<< Пред.           стр. 862 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Роли: Эйлиф ("Мамаша Кураж и её дети"), лётчик Янг Сун ("Добрый
 человек из Сезуана"), Якоб Шмидт ("Маленький Махагонни"), Риго ("Дни
 Коммуны"), Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть"),
 Мосе ("Винтовки Тересы Каррар") - все пьесы Брехта. На сцене "Берлине?
 ансамбль" играл также роли Иоханна Хёрдера ("Зимняя битва" Бехера),
 Алексея ("Оптимистическая трагедия"), Рупрехта ("Разбитый кувшин"
 Клейста), Кориолана (о. п. Шекспира в обработке Брехта).
  Ш.-гротесковый эксцентрич. актёр. Большой сце-нич. темперамент
 сочетается у него с глубиной анализа роли, с филигранной отделкой
 движений, жестов, мимики и интонации. Для творчества Ш. характерны:
 быстрая смена душевного состояния героя, показ столкновений
 противоречивых побуждений, внезапность, а подчас и кажущаяся
 немотивированность эмоций. Исполняя отрицат. роли, актёр стремится
 показать душевную противоречивость, внутр. сложность своих героев,
 обнажить раздвоенность, лживость их характеров. Пр. иск-в ГДР, 1959;
 Нац. пр. ГДР. 1962.
  Лит.: Eber t-0 b e r m e i e r G., Theater estern-neu-te, Lpz., 1964.
 Я. Я.
  "ШАЛЛЬ УНД РАУХ" ("Schall und Rauch") ("Ш у м и д ы м") - нем.
 театр-кабаре. Открыт по инициативе М. Рейнхардта в 1901 при Доме
 артистов в Берлине. Оформление зрит. зала было выполнено художником
 Беклином. В репертуаре кабаре были гл. обр. театр. пародии, шаржи. Под
 рук. Рейнхардта ставились пародии на канонич. пост. классич.
 драматургии, на входивших в моду драматургов-символистов и др.
 Участниками спектаклей были гл. обр. актёры Нем. т-ра (Л. Дюмон, Ф.
 Кайслер, Р. Валлентин). С 1901 спектакли устраивались в помещении на
 улице Унтер-ден-Лпнден. В труппу т-ра Рейнхардт привлёк актёров - Э.
 Рейхера, Ф. Берженс, Г. Эйзольдт,
  В 1902 т-р стал драматич. и затем получил назв. Малый т-р (Kleines
 Theater). И. H.
  ШАЛОМЫТОВА, Антонина Михайловна [2(14). III. 1884-1.1.1957] - рус.
 сов. артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в Чув. АССР (1947). Герой
 Труда (1925). По окончании Моск. театр. уч-ща в 1901 (класс Н. П.
 Домашова) была принята в кордебалет Большого т-ра. Вначале исполняла
 небольшие мшшч. партии. В 1908 выступила в партии Марцелины ("Тщетная
 предосторожность"). Будучи солисткой Большого т-ра, училась на драм.
 курсах Малого т-ра (класс А. П. Ленского), участвовала в спектаклях
 Малого т-ра. Большое значение имела педагогич. деятельность Ш., к-рую
 она начала па Курсах драмы Адашева, где преподавала в 1911-13, затем в
 1919-29 в 1-й Гос. школе кинематографии, в 1920 вела уроки хореографии в
 студии М. М. Мордкина, с 1929 возглавляла Хореографич. мастерскую
 пантомимы и танца А. М. Шаломытовой. В 1921-28 преподавала сценич.
 движение в моек. т-рах: Камерном, Еврейском, Революции, МХАТе и др. В
 1933 ушла из Большого т-ра и перешла на педагогич. работу в ЦЕТЕТНС
 (ныне ГИТИС), где с 1946 вела кафедру сценич. движения; с 1935
 преподавала в Моск. театр. уч-ще им. Щепкина, в Школе-студии им. Немиро
 вича-Данченко при МХАТе (1943-57). С 1940 - профессор.
  Ш. разработала науч. метод преподавания хореографии, связанный с
 практикой актёров драматпч. т-ра. Сочетала классич. тренанс изучением
 историч. и характерного танца, вводила упражнения с театр. аксессуарами
 (учила пользоваться историч. костюмом, веером, шпагой и др.).
