<< Пред. стр. 856 (из 913) След. >>
Автор сказочной пьесы "И зверьё добро любит" (1920). Соч.: Историярусской оперы. 1735-1900, СПБ, 1902;
История русской музыки с древнейших времен по 1903 год и позже в
эволюции родов музыкального творчества, т. 1, История русской оперы (с
1674 по 1903), СПБ, 1905;
Отголоски оперы и концерта. Заметки музыкального литератора, СПБ,
1896; П. И. Чайковский. Опыт характеристики, Рига, 1893; Краткие
либретто. Содержание 132 опер современного репертуара с приложением
очерков всеобщей истории оперы и истории русской оперы,
критико-био-графических заметок о композиторах и операх и указателей,
Рига*, 1904; "Тристан и Изольда" Вагнера, "Артист", 1894, ј 42; Е. И.
Истомина (К 75-летию со дня ее кончины. 7 июня 1848-1923), "Жизнь
искусства", 1923, ј 26, и др. А. Ив.
ЧЕШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Истоки Ч. д.-в произв. устного нар. творчества
(сказания, баллады и др.), в обрядовых играх (свадебные шествия, проводы
масленицы, похоронные обряды и др.). Первые письменные образцы относятся
к 12 в. Это были литургич. драмы, воспроизводившие эпизоды из жизни
Христа. С 14 в. в литургич. драму вводятся диалоги, сати-рич. сценки на
чеш. языке ("Знахарь, или Продавец мазей", 14 в.). В 16-17 вв.
появляются школьные драмы на латинском яз. В этих пьесах использовались
сюжеты из чеш. истории ("Бретислаус" Кампана из Воднян). Появляются
школьные драмы на чеш. яз. ("Чешская комедия о богаче и Лазаре", 1566).
Они выходят за пределы учебных заведений и обогащаются элементами
бытовой сатиры ("Крестьянская масленица", автор неизв., 1588; "Короткая
история об одном крестьянском батраке" Моурженина, 1604). Потеря
независимости страны (1620), гонения на нац. культуру со стороны австр.
захватчиков препятствовали возникновению Ч. д. Но иезуитской драматургии
противостояла нар., крестьянская драма (обработка эпизодов из Библии
"Представление о святой Доротее", "Комедия о Франтишке, дочери короля
английского, и Гонзике, сыне купца лондонского", "Оперетта о
крестьянской свободе, или Мятеж"), выражавшая протест против австр. и
чеш. феодалов.
Становление проф. Ч. д. связано с под.ъёмом нац.-освободит. борьбы
(конец 18 в.). Первая значит. пьеса на чеш. яз.-"Бржетислав и Итка, или
Похищение из* монастыря" Тама (соч. 1786). Используя исто-рич. сюжет,
автор утверждает патриотич. идеи. Ведущей становится историч.
драматургия. Одна из наиболее популярных пьес этого жанра - "Олдр-жих и
Вожена" Зимы (1789). Создаются также бытовые пьесы на сюжеты городской и
крестьянской жизни - комедии П. Шедивого "Мясные лавки" (1796),
"Пражские пивовары" (изд. 1819) и др. Шедивый написал первый чеш.
теоретич. трактат о Ч. д. и т-ре. Большое значение для формирования нац.
драматургии имели пьесы Я. Н. Штепанека, автора переводов и переделок
(историч. пьеса "Осада Праги шведами", 1812, фарс "Чех и немец", 1816).
Просветительские (буди-тельские) тенденции более последовательно
проводил В. К. Клицпера, в драмах и комедиях к-рого наметились
характерные для Ч. д. простота сюжета, прямолинейное развитие интриги,
интерес к изображению жизни деревенского населения, гор. ремесленников,
студенчества, анекдотич. ситуации. Жизненная правда сочеталась здесь с
романтич. тенденциями. Эти черты проявились в историч. драмах Клицперы:
"Бланик" (1813), "Вожена" (1819), "Элишка Пршемысловна" (1857),
"Собеслав" (1858) и др. В комедиях "Каждому по заслугам" ("Каждый
что-нибудь для родины", 1829), "Волшебная шляпа" (1817), "Роговин
Четвероногий" (1821) и др. Клицпера высмеивает нравы горожан. Более
развёрнуто программа чеш. будитель-ства выражена в драматургии И. К.
Тыла, завершившего процесс формирования Ч. д. и определившего три
основных направления её развития: историч. пьесы ("Кровавый суд, или К
утно горские рудокопы", 1848; "Ян Гус", 1848, "Кровавые крестины", 1849,
"Старый город и Малая страна", 1851); нар.-бытовые пьесы ("Фидловачка",
1834, "Пражский кутила", 1846, "Дочь поджигателя", 1846, "Банкрот",
1847, "Бедный комедиант", 1848) и пьесы нар.-фантастич. ("Волынщик из
Стракониц", 1847, "Упрямая женщина", 1849, "Видение Иржика", 1849, "Черт
на земле", 1850, "Лесная дева", 1850). Пьесы Тыла отражают обществ,
жизнь страны, автор стремится ставить острые проблемы своего времени.
Романтич. направленность пьес Тыла обусловлена появлением нового героя -
патриота, борца за нац. независимость. Драматург пытается разрешить
конфликт между гражданским и общественным долгом, утверждая примат
общественного долга.
В 80-е и 90-е гг. в Ч. д. усиливается внимание к социальной
проблематике, появляются пьесы, отражающие жизнь трудового народа. В
1870 Ф. Ержабек написал пьесу "Слуга своего господина", где показал
судьбу учёного-изобретателя, столкнувшегося с несправедливостью
капиталистич. общества; рабочие, вышедшие на демонстрацию, олицетворяют
в пьесе силу, способную противостоять миру капитала. Драматург Ф. А.
Шуберт в пьесе "Ян Вырава", посв. крестьянским восстаниям 1781, отводит
большое место нар. сценам. Гл. герой пьесы - человек из народа.
Трудовому народу посв. и его пьеса "Драма четырех голых стен" (1893). О
жизни рабочих сахарных заводов рассказывает пьеса М. А. Шимачека "Мир
малых людей" (1890). В 90-е гг. появляется цикл пьес, отражающих
социальное расслоение деревни. Безмятежные картины крестьянской жизни
(Л. Стро-упежницкий - "Наши гордецы") сменяются показом сложных человеч.
судеб, трагедии людей, возникающей в результате проникновения капитала в
деревню. В 1889 Г. Прейссова написала пьесу "Жена хозяина", в 1890 -
драму "Её падчерица"; А. Ирасек в 1889 опубликовал пьесу "Войнарка", а в
1894 - пьесу "Отец"; в 1894 А. и В. Мрштики закончили драму "Мариша".
Все эти пьесы выражали активный протест против социальной
несправедливости. Творч. позиции нового направления Ч. д. были
сформулированы в статье В. Мрштика "О реализме в драматическом
искусстве", в к-рой он развивает положения Гоголя, высказанные им в
статье "Театральный разъезд после представления новой комедии".
Утверждение реализма в Ч. д. связано с творчеством Ирасека. Историч.
пьесы - трилогия "Ян Жиж-ка" (1903), "Ян Гус" (1911), "Ян Рогач" (1914)
- призывают к единению сил нации перед лицом врага. Следуя традициям
Тыла, Ирасек обращается также к жанру нар.-фантастич. пьес-"Фонарь"
(1905), "Пан Иоанеш" (1907). Используя форму сказки, символич. драмы,
Ирасек раскрывает совр. ему общественно-политич. проблемы. Дальнейшее
развитие историч. драматургия получила в творчестве В. Дыка и А.
Дворжака. Они создали историч. драмы, в к-рых вымысел преобладал над
историч. фактами, но при этом не нарушалась целостная картина историч.
событий.
Наряду с художниками, реалистически изображавшими в своих
произведениях социальные проблемы современности, в последней трети 19 в.
