<< Пред. стр. 855 (из 913) След. >>
Hoger, Praha, 1962; Theater-Divadlo. Vzpominky ceskych divadelniku nanemeckou okupaci a druhou svetovou valku, Praha, 1965; Фучик Ю., О
театре и литературе. Сб. статей, Л.-М., 1964; Солнцева Д., Чехословацкий
театр сегодня, М., 1962; ее же, Сцена и время, М., 1966. Л. Сол.
Музыкальный театр. Опера. Образование независимого бурж.
чехословацкого государства - Чехословацкой республики - определило
коренной перелом в развитии муз.-театр. культуры чехов и словаков.
Установление творч. контактов и организац. сближение чеш. муз. т-ра с
рождавшимся словацким муз. т-ром привело к образованию чехословацкой
муз.-театр. культуры. Но при всей родственности оба т-ра сохраняют свою
самобытность.
Вершина развития чеш. оперы связана с творчеством Л. Яначека. Он
написал оперы: "Вылеты пана Броучка" (1920. Нац. т-р, Прага), "Катя
Кабанова" по драме А. Н. Островского "Гроза" (1921, Брно),
"Лисичка-плутовка" по мотивам рассказов Р. Тес-ноглидека (1924, там же),
"Средство Макропулоса" по о. п. К. Чапека ,(1926, там же), "Из мёртвого
дома" по роману Ф. М. Достоевского (1930, там же). Другим выдающимся
чеш. композитором, писавшим для муз. т-ра, был Б. Мартину (15 опер и 10
балетов), творчество к-рого тесно связано с чеш. нар. муз. культурой.
Среди его произв.: оперы "Игры о Марии" на духовные тексты и слова нар.
поэзии (1934) и "Театр в предместье" (1936, Нац. т-р, Брно), поэтич.
драма "Жюльетта" на текст франц. поэта Ж. Неве (1938, Нац. т-р, Прага),
муз. комедия в стиле дель арте "Мирандолина" по Гольдони (1959, там же),
муз. трагедия "Греческие пассионы" по роману греч. писателя Н.
Казандзакиса (1959). С 1930-х гг. Мар тину писал также оперы для радио и
телевидения:
"Голос леса" (1935, Пражское радио), "Комедия на мосту" (1937, там
же), "Женитьба" по Гоголю (1953, Нью-Йорк, телевидение).
В 1924 композитор О. Еремиаш создал оперу "Братья Карамазовы" (1928,
Нац. т-р, Прага) по о. п. Достоевского, О. Острчил - сказку "Иванушкино
царство" (1934, Брно) на сюжет "Сказки об Иване-дураке и его двух
братьях" Л. Н. Толстого. Среди др. произв. чеш. композиторов: сказка
"Фонарь" В. Новака по о. п. Ирасека (1923, Нац. т-р, Прага),
"Кумушка-смерть" Р. Карела (1933) на нар. сказочные мотивы,
четверти-тоновая опера "Мать" А. Хабы (1931, Мюнхен; 1947, Нац. т-р,
Прага), комич. опера "Переполох в Эфесе" Крейчи по "Комедии ошибок"
Шекспира.
После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации (1945) муз.
иск-во получило широкое развитие, в нём наметился процесс
демократизации. Увеличилось число оперных т-ров в стране. Центр муз.
иск-ва переместился из Чехии в Словакию. Создателями самобытных произв.
для муз. т-ра явились словацкие композиторы Э. Сухонъ и Я. Циккер. Оба
они учились у Новака в Пражской консерватории и восприняли лучшие
традиции чеш. оперного иск-ва. Сухонь написал оперы: "Крутнява" (1949,
Нац. т-р, Братислава; в СССР шла под назв. "Водоворот") и "Сватоплук"
(1960, там же) на сюжет из мифологии. Циккер выступил как оперный
композитор с драматич. легендой о жизни словацкого нац. героя,
боровшегося против феодалов,- "Юро Яно-шик" (1954, там же). Вслед за ней
появились оперы- "Бег Баязид" (1957, там же), "Воскресение" по роману Л.
Н. Толстого (1962, Прага) и "Мистер Скруг" по новелле Диккенса
"Рождественская песнь" (1958), Вклад в словацкое оперное творчество внёс
Л. Голо-убек, чех по происхождению, проживавший в Словакии. Он написал
оперы - "Семья" (соч. 1960) и "Профессор Мамлок" (соч. 1966).
Из оперных произв. чеш. композиторов, появившихся после 1945,
выделяются оперы Я. Гануша - "Пламенная" (соч. 1944) и "Факел Прометея"
(соч. 1964) о жизни человечества в атомном веке; опера "Ромео, Джульетта
и тьма" Фишера (1962) по одноим. новелле Я. Отченашека - об оккупации
Чехословакии. Я. Пауэр написал комич. одноактную оперу "Болтливый
слизняк" (1950) по сказке Д. Глоуха и историч. оперу "Сусанна Войиржова"
(1956) по одноим. пьесе Я. Бора. В. Кащлик написал оперу "Кракатит"
(1960) по роману Чапека -об ответственности учёных и изобретателей за их
открытия.
Чехословацкие композиторы обращаются к рус. и сов. литературе -
"Дурень" Фёрстера (1936, Нац. т-р, Прага) на сюжет "Сказки об Иване
-дураке" Л. Н. Толстого, "Новая земля" Хабы (соч. 1936) по Ф. В.
Гладкову, "Генерал Адамов" Гарашты (1945) по Б. А. Лавренёву.
Социальнс-революц. тематика нашла отражение в опере "Ткачи" В. Неедлы
(соч. 1938) по одноим. драме Г. Гауптмана.
В стилистич. отношении чеш. оперное нск-во развивалось под
воздействием творчества Яна чека. Это сказалось в стремлении к
характерным интонациям, передающим особенности живой человеч. речи со
всеми её индивидуальными чертами.
Оперетта в 1918-45 имела чисто коммерческий характер. После 1945 в
этом жанре возникли творч. искания: перерабатывались комедии и водевили
чеш. и иностр. авторов, создавались оперетты о совр. жизни чеш. и
словацкого народов. Популярность получили: "Пани Марианка, мать полка"
Трояна (1951), "Мельничиха из Гренады" (1954) и "Отпуск с Ангелом"
(1955) Калаша, оперетты М. Махека. В Словакии - оперетты Г. Дусика, М.
Новака и др. В целом чехословацкая оперетта развивается в направлении
"мьюзикл" -муз.-сценич. произв., преим. комедийного характера, с
использованием разнообразных жанров и выразит, средств современной
эстрадной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы ("Праздник в
Гарлеме" А. Фрида, соч. 1960, и др.).
Творч. успехи чехословацкого муз. т-ра связаны с лирич. комедийным
т-ром малых форм, особенно с деятельностью пражского "Освобождённого
театра", музыку к спектаклям к-рого писал композитор Я. Ежек. Традиции
"Освобождённого т-ра" продолжали многочисл. "малые сцены" Праги и Брни.
В чехословацком муз. т-ре работали мн. выдающиеся исполнители. Во
главе оперной труппы Национального т-ра в Праге в 1920-35 стоял дирижёр
О. Острчил, объединивший талантливых мастеров сцены: реж. Ф. Пуймана,
художников Ф. Киселу и В. Гофмана, а также ряд выдающихся певцов. После
Острчила руководство т-ром перешло к В. Талиху. В Национальном т-ре
Праги работали дирижёры - О. Еремиаш, К. Недбал, Я. Пауэр, Я. Сейдель;
певцы-В. Зитек, М. Подвалова, М. Тау-берова, М. Красова, В. Беднарж, Э.
Гакен и др. В оперном т-ре Брно работали дирижёры - Ф. Нейман, 3.
Халабала, Ф. Йилек, реж. М. Вассербауэр; в Братиславе - О. Недбал и К.
Недбал. Среди худ. руководителей небольших оперных коллективов - Б.
Лишка (с 1955 руководит оперой в Пльзене);
Р. Вашата (в 1949-56 руководил оперой в Остраве, с 1960 - в Либерце)
и др. В области оперетты и муз. комедии ведущее положение занимал актёр,
режиссёр и театр. антрепренёр О. Нови.
