<< Пред. стр. 878 (из 913) След. >>
внутр. мира героев характеризует драмы Ш., он создаёт конкретные картинысовр. ему жизни. Художеств, приёмы Ш.- внешняя обыденность диалога,
скрывающего внутр. подтекст, бытовые сцены, содержащие второй план,
трагизм ситуаций, переходящий в бурлеск и фарс. Ш. утверждает, что жизнь
- комедия, к-рую разыгрывают люди-марионетки. В драмах Ш. находят
выражение бессилие и обречённость мелких буржуа империа-листич. Австрии,
их страх перед жизнью, стремление уйти от неё в мир "красоты и
наслаждений". Наиболее известные драмы Ш.: "Сказка" (1894), "Зелёный
попугай" (1899), "Хоровод" (1900), "Покрывало Беатрисы" (1901),
"Анатоль" (1903), "Крик жизни" (1906), "Сестры" (1919). Пьесы Ш.
пользовались успехом на рубеже 19-20 вв. Шли в "Бургтеатре", берлинском
Нем. т-ре и др.
Соч.: Gesammelte Werke, Fr. /M., 1950; в рус. пер.- Полное собр.
соч., т. 1-8, М-, 1903-10.
Лит.: Specht R., Arthur Schnitzler, der Dichter und sein Werk, B.,
1922; Korner J., Schnitzlers Gestalten und Probleme, W., 1921. Л. Л об.
ШОВИРЕ (Chauvire), Ивет (р. 22. IV. 1917) - франц. артистка балета. В
1927-31 училась в балетной школе при т-ре "Гранд-Опера". С 1941 -
ведущая танцовщица этого т-ра. В 1946 - в труппе "Балет Елисейских
полей"; в 1947-49 - вновь в т-ре
"Гранд-Опера". Выступала в Милане в т-ре "Ла Скала", в Нью-Йорке с
труппой "Русский балет Монте-Карло", в Лондоне - "Фестивал балле" и др.
Ш.- выдающаяся представительница франц. школы классич. танца. Блестящее
мастерство и тонкая артистичность, изящество, строгое чувство стиля и
филигранная отделка деталей - эти общие черты франц. школы получили в
творчестве Ш. глубоко индивидуальное воплощение. Утончённое иск-во Ш.
насыщено острым драматизмом, энергией и волей. Бесстрашие её хрупких
героинь составляет драматич. контраст малодушию, душевной усталости
сопутствующих ей героев. Лучшая из партий Ш.- Тень в балете-аллегории
"Видения" Core - образ вечной спутницы, заставляющей идти вперёд
изнемогающего в борьбе человека. В этой партии, как и в др. партиях
совр. репертуара (балеты "Икар" Шифера, "Наутеос" Леле), Ш.
демонстрирует пластику интенсивную и вместе с тем изысканную. Лучшая
партия классич. репертуара - Жизель.
Лит.: Guillot de Rode F., Ivette Chauvire. P., 1950; L i d o v a I.,
Y'vette Chauvire, в кн.: Dancers and critics, L., 1950. В. Г.
ШОКОЛАД, Ш о к о л a (Chocolat; наст. имя - Рафаэль Падилья,
Padilla;1868-1917) - клоун. С 1884 работал с клоуном Тони и Грэсом,
эпизодически - с Медраном, Пьерантони, Даниэльсом. Прославился как
долголетний партнёр клоуна Фути-та. Расставшись с ним (1910), Ш.
выступал со своим сыном (по сцене - Евгений Гримальди Таблет), но
успехом уже не пользовался. Умер в нищете. А. Шн.
ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ [псевд.; наст. имя и фам.- Шолом Нохумович Рабинович;
18.11 (2. III). 1859 - 13. V. 1916]- евр. писатель. Систематич. лит.
работу начал в 1883. Писатель-прозаик, Ш.-А. был также драматургом.
Наиболее примечательны его одноактные пьесы - "Мазлтов" ("Поздравляем",
1889), "Агенты" (1905), "Люди" (1908), "Ойлем-габе" ("Царствие
небесное", 1915) и многоактные пьесы "АН ойцер" ("Клад", или
"Кладоискатели", 1907, опубл. в 1927 под назв. "Золотоискатель") и
"Крупный выигрыш" (1915; на сцене шла в ред. Добрушина под назв. "200
тысяч"). Драматургич. элементы характерны и для прозаич. произв. Ш.-А.,
поэтому многие его произведения были инсценированы. Лучшие из
них"Человек воздуха" Добрушина (по повести в письмах "Менахем-Мендл") и
"Тевье-молочник" Добрушина и Ойслендера (по циклу рассказов
"Тевье-молочник"). Инсценировались также романы и повести Ш.-А.:
"Сендер-Бланк" (1887), "Иоселе-Соловей" (1889), "Мотеле"
("Мальчик-Мотл", 1907), "Блуждающие звёзды" (1909-10) и др.
Классик евр. лит-ры, Ш.-А. писал об угнетении евр. нар. масс, живущих
в "черте оседлости", об их обнищании, бесправии. Особенно близка была
ему тема "маленького человека", его трагич. судьба. Создав образ
Менахема-Мендла - чудака и фантазёра, смешного и жалкого в своём
стремлении разбогатеть,
Ш.-А. противопоставил ему образ Тевье-молочника- труженика,
воплощающего гуманизм народа, его веру в светлое будущее. Присущие Ш.-А.
юмор, к-рый Горький назвал "печальным и сердечным", и глубокий лиризм
особенно отчётливо проявились в рассказе "Мальчик-Мотл". Творчество
Ш.-А. проникнуто глубоким и страстным осуждением социального строя,
основанного на эксплуатации человека человеком, любовью к трудовому
народу, верой в его творч. силы.
С пост. произв. Ш.-А. связаны лучшие спектакли евр. т-ров в Москве,
Минске, Харькове, Киеве, Одессе. Пьесы и инсц. Ш.-А. ставились за
рубежом (США, Израиль и др.). В произв. Ш.-А. создали сценические образы
выдающиеся мастера советской сцены - С. М. Михоэлс, В. Л. Зускин и др.,
в дореволюц. т-ре - Э. Р. Каминская, Л. Желязо, М. Меерсон, Р.
Заславский и др. Произв. Ш.-А. широко исполняются на эстраде.
С о ч. на рус. яз.: Собр. соч. в 6 тт., т. 1-6, M., 1961-Лит.:
"Советиш" - Литературный альманах, ј 12, М., 1941 (на евр. яз.); Д о б p
у ш и н И., Драматургия классиков, М., 1948 (на евр. яз.); Парус".
Литературно-художественный альманах, Рига, 1959, ј 1,с. 220-28. А. Шн.
ШОЛОХОВ, Михаил Александрович [р. 11(24). V. 1905] - рус. сов.
писатель и общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Член ЦК
КПСС (1961). Деп. Верх. Совета СССР 1-7-го созывов. Академик (с 1939).
Ленинская пр. (1960), Нобелевская пр. (1965).Герой Социалистич. Труда
(1967).
Лит. деятельность начал в 1923 (в 1925 издана первая книга Ш.
"Донские рассказы"). Ш. не выступал как драматург, но почти все его
прозаич. произв. обрели сценич. жизнь, послужили основой для драматич. и
муз. спектаклей. Наиболее широко, в различных вариантах инсценировались
крупнейшие произв. Ш.- роман-эпопея "Тихий Дон" (1928- 1940; Гос. пр.
СССР, 1941) и роман "Поднятая целина" (1932-59). "Тихий Дон"
способствовал рождению одной из первых сов. опер (муз. И. И.
Дзержинского, 1935, Ленингр. Малый оперный т-р; 1936, Большой т-р),
к-рая широко ставилась в СССР и за рубежом (в ГДР, Болгарии, Нью-Йорке и
др.). Со времени выпуска романа "Поднятая целина" (1-я часть) было
создано 5 инсценировок. Одна из первых пост.- спектакль Театра-студии
под рук. Р. Н. Симонова (1934), затем - Ленингр. т-ра ЛГСПС (1935) и др.
Второй этап сценич. жизни произв. Ш. наступил в 50-е гг.; спектакли
Дзержинского т-ра и Центр. т-ра Сов. Армии (оба в 1957). Наиболее
значит, пост. 60-х гг., объединяющие 2 тома романа: Ленингр. Большой
драм. т-р им. Горького (реж. Г. А. Товстоногов; Давыдов - Лавров,
Нагульнов - Луспекаев, Лушка - Доронина, Щукарь - Е. Лебедев), Моск. т-р
им. Пушкина (реж. Б. И. Равенских), Ростовский-на-Дону театр им.
Горького (реж. Э. М. Бебутов). Драматпч. вариант "Поднятой целины" шёл и
за рубежом, в Нем. т-ре им. Рейнхардта (ГДР, 1959), в т-ре в Лангей
(Япония, 1965) и др.
В муз. т-ре опера "Поднятая целина" (муз. Дзержинского) впервые пост.
в 1937 в Большом т-ре и Ленингр. Малом оперном т-ре. На сюжет рассказа
Ш. "Судьба человека" написана одноим. опера Дзержинского, пост. в
Большом т-ре, в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (1961) и в
Киевском т-ре оперы и балета (1962). Инсценирован роман Ш. "Они
сражались за Родину", пост. под назв. "Полк идёт" в Ташкентском т-ре им.
Горького (1965) и Т-ре им. Моссовета.
Произв. Ш. были экранизированы; романы "Тихий Дон" и "Поднятая
целина" дважды.
Лит.: Л у к и н Ю., Михаил Шолохов, М., 1962; Б и -л инки с Я.,
Верность правде, "Вопросы литературы", 1955, ј 4; "Поднятая целина".
Опера И. Дзержинского, Сб. статей, Л.-М., 1937; Большой театр СССР, М"
1952. ff. Мор.
ШОЛЬТИ(8оШ),Дьёрдь(р. 21.X.1912) - венг. дирижёр. Окончив
Будапештскую консерваторию (класс проф. Э. Донаньи и 3. Кодая). В
1930-39 был дирижёром Венг. оперного т-ра в Будапеште, затем эмигрировал
в Швейцарию. В 1947 - дирижёр Мюнхенского, с 1951 -
Франкфуртского-на-Майне оперных т-ров. Выступал дирижёром на междунар.
фестивалях в Зальцбурге (1951) и Эдинбурге (1952). А. Ив.
ШОЛЬЦ (Scholtz), Фридрих (Фёдор Ефимович)
[5.X.1787-15(27).X.1830]рус. композитор и дирижёр. По происхождению
немец. Работал капельмейстером в т-рах Силезии, Курляндии. В 1811
приехал в Петербург и стал капельмейстером оркестра Придворной капеллы.
В 1815 переехал в Москву. С 1820 до конца жизни был дирижёром Большого
т-ра. Написал мн. балетов, интермедий-дивертисментов и опер-водевилей.
Ряд произв. Ш. написал совм. с А. Н. Всрстовским и А. А. Алябьевым:
увертюра к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева (1825),
опера-водевиль "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1824, т-р
на Моховой); совм. с Алябьевым, Верстовским и Виельгорским - "Проситель"
(1824, т-р на Моховой и Петерб. т-р); совм. с Алябьевым, Верстовским и
Л. В. Маурером - "Муж и жена" (1830, Большой т-р); совм. с Алябьевым, И.
И. Геништой и Маурером - "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1845, там
же) и др.
С 1815 занимался педагогич. работой.
Лит.: Погожев В., Столетие организации имп. московских театров (Опыт
исторического обзора), вып. 1, кн. 2, СПБ, 1908; Одоевский В.,
Музыкально-литературное наследие. М., 1956; Гозенпуд А., Музыкальный
театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959. А. Ив.
ШОМЛАИ (Somlay), Артур (28.II.J883-11.XI.1951)--венг. актёр. Нар.
арт. ВНР (1951). Окончив театр. студию при т-ре "Вигсинхаз" в 1900,
начал выступать на периферии. В 1905 вернулся в т-р "Вигсинхаз".
Впоследствии играл во мн. т-рах Будапешта. Исполнял роли Гамлета, короля
Лира, характерные роли в отечеств. драматургии - Тиборц и бан Петур
("Банк-бан" Катоны), судья Шари (о. п. Морица) и др. Гражданственность
иск-ва Ш., его высокое реалистич. мастерство с особой силой проявились в
годы после освобождения страны от фашистской оккупации (1945). Ш. создал
свои лучшие сценические образы - Егор Булычев, Президент ("Коварство и
любовь"). С 1945 работал в Нац. т-ре (Будапешт). Ш.- один из
основоположников нового социалистич. т-ра, активный общественный
деятель. Был первым председателем Союза венг. актёров. Пр. Кошута (1948
и 1951).
Лит.: Benedek Andras, Somlay Artur, в кн.:
Nagy magyar seineszek, Bdp., 1957. А. Гер.
"ШОПЕНИАНА" ("Сильфиды")-балет на муз. Ф. Шопена, либретто М. М.
Фокина. Пост. 10 февр. 1907, Мариинский т-р, .Петербург (ноктюрн -
Булгаков и Уракова, вальс - Павлова и Обухов, мазурка - Седова и П.
Гердт, тарантелла - Фокина и Ширяев, балетм. Фокин, декорации сборные,
оркестровка А. К. Глазунова).
На сов. сцене: 4 февр. 1923, Петроград, Т-р оперы и балета
(исполнители - Билль, Большакова, Трояновская, Пономарёв; дирижёр
Дранишников, декорации сборные). Возобновление, 1932, Большой т-р,
Москва (исполнители - Абрамова, Васильева, С. Мессерер, Ермолаев;
балетм. Чекрыгин, дирижёр Файер, худ. Коровин). Пост. в т-рах оперы и
балета др. городов: Самара (1931), Куйбышев (1935), Тбилиси (1942),
Минск (1952), Донецк (1954), Вильнюс (1955), Одесса (1957), Рига (1958),
Львов, Душанбе (1959), Ташкент, Улан-Удэ (I960), Новосибирск (1961),
Алма-Ата (1962) и др. За рубежом: под назв. "Сильфиды", принятом затем
для большинства зарубежных пост.: Париж, т-р Шатле (1909, "Русские
сезоны"), Нью-Йорк (1911, 1916, 1940), Копенгаген (1925), Лондон (1932,
1946), Монте-Карло (1936) и др.
Лит.: Слонимский Ю., Египетские ночи... Шо-пениана... Карнавал...
[Л.], 1935, с. 24-32; Фокин М., Против течения, Л.- М-, 1962, с.
161-220. Г. Ш.
"ШОПКА" (польск. Szopka, букв. - вертеп) - одна из старейших форм
польск. нар. т-ра кукол. Получила распространение в период
средневековья. "Ш." зародилась как часть богослужения зап. католич.
церкви (в 16 в. возник обычай ставить в рождественские праздники в
церквах ясли с деревянными фигурками, изображавшими персонажи
евангельской легенды о рождении Христа). Представления "Ш."
разыгрывались в двухъярусном ящике; действовали стержневые куклы "на
потыках" (на палочках), к-рых кукольники передвигали посредством
прикреплённой снизу проволоки по щелям пола ящика. Рождественские
представления вначале носили религиозно-мистериальный характер. В 16-17
вв. в них были введены бытовые и сатирич. мотивы. Евангельские эпизоды,
разыгрываемые в верхнем ярусе "Ш." ("рай"), перемежались бытовыми
интермедиями, исполнявшимися в нижнем ярусе ("ад"). Среди персонажей
интермедий - польск. собрат Петрушки - Копленяк. Изготовление макетов
"Ш.", отражавших богатство нац. архитектуры, историч. памятников
старинных городов, стало традиционным в польск. нар.-иск-ве ("Ш."
краковского каменщика Эзенэкера 19 в.). Представления "Ш." оказали
влияние на зарождение в 16-17 вв. кукольных спектаклей на Украине
(вертеп) и в Белоруссии (батлейка).
Приёмы "Ш." широко используются в польск. сатирич. т-ре кукол в 20 в.
Куклы "на потыках", воспроизводившие младенца Христа и царя Ирода, стали
изображать совр. польских политич. деятелей, артистов, писателей
(сатирич. обозрения краковского т-ра миниатюр "Зелёный балник", осн. в
1911). В репертуаре сатирич. "Ш." т-ров кукол нар. Польши преобладают
пьесы-афоризмы, миниатюры-гротески: "Самый миниатюрный театр в мире
-"Гусь зелёный4'" Галчиньского (1947-52, Краков), "Сатирическая "Шопка""
1956 Марьяновича, Минкевича, Залуцкого (худ. Заруба, 1956, Варшава) и
др.
Лит.: Перетц В. Н.,К истории польского и русского народного театра,
СПБ, 1909; Воробьев Г. А., Шопка, польский вертеп, "Исторический
вестник", 1899, т. 77, июль, с. 248-63; Заруба E., Сатирический театр
кукол, "Польша", 1956, ј 3; Театр кукол зарубежных стран. Сб., М., 1959.
с. 215-21; Юрковский Г.,Кили а н А., Польский театр кукол, Варшава,
1960; M а г i -anowicz A., Minkiewicz J., Zalucki M., Szopka satyryczna
1956, Warsz., 1956. С. Др.
ШОРТАНОВ, Аскерби Тахпрович (р. 1916) - кабардинский советский
драматург и режиссёр. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР (1939). Чл.
Коммунистич. партии с 1941. Учился на режиссёрском ф-те ГИТИСа.
Участник, а с 1932 - руководитель первого самодеятельного коллектива,
ставившего спектакли на кабардинском и рус. яз. Написал для этого т-ра
свои первые пьесы "Рулак Аббасов", "Мурат и фаталист". В 1933 принял
участие в организации театр. студии в Нальчике и до 1935 был её
режиссёром. С 1937 - худ. рук. Кабардинского колх.-совх. т-ра. В 1939
написал и пост. здесь героич. драму "Аул Батыр". Автор пьес -"Когда
загорается свет" (1947) о жизни колхозной деревни после Отечеств, войны,
"Посланец партии" (1954) о событиях гражд. войны на Сев. Кавказе,
"Навечно" (1957) о присоединении Кабарды к России, "В одной семье"
(1958) об утверждении новой морали, Камбот и Ляца" (1956) по поэме А.
Шогенцукова.
Пьесы Ш. ставились в Каб.-Балк. т-ре в Нальчике, переводились на яз.
др. народов Сев. Кавказа, шли в т-рах Сев. Осетии, Адыгеи. Ш.- автор
книги "Театральное искусство Кабардино-Балкарии" (1961). E. Ж.
ШОРШТЕЙН, Константин Осипович (г. рожд. не-изв.- ум. 1922) - рус.
актёр и режиссёр. Учился на юридич. ф-те Киевского ун-та. Творч.
деятельность начал в 1900 в Киеве. Работал во многих антрепризах. После
революции - в т-рах Туркестана (труппа 3. А. Малиновской - Товарищество
драм. артистов). В 1918 принял участие в создании первого в Ср. Азии
"Советского т-ра" в Ташкенте и был его худ. рук. В 1919 возглавил
Гарнизонный т-р в Ташкенте. В годы гражд. войны руководил фронтовой
труппой, обслуживавшей агитпоезда Закаспийского фронта. Оказал большую
творч. помощь деятелям молодого узб. сов. театра.
Ш.- актёр реалистич. школы, играл трагедийные и героич. роли:.
Отелло, Гамлет; царь Эдип (о. п. Софокла), Вильгельм Телль (о. п.
Шиллера), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Освальд и др. Пост. в
"Советском т-ре" (1918-19): "Ткачи" Гауптмана, "Женитьба", "Ревизор";
"Отцы и дети" по Тургеневу, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Мещане";
"Королевский брадобрей" Луначарского.
Лит.: Дьяченко В. П., Первый гос. рус. драм. т-р в Ср. Азии,
Общественные науки в Узбекистане", 1965, ј 9, с. 43-46.
ШОССОН (Chausson), Эрнест (21.1.1855-10. VI. 1899) - франц.
композитор. Учился у Ж. M а сено в Парижской консерватории и у С.
Франка. Написал оперы-"Елена", "Король Артус" (1903, т-р "Де ла Мон-не",
Брюссель), лирич. сцены "Жанна д'Арк" (1882); музыку к драмам "Буря"
Шекспира (1888) и "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, обе в Париже).
Лит.: В a r r i с e l l i J.- P. and W e i n s t e i n L., E.
Chausson, the comnoser's life and works, L., 1950; то же, Horman
(Oklahoma), 1955, 1958. Ал. M.
ШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич [р. 12(25). IX. 1906] - рус. сов.
композитор, пианист, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1954).
Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов и
Верховного Совета СССР 6-7-го созывов. Окончил Ленинградскую
консерваторию (классы: фп.- Л. В. Николаева, 1923; композиции - М. О.
Штейнберга, 1925). Для творчества Ш., одного из самых выдающихся
композиторов современности, характерно вдохновенное новаторское
воплощение важнейших социально-исторических явлений действительности,
больших трагических коллизий и антагонистических противоречий (война и
мир, человеконенавистничество и гуманизм, реакция и прогресс),
противопоставление мощи света и добра силам мрака и зла. Наиболее
активно композитор работает в области крупных инструмент, жанров,
сим-фонич. и камерных (13 симфоний, 5 концертов, множество
камерно-инструмент. и др. произв.). Наряду с этим Ш. обращался к разл.
формам театр. музыки и проявил себя как мастер муз. драматургии. Ш.
написал 2 оперы, 3 балета, оперетту, музыку ко мн. театр. пост. и
фильмам.
В опере "Нос" (1930, Ленингр. Малый оперный т-р;
1964, Флоренция; 1965, Прага) по о. п. Гоголя Ш. исходил из
тенденций, намеченных Мусоргским в "Женитьбе"! а также из условности
т-ра масок и нек-рых элементов оперного стиля И. Ф. Страгинского
("Мавра"). Ш. стремился создать эксцентричную, весёлую, обличительную
оперу, в к-рой слово, музыка и действие были бы слиты воедино. Отсюда
инструментально-речитативный склад вок. партий, едкая колючесть муз.
языка, обилие политональных наложений и ато-нальных разделов,
стремительность сценич. развития. В 1932 Ш. закончил одно из своих
центр, произв.- оперу "Леди Макбет Мценского уездау ("Катерина
Измайлова", 1934, Муз. т-р им. Немировича-Данченко) по Н. С. Лескову,
пост. во мн. оперных т-рах мира. Композитор переосмыслил повесть, придал
сюжету социально-обличительную направленность. Он обострил негативные
стороны обстановки, окружающей Катерину, тем самым подчеркнув, что его
героиня является жертвой эпохи и среды. Ш. поднял личную драму Катерины
до социальной трагедии. Отсюда и жанр оперы - "трагедия-сатира".
Партитуре оперы свойственно сквозное симф. развитие. Вок. партии
характеризуются психодогич. напряжённостью. В этом глубоко новаторском,
самобытном произв. Ш. перекрещиваются традиции Мусоргского, Чайковского
(борьба личности за счастье в условиях социального гнёта и
несправедливости), ощущается воздействие смелой ломки штампов, присущей
операм Прокофьева. В результате односторонней, субъективистской критики,
к-рой подверглось творчество Ш. в сер. 1930-х гг., опера была снята с
репертуара. С 1963 она вновь пошла на сценах мн. сов. т-ров в новой
авторской редакции (в 1967- фильм-опера).
Балетам Ш. свойственна дивертясментность. Балет "Золотой век" (1930,
Т-р оперы и балета им. Кирова) написан на основе бытового
танц.-песенного материала; "Болт" (1931, там же) - остро сатирич.