<< Пред.           стр. 849 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 ј9; БалатоваЕ., "...И другие", там же, 1962, ј 12; Б е р т е н с о н М.,
 Добрый талант, "Театр", 1964, JsTs 1. Л. Ним.
  ЧЕКРЫГИН, Чекрыгин 2-й, Александр Иванович
 (5.VIII.1884--17.III.1942)-рус. артист балета, педагог, балетмейстер.
 Засл. деят. иск-в РСФСР (1936). После окончания в 1902 Петерб. театр.
 уч-ща (класс П. К. Карсавиной, А. В. Ширяева, Н. Г. Легата) в том же
 году был принят в Мариинский т-р. Ч. был характерным танцовщиком,
 исполнял партии:
  Конрад ("Корсар" Адана и Пуни), Гренгуар, Квазимодо ("Эсмеральда").
 Одна из лучших партий Ч.- фея Карабос ("Спящая красавица"). Выступал как
 танцовщик до 1928. Ещё в 1904 Ч. начал педагогич. деятельность;
 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1914 организовал собственную школу
 совм. с братом И. И. Чекрыгиным. В 1918 начал балетмейстерскую
 деятельность. Пост. в Ленингр. т-ре оперы и балета спектакли: "Роман
 бутона розы" Дриго (1919), "Капризы бабочки" Кратова (1922), "Египетские
 ночи" Аренского (совм. с Ф. В. Лопуховым, 1923); в'Малом Оперном т-ре:
 па д'аксьон ("Корсар", 2-я картина), танцы в опере "Снегурочка" и др. В
 1923-28 заведовал хореографич. частью Малого оперного т-ра и был
 балетмейстером в Академич. т-ре драмы в Ленинграде. В 1930 переехал в
 Москву. Пост. в Большом т-ре "Комедианты" Глиэра (1931), возобновил
 "Щелкунчик" (совм. с А. М. Монаховым, 1932), пост. "Спящую красавицу"
 (совм. с А. М. Мессерером, 1936). В 1932-41 преподавал в Моск.
 хореографич. уч-ще (с 1937 - худ. рук. педагогич. отделения уч-ща).
  Ч.- автор (совм. с Н. И. Тарасовым и В. Э. Мори-цем) учебника
 "Методика классического тренажа" (1940).
  Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского
 балета, т. 2, Л., 1939; "Еженедельник академических театров", 1924, ј
 16, с. 12; "Рабочий и театр", 1936, ј 19, с. 12-13; Слонимский Ю.,
 Советский балет, М.-Л., 1950, с. 62. А. Дин.
  ЧЕЛИДЗЕ, Сергей Филиппович (р. 5.1.1908) - груз. сов. режиссёр. Засл.
 деят. иск-в Груз. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1943. После
 окончания драм. ф-та Тбилисской консерватории (1926) был актёром Т-ра
 им. Руставели. В 1928 поступил во вновь организованный т-р под рук.
 Марджанишвили, где в 1931 начал режиссёрскую деятельность. Ч. работал
 режиссёром в груз. ТЮЗе (1933, в 1954-62 и в 1964-66- гл. реж.), Т-ре
 им. Марджанишвили (1935-38), Т-ре им. Руставели (1943-48), директором и
 художеств. руководителем Сухумского т-ра (1938-43, 1948-54), режиссёром
 Т-ра им. Грибоедова (1962-64, с 1967-гл. реж.). Ученик
 К.А.Марджанишвили, Ч. создаёт спектакли, отмеченные нац. своеобразием,
 темпераментом. Большое внимание уделяет работе с актёром, его спектаклям
 присущи постановочная культура, выразительность массовых сцен.
  Пост.: "Зависть" Вакели (1938, Т-р им. Марджанишвили), "Вчерашние"
 Дадиани (1939), "Кровавая свадьба" Лорки (1939), "Отелло" (1940), "Много
 шума из ничего" (1942), "Мещане" (1950); "Легенда о любви" Хикмета
 (1952) - все в Сухумском т-ре; "Хевисбери Гоча" (1945), "Мученица
 Кетеван" (1948У Казбеги, "Победители" Чирскова (1946) - все в Т-ре им.
 Руставели, "Преступление и наказание" по Достоевскому (1962), "Во дворе
 злая собака" Буачидзе (1963) - оба в Т-ре им. Грибоедова; "Рассказ
 нищего" Чавчавадзе (1955), "Принцесса Турандот" Шиллера (1955),
 "Двенадцатая ночь" (1963) и др.- в ТЮЗе. . Н. Ш.
  "ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ" - пьеса в 3 д., 13 карт. Н. Ф. Погодина (1-я часть
 его трилогии о В. И. Ленине; 2-я- "Кремлёвские куранты", третья -
 "Третья патетическая";
  Гос. пр. СССР, 1941). Соч. 1937. Пост. 13 нояб. 1937 в Т-ре им.
 Вахтангова (реж. Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев, комп. Голубенцев; В. И.
 Ленин - Щукин, Шадрин - Топчанов; с 1938 роль В. II. Ленина исполнял
 также Рапопорт). Возобн.- 1954 (В. II. Ленин - Плотников).
  В том же 1937 "Ч. с р." поставил Воронежский драм. т-р (реж.
 Варшавский; В. И. Ленин-Флоринский, Шадрин-Г. Васильев). Пьеса вошла в
 репертуар всех крупнейших и мн. др. т-ров страны. Пьесу ставили: в 1938
 - Т-р им. Я. Коласа (В. И. Ленин - Молчанов, Шадрин - Звездочётов), Т-р
 им. Сундукяна (В. И. Ленин - Вагаршян), Калининский т-р (В. И. Ленин -
 Абрамов, Шадрин - Лобанов), Кировский т-р (В. И. Ленин - Колобаев,
 Шадрин - Судьбинин), Курский т-р (реж. Канин; В. И. Ленин - Чернов,
 Шадрин - А. Иванов), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (реж.
 Чежегов; В. И. Ленин - Альтус), Ленингр. Большой дра-матич. т-р им.
 Горького (В. И. Ленин - Софронов, Шадрин- Полицеймако), Омский т-р (В.
 И. Ленин - Колесников), Орехово-Зуевский т-р (реж. Грипич; В. И. Ленин -
 Брже-ский, Шадрин - Келлер), Саратовский т-р им. К. Маркса (В. И. Ленин
 - Бржеский, Шадрин - Келлер), Свердловский т-р (реж. Ефремов; В. И.
 Ленин - Шейн, Шадрин - Б. Ильин), Смоленский т-р (В. И. Ленин - Волгин),
 Т-р им. Грибоедова, Тбилиси (В. И. Ленин - Мюфке), Харьковский т-р рус.
 драмы (реж. и исполнитель роли В. И. Ленина - Крамов), Челябинский т-р
 (В. И. Ленин - Светлов); 1939 - Ашхабадский т-р (В. И. Ленин - Берне),
 Бакинский рус. т-р (В. И. Ленин - Байков, Шарлахов), Барнаульский т-р
 (В. И. Ленин - Рабинов и Кондратьев), Владивостокский т-р (В. И. Ленин -
 Антошенков, Шадрин - Колофидин), Волгоградский т-р (В. И. Ленин -
 Смурыгин), Горьковский т-р (реж. Брилль; В. И. Ленин - Левкоев, Шадрин -
 Васильев), Калужский т-р (реж. Любарский; В. И. Ленин - Лопарёв),
 Краснодарский т-р (реж. Степанов-Колосов; В. И. Ленин - Сандро-Новиков),
 Красноярский т-р (В. И. Ленин - Судьбин), Кузнецкий т-р (В. И. Ленин -
 Румянцев), Ленингр. обл. драм. т-р (В. И. Ленин - Вадимов),
 Магнитогорский т-р (В. И. Ленин - Панаев; 1957), Т-р им. Руставели (реж.
 Хорава; В. И. Ленин - Мжавия), Чкаловский т-р (В. И. Ленин - Агеев);
 1940 - Казахский т-р (реж. Соколовский; В. И. Ленин - Умурзаков),
 Брянский т-р (В. И. Ленин - П. Орлов), Комсомольский на Амуре т-р (реж.
 и исполнитель роли В. И. Ленина-Лебедев), Костромской т-р (В. И. Ленин -
 Гумилевский), Мурманский т-р (реж. и исполнитель роли В. И. Ленина -
 Добротин), Одесский т-р им. Иванова (В. И. Ленин - Т. Михайлов),
 Пен-ленский т-р (В. И. Ленин - Тархов), Таганрогский т-р (В. И. Ленин -
 Стальский), Тамбовский т-р (В. И. Ленин - Белевцев); 1941 -
 Благовещенский т-р (В. И. Ленин - Денисов), Башк. т-р драмы (В. И. Ленин
 - Шамуков и Муба-ряков). В последующие годы пьеса шла в т-рах: Т-р им.
 Ка-мала (1947, В. И. Ленин - Шамуков, Гайнуллин), Республиканский драм.
 т-р, Саранск (1948, В. И. Ленин - Абрамов), Латв. т-р драмы (реж.
 Амтман-Бриедит; В. И. Ленин - Зендерсон), Таллинский "Новый т-р" (В. И.
 Ленин - Пыльд-росс) - оба в 1949, Т-р им. Шкетана, Йошкар-Ола (реж. и
 исполнитель роли В. И. Ленина - Бабенко), Одесский т-р Сов. Армии (В. И.
 Ленин - В. Максимов, Шадрин - Аркадьев), Кирг. драм. т-р (В. И. Ленин -
 Боталиев, Шадрин - Рыскулов) - все в 1952, Молд. муз. драм. т-р (1953,
 В. И. Ленин - Штырбул), Псковский т-р (В. И. Ленин - Тихов), Хабаровский
 т-р (В. И. Ленин - Консон) - оба в 1955, Тувинский т-р (1957, В. И.
 Ленин - Намдор). Великолукский т-р (1959, реж. и исполнитель роли В. И.
 Ленина - Свистунов) и ряд др. т-ров. В годы Великой Отечественной войны
 композиции и монтажи по пьесе входили в репертуар мн. фронтовых бригад,
 обслуживавших действующую армию, прифронтовые полосы и тылы.
  Пьеса шла за рубежом: т-р в Яньани, Китай (1941), Вроп-лавский т-р
 (1952), Пекинские т-ры - Художеств, т-р и т-р "Столица" (1957),
 Муниципальный т-р, Бухарест (1958), "Народна сцена", София (1 965) и др.
  Издания: Первая публикация - журнал "Октябрь", 1937, ј 12; Среди
 последующих изданий: Погодин Н., "Человек с ружьём", М.-Л., 1948, 1965;
 Советская драматургия, т. 3, М.-Л., 1948; Погодин Н., Пьесы, М., 1948,
 1952; Погодин Н., Человек с ружьем.-Кремлевские куранты.- Третья
 патетическая. Трилогия о В. И. Ленине, М., 1960.
  Лит.: Зайцев Н. Н., Н. Ф. Погодин, Л.-М., 1958. А. Шн.
  ЧЕЛЯБИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С. ЦВЙЛЛИНГА-рус. сов. т-р.
 Здание т-ра выстроено в 1903. В т-ре, к-рый назывался тогда "Нар.
 домом", выступали гл. обр. любительские труппы. Постоянный проф. т-р
 возник в первые же годы после Октябрьской революции. Официально годом
 открытия т-ра считается 1921. Первоначально т-ром руководил С. М.
 Сапунов, объединивший вокруг себя способную молодёжь. Здесь начала свою
 деятельность в качестве проф. актрисы писательница Л. Н. Сейфул-лина
 (играла в Челябинском т-ре в, 191 под псевд. Нелидова). На сцене т-ра
 шла пьеса Сёйфуллиной и Правдухина "Егоркина жизнь" (писательница играла
 роль Антипьевны). В т-ре ставились спектакли:
  "Любовь Яровая", "Шторм" (оба в 1927); "Рельсы гудят" Киршона,
 "Человек с портфелем" Фаико, "Квадратура круга" Катаева (все в 1928),
 "Бронепоезд 14-69" (1929), "Огненный мост" Ромашова (1930), "Хлеб"
 Киршона (1931). Расцвет т-ра связан с преобразованием города в
 промышленный центр, с приходом нового, рабочего зрителя. В состав труппы
 т-ра в 30-е гг. входили актёры: М. В. Кочубей, С. П. Вадова, П. А.
 Гарянов, Е. О. Прейс, А. Я. Мазуров, М. А. Светлов, И. Е. Рагозин и др.
 В 1938 т-р пост. пьесу Погодина "Человек с ружьём" и с тех пор постоянно
 возвращается к ленинской теме. На сцене т-ра шли спектакли:
  "Кремлёвские куранты"; "Большевик" Дэля (оба в 1940), "Третья
 патетическая" Погодина (1959), "Между ливнями" Штейна (1966). Среди
 пост. рус. классики "Ревизор" (1937), "Анна Каренина" (1937, 1952),
 "Бешеные деньги" (1938), "Бесприданница" (1939). Из соир. драматургии:
 "Гибель эскадры" (1935); "Далёкое" Афиногенова, "Аристократы" Погодина,
 "Слава" Гусева (все в 1936).
  В годы Отечеств, войны на сцене т-ра были пост. пьесы о борьбе сов.
 народа с фашистскими захватчиками и патриотич. драмы о героич. прошлом:
 "Русские люди", "Нашествие"; "Офицер флота" Крона, "Надежда Дурова"
 Кочеткова и Липскерова, "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва и др. В 1943 на
 смотре спектаклей рус. классич. драматургии был отмечен спектакль "Три
 сестры" (реж. Э. Б. Краснянский). В 1959 на театр. фестивале "Уральская
 весна" диплом 2-й степени получил спектакль "Клоп" (1957, реж. Е. Г.
 Маркова). Среди др. значительных пост. т-ра: "Достигаев и другие"
 (1957); "Океан" Штейна (1961), "Каса маре" Друце (1963), "Совесть" по
 Павловой (1964), "Филу-мена Мартурано" Де Филиппе (1964).
  В труппе т-ра (1967): засл. арт. РСФСР Е. И. Агеев, И. Г. Баратова,
 С. И. Банковский, О. В. Климова, П. И. Кулешов, В. А. Петров и др. Гл.
 реж. и художеств. руководитель т-ра-Б. В. Сапегин.
  Лит.: Ростоцкий Б., На сцепе - Маяковский, в сб.: В творческом
 соревновании, М., 1958, с. 167-82.
  ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ. Первая попытка
 создать оперный т-р в Челябинске была предпринята в 1921. В 1937 в
 Челябинскую обл. был переведён Т-р оперы и балета из Кургана (осн. в
 1936). Он обслуживал зрителей Златоуста (база т-ра), Челябинска,
 Копейска, Магнитогорска. Т-р функционировал всего два сезона, пост. за
 это время оперы: "Демон", "Евгений Онегин", "Князь Игорь", "Русалка",
 "Севильский цирюльник" (все в 1937), "Фауст", "Аида", "Кармен", "Тихий
 Дон" (все в 1938). В 1955 в Челябинске построено здание Т-ра оперы и
 балета на 1200 мест (арх. Н. П. Куренной). В 1956 т-ру присвоено имя М.
 И. Глинки. Гл. дирижёр - И. А. Зак, гл. реж.- Д. Н. Смо-лич, гл. .худ.Е.
 Г. Чемодуров.
  Театр. пост. оперы: "Князь Игорь", "Кармен" (обе в 1956), "Риголетто"
 (1957), "Фауст" (1958), "Снегурочка" (1959), "Аида", "Руслан и Людмила"
 (обе в 1961), "Тоска", "Демон" (обе в 1962), "Трубадур" (1963), "Золотой
 петушок"; "Алеко" Рахманинова, "Иоланта" Чайковского (все в 1964),
 "Лакме", "Борис Годунов" (обе в 1965); "Бранденбуржцы в Чехии" Сметаны
 (1963, впервые в Сов. Союзе); оперы сов. композиторов: "Овод"
 Спадавеккиа (1959), "Тропою грома" Магиденко (1961), "Украденное
 счастье" Мейтуса (1962), "Город юности" (1957) и "Два капитана" (1965)
 Шантыря. Балетная труппа показала спектакли: "Лебединое озеро",
 "Бахчисарайский фонтан" (оба в 1956); "Доктор Айболит" Морозова (1957),
 "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (1958), "Шурале" Яруллина (1959),
 "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (1960), "Маскарад" Лапутина,
 "Лауренсия" (оба в 1962), "Ромео и Джульетта", "Тщетная
 предосторожность" (оба в 1963);
  "Шакунтала" Баласаняна (1964), "Шопениана", "Золушка";
  "Болеро" на муз. Равеля, "Барышня и хулиган" на муз. Шостаковича (все
 в 1965). Осуществлена первая пост. балетов:
  "Цветок счастья" Мушеля (1959), "Последний бал" Бирюкова (1961).
  В труппе т-ра (1966): солисты оперы - засл. арт. РСФСР В. А.
 Дикопольская, В. А. Шкарин; артисты Б. С. Гапонова, В. Д. Гриченко, В.
 И. Дроздова,
  В. Я. Курочкин, Е. Б. Лудер, Ю. П. Морозов, Н. Е. Настека, В. Ю.
 Писарев, А. В. Прончев, А. М. Озеров, П. И. Сидорова, Н. И. Шайдарова и
 др.; солисты балета - Г. М. Борейко, А. И. Вдовин, В. С. Криво-руцкий,
 В. П. Нарский, В. М. Постников, Л. С. Ра-тенко, И. Д. Сараметова, Н. В.
 Степанова, М. Я. Щукин и др. Худ. рук. и гл. дирижёр-нар, арт. РСФСР И.
 А. Зак, гл. режиссёр -нар. арт. РСФСР Н. К. Дау-тов, гл. балетм.-К. А.
 Есаулова, гл. худ. Н. И. Котов, гл. хорм.-засл. арт. РСФСР Ю. П.
 Борисов.
  Лит.: Григорьев А., Театр оперы и балета в Челябинске, "Огонек",
 1955, ј14;Голубинская К., Челябинский театр оперы и балета, "Сов.
 музыка", 1956, .No 4;
  Дзержинский И., Письма путешествующего музыканта, там же, 1956, .ј
 11. А. Ив.
  ЧЕМОДАНОВ, Сергей Михайлович [18(30). VII. 1888--6.III. 1942] - рус.
 сов. музыковед и лектор (Москва). Ч. вёл широкую лекторскую работу в
 20-30-е гг. Популяризировал классич. оперу.
  Соч.: Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. К 50-летию музыкальной
 деятельности, М., 1933; Что нужно знать каждому о музыке. С словарём
 муз. терминов и портретами композиторов, М., 1930; М. И. Глинка, [М. ],
 1942; Моцарт и его опера "Свадьба Фигаро", в кн.: Свадьба Фигаро, сб.
 статей к постановке оперы, Л., 1936; "Евгений Онегин", [М., 1927];
  Введение и примеч. к кн.: "Садко". Опера-былина, М., 1927; "Борис
 Годунов", М., 1927; "Снегурочка", М., 1927;
  "Царская невеста", М., 1928; "Кармен", М., 1927 (сост. совм. с С. А.
 Бугославским и др.) сб.: Материалы для музыкальных пояснений, М., 1933,
 и др. А. Ив.
  ЧЕМОДУРОВ, Евгений Григорьевич [р. 15(28).!. 1914] - сов. театр.
 художник. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1945), Лит. ССР (1953), РСФСР
 (1958), нар. худ. БССР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1938
 окончил Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры Всеросс. академии
 художеств (педагоги - М. П. Бобышов и Е. Е. Лансере) и в том же году
 начал творч. деятельность в тадж. Т-ре им. Ла-хути (Душанбе), в 1938-45
 - гл. худ. этого т-ра. В 1945-51 - гл. художник Т-ра оперы и балета им.
 Айни; в 1951-55 - Моск. т-ра драмы им. Маяковского; 1955-59 -
 Челябинского т-ра оперы и балета им. Глинки, с 1959 - Белорусского т-ра
 оперы и балета.
  Оформил спектакли: "Лебединое озеро"; "Лейли и Медж-нун" Баласаняна
 (оба в 1947), "Золушка" и "Красный цветок" (1950), "Гроза" (1953),
 "Аида" (1955, Бухарест); "Мечта" Гле-бова (1961, Минск), "Каменный
 цветок" (1961, Хельсинки);
  "Свет и тени" Г.Вагнера, "Орестея" Танеева (оба в 1963) и др.
  С 1960 преподаёт в Минском театр.-художеств. ин-те. Г. Бар.
  ЧЕПУРИН, Юлий Петрович [р. 27.IV(10.V).1914]- рус. сов. драматург.
 Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1939 окончил театр. уч-ще в Саратове,
 выступал как актёр. В 1944 окончил Высшие курсы воен. журналистов при
 Военно-политич. академии им. В. И. Ленина. Лит. деятельность начал в
 1938. Первая пьеса - "Сталинградцы" (1944, Центр, т-р Сов. Армии).
 Впоследствии написал пьесы: "Последние рубежи" (1948), "Совесть"
 ("Близкое", 1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Весенний поток" (1954) - все в
 Центр. т-ре Сов. Армии, "Меч и звёзды" (1957, Севастопольский т-р),
 "Когда нам было по семнадцать" (1958, Калининградский т-р), "Тяжёлое
 ранение" (1961), "Хозяева жизни" (1962)-оба в Ярославском т-ре, "Запах
 земли" (1966). Драматургу особенно близки цельные, героич. характеры.
 Многие его пьесы посв. борьбе сов. народа в Великую Отечеств, войну,
 трудовым подвигам совр. жизни.
  Соч.: Пьесы, М., 1954; Драмы, М., 1964. Лит.: M a ц к и н А.,
 Сталинградцы, "Театр", 1951, ј4; Громов Н., На первых рубежах, "Театр.
 жизнь", 1962, .No 6; Г р у д ц о в а О., Откуда пришли герои, "Театр",
 1965, ј 12. Вл. П.
  ЧЕРВИ (Cervi), Джино (наст. имя - Луиджи; р. 3.V.1901) - итал. актёр.
 Сын видного театр. критика Антонио Ч. В 1924 начал сценич. деятельность
 в труппе А. Борелли. Работал в Художеств, т-ре под рук. Л. Пиранделло, в
 театр. труппах А. Бетроне,
  М. Мелато, Л. Пикассо и др. В 1935-37 был одним из ведущих актёров
 труппы С. Тофано -- Э. Мальталья-ти - Ч., с 1938 - труппы т-ра "Элизео"
 (Рим, в 1939 возглавил эту труппу). В 1951-52 перестал выступать в т-ре,
 но в 1953 вновь возвратился на сцену. С 1934 снимается в кино.
  Роли: Фальстаф ("Виндзорские проказницы"), Отелло;
  Алексей ("Игрок" по о. п. Достоевского), Жорж ("Трудные родители"
 Кокто), Гектор ("Троянской войны не будет" /Кп-роду), Сирано де Бержерак
 (о. п. Ростана) и др.
  ЧЕРВЙНСКИЙ, Михаил Абрамович (13.VI. 1911-12.VIII.1965) - рус. сов.
 поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1944. Выступал в жанрах
 сатирич. фельетона и монолога, эстрадных сценок, пародий и юморесок.
 Писал либретто муз. комедии и оперетт. Работал в содружестве с В. 3.
 Массом.
  Совм. с Массом был автором обозрения "Где-то в Москве') (1944),
 политического обозрения "Их было трое" и "Чужое дело" (1945), комедий -
 "Тщетная предосторожность) (1946), "О друзьях-товарищах" (1947);
 либретто оперетт - "Трембита" (1949), "Самое заветное" (1952), "Белая
 акация" (1955); "Москва, Черёмушки" (1959), эстрадных программ - "Добро
 пожаловать", "Любовь и три апельсина" (1959) и др.
  Произв. Ч. и Масса исполнялись моек. и ленингр. т-рами оперетты,
 мастерами эстрады - А. И. Рай-киным, Л. Б. Мировым и М. В. Новицким и
 др.
  Соч.: О друзьях-товарищах, М., 1948; Люблю, люблю, М., 1960; "Москва,
 Черёмушки", в альманахе "Современная драматургия", 1958, кн. 5; Я люблю,
 Архимед, там же, 1961, кн. 3(25) (все 4 работы совм. с В. Массом).
  Лит.: Фролов В., Авторы маленьких комедий, в сб :
  Искусство эстрады, вып. 4, М., 1962. Д/
  ЧЕРВОНЮК, Евгений Иванович (р. 18.IV.1924) - укр. сов. артист оперы
 (бас). Нар. арт. УССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх.
 Совета УССР 6-го созыва. В 1950 окончил Киевскую консерваторию (класс И.
 С. Паторжинско-го). В 4946-50 выступал в спектаклях оперной студии
 Киевской консерватории. В 1950-52 - солист Т-ра оперы и балета им.
 Шевченко (Киев), с 1952 - Харьковского т-ра оперы и балета.
  Партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Выборный, Тарас Бульба
 ("ДггГалка-Полтавка" и о. п. Лысенко), Жух-рай ("Пав" Корчагин"
 Юхновской), Сусанин, Мельник, Борио-Годунов; Кочубей ("Мазепа"), Дон
 Базилио; Мефисто-(юдъ ("Фауст"), Арбенин ("Маскарад" Артамонова),
 Монта-нелли ("Овод" Спадавеккиа) и др.
  Выступает как концертный певец. Был на гастролях в Польше,
 Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Израиле, Канаде. С 1960 ведёт
 педагогич. работу в Харьковском ин-те иск-в. А. Ив.
  "ЧЕРЕВЙЧКИ" опера П. И. Чайковского (переработка оперы "Кузнец
 Вакула"), либр. Я. П. Полонского по повести "Ночь перед Рождеством" Н.
 В. Гоголя, с добавлениями композитора. Пост. 19 янв. 1887, Москва,
 Большой т-р (дирижёр Чайковский, худ.. Вальц; Вакула - Усатов, Оксана -
 Климентова, Солоха - Свптловская, Чуб - Матчинский, Пан-Голова -
 Стрелецкий, Бес - Корсов, Школьный учитель - Додонов, Светлейший -
 Хохлов, Панас - Григорьев). В 1902 пост. Московской частной оперой
 (дирижёр Ипполитов-Иванов). В 1906 в Мариинском т-ре, Петербург (дирижёр
 Направник, пост. Палечека). В 1915 возобн. там же. В 1916 пост. Т-ром

<< Пред.           стр. 849 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу