<< Пред.           стр. 868 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892),
 "Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель, поэт
 К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892).
  В 19 в. происходило дальнейшее развитие нар. т-ра. Ставились
 фестшпили, сюжеты к-рых были основаны на событиях отечеств, истории,
 нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны на одном из
 швейц. диалектов, ставились в дни торжественных праздников (победа
 швейц. кантонов над иноземными завоевателями, объединение кантонов,
 основание городов и т. п.). В пост. фестшпилей участвовали только
 любители. Наиболее значит, представления состоялись в 1886 (500-летие
 битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна).
  В годы господства гитлеризма в Германии выделялось творчество
 драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель), Я. Бюрера ("А
 другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи.
  Только после 2-й мировой войны возникли благоприятные условия для
 развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20 в. начали творч. деятельность
 крупнейшие совр. швейц. драматурги M. Фриш-"И вот они вновь поют"
 (1945), "Китайская стена" (1946), "Когда закончилась втшна" (1949),
 "Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так
 написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор"
 (1966) и др. В драматургии Фриша и Дюр-ренматта, близкой по художеств.
 приёмам зап.-ев-роп. "интеллектуальной драме", или "драме идей", острая
 антибурж. направленность сочетается с настроениями гуманистич.
 скептицизма.
  Драматурги В. М. Диггельман, О. Штайгер, У. Троллер, М. Шмид
 обращаются к важным проблемам современности. Нек-рая часть совр.
 драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни, В. Шмидлер - следуют
 зап.-европ. авангардистским течениям.
  Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр. центром является
 Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р (осн.
 в 1908 под назв. "Пфауэнтеатер"), в течение мн. лет (1938-61)
 возглавлявшийся видным режиссёром О. Вельтерлином. Под его руководством
 были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и др. драматургов-антифашистов.
 Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле.
  Среди, видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг, X.
 Гнеков, В. Босхард.
  Лит.: Schweizer Theatergeschichte, Zurich, 1914; Ehe r-1 e 0.,
 Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Lang P., Das
 Schweizer Drama 1914-1944, в кн.:
  Jahrbuch der Gesellschaft fur schweizerische Theaterkultur, XIV,
 Elgg., 1944; S с h о о p G., Das Zurcher Schauspielhaus im zweiten
 Weltkrieg, Z., 1957. Г. Е.
  Музыкальный театр. История оперного творчества и муз. т-ра в
 Швейцарии начинается позднее, чем в центр, странах Европы. В 18 в. в
 Люцерне было исполнено неск. зингшпилей Ф. Мейера фон Шауэнзе,
 включавших элементы швейц. народной музыки ("Посольство с Парнаса",
 1746, "Празднество мира", 1751, "Брут", 1753, "Потерянный кошелёк
 скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии, не находили
 возможности для деятельности в своей стране и уезжали в Германию или
 Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись в 1788. Оперная
 труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король Теодор
 в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост.
 "Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е гг. ряд опер написал Ф.
 Шнидер фон Вартензе ("Эстел-ла", 1825, "Фортунат", 1827), затем И.
 Грейт, А. Мюллер ("Бегство в Швейцарию", 1841, Цюрих), Г. Гёц
 ("Укрощение строптивой", 1874).
  Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале 50-х
 гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего
 в т-ре в сезон 1850-51, а р 1852 под его управлением была пост. опера
 "Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и Женеве). С тех пор
 оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца
 50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы Верди, с конца 19-7 нач. 20
 вв.-оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса.
  В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара долгое
 время составляли оперы итал. композите ров. В 1887 был пост. ряд опер
 Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера. В 20 в. в репертуаре
 базельской оперной труппы значит, место заняли произв. Пуччини, Р.
 Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы Г. Губера
 ("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918).
  В конце 19-20 вв. на сцене Цюрихского т-ра поставлены оперы швейц.
 композиторов: "Весна мира" (1894), "Кудрун" (1896) Г. Губера,
 "Ильзебилль" Ф. К лозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казано вы"
 (1925) Ф. Андре, оперы О. Шёка (от раннего зингшпиля "Эрвин и Эльмира",
 1916, до "Пентесплеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г. Давида, П.
 Мориса и др. В 20-30-е гг. здесь были пост.: "Юдифь" (1927), "Амфион"
 (1933) Онег-гера (швейцарца по происхождению), "Сердце" Пфитц-нера
 (1931), "Воццек" А. Берга (1932), "Леди Макбет Мценского уезда"
 Шостаковича (1935), "Матис-жи-вописец" Хиндемита (1938). В 1941 здесь
 была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в 1945 впервые в Европе
 исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы Шёнберга
 "Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских композиторов: "Волшебный
 остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф. Мартена и др.
 Среди пост. Муниципального т-ра 1950: "Питер Граймс", "Поругание
 Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др.
  В т-ре работали: дирижёры - Ф. Абт, Г. фон Бю-лов и др.; реж.- Э.
 Ройкер и др. В 1947-56 т-ром руководил Г. Циммерман.
  Оперные спектакли ставятся гастрольными труппами и в др. городах
 Швейцарии. В Гор. муниципальном т-ре Берна наряду с драматич.
 спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дирижёр т-ра - Н. Эшбахер). В
 Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с 1803, в Люцерне -с 1839
 (здесь пост. ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли, 1934),
 в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд т-р", где в 1958 была
 пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза).
  На развитие швейцарской оперы оказали влияние нар.
 празднества-фестшпили (Festspiel), связанные с традициями нар. хоровой
 музыки и ведущие своё начало с 1886. Эти празднества происходили на
 открытом воздухе с участием нар. масс и были приурочены к особо
 торжеств, датам (1891, торжество в честь семисотлетия города Берна с
 музыкой К. Мунцигера, и др.).
  Совр. оперное творчество Швейцарии представлено именами: Ф. Мартен
 ("Буря", 1956), В. Буркхард ("Чёрный паук", 1949), Г. Зутермейстер, Р.
 Либерман ("Леонора 40-45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа жён", 1955),
 X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р.
 Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов
 тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции.
  Лит.: R u e g g R., Die ersten 50 Jahre des Zuricher Stadttheater
 (1834-1884)" Z., 1925; W eis s F., DHS Basier Stadttheater, Basel,
 ['1934]; G у s i F., R. Wagner und die Schweiz, Frauenfeld-Lpz., 1929;
 Merlan W., Basels Musikleben im 19. Jahrhundert, Basel, 1920; В е с k e
 r G., La musique en Suisse..., Gen., 1923; С h e r b u l u i e z A. E.,
 Die Schweiz in der deutschen Musikgeschichte, Lpz., 1932, E b e r l e
 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Schweizer
 Musikbuch. Hrsg. von W. Schul), Bd 1-2, Z., 1939; Schuh W., Schweizer
 Musik der Gegenwart. Kritiken, Essays, Ansprachen, Z., 1948; К о l l e r
 E., F. J. L. Meyer von Schauensee, sein Leben und seine Werke,
 Frauenfeld-Lpz., 1922; Theater im Zurich. 125 Jahre Stadttheater, Z.,
 1959; Refardt E., Musik in der Schweiz, Bern, 1952. Ал. М.
  ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Антон (6.VI.1735-23.XL 1787) - нем. композитор.
 Учился музыке в Байрёпте. Работал придворным капельмейстером в
 Хильдбург-хаузене, руководил оперной труппой в Веймаре п Готе. Ш.- автор
 зингшпилей, среди к-рых особенно известен "Деревенский кузнец" (1772,
 Веймар; 1774, Гота; 1777, Франкфурт-на-Майне - разл. варианты),
 опер-"Алкеста" (1773, Веймар), "Розамунда" (1781, Мангейм), монодрамы
 "Поликсена" (1793, Веймар), музыки к мелодраме "Пигмалион" Руссо (1772,
 Веймар) и др. соч. Ал. M.
  ШВ‚МБЕРГЕР, Виктор Александрович [р. 10 (22).1.1892] - рус. сов.
 драматург и режиссёр т-ра кукол. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947).
 Учился в студии Е. Б. Вахтангова. Актёрскую деятельность начал в 1919 в
 Киеве, в передвижном т-ре "Памяти жертв Революции". Ш.- один из
 организаторов "Театра детской книги" (впоследствии 1-й Моск. т-р кукол,
 1930-33), худ. рук. Моск. обл. т-ра кукол (1933-41). В 1945-56 - худ.
 рук. т-ра кукол во Фрунзе. Деятельность Ш. способствовала росту проф.
 мастерства актеров и созданию репертуара для т-ра кукол.
  Пьесы и инсценировки: "Горицвет" (1922), "Белый пудель" по А. И.
 Куприну (1934), "Бери Баар" по О. Уайльду (1936), "Медведь и девочка"
 (1944), "Охотник Таласа" (совм. с К. Эшмамбетовым, 1946), "Голубой
 ястреб" (1949), "Похищение Гульбары" (1950).
  Пост.: "Еж и Петрушка" Зака (1930, Т-р детской книги, Москва),
 "Ревизор" (1935, Моск. обл. т-р кукол), "Охотник Таласа" (Т-р кукол,
 Фрунзе, 1946), "Похищение Гульбары" (1950, там же).
  Соч.: Театр кукол, М., 1934; Как научиться управлять куклой. Л., 1936
 (совм. с В. М. Потёмкиной); Спектакль театра кукол, М., 1937; Пьесы,
 Фрунзе, 1958. Д. Бр.
  ШВЕРУБОВИЧ, Вадим Васильевич [р. 28.VII (10.VIII).1901 ]-рус. сов.
 театр. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). С 1920 работал в
 постановочной части Моск. Художеств, т-ра. В 1922-24 - зам. заведующего,
 а в 1932-59 - зав. постановочной частью этого т-ра (в 1926-30 - зав.
 постановочной частью б. Александрийского т-ра, в 1930-32 - Студии Малого
 т-ра). С 1946 ведёт преподавательскую работу. Руководитель
 постановочного ф-та Школы-студии МХАТа.
  Соч.: Режиссёр и оформление спектакля, М., 1955, 2 изд., 1965;
 Режиссёрский коммент. и оформление спектакля в книгах: Горький М.,
 "Враги", М-, 1937; В и p т а Н., "Земля", М.-Л., 1938; Тренёв К.,
 "Любовь Яровая" М.-Л., 1940; В с. Иванов, "Бронепоезд 14-69, М.-Л."
 1940. С. Г.
  ШЕБАЛИН, Виссарион Яковлевич [29.V(11.VI). 1902-28. V. 1963] - рус.
 сов. композитор, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. РСФСР (1947). Был
 депутатом Верх. Совета РСФСР 2-го созыва. Д-р искусствоведения. Окончил
 Моск. консерваторию (1928, класс композиции Н. Я. Мясковского). Ш.автор
 5 симфоний, произв. для камерного ансамбля, вок. и хоровых. Музыка Ш.
 отличается законченностью и ясностью музыкального языка, нац.
 своеобразием. Наиболее крупное соч. Ш. для т-ра-комическая опера
 "Укрощение строптивой" (1957, Большой т-р). Опера отличается
 динамичностью развития действия, мелодич. яркостью, мастерством вок.
 ансамблей, изяществом оркестровки. Написана она в традиц. жанре комич.
 оперы; в ней перемежаются ариоз-ные формы и "сухой" речитатив, широко
 используется приём лейтмотивности. Др. соч. Ш. для т-ра - опера "Солнце
 над степью" (1958, Москва, Ансамбль сов. оперы В ТО) о гражданской войне
 на Дону; муз. комедия "Жених из' посольства" (1942, Свердл. т-р муз.
 комедии). Ш. сделал новую редакцию и оркестроку оперы Мусоргского
 "Сорочинская ярмарка", а также оркестровал его же незаконч. оперу
 "Саламбо", дописал 2-й акт в опере "Запорожец за Дунаем", создал новую
 ред. этой оперы, дописал нек-рые вок. партии и оркестровое сопровождение
 в опере "Воевода" Чайковского, восстановил по авторским эскизам
 отдельные фрагменты из "Лебединого озера" и "Ундины" Чайковского. Ш.
 писал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч.: "Командарм 2" Сельвинского
 (1929), "Баня" Маяковского (1930), "Последний решительный" Вишневского
 (1931), "Дама с камелиями" Дюма-сына (1934)-все в Т-ре им. Мейерхольда;
 "Лестница славы" Скриба (1936), "Мария Стюарт" (1941) - обе в Т-ре
 Революции;
  "Любовь Яровая" (1936); "Стакан воды" Скриба (1936), "Каменный
 гость", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь" Пушкина (1937) - все в
 Т-ре-студии под рук. Завадского; "Гамлет" (1958, Т-р им. Вахтангова),
 "Мастерица варить кашу" Чернышевского (1952, ЦТСА), "Веер леди
 Уиндермиер" Уайльда (1959, Малый т-р, Москва) и др. Автор музыки к
 фильмам.
  С 1928 вёл педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1935 -
 профессор, в 1942-48 - директор). Лауреат Гос. пр. СССР (1943, 1947).
  Лит.: История русской советской музыки, т. 4, ч. l. M., 1963; Б э л з
 а П., В. Шебалин, М.-Л., 1945; Протопопов В л., О музыке В. Шебалина,
 "Сов. музыка", 1958, 11. В. Делъ.
  Ш‚БЕРГ (Sjoberg), Альф (р. 21.VI.1903) - швед. режиссёр. В 1925
 окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм), на сцене к-рого
 дебютировал в качестве актёра. С 1930 - режиссёр этого т-ра. Ученик и
 последователь У. Муландера, Ш. развивал принципы эпич. зрелища, в к-ром
 глубокое исследование внутр. мира героев сочетается с напряжённым
 драматизмом. Центр, проблема творчества Ш.- человек и история, личность
 и противоборствующие поли-тич. силы. Спектаклям Ш. присущи яркая
 театральность, красочность, ритмич. экспрессия. В 30-е гг. пост.
 антифашистские спектакли, проникнутые идеями социализма: "Святое
 семейство" Вернлунда (1934), "Наша честь, наше могущество" Грига (1937),
 "Человек без души" (1938), "Победа во тьме" (1940) Лагер-квиста, "Анна
 Софи Хедвиг" Абелля (1939). Полемич. осмыслением традиц. трактовок
 отличается работа Ш. над произв. классич. скандинавской драматургии:
  "Юхан Ульфшерна" Хедберга (1932), "Аморпна" (1951), "Драгоценности
 королевы" (1957) Альмквиста, "Йун Габриэль Боркман" (1947), "Бранд"
 (1950) Ибсена, "Карл XII" (1940), "Фрекен Юлия" (1949), "Эрик XIV"
 (1950), "Мастер Улоф", "Отец" (1959) Стриндберга. Ш. стремится к
 созданию лаконичного, но ёмкого образа эпохи, среды, к скульптурно
 чеканной пластичности сцен. Среди лучших спектаклей также:
  "Преступление и наказание" по Достоевскому (1941), "Кровавая свадьба"
 Гарсиа Лорки (1944), "Мухи" Сартра (1945), "Приговорённый к смерти"
 Дагермана
  (1947), "Философский камень" Лагерквиста (1948), "Тартюф" (1949),
 "Ревизор" (1959); "Швейк во второй мировой войне" (1963), "Мамаша Кураж
 и её дети" (1965) Брехта. Ш.- один из крупнейших швед. кинорежиссёров.
 Почётный доктор философии Лундского ун-та.
  Лит.: В e i } e r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954;
 Theatre in Sweden. .Special issue of "World Theatre", v. 4, J\ 2, Brux.,
 [1955]; Eriksson G., Alf Sjoberg, Stockh., 1966 (в печати).
  ШЕБУЕВ, Георгий Александрович [наст. фам.- Г у б л e p; р.
 21.11(5.111). 1891 ] - рус. сов. актёр и режиссёр. Нар. арт. РСФСР
 (1957). Окончил юрпдич. ф-т Казанского ун-та (1913). С 1910 начал играть
 в любительских спектаклях. С сезона 1913/14 - на проф. сцене. Большая
 часть творч. жизни Ш. связана с Самарой (ныне - г. Куйбышев; 1913-14,
 1920-23, 1935-63); работал также в Пензе, Перми, Киеве, Одессе,
 Свердловске, Воронеже, Севастополе и др. городах. Характерный актёр
 (комедийный и драматический), Ш. выступал и в героико-романтич.
 репертуаре. В его исполнении психологически тонкая и точная
 индивидуализация образа сочетается с глубоким обобщением, типизацией,
 черты мягкого юмора с острой сатиричностью. Свои лучшие работы Ш. создал
 в пьесах Островского, Чехова, Горького; нек-рые роли он играл в течение
 почти всей своей творч. жизни (Протасов - "Дети Солнца", Карандышев).
 Обладая природной музыкальностью, Щ. выступал также в оперетте и на
 эстраде. Оставил сцену в 1963. Автор театр. статей и рецензий.
  Роли: Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Барон ("На дне"), Цыганов
 ("Варвары"), Семён Рак ("Воздушный пирог/ Ромашова), Братишка ("Шторм"
 Билль-Белоцерковского), Фрезер ("Потоп" Бергера), Болинброк ("Стакан
 воды" Скриба), Чацкий, Арбенин; в оперетте - Гаспар ("Корневильские
 колокола" Планкета), граф Данило ("Весёлая вдова" Легара) и ДР.
  Соч.: Актёрское счастье. Воспоминания, Куйбышев,
  1964.
  Лит.: Финк Л., В гриме и без грима, Куйбышев
  1965. с. 8-29. А. Шн.
  ШЕВАЛДЫШЕВА, Софья Николаевна [наст. фам.- Ефимова; р. 25. VII (6.
 VIII). 1897] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР
 (1958). В 1926 окончила театр. ф-т ВХУТЕИНа (ученица Ф. Ф. Федоровского
 и А. В. Лентулова). В 1927-28- художник МХАТа 2-го, в 1929-33 - "Синей
 блузы". Уже в первой значит, работе Ш.- оформлении спектакля "Разлом"
 (1931, Т-р им. Я. Купалы)-проявились черты, характерные для всего
 последующего творчества художницы: чёткость и лаконичность композиции,
 использование архитектурных форм и сценич. пространства, поэтичность,
 красочность декораций. Ш. была гл. художником Моск. цирка (1935-37),
 Моск. драм. т-ра (1946-57).
  Оформила спектакли: "Седов" Подольского (1938, Госцен-тюз), "Комедия
 ошибок" Шекспира (1939, Моск. т-р им. Баумана), "Испанцы" Лермонтова и
 "Чапаев" по Фурманову (1942, Астраханский ТЮЗ), "Депутат Балтики"
 Рахманова (1946), "Нищий и принц" Михалкова ("Том Кенти", 1949). "Синий
 фарфор" Григулиса (1949), "Канун грозы" Маляревского (1951), "Не называя
 фамилий" Минко (1953), "Коварство и любовь" (1955); "Господин покойник"
 Нушича (1956), "Все мои сыновья" Миллера (1957) - все в Моск. драм.
 т-ре; "Месяц в деревне" Тургенева (19,45, Волгоградский т-р) и др.
  Лит.: Выставка эскизов декораций, костюмов и этюдов художницы С. Н.
 Шевалдышевой, М., 1958 (Каталог).
  М. Лифш. ШЕВАЛЬЕ (Chevalier), Морис (р. 12.IX.1888) -
  {ранц. эстрадный певец, шансонье актёр т-ра и кино. ыл особенно
 популярен в конце 20-х и в 30-е гг. в Европе и США. После 2-й мировой
 войны с большим успехом возобновил артистич. деятельность,
  Соч.: Autobiographie, P., 1956.
  Лит.: F а г g u e L., Music-hall, P., 1948; С a r l e s R. Maurice
 Chevalier, pret. de Pagnol, P., 1950. Л. Б. П.
  ШЕВЕЛ‚В (наст. фам.- Шевелюхин), Николай Артемьевич [1869 или 6(18).
 XII. 1874-12. XII.
  4929] - рус. артист оперы (баритон). В конце 1880-х гг. поступил в
 хор, организованный знатоком рус. нар. песен Т. И. Филипповым, и затем
 на его средства обучался пению в Милане у Синьоретти [1889 (?)- 1896 ].
 В 1896-1903 - солист Моск. частной рус. оперы, затем оперной антрепризы
 Гвиди [1906(?)-08, Петербург], моек. Оперного т-ра Зимина (1908-13 и
 1922-24). С 1913 пел на провинц. сценах (в т. ч. в Сибири и на Урале,
 гастролировал в Москве); в 1919-22 - солист Тифлисского оперного т-ра (с
 1937 - Т-р оперы и балета им. Палиашвили) и профессор консерватории в
 Тифлисе. Гастролировал за рубежом (Зап. Европа, Сев. и Юж. Америка,
 Китай, Япония).
  Ш. обладал выдающимися вок. данными-мощным, свободно льющимся голосом
 редкой красоты, отличной дикцией.
  Партии: Купец Калашников (о. п. А. Рубинштейна), Демон, Онегин,
 Мазепа; Князь ("Чародейка" Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной
 ("Царская невеста",первый исполнитель), Валентин ("Фауст"), Жермон;
 Амонасро ("Аида"), Эскамильо ("Кармен"), Генрих VIII (о. п. Сен-Санса),
 Вольфрам, Ганс Сакс ("Тангейзер" и "Мейстерзингеры" Вагнера) и др. В.
 Бр.
  ШЕВЧЕНКО, Тарас Григорьевич [25. II (9.III). 1814, с. Моринцы
 Звенигородского уезда Киевской губ.,- 26. II (10. III). 1861, Петербург]
 - укр. поэт, художник. Основоположник новой укр. лит-ры и укр. лит.
 языка, революц. демократ. Первое знакомство Ш. с театр. нск-вом
 относится к сер. 30-х гг. В 1836 он принимал участие в реконструктивных
 работах по внутр. оформлению Большого т-ра в Петербурге. В годы обучения
 в Академии художеств (1838-43) посещал драматич. и оперные спектакли в
 т-рах Петербурга, вращался в кругу известных актёров и драматургов (Я.
 Г. Брянский, В. А. Каратыгин, В. В. Самойлов, А. А. Шаховской и др.).

<< Пред.           стр. 868 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу