, пьеса шла под назв. "Песнь белой
 птицы"), т-р "Ателье", Париж (1940), Новый т-р, Стокгольм (1946), т-р
 "Финикс", Нью-Йорк, т-р "Эберто", Париж (оба в 1954), т-р Венгерской
 армии, Будапешт (1956), "Театр 7-й улицы", Нью-Йорк (1957), т-р "Дю
 Парк", Брюссель, и Нац. театральная академия, Джакарта (1958), "Т-р
 Польски", Варшава, Нац. т-р им. Караджале, Бухарест (1959), т-р в
 Аделаиде (Юж. Австралия), Новый т-р, Копенгаген, т-р им. Словацкого,
 Краков, т-р "Олд Вик", Лондон, т-р в Монреале, Нац. т-р, Прага,
 "Театр-60" в Сиднее (все в 1960), "Норвежский т-р" в Осло, Королевский
 драм. т-р, Стокгольм (оба в 1961), Финский нац. т-р, Хельсинки (1962),
 "Т-р Сес" в Стамбуле, клуб "Юнайтед артисте" в Калькутте (оба в 1963),
 "Куинс т-р", Лондон (1964), Нар. т-р. Вена (1965) и ряд др. т-ров.
  Издания: Первая публикация "Ч."- "Русская мысль", 1896, дек. Из
 последующих изд.: Чехов А. П., Пьесы, СПБ, 1897; Собр. соч., т. 9, СПБ,
 1901, 1902; Ч е-х о в А. П., Полн. собр. соч., т. 9, М., 1932; Чехов А.
 П., Пьесы, Л., 1935; М.- Л., 1944; М., 1965.
  Лит.: Карпов Ев т., Вера Федоровна Комиссаржевская на сцене Имп.
 Александрийского т-ра, в кн.: Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПБ,
 1911; Эфрос Н. Е.-, "Чайка" А. П. Чехова ва сцене МХТ, в кн.: Ежегодник
 Московского Художественного т-ра, 1944, т. 1, М., 1946; Юрьев Ю.,
 Записки, Л.-М., 1948; Д а в ы-д о в а Э., Первая постановка "Чайки" на
 Украине, "Театр", 1954, ј 7; Строева М., Чехов и Художественный т-р, М.,
 1955. Л. Шн.
  ЧАЙКОВСКИЙ, Модест Ильич (1(13). V. 1850 - 2(15). 1.1916] - рус.
 драматург, либреттист, критик. Брат и биограф П. И. Чайковского. Лит.

<< Пред.           стр. 846 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу