<< Пред. стр. 854 (из 913) След. >>
произведений чеш. композиторов - "Иштар" (1924) и "Шпали-чек" (1933)Мартину, "Доктор Фауст" Шквора (1927). В 1944 т-р был закрыт. После
освобождения Чехословакии от оккупации (1945) Ч. Н. т. возобновил свою
деятельность - 13 мая 1945 была показана опера "Проданная невеста"
Сметаны. В 1945-53 художеств. руководство т-ром осуществляли И. Гонзль,
Я. Пруха, li. Достал, С. Махов.
Т-р по-прежнему состоит из трёх трупп: оперной, балетной и
драматической, спектакли идут на трёх сценах (в разных зданиях),
получивших самостоятельные наименования: Т-р им. И. К. Тыла, Т-р им. Б.
Сметаны и собственно Нац. т-р (на каждой из сцен идут оперные, балетные
и драматич. спектакли). В коллективе т-ра объединяются выдающиеся
представители разных поколений: старшего - 3. Ште-панек, Л. Досталова,
II. Богач; среднего - Я. Пи-вец, Р. Лукавскип, Д. Медржнцка, К. Гёгер,
И. Шей-балова, М. Вашова, В. Фабианова, Б. Загорский, О. Крейча, и
младшего - II. Тришска и М. Томашева (до 1965), Л. Мунзар, Б. Голишева,
Я. Главачева и др. Мн. совр. чехословацкие драматурги начали творч.
деятельность, написав пьесы специально для Ч. Н. т.: поэт Ф. Грубин
написал "Августовское воскресенье" и "Хрустальную ночь"; И. Топол - "Их
день", "Конец масленицы"; М. Кундера - "Владельцы ключей" и др.
Руководство Ч. Н. т. осуществляли: драматич. труппой - Я. Пруха
(1953-54), 3. Штепанек (1954-55), О. Крейча (195(3-62), И. Маршалек
(1962-65), В. Вейражка (с 1965); оперной-Я. Сейдель (1958-63), В. Кашлик
(с 1963); балетной- С. Махов (1946-51), П. Немечек (с 1958). Гл. худ.
т-ра - И. Свобода.
Деятельность Махова в балетной труппе способствовала возрождению
чехословацкой хореографии, поискам её нац. своеобразия. Эти тенденции
наиболее полно раскрываются в спектаклях, пост. на сюжеты отечественной
лит-ры: "Философская история" (1949, по А. Ирасеку) и "Викторка" (1950,
по Б. Немцовой) Востржака и др. Махов создал одну из наиболее крупных
европ. балетных трупп (ок. 150 чел.). Среди солистов труппы - О.
Скалова, М. Кура, В. Шилга-нова, Р. Эллингерова, Я. Маншингрова, М.
Дротне-рова, В. Йилек, О. Стодола, В. Мальцев, И. Блажик, О. Шанда и др.
В оперной труппе работали дирижёры - 3. Халабала, М. Зуна, Р. Брон, Я.
Кром-бгольц, В. Нейман. Труппой руководил Я. Сейдель.
Среди лучших спектаклей 40-60-х гг.: драматические - "Русские люди"
(1945); "Наши гордецы" Строу-пежницкого (1945), "Кремлёвские куранты"
(1946), "Ревизор" (1948), "Враги" (1953); "Комедиант" Осборна
(1958), "Мариша" А. и В. Мрштиков (1956), "Августовское воскресенье"
Грубина (1958), "Гамлет"
(1959), "Чайка" (1960); "Драгомира и её сыновья" Тыла (1960); "Смерть
коммивояжёра" Миллера (1961), "Кавказский меловой круг" Брехта (1962),
"Владельцы ключей" Кундеры (1962), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1963),
"Конец масленицы" То пола (1964); оперные - "Борис Годунов" (1954); "Её
падчерица" Яначека (1955), "Сватоплук" Сухони (1960), "Путешествие пана
Броучка" Яначека (1960), "Евгений Онегин" (1960); "Далибор" Сметаны
(1961), "Повесть о на' стоящем человеке" Прокофьева (1961), "Ромео,
Джульетта и тьма" Фишера (1962), "Псоглавцы" Ковар-жовица (1962),
"Укрощение строптивой" Шебалина (1962), "Пиковая дама" (1963); "Любовь к
трём апельсинам" Прокофьева (1963); балетные - "Золушка" (1948),
"Славянские танцы" на муз. Дворжака (1956), "Юность" Чулаки (1959),
"Отелло" Гануша (1959), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1960), "Каменный цветок
Прокофьева (1961), "Легенда о любви" Меликова (1963), "Последний
одуванчик" Васка (1965).
Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 50-68;
Театр в Чехословакии. Сб. статей (Театральный институт), Прага, [б. г.
]; Современный чехословацкий театр. Прага, 1963; П е т р ш и к о в а В.,
Балет в Чехословакии, "Чехословакия", 1955, ј 5, с. 18-21; S с h m
i-dova L., Ceskoslovensky balet, rPraha, 1962J; Kniha o Narodnim
divadle. 1883-1963, Praha, 1964. Д Сол.
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Б. СМЕТАНЫ - см. Чехословацкий
Национальный театр.
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. К. ТЫЛА -см. Чехословацкий
Национальный те.атр.
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР. Возникновение самостоятельного бурж. гос-ва -
Чехословацкой республики (1918) - привело к объединению т-ров Чехии и
Словакии (историю развития т-ра до 1918см. ст. Словацкий театр и
драматургия и Чешский театр}. Чеш. и словацкий т-ры, принимавшие участие
в борьбе своих народов за независимость, получили благоприятные условия
для развития. К ранее существовавшим Нац. т-ру и Гор. т-ру на Внноградах
в Праге, Чеш. Нац. т-ру в Брно, Нац. т-ру в Пльзене прибавились вновь
организованные - Гор. т-р в Брно (1919), Словацкий Нац. т-р в Братиславе
(1920), Гор. т-р в Оломоуце (1920) и др.
Кроме проф. т-ров, развивается широкая сеть пролетарских самодеят.
коллективов. Еще в 1911 было организовано театр. объединение "ДДОЧ"
(Союз рабочей театр. самодеятельности). После возникновения в 1921
Коммунистич. партии Чехословакии, "ДДОЧ", включавший 500 рабочих
коллективов, становится одной из форм массовой пролетарской пропаганды.
С поисками новых, более действенных театру форм связано создание реж. И.
Гонзлел и поэтом И. Зороп "Дедрасбора" (Рабочий драматич. ансамбль),
знакомившего рабочую аудиторию с революц. поэзией. В 1921 возникает
Пролеткульт, членами к-рого становятся "Дедрасбор" и "ДДОЧ". В 1920
создается проф. т-р "Революционная сцена" (рук. Э. А. Лонген, пост.
здесь в том же году пролог "Мистерпи-Буфф" Маяковского). В 1921
возникает т-р "Соцпалистич. сцена". Эта организация привлекала
пролетарского зрителя в проф. т-ры. Деятельность чехословацких т-ров в
1918-38 во многом определялась вкусами бурж. зрителя. В то же время,
вопреки официальной политике, прогрессивные театр. деятели страны
стремились создавать антибурж. по направленности, спектакли, вели борьбу
за высокое театр. иск-во. В Нац. т-ре в Праге были пост.: "Из жизни
насекомых" (1922, 1926, 1932), "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938),
"R. U. K." (1920, 1939) K. Чапека, "Дитя" Шальды (1923), "Ромео и
Джульетта" (1924), "Гамлет" (1930), "Юлий Цезарь" (1936) Шекспира. В
Т-ре на Виноградах, наряду с пьесами Ф. Веде-кинда, Я. Гильберта, П.
Клоделя и др., ставились:
"Зори" Верхарна (1920), "Гуситы" Дворжака (1920), "Средство
Макропулоса" (1922, 1927), "Разбойник" (1928), "R. U. R." (1929) K.
Чапека, "Периферия" Лангера (1925), "Двенадцатая ночь" (1923), "Сон в
летнюю ночь" (1933), "Отелло" (1930), "Фауст" (1932);
"Яношик" Магена (1922), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (1936) и др.
Возникают новые проф. и полупроф. революц. т-ры. В 1925 был
организован "Освобождённый театр", где режиссёр И. Гонзль ставил
своеобразные по форме политич. ревю антибурж. направленности. Основными
исполнителями этих ревю были актёры
fi. Bo.cnofien и Я. Верих, музыку писал композитор Я. Ежек. В 1933
создан т-р "Д-34", стремившийся пропагандировать принципы пролетарского
иск-ва. Руководитель т-ра Э. Ф. Буриан привлёк к деятельности "Д-34"
литераторов, актёров, певцов, танцовщиков, музыкантов, художников. В
спектаклях этого т-ра использовались новые средства сценич.
выразительности, они отличались мастерством сценич. речи, выразит,
пластикой, музыкальностью, новаторскими принципами сценич. мастерства.
На деятельность т-ра "Д-34" оказал влияние сов. т-р и особенно
творчество В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Прогрессивные тенденции
проявились и в деятельности гос. т-ров. В Т-ре на Виноградах были пост.:
"Виринея" по Сей-фуллиной (1927), "Поднятая целина" по Шолохову (1933),
"Гибель эскадры" (1937); в Нац. т-ре - "Дорога цветов" Катаева (1935),
"Платон Кречет" (1936), "Васса Железнова" (1937); в Гор. т-ре в Оломоуце
- "Оптимистическая трагедия" (1936); в т-ре в Кладно- "Цемент" по
Гладкову (1927).
Развитие чеш. актёрского иск-ва характеризовалось стремлением к более
углублённому психологич. раскрытию сценич. образа. Это нашло выражение в
творчестве актёров: В. Выдры, 3. Балдовой, Л. До-сталовой, Р. Тумы, Б.
Карена, 3. Штепанека, О. Шейн-пфлуговой, Ф. С.чолика, Я. Прухи. В
1918-39 появляются новые режиссёры: К. Г. Гилар, ставивший в 1921-35
спектакли в Нац. т-ре (Прага); И. Фрейка, один из создателей
"Освобождённого т-ра", работавший с 1929 в Нац. т-ре (Прага); Я. Квапил,
развивавший принципы психологич. т-ра; Я. Бор, уделявший большое
внимание рус. классич. драматургии, инсценировкам романов Л. Н. Толстого
("Анна Каренина") и Ф. М. Достоевского ("Бесы", "Братья Карамазовы",
"Преступление и наказание"). Режиссёры революц. т-ров: И. Гонзль,
Буриан, В. Гамза, А. Курш - в Праге; И. Бездичек, А. Подгорский, И.
Скршиван - в Брно; Я. Шкода, К. Палоуш - в Остраве; О. Стпи-бор - в
Оломоуце, переосмысливая достижения сов. т-ра, боролись за политическую
остроту театрального искусства и его активное воздействие на широкие
слои зрителя.
В 1918-39 происходит формирование чехословацкого декорац. иск-ва,
к-рое становится одним из важнейших компонентов т-ра. Широкую
известность получают художники: В. Гофман, Ф. Трестр, Ф. Зеленка, Ф.
Музика, Я. Сладек, И. Вениг, И. Чапек, И. Лада, И. Габриел, Я. Зрзавы,
М. Коуржил. Рост театр. иск-ва в эти годы связан с появлением театр.
критики (3. Неедлы, Ю. Фучик, Б. Вацлавек, К. Конрад, М. Майорова и
др.).
Словацкий т-р в 1918-39 встаёт на путь борьбы за проф. мастерство. В
1920 открылся Словацкий Нац. т-р (Братислава), в к-рый входили четыре
труппы (оперная, балетная, опереточная, драматическая). Но из 188
драматич. спектаклей, пост. в 1920-25, только 27 исполнялись на
словацком яз. В 1936 была выделена самостоят, словацкая труппа, к-рая до
1939 выступала совм. с чеш. на сцене Словацкого Нац. т-ра. Словацкие
актёры ставили произведения нац. авторов, слав. драматургов и
зап.-европ. классику:
"Мать" (1922), "Путаница в имении" (1924, 1928), "Софья Зузи" (1925),
"Герой" (1929), "Новая жизнь" (1932), "Женский закон" (1938) И.
Тайовского; "Последняя симфония" (1930), "Король Святоплук" (1935) П.
Сто доли; "Проволочник" (1926), "Приключения при дожинках" (1936) Я.
Паларика; "Ирод и И po диада" Гвездослава (1937); "Проделки Скапена"
(1922), "Гамлет" (1931), "Тартюф" (1936), "Двенадцатая ночь" (1936),
"Сон в летнюю ночь" (1938). Были пост. пьесы сов. драматургов:
"Квадратура круга" (1931) и "Дорога цветов" (1936) Катаева, "Страх"
(1933) и "Портрет" (1935) Афиногенова, "Васса Железнова" (1937).
Одновременно с проф. т-ром в Словакии происходит развитие
разнообразных форм театр. самодеятельности, центром к-рой становится
город Мартин. В 1922 здесь создаётся Союз театр. любителей Словакии,
к-рый издаёт свой журнал. В 1918-39 выдвигаются актёры с яркой
индивидуальностью - А. Багар, Г. Арбет, И. Келло, О.
Бородачова-Орсаго-ва. Вначале словацкую труппу возглавлял режиссёр Я.
Бородач, к-рый тяготел к пспхологич. т-ру, высоко ценил иск-во МХТ.
Позднее здесь работали реж. В. Шульц, Я. Ямницкий.
В 1939-45, в период фаш. оккупации, труппы т-ров сокращаются. Мн.
т-ры закрываются оккупац. войсками. Из репертуара были изъяты пьесы
авторов тех стран, с к-рыми гитлеровская Германия вела войну (рус.
классика, Шекспир и др.). В концентрационные лагеря были заключены
многие прогрессивные театральные деятели Буриан и др.), в нацистских
застенках погибли Стпбор, Скршпван, Вап-чура и др. В США эмигрировали
Верих, Восковец, Ежек.
После освобождения Чехословакии от оккупации (1945) правительство
ликвидировало частные театр. антрепризы, были определены основные
принципы новой театр. системы: т-ры перешли в ведение республиканских,
областных и гор. управлений (Советов), армии, профсоюзов, Союза чеш.
молодёжи. Театр. иск-во было поставлено на службу широкому зрителю,
проходила активная демократизация т-ра. В 1945 созданы театр.
коллективы: Реалистич. т-р (позднее им. Неедлы), "Т-р им. 5 мая", "Т-р
сатиры" - в Праге; "Сельский т-р", обслуживающий сельского зрителя,
организован театр. ин-т, учебный т-р "Диск" и др. В 1948 принят Закон о
т-ре. В 1948-53 усилилась борьба за новую драму, к-рая рождалась совм.
усилиями коллективов т-ров и молодых драматургов. Появились спектакли,
посв. теме труда и рабочему классу: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани
(1949, т-р "Д-34"), "Духцовский виадук" Цаха (1950, Реалистич. т-р им.
Неедлы), "Орденоносцы" Стеглика (1953, Т-р им. Тыла, Пльзень).
Национальный традиц. жанр сказки использовался для выражения идей
современности в спектакле "Шутки с чёртом" Дрды (1945, Нац. т-р, Прага).
В пост. классич. драматургии проявилось стремление к отражению
современности. Так были решены спектакли: реж. Гонзлем-"Ян Гус" Тыла
(1945), "Мариша" бр. Мршти-ков (1948), "Мещане" (1949) - в Нац. т-ре в
Праге;
Бурианом - "Ромео и Джульетта" Шекспира (1945)- в т-ре "Д-34";
Хофбауэром - "Макбет" (1948)- в Гор. т-ре в Пльзене; Фрейкой -
"Достигаев и другие" (1948)- в Гор. т-ре на Виноградах; Куршем - "Кут-но
горские рудокопы" (1949)- в Гос. т-ре Остравы;
Шкодой - "Доходное место" (1950) - в Нац. т-ре в Праге; Палоушем -
"Гроза" (1951) - в Реалистич. т-ре им. Неедлы; Штепанеком - "Мать" К.
Чапека (1953) - в Художеств, т-ре армии (Прага). Значит. событием театр.
жизни явилась пост. "Кремлёвских курантов" (1946) в Нац. т-ре в Праге,
где впервые в истории Чехословакии актёр Пруха создал образ В. И.
Ленина.
Интерес актёров к системе Станиславского нашёл выражение в
конференции, посв. теоретич. наследию Станиславского (1951, Прага).
Одновременно с положит. явлениями в деятельности Ч. т. имели место
ошибки. Администрирование, нивелирование творч. индивидуальностей,
забвение традиций чехословацких революц. т-ров 30-х гг. ограничивали
творч. развитие т-ра, вели к ослаблению его воздействия на зрителя.
Декларируя своё стремление к активному вмешательству в новую жизнь, т-р
на практике всё больше уходил от неё, теряя связь со зрителем.
Решения XX съезда КПСС и конференция КПЧ (1956) оказали благотворное
воздействие на обществ. жизнь Чехословакии, помогли деятелям т-ра
осмыслить допущенные ими ошибки, увидеть перспективу развития. С 1956
художеств. деятельность т-ров становится особенно активной, ведутся
поиски новых сценич. форм, полнее раскрываются творч. индивидуальности
актёров и режиссёров. Спектакль "Такая любовь" Когоута (1957) в
Реалистич. т-ре им. Неедлы ставил нравств. проблемы, волнующие человека
нового социалистич. общества. В спектакле "Сегодня еще заходит солнце
над Атлантидой" Незвала (1957, Нац. т-р, Прага) приёмы аллегории и
поэтич. метафоры используются для отражения проблемы мира и войны.
Т-ры обращаются к освоению творч. опыта 20-80-х гг. Реж. Буриан в
1956-58 восстанавливает в т-ре "Д-34" лучшие спектакли 30-х гг. ("Швейк"
по Гашеку, "Трёхгрошовая опера" Брехта, "Опера на ярмарке", "Крысолов"
по Дыку и др.). В репертуар т-ров включаются пьесы В. В. Вишневского
("Оптимистическая трагедия", 1958, Нац. т-р, Прага; "Первая Конная",
1959, Гос. т-р, Брно); В. В. Маяковского ("Мистерия-Буфф", 1960, там
же); Б. Брехта ("Мамаша Кураж неё дети", 1958, Т-р им. Неймана, Прага).
В 1957 был создан Союз творч. работников т-ра (Svaz ceskoslovensky
divadelni on unfelcu), к-рый ежегодно проводит в Карлови-Вари фестивали,
выпускает бюллетень "Дивадельни новины", журнал "Дивадло".
Событием театр. жизни Чехословакии стали спектакли: "Августовское
воскресенье" Грубина (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960),
"Полуночная месса" Карваша (1961), "Владельцы ключей" Кундеры (1962),
"Ромео и Джульетта" Шекспира (1964); "Конец масленицы" Топола (1964),
"Из жизни насекомых" К. Чапека (1965)-в Нац. т-ре (Прага); "Гость"
Ашке-нази (1962), "Война с саламандрами" Когоута по К. Чапеку (1963),
"Золотая карета" Леонова (1965)- в Т-ре на Виноградах, "Игра любви и
смерти" Рол-лана (1965)-в пражском Камерном т-ре; "Мистерия-Буфф"
Маяковского (1962), "Война" по Буриану (1962), "Всеобщее пение петухов"
(1962), "Преследование и убийство Жан Поля Марата" Вейса (1965) - в Гос.
т-ре в Брно и др.
В 60-х гг. в Праге и Брно появился ряд небольших т-ров ("малые
сцены"): "Рококо" (1957), Т-р на Заб-радли (1958), "Семафор" ("Семь
малых форм", 1959), "Вечернее Брно" (1959), "Параван" (1960),
Драматический клуб (1964), Т-р за Браной (1965).
В 1967 в Чехословакии - 65 т-ров с 83 труппами. Среди актёров
старшего и среднего поколения: Л. Пешек, Досталова, Смолик, О.
Шейнпфлугова, Б. Загорский, О. Крейча, Р. Лукавский, В. Фабианова, И.
Шей-балова, В. Шмераль, К. Май, К. Гёгер, В. Храмостова и др. Борьба за
определение творч. облика каждого т-ра привела к развитию иск-ва нац.
режиссуры: Крейча, М. Махачек, Я. Плескот, К. Палоуш, Л. Писто-риус, В.
Логницкий, В. Дудек, Е. Соколовский, А. Радок, О. Орнест, Я. Гросман, К.
Новак, В. Гуде-чек, В. Адамек и др. Среди театр. художников
Чехословакии: И. Свобода, О. Шимачек, 3. Коларж, В. Нывлт, Ф. Трёстер,
Васербауэр.
В 1944-65 было создано 11 словацких т-ров с 23 труппами. Среди них:
Словацкий камерный т-р в Мартине (1944), Словацкий т-р в Прешове (1944),
Новая сцена в Братиславе (1946), Т-р им. П. Илемниц-кого в Жилине
(1946), Высшая сцена иск-в (1949) и др. Развитие получила словацкая
драматургия. В Словацком Нац. т-ре пост. спектакли, посв. современности:
"Буки подполянские" (1949), "Святая Варвара" (1953) Кралика; "Метеор"
(1945), "Люди с нашей улицы" (1951), "Полуночная месса" (1959),
"Антигона и другие" (1962), "Большой парик" (1965) Карваша; "Свежее
древо" Буковчана (1954), "Мосты на восток" Мнячко (1954) .и др. Среди
др. спектаклей: "Песня нашей весны" Будского (1956), "Кровавый суд. или
Кутногорские рудокопы" Тыла (1956), "Ромео п Джульетта" Шекспира (1957),
"Оптимистическая трагедия" (1957); "Жизнь Галлилея" Брехта (1958);
"Белая болезнь" Чапека (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960),
"Иванов" Чехова (1961); "Дачники" (1963); "Как вам это понравится"
Шекспира (1965);
"Идиот" по Достоевскому (1965) и др. Словацкий Нац. т-р гастролировал
в Сов. Союзе (1961) и в Польше (1962). Словацкую режиссуру представляют:
И. Буд-ский, И. Лихард, К. Захар, Я. Какош, Т. Раковскип, И. Циел, И.
Палка, П. Гаспра. В 1944-65 в словацком т-ре выросло новое поколение
актеров:
М. Грегор, Ю. Пантик, Л. Худик, М. Губа, И. Кро-нер, К. Махата, В.
Заборский, Ц. Фильчик, М. Кра-ловичева, 3. Груберова, В. Стрнискова, В.
Мюллер и др.; художники: Л. Выходил, П. Габор, В. Су-ханек.
Лит.: Kniha o Narodnim divadle. 1883-1963, Praha, 1964; Padesat let
mestskych divadel prazskych. 1907--1957, Praha, 1958; Pamatnica
Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960; Ohst M., S с
her l A., K dejinam ceske divadelni avantgardy. J. Honzl, Е. Burian
Praha, 1962; Ji rane k J., Vit Nejedly. Z historie boju o novou,
socialistickou kulturu, Praha, 1959; Divadlo S. K., Neumanna. 1948-1958,
Praha, 1959; Ci s a r J., ivot, jevisti, Formovani ceske realisticke
kritiky, Praha, 1962; K v a p i j J., O cem vim, cast 1-2, Praha,
1946-47; Vojta J.. Cesta k narodnimu divadlu Praha, 1958; Stepanek Zd..
Herec (Vzpominky narodniho umelce Zdenka Stepanka). Praha, 1961;
Palenicek L., Jaroslav Prucha, Praha, l 961: F u-cik J., Divadelni
kritiky, в его кн.: Dilo Julia Fucika, sv. 10, Praha, 1956; Honzl J., K
novemu vyznamu umeni. J. Honzl. Divadelni uvahy a programy 1920-1952,
Praha, 1956; Neumann S. K., O umeni, Praha, 1958; Ztvarnete skutecnost.
Kurt Konrad, Praha, 1963; H o l z k n e с h t V., J. Jezek a Osvobozene
divadlo, Praha, 1957; Kopecky J., Nedokoncene zapasy. Divadlo v
socialisticke revoluci, Praha, 1961; B l a n d a O., Ladislav Pesek.
Praha, 1964; D v o-r a k A., Jiri Plachy, Praha, 1964; Vrbka S., Julius
Pan-tik, Praha, 1964; Herman Z., Valtr Taub, Praha, 1964;
Sucharipova H., Radovan Lukavsky, Praha, 1963;
UrbanovaA., Vitezslav Vejrazka, Praha, 1963; Ada m-cova A., Karel