появились драматурги по зднеромантич. направления, в основе их пьес -
вымысел и фантазия. Представителями этого направления были поэты Ю.
Зейер и Я. Врхлиц-кий. Из многочисленных пьес этих драматургов наиболее
популярна поэтич. легенда "Радуз и Магулена" Зейера (1896) - о
влюблённых, разделённых враждой родов, и "Ночь на Карлштейне" Врхлицкого
(1884).
В нач. 20 в. в Ч. д. получают развитие элементы символизма,
проявлявшиеся вначале в сказочных пьесах ("Сказка о принцессе
Одуванчике" Ква-пила), а затем и в социальных драмах ("Яношик" Магена,
1910). Безысходности декадентской драматургии противостояли пьесы,
утверждавшие радость бытия ("Лето" Шрамека, 1915). В этот период на Ч.
д. оказала влияние драматургия А. П. Чехова.
После образования Чехословацкого государства (1918) основой для
становления и развития чехословацкой драматургии стали пьесы, отразившие
освободит. борьбу чеш. народа.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 4, M.,. 1964; Vondracek
J., Dejiny ceskeho divadla, sv. 1-2 Praha, 1956-57; Otruba M., Kacer M.,
Tvurci cest.i J. K. Tyla, Praha, 1961; Machal J., Dejiny ceskeho
dramatu, Praha, 1917; Dejiny ceske literatury, sv. 1-3, Praha, 1959-61.
Д. Сол.
ЧЕШСКИЙ ТЕАТР. Истоки развития Ч. т.- в обрядах древних языческих
племён, позднее-в крестьянских обрядах и празднествах времён феодализма.
Развитие европ. литургич. драмы и особенно введение интермедий в
мистериальные представления на чеш. яз. ("Знахарь, или Продавец мазей",
сер. 14 в.) определили переход от религиозных сюжетов к бытовым сценкам.
Гуситские войны (1419-37), крестовые походы на Чехию препятствовали
развитию нац. театр. культуры. Потеря назависимости (1620), политика
онемечивания населения, проводившаяся династией Габсбургов в течение 150
лет, также отрицательно сказалась на развитии чеш. т-ра. В 16-17 вв.
значит, распространение получает школьный т-р. в к-ром ставятся
произведения П. Кирмезера ("Чешская комедия о богаче и Лазаре", изд.
1566, "Новая комедия о вдове", 1573). Школьному т-ру иезуитов
противостоял нар. любительский т-р. На сельских ярмарках, в крестьянских
домах разыгрывались представления, выражающие протест против чужеземных
захватчиков и притеснений феодалов ("Комедия о Франтишке, дочери короля
английского, и Гонзике, сыне купца лондонского"; "Представление о святой
Доротее").
Новый этап в развитии Ч. т. связан с подъёмом нац.-освободит,
движения чеш. народа, с периодом, получившим назв. эпохи нац.
возрождения (с конца 18 в. до 1848). Деятельность первого поколения чеш.
просветителей, называемых будителями, была направлена на возрождение и
развитие нац. традиций, становление драматургии, воспитание актёров и
режиссёров. В 1737 пражский магистрат построил первое постоянное театр.
здание для публичных представлений - "Т-р у Котцу" (Прага), где
ставились оперные, а затем и драматич. спектакли. В 1760 открылся т-р в
Туновском доме (Прага). В нём давались драматич. спектакли на нем. яз. В
1783 постановкой "Эмилии Галотти" Лессинга в Праге открылся Нац.
Ностицкий т-р (с 1797 - Сословный т-р), предназначавшийся для нем.
спектаклей. С 1785 здесь ставились спектакли и на чеш. яз. (реж. Ф.
Булла). В 1786-89 в т-ре "Боуда" ("Патриотический т-р") в Праге четыре
раза в неделю ставились спектакли на чеш. яз. (пьесы В. Тама, А. Зимы и
др.). Небольшую труппу актёров возглавлял В. Там. После закрытия т-ра
"Боуда" труппа играла (1789- 1802) в помещении монастыря Гибернских
францисканцев и получила назв. "Т-р у Гиберну", в 1802 перешла в здание
на Малой стране, в 1804 выступала на сцене Сословного т-ра, дававшего по
воскресным, праздничным дням дневные представления на чеш. яз. В 1806
эти представления были запрещены австр. властями, труппа нек-рое время
играла в здании на Малой стране, в 1811 прекратила своё существование.