  Лит.: Г а р д и н В. Р., Воспоминания, т. 1-1812-1921, М., 1949;
 "Зрелища", 1922, Д; 17, с. 16. А. Дин.
  ШАЛУТАШВЙЛИ, Надежда Николаевна (р. 24. IX.' 1918) - груз. сов.
 театровед. Окончила филологич. ф-т Тбилисского ун-та. Автор книг и
 статей по груз. и рус. т-рам. С 1946 ведёт педагогич. работу в Груз.
 театр. ин-те (Тбилиси).
  Соч. (на груз. яз.): А. Н. Островский на грузинской сцене, Тб., 1958;
 Тбилисский русский драматич. театр им. А. С. Грибоедова, Тб., 1963;
 Братья Сандуковы-Зандуке-ли, Тб., I960; Страницы великой дружбы, К'.,
 1965. Н. Ш.
  ШАЛЬК (Schalk), Франц (27. V. 1863-2.IX.1931)- австр. дирижёр.
 Окончил Венскую консерваторию. Ученик А. Брукнера. Дирижировал в т-ре
 "Оперный дом" (Грац, 1889-95), в Нац. т-ре (Прага, 1895-98), в т-рах
 "Ковент-Гарден" (1898, 1907, 1911) и "Метрополитен-опера" (1898-99). С
 1899-дирижёр Берлинской придворной оперы; с 1900 - гл. дирижер Венской
 придворной оперы (в 1918-29- худ. рук. этого т-ра). Ш. вернул Венской
 опере славу первоклассного т-ра. Он дирижировал операми В. Моцарта, X.
 Глюка, К. Вебера, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса, М. Равеля, П.
 Хиндемита. Большим успехом пользовалась в его исполнении тетралогия
 Вагнера "Кольцо Нибелунга". С 1921 Ш. активно пропагандировал камерную
 оперу. Под рук. Ш. были пост. редко исполняемые оперы: "Бастпен и
 Бастиенна" Моцарта, "Абу Гасан" Вечера, "Дпдона и Эней" Г. Перселла.
  Лит.: W i t e n s с h n'i k A., Wiener Opernkiinst. Von den Anfangen
 bis zu Karajan, W., 1959. В. Ю.
  ШАЛЯПИН, Фёдор Иванович [1(13).II.1873, Рязань,- 12.IV.1938, Париж] -
 рус. певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал
 писцом, грузчиком. С муз. грамотой познакомился, участвуя в церковных
 хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я. Семёнова-Самарского
 (Уфа), где исполнил партии-Стольника ("Галька" Монюшко), Фернандо
 ("Трубадур"), Неизвестного ("Аскольдова могила" Верстовского). В 1891-92
 Ш. разъезжал по городам России с укр. опереточной труппой Г. О.
 Любимова-Деркача (пел в хоре, исп. роль Петра в "Наталке-Полтавке"),
 участвовал как хорист в спектаклях франц. оперетты, выступавшей в Баку.
 В спектаклях труппы Ключарёва (Батум, Кутаис) спел партии: Оровезо
 ("Норма"), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Валентин ("Фауст"). В
 1892-93 занимался пением с Д. А. У сотовым в Тифлисе. Здесь же начал
 выступать как проф. оперный певец (сезон 1893/94, антреприза В. Л.
 Форкатти, дирижёр И. А. Труффи), исполнил 14 партий, в т. ч.:
 Мефистофель ("Фауст"), Мельник ("Русалка"), Дон Бази-лио. В летний)
 сезон 1894 выступал в антрепризе М. В. Лентовснбго (Петербург, т-р в
 саду "Аркадия"), осенью вступш! в труппу Петерб. оперного товарищества
 (в Панаевском т-ре). В 1894 был принят в труппу Мариинского т-ра, где
 спел 9 партий (в т. ч. Галицкого в "Князе Игоре").
  Однако дирекция императорских т-ров не обратила внимания на талант Ш.
 В 1896 он принял приглашение С. И. Мамонтова выступать в гастрольных
 спектаклях Моск. частной рус. оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени
 вступил г, состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключит.
 дарование Ш. За три года работы (1896-99) он создал н. партий: Сусанин;
 Борис и Варлаам ("Борис Годунов"), Доспфей ("Хованщина"), Грозный,
 Сальери, Варяжский гость ("Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Садко"
 Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" Серова), Нилаканта ("Лакме") и др.
 Работая в т-ре Мамонтова, Ш. восполнил пробелы своего общего и муз.
 образования, общаясь с группой выдающихся рус. художников (В. М.
 Васнецов, М. А. Врубель,
  К. А. Коровин, В. А. Серов п др.), историком В. О. Ключевским,
 артистами Малого т-ра - О. О. и М. П. Садовскими, Г. Н. Федотовой.
 Особое значение для Ш. имели занятия и последующая творч. дружба с С. В.
 Рахманиновым (в сезон 1897/98 - дирижёр Моск. частной рус. оперы). После
 огромного успеха Ш. во время петерб. гастролей Моск. частной рус. оперы
 (1898) В.В. Стасов стал пропагандировать его искусство, познакомил певца
 с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К.
 Глазуновым, А. К. Лядовым.
  В 1899 Ш. перешёл в Большой т-р, одновременно выступал на сцене
 Мариинского т-ра и гастролировал в провинц. городах. После триумфальных
 гастролей в Италии (1901, т-р "Ла Скала") начались зарубежные
 выступления Ш. Он был участником спектаклей "Русские сезоны за границей"
 С. П. Дягилева (1907- 1909 и 1913, Париж), выступив как замечат.
 пропагандист оперного творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. В
 1899-1914 Ш. создал ряд новых вок.-сценич. образов: Алеко (о. п.
 Рахманинова), Фарлаф ("Руслан и Людмила"), Кончак ("Князь Игорь"),
 Мефистофель (о. п. Бойто), Ерёмка ("Вражья сила" Серова), Демон; Филипп
 II ("Дон Карлос" Верди), Лепорелло ("Дон Жуан"), Дон Кихот (о. п.
 Мае-сне) и др. В эти годы Ш. достиг высокого мастерства. Об исполнении
 партии Дон Кихота Вл. И. Немпро-вич-Данченко писал: "...в этих
 отрешенных от действительности глазах, в этой истощенной фигуре
 одухотворенного борца с мельницами, нищего рыцаря, столько же
 вдохновенного, сколько и смешного. Это художественный портрет" (цит. по
 кн.:
  "Федор Иванович Шаляпин", т. 2, 1958, с. 148). Огромное значение в'
 формировании идейно-художественных принципов Ш. имела его дружба сМ.
 Горьким (с 1901). В эти годы Ш. примыкал к прогрес. обществ, кругам; в
 1905 он отдавал сборы со своих концертов в фонд революции, его
 выступления с исполнением нар. песен (напр., "Дубинушка") превращались
 подчас в политические демонстрации. С 1914 Ш. стал выступать в частных
 оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петербург) и
 в 1916 не заключил контракта с казёнными т-рами.
  После победы Октябрьской революции Ш. был привлечён к активному
 участию в строительстве новой театр.-муз. культуры. В 1918 он вернулся в
 Мариинский т-р, где ему было поручено художеств. руководство. Ш.
 восстановил в репертуаре мн. пост. рус. и зап.-европ. классич. опер; за
 сезон 1918-19 спел ок. 80 спектаклей; выступал с концертами перед
 рабочей и красноармейской аудиторией. В ноябре 1918 Совет комиссаров
 Сев. обл. присвоил Ш. звание нар. арт. как "вы со ко даровитому выходцу
 из народа". В 1919 Ш. был избран в Директорию Мариинского т-ра.
  В 1922 Ш. уехал на гастроли за рубеж и не вернулся в Сов. Союз.
 Оторвавшись от родины, подпал под влияние эмигрантской среды. На чужбине
 Ш. не создал новых сценнч. образов, но до конца жизни сохранил верность
 традициям отечественного иск-ва.
  Один из корифеев рус. реалистич. иск-ва, Ш. был в равной мере велик
 как певец и как драм. актёр. Глубоко нац. художник, он поднял рус.
 муз.-драм. иск-во на небывалую высоту. Его деятельность явилась
 крупнейшим этапом в развитии мирового опер-но-исполнительского иск-ва.
 "... На оперной сцене Шаляпин превосходил громадным дарованием и
 правдивостью всех своих оперных предшественников и дал ряд фигур,
 характеров и сцен, с которыми никакие другие не могут сравниться... В
 этом разнообразии, в постижении новых сторон характера и души, никем
 прежде не замеченных и не воспроизведенных, кажется, никто не сможет его
 превзойти" (Стасов В. В., там же, с. 16). Ш. обладал высоким басом
 большого диапазона, исполнял также партии баритона (Демон, Евгений
 Онегин). Голос Ш., уникальный по гибкости, тембровому богатству и
 красоте звучания (сочетание задушевной нежности с глубиной и мощью)
 позволял певцу свободно передавать гамму эмоций - от проникновенной
 нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма. Высокое мастерство
 в области фразировки, нюансировки, дикции, тембровая окраска звука
 помогали Ш. насыщать каждую муз. фразу партии образным смыслом,
 обогащать её глубоким психологич. подтекстом. Стальной ритм сочетался у
 Ш. с поразит, свободой исполнения.
  В игре Ш. не по средств, вдохновение совмещалось с тонкой шлифовкой
 образных деталей. Певец неустанно совершенствовал и обновлял трактовку
 всех партий своего репертуара, добиваясь всё большей историч. и бытовой
 правды, предельной выразительности мизансцен, грима (к-рын он создавал
 сам), костюма, безукоризненной сценич. пластики. У Ш. был огромный дар
 перевоплощения, он исполнял самые различные партии. Особенно увлекали Ш.
 психологически сложные, противоречивые и многогранные характеры, к-рые
 он воплощал с огромной драм. силой и мастерством (образ Бориса
 Годунова).
  Столь же ярко выступал Ш. на концертной эстраде. В его репертуаре
 было более ста камерных произв. рус. и зап.-европ. композиторов, ряд
 оперных арий из партий, не исполнявшихся им на сцене. Вдохновенно
 исполнял Ш. рус. нар. песни. С 1910 Ш. выступал также как режиссёр
 оперных спектаклей (пост. оперы:
  "Хованщина"; "Дон Кихот" Массне и др.). Снимался в кино ("Иван
 Грозный" и "Дон Кихот"). Ш. принадлежит ряд талантливых графич.,
 живописных и скульптурных работ.
  Партии: Стольник ("Галька" Монюшко, 1890), Фернандо ("Трубадур",
 1891), Неизвестный ("Аскольдова могила" Верстовского, 1891), Пётр
 ("Наталка-Полтавка", 1892), Оровезо ("Норма", 1892), Кардинал ("Дочь
 кардинала" Галеви, 1892), Валентин. Мефистофель ("Фауст", 1893), Рам-фис
 ("Аида", 1893), Гудал ("Демон", 1893), Тонио ("Паяцы", 1893), Монтероне
 ("Риголетто", 1893), Гремин ("Евгений Онегин", 1893), Сен-Бри
 ("Гугеноты" Мейербера, 1893), Лотарио ("Миньон" Тома. 1893), Цунига
 ("Кармен", 1893), одна из басовых партий (Том?, Самуэль?, Сильвано?,
 "Бал-маскарад" Верди, 1894), лорд Кокбург ("Фра-Дьяволо" Обера, 1894),
 Мельник ("Русалка", 1894), Томский ("Пиковая дама", 1894), Дон Базилио
 (1894); Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха, 1894), Бертрам
 ("Роберт-Дьявол" Мейербера, 1894), Руслан (1895); Робинзон ("Тайный
 брак" Чимарозы, 1895), Панас ("Ночь перед рождеством", 1895), Судья
 ("Вертер", 1896), князь Верейский ("Дубровский" Направника, сезон
 1895/96), Сват ("Русалка", 1896), Андрей Дубровский ("Дубровский"
 Направника, 1896), Галиц-кий (1896); князь Владимир ("Рогнеда" Серова,
 1896), Сусанин (1896); Старый еврей ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1896),
 Нилаканта ("Лакме", 1896), Странник ("Рогнеда" Серова, 1896), Иван
 Грозный ("Псковитянка", 1896), Колен ("Богема", 1897), князь Вязьминский
 ("Опричник" Чайковского, 1897), Досифей ("Хованщина", 1897), Варяжский
 гость ("Садко", 1897), Голова ("Майская ночь", 1898), Оло-ферн ("Юдифь"
 Серова, 1898), Сальери ("Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, 1898),
 Борис Годунов (1898); Варлаам ("Борис Годунов", 1899), Илья ("Илья
 Муромец" В. Серовой, 1899), Алеко (о. п. Рахманинова, 1899), Бирон
 ("Ледяной дом" Корещенко, 1900), Галеофа ("Анджело" Кюи, 1901), Фар-лаф
 (1901); Мефистофель ("Мефистофель" Бойто, 1901), Священник ("Пир во
 время чумы" Кюи, 1901), Ерёмка ("Вражья сила" Серова, 1902), Добрыня
 ("Добрыня Никитич" Греча' нинова, 1903), Демон (1904); Гаспар
 ("Корневильские колокола" Планкета, 1904), Евгений Онегин (1-я и 3-я
 картины, 1905); Филипп II ("Дон Карлос" Верди, 1907), Лепорелло ("Дон
 Жуан", 1908), Хан Асваб ("Старый орёл" Гинсбурга, 1909), Дон Кихот (о.