Перед 2-й мировой войной в Чехословакии существовали муз. т-ры в
Праге, Брно, Братиславе, Ко-шице, Пльзене, Либерце, Остраве, Опаве и
Оломоуце. После 1945 были созданы оперные т-ры в Усти над Лабой,
Банска-Бистрице и т-р оперетты в Теплице. В 1966 в Чехословакии работало
14 оперных и 8 опереточных коллективов. Мн. т-ры (Чехословацкий
национальный театр. Чехословацкий театр на Виногра-дах, Т-р И. К. Тыла в
Пльзене и др.) объединяют оперную, опереточную, балетную и драматич.
труппы. Эти коллективы поочерёдно выступают на двух и более параллельно
работающих сценах.
Идейно-художеств. вопросами т-ра занимается муз.-драматич. секция
Союза чехословацких театр. работников и секция крупных сценич. форм
Союза чехословацких композиторов. Вопросы чехословацкой муз.-театр.
культуры рассматриваются на страницах ежемесячного журнала "Дивадло"
("Театр") и "Гудебни розгледи" ("Музыкальное обозрение", издание Союза
чехословацких композиторов). Ир. Б.
Балет. После образования Чехословацкой республики (1918) организуются
балетные труппы в Братисяаве, Брно, Остраве, Оломоуце, к-рыми руководят
балетмейстеры В. Калина, М. Цвеич, Э. Габз-дил, И. Юдл. Создаются
частные балетные школы. В репертуары т-ров вводятся балеты на муз. чеш.
композиторов: Б. Мартину ("Иштар", 1924, Нац. т-р, Прага; "Кто на свете
всех сильнее", 1924, балетная труппа в Брно; "Мятеж", 1926, там же), В.
Новака ("Никотина" - пантомимы, 1930; "Синьорина Молодость",1933,
Прага). Получают известность чеш. танцовщики и балетмейстеры И. Енчик,
С. Махов, И. Псота.
В 1945, после освобождения страны от нем.-фашистских захватчиков,
организуются балетные т-ры в городах: Пльзене, Опаве, Кошице,
Ческе-Будейо-вице, Кладно, Усти над Лабой. В 1948 возникают танц.
ансамбли (Чехословацкий Гос. ансамбль песни и танца, словацкие ансамбли
"Слук" и "Лучница" и др.). В 1946 в Праге, Братиславе и Брно при
консерваториях организуются хореографич. отделения. В 1949 в пражской
Академии иск-в создана кафедра хореографии.
В 1946-51 балетную труппу праж. Нац. т-ра возглавил Махов, труппу
Т-ра оперы и балета им. Яначе-ка в Брно в 1947-51-балетм. Нсота. Махов
привлёк к работе в Нац. т-ре лучших композиторов, либреттистов,
художников. Особенности чеш. хореографич. школы наиболее полно
раскрываются в спектаклях, построенных на реалистич. драматургии, с
большим количеством игровых сцен. Появляются балетные спектакли,
разнообразные по стилю и творч. манере, отличающиеся высокой культурой
сценич. оформления. Совм. с балетным критиком и теоретиком Я. Реймозером
и комп. 3. Востржаком Махов пост. балеты по лит. произведениям чеш.
классиков: "Философская история" по А. Ирасеку (1949), "Виктор-ка" по
книге Б. Немцове и "Бабушка" (1950). Спектакли'отличались разнообразием
хореографических приёмов, тонкой психологической разработкой характеров.
В Нац. т-ре были пост. балеты: "Славянские танцы" на муз. Дворжака
(1956), "Спартак" (1957); "Слуга двух господ" Бургхаузера (1958),
"Юность" Чулаки (1959), "Каменный цветок" Прокофьева (1961), "Легенда о
любви" Меликова (1963), "Последний одуванчик" Васка (1965). Среди
ведущих танцовщиков труппы Национального т-ра: М. Кура, О. Скалова, М.
Дротнерова, В. Шилганова, Я. Петржик, Р. Ма-залова, И. Блажек, О. Шанда;
здесь работают балетмейстеры: И. Блажек, А. Ланда, К. Тот. С 1958
труппой руководит И. Немечек.
Другой крупный балетный коллектив страны - труппа Словацкого Нац.
т-ра в Братиславе, к-рой с 1961 руководит балетмейстер К. Тот,
последователь сов. хореографич. школы. В этой труппе работают: Г.
Герени-Старостова, И. Мначкова. Здесь пост. спектакли: "Красный мак"
(1954); "Платочек" Кенешшеи (1955), "Тропою грома" Караева (1961),
"Весна священная" Стравинского (1964).
Балетная труппа Т-ра оперы и балета им. Яначека (Брно) формировалась
под рук. балетм. Псоты - мастера монументальных спектаклей, опытного
педагога. Он осуществил первую пост. балета "Ромео и Джульетта" (1938),
воспитал поколение чеш. танцовщиков, в т. ч. M. Kypy, к-рый руководил
труппой с 1964. В труппе т-ра ученики Псоты: В. Авратова, В. Вагнерова,
М. Фигарова, И. Нермут. В 1962-64 труппой руководил балетм. Л. Огоун,
стремившийся к поискам новых танц. форм, выражающих совр. темы. Среди
спектаклей балетного т-ра в Брно: "Ромео и Джульетта" (1947, 2-я ред.),
"Пламя Парижа" (1958), "Баллада о моряке" Крижека (1962), "Голубая
рапсодия" на муз. Гершвина (1962), "Ленинградская симфония" на муз.
Шостаковича (1962).
В 1964 создана балетная труппа "Новый балет Праги" (организаторы
Огоун и П. Шмок). Эта камерная экспериментальная труппа разрабатывает
новые хореографич. формы, ищет новые выразит, средства. Труппа
подготовила -2' программы из 9 одноактных балетов на муз. Г. Малера, Б.
Бартока, К. Дебюсси; спектакль "Хиросима" на муз. В. Букови (1964,
балетм. Огоун).
В 1965 труппа выезжала на гастроли (ГДР, Италия, Австрия, СССР).
Лит.: SchmidovaL., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. Я. Ulep.
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР КУКОЛ СПЕЙБЛА И ГУРВИНЕКА - см. "Спейбла и
Гурвинека театр".
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР НА ВИНОГРАДАХ (Divadlo na Vinohradech)- один из
ведущих т-ров Чехослодакии. Осн. в Праге в 1907 в районе Королевских
Виноград. Вначале получил назв. Гор. т-ра на Королевских Виноградах.
Состоял из двух трупп: драматич. и оперной, к-рая существовала в
1907-19. Художеств, руководство т-ром осуществляли: оперной труппой - Л.
Челанский (1907-14), О. Острчил (1914-19); драматической - Ф. А. Шуберт
(19071909), В. Штех (I909-13), К. Г. Гилар (1913-21), Я. Квапил
(1921-28), Я. Бор (1928-36), Б. Стейскал (1936-42), И. Плахта (1942-44).
В 1944 т-р был закрыт фашистскими властями. С мая 1945 до 1950 Т-ром на
Виноградах руководил И. Ф рейка. С 1950 т-р перешёл в ведение
Чехословацкой армии и получил назв. т-ра имени Чехословацкой армии. В
1950 т-р возглавил Я. Шкода, в 1960-65 - Л. Писто-риус. С 1966 т-р вновь
получил назв. Т-р на Виноградах, художеств. руководителем стал драматург
Ф. Павличек.
В репертуаре оперной труппы были оперы и оперетты: "Так поступают все
женщины" Моцарта (1907), "Кармен" (1908); "Сказки Гофмана" Оффенбаха
(1909), "Невеста султана" Вепса (1910), "Саломея" Мариотте (1911),
"Трубадур" (1913); "Польская кровь" О. Нед-бала (1914), "Старый жених"
Бендля (1918), "Последний смех" К. Недбала (1919).
В 1907-44 на сцене т-ра были пост. первые пьесы выдающихся чеш.
драматургов. К. Чапек работал в т-ре в 1921-22 как зав. лит. частью и
постановщик, затем сотрудничал в т-ре как драматург. И. Чапек был также
драматургом и художником этого т-ра. Здесь начинали свою деятельность
драматурги Б. Бартош, А. Дворжак, В. Дык, О. Фишер, Ф. Гёц, Ф. Лангер и
др.; актёры 3. Штепанек, В. Выдра, Б. Закопал, Л. Досталова, Д.
Медржицка и др.; художники И. Вениг, В. Гофман и др. Т-р не имел единой
художеств. направленности. Наряду с салонными комедиями в т-ре ставились
лучшие образцы мировой драматургии. Были пост. спектакли:
"Чайка", "Платонов" Чехова (1919-1929), "Ревизор" (1924); "Виринея"
Сейфуллиной (1927), "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" по
Достоевскому (1928, 1931), "Живой труп", "Анна Каренина" (1928, 1929),
"На дне" (1931); "Белая гвардия" ("Дни Турбиных") Булгакова (1935),
"Поднятая целина" по Шолохову (1935), "Гибель эскадры" (1937). После
освобождения страны от фашистской оккупации (1945) Т-р на Виноградах
стал одним из ведущих театр. коллективов Чехословакии. Здесь ставятся
пьесы чехословацких драматургов: "Орденоносцы" (1953) и "Семь
разгневанных женщин, или Напрасно загубленная суббота" (1964) Стеглика,
"Интеллигенты" (1955) и "Шериф вернулся" (1960) Яриша, "Сентябрьские
ночи" Когоута (1955) и "Война с саламандрами" Когоута по К. Чапеку
(1963), "Далскабаты - грешная деревня, или Забытый чёрт" Дрды (1960),
"Гость" Ашкенази (1962), "Замок" Климы (1965) и др.; нац. классика:
"Отец" Ирасека (1952), "Суд любви" Врхлиц-кого (1956), "Ян Гус" Тыла
(1960). Здесь были осуществлены пост.: "Горе от ума" (1947), "Достигаев
и другие" (1948), "Васса Железнова" (1950), "Бронепоезд 14-69" (1950),
"Борис Годунов" (1949, 1964);
"Метель", "Золотая карета" Леонова (1958, 1965), "Святая Иоанна" Б.
Шоу (1965).
Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962;
Ctvrtstoleti mestskeho divadla na Kral Vinohradech, Praha, 1932; Padesat
let mestskych divadel Prazskych, Praha, 1958. Л. Сол.
ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ АРМИИ ИМЕНИ ТЕАТР - см. Чехословацкий театр на
Виноградах.
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва чеченцев и
ингушей - в песнях и сказаниях странствующих музыкантов, певцов и
сказителей, воспевающих подвиги героев нар. эпоса. Их выступления
сопровождали нар. обряды и празднества. Начало проф. театр. иск-ва было
положено в 1931 созданием Чеченского театра-студии в Грозном. В 1933
студия была реорганизована в Чеченский драм. т-р. В 1934 создан
Чечено-Ингушский гос. драматический т-р. В 1934 открыта чеченская студия
при Т-ре им. Руставели, в 1938- студия в ГИТИСе, в 1957 - в Ленингр.
театр. ин-те. Выпускники этих студий составили основу Чечено-Ингушского
т-ра; среди них: ныне нар. арт. Чечено-Ингушской АССР М. С. Бадуев, Я.
М. Зубайраев, А. М. Исаева, Т. Ш. Алиева, В. А. Татаев, А. X. Ха-мидов,
Г. М. Батукаев и др.
В 30-40-е гг. были пост.: "Платон Кречет"; "Честь" Мдивани, "Олеко
Дундич" Каца и Ржешевского, "Шторм"; "Слуга двух господ", "Лекарь
поневоле" Мольера, "Накануне" Афиногенова, а также первые пьесы нац.
драматургии: "Красная крепость", "Семья чабана", "Золотое озеро",
"Петимат" С. Бадуева, "Мекхаш-мирза" Н. Музаева и В. Вайнштейна,
"Тамара" и "Капитан Ибрагимов" И. Базоркина, "Сурхо - сын Ады" М.
Гадаева и Г. Батукаева и др. В т-ре работали режиссёры: А. Туганов, А.
Чхартишви-ли, В. Вайнштейн, Е. Свободин, Г. Батукаев и др. В 1944 работа
т-ра была прервана и возобновилась в 1958 при воссоздании
Чечено-Ингушской автономной сов. социалистич. республики. (Еще в 1942
т-ру было присвоено имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова.) В
театр вошли многие актёры из прежнего состава. Одновременно была создана
студия при т-ре и группа молодёжи направлена в Ленингр. театр. ин-т.
Первый спектакль т-ра после восстановления - героич. драма "Асламбек
Шери-пов" X. Ошаева, рассказывает о событиях гражданской войны на
Северном Кавказе; в центре пьесы образ нар. героя А. Шерипова -
соратника С. М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе. В 1958-59 пост. груз.
сказка "Храбрый Ки-кила" Нахуцришвили и Гамрекели и пьесы "Самые
дорогие" Н. Музаева - о дружбе между колхозниками Чечене-Ингушетии и
Дагестана, "Совдат и Дауд" А. Хамидо-ва - историко-бытоса С. Бадуева
"Петимат", посв. тяжелой жизни народа в предреволюц. период,
разоблачению реакц. сущности мусульманского духовенства; в 19 (И -
"Горянка" Гамзатова - о раскрепощении женщин Дагестана. В 1958-61 пост.:
"Женитьба" Гоголя, "Лекарь поневоле" Мольера. В декабре 1961 состав
труппы пополнился выпускниками Ленинградской студии, подготовившими
спектакль "Ромео и Джульетта" Шекспира (Ромео - Идаев,
Джульетта.Хаджиева).
Среди спектаклей 60-х гг.: "Любовь Яровая" (1962); "Кто виноват?"
Абдумомунова (1963), "Тропою грома" по Абрахамсу (1963), "Бэла" по
Лермонтову (1964), "По светлому пути" Музаева (1964) - о
девушке-горянке, возглавившей борьбу с сектантами, "Падение Бож-Али"
Хамидова (1965). Рост женщины горянки показывают пьесы Базоркина "Дорога
любви" (1963) и "Когда гибнут сыновья" С. Чахкиева и Г. Русакова.
В труппе т-ра (1967): нар. арт. Чечено-Ингушской АССР Я. М.
Зубайраев, А. М. Исаева, Т. Ш. Алиева, засл. арт. Чечено-Ингушской АССР
А. Дениев, артисты С. Гулиев, X. Нудушев, М. Хадзиев, 3. Бага-нова, С.
Тамилов, М. Давлетмирзаев и др. В 1962- 1965 гл. реж. т-ра был П. Б.
Харлип, с 1966 - В. Э. Вайнштейн.
Кроме Чечено-Ингушского драм. т-ра им. X. Нурадилова, в г. Грозном
работают Рус. т-р драмы им. М. Ю. Лермонтова и Т-р кукол. С 1959 в г.
Назрани работает Ингушский нар. т-р. Е. Ж.
ЧЕЧОТТ, Виктор Антонович [6(18).VI.1846-XI. 1917]-рус. муз. критик и
композитор. С 1875 - сотрудник "Музыкального листка", затем
"Музыкального обозрения" (1885-88) и мн. др. периодич. изданий. С 1883
жил в Киеве. Выступал по вопросам муз. т-ра. Перевёл ряд статей о Ш.
Гуно, А. Тома, К. Вебере. Соч.: Двадцатипятилетие Киевской русской оперы
(1867-1892 гг.), Киев, 1893; А. П. Бородин, СПБ, 1890;
Н. А. Римский-Корсаков, в кн.: Иллюстрированный сборник Киевского
литературно-артистического общества, Киев, 1900; Музыка и публика в
провинции, "Артист", 1889, кн. 1;
К 25-летию композиторской деятельности А. К. Глазунова, "В мире
искусств", 1907, JsTa 1-3, и др. А. Ив.
ЧЕШЙХИН, Всеволод Евграфович [6(18).II.1865- 1934] - рус. сов. муз.
критик, историк музыки. В 1887 окончил Петерб. ун-т. Был лит. и муз.
критиком, писал статьи о т-ре и музыке во мн. периодич. и эн-циклопедич.
изданиях. Перевёл на рус. язык либр. опер "Тристан и Изольда",
"Парсифаль" (1899) Вагнера, пьесу "Школа злословия" Шеридана (1931).