В 1812-34 чеш. сценич. иск-во претерпело заметную эволюцию,
расширилась нац. драматургия. С 1824 в Сословном т-ре регулярно
ставились чеш. спектакли. Ведущими актёрами были В. Грабингер, И. Хауэр,
И. и Б. Альрам. В 1834 спектакли на чеш. яз. прекратились, труппа
Сословного т-ра, возглавляемая И. К. Тылом, начала выступать как
любительский коллектив под назв. "Т-р у Каэтана". За два года т-р
объединил молодых драматургов и актёров и стал центром культурной жизни
страны. В 1837 труппа прекратила свою деятельность. В 1842-45
представления давались в т-ре "На Розовой улице" (выступала труппа,
сформированная из учеников Тыла). С 1846, под давлением прогрессивной
чеш. интеллигенции, возобновились спектакли в Сословном т-ре. Постепенно
любительские коллективы становятся профессиональными. В 1845 возникло
"Об-во создания нац. чешского т-ра", к-рое в течение мн. лет собирало
средства на строительство театр. здания. В 1-й пол. 19 в. сложилась
проф. труппа, идейным вдохновителем и воспитателем к-рой был драматург
Тыл. Его единомышленниками были М. Форхгей-мова, А. Раиска, М. Гинкова,
Я. Лапил и Я. Кашка. Деятельность т-ра основывалась на принципах Тыла,
к-рый призывал т-р отражать современность, опираться на нар. творчество,
обращаться к демократич. аудитории. Романтич. направление в театр.
иск-ве представлял И. Колар, актёр, драматург и театр. деятель. В 1862 в
Праге открылся Временный т-р с муз. и драматич. труппами. Была создана
проф. труппа, объединившая лучших чеш. актёров. За время существования
Временного т-ра (закрыт в 1883) на его сцене выступали крупнейшие чеш.
актёры: К. Шимановский, И. Битнер, Я. Сейферт, Е. Пешкова, О.
Скленаржова-Мала, Ф. Колар, И. Мошна и др.
Временный театр стремился ответить на запросы разл. слоев общества.
Здесь ставились произв. Шекспира и рус. драматургия, большое место
отводилось нац. историч. драме. Среди спектаклей:
"Барон Гёртц" Боздеха, "Сергий Катилина" Галека, "Провинциалка"
Тургенева (1833), "Ревизор" (1865), "Свадьба Кречинского" (1867),
"Бедность не порок" (1867), "Доходное место" (1869 и 1880), "Гроза"
(1870) и др. На сцене Временного т-ра осуществили свои пост. первые чеш.
режиссёры И. Колар и Э. Хвалов-ский. В 1883 был открыт Национальный т-р,
в к-рый вошли труппы: драматич., оперная и балетная.
Деятельность Временного т-ра и открытие Национального т-ра (см.
Чехословацкий Национальный театр) активизировали театр. жизнь в
провинции, где возникло много передвижных т-ров. В 1865 был открыт
постоянный т-р в г. Пльзене, возглавляемый П. Шван-дой. Основу его
репертуара составляли пьесы Тыла и др. чеш. драматургов - Клицперы,
Колара, а также лучшие пьесы зап.-европ. драматургов. Шван-да воспитал
поколение актёров, в т. ч. В. Будиля, руководившего пльзеньской труппой
в течение мн. лет. В 1881 Шванда создал в Праге "Т-р у Либуше", в к-ром
в 80-е гг. были впервые в Чехии пост. инсценировки романов Золя, пьесы
Чехова и Ибсена. В 1884 открыт Нац. т-р в Брно.
В конце 19 - нач. 20 вв. возникают разл. художеств. течения. Наряду с
реализмом, к-рый нашёл выражение в творчестве Г. Квапиловой, И. Мошны,
И. Шмаги, Э. Вояна, М. Гюбнеровой, проявились модернистские тенденции
(Я. Сейферт и др.), актёры сосредоточивали внимание на внешнем рисунке
роли, обращались к подчёркнутой пластике, декламации, отказывались от
раскрытия идейного содержания образа.
В 90-е гг. создаётся т-р "Интимная свободная сцена" (1896-99). Здесь
и в "Т-ре у Либуше" ставятся поэтич. спектакли (цикл "Май", 1895, и
др.). "Лирический т-р" (1911), "Т-р искусств" (1912-13) и др., так же
как и любительские коллективы, ставят драматургию А. Стриндберга, М.
Метерлинка, Г. Гофмансталя. В 1907 открывается Гор. т-р на Королевских
Вино-градах (см. Чехословацкий театр на Виноградах). Эстетич. принципы
нем. экспрессионизма пропагандировал журнал "Сцена".
Иск-во нац. режиссуры, становление к-рой связано с именами Тыла и
Колара, получает развитие на сцене пражского Нац. т-ра (спектакли, пост.
Шмагой:
"Наши гордецы" Строупежницкого, 1887, "Ревизор", 1891, "Власть тьмы",
1900) и находит яркое выражение в творчестве Я. Квапила, использовавшего
достижения европ. сценич. иск-ва и принципы МХТ (в 1907 Квапил поставил
"Три сестры" по режиссёрскому плану Станиславского). В 1916 Квапил
осуществил на сцене Нац. т-ра цикл постановок шекспировских пьес, а в
1918 - цикл чеш. пьес.
С момента открытия Нац. т-ра среди передовой общественности возникает
движение за демократизацию т-ра, устанавливаются тесные контакты с
рабочим зрителем. Первый спектакль для рабочих состоялся 1 мая 1898
("Слуга своего господина" Ер-жабека). Широкое развитие театр.
самодеятельности (рабочие коллективы) привело к созданию Союза рабочей
театр. самодеятельности (1911), имевшего впоследствии большое значение
для пролетарского иск-ва Чехословакии. См. Чехословацкий театр.
Лит.: Vondracek J., Dejiny ceskeho divadla sv. 1-2, Praha, 1956-57; B
a r t o s J., Prozatimni divadla a jeho cinohra, Praha. 1937; Subert F.,
Dejiny Narodniho divadla v Praze. 1883-1900, Praha, 1908; T i 1-1 e V.,
Cinohra Narodniho divadla od roku 1900 do prevratu, Praha, 1935. Д. Сол.
Музыкальный театр. Опера. Истоки чеш. муз. т-ра восходят к 12-14 вв.,
когда широкое распространение получили драматич. диалоги,
"рождественские" и "пасхальные" драмы. В них большое место отводилось
сольному и хоровому пению. Авторами первых народных представлений (14-15
вв.) были странствующие певцы и музыканты. Сценич. особенности нар. т-ра
сохранялись в чеш. муз. т-ре до 19 в. В 1737 в Праге было построено
первое постоянное здание для оперных представлений "Т-р у Котцу"
("Оперный дом"). В 1783 здесь же был открыт Нац. Ностицкий т-р (с 1797 -
Сословный т-р), в к-ром артистами труппы Бондини была показана "Свадьба
Фигаро" (1786) и осуществлена премьера оперы "Дон Жуан" (1787,
дирижировал Моцарт). Со 2. и пол. 18 в. начинается деятельность чеш.
композиторов в обл. муз. т-ра. И. Мысливечек, основоположник классицизма
в чеш. музыке, написал более 30 опер (большинство из них на либр. П.
Метаста-зио) на сюжеты, традиционные для итал. оперы. Среди них
пользовалась большим успехом опера "Беллерофонт" (1767, т-р "Сан-Карло",
Неаполь). Развитие нац. муз. т-ра определило творчество И. А. Бенды,
автора мелодрам на античные сюжеты ("Ариадна на Наксосе", 1775; "Медея",
1775, Гота) и зингшпилей ("Деревенская ярмарка", 1775, там же;
"Дровосек, или Три желания", 1778, там же, и др.), а также П.
Враницкого, автора опер "Оберон" (1789) и "Добрая мать" (1795). В 1826
пост. первая опера на чеш. яз. "Проволочник" Ф. Шкроупа (Сословный т-р,
Прага). Шкроуп написал музыку к пьесам И. К. Тыла (в т. ч. к
"Фидловачке", 1834; песня из этой пьесы "Где родина моя?" стала нац.
гимном).
Пути развития нац. оперы определил основоположник чеш. муз. классики
Б. Сметана, автор выдающихся нац. опер, с 1866 - дирижёр Временного т-ра
в Праге (открыт в 1862). На сцене этого т-ра были пост. оперы Сметаны,
Р. Розкошного ("Микулаш", 1871), Д. Мехуры ("Мария Потоцкая", 1871, на
сюжет "Бахчисарайского фонтана"), неск. мелодрам Бенды. Большое значение
имела деятельность Сметаны как председателя муз. секции "Умелецкой
беседы" (1863, Прага), объединившей деятелей чеш. нац. культуры. Сметана
выступил также как муз. критик. Первая опера Сметаны "Бранденбуржцы в
Чехии" (1866, Временный т-р) заложила основы чеш. героико-пат-риотич.
оперы. "Проданная невеста" (1866, там же) утвердила жанр комич. оперы в
нац. муз. т-ре. Опера "Далибор" (1868, там же) стала первой нац. муз.
трагедией, а опера "Либуше" (1881, на открытии Нац. т-ра, Прага)-первой
нац. эпич. оперой, вобравшей в себя образы нар. эпоса, интонации чеш.
нар. песен и гуситские гимны. Большое значение в пропаганде творчества
Сметаны имели выступления основоположника чеш. муз.-исто рич. науки О.
Гостинского.
Дальнейшая судьба чеш. муз. т-ра связана с творчеством А. Дворжака.
Дворжак написал 10 опер, обогатил нац. оперный т-р новыми жанрами -
оперой-сказкой "Чёрт и Кача" (1899), лирич. оперой-сказкой "Русалка"
(1901, обе в праж. Нац. т-ре). Среди опер Дворжака - "Хитрый крестьянин"
(1874, там же), "Дмитрий" (1882, Новый чеш. т-р, Прага) и "Якобинец"
(1889, Нац. т-р), действие к-рой происходит в Чехии в годы Франц. бурж.
революции конца 18 в.
Традициям Сметаны и Дворжака следовали 3. Фи-бих - автор опер и
мелодрам, в т. ч. муз. трагедии "Мессинская невеста" (1883), трилогии
"Ипподамия" (1890-91), опер - "Буря" (1895), "Годы" (1896), "Шарка"
(1897, все - в Нац. т-ре), К. Коваржовиц, О. Острчил и др. В жанре
комич. оперы написаны - "В колодце" В. Блодека (1867, Временный т-р),
"Зачарованный принц" (1872, там же), "Старый жених" Бенделя (1874, там
же) и др.
В конце 19 в. высокого уровня достигло чеш. исполнительское иск-во. В
оперной труппе праж. Нац. театра выступали певцы: В. Геш, Б. Бенони, Б.
Лау-терерова и др. Росту мастерства труппы способствовала деятельность
гл. дирижёра и художественного руководителя оперной труппы К.
Коваржо-вица (1900-20).
Плодотворное влияние на развитие чеш. муз. т-ра оказали рус. иск-во и
лит-ра. Важным событием в истории чеш. муз. т-ра была пост. на сцене
Временного т-ра "Ивана Сусанина" (1866) и "Руслана и Людмилы" (1867,
дирижёр М. А. Балакирев). В Нац. т-ре в 1888 был пост. "Евгений Онегин"
и 2-й акт "Лебединого озера" (дирижёр П. И. Чайковский). Чайковский