 п. Массне, 1910), Иван Грозный (о. п. Гинсбурга, 1911), Кончак ("Князь
 Игорь", 1914).
  Лит.: Фёдор Иванович Шаляпин [Сб. материалов, ред.-сост. Е. Грошева],
 т. 1-2, М., 1957-58 (Литературное наследство. Письма. Статьи,
 высказывания, воспоминания о Ш.);
  Янковский М., Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947; его ж
 е, Ф, И. Шаляпин, М.-Л., 1951;
  Никулин Л., Фёдор Шаляпин. Очерк жизни и творчества, М., 1951;
 Степанова С., Шаляпин среди красноармейцев, "Театр. жизнь", 1963, ј 11.
  ШАМАКАИ - тат. нар. актёры. Получили распространение во времена
 Болгарского и Казанского ханств. Иск-во Ш. близко скоморохам кызыкчи.
 Они выступали во время нар. празднеств, едко высмеивали пороки совр. им
 жизни, за что преследовались феодалами (баи), духовенством (муллы).
 Иск-во Ш. близко игре шакирдов (19-нач. 20 вв.). До 20-х гг. 20 в. в
 Саратовской и Пензенской обл. были распространены выступления Ш.-кучатов
 (участники изображали петухов). В представлениях Ш.-истоки народного
 татарского театра. X. Г.
  ШАМИЛЬ, Касим Шамилович [р. 30.VIII(11.IX). 1892] - тат. сов. актёр.
 Нар. арт. Тат. АССР (1940). Принимал участие в самодеят. спектаклях
 шакирдов. В 1909 вступил в труппу "Сайяр". В годы гражданской войны был
 актёром фронтовых театр. бригад. С 1922 - актёр и режиссёр (с 1924 -
 режиссёр) Т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Г. Ка-мала). Ведёт
 лит. и педагогич. работу.
  Роли: Ахтари ("Потоки" Гиззата), Хужа и Дервиш ("Хужа Насретдин"
 Исанбета), Суфи ("Шамсикамар" Аблиева), Лука ("На дне"), Кулигин
 ("Гроза"), Юсов ("Доходное место"), Оргон ("Тартюф"), Бартоло ("Женитьба
 Фигаро") и др.
  Занимается лит. и педагогич. деятельностью. X. К.
  ШАМЙЛЬСКИЙ, Шакир Ганпевйч (наст. фам.- В а хитов) (сент.
 1892-8.V.1945)-тат. сов. актёр. Засл. 'арт. Тат. АССР (1945). Сценич.
 деятельность начал в 1912 под рук. С. Гиззатуллиной-Волжской в труппе
 "Hyp". В годы гражданской войны был участником фронтовой театр. бригады.
 С 1922-актёр и режиссёр тат. Т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Г.
 Камала).
  Лучшие роли: инженер Рауф, парторг Кузнецов ("Огонь" и "За туманом"
 Ш. Камала), Годун ("Разлом"), Гайдай ("Гибель эскадры"). Героикой
 насыщен образ Кента ("Король Лир").
  Ш. пост. ряд спектаклей на совр. тему: "Письмо на платке" Баттала
 (1932), "Марьям" Исанбета (1943) и др.
  Лит.: Шакир Шамильский. Турында нстэкелэр, Казан, 19G5. X. К.
  ШАМИН, Николай Николаевич [5(17).X. 1886- 6.II.1966] - рус. сов.
 актёр. Нар. арт. РСФСР (1949). В 1922 окончил Высшие театр. мастерские и
 вступил в труппу Малого т-ра (работал здесь до 1957).
  Роли: Масленица, Дед Мороз, царь Берендсй (Снегурочка"), Цыфиркин
 ("Недоросль"), Муров ("Без вины виноватые"), Осип ("Ревизор"), Захар
 Трифонович ("Плоды просвещения"), Дубов ("Разгром" Фадеева), Бочаров
 ("Бойцы" Ромашова), Бессудный ("На бойком месте"), Тит Титыч ("В чужом
 пиру похмелье" Островского), Гордей Карпыч ("Бедность не порок"),
 Редозубов ("Варвары"), Иван Горлов ("Фронт"), Оболенский ("Иван Грозный"
 А. Н. Толстого), Кнуров ("Бесприданница"), Сергей Желеэнов ("Васса
 /Келезнова"), Коро-вай ("Крылья" Корнейчука), Потапыч ("Воспитанница"
 Островского).
  Ш. был характерным актером; определённость, выпуклость, даже резкость
 внешнего рисунка роли в сочетании с внутр. цельностью образов,
 выразительностью рус. речи, нар. характером дарования - отличительные
 особенности его творчества. Е. X.
  ШАМПРХАНЯН, Тигран Аваковпч [10(22).IV. 1897-29.VIII.1952] - арм.
 сов. актёр и режиссёр. Нар. арт. Арм. ССР (1949). Чл. Коммунистич.
 партии с 1943. Сценнч. деятельность начал в 1917 в Тифлисе. Театр.
 образование получил в Арм. драм. студии в Москве. В 1934 окончил
 режиссёрский ф-т ГИТИСа (по классу А. Д. Попова). В 1923-30 работал
 актёром в Т-ре им. Сундукяна. Играл комедийные роли:
  Санчо Панса ("Освобожденный Дон Кихот" Луначарского), Гико ("Пэпо"
 Сундукяна), Храбрый Назар (о. п. Демпрчя-на). Сганарель ("Дон Жуан"
 Мольера).
  Ш. ставил спектакли в Тбилисском, Бакинском, Ленинаканском арм.
 т-рах, но большая часть его режиссёрской деятельности связана с Т-ром
 им. Сундукяна (1934-43) и Арм. ТЮЗом (Ереван), где с 1943 Ш. был гл.
 реж.
  Пост.: "Интервенция" Славина (1934), "Каменный гость" Пушкина (1937),
 "Капутан" Демирчяна (1938), "Рыбаки" Гольдони (1941), "Измена"
 Сумбатова-Южина (1941), "Профессор Мамлок" Вольфа (1941) - в Т-ре им.
 Сундукяна;
  "Слуга двух господ" (1942)-в Ленинаканском т-ре; "Мнимый больной"
 (1943), "Ярость" Гулакяна (1943), "Сон в легиюю ночь" (1944), "Молодая
 гвардия" (1947), "Хачатур Або-вян" Газазяна (1948) - в Арм. ТЮЗе.
  Режиссура Ш.. отличалась острой сценич. выразительностью, яркой
 театральностью. С 1944 преподавал режиссуру и актёрское мастерство в
 Ереванском театр. ин-те. Автор книги "Основы актёрского искусства"
 (1938), пьесы "Суворовцы" (1948, совм. с Р. Кап-ланяном). Б. А.
  ШАМСУДЙНОВ, Фазыл [р.13(26).1.1916] - узб. сов. дирижёр, педагог.
 Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1960. В 1937-41
 учился в Моск. консерватории (класс дирижирования Г. А. Столярова), в
 1956 окончил Ташкентскую консерваторию (класс дирижирования А. Ф.

<< Пред.           стр. 862 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу