<< Пред.           стр. 867 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Глюка, Моцарта. Вебера, Россини, Беллини, Доницетти, Мейер-бера, Вагнера
 и др. В т-ре выступали выдающиеся швед. вокалисты, гастролировали
 зап.-европ. певцы, балетные труппы (в т. ч. труппа М. М. Фокина,
 1913-14, 1917). При т-ре существовала оперная школа (в 1942 слита с
 оперным классом Стокгольмской консерватории), работает балетная школа и
 музей танца. Среди руководителей т-ра - композитор X. Нордквист
 (1884-92), реж. Г. Лагербьельке (1823-27) и X. Андре (1939-49), певец и
 вок. педагог К. Ю. Форселль (1924-39), певец Ю. Берглунд (с 1949) и др.
  Лит.: Gustaf Ill's Opera (utg. H. Nublom), Stockh., 1923: Det hande
 pa Operan 1939-1949, Stockh., 1951; The Royal Opera Stockholm. A
 presentation of the Royal Swedish Opera and its history, Stockh., 1960.
 См. также лит. при ст. Шведский театр (раздел Музыкальный театр). Вл. О.
  ШВЕДСКИЙ ТЕАТР. Зачатки театр. действия, судя по памятникам
 древнескандинавской поэзии, содержались в выступлениях скальдов на пирах
 викингов. Чётко выраженные элементы театрализации были присущи языч.
 религиозным обрядам. В конце 12 в. дат. летописец Саксон Грамматик писал
 о театр. представлении во время обряда зимнего жертвоприношения в
 Упсале. После введения католичества в церквах разыгрывались мистерии,
 миракли, литургические драмы. С началом Реформации (16 в.) стали
 организовываться многочисл. школьные и студенч. труппы, к-рые наряду с
 пьесами швед. авторов - М. Астероферуса, Ю. Мессениуса, Я. Кро-нандера,
 ставили произв. Еврипида, Теренция и др. античных драматургов. Группа
 студентов Упсаль-ского ун-та создала в 1682 труппу, явившуюся первым
 швед. проф. т-ром. В 1686-91 этот т-р выступал в Стокгольме; ставил
 переработанные франц. класси-цистские трагедии. В 1757 церковные власти
 запретили театральные представления в школах и университетах.
  В 17-18 вв. в столице гастролировали нем., франц., нтал. и голл.
 труппы, стремившиеся устранять местных конкурентов. Однако представители
 либерального дворянства призывали к созданию нац. т-ра. В 1737 комедией
 "Шведский франт" К. Гюллен-борга открылась "Корол.евская шведская сцена"
 в Стокгольме. Эта труппа вскоре распалась, не выдержав конкуренции
 франц. и итал. гастролёров, выступавших в дворцовых т-рах в
 Дротнингхольме (1766) и Грипсхольме ,(1781). Большого развития достиг Ш.
 т. в 18 в. во время царствования короля Густава Tit, рассматривавшего
 театр. иск-во как идеологич. оружие для утверждения великодержавного
 абсолютизма и прославления особы короля. В 1787 в Стокгольме был
 основав. Королевский'драматический театр. ставивший пышные спектакли в
 духе франц. классицизма. С нач. 19 в. этот т-р постепенно перестал быть
 сугубо придворным. Здесь ставились пьесы Шекспира, Шиллера, швед.
 драматургов-романтиков- Ю. Стагнелиуса, Б. Бескова, X. Вийкандера,
 сформировалось творчество крупных актёров-реалистов - Л. Юртсберга, Э.
 Хёгквист, а также актёров, создавших отечеств, романтич. школу
 актёрского иск-ва:
  Э. Свартс, Н. Алъмлёф, Г. Дальквист, Ф. Вестердаль и др. Одновременно
 организовывались т-ры в провинции, гл. обр. передвижные труппы,
 периодически выступавшие в крупных городах. Наиболее видными были
 антрепризы Э. Сванберга, П. Ю. Деланна, С. Торслова. В 1842 была
 нарушена монополия Королевского драм. т-ра. В Стокгольме возник ряд
 частных т-ров, среди к-рых наиболее значительным стал Новый т-р (осн.
 1842). Романтич. тенденции преобладали в Ш. т. вплоть до 80-х гг. 19 в.
  В конце 19-нач. 20 вв. Ш. т. приобрёл общеевроп. известность
 благодаря творчеству И. А. Стриндберга. Теоретич. высказывания
 Стриндберга о т-ре и драматургии, изложенные им в предисловии к драме
 "Фрекен Юлия" (изд. 1888) и в статье "О современной драме и о
 современном театре" (1889), сыграли большую роль в развитии направления
 натурализма в зал.-евро п. театр. иск-ве. В 1907 был осн.
 экспериментальный "Интимный театр" (Стокгольм), где под рук. реж. А.
 Фалька ставились драмы Стриндберга. Однако пост. пьес Стриндберга, Г.
 Ибсена, Б. Бьёрнсона и др. совр. сканд. драматургов были явлениями
 эпизодическими в Ш. т. Дарования ведущих актёров - Н. Персонне, Э.
 Вассер, К. В. Э. Хилъберга, У. Торслова, X. Муландера, А. Пальме,
 Ю.Хокансон, А. де Валя и др. раскрывались преим. в произв. классич.
 драматургии (Шекспир, Шиллер, Мольер, Хольберг). К нач. 20 в. в
 Стокгольме работало 7 частных т-ров, из к-рых лишь Шведский т-р
 стремился к художеств. исканиям; постоянные труппы работали в Гётеборге,
 Мальмё, Хельсингборге.
  Расцвет Ш. т., рост его влияния на духовную жизнь страны начался
 после 1-й мировой войны. Он был связан с деятельностью режиссёров П.
 Линдберга и У. Муландера, их монументальными, исполненными высокого
 гражданского пафоса пост. Эсхила, Софокла, Шекспира и в особенности
 Стриндберга, П. Лагеркви-ста и Я. Бергмана. Большое значение
 представляли попытки Линдберга претворить в жизнь идею "массового,
 нар.т-ра", близкого демократич. зрителю. Среди лучших актёров этого
 времени - И. Экман, И. Хедквист, Т. Тейе, П. Линдстед-Бруниус, И.
 Тидблад, Л. Хан-сон, М. Экстрем, Э. Эклунд, В. Шёстрём. В 30-е гг. 20 в.
 репертуар Драм. т-ра (Стокгольм), Гётеборг-ского и др. ведущих т-ров
 обогатился пьесами швед. и зарубежных драматургов (Р. Вернлунн, С.
 Сивертс, В. Муберг, X. Гревениус, Н. Григ, К. Абелль, Ф. Вольф, К. Чапек
 и др.), посв. актуальным поли-тич. и социальным проблемам, направленными
 против угрозы фашизма и войны. Многообразные идейно-эстетич. поиски,
 смелое экспериментаторство определялись деятельностью режиссёров Л. Л.
 Лестадиуса, Р. Карстена, Т. Хаммарена, К. Стрёма. Ведущая тенденция
 швед. театр. культуры этого времени - стремление к выразительной
 зрелищности и глубокая интеллектуально-психологич. насыщенность
 спектакля. В 40-е гг., наряду с утверждением высокой граждейственности,
 поисками совр. выразительности, усилилось тяготение к формотворчеству,
 некритич. следование модернистским экспериментам.
  Наиболее значит, деятели совр. Ш. т.- режиссёры А. Шёберг и И.
 Бергман. Творчество Шёберга, связанное с Драм. т-ром, исполнено
 социальной направленности, жизнеутверждения. И. Бергман, работавший в
 т-рах Хельсингборга, Мальмё, Гётеборга (в 60-е гг.- директор Драм.
 т-ра), создаёт глубокие по философской направленности спектакли. Среди
 др. видных режиссёров - С. Малъмквист, И. Ентеле, У. Гам-лин, Б. Экерут.
 Ведущие актёры совр. Ш. т.- И. Тулин, Б. Андерсон, Г. Фрид, А. Бьёрк, Э.
 Э. Дальбек, Г. М. Волъгрен, М. Сюдов, Д. Эк, Г. Бьёрнстранд, К. У.
 Хеннинг, X. Лёвенадлер, У. Пальме, Я. Кулле, И. Кристенсон, П. Оскарсон.
 В 1966 в Стокгольме работало 18 т-ров, среди них: Драм. т-р. Городской
 т-р. В репертуаре швед. т-ров - произведения Шекспира, Чехова, Брехта,
 Стриндберга, Бергмана, Лагерквиста, совр. швед. и западноевропейских
 драматургов.
  При Королевском драм. т-ре и Городском т-ре (Ге-теборг) работают
 школы, готовящие актёров. С 1921 издаётся театр. журнал "Сен о салон".
 Научно-исследовательскую и популяризаторскую работу в области театр.
 иск-ва ведёт Театр. музей при Дротнингхолъм-ском дворцовом театре.
  Лит.: PersonneN., Svensk teatern, bd l-8, Stuckh., 1913-27; N o r d e
 n s v a n G., Svensk teater och svenska skadespelare, bd 1-2, Stockh.,
 1917-1918; B e i j c r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954;
 Hillestrom G., Theatre and hallet in Sweden, Stockh., 1953; Dramaten 175
 ar. Studier i svensk scenkonst, Stockh., 1963. Вл. М.
  Музыкальный театр. Опера. Первые оперные представления в Швеции были
 даны в 1652 итал. труппой В. Альбричи. Итал. и франц. оперные труппы
 гастролировали в Швеции в конце 17 и сер. 18 вв., часть певцов осталась
 в Стокгольме. Ф. Ут-тини (с 1768 - придворный капельмейстер) написал
 оперный спектакль "Фетида и Полей" и пост. в 1773 с вновь созданной им
 труппой. Эта труппа составила основу т-ра Шведской королевской оперы.
 Первые оперы на шведском яз. были сочинены нем. музыкантами- "Густав
 Васа" Наумана (1786) и "Густав Адольф и Эбба Брахе" Крауса (1778) на
 швед. текст скальда Ю. Кельгрена. В конце 18-19 вв. ставятся произв.
 зарубежных композиторов.
  Первые произведения швед. композиторов - опера "Фрондёры" А.
 Линдблада (1835), зингшпиль "Люди из Вермланда" А. Рендаля (1846),
 "Эстрелла де Сория" Ф. Бервальда (1862) и др. Во 2-й пол. 19 в.
 усиливается интерес к нац. фольклору, связанный с развитием в швед.
 музыке романтич. направления. Наиболее видные представители этого
 направления в опере - И. Хальстрём ("Пленённая горным духом", 1874) и Ю.
 А. Халлен ("Викинг Харальд", 1881). В конце 19 - нач. 20 вв.
 нац.-романтич. тенденции в муз. т-ре продолжали В. П етерсон-Бергер
 ("Арнльот", 1910, "Пророки страшного суда", 1919), Т. Рангстрем
 ("Невеста короля", 1919), H. Берг ("Энгельбрект", 1929) п др. Швед.
 композиторы 20 в.- К. Аттерберг, Д. Вирен и др., сохраняя верность нац.
 муз. традициям, отражали в своём творчестве и совр. течения
 (экспрессионизм, неоклассицизм и др.). Кроме Швед. королевской оперы,
 к-рая приобретает мировую известность, оперы и оперетты ставятся в
 театрах Гётеборга, Мальмё; оперетты - в "Оскар-театре" (Стокгольм), муз.
 спектакли идут и в Дротнингхолъмском дворцовом театре. Среди выдающихся
 швед. исполнителей 1920 вв. певицы: Ж. Линд, Л. Микаэли, С. Абб, Э.
 Гулъбрансон, К. Нилъсон, Н. Ларсен-Тодсен, Б. Нилъсон\ певцы: И.
 Данстрём, Ю. Гюнтер, К. Ю. Форселль, Ю. Бъёрлинг, Э. Бейрон, С.
 Бъёрлинг, Л. Бъёркер, А. Ф. Эдман и др.
  Лит.: Dahlgren F. A., Forteckning of v er svenska skadespel uppforda
 pa Stockholms teatrar 1737-1863, Stockh., 1866; Svanberg J., Kungliga
 teatrarne under ett halft sekel 1860-1910, t. 1-2, Stockh., 1917-18; Den
 svenka operan genom tiderna, в кн.: Svenska konstnarer..., Stockh.,
 1943; M o b e r g C. A., Das Musikleben in Schweden, Hamb., 1956. Вл. О.
  Балет. Начиная с 30-х гг. 17 в. в Стокгольме периодически ставились
 балетные спектакли. В 1773 была организована постоянная труппа (с 19 в.
 носит назв. Королевский балет). В 18 - нач. 19 вв. здесь выступали
 преим. дат. и франц. танцовщики. Первым швед. балетмейстером был А.
 Селиндер, к-рый познакомил швед. зрителей с романтич. балетом (40-е гг.
 19 в.). В кон. 19 - нач. 20 вв. швед. балет пришёл в упадок. Приезд в
 страну в 1913 рус. танцовщика и балетмейстера M. M. Фокина способствовал
 развитию швед. балета. В 20-е годы была организована труппа "Шведский
 балет", к-рая успешно выступала в Париже. Труппу возглавлял Я. Берлин -
 ученик Фокина. Берлин пост. несколько балетов, используя нац. фольклор
 ("Ночь на Ивана Купалу" Альфвена), но гл. обр. труппа ставила балеты
 франц. композиторов. Спектакли оформляли также франц. художники
 ("Сотворение мира" Мийо в оформлении Ф. Леже и др.). В этой труппе
 выдвинулись артистки Е. Хассельк-вист и К. Ари. В 30-е гг. швед. балет
 испытал сильное влияние свободного и экспрессионистского танцев,
 пропагандистом к-рого был танцовщик Ю. Альго. После 2-й мировой войны в
 Королевском балете работали англ. танцовщики, в частности M. Скипинг,
 поставившая классич. балеты, а также англ. балетмейстер А. Тюдор,
 возглавлявший эту труппу в 1962- 1964 и осуществивший здесь свои
 известные пост.: "Огненный столп" на муз. Шёнберга, "фрачные элегии" на
 муз. Малера и др. С 1964 труппу возглавляет канадский танцовщик и
 балетмейстер Б. Макдоналд. Наиболее известные швед. балетмейстеры Б.
 Кулъберг, И. Крамер и Б. Окессон. В своих пост. они используют классич.
 танец, сочетая его со свободным танцем. Балетмейстеры обращаются к нац.
 сюжетам, привлекают швед. композиторов. В числе пост. 50-60-х гг.:
  "Рыцарь и шесть принцесс" Нюстрёма, "Сизиф" Блум-даля, "Бендик и
 Аролилья" Сёнстервольда, "Икар" Бека и др. Наиболее известные швед.
 артисты балета (60-е гг.): Г. Линдгрен, Э. M. Розен, Э. Раш, M.
 Ор-ландо, И. Броссе, Г.Андерсон, Т. Лагерборг, братья M. и Ю.
 Менгарелли, Б. Хольмгрен, В. Сендберг, Т. Родин, Э. Клавсен, К. Селлинг
 и др. Е. С.
  ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр. иск-во в Швейцарии
 развивались на трёх ЯУ.- французском, немецком и итальянском.
  Театр и драматургия на франц. я з. складывались на основе
 церковно-ритуального действа. Среди первых известных драм.
 произв."Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.). В
 16 в. во время Реформации в протестантских кантонах Швейцарии
 создавались пьесы, направленные против католицизма: "Нравоучение о
 недуге христиан" M. Маленгра (1533, Невшатель), "Комедия о кончине
 больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия о недужном мире с пустым
 брюхом" Ж. Бьенвеню (1568, Женева). Наиболее крупный деятель
 протестантской драматургии кальвинист Т. Веза написал антикатолич. драму
 в стихах "Жертвоприношение Авраама" (1552, Лозанна). В 16 в. была
 написана первая "игра о Телле" (Teilspiel) "Тень Штауффахера" Ж. Дюшена
 (1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля: "Комедия о людях,
 взыскующих доироги времени, и .uci.if.iiirtuivi u-боре", "Матушка Дурь и
 батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры.
  В 17 в. т-р и драматургия в протестантских областях Швейцарии
 подвергались преследованиям, шла борьба между сторонниками и
 противниками т-р а. В католич. кантонах театр. жизнь была более
 активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в 1738 в Женеве
 появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских
 драматургов.
  Большое значение для Ш. т. и д. имело многолетнее пребывание в
 Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758-78
 - в Фер-не. В домашних т-рах под рук. Вольтера, а также в Лозанне и
 Женеве ставились его пьесы: "Заира", "Китайский сирота", "Магомет",
 "Скифы", "Альзира" и др.
  Были построены театр. здания в Шатлене (близ Женевы, 1786), в Лозанне
 (1781), в Женеве (1782 и 1789).
  Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, призывавшего организовывать народные
 зрелища, в Веве устраивались театрализованные "праздники виноградарей".
  С сер. 19 в. приобретают известность драматург M. Монье, автор
 "Комедий марионеток" (1871), направленных против европ. монархов, а
 также Ж. Мю-лозер ("Правильная линия", 1854, "Суп с капустой", 1869,
 "Мадам Лили", 1875), В. Россель (драма "Да-вель", 1848, посв. нац. герою
 18 в.), А. Рибо ("Юлия Альпинула", 1893).
  В 1879 в Женеве был открыт "Гран театр", построенный по образцу т-ра
 "Гранд-Опера" в Париже (здание сгорело в 1951).
  В конце 19 - нач. 20 вв. появляются (впервые на франц. яз.) фестшпили
 - "праздничные действа" - "Невшатель Швейцарский" Ф. Годе (1898), "Народ
 в Во" А. Варнери (1903). Влияние символизма, начавшего развиваться в
 Швейцарии в конце 19 в., сказалось в творчестве Ж. Виолетта,
 выступившего со стихотворными арлекинадами и фарсами "Жестокая любовь"
 (1903), "В сумерках", "Господин Изабелла" (оба в 1905).
  Наиболее видный деятель Ш. т. и д. 1-й четв. 20 в.- Р. Моракс.
 Последователь M. Метерлинка, он написал поэтич. драмы "Генриетта"
 (1908), "Алиенор" (1910), в к-рых сильны символистские мотивы, драмы
 "Телль" (1914), "Царь Давид" и "Юдифь", основанные на исто-рич. и
 библейском материале, и др. В 1908 Моракс вместе с братом и композитором
 Г. Доре организовал т-р "Жора" (Мезьер, близ Лозанны), в к-ром ставились
 гл. обр. его пьесы (в т. ч. "Мудонская красавица", 1931, с муз. А.
 Онеггера).
  В 1915-22 в Женеве работал франц. режиссёр Ж. Питоев, к-рый пост.
 здесь спектакли, составившие в дальнейшем основу репертуара его труппы в
 Париже. '
  Распространёнными жанрами Ш. т. и д. 1-й пол. 20 в. являются
 стилизованные мистерии, а также
  "праздничные действа", аллегорич. оратории - "Мистерия об Аврааме"
 (1916, пост. в старинной церкви Пулли), "Вильгельм Бешеный" (1916, "Т-р
 комедии", Женева), Ф. Шаванна, "Поющая слава" (1922), "Мора" (1926),
 "Город на заре" (1941) Г. Рейнольда, "Жертва" Ж. Ж. Гайара (1942) и др.
 Начиная с 30-40-х гг. большой известностью пользуется творчество
 драматурга А. Жери; его лучшая пьеса - "Шестой этаж" (1937),
 переведённая и пост. во мн. странах, в т. ч. в СССР.
  Среди швейц. драматургов: Л. Понсе ("Разделение наций", 1939), В.
 Томи ("Битвы", 1940), Л. Брасле ("Книга жизни", 1932, "Видение в пути",
 1933, "Битва до рассвета", 1938), Л. Голи ("Соломенная свадьба", 1956,
 "Капитан Карагез", 1960).
  В 50-е гг. в Лозанне открылись т-ры: "Пти-Шен" {в 1953), "Больё" (в
 1954), ежегодно проводятся Меж-дунар. фестиваль (в июне), Фестиваль
 итал. оперы (октябрь).
  С 1935 издаётся журнал "Театральный месяц".
  Лит.: Stadier E.,Nef A., Zweihundert Jahre Ber-лег Theater 1700-1953,
 Bern, 1954. C.B. П.
  Театр и драматургия на нем. яз. Драматургия в Швейцарии начала
 развиваться в эпоху позднего средневековья на основе церковного
 богослужения. В эпоху Возрождения на швейц. драматургию большое влияние
 оказало "открытие" античной драматургии, прежде всего - рим. комедии.
  Духовные драмы вначале ставились на лат., а с 13 в. и на нем. яз.
 Театр. представления устраивались во время пасхальных празднеств,
 масленицы, позднее - на рождество, а также по случаю разл. торжеств и
 погребений. В 1250 на площади маленького городка Ааргау пост.
 "Пасхальная игра о Мури" на нем. яз. о смерти и, воскресении Христа.
  На рубеже 15-16 вв., в эпоху религиозных распрей, религиозно-политич.
 сатиры, пьесы с библейскими и античными сюжетами использовались как
 средство борьбы между католиками и протестантами. Большинство этих пьес
 написано простым языком, понятным для зрителей из народа.
  Наиболее известный драматург 16 в.- П. Генген-бах, автор пьесы
 "Старый швейцарец" (1514), в к-рой осуждается швейц. молодёжь, служащая
 ради обогащения в иностр. войсках. Большую известность приобрела также
 его пьеса "Десять возрастов" (1515, Базель), обличающая ложь и обман.
 Генгенбаху принадлежит и пьеса "Пожиратели мертвецов" (1521 или 1522),
 направленная против пороков духовенства.
  Пьесы видного драматурга Н. Мануэля "О папе и его пасторах", "О
 разнице между папой и Христом" (1523, Берн) проникнуты ненавистью к
 церковникам. Нар. лукавство, юмор характерны для его пьесы "Коробейник"
 (1525) о мелком плуте, к-рый пытается обмануть крестьян.
  В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская пьеса на нем. яз.
 "Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой к-рой Вильгельм Телль
 призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов. В 1514 в Цюрихе
 пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая Б. Шпроссу.
 Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет к-рой основан на событиях
 современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал пьесу Шпросса в
 работе над своей пьесой "Кузен Генрих, или О благополучии и упадке
 Швейцарии" (1539). Среди известных швейц. драматургов 16 в.- Г.
 Буллингер, автор пьесы "Лукреция и Брут" (1526, Базель), призывавшей
 бороться с тиранами, 3. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром
 и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с царём Соломоном. Одним
 из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор
 "Сатирических сцен из жизни молодожёнов" (ок. 1580).
  В 17 в. протестантское духовенство запретило пост. спектаклей в
 Цюрихе и др. городах. В связи с религиозными войнами драматургия и
 театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв. 17 в.- "О
 борьбе горациев и куриациев..." И. Веттера (1654), "Пьеса о трёх
 королях" И. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской души под
 именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг).
  В 18 в. получило распространение любительское театр. иск-во. Жители
 деревень и городов разыгрывали пьесы о смерти и воскресении Христа,
 ставили "Пьесу о трёх королях", "Антихрист и страшный суд" Ф. Севера.
 Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица.
  В 1801 был создан проф. т-р в Санкт-Галлене. Во 2-й пол. 19 в.
 крупным явлением швейц. драматургии было творчество И. В. Видмана, в
 пьесах к-рого утверждались демократич. идеи: "Ифигения в Дельфах",
 "Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд Бре-шианский" (1867). На
 рубеже 19-20 вв. известностью пользовался драматург А. Отт, автор

<< Пред.           стр. 867 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу