<< Пред. стр. 883 (из 913) След. >>
депутатов ("Д. Е,." Подгаецкого, 1930), Маржерет ("Список благодеяний"Олеши, 1931). Новые грани таланта Ш. раскрылись на сцене Т-ра Революции,
где он работал в 1932-50 (в 1938-42 был худ. рук. этого т-ра). Ш. всё
чаще обращается к глубокому психологич. истолкованию образа. Он выступил
в новых для его творчества ролях, показал формирование революционного
сознания: портной Рубинчик ("Улица радости" Зархи, 1932), композитор
Шигорин ("Концерт" Фай-ко, 1936). Глубоко и рельефно раскрывал Ш.
духовный мир сов. людей, героев современности: Руководящее лицо ("Мой
друг" Погодина, 1932), Све-колкин ("Обыкновенный человек" Леонова,
1945), П редседатель правительственной комиссии ("Закон чести"
А.Штейна,1947, Гос. пр. СССР, 1949). Одновременно Ш. создал галерею
ярких сатирич. образов: Моске ("На западе бой" Вишневского, 1933),
Василий Шуйский ("Иван Болотников" Добржинского, 1938), Вильгельм
Баум-воль ("Сыновья трёх рек" Гу сева, 1944). Пуб-лицистич.
направленность иск-ва Ш. проявилась и в образе Ивана Горлова ("Фронт",
1942).
Работа над образом совр. положительного героя обогатила мастерство
актёра и подготовила его к созданию (один из первых исполнителей) образа
В. И. Ленина ("Правда" Корнейчука, 1937). Впоследствии Ш. продолжил свою
работу над воплощением образа В. И. Ленина в спектаклях: "Незабываемый
1919-й" Вишневского (1950, Малый т-р. Гос. пр. СССР, 1951), "Между
ливнями" Штейна (1964, Т-р им. Маяковского). Ш. создал образ В. И.
Ленина в кино ("Рассказы о Ленине", Ленинская пр., 1959, "Ленин в
Польше", 1965, "Человек с ружьём", "Выборгская сторона", "Яков
Свердлов"). Ш. передавал глубину революц. мысли вождя, величие его
нравств. подвига, одухотворённость революц. идеей.
В творчестве Ш. ясность и точность мысли сочетаются с гражданственной
страстностью, тонкой художеств. интуицией, отточенностью сценической
формы.
В 1Р5Э-57 Ш.- актёр Малого т-ра. В ряде ролей этого периода
раскрывалась ведущая тема творчества актёра - познание человеком правды:
крестьянин Габу ("Люди доброй воли" Мдивани, 1950), инженер Груббе
("Иначе жить нельзя" Софронова, 1952) и др.
В 1959 Ш. вернулся в Т-р им. Маяковского. В ролях, сыгранных в этот
период, Ш. стремился показать мужество и стойкость сов. людей в борьбе
за коммунистич. идеалы, их человечность: Начальник ("Аристократы"
Погодина, 1959), адмирал Миничев ("Океан" Штейна, 1961). Играл также
лирико-коме-дщшую роль писателя Шахматова ("Весенние скрипки" Штейна,
1960), сатирич. роль обывателя Крута ("Поворот ключа" Кундеры, 1963).
Ш. занимается режиссёрской деятельностью; пост. спектакли: "Лестница
славы" Скриба (1936), "Последние" (1937); "Мамаша Кураж и её дети"
Брехта (1960).
Снимается в кино: "Привидение, которое не возвращается", "Заговор
обречённых" (Гос. пр. СССР, 1951), "Убийство на улице Данте" и др.
Лит.: Туровская М., Медведев Б., Максим Максимович Штраух, М., 1952;
Гринвальд Я., Максим Штраух, М., 1939; Новицкий П., Образы актёров, М.,
1941; Шахов Г., М.М.Штраух, [M., 4964].
А. Я.
ШУБЕРТ, Александра Ивановна [14(26).III.1827- l (l 4). 11. 1909] -
рус. актриса. Сестра драматурга-водевилиста и режиссёра Александрийского
т-ра Н. И. Куликова и актрисы П. И. Орловой. Училась в Петерб. театр.
уч-ще. Затем (с 1842) продолжала образование под рук. своего брата. В
1842 дебютировала в Александрийском т-ре (Фанни - "Камилла, или Брат и
сестра" Скриба) и в 1843 была зачислена в труппу. В 1844 переведена в
моек. Малый т-р. М. С. Щепкин уделял большое внимание художеств. и этич.
воспитанию Ш. В 1847-53 (вместе со своим первым мужем артистом М. А.
Шубертом) Ш. работала в Одесском т-ре, труппа к-рого была сформирована
по рекомендации Щепкина из его учеников и лучших актёров провинции.
После 1853 Ш. вновь играла в Александрийском т-ре, в 1860-68 - в Малом
т-ре, затем в Виль-но, Саратове, в труппе П. М. Медведева в Казани,
Орле, Тамбове. Последний раз выступила на сцене в 1882 .{бенефис П. А.
Стрепетовой на сцене Пушкинского т-ра Бренко в Москве). Актриса по
преим. комедийная и водевильная, Ш. в молодости исполняла роли субреток,
ловких и бойких барышень, а в зрелые годы - пронырливых кумушек и свах.
Её игра отличалась непосредственностью, юмором. Актриса не поднималась
до обличающей сатиры, но придавала своим персонажам забавные,
почерпнутые из действительности черты.
Роли: Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Лиза ("Лев
Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Флорет-та ("Госпожа-служанка" Бурдина),
Юлинька ("Жених из ножевой линии" Красовского), Мирандолина
("Мирандо-лина, или Седина в бороду, а бес в ребро" - переработка Блума
комедии "Хозяйка гостиницы" Гольдони), Василиса Перегриновна
("Воспитанница" Островского), Серафима ("Виноватая" А. Потехина) и др.
Преданная ученица и последовательница Щепкина, Ш. пропагандировала
творчество великого артиста и его систему в провинции (именно в письме к
Ш. от 7 февр. 1848 Щепкин изложил основы своей эстетич. программы).
Умные и тонкие советы Ш., ее талант театр. "педагога оказали решающее
влияние на формирование и развитие дарований мн. молодых актёров,
служивших с ней в провинции. Среди них - В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, П.
А. Стрепетова. Ш. оставила воспоминания ("Моя жизнь").
Соч.: Моя жизнь, Л., 1929.
Лит.: Г p и ц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М.,
1966]; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом. Л.- М., 1962; Савина М. Г.,
Горести и скитания, Л.-М-, 1961. А. Кл.
ШУБЕРТ (Subert), Франтишек Адольф (23. III. 1849 - 8.1 X. 1915) -
чеш. театр. деятель и драматург. В 1883-1900 - первый директор Нац. т-ра
в Праге и в 1907-09 - Т-ра на Виноградах. В своих пьесах на материале
истории Ш. отражал острые совр. социальные противоречия: Будители"
(1882), "Ян Вырава" (1886), "Помещик" (1891), "Драма четырёх бедных
стен" (1893), "Жатва" (1904). Ш.- автор работ по истории чеш. т-ра и о
совр. мастерах сцены: Ф. Коларе, К. Шимановском, И. Мошне и др.
Соч.: Kralovske ceske zemske a narodni divadlo v Praze, Praha, 1892;
Klicpera dramatik, Praha, 1898; Jindrich Mosna. Masky narodniho divadla
1883-1900, Praha, 1902; Moje vzpominky, Praha, 1902 (Z uplnuivch dob, dl
1-3); Dejiny narodniho divadla v Praze 1883-1900, sv. 3, cast l, Praha,
1908. Д. Сол.
ШУБЕРТ (Schubert), Франц (31.1.1797- 19.XL 1828) - австрийский
композитор. Ученик А. Сальери (1812-16, Императорско-коро-левская
придворная капелла). Ш.-один из первых крупных представителей
романтизма. Среди обширного творч. наследия Ш.- 18 произведений для
театра (завершено 11). В 1822 написал оперу "Альфонсо ? Эстрелла" (1854,
Веймар) на текст Ф. Шобера, произведение, предвосхитившее геронч.
тенденции в творчестве Верди; в 1823-музыку к пьесе "Роза-мунда" X. Чези
(1823, "Т-р ан дер Вин", Вена) - одно из самых поэтичных своих творений.
Наиболее сценичным был зингшпиль ffl. "Заговорщики" ("Домашняя война",
соч. 1823, пост. 1861, Франкфурт-на-Майне).
Др. произв.: оперетта "Рыцарь зеркала" (соч. 1812);
"волшебная" опера "Весёлый замок сатаны" (соч. 1813-14); зингшпили -
"Клодина фон Вилла Белла" (соч. 1815), "Братья-близнецы" (соч. 1819),
"Фиеррабрас" (соч. 1823); музыка к "магической пьесе "Волшебная арфа"
(соч. 1820); вставные номера к опере "Волшебный колокольчик" Ф. Герольда
(соч. 1821); опера "Шакунтала" (неоконченная, соч. 1820; исполнена ария
баса, 1822, Вена) и др.
Лит.: К о н е н В., Шуберт, 2 изд., М., 1959; Г о л ь д-шмидт Г.,
Франц Шуберт -жизненный путь, [пер. с нем.], М-., 1960; Жизнь Франца
Шуберта в документах, М., 1963; Черная Е. Ф., Шуберт, 1965. В.Дель.
ШУБИН, Александр Васильевич [р. 3(15).VIII. 1898] - рус. сов.
режиссёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). В 1916 окончил Студию
Мейерхольда, работал как актер и режиссёр в ленингр. т-рах: т-р Нар.
дома (1919-21), "Кривое зеркало" (1925-30), Большой драматич. т-р
(1930-34), Малый оперный т-р (1934-39). Был гл. режиссёром Выборгского
(1940-41), Киевского (1941-43), Пермского (1943-45), Смоленского
(1945-48), Омского (1948-53), Вологодского (1954-65) т-ров.
Пост. спектакли: "Мой друг" Погодина (совм. с К. К. Тверским, 1933),
"Обрыв" по Гончарову (1938, 1964), "Горе от ума" (1955); "Фома Гордеев"
по Горькому (1956), "Мёртвые души" (1959), "Вишнёвый сад" (1960), "Анна
Каренина" (1960); "Кремлёвские куранты" (1956) и "Третья патетическая"
(1960) Погодина, "Иркутская история" Арбузова (1960), "Тартюф" (1961);
"Хозяин" Соболева (1961), "Палата" Алёшина (1962).
Начал педагогич. деятельность в 1921. Преподавал в Ленингр. 1-й
художеств. студии, Студии Больтого драматического т-ра, в студиях
руководимых им театров. Е. X.
ШУБИН, Анатолии Ефимович (р. 7,VIII. 1913)- сов. JeaTp. художник.
Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В
1931 окончил Самаркандский художеств. техникум. В том же году начал
творч. деятельность в рабочем т-ре г. Кзыл-Арват (Туркмения). Работал в
Оренбургском т-ре муз. комедии. С 1945 - гл. художник Молд. муз.-драм.
т-ра им. Пушкина. Оформил здесь спектакли:
"Майская ночь" Римского-Корсакова (1945), "Кремлёвские куранты"
(1947), "Враги" (1952); "Грозован" Гершфельда (1956), "Свекровь и три
невестки" Крянгэ (1957), "Овидий" Александр!! (1958), "Каса маре" Друцэ
(1962), "Героика" Маларчука (1965) и др. Д. П.
ШУВАЛОВ, Иван Михайлович [наст. фам.- Егоров; 1865-15(28).II.1905] -
рус. актёр. Занимался в Петербургском театр. уч-ще. Играл в антрепризе
А. А. Рассказова в Костроме и Самаре. В 1886- 1888 - актёр Театра Корша
в Москве. Затем служил в Одессе, Товариществе М. М. Бородая (Поволжье,
юг России), Харькове, Ростове-на-Дону в труппе Н. Н. Синельникова, в
Киеве в труппе Н. Н. Соловцова (сезон 1902/03-в Александрийском т-ре).
Один из культурнейших актёров, рус. про-винц. т-ра, Ш. был известным
исполнителем ролей клас-сич. репертуара, пропагандировал совр. новую
драматургию (Чехов, Ибсен и др.), блестяще играл в комедии. Среди ролей:
Лир; царь Эдип (о. п. Софокла). Макбет;
Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Вершинин ("Три сестры"), Тригорин
("Чайка"), доктор Штокман и консул Берник ("Враг народа" и "Столпы
общества" Ибсена), Кавалер ("Трактирщица"), Звездинцев ("Плоды
просвещения"), Васильков ("Бешеные деньги-) Островского) и др.
Лит.: В е л и з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы. Л.-М.,
1938; Я б л о н о в с к и и С., Свет и тени, в кн.: Галерея сценических
деятелей, т. 1, [б. м., 0. г.], с. 30-31; Тавридов И. [Е. М. Бабецкий],
Памяти И. М. Шувалова, "Театр и искусство", 1905, ј 10, с-. 156. АН. А.
ШУВАЛОВА (К о р в и н-К озановская), Вера (Вероника) Михаиловна (р.
1885) - рус. артистка оперетты. Училась в Петерб. консерватории (класс
Н. А. Ирецкой). С 1905 выступала в петерб. т-ре "Буфф" (исполняла
каскадные роли), в 1914-18- в моек. т-ре "Зон". После 1918 эмигрировала
за границу. Ш. была одной из лучших исполнительниц экс-цент рич. танцев.
Партии: Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", о. п., Оффенбаха), Нитуш
("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Мимоза ("Гейша" Джонса), Валентина ("Весёлая
вдова" Легара) и Др. В. Б р.
ШУВАЛОВА, Елена Ивановна [р. 1(13).III.1892]- рус. сов. актриса. Нар.
арт. Удм. АССР (1957). Род. в семье провинц. актёров И. М. Шувалова и Л.
А. Рассказе вой. В 1908 дебютировала в Ростовском т-ре в труппе Н. И.
Соболыцикова-Самарина. Работала в т-рах Астрахани, Оренбурга,
Екатеринбурга, Пензы, -Вологды, Новочеркасска, Казани, Сызрани,
Уральска, Ирбита. С 1938 - в Удмуртии (т-ры Глазова, Воткинска, Ижевска,
Сарапула).
Роли: Кручинина, Гурмыжская, Васса Жслезнова;
Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Долгова ("Касатка" А.Н.Толстого), Мария
Александровна ("Семья" Попова), мадам Обломок ("Юность отцов"
Горбатова), Бережкова ("Кресло .N'o 16" Угрюмова) и др. Л. Ив.
ШУДРАКА (гг. рожд. и смерти неизв.)- инд. драматург, живший
приблизительно в 5 в. н. э. Автор одной из наиболее значит, пьес Др.
Индии - "Глиняная повозка" ("Мриччхакатика"), написанной на санскрите
(лит. яз.) и пракритах (нар. яз.). Пьеса рассказывает о любви
обедневшего брахмана и гетеры, чувства к-рых восторжествовали над
сословными предрассудками. IU. осложняет сюжет политпч. интригой -
борьбой правдолюбца с тираном. Стремление Ш. преодолеть драматургич.
каноны наложило отпечаток на идейно-художеств. строй пьесы. Ш.
отказывается от традиции изображения в пьесах богов или царей, усиливает
сатирич. элементы, осуждает имуществ. неравенство. 25 действующих лиц
(из 30) говорят на пракритах, что свидетельствует о демократич.
направленности драмы. По мотивам "Глиняной повозки" сов. драматурги В.
В. Винников и Ю. А. Оснос написали пьесу "Белый лотос" (пост. Моск.
т-ром им. Ав С, Пушкина, 1957, и др. т-рами Сов. Союза).
Соч. в рус. пер.? Фейхтвангер Л., Васантасека. Пер. с нем. М. А.
Фромана, Л., 1938; "Глиняная повозка. пер., предисл. и примеч. В. С.
Воробьёва-Десятовского. Стихи в пер. В. С. Шефнера, Л., 1956.
Лит.: Серебряков И. Д., Древнеиндийская лит-ра. Краткий очерк, М.,
1963; на яз. хинди - Б х а г-ватшаран Упадхьяй, Мриччхакатика,
"Алоч-на", Дели, 1963, июль, ј 27. И. Р.
ШУЙОК (Sulyok), Мария (р. 24.IV.1908) - венг. актриса. Нар. арт. ВИР
(1963). В послевоенные годы выступала на сцене Нац. т-ра в Будапеште,
где играла роли Гертруды ("Гамлет") и Королевы ("Банк-бан" Катоны). С
1951 - актриса т-ра "Вигсинхаз". Выступала в рус., нац. и мировом
классич. репертуаре:
Аркадина ("Чайка"), Мать (о. п. Чапека) и др. Создала остро сатирич.
образ амер. миллионерши Клэр в пьесе "Визит пожилой дамы" Дюрренматта,
психологически тонкий образ Кристины ("Американская Электра", "Траур к
лицу Электре" О'Нила). С наибольшей силой трагедийное дарование Ш.
проявилось в роли Гекубы ("Троянки" Еврипида). Лауреат пр. Кошута
(1957).
Лит.: Г е р ш к о в и ч А., Театральный Будапешт М., 1961. А. Гер.
ШУКУРБ‚КОВ, Райкан (1913-23. V. 1962) - кирг. сов. поэт и драматург.
В 1933 окончил педаго-гич. техникум в г. Фрунзе. Участвовал в
самодеятельных спектаклях, затем как проф. актёр выступал на сцене Кирг.
муз. т-ра (1933-36). Первая многоактная пьеса - "Борьба" (Кирг. муз.
т-р, 1933). В пьесах "Айдар", "Среди могил" (1935) показана
коллективизация в республике. В сатирич. комедии "Джапалак Джатпасов"
(1935) Ш. заимствовал ситуации из "Ревизора", перенеся конфликт в
современность. Автор драмы "Месть" (1944) о событиях Великой Отечеств.
войны, комедии "Прежде чем сказать, подумай" (1945). Преобразованиям
кирг. деревни в годы Сов. власти посв. пьесы: "Два друга" (1946), "Мой
аил" (1948, новая ред. под назв. "Свет в долине", 1958), "Зелёный лес"
(1948), "Достойный пример" (1959). Драма Ш. "Мечта акына" о кирг. акыне
Токтогуле пост. во Фрунз. киргиз, т-ре (1962). Перевёл на кирг. яз.
"Горе от ума" (1945, пост. в Кирг. т-ре, 1966), "Коварство и любовь"
(1956). Для драматургии Ш. характерны яркая комедийность, острая
злободневность, сочность языка, близкого к нар. речи. Пьесы Ш. ставились
в Киргизском драм. т-ре, (Фрунзе) и др. т-"рах республики.
Лит.: "Мой аил, комедия, в кн.: Киргизская советская драматургия, М.,
1959, с. 3:59-84; "Ырлар жана интерме-диялар жыйнагы", Фрунзе, 1961 (на
кирг. языке). Д. Бр.
ШУЛЬЖ‚НКО, Клавдия Ивановна [р. 11 (24). III. 1906] - рус. сов.
эстрадная певица. Нар. арт. РСФСР (1962). Училась пению у Н. Л.
Чемезова. Творч. путь начала в Харькове в 1923 в драм. т-ре под рук. Н.
Н. Синельникова. Выступала на эстраде в Харькове (1928-29), Ленинграде
(1929-43). Совм. с В. Ф. Коралли организовала и возглавила эстрадный
ансамбль ленингр. Дома Сов. Армии. С 1943 работает в Москве. Исполнение
Ш. отличается филигранной отделкой, музыкальностью, выявлением
драматургии песни. Превосходная дикция, использование интонаций
разговорной речи, выразительная мимика и движения характеризуют иск-во
Ш. В её репертуаре лирич. и шуточные песни,произв. гражд. лирики:
"Анд-рюша" Зака, "Записка" Бродского, "Точно" Табачникова, "Че-лита" в
обр. Феркель-мана, "Морщинки" Лозовского, "Синий платочек"
Петерсбургского, "Давай закурим" Табачникова, "Где же вы теперь,
друзья-однополчане" Соловьева-Седого, "Старые письма" Розенфельда,
"Задушевная беседа" Левиной, "Родные просто ры" Химкпса, "Письмо к
матери" Липатова, "Три вальса" Цфасмана, "Возьми гитару" Лепина и др.
Лит.: АмусьсваО., Мастер эстрады К. Шульженко, Сов. музыка", 1951,
.VJ 11; И о ф ь е в М.. Песни К. Шуль-женко, "Искусство эстрады", 1961,
у 2; Се чин В., К. Шульженко и судьба жанра, "Муз. жизнь", 1961, ј 6;
Дмитриев Ю., Искусство- советской эстрады, М., 1962, с. 5,
10-II,102-05. М.Лифш.
"ШУМ И ДЫМ" - "Шаллъ унд раух". ШУМАН (Schumann), Роберт (8. VI.
1810-29. VII. 1856)-нем. композитор и муз. писатель. Учился в
Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах на юридич. ф-тах. Занимался музыкой
у Ф. Вика (1829, фп. и гармония) и Г. Дорна (1831, композиция).
Творчество Ш., музыканта-новатора в инструм. и вок. жанрах, яркого
представителя прогрессивного романтизма, характеризуется меткой
изобразительностью, программностью, глубоким раскрытием психологии
человека. Оратория "Рай и пе-рп" (1843, Лейпциг) по Т. Муру и сцены из
"Фауста" Гёте для солистов, хора и оркестра (1848, Дрезден; 1849,
Лейпциг) - первые произв.
Ш. в области муз. т-ра. Опера "Геновева" (1850, Лейпциг) по Ф. X.
Хеббелю и Л. Тнку развивает прогрессивные традиции "Эврианты" Вебера.
Одно из наиболее выдающихся произв. Ш.- музыка к "Манфреду" (1852,
Веймар)-увертюра и 15 номеров. Сохранились также увертюры к "Месспнской
невесте" Шиллера, "Юлию Цезарю" Шекспира, "Герману и Доротее" Гёте.
В 1834 Ш. основал "Новый музыкальный журнал" п в течение 10 лет был
его редактором и основным автором. В своей публицистич. деятельности,
ставшей образцом прогрессивной романтич. муз. критики, боролся с
рутиной, филистерством, пропагандировал творчество передовых
композиторов. Занимался муз. педагогикой и дирижёрской деятельностью. В
1844 посетил Россию.
Соч.: Избр. статьи о музыке, пер. с нем., М., 1956. Лит.: Л а р о ш
Г., Забытые оперы: "Геновева" Шумана, "Театр. газета", 1893, јј 1, 2; Л
и с т Ф., Роберт Шуман, Нзбр. статьи, М., 1959, с. 350-413; Житомирский
Д.,
Роберт Шуман, М., 1964; Ab er t H., Robert Schumann. 4 Aufl., B.,
1920. дль.
ШУМАН-ХЕЙНК (Schumann-Heink), Эрнестина (15.VI. 1861-17.XI.1936) -
амер. артистка оперы (меццо-сопрано). По происхождению австрийка.
Ученица К. А. Кребса и Ф. Вюльнера. В 1878-82 -солистка Дрезденской
оперы. В последующие годы выступала в Гамбурге, Берлине и Лондоне. С
1891- в США. В 1932 оставила сцену.
Ш.-Х. - крупнейшая исполнительница вагнеров-ского репертуара. Её
исполнение отличалось богатством эмоционально-смысловых оттенков,
выразительностью вок. декламации, драматизмом, темпераментом.
Партии; Эрда, Ортруда, Мария, Брангена, Магдалена ("Золото Рейна",
"Лоэнгрин", "Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера), Азучена ("Трубадур"), Фидес ("Пророк"
Мейербера), Кли-темнестра ("Электра" Р. Штрауса), ? T
ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля-воспроизведение на сцене звуков
окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением Ш. о.
составляет фон, помогающий актёрам и зрителям почувствовать себя в
среде, соответствующей действию пьесы, создаёт нужное настроение, влияет
на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами, громыханием железного
листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли уже в
16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании рус. театр. зданий
(напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой
раскат") свидетельствует о том, что в России Ш. о. пользовались уже в