<< Пред.           стр. 883 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 депутатов ("Д. Е,." Подгаецкого, 1930), Маржерет ("Список благодеяний"
 Олеши, 1931). Новые грани таланта Ш. раскрылись на сцене Т-ра Революции,
 где он работал в 1932-50 (в 1938-42 был худ. рук. этого т-ра). Ш. всё
 чаще обращается к глубокому психологич. истолкованию образа. Он выступил
 в новых для его творчества ролях, показал формирование революционного
 сознания: портной Рубинчик ("Улица радости" Зархи, 1932), композитор
 Шигорин ("Концерт" Фай-ко, 1936). Глубоко и рельефно раскрывал Ш.
 духовный мир сов. людей, героев современности: Руководящее лицо ("Мой
 друг" Погодина, 1932), Све-колкин ("Обыкновенный человек" Леонова,
 1945), П редседатель правительственной комиссии ("Закон чести"
 А.Штейна,1947, Гос. пр. СССР, 1949). Одновременно Ш. создал галерею
 ярких сатирич. образов: Моске ("На западе бой" Вишневского, 1933),
 Василий Шуйский ("Иван Болотников" Добржинского, 1938), Вильгельм
 Баум-воль ("Сыновья трёх рек" Гу сева, 1944). Пуб-лицистич.
 направленность иск-ва Ш. проявилась и в образе Ивана Горлова ("Фронт",
 1942).
  Работа над образом совр. положительного героя обогатила мастерство
 актёра и подготовила его к созданию (один из первых исполнителей) образа
 В. И. Ленина ("Правда" Корнейчука, 1937). Впоследствии Ш. продолжил свою
 работу над воплощением образа В. И. Ленина в спектаклях: "Незабываемый
 1919-й" Вишневского (1950, Малый т-р. Гос. пр. СССР, 1951), "Между
 ливнями" Штейна (1964, Т-р им. Маяковского). Ш. создал образ В. И.
 Ленина в кино ("Рассказы о Ленине", Ленинская пр., 1959, "Ленин в
 Польше", 1965, "Человек с ружьём", "Выборгская сторона", "Яков
 Свердлов"). Ш. передавал глубину революц. мысли вождя, величие его
 нравств. подвига, одухотворённость революц. идеей.
  В творчестве Ш. ясность и точность мысли сочетаются с гражданственной
 страстностью, тонкой художеств. интуицией, отточенностью сценической
 формы.
  В 1Р5Э-57 Ш.- актёр Малого т-ра. В ряде ролей этого периода
 раскрывалась ведущая тема творчества актёра - познание человеком правды:
 крестьянин Габу ("Люди доброй воли" Мдивани, 1950), инженер Груббе
 ("Иначе жить нельзя" Софронова, 1952) и др.
  В 1959 Ш. вернулся в Т-р им. Маяковского. В ролях, сыгранных в этот
 период, Ш. стремился показать мужество и стойкость сов. людей в борьбе
 за коммунистич. идеалы, их человечность: Начальник ("Аристократы"
 Погодина, 1959), адмирал Миничев ("Океан" Штейна, 1961). Играл также
 лирико-коме-дщшую роль писателя Шахматова ("Весенние скрипки" Штейна,
 1960), сатирич. роль обывателя Крута ("Поворот ключа" Кундеры, 1963).
  Ш. занимается режиссёрской деятельностью; пост. спектакли: "Лестница
 славы" Скриба (1936), "Последние" (1937); "Мамаша Кураж и её дети"
 Брехта (1960).
  Снимается в кино: "Привидение, которое не возвращается", "Заговор
 обречённых" (Гос. пр. СССР, 1951), "Убийство на улице Данте" и др.
  Лит.: Туровская М., Медведев Б., Максим Максимович Штраух, М., 1952;
 Гринвальд Я., Максим Штраух, М., 1939; Новицкий П., Образы актёров, М.,
 1941; Шахов Г., М.М.Штраух, [M., 4964].
  А. Я.
  ШУБЕРТ, Александра Ивановна [14(26).III.1827- l (l 4). 11. 1909] -
 рус. актриса. Сестра драматурга-водевилиста и режиссёра Александрийского
 т-ра Н. И. Куликова и актрисы П. И. Орловой. Училась в Петерб. театр.
