<< Пред. стр. 846 (из 913) След. >>
вдохновенного таланта, правдой переживания, истинной человечностью,дерзновенным зажигательным темпераментом. Артист обладает редкими
природными данными, богатейшим арсеналом выразительных средств (прыжок,
вращение и др.). Иск-во его торжественно, празднично, заразительно,
танец глубоко осмыслен, логически завершён. Волевые, пылкие герои Ч.
совершали подвиг во имя прекрасного: лучезарный Базиль ("Дон Кихот",
1930), романтич. Альберт ("Жизель", 1932) и Зигфрид ("Лебединое озеро",
1933), отважный Жером. ("Пламя Парижа", 1932), темпераментные,
мужественные Джорджи ("Сердце гор" Баланчивадзе, 1938), Фрондосо
("Лауренсия", 1939), пламенный Андрий ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого,
1940) и др. Все эти образы были созданы Ч. на сцене Т-ра оперы и балета
им. Кирова. Здесь же Ч. осуществил постановки балетов "Сердце гор"
(1938) и "Лауренсия" (1939).
С 1941 Ч.- ведущий танцовщик и художеств. руководитель балетной
труппы Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). Здесь он создал
балетные спектакли на муз. груз. и др. композиторов: "Сердце гор"
(1941); "Синатле" Г. Киладзе (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Лауренсия"
(1948); "Горда" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) и "За мир" (1953) Торадзе,
"Отелло" М а -чавариани (1957), "Демон" Цинцадзе (1961), "Болеро" на
муз. Равеля (1962) и др. Выступал в этих балетах и как исполнитель гл.
партий (Джорджи, Автандил, Фрондосо, Горда, Соколов, Отелло, Демон,
Кабальеро). На основе сочетания реалистических традиций балетной
классики с груз. танц. искусством Ч. создал особый вид нац.
классического балета. В партии Отелло Ч. талантливо сочетал действенный
танец с пантомимой, стремился передать глубину мыслей и чувств
шекспировской трагедии, прославляя очищающую силу любви. За исполнение
партии и пост. балета "Отелло" Ч. был удостоен Ленинской пр. (1958).
Др. пост.: "Вальпургиева ночь" (танцы в опере "Фауст", 1942),
"Шопениана" (1942), "Жизель" (1942), "Дон Кихот" (1943), "Эсмеральда"
(1944), "Лебединое озеро" (1945), опера "Непрошенные гости" Букия (1950)
и др.
Ч. ведёт педагогич. работу в Тбилисской хореографич. студии (с 1950 -
художеств. руководитель); с 1965 - руководитель балетмейстерского
отделения Театр. ин-та им. Руставели (Тбилиси). Выступал как сценарист и
постановщик хореографич. фильмов "Мастера грузинского балета" (1955) и
"Отелло" (I960). Гос. пр. СССР за выдающиеся достижения в области
хореографич. иск-ва (1941).
Гастролировал в США (1933, 1934, 1964), Италии (1934), Иране (1942),
в странах Лат. Америки (1958), Австрии (1958) и др.
Лит.: Красовская В., Вахтанг Чабукиани, [2 изд. J, Л.-М., 1960; К р и
г е р В., Вахтанг Чабукиани, М., I960;
Х у ч у а П., Балет "Отелло", Тб., 1958; на груз. яз.- Буртикашвили
А. Н., Чародей танца..., Тб., 19(i0, ГугушвилиЭ., Вахтанг Чабукиани, в
кн.: Театральные портреты, Тб., 1965. Эт. Г.
ЧАБУКИАНИ, Тамара Михайловна [р. 5(18). VIII. 1907] - груз. сов.
артистка балета. Нар. арт. Груз.
ССР (1950). Сестра Вахтанга Михайловича Ч. В 1923 окончила балетную
школу при Тбилисском т-ре оперы и балета (ученица М. И. Перини). С 1921
выступала на сцене этого т-ра. В 1930 совершенствовалась в Ленингр.
хореографич. уч-ще. С 1936 - ведущая солистка Т-ра оперы и балета им.
Палиашвили. Танец Ч. академически строг, для него характерны
величавость, эпическая стройность и динамика. С 1961
-балетмейстер-репетитор Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.
Партии: Мерседес ("Дон Кихот"), Испанский танец ("Лебединое озеро").
Осетинский танец ("Сердце гор" Баланчи-вадзе), Восточная девушка
("Синатле" Г. Киладзе), танцы лекури и алалме ("Горда" Торадзе) и др.
Эт. Г.
ЧАВАЙН (наст. фам.- Григорьев), Сергей Григорьевич (6. X.I 888-1942)
- марийский поэт и драматург. В 1908 окончил Казанскую учительскую
семинарию. Лит. деятельность начал в 1908. В 1912 написал пьесу "Дикая
утка" - сатиру на царских чиновников. После Октябрьской революции
написал для 1-го сов. передвижного т-ра народа мари пьесы:
"Автономия" (1920), "Солнце восходит, чёрные тучи рассеиваются"
(1921), посв. революции, гражд. войне. В Марийской театр. студии были
пост. пьесы Ч.: "Ямблатов мост" (1927), муз. драма "Пасека" (1928),
"Кугуяр" (1929) - революц. драма о событиях 1905 и др. Ч. принадлежат
пьесы: "Живая вода" о новой колхозной деревне (1930, Марийский т-р),
"Лесозавод" о клас. борьбе в период коллективизации (1932, там же),
"Марийская рота" (1934, там же) о защите Казани от белогвардейцев;
"Акпатыр" - историко-революц. драма об участии марийского народа в
Крестьянской войне под предводительством Пугачёва (1935,там же); "Свет
монеты" (1936, там же)- комедия по мотивам марийских нар. поверий; "Лес
шумит" о событиях революции 1905; "Сторублёвый калым" (1927) - комедия,
высмеивающая бурж. предрассудки, быт. Перевёл на марийский яз. пьесы
"Женитьба", "Гроза", "Доходное место". А. Ив.
ЧАВДАР, Елизавета Ивановна (р. 23. II. 1925) - укр. сов. артистка
оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1952). Чл.
Коммунистич. партии с 1953. В 1948 окончила Одесскую консерваторию
(класс О. Н. Аслановой). С 1948 - солистка Т-ра оперы и балета им.
Шевченко (Киев). Голос Ч. отличается лёгкостью, подвижностью, богатством
тембров, широкой кантиленой, ровно звучит во всех регистрах.
Артистической индивидуальности Ч. ближе всего лирич. образы.
Партии: Марильца ("Тарас Бульба" Лысенко), Ярына, Оксана ("Арсенал",
"Тарас Шевченко" Майбороды), Марфа, царевна Лебедь ("Царская невеста",
"Сказка о царе Салтане" Римского-Корса-кова), Антонида ("Иван Сусанин"),
Людмила, Розина, Лакме, Виолетта; Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур"
Доницетти), Мюзетта ("Богема" Пуччини) и др.
Выступает как камерная певица. Гастролировала во многих городах СССР,
Австрии, Венгрии, Чехословакии, Индии, КНР и др. стран.
Лит.: Кириченко Т. О., Елизавета 1вашвна Чав-дар. К., 1958; Кауфман
Л. С., Елизавета Ивановна Чавдар, К., 1960. Ек Л
ЧАВЕС (Chavez), Карлос (р. 13. VI. 1899) - мекс. композитор п
дирижёр. Музыке учился у М. Понсе. Уже ранние соч. Ч. отмечены яркостью
нац. колорита - балеты "Новый огонь" (1921) из жизни ацтеков и "Четыре
стихии" (1922) на индейский сюжет. Увлечение конструктивизмом проявилось
в балете "HP" (англ. Horse power-лошадиная сила, 1932, Филадельфия,
дирижёр Л. Стоковский). Возглавлял Нац. консерваторию (1928-52) и симф.
оркестр (1928-48) в Мехико; устраивал концерты для рабочих; изучал
фольклор; выступал как муз. критик. Среди многочисл. произв. Ч.- балет
"Дочь Колхиды" (пост. в Нью-Йорке под назв. "Тёмная поляна", 1946),
опера "Панфило и Лауретта" (1957), музыка к трагедии "Антигона" Кокто
(1932) и др. Автор книги - "Навстречу новой музыке" ("Toward a new
music", N. Y., '1937).
Лит.: Chavez C., Catalogue of his works. Wash., 1944;
С о w e 1 1 Н., С. Chavez, в кн.: The book of modern composers, N.
Y., 1943, p. 441-46; Maye r-S erra O., Musica у musicos de
Latino-America, v. 1, Mexico, 1947, p. 278-88. Вл. О.
ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич [27.Х(8.Х1). 1837, с. Кварели в
Кахетии,-ЗО.УП1 (12.1Х).1907, с. Цица-мури]- груз. писатель и
общественный деятель. Выразитель идей нац.-освободит, движения в Грузии
во 2-й пол. 19 в. Являясь основоположником новой груз. лит-ры, Ч.
способствовал возобновлению деятельности проф. груз. т-ра, формированию
лит. и театр. критики. в своём творчестве выражал идеи рус. революц.
демократов. Лит. деятельность начал в 1857. Был редактором периодич.
изданий, председателем драм. об-ва. Убит наёмниками царской охранки.
Ч. создал первые образцы новой груз. реалистич. социальной драмы. Его
драм. творчество отличалось чёткой идейной направленностью, боевой
публицистич. заострённостью, обобщённостью типич. характеристик,
выразительностью языка. В драм. произв. Ч. "Сцены первых времён
освобождения крестьян" (1865), в драм. поэме "Несколько картин или
случай из жизни разбойника" (1860), "Сваха" (1881, по повести "Человек
ли он?", 1859-63), в инсценировках его поэм и повестей нашла яркое
отражение борьба крестьянства против помещичьего произвола, борьба за
свободу, против колониального гнёта царизма. Большой популярностью на
груз. сцене пользовалась драм. поэма "Грузинка-мать" ("Мать и сын"). Это
произв., овеянное романтикой, стало основой новой груз. драмы.
Знаменательные даты груз. культуры отмечались пост. этой поэмы на сцене.
Эстетич. взгляды и театрально-критич. деятельность Ч. оказали огромное
влияние на груз. драматургию и актёрское иск-во. Ч. считал иск-во
средством преобразования жизни. В своей программной статье о т-ре он
заявлял: "Сцена та же школа..., сцена должна направлять и воспитывать
народ". По мнению Ч., голос дра-матич. писателя должен раздаваться "во
имя освобождения и восстановления порабощенных человеческих прав". Он
требовал, чтобы драматич. лит-ра давала сцене "пьесы животрепещущие,
взятые из современной жизни", чтобы писатель направлял нац. т-р по пути
критич. реализма, отстаивал принцип всестороннего, углублённого
психологич. изображения персонажей драмы. Он писал: "В положительных и
отрицательных чертах человеческой природы сокрыто то движение души и
сердца, к-рое является предметом драмы".
Ч. поддерживал и направлял творчество выдающихся груз. актёров своего
времени, способствовал развитию таланта В. Абашидзе, к-рого особенно
ценил за способность создавать типич. образы, что, по мнению Ч., даёт
право актёру считаться творцом-художником. Художеств, творчество,
организаторская и театрально-критич. деятельность Ч. определили развитие
груз. т-ра по пути критич. реализма, по пути борьбы за передовые идеи
эпохи и способствовали укреплению реалистич. основ актёрского иск-ва.
Драм. произв. Ч. и инсценировки его поэмы и повестей сохраняются в
репертуаре сов. т-ров: "Сло манный мост" (1935), "Мать и сын" (1941),
"Человек ли он?" (1946) - Т-р им. Марджанишвили; "Отаро-ва вдова"
(1952), "Рассказ нищего" (1955) -Т-р им. Руставели и др. Выдающиеся
сценич. образы в пост. этих произв. создали груз. актёры: В. Годзиашвнли
(Луарсаб Таткаридзе - "Человек ли он?"), А. Васад-зе (Пепиа - "Рассказ
нищего"), Т. Чавчавадзе (Ота- рова вдова - о. п.). Творчество Ч. оказало
большое влияние на груз. сценич. и киноиск-во. По произв. Ч. были
созданы оперы: "Разбойник Како" К. Анд-риашвили (1940), "Мать и сын" А.
Мачавариани (1945), фильмы: "Отарова вдова" (в заглавной роли В.
Анджапаридзе), "Рассказ нищего" и др.
Соч. (на груз. яз.): "О театре" [Письма, Вступит, ст. и примеч. Н.
Гурабанидзе], Тб., 1955 (Серия "Деятели грузинского театра о сценическом
искусстве").
Лит.; (на груз. яз.): Гришашвили И., Илья Чавчавадзе и грузинский
театр.в кн.: Литературные очерки, Тб., 1952; Абзианидзе Г., Очерки по
истории грузинской общественной мысли 19 в., Тб., 1959; Джибладзе Г.,
Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй
половины 19 в., Тб., 1963; Джанелидзе Д., Сахиоба. Театрально-критич.
очерки и статьи, Тб., 1958. Д. Д.
ЧАВЧАВАДЗЕ, Тамара Ираклиевна [р. 16(29).X. 1900] - груз. сов.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922, занимаясь в театр. студии
А. Н. Па-гава, сыграла роль Лауренсии в спектакле К. А. Марджанишвили
"Фуэнте овехуна" (Т-р им. Руставели). Темперамент, эмоциональность,
выразительность речи, подчёркнутая экспрессия жестов, волнующая
патетика, мощная сила, отличавшие исполнение роли Лауренсии, стали
характерной чертой творчества актрисы. Вместе с группой творч. молодёжи
Ч. приняла активное участие в организации Т-ра под рук. Марджанишвили в
Кутаиси, работала в этом т-ре в 1928-42 (с 1933 -- Т-р им. Марджанишвили
в Тбилиси), затем снова вернулась в Т-р им. Руставели. С 19u4 работает в
Сухумском т-ре.
Роли: Саломея (о. п. Уайльда, 1923), Беатриче Ченчи (о. п. Шелли,
1930), Дарико ("Гурия Ниношвили" по Э. Ни-ношвили, 1934), леди Мильфорд
("Коварство и любовь", 1935), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"
Дюма-сына, 1940), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Мать ("Мать и
сын" Чавчавадзе, 1941), Эмилия ("Отелло", 1947), царица Кстеван (о. п.
Казбеги, 1948), Гонерилья ("Король Лир", 1948), Васса Жслезнова (1954),
Иокаста ("Царь Эдип" Софокла, 1956), Саната ("Бахтриони" по Важа
Пшавела, 1960) и др
Кипучее жизнелюбие, задор и темперамент характеризовали исполнение Ч.
комедийных ролей: Пегин Майк ("Герой" Синга, 1923), мисс Педж
("Виндзорские кумушки" Шекспира, 1924), Гултамзе ("Кваркваре Тутабери"
Какабадзе, 1929), Матрёна ("Коммуна в степи" Кулиша, 1930), мадам
Сан-Жен (о. п. Сарду, 1940), Диана ("Дура для других, умная для себя"
Лопе де Вега, 1942), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951) и др. Ч.
создала реалистич. образы современниц: Татьяна ("Разлом", 1928), Баил
(о. п. Чиа-нели, 1929), Оксана ("Гибель эскадры", 1934), Пе-лагея
Ниловна ("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Мать ("В добрый час!"
Розова, 1955) и др.
С 1926 снималась в кино.
Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; Г у г у ш в и
л и Э., Тамара Чавчавадзе, в её кн.:
Театральные портреты, Тб., 1965 (на груз. яз.). Эт. Г.
ЧАГОВЕЦ, Всеволод Андреевич (18.11.1877-20 XI 1.1950)- укр. сов.
театровед. В 1900 окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. С
1901 выступал как театр. рецензент. Автор пьесы "Дойна", либретто к
балетам "Лилея" Данькевича и "Маруся Богуславка" Свечникова,
инсценировок "Тарас Бульба" по Гоголю, "Мать", "Детство" по Горькому.
Написал воспоминания, очерки о творчестве Н. Лысенко, М. Заньковецкой,
П. Саксаганского, И. Марья-ненко, О. Петрусенко, И. Паторжинского и др.
С о ч.: Життя 1 сцена. К., 1956. Р. /7. ЧАЕВ, Николай Александрович
[26.1У(8.У).1824- 16(29).XI.1914] - рус. писатель и драматург. Член
Об-ва любителей российской словесности. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та
(1850). Лит. деятельность начал в 1859 как беллетрист. Ч. - автор драм и
хроник на сюжеты из рус. истории: хроника "Князь Александр Михайлович
Тверской" (1864, первая пьеса Ч., не ставилась), историч. комедия "Сват
Фаддеич" (1864, Александрийский т-р), историч. драма "Димитрий
Самозванец" (1866, там же, Димитрий - В. В. Самойлов), "Свекровь" (1867,
Малый т-р, в гл. роли - Е. Н. Васильева, в 1890 эту роль на сцене
Александрийского т-ра исп. П. А. Стрепетова), историч. нар. драма "Царь
и Великий князь всея Руси Василий Иванович" (1883, Т-р Корша, Москва;
пьеса удостоена Грибоедовской пр. за 1883) и др. Следуя за историч.
источниками, Ч., однако, часто в своих пьесах проявлял непонимание
общего смысла событий; его оценки отличались консервативной
тенденциозностью. Пьесы Ч. написаны тяжёлыми, лишёнными поэтич.
достоинств стихами. Ч. принадлежит также несколько комедий - "Знай
наших" (1876, Малый т-р) и др. Содействовал основанию (1874) Об-ва рус.
драм. писателей (был нек-рое время председателем этого об-ва). После
смерти А. Н. Островского заведовал репертуарной частью Моск. имп. т-ров.
Соч.: Сват Фаддеич, "Эпоха", 1864, ноябрь; Димитрий Самозванец, там
же, 1865, янв.; Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский,
М., 1886; Михаил Семенович Щепкин в моих воспоминаниях, "ЕИТ", СПБ,
1914, вып. 1; Памяти Павла Степановича Мочалова, "Театр и искусство",
1900, 45 (вошла в сб.: Павел Степанович Моча-лов, М., 1953).
Лит.: К-в [Карнеев] М. В., Н. А. Чаев, "ЕИТ", СПБ, 1907-08, вып.
XVIII; Л о т м а н Л., А. Н. Островский и русская драматургия его
времени, М.-Л., 1961, с. 271-73. С. Г. "ЧАЙКА" - комедия в 4 д. А. П.
Чехова. Соч. 1895- -1896. Пост. 17 окт. 1896 в Александрийском т-ре,
бенефис Е. И. Левкеевой (бенефициантка в спектакле не была занята; ре/к.
Е. Карпов; Аркадина - Дюжикова 1-я, Треплев - Аполлонский,
Сорин-Давыдов, Нина - Комиссаржевская, Шамраев - Варламов, Полина
Андреевна - Абаринова, Маша - Читау, Тригорин - Сазонов, Дорн - Писарев,
Медведенко - Панчин, Яков - Локтев). В 1896 пьесу показал Т-р Соловцова,
Киев. 17 дек. 1898 состоялась триумфальная премьера "Ч." в Моск.
Художественно-общедоступном т-ре (ныне МХАТ; реж. Станиславский,
Немирович-Данчен-ко, худ. Симов; Аркадина - Книппер, Треплев -
Мейерхольд, Сорин - Лужский, Нина - Роксанова, Шамраев - Артём, Полина
Андреевна - Раевская, Маша - Лилина, Тригорин - Станиславский, Дорн -
Вишневский, Медведенко - Тихомиров, Яков - Андреев; возобн.- 1905, Нина
- Лилина, Маша - Савицкая).
Из др. дореволюц. пост. "Ч.": труппа драматич. артистов, Ярославль
(1896, 1900), труппа под рук. Н. С. Васильевой, Минск (1899, Треплев -
Гайдебуров), Нижний Новгород (1900, Нина - Скарская), драм. труппа во
главе с Комис-саржевской и Далматовым (1901, Нина-Комиссаржев-ская).
Александрийский т-р (1902, реж. Дарский; Аркадина - Савина, Треплев -
Ходотов, Сорин - Варламов), Молодой т-р, Петербург (1904), Драм. т-р В.
Ф. Комиссар-жевской, Петербург (1905, Нина - Комиссаржевская, Тригорин -
Бравич), Новый Рижский т-р (1909), Харьковский т-р, антреприза и
режиссура Н. Н. Синельникова (1912), Екатеринбург, антреприза Заречного
(1914), Малый ("Суво-ринский") т-р , Петербург (1916) и ряд др. т-ров.
На сов. сцене "Ч." ставило большое количество т-ров, среди них:
Горьковский т-р им. Горького (1940, реж. Брилль), Челябинский т-р им.
Цвилинга (1940; 1960, реж. Гершт), Камерный т-р (1944, реж. Таиров,
Лукьянов; Нина- Коонен), Т-р Моссовета (1945, реж. Завадский), Т-р им.
Л. Украинки (1950), Свердловский т-р (1950, рж. Брилль, Пихоцкий), Т-р
"Красный факел" (1952, реж. Редлих), Тбилисский т-р им. Грибоедова
(1953, реж. Варпаховский), Ле-нингр. т-р им. Пушкина (1954, реж.
Вивьен), Т-р им. Я. Ку-палы (1954), Т-р им. Вахтангова (1954, реж.
Захава), Моск. драм. т-р им. Станиславского (1954, реж. Яншин; 1960),
Смоленский т-р (1954), Таганрогский т-р им. Чехова (1954), Ярославский
т-р им. Волкова (1954; 1958), Костромской т-р им. Островского (1959),
т-р "Ванемуйне", Тарту (1959, реж. Кай-ду), Бакинский рус. т-р (1960),
Владивостокский т-р (1960), Воронежский т-р им. Кольцова (1960, реж.
Шишигин), Куйбышевский т-р (1960), МХАТ (1960, реж. Станицын, Раевский),
Латв. т-р драмы (1960), Харьковский рус. т-р, Моск. т-р.им. Ленинского
комсомола (оба в 1966) и мн. др.
"Ч." за рубежом, ставили: "Нёйе фрейе бюне", Берлин (1907),
"Хеббель-театр", Берлин (1909), "Дагмартеатр", Копенгаген (1912),
Мюнхенский т-р (19Г2), Труппа Ж. Пи-тоева, Швейцария, Франция (1921),
Малый т-р Цукид-зи, Токио (1924, пьеса шла под назв. "Песнь белой
птицы"), т-р "Ателье", Париж (1940), Новый т-р, Стокгольм (1946), т-р
"Финикс", Нью-Йорк, т-р "Эберто", Париж (оба в 1954), т-р Венгерской
армии, Будапешт (1956), "Театр 7-й улицы", Нью-Йорк (1957), т-р "Дю
Парк", Брюссель, и Нац. театральная академия, Джакарта (1958), "Т-р
Польски", Варшава, Нац. т-р им. Караджале, Бухарест (1959), т-р в
Аделаиде (Юж. Австралия), Новый т-р, Копенгаген, т-р им. Словацкого,
Краков, т-р "Олд Вик", Лондон, т-р в Монреале, Нац. т-р, Прага,
"Театр-60" в Сиднее (все в 1960), "Норвежский т-р" в Осло, Королевский
драм. т-р, Стокгольм (оба в 1961), Финский нац. т-р, Хельсинки (1962),
"Т-р Сес" в Стамбуле, клуб "Юнайтед артисте" в Калькутте (оба в 1963),
"Куинс т-р", Лондон (1964), Нар. т-р. Вена (1965) и ряд др. т-ров.
Издания: Первая публикация "Ч."- "Русская мысль", 1896, дек. Из
последующих изд.: Чехов А. П., Пьесы, СПБ, 1897; Собр. соч., т. 9, СПБ,
1901, 1902; Ч е-х о в А. П., Полн. собр. соч., т. 9, М., 1932; Чехов А.
П., Пьесы, Л., 1935; М.- Л., 1944; М., 1965.
Лит.: Карпов Ев т., Вера Федоровна Комиссаржевская на сцене Имп.
Александрийского т-ра, в кн.: Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПБ,
1911; Эфрос Н. Е.-, "Чайка" А. П. Чехова ва сцене МХТ, в кн.: Ежегодник
Московского Художественного т-ра, 1944, т. 1, М., 1946; Юрьев Ю.,
Записки, Л.-М., 1948; Д а в ы-д о в а Э., Первая постановка "Чайки" на
Украине, "Театр", 1954, ј 7; Строева М., Чехов и Художественный т-р, М.,
1955. Л. Шн.
ЧАЙКОВСКИЙ, Модест Ильич (1(13). V. 1850 - 2(15). 1.1916] - рус.
драматург, либреттист, критик. Брат и биограф П. И. Чайковского. Лит.