<< Пред. стр. 866 (из 913) След. >>
Антоновна ("Ревизор"), Шага (о. п. Майлина), Батес ("Светлая любовь" поМуканову), Назым ("Потерянный дневник" Хасено-ва), Шарбан ("Сердце
поэта" Шашкина), Толганай ("Материнское поле" по Айтматову), Диана
("Собака на сене") и др. /Г. //.
ШВАНГИРАДЗЕ, Нина Ясоновна (р. 14.IX. 1917)- груз. сов. театровед,
театр. критик. Окончила фило-логич. ф-т Тбилисского ун-та. В 1947 начала
педаго-гич. работу в Тбилисском театральном институте, театральных
студиях. Автор ряда книг и статей по груз. т-ру.
Соч.: Государственный ордена Ленина театр им. Руставели, То., 1958 (в
соавторстве с Ш. Абхаидзе); Тбилисский театр санкультуры. То., 1955 (в
соавторстве с В. Нинидзе, С. Гергамия); на груз. яз.-'Гастрольные
поездки С. Ахме-тели и материалы, в кн.: Сандро Ахметели, Тб., 1958;
Ираклий Гамрекели, в (о.: Ираклий Гамрекели, Тб., 1958, с. 84;
Театральные УТЮДЫ, Тб., 1964, и др. Этп. Г.
ШВАРЦ, Антон Исаакович [24.1(5.II). 1896-. 21.II. 1954]-рус. сов.
артист эстрады. Мастер художественного слова. Засл. арт. РСФСР (1947).
Играл в Экспериментальном т-ре (Ростов-на-Дону, затем Петроград).
Выступал с чтением стихов Блока и др. В 1922 окончил Петрогр. ун-т (ф-т
общественных наук), занимался адвокатурой. Встреча с крупнейшим мастером
художеств. слова А. Я. Закушняком (1927) побудила Ш. целиком посвятить
себя концертной деятельности. В 1929 в Ленинграде состоялся его первый
открытый концерт. Иск-во Ш. отличалось простотой, благородством, высокой
культурой. Не прибегая к театрализации, он достигал большой
выразительности при помощи интонационных штрихов, филигранно отделывая
речевой рисунок. Ш. глубоко вскрывал мысль, идейно-философскую сущность
произв., тонко передавал особенности лит. стиля автора. Среди работ Ш.:
"Мёртвые души" (1935, лит. композиция); "Пиковая дама" (1936) и "Руслан
и Людмила" (1947) Пушкина, "Сказки Андерсена" (1938), "Мопассан" (1944,
рассказы Мопассана), "Рождение моря" Паустовского (1952) и др. В
репертуар Ш. входили также произв. Лескова, Тургенева,
Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. Пропагандист сов. поэзии, Ш. исполнял
стихи Маяковского, Есенина, Багрицкого, Асеева, Сельвинского и др.
Соч.: В лаборатории чтеца, М., 1960. Лит.: ВерховскийН. Ю., Книга о
чтецах, М.-Л., 1950; "Литературный современник", 1940, ј 1, с. 103-107.
Ю. Гл.
ШВАРЦ, Евгений Львович [9(21).X. 1896 - 15.1. 1958]-рус. сов.
драматург. В 1-917-22 работал как актёр в театр. мастерской, руководимой
П. К. Вейсбре-мом (Ростов-на-Дону). Лит. деятельность начал в 1925 как
газетный фельетонист. В 1929 вышла первая пьеса Ш. "Ундервуд" (1929,
ЛенТЮЗ), своеобразная театр. сказка, в которой, как и в следующей
пьесе-сказке "Клад" (1934, ЛенТЮЗ), сказочное, необыкновенное возникает
в повседневных событиях жизни. В пьесах Ш. гл. силой, способной творить
чудеса, оказывается самоотверженность, энергия, доброта простых людей.
Глубокая внутр. связь фантазии и правды, сказки и реальности - один из
главных художеств. мотивов творчества драматурга. Обращаясь к старым
сказочным сюжетам, Ш. создал ряд поэтич. пьес-сказок, проникнутых
высоким светлым гуманизмом: "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева"
(1939)-обе в Новом ТЮЗе, Ленинград; "Тень" (1940), "Обыкновенное чудо"
(1956)-обавЛенингр.т-ре Комедии; "Голый король" (соч. 1934, пост. I960,
моек. т-р "Современник").
В пьесах "Голый король", "Тень" (1940, 1960, Ленингр. т-р Комедии) и
"Дракон" (1944, 1962, там же) Ш. обратился к жанру политич. памфлета.
Драматург в аллегорич. форме разоблачал фашистскую доктрину, показал
приспособленцев, мещан, завистливых бездарностей, воинствующих невежд и
наёмных убийц, на к-рых опирался фашизм. Творчеству Ш. присуще
философское проникновение в нравственную сущность жизненных явлений. Ш.
принадлежит также ряд пьес для т-ра кукол: "Сказка о храбром солдате"
(1946), "Сказка о потерянном времени" (1940, Т-р под рук. Деммени,
Ленинград), "Сто друзей" (1948). Пьесы Ш., написанные для детских т-ров,
были пост. всеми ТЮЗами Сов. Союза.
Мн. пьесы Ш. были пост. в Ленингр. т-ре Комедии реж. Н. П. Акимовым,
шли в моек. т-ре "Современник", в Моск. т-ре Сатиры, за рубежом (Польша,
Румыния, Чехословакия, ГДР, ФРГ, Англия, Израиль, США и др.). По
сценариям Ш. пост. фильмы "Золушка", "Первоклассница", "Дон-Кихот" и др.
Др. пьесы: "Пустяки" (1932, Т-р под рук. Деммени), "Брат и сестра"
(1938, Новый ТЮЗ). "Кукольный город" (1939, Т-р под рук. Деммени),
"Повесть о молодых супругах" (1957, Ленингр. т-р Комедии).
Соч.: Кукольный город. Пьесы для театра кукол, Л.- М., 1959; Сказки.
Повести. Пьесы, Л., 1960; Клад.- Снежная королева..., [Пьесы и
киносценарии, 2 изд.], М.-Л., 1962.
Лит.: Ц и м б а л С., Евгений Шварц, Л., 1961; Д р е й-д е н С., "...
и кукольных дел мастер", "Звезда". 1959, ј 12;
Акимов Н., Памяти Евгения Шварца, "Театр", 1958, ј 2; Мы знали
Евгения Шварца. [Воспоминания], Л.-М., 1966. С. Ц.
ШВАРЦ, Исаак Иосифович (р. 13.V.1923) - рус. сов. композитор. В 1951
окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции Б. А. Арапова. Автор
балетов: "Накануне" по роману Тургенева (1960, Ленингр. Малый оперный
т-р), "Страна чудес" (1966, Т-р оперы и балета им. Кирова);
хореографических миниатюр: "Сильнее смерти", "Вакханалия" (обе в 1959,
там же), "Весёлый портной", "Негритянский танец"; музыки к драм.
спектаклям и фильмам и др. соч. Б. Ш.
ШВАРЦ (Schwarz), Фредерик (15.VI.1753-13.VII. 1838) - дат. актёр. В
1773 дебютировал на сцене Королевского т-ра (Копенгаген) в роли Хенрика
("Счастливое кораблекрушение" Хольберга). Обладал выигрышными сценич.
данными и большой культурой; с успехом выступал в комедиях Хольберга
(Герт Вестфалец в о. п.; Ольдфукс- "Суетливый", Хенрик- "Хенрик и
Пернилла") и трагедиях И. Эвальда (Локе- "Смерть Бальдура"). В последние
годы жизни занимался режиссурой, преподавал в театр. школе.
Лит.: H a n s e n Р., Den danske skueplads, bd l, Kbh., 1889. Вл. М.
ШВАРЦКОПФ (Schwarzkopf), Элизабет (р. 9.XII. 1915) - нем. артистка
оперы (сопрано). Училась в Высшей муз. школе в Берлине. Ученица М.
Ифо-гюн. Дебютировала в Берлинской гос. опере (1938). С 1942-солистка
Венской гос. оперы. Гастролирует в крупнейших т-рах Европы и США.
Красота, прозрачность звучания голоса, тонкое чувство муз. стиля
соединяются у Ш. с большим драматич. талантом, сценич. обаянием. Ш.-одна
из лучших совр. исполнительниц партий в операх Моцарта, среди к-рых:
Графиня ("Свадьба Фигаро"), Памина ("Волшебная флейта"). Донна Эльвира
("Дон Жуан"), Фьордилиджи ("Так поступают все").
Др. партии: Агата ("Волшебный стрелок" Вебера), Марцелина ("Фиделио"
Бетховена), Маргарита ("Фауст"), Эльза ("Лоэнгрин"), Манон (о. п.
Массне), Виолетта, Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот" Пуччини),
Мели-занда ("Пелеас и Мелизан-да" Дебюсси), Умница (о. п. Орфа) и др.
Выступает как концертная певица.
Лит.: Рубин М., 3 портрета, "Сов. музыка", 1962, ј 4. В. Ю.
ШВЕДОВ, Дмитрий Николаевич [р. 21.Х1(З.ХП). 1899] - рус. сов.
композитор, дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943) и Абх.
АССР (1961). В 1918 окончил Моск. синодальное уч-ще (педагоги А. Д.
Кастальский, Викт. С. Калинников, Н. С. Голованов, Н. М. Данилин). В
1916-18- концертмейстер и хормейстер оперы Нар. дома в Москве, в
1918-19- дирижёр оперы Совдепа в Козлове (ныне Мичуринск), в 1919-21 -
дирижёр оперных т-ров в Самаре (ныне Куйбышев) и Саратове. Затем был
дирижёром Т-ра муз. драмы в Москве (1921), Гос. оперы в Самаре
(1921-23), Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (1928, Москва). Автор опер:
"Ревизор" по Гоголю (соч. 1934), "Изгнанники" (соч. 1937); музыки к
спектаклям Тбилисского т-ра им. Грибоедова. Ведёт педагогич. работу. В
1923-31- рук. оперного класса в Петроградской (Ленинградской)
консерватории, с 1931 - преподаватель, с 1941 - профессор Тбилисской
консерватории по классу камерного пения.
Лит.: [Д з и д з а д з e Е.], Д. Н. Шведов, Тб., 1960. Д. Ив.
ШВЕДСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Первые сохранившиеся произв. Ш. д. относятся к
16 в.- эпохе Реформации, когда в ун-тах и семинариях широко ставились
школьные драмы. Одну из наиболее известных школьных драм "Комедию о
Тобиасе" (1550) написал выдающийся политич. деятель Реформации О. Петри.
В Швеции школьные и студенч. драмы заключали в себе ярко выраженное
актуальное обществ, начало. Таковы "Забавная комедия о Тисбе" М.
Астероферуса (1610), "Предательство Иуды" Я. Ронделетиуса (1614), "Игра
о Геркулесе" С. Колумбуса (1669). В нек-рых пьесах морализаторское
начало сочеталось с реалистически-бытовыми элементами, подчас комедийно
изображался быт студентов, бюргеров, крестьян:
"Нытик" Я. Кронандера (1647), "Комедия о блудном сыне" (1645), "Иосиф
Прекрасный" С. Браска (1644). Ещё более решительно порывали со схематич.
канонами школьной драмы и приближались к формам и тематике светской
драмы пьесы "Диса" (1611), "Сигнилль" (1612), "Блистательные рыцари"
(1614) Ю. Мессениуса, "Олоф-король" (1620), "Комедия о могущественном
короле Густаве I" А. Прутса (1622), осн. на древних сагах и историч.
хрониках. Но подлинно светская Ш. д. возникла лишь в 1-й пол. 18 в. в
связи с развитием нац. проф. т-ра. Наибольшее распространение в этот
период получила просветительская "комедия нравов", испытавшая сильное
влияние творчества Мольера и Л. Хольберга. Меткую, ироничную издёвку над
дворянской спесью и тупым меркантилизмом буржуа, осмеяние нелепых
обычаев содержали пьесы "Утончённые вкусы" (1721) и "Шведский франт"
(1737) К. Гюлленборга, "Завистник" У. Далина (1738), "Фру Рангшюк",
"Хокан Скряга" (обе в 1838), "Сумасшедший дом" (1741) Р. Моде, "Барон
Шельфлок и фрекен Граннлага", "Счастливое банкротство" (обе в 1753),
"Порка" (1755) Ю. Стагнели-уса, "Место встреч" К. Кнеппеля (1750). В
70-е гг. 18 в. в условиях "просвещённого абсолютизма" критич. тенденции
Ш. д. уступили место националистич. истолкованию эпизодов швед. истории,
сочетавшемуся с эпигонским подражанием поэтике франц. классицизма:
"Домальд" А. Ристелля (1777), "Ярл Биргер" Г. Адлербета (1782), "Ода" К.
Леопольда (1790) и др. Монархич. идеи утверждались в помпезных драмах
короля Густава III: "Густав Адольф и Эбба Брахе" (1784), "Сири Брахе и
Юхан Гюлленшерна" (1787), "Один за всех" (1788), "Алексей Михайлович и
Наталья Нарышкина" (1789). Официозной парадности "густа-вианской" драмы
противостояли пьесы, в к-рых сквозь контуры классицизма проступало
романтич. мировосприятие, звучали мотивы свободолюбия, интерес к
переживаниям человека: "Сусанна" Я. Вал-ленберга (1778), "Эрик XIV" Б.
Лиднера (1782), "Эйлиф" (1804), "Агне" (1812) П. Линга, "Эрик XIV"
(1827), "Биргер и его род" (1837), "Густав Адольф в Германии" (1838) Б.
Бескова. В сер. 19 в. появились "Эрик XIV" (1846), "Последние дни
Густава I" (1856) и "Юность Карла XII" (1858) Ю. Бёрьес-сона, '"Люсидор"
X. Вийкандера (1854) и др. Видный драматург этого периода А. Т. Бланш
писал комедии, реалистически отражавшие совр. ему швед.
действительность: "Богатый дядя" (1845), "Подкидыш" (1847),
"Странствующая труппа" (1848) и др. Пьесы Бланша, демократичные по своей
направленности, показывали повседневную жизнь простых людей в Стокгольме
и провинции, изображали крестьянский быт, использовали фольклорные
мотивы. Они подготовили популярность зингшпиля ("Верм-ландцы" Ф.
Дальгрена, 1846, и др.). Особое место в Ш. д. заняли произв. К.
Алъмквиста: "Драгоценности королевы" (1834), "Коломбина" (1835),
"Амо-рина" (1839), в к-рых глубокое понимание осн. философских и
социальных проблем эпохи сочеталось с романтич. гротеском и мистицизмом.
Центр, явление Ш. д. конца 19-нач. 20 вв.-сложное и многообразное
творчество И. А. Стриндберга. Бунтарский пафос, яркая антибуржуазность
постоянно сопутствовали идейно-эстетич. исканиям Стриндберга. В условиях
провинциальной Швеции 19 в. драматург ощутил и выразил с могучей
художеств. силой трагич. конфликт человека с самим собой. Вершиной Ш. д.
стал цикл стриндберговских историч. драм: "Мастер Олоф" (1872), "Густав
Ваза" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Кристина" (1901), "Карл XII" (1901),
"Густав III" (1902) и др., к-рые нанесли удар парадному романтизму, дали
совр. освещение историч. событий. Ломка социальных и духовных устоев
общества отражена в натуралистич. драмах Стринд-берга "Товарищи" (1886),
"Отец" (1887), "Фрекен Юлия" (1889), "Пария" (1889), "Связь" (1892),
"Преступление и преступление" (1898), "Пасха" (1901), а позднее - в т.
н. каммарспелях "Непогода", "Выжжена земля", "Пеликан" (все в 1907),
"Соната призраков" (1908), в к-рых символич. обобщённость характеров и
обстоятельств достигает большой масштабности. Философская сложность,
новаторское проникновение в глубины человеческого сознания характеризуют
т. н. драмы скитаний Стриндберга, где странствия героев, их путевые
впечатления - лишь внешнее выражение самопознания, поисков нравственного
идеала: "Путешествие Счастливчика Пера" (1881), "Ключи от рая" (1890),
"Большая дорога" (1910). Ощущение дисгармонии мира, хаотич. синтез
реальных событий и потока сознания человека присущи "драмам скитаний"
"Путь в Дамаск" (чч. 1-3, 1900-01), "Игра мечты" (1907). В это же время
работали драматурги, в произв. к-рых, написанных под влиянием творчества
Г. Ибсена, проявились социально-критич. тенденции, осуждалось ханжество
бурж. морали: А. Агрелль ("Запуганные", 1883, "Приговорённые", 1884,
"Ингрид", 1900), А. Лефлер ("Правдивые женщины", 1883), О. Хансон
("Занесённый снегом", 1889), Я. Сёдерберг ("Гертруда", 1906, "Вечерняя
звезда", 1912). В жанре драмы писали и нек-рые представители
неоромантизма, поэтизировавшие патриархальный крестьянский уклад,
противопоставлявшие абстрактные духовные ценности бурж. отношениям: В.
Хейденстам ("Прялка", 1902, "Когда богини мщения просыпаются", 1905), С.
Лагерлёф ("Пушинка", 1912), Т. Хедберг ("Иуда", 1895, "Юхан Ульфшерна",
1907). Бегство от действительности стало ведущим мотивом символистских
драм П. Халь-стрёма - "Чудо" (1895), "Бьянка" (1900), "Венецианская
комедия" (1901), "Агасфер" (1908).
Осн. место в Ш. д. 1-й пол. 20 в. занимали произв. Я. Бергмана и П.
Лагерквиста, отразившие кризис мелкобурж. либерализма, настроения
отчаяния и скепсиса, характерные для радикальной интеллигенции Швеции. В
ранних драмах Бергмана "Мария, мать Иисуса" (1905), "Семейная чистота"
(1907), "Цепь фру Вендлас" (1908) конфликт чистой, благородной личности
с могущественными силами зла и ненависти раскрывается в форме притчи.
Горьким лиризмом проникнуты его пьесы "Тень", "Арлекин смерти", "Г-н
Шлееман приходит" (все 1917), драмы "Сага" (1919), "Игорный дом" (1922),
"Ткач из Багдада" (1923), развивающие мотив безнадёжности, жизненно
необходимой борьбы человека с тяжёлыми условиями существования. Элементы
социальной сатиры, реа-листич. изображение противоречий бурж. строя
содержат трагикомедии Бергмана "Эксперимент" (1918), "Сведенхьельмы"
(1925), "Доллар" (1926), "Сброд" (1928) и инсценировки собств. романов
"Мар-куреллы из Вадчепинга" (1925), "Бабушка и господь" (1926),
"Завещание его превосходительства" (1929). Философским драмам
Лагерквиста "Последний человек" (1917), "Гость действительности" (1925),
"Палач" (1933), "Человек без души" (1936), "Философский камень" (1947),
"Варавва" (1952) свойственны монументальная обобщённость, лаконичная
экспрессия образов, несущих в себе глубокое обществ, содержание,
гуманизм, активную ненависть к силам войны и реакции. Но позитивное
начало в них почти отсутствует, а пути "борьбы со злом не определены.
Активно развивалась реалистич. Ш. д. в 30-е гг. 20 в., когда к власти
пришла Социал-демократич. партия, а угроза фашизма и войны обострила
интерес общественности к злободневным вопросам социальной и политич.
жизни Швеции. Совр. деревне, процессам классового расслоения, деградации
патриархальных нравств. устоев, разоблачению кулацкой психологии
посвящены пьесы В. Муберга: "Базарный день" (1930), "Насилие" (1933),
"Вдовец Ярл" (1940), "Наш неродившийся сын" (1945). С. Сивертс в
трагикомедиях "Я был вором" (1931), "Преступление" (1933), "Порядочный
человек" (1933), "Красота" (1937), "Господин средних лет" (1940)
раскрывает социальные контрасты Швеции, критически анализирует
мелкобурж. идеологию. Лирич. драмы Р. Юсепсона "Возможно, поэт" (1932) и
"Леопольд, воздушный гимнаст" (1934) показывают непримиримый конфликт
творч. начала с торжествующей мещанской стихией. В
со-циально-психологич. драмах X. Гревениуса "Соня" (1927), "Первое мая"
(1935), "Поезд ј 56" (1938), "Воспоминания солдата" (1946), "Городок"
(1954) сочувственно изображена среда рабочих. Пафосом рабочей
солидарности, борьбы с политич. реакцией проникнуты драмы пролетарского
писателя Р. Верн-лунда: "Святое семейство" (1932), "Мать и звёзды"
(1941), "Подводная лодка 39" (1943). В его пьесе "Вождь" (1935), как и в
драме "Его превосходительство" Б. Мальмберга (1942), обличается
фашистская диктатура.
В конце 2-й мировой войны в швед. лит-ре и иск-ве возник т. н.
"фюртиотализм", направление, выразившее протест молодёжи против ложных
идеалов, мелкобурж. гуманизма и терпимости. Идейным вождём этого
направления стал С. Дагерман, воспринимавший действительность с позиций
"критического пессимизма", испытавший воздействие творчества Ф. Кафки.
Его драмы "Приговорённый к смерти" (1947), "Мартовские тени" (1948),
"Никто не свободен" (1949), "Карьерист" (1949), "Необычайный день"
(1952) представляют собой своеобразный синтез реалистического и
гротескного, в них звучат мотивы одиночества, жестокой абсурдности
существования в бурж. обществе. Беспомощность человека перед смертью,
страх и отчаяние пронизывают "моралите" И. Бергмана "Смерть Каспера"
(1942), "Як и скоморохи" (1946), "Ракель и сторож кинотеатра" (1946),
"День кончается рано" (1947), "Город" (1951), "Триптих" (1956). Влияние
"фюртиотализма" сказывается в пьесах А. Стриндберга "Нейтральный клуб"
(1945), "Могло случиться" (1949), "Праздник кончается быстро" (1950),.
"Мол" (1958), хотя социально-политич. проблемы выражены в них с большей
реалистич. конкретностью. В полемике с фюртиоталистской "магией страха"
пишет пьесы Т. Сеттерхольм; в центре его драматургии те же жизненные
явления и проблемы, но решает он их с позиций критич. реализма, изучая
обществ, закономерности, причинные связи: "Симон-кудесник" (1950),
"Манекенщица Беатриса" (1954), "Капитан Кид" (1959), "Огненное копьё"
(1961). Популярностью пользуется драма Сеттерхольма "Тигр Харри" (1959),
посв. совр. молодёжи. Идиллич. представления о швед. деревне
разоблачаются в пьесах С. Лидман "Дочь пономаря Йоба" (1954), "Айна"
(1956). В жанре политич. памфлета выступает Му-берг: "Судья" (1957),
"Сказочный принц" (1962). Заметным явлением в совр. Ш. д. стали пьесы
Юсепсона "Бегство" (1954), "Пирушка" (1956), "Ророль в игре" (1959),
"Генеральша" (1962), исполненные тонкого, подчас язвительного юмора,
острой наблюдательности, насыщенные протестом против эгоцентризма и
обывательского самодовольства. Попытки обрести моральные ценности
показывают пьесы В. Аспенстрема "Аукцион" (1959), "Вечное" (1960),
"Необычайный выбор" (1963), "Рискованная игра" (1964). Среди молодых
драматургов, начавших свою деятельность в 60-е гг.,- Б. Шельд, Л.
Форселль, К. Хольмгрен.
Лит.: Горн Фр., История скандинавской литературы, М.. 1894; Peterson
A., Studier i svenska skoldramat, Gotebore, 1929; R у d e l l C.,
Adertonhimdratalets historiska skadespel i Sverige fore Strindberg,
Stockh., 1928; War-bur g K., Det svenska lustspelet under Frihetstiden,
Goteborg, 1876; Ljunggren G., Svenska dramat itill slutet af
siuttondearhundradet, Stockh., 1864; HallingbergG., Radioteater i 40 ar.
En bok om svenska dramatiker fran 20-ta-Ict fram till 60-talet,Stockh.,
1966; S c h ii c k H., W a r b u r g [o. a.]. Illustrerad svensk
litteraturhistoria, bd l-8, Stockh., 1926-49. Вл. М.
ШВЕДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ ОПЕРА (Svenska Kungliga Operan) - ведущий муз.
т-р Швеции. Создана на основе придворной оперной труппы в Стокгольме,
впервые выступившей в 1773 в помещении "Болхюс-театра" (капельмейстер и
рук. Ф. Уттини). В 1782 труппа перешла в спец. выстроенное здание,
выступала там до 1891. В 1898 построено новое здание т-ра (на 1264
места). Т-р управляется акционерным об-вом, получает субсидии от
государства и муниципалитета.
На сцене т-ра пост. почти все швед. оперы, в т. ч. оперы И. Наумана,
Ф. Бервальда, И. Хальстрёма и др. С конца 19 в. здесь ставятся оперы