 уч-ще. Затем (с 1842) продолжала образование под рук. своего брата. В
 1842 дебютировала в Александрийском т-ре (Фанни - "Камилла, или Брат и
 сестра" Скриба) и в 1843 была зачислена в труппу. В 1844 переведена в
 моек. Малый т-р. М. С. Щепкин уделял большое внимание художеств. и этич.
 воспитанию Ш. В 1847-53 (вместе со своим первым мужем артистом М. А.
 Шубертом) Ш. работала в Одесском т-ре, труппа к-рого была сформирована
 по рекомендации Щепкина из его учеников и лучших актёров провинции.
 После 1853 Ш. вновь играла в Александрийском т-ре, в 1860-68 - в Малом
 т-ре, затем в Виль-но, Саратове, в труппе П. М. Медведева в Казани,
 Орле, Тамбове. Последний раз выступила на сцене в 1882 .{бенефис П. А.
 Стрепетовой на сцене Пушкинского т-ра Бренко в Москве). Актриса по
 преим. комедийная и водевильная, Ш. в молодости исполняла роли субреток,
 ловких и бойких барышень, а в зрелые годы - пронырливых кумушек и свах.
 Её игра отличалась непосредственностью, юмором. Актриса не поднималась
 до обличающей сатиры, но придавала своим персонажам забавные,
 почерпнутые из действительности черты.
  Роли: Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Лиза ("Лев
 Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Флорет-та ("Госпожа-служанка" Бурдина),
 Юлинька ("Жених из ножевой линии" Красовского), Мирандолина
 ("Мирандо-лина, или Седина в бороду, а бес в ребро" - переработка Блума
 комедии "Хозяйка гостиницы" Гольдони), Василиса Перегриновна
 ("Воспитанница" Островского), Серафима ("Виноватая" А. Потехина) и др.
  Преданная ученица и последовательница Щепкина, Ш. пропагандировала
 творчество великого артиста и его систему в провинции (именно в письме к
 Ш. от 7 февр. 1848 Щепкин изложил основы своей эстетич. программы).
 Умные и тонкие советы Ш., ее талант театр. "педагога оказали решающее
 влияние на формирование и развитие дарований мн. молодых актёров,
 служивших с ней в провинции. Среди них - В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, П.
 А. Стрепетова. Ш. оставила воспоминания ("Моя жизнь").
  Соч.: Моя жизнь, Л., 1929.
  Лит.: Г p и ц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М.,
 1966]; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом. Л.- М., 1962; Савина М. Г.,
 Горести и скитания, Л.-М-, 1961. А. Кл.
  ШУБЕРТ (Subert), Франтишек Адольф (23. III. 1849 - 8.1 X. 1915) -
 чеш. театр. деятель и драматург. В 1883-1900 - первый директор Нац. т-ра
 в Праге и в 1907-09 - Т-ра на Виноградах. В своих пьесах на материале
 истории Ш. отражал острые совр. социальные противоречия: Будители"
 (1882), "Ян Вырава" (1886), "Помещик" (1891), "Драма четырёх бедных
 стен" (1893), "Жатва" (1904). Ш.- автор работ по истории чеш. т-ра и о
 совр. мастерах сцены: Ф. Коларе, К. Шимановском, И. Мошне и др.
  Соч.: Kralovske ceske zemske a narodni divadlo v Praze, Praha, 1892;
 Klicpera dramatik, Praha, 1898; Jindrich Mosna. Masky narodniho divadla
 1883-1900, Praha, 1902; Moje vzpominky, Praha, 1902 (Z uplnuivch dob, dl
 1-3); Dejiny narodniho divadla v Praze 1883-1900, sv. 3, cast l, Praha,
 1908. Д. Сол.
  ШУБЕРТ (Schubert), Франц (31.1.1797- 19.XL 1828) - австрийский
 композитор. Ученик А. Сальери (1812-16, Императорско-коро-левская
 придворная капелла). Ш.-один из первых крупных представителей
 романтизма. Среди обширного творч. наследия Ш.- 18 произведений для
 театра (завершено 11). В 1822 написал оперу "Альфонсо ? Эстрелла" (1854,
 Веймар) на текст Ф. Шобера, произведение, предвосхитившее геронч.
 тенденции в творчестве Верди; в 1823-музыку к пьесе "Роза-мунда" X. Чези
 (1823, "Т-р ан дер Вин", Вена) - одно из самых поэтичных своих творений.
 Наиболее сценичным был зингшпиль ffl. "Заговорщики" ("Домашняя война",
 соч. 1823, пост. 1861, Франкфурт-на-Майне).
  Др. произв.: оперетта "Рыцарь зеркала" (соч. 1812);
  "волшебная" опера "Весёлый замок сатаны" (соч. 1813-14); зингшпили -
 "Клодина фон Вилла Белла" (соч. 1815), "Братья-близнецы" (соч. 1819),
 "Фиеррабрас" (соч. 1823); музыка к "магической пьесе "Волшебная арфа"
 (соч. 1820); вставные номера к опере "Волшебный колокольчик" Ф. Герольда
 (соч. 1821); опера "Шакунтала" (неоконченная, соч. 1820; исполнена ария
 баса, 1822, Вена) и др.
  Лит.: К о н е н В., Шуберт, 2 изд., М., 1959; Г о л ь д-шмидт Г.,
 Франц Шуберт -жизненный путь, [пер. с нем.], М-., 1960; Жизнь Франца
 Шуберта в документах, М., 1963; Черная Е. Ф., Шуберт, 1965. В.Дель.
  ШУБИН, Александр Васильевич [р. 3(15).VIII. 1898] - рус. сов.
 режиссёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). В 1916 окончил Студию
 Мейерхольда, работал как актер и режиссёр в ленингр. т-рах: т-р Нар.
 дома (1919-21), "Кривое зеркало" (1925-30), Большой драматич. т-р
 (1930-34), Малый оперный т-р (1934-39). Был гл. режиссёром Выборгского
 (1940-41), Киевского (1941-43), Пермского (1943-45), Смоленского
 (1945-48), Омского (1948-53), Вологодского (1954-65) т-ров.
  Пост. спектакли: "Мой друг" Погодина (совм. с К. К. Тверским, 1933),
 "Обрыв" по Гончарову (1938, 1964), "Горе от ума" (1955); "Фома Гордеев"
 по Горькому (1956), "Мёртвые души" (1959), "Вишнёвый сад" (1960), "Анна
 Каренина" (1960); "Кремлёвские куранты" (1956) и "Третья патетическая"
 (1960) Погодина, "Иркутская история" Арбузова (1960), "Тартюф" (1961);
 "Хозяин" Соболева (1961), "Палата" Алёшина (1962).
  Начал педагогич. деятельность в 1921. Преподавал в Ленингр. 1-й
 художеств. студии, Студии Больтого драматического т-ра, в студиях
 руководимых им театров. Е. X.
  ШУБИН, Анатолии Ефимович (р. 7,VIII. 1913)- сов. JeaTp. художник.
 Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В
 1931 окончил Самаркандский художеств. техникум. В том же году начал
 творч. деятельность в рабочем т-ре г. Кзыл-Арват (Туркмения). Работал в
 Оренбургском т-ре муз. комедии. С 1945 - гл. художник Молд. муз.-драм.
 т-ра им. Пушкина. Оформил здесь спектакли:
  "Майская ночь" Римского-Корсакова (1945), "Кремлёвские куранты"
 (1947), "Враги" (1952); "Грозован" Гершфельда (1956), "Свекровь и три
 невестки" Крянгэ (1957), "Овидий" Александр!! (1958), "Каса маре" Друцэ
 (1962), "Героика" Маларчука (1965) и др. Д. П.
  ШУВАЛОВ, Иван Михайлович [наст. фам.- Егоров; 1865-15(28).II.1905] -
 рус. актёр. Занимался в Петербургском театр. уч-ще. Играл в антрепризе
 А. А. Рассказова в Костроме и Самаре. В 1886- 1888 - актёр Театра Корша
 в Москве. Затем служил в Одессе, Товариществе М. М. Бородая (Поволжье,
 юг России), Харькове, Ростове-на-Дону в труппе Н. Н. Синельникова, в
 Киеве в труппе Н. Н. Соловцова (сезон 1902/03-в Александрийском т-ре).
 Один из культурнейших актёров, рус. про-винц. т-ра, Ш. был известным
 исполнителем ролей клас-сич. репертуара, пропагандировал совр. новую
 драматургию (Чехов, Ибсен и др.), блестяще играл в комедии. Среди ролей:
 Лир; царь Эдип (о. п. Софокла). Макбет;
  Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Вершинин ("Три сестры"), Тригорин
 ("Чайка"), доктор Штокман и консул Берник ("Враг народа" и "Столпы
 общества" Ибсена), Кавалер ("Трактирщица"), Звездинцев ("Плоды
 просвещения"), Васильков ("Бешеные деньги-) Островского) и др.
  Лит.: В е л и з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы. Л.-М.,
 1938; Я б л о н о в с к и и С., Свет и тени, в кн.: Галерея сценических
 деятелей, т. 1, [б. м., 0. г.], с. 30-31; Тавридов И. [Е. М. Бабецкий],
 Памяти И. М. Шувалова, "Театр и искусство", 1905, ј 10, с-. 156. АН. А.
  ШУВАЛОВА (К о р в и н-К озановская), Вера (Вероника) Михаиловна (р.
 1885) - рус. артистка оперетты. Училась в Петерб. консерватории (класс
 Н. А. Ирецкой). С 1905 выступала в петерб. т-ре "Буфф" (исполняла
 каскадные роли), в 1914-18- в моек. т-ре "Зон". После 1918 эмигрировала
 за границу. Ш. была одной из лучших исполнительниц экс-цент рич. танцев.
  Партии: Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", о. п., Оффенбаха), Нитуш
 ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Мимоза ("Гейша" Джонса), Валентина ("Весёлая
 вдова" Легара) и Др. В. Б р.
  ШУВАЛОВА, Елена Ивановна [р. 1(13).III.1892]- рус. сов. актриса. Нар.
 арт. Удм. АССР (1957). Род. в семье провинц. актёров И. М. Шувалова и Л.
 А. Рассказе вой. В 1908 дебютировала в Ростовском т-ре в труппе Н. И.
 Соболыцикова-Самарина. Работала в т-рах Астрахани, Оренбурга,
 Екатеринбурга, Пензы, -Вологды, Новочеркасска, Казани, Сызрани,
 Уральска, Ирбита. С 1938 - в Удмуртии (т-ры Глазова, Воткинска, Ижевска,
 Сарапула).
  Роли: Кручинина, Гурмыжская, Васса Жслезнова;
  Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Долгова ("Касатка" А.Н.Толстого), Мария
 Александровна ("Семья" Попова), мадам Обломок ("Юность отцов"
 Горбатова), Бережкова ("Кресло .N'o 16" Угрюмова) и др. Л. Ив.
  ШУДРАКА (гг. рожд. и смерти неизв.)- инд. драматург, живший
 приблизительно в 5 в. н. э. Автор одной из наиболее значит, пьес Др.
 Индии - "Глиняная повозка" ("Мриччхакатика"), написанной на санскрите
 (лит. яз.) и пракритах (нар. яз.). Пьеса рассказывает о любви
 обедневшего брахмана и гетеры, чувства к-рых восторжествовали над
 сословными предрассудками. IU. осложняет сюжет политпч. интригой -
 борьбой правдолюбца с тираном. Стремление Ш. преодолеть драматургич.
 каноны наложило отпечаток на идейно-художеств. строй пьесы. Ш.
 отказывается от традиции изображения в пьесах богов или царей, усиливает
 сатирич. элементы, осуждает имуществ. неравенство. 25 действующих лиц
 (из 30) говорят на пракритах, что свидетельствует о демократич.
 направленности драмы. По мотивам "Глиняной повозки" сов. драматурги В.
 В. Винников и Ю. А. Оснос написали пьесу "Белый лотос" (пост. Моск.
 т-ром им. Ав С, Пушкина, 1957, и др. т-рами Сов. Союза).
  Соч. в рус. пер.? Фейхтвангер Л., Васантасека. Пер. с нем. М. А.
 Фромана, Л., 1938; "Глиняная повозка. пер., предисл. и примеч. В. С.
 Воробьёва-Десятовского. Стихи в пер. В. С. Шефнера, Л., 1956.
  Лит.: Серебряков И. Д., Древнеиндийская лит-ра. Краткий очерк, М.,
 1963; на яз. хинди - Б х а г-ватшаран Упадхьяй, Мриччхакатика,
 "Алоч-на", Дели, 1963, июль, ј 27. И. Р.
  ШУЙОК (Sulyok), Мария (р. 24.IV.1908) - венг. актриса. Нар. арт. ВИР
 (1963). В послевоенные годы выступала на сцене Нац. т-ра в Будапеште,
 где играла роли Гертруды ("Гамлет") и Королевы ("Банк-бан" Катоны). С
 1951 - актриса т-ра "Вигсинхаз". Выступала в рус., нац. и мировом
 классич. репертуаре:
  Аркадина ("Чайка"), Мать (о. п. Чапека) и др. Создала остро сатирич.
 образ амер. миллионерши Клэр в пьесе "Визит пожилой дамы" Дюрренматта,
 психологически тонкий образ Кристины ("Американская Электра", "Траур к
 лицу Электре" О'Нила). С наибольшей силой трагедийное дарование Ш.
 проявилось в роли Гекубы ("Троянки" Еврипида). Лауреат пр. Кошута
 (1957).
  Лит.: Г е р ш к о в и ч А., Театральный Будапешт М., 1961. А. Гер.
  ШУКУРБ‚КОВ, Райкан (1913-23. V. 1962) - кирг. сов. поэт и драматург.
 В 1933 окончил педаго-гич. техникум в г. Фрунзе. Участвовал в
 самодеятельных спектаклях, затем как проф. актёр выступал на сцене Кирг.
 муз. т-ра (1933-36). Первая многоактная пьеса - "Борьба" (Кирг. муз.
 т-р, 1933). В пьесах "Айдар", "Среди могил" (1935) показана
 коллективизация в республике. В сатирич. комедии "Джапалак Джатпасов"
 (1935) Ш. заимствовал ситуации из "Ревизора", перенеся конфликт в
 современность. Автор драмы "Месть" (1944) о событиях Великой Отечеств.
 войны, комедии "Прежде чем сказать, подумай" (1945). Преобразованиям
 кирг. деревни в годы Сов. власти посв. пьесы: "Два друга" (1946), "Мой
 аил" (1948, новая ред. под назв. "Свет в долине", 1958), "Зелёный лес"
 (1948), "Достойный пример" (1959). Драма Ш. "Мечта акына" о кирг. акыне
 Токтогуле пост. во Фрунз. киргиз, т-ре (1962). Перевёл на кирг. яз.
 "Горе от ума" (1945, пост. в Кирг. т-ре, 1966), "Коварство и любовь"
 (1956). Для драматургии Ш. характерны яркая комедийность, острая
 злободневность, сочность языка, близкого к нар. речи. Пьесы Ш. ставились
 в Киргизском драм. т-ре, (Фрунзе) и др. т-"рах республики.
  Лит.: "Мой аил, комедия, в кн.: Киргизская советская драматургия, М.,
 1959, с. 3:59-84; "Ырлар жана интерме-диялар жыйнагы", Фрунзе, 1961 (на
 кирг. языке). Д. Бр.
  ШУЛЬЖ‚НКО, Клавдия Ивановна [р. 11 (24). III. 1906] - рус. сов.
 эстрадная певица. Нар. арт. РСФСР (1962). Училась пению у Н. Л.
 Чемезова. Творч. путь начала в Харькове в 1923 в драм. т-ре под рук. Н.
 Н. Синельникова. Выступала на эстраде в Харькове (1928-29), Ленинграде
 (1929-43). Совм. с В. Ф. Коралли организовала и возглавила эстрадный
 ансамбль ленингр. Дома Сов. Армии. С 1943 работает в Москве. Исполнение
 Ш. отличается филигранной отделкой, музыкальностью, выявлением
 драматургии песни. Превосходная дикция, использование интонаций
 разговорной речи, выразительная мимика и движения характеризуют иск-во
 Ш. В её репертуаре лирич. и шуточные песни,произв. гражд. лирики:
 "Анд-рюша" Зака, "Записка" Бродского, "Точно" Табачникова, "Че-лита" в
 обр. Феркель-мана, "Морщинки" Лозовского, "Синий платочек"
 Петерсбургского, "Давай закурим" Табачникова, "Где же вы теперь,
 друзья-однополчане" Соловьева-Седого, "Старые письма" Розенфельда,
 "Задушевная беседа" Левиной, "Родные просто ры" Химкпса, "Письмо к
 матери" Липатова, "Три вальса" Цфасмана, "Возьми гитару" Лепина и др.
  Лит.: АмусьсваО., Мастер эстрады К. Шульженко, Сов. музыка", 1951,
 .VJ 11; И о ф ь е в М.. Песни К. Шуль-женко, "Искусство эстрады", 1961,
 у 2; Се чин В., К. Шульженко и судьба жанра, "Муз. жизнь", 1961, ј 6;
  Дмитриев Ю., Искусство- советской эстрады, М., 1962, с. 5,
 10-II,102-05. М.Лифш.
  "ШУМ И ДЫМ" - "Шаллъ унд раух". ШУМАН (Schumann), Роберт (8. VI.
 1810-29. VII. 1856)-нем. композитор и муз. писатель. Учился в
 Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах на юридич. ф-тах. Занимался музыкой
 у Ф. Вика (1829, фп. и гармония) и Г. Дорна (1831, композиция).
  Творчество Ш., музыканта-новатора в инструм. и вок. жанрах, яркого
 представителя прогрессивного романтизма, характеризуется меткой
 изобразительностью, программностью, глубоким раскрытием психологии
 человека. Оратория "Рай и пе-рп" (1843, Лейпциг) по Т. Муру и сцены из
 "Фауста" Гёте для солистов, хора и оркестра (1848, Дрезден; 1849,
 Лейпциг) - первые произв.
  Ш. в области муз. т-ра. Опера "Геновева" (1850, Лейпциг) по Ф. X.
 Хеббелю и Л. Тнку развивает прогрессивные традиции "Эврианты" Вебера.
 Одно из наиболее выдающихся произв. Ш.- музыка к "Манфреду" (1852,
 Веймар)-увертюра и 15 номеров. Сохранились также увертюры к "Месспнской
 невесте" Шиллера, "Юлию Цезарю" Шекспира, "Герману и Доротее" Гёте.
  В 1834 Ш. основал "Новый музыкальный журнал" п в течение 10 лет был
 его редактором и основным автором. В своей публицистич. деятельности,
 ставшей образцом прогрессивной романтич. муз. критики, боролся с
 рутиной, филистерством, пропагандировал творчество передовых
 композиторов. Занимался муз. педагогикой и дирижёрской деятельностью. В
 1844 посетил Россию.
  Соч.: Избр. статьи о музыке, пер. с нем., М., 1956. Лит.: Л а р о ш
 Г., Забытые оперы: "Геновева" Шумана, "Театр. газета", 1893, јј 1, 2; Л
 и с т Ф., Роберт Шуман, Нзбр. статьи, М., 1959, с. 350-413; Житомирский
 Д.,
  Роберт Шуман, М., 1964; Ab er t H., Robert Schumann. 4 Aufl., B.,
 1920. дль.
  ШУМАН-ХЕЙНК (Schumann-Heink), Эрнестина (15.VI. 1861-17.XI.1936) -
 амер. артистка оперы (меццо-сопрано). По происхождению австрийка.
 Ученица К. А. Кребса и Ф. Вюльнера. В 1878-82 -солистка Дрезденской
 оперы. В последующие годы выступала в Гамбурге, Берлине и Лондоне. С
 1891- в США. В 1932 оставила сцену.
  Ш.-Х. - крупнейшая исполнительница вагнеров-ского репертуара. Её
 исполнение отличалось богатством эмоционально-смысловых оттенков,
 выразительностью вок. декламации, драматизмом, темпераментом.
  Партии; Эрда, Ортруда, Мария, Брангена, Магдалена ("Золото Рейна",
 "Лоэнгрин", "Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские
 мейстерзингеры" Вагнера), Азучена ("Трубадур"), Фидес ("Пророк"
 Мейербера), Кли-темнестра ("Электра" Р. Штрауса), ? T
  ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля-воспроизведение на сцене звуков
 окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением Ш. о.
 составляет фон, помогающий актёрам и зрителям почувствовать себя в
 среде, соответствующей действию пьесы, создаёт нужное настроение, влияет
 на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами, громыханием железного
 листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли уже в
 16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании рус. театр. зданий
 (напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой
 раскат") свидетельствует о том, что в России Ш. о. пользовались уже в

<< Пред.           стр. 883 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу