<< Пред.           стр. 879 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 произв. на производственную тематику; "Светлый ручей" (1935, там же и
 Большой т-р) написан на сюжет из колхозной жизни. На музыку Ш. пост.
 одноактные балеты: "Танцевальная сюита" (1958, Большой т-р), "Цветы"
 (1961, Ленингр. Малый оперный т-р), "Седьмая симфония" (1961, Т-р оперы
 и балета им. Кирова; 1964, Т-р им. Яначека, Брно), "Барышня и хулиган"
 (1962, Ленингр. Малый оперный т-р и др.).
  Лирич. музыка оперетты Ш. "Москва, Черемушки" (1959, Моск. т-р
 оперетты) на сюжет о новосёлах построена на мастерски используемых
 элементах бытовых жанров и интонаций. Эта тенденция использования
 бытовых мотивов имеет большое значение в творчестве Ш. и даёт реалистич.
 основу его муз. языку.
  Ш.- автор музыки к драм. спектаклям: "Клоп" Маяковского (1929, Т-р
 им. Мейерхольда), "Выстрел" Безыменского (1929, ТРАМ), "Целина" Горбенко
 и Львова (1930, там же), "Правь, Британия" Пиотровского (1931, там же),
 "Гамлет" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Условно убитый" Воеводина и Рысса
 (1931, Ленингр. мюзик-холл), "Человеческая комедия" по Бальзаку (1934,
 Т-р им. Вахтангова), "Салют, Испания!" Афиногенова (1936, Ленингр. т-р
 драмы им. Пушкина), "Король Лир" (1941, Ленингр. Большой драм. т-р) и
 мн. др. Ш. оркестровал оперы - "Борис Годунов" (1959, Т-р оперы и балета
 им. Кирова) и "Хованщина" (1960, там же).
  С 1937 ведёт педагогич. работу (с 1939 - профессор Ленингр., с
 1943Моск. консерваторий). Первый секретарь Союза композиторов РСФСР (с
 1961). Лауреат Ленинской пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946,
 1950, 1952), Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между
 народами" (1954) и пр. им. Сибелиуса (1958). Член Славянского комитета
 СССР (1942) и Советского комитета защиты мира (1949). Почётный член
 зарубежных муз. академий: Шведской (1954), Римской (1956), Берлинской
 (ГДР) академии иск-в (1956), Американской академии наук (1959). Почётный
 член Американского ин-та иск-в и лит-ры (1943), почётный доктор
 Оксфордского университета (1958), почётный профессор Мексиканской
 консерватории и др.
  Соч.: К премьере "Носа", "Рабочий и театр", 1929, .No 24; О моей
 опере, в кн.: Д. Шостакович, "Катерина Измайлова", М., 1934; О подлинной
 и мнимой программности, "Сов. музыка", 1951, .ј 5; Думы о пройденном
 пути, там же, 1956, .ј 9.
  Лит.: Мартынов И., Д. Шостакович, М., 1962;
  Данилевич Л., Наш современник. Творчество Д. Шостаковича, М., 1965; С
 а к в а К., Новая встреча с Катериной Измайловой, "Сов. музыка", 1963,
 .ј 3; Г р и г о р ь-е в а Г., Первая опера Шостаковича "Нос", в сб.:
 Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Шумская Н., Традиции и
 новаторство в опере Шостаковича "Катерина Измайлова", там же; Садовников
 Е.Л.,Д. Шостакович. Нотографический справочник, 2 изд., М., 1965. J9.
 Делъ.
  ШОТЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
  В течение мн. лет театр. жизнь Шотландии сосредоточивалась в Глазго и
 Эдинбурге и находилась в зависимости от англ. т-ра (см. Английский театр
 и Английская драматургия). В этих городах драматич. т-ры начали
 появляться в сер. 18 в. Первый патент на "концертный* зал"'в Эдинбурге
 выдан в 1767. Здесь была пост. трагедия Дж. Хоума (1722-1808) "Дуглас".
 В 1769 актёр и антрепренёр Д. Росс открыл в Эдинбурге т-р "Ройял", где
 ставились пьесы англ. авторов и играли преим. англ. актёры. В 1859
 здание т-ра было снесено. Был вновь построен новый т-р "Ронял" на месте
 сгоревшего в 1853 т-ра "Адельфи". В 1883 открылся т-р "Лицеум". В Глазго
 к сер. 18 в. построено три театр. здания, сожжённые впоследствии религ.
 фанатиками. В 1782-1863 в городе работал "Данлоп стрит тиэтр" (в нём
 выступала труппа из Эдинбурга), в 1805-29 - т-р "Куин стрит", в 1842-48
 - т-р "Адельфи", в 1845 - т-р "Сити". Затем были основаны т-ры "Куинс" и
 "Принс". В 1869 открыт т-р "Ройял" в Глазго (отстроен в 1879 после
 пожара). В конце 19 в. начали работать т-ры "Лицеум" и "Кинге".
  Возникновение шотл. драматургии относится к эпохе Возрождения, когда
 поэт-гуманист Д. Линдсей пост. пьесу: "Приятная сатира о трёх сословиях"
 (1540). Однако деятельность первых драматургов не оказала значит,
 влияния на развитие театр. иск-ва. На протяжении 17 в. в Шотландии не
 появлялись произведения нац. драматургии. И только в 1756 была
 опубликована трагедия "Дуглас" Хоума. Шотл. т-ры 2-й пол. 18 - нач. 19
 вв. включали в репертуар преим. пьесы англ. драматургов. В эпоху
 романтизма на шотл. сцене появляются инсценировки историч. романов шотл.
 писателей - В. Скотта "Гай Манринг" (1817, т-ры Глазго и Эдинбурга) и
 др. Становятся популярными мелодрамы и романтические трагедии. Некоторое
 развитие получает пантомима. В конце 19 в. пользуется успехом пьеса
 "Диккон Броди" Стивенсона и Хенли (1880), а также ранние пьесы Дж.
 Барри.
  Первая попытка создания нац. т-ра относится к нач. 20 в., когда
 работал Репертуарный т-р Глазго (1909-14). Во главе т-ра стояли А.
 Уэринг и комитет" в к-рый вошли проф. Дж. Филлимор и М. Диксон. В
 репертуаре т-ра было неск. пьес шотл. драматургов в т. ч. "Кэмпбелл из
 Килмора" Фергюсона. В нач. 1-й мировой войны т-р закрылся. В 1921
 организовалась труппа "Шотландские национальные актёры". В 1921- 1936
 шотл. драматургия получает наибольшее развитие. На сцене т-ра ставятся
 пьесы Дж. Брэндейна (р. 1869), Р. Миллара (р. 1889), Дж. Корри (р.
 1894), Дж. Брай-ди (1888-1951), Дж. Фергюсона, Дж. Барри (1860- 1937). В
 1939 состоялся первый шотл. театральный фестиваль. С этого времени Брит.
 драматич. лига ежегодно устраивает театр. фестивали, в к-рых принимают
 участие проф. и любительские коллективы Шотландии. В 1943 в Глазго
 основан существующий и поныде репертуарный Гражданский т-р, одним из
 создателей и руководителей к-рого был драматург Дж. Брайди. В 1941
 создан рабочий полупроф. т-р "Глазго юнити тиэтр", связанный с
 лондонским т-ром "Юнити" (т-р пост. "На дне", 1945; "Оружие и человек"
 Шоу, 1951). В 60-е гг. созданы репертуарные т-ры в Перте и Данди. С 1947
 в Эдинбурге устраиваются ежегодные Эдинбургские фестивали музыки и драмы
 (длятся обычно три недели). Ф. К.
  ШОУ (Shaw), Бернард Джордж (26.VII.1856, Дублин,- 2. XI. 1950,
 Эйот-Сент-Лоренс)- англ. драматург, критик и публицист. Ирландец по
 происхождению. С 1876 занимался журналистикой и писанием романов, к-рые
 сначала ни одно издательство не хотело печатать. В 1885 Ш.- рецензент
 газ. "Пэлл-Мэлл", в 1886-87 - художеств. критик, в 1890-94- муз. критик
 газ. "Уорлд", в 1888-90 - муз. критик газ. "Стар" (писал под псевд.
 Корно дне Бассето), в 1895-98 - театр. критик еженедельника "Сатерди
 ревью".
  Обращение Ш. к драме было вызвано влиянием Г. Ибсена, пропагандистом
 к-рого Ш. выступил в книге "Квинтэссенция ибсенизма" (1891, 3-е
 расширенное изд. 1913). Первую пьесу Ш. начал писать в 1885 совм. с У.
 Арче ром, но несколько лет спустя, отказавшись от начального варианта,
 создал оригинальную драму "Дома вдовца" (1892, "Независимый т-р",
 Лондон). Эта и следующие пьесы Ш. неизменно вызывали враждебное
 отношение бурж. публики и консервативной критики. Его произв. с трудом
 пробивали себе путь на сцену. Нек-рые пьесы впервые ставились за рубежом
 (в США). Однако в нач. 20 в. пьесы Ш., считавшегося
 драматургом-бунтовщиком и ниспровергателем, начинают широко ставиться в
 Англии и на континенте Европы.
  Социалист по политич. убеждениям, Ш. с самого начала творч.
 деятельности выступал с обличением пороков капитализма, заявлял о
 необходимости замены бурж. строя коммунистическим. Если в начале творч.
 деятельности Ш. придерживался реформистских взглядов, то затем, в
 особенности под влиянием Октябрьской революции, признал правомерность
 рево-люц. насилия. В многочисл. публичных выступлениях Ш. поддерживал
 политику Сов. правительства и опровергал клевету жёлтой прессы на Сов.
 Союз. Он был решительным противником империализма, активно выступал
 против фашистов (хотя вначале не понял реакционной сущности политики
 Муссолини и Гитлера).
  Социально-политич. воззрения Ш. получили выражение и в его
 драматургич. творчестве. Ш.- крупнейший создатель "драматургии идей".
 Его пьесы откровенно тенденциозны: "Я пишу пьесы с определённым
 намерением привить всему народу мои мнения". В отличие от других
 драматургов-философов, Ш. облекает свои идеи в шутливую форму. Смех для
  Ш.- средство утверждения идей, враждебных бурж. строю жизни. "Марк
 Твен и я находимся в одинаковом положении,- писал Ш.,- мы должны
 высказывать свои мнения так, чтобы люди, которые иначе повесили бы нас,
 думали, будто мы шутим". Излюбленный приём Ш.- парадокс. Парадоксальной
 является в его пьесах драматич. ситуация, парадоксами изобилует речь его
 персонажей. Круг тем пьес Ш. необыкновенно широк: от нравственно-бытовых
 вопросов до проблем космического масштаба. В центре его творчества -
 противоречия, возникающие из-за того, что строй жизни, созданный
 капитализмом, враждебен человеческой природе и естественным понятиям о
 справедливости. Ш. смело обличает пороки бурж. общества: социальное
 неравенство, лживую, ханжескую мораль, бессовестное хищничество; он
 утверждает подлинную гуманность, к-рая будет достигнута тогда, когда
 люди проникнутся социалистич. отношением ко всем явлениям жизни. Пьесы
 Ш. построены на конфликтах, выражающих столкновение противоположных
 социальных тенденций. Его персонажи всегда являются носителями
 определённых идей, хотя иногда они непоследовательны в своих суждениях,
 и поступки их противоречивы. При всей ярко выраженной тенденциозности,
 пьесы Ш. не завершаются ясно выраженной моралью. "Назначение театра в
 том, чтобы возбуждать людей, заставлять их думать,- говорил Шоу,- а не в
 том, чтобы давать им готовые решения жизненных проблем". Эти взгляды Ш.
 на драму, сформировавшиеся еще в пору его работы театр. критиком,
 определили художеств. природу всего его драматургич. творчества.
  Деятельность Ш. делится на четыре периода. В первый период происходит
 формирование творч. метода Ш., определяются принципы "драматургии идей",
 посв. острейшим проблемам общественной жизни и нравственности. К этому
 периоду относятся пьесы, написанные в 1892-1900. Ш. объединил пьесы этих
 лет в три цикла: "Три неприятные пьесы" (изд. 1898) - "Дома вдовца",
 "Сердцеед" (1905, Новое сце-нич. об-во, Лондон), "Профессия миссис
 Уоррен" (1905, т-р "Гаррик", Нью-Йорк; 1925, т-р "Риджент", Лондон;
 1925, т-р принца Уэльского, Бирмингем);
  "Четыре пьесы приятные" (изд. 1898) - "Оружие и человек" (1894, т-р
 "Авеню", Лондон), "Кандида" (1897, "Независимый т-р", Абердин; 1904, т-р
 "Ройял Корт", Лондон), "Избранник судьбы" (1897, т-р "Гранд", Кройдон;
 1907, т-р "Ройял Корт", Лондон), "Поживем- увидим!" (1899, т-р
 "Ройялти", Лондон); "Три пьесы для пуритан" (изд. 1901) - "Ученик
 дьявола" (1897, труппа Р. Мансфилда, Нью-Йорк; т-р принца Уэльского,
 Лондон), "Цезарь и Клеопатра" (1906, "Новый т-р" М. Рейнхардта, Берлин;
 1907, т-р "Гранд", Лидс), "Обращение капитана Брассбаунда" (1900,
 Сценич. об-во в т-ре Стрэнд, Лондон). В пьесах "Дома вдовца" и
 "Профессия миссис Уоррен" гл. внимание драматурга сосредоточено на
 экономич. факторах: деление общества на богатых и бедных с неизбежностью
 ведёт к тому, что первые эксплуатируют вторых, причём даже культурный
 буржуа ("Дома вдовца") оказывается соучастником преступной эксплуатации
 нищего народа; хищники издеваются над теми, кто возмущается
 несправедливостью капиталистич. строя. Ш. показывает, как нищета толкает
 женщин на проституцию ("Профессия миссис Уоррен"), он разрушает
 мещанские иллюзии о браке, но одновременно осмеивает крайности
 эмансипации, т. н. свободную любовь ("Сердцеед", "Кандида", "Поживем -
 увидим!"). В этот период, следуя фабианскому принципу постепенности, Ш.
 считает, что путь к исправлению пороков общества заключается в
 повседневной прак-тич. деятельности, осуществляемой в соответствии с
 требованиями истинной справедливости, а не ханжеской морали, со здравым
 смыслом. В связи с распространением взглядов Ф. Ницше Ш. обращается к
 проблеме роли выдающейся личности в обществе. Он отвергает ницшеанский
 аморальный индивидуализм, иронически характеризует Наполеона ("Избранник
 судьбы"). Яркий пример героич. личности, свободной от мещанских
 предрассудков, у Ш. - бунтарь и безбожник Ричард Даджен ("Ученик
 дьявола").
  Ко второму периоду относятся пьесы, написанные в 1901-14. Они
 продолжают социально-обличительные тенденции и вместе с тем выдвигают
 новые темы и идеи. В первой большой философской пьесе "Человек и
 сверхчеловек" (изд. 1903, пост. 1905, т-р "Ронял Корт", Лондон) Ш. с
 огромной обобщающей силой критикует пороки капиталистич. цивилизации и
 ставит проблему биологич. закономерностей жизни, излагает концепцию
 "жизненной силы" как неподвластной человеку природной основы,
 обеспечивающей прогресс, несмотря на все безумства людей, создающих
 неразумные условия своего существования. В пьесе "Другой остров Джона
 Булля" (1904, там же) Ш. осмеивает романтич. иллюзии ирл. националистов,
 мечтающих о возврате к прошлому, вместо того чтобы повести свою страну
 по пути прогресса. Впрочем, и тут Ш. показывает, что прогресс в условиях
 бурж. общества таит в себе глубокие противоречия. В пьесе "Майор
 Барбара" (1905, там же) осмеяна беспомощность бурж. филантропии,
 пытающейся "облегчить" нищету народа, в остро сатирич. тонах показано
 капиталистич. хищничество. Здесь Ш. вместо призыва к мирным постепенным
 преобразованиям намекает на то, что прогрессивным деятелям следовало, бы
 воспользоваться оружием для справедливых целей. В пьесе "Дилемма
 доктора" (1906, там же) Ш. показывает, что в условиях бурж. общества
 даже медицина теряет свой гуманный характер. Пьеса "Андрокл и Лев"
 (1913, т-р "Сент-Джеймс", Лондон) содержит острую критику догматич.
 христианства. Вопросы брака и семьи рассматриваются в пьесах "Как он
 лгал её мужу" (1905, т-р "Ронял Корт", Лондон), "Женитьба" (1908, т-р
 "Хеймаркет", Лондон), "Мезальянс" (1910, Т-р герцога Йоркского, Лондон),
 "Первая пьеса Фанни" (1911, т-р "Литл", Лондон). В пьесе "Разоблачение
 Бланко Поснета" (1909, Т-р Аббатства, Дублин) Ш. показывает победу
 доброго начала над дурным у конокрада и проститутки (эта пьеса послужила
 поводом для переписки Ш. с Л. Н. Толстым). Пьеса "Пигмалион" (1913, т-р
 "Хофбург", Вена; 1914, Т-р его величества, Лондон) построена на
 конфликте между внешней культурой (язык, манеры) и духовными ценностями
 человека. Как первый, так и второй период творчества Ш. характеризуется
 оптимизмом, убеждением в возможности прогресса.
  Мировая война 1914-18 вынудила Ш. по-новому взглянуть на мн.
 проблемы. В статьях "Здравый смысл о войне" (1914) драматург выразил
 отрицательное отношение к шовинизму англ. милитаристов, доказывая, что
 они ничуть не лучше нем. милитаристов. Обвинённый в отсутствии
 патриотизма, Ш. в пьесе "Инка Иерусалемский" (1916, т-р "Репертори",
 Бирмингем) сатирически показал Вильгельма II. Эта комедия входит в цикл
 "Пьесок о войне", к к-рому относятся также "0'Флаэртп, кавалер креста
 Виктории" 1917, любительский спектакль англ. офицеров на бельгийском
 фронте; 1920, труппа Ирландских актёров, т-р "Стрит", Нью-Йорк; т-р
 "Лирик", Лондон) и "Огестус выполняет свой долг" (1917, т-р "Ройял
 Корт", Лондон). Во второй пьесе сатирически изображены бездарность и
 преступная халатность чиновников-аристократов в военном ведомстве. На
 революцию в России Ш. откликнулся пьесой "Аннаян-ска, большевистская
 императрица" (1918, "Коли-зеум", Лондон). Несмотря на
 гротескно-комедийный характер, эта пьеса содержит мысль о необходимости
 революц. насилия в целях преобразования общества. На протяжении
 длительного периода (1913-19) Ш. работал над пьесой, обобщавшей его
 суждения о кризисе бурж. общества,- "Дом, где разбиваются сердца" (1920,
 т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1921, т-р "Ройял Корт", Лондон). В этой пьесе,
 символизирующей тунеядствующую бурж. Англию, показаны люди, утратившие
 нравственные устои, лишенные воли и характера. Им противопоставлен
 человек, понимающий, что смысл жизни в труде, в' преодолении
 препятствий, изображено молодое поколение, к-рое не хочет жить по
 традициям старой Англии.
  "Дом, где разбиваются сердца" - произв., переходное от второго
 периода к третьему периоду, в к-рый входят пьесы, написанные в 1918-28.
 В эти годы Ш. создал наиболее драматичные, философски насыщенные пьесы
 обобщающего характера. Пента-логия "Назад к Мафусаилу" написана в
 1918-20 (1922, т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1923, т-р "Репертори", Бирмингем).
 Эта грандиозная, по определению Ш., "ме-табиологическая" драма из пяти
 частей, не связанных единством фабулы, объединена идеей: человечество
 создало несовершенный строй жизни, в к-ром господствуют эгоизм и вражда,
 вызывающи" губительные войны; неразумность людей объясняется тем, что
 они живут слишком мало для того, чтобы познать истину и смысл бытия.
 Несмотря на кажущуюся несценичность, пьеса эта неоднократно ставилась
 (полное представление её занимало от 3 до 5 спектаклей, шедших день за
 днём или с небольшими перерывами). "Святая Иоанна" (1923, т-р "Гилд",
 Нью-Йорк; 1924, т-р "Нью", Лондон) - единственная трагедия Ш. (автор
 назвал её хроникой). Героиня пьесы воплощает разум, к-рого равно боятся
 и враги, и правители Франции. После этой пьесы наступает длительный
 перерыв в драматургич. творчестве Ш. В 1925 драматургу была присуждена
 Нобелевская пр. После нескольких лет общественно-политич. и
 публицистической деятельности Ш. снова возвращается к драматургии.
  К четвёртому периоду относятся пьесы, написанные в 1929-50. Они
 отмечены остро сатирич. и политич. направленностью: "Тележка с яблоками"
 (1929, "Т-р Польски", Варшава; т-р Малвернский фестиваль; т-р "Куинс",
 Лондон), "Плохо, но правда" (соч. в 1931; пост. 1932, т-р "Гилд",
 Бостон; Малвернский фестиваль; т-р "Нью", Лондон), "На мели" (1933, т-р
 "Уинтер Гарден", Лондон), "Простачок с Нежданных островов" (соч. 1934;
 пост. 1935, т-р "Гилд", Нью-Йорк; Малвернский фестиваль; т-р "Артс",
 Лондон), "Женева" (1938, Малвернский фестиваль; т-р "Сэ-вил", Лондон),
 "В золотые дни доброго короля Карла" (1939, Малвернский фестиваль; 1940,
 т-р "Стритхем Хилл", Лондон). В этих пьесах Ш. остроумно высмеивает
 пороки бурж. демократии, резко осуждает итал. и нем. фашизм ("Женева"),
 показывает слабости лейбористского реформизма ("На мели"). По
 определению самого Ш., жанр большинства этих пьес- "политическая
 экстраваганца" (эксцентриада). К этому же периоду относится комедия
 "Миллионерша" (1936, "Бургтеатр", Вена; 1944, т-р "Кью", Лондон), в
 к-рой проблема богатства и нищеты сочетается с постановкой вопроса о
 том, какие черты характера помогают людям достичь высокого положения,
 тогда как др. остаются бедняками. В последние годы жизни Ш. пишет
 комедию "Миллиарды Байанта" (1948, "Шау-шпильхауз", Цюрих; 1949,
 Малвернский фестиваль; т-р "Принсесс", Лондон), диалоги к-рой повторяют
 мн. темы, ранее встречавшиеся в пьесах Ш. Последняя законченная пьеса -
 "Вымышленные басни" (1950, Об-во Шоу, т-р "Уотергейт", Лондон) -
 фантазия на тему о будущем, развивает мотивы "Назад к
  Мафусаилу" (человек будущего должен подавить животные инстинкты и
 развивать духовное начало).
  Широкое по охвату тем творчество Ш. содержит глубокую и остроумную
 критику капиталистич. цивилизации, утверждает идеи будущего общества. Ш.
 был тесно связан с т-ром. Драматурга связывала творческая дружба с
 выдающимися англ. актрисами Э. Терри, Патрик Кэмпбелл, Л. Маккарти, реж.
 X. Гренвилл-Баркером и др. Ш. обновил англ. драму, придав ей
 высокоидейный характер, наполнив её социально-политич. проблематикой.
 Блестящий мастер диалога, он создавал пьесы, пользовавшиеся успехом при
 их сценич. воплощении и вызывавшие большой общественный резонанс. Лучшие
 пьесы Ш. прочно вошли в репертуар т-ров Англии, Сов. Союза, США,
 Франции, Германии, Австрии и др. стран. В Сов. Союзе пост.:
  "Пигмалион"-1925, Ленингр. т-р драмы; 1938, Моск. т-р Сатиры; 1943,
 Малый т-р; 1962, Ленингр. т-р им. Ленсовета; "Профессия миссис
 Уоррен"-1956, ЦТСА, Ленингр. т-р Комедии, Моск. т-р Сатиры; "Ученик
 дьявола"-1933, Театр-студия под рук. Ю. Завадского, Москва; 1956, БДТ,
 Ленинград; 1957, МХАТ, Моск. драматич. т-р им. Станиславского; "Цезарь и
 Клеопатра"-1923, Ленингр. т-р драмы; 1964, Т-р им. Моссовета, Моск. т-р
 Сатиры; "Дом, где разбиваются сердца"-1962, Моск. т-р Сатиры;

<< Пред.           стр. 879 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу