<< Пред.           стр. 884 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 сер. 18 в.
  Совр. Ш. о. различается по характерам звуков: звуки природы (ветер,
 дождь, гроза, птицы и т. д.); производственные шумы (завод, стройка);
 транспортные шумы (телега, поезд, самолёт); батальные шумы (кавалерия,
 выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).
  Ш. о. может быть натуралистическим, реалистич., романтич.,
 фантастич., абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля и
 решения спектакля. Ш. о. занимается звукооформителъ или постановочная
 часть т-ра. Исполнителями являются обычно участники специальной шумовой
 бригады, в к-рую входят и актёры. Несложные звуковые эффекты могут
 выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая для
 Ш. о. в сов. т-ре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров,
 сложности и назначения. Эти приборы позволяют достигать ощущения
 большого пространства; с помощью звуковой перспективы создаётся иллюзия
 шума приближающегося дай удаляющегося поезда, самолёта и т. д. Совр.
 радиотехника, особенно стереофонич. аппаратура, даёт большие возможности
 для расширения художеств. диапазона и качества Ш. о., одновременно
 организационно и технически упрощает эту часть спектакля.
  Лит ..-Попов В. А., Звуковое оформление спектакля, [М.], 1953. В. Ш.
  ШУМСКАЯ, Елизавета Владимировна (р. 12. IV. 1905) - рус. сов.
 артистка оперы (лирикоколоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). В
 1931 окончила Ивановское муз. уч-ще. В 1933 - солистка Моск. обл. оперы
 под рук. И. М. Лапицкого, в 1934-44 - Саратовского т-ра оперы и балета.
 С 1944 - солистка Большого т-ра. Ш. обладает лёгким голосом серебристого
 тембра, музыкальностью, виртуозно владеет вокальной техникой.
 Муз.-сценические образы Ш. отличаются задушевностью, теплотой.
  Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе
 Салтане"), Снегурочка; Волхова ("Садко", Гос. пр. СССР, 1950), Панночка
 ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ксения ("Борис Годунов"), Джульетта
 и Маргарита ("Ромео и Джульетта" и "Фауст" Гуно), Виолетта, Ми-каэла,
 Чио-Чио-сан и др.
  Лит.: Елизавета Владимировна Шумская, М., 1953 [Буклет]; Большой
 театр СССР. Опера и балет, М., 1958.
  Гал. Б.
  И1УМСКИЙ, Сергей Васильевич [наст. фам.- Ч е сноков; 7(19).X. 1820,
 Москва,-6(18).II. 1878, там же] - рус. актёр. Воспитанник Моск. театр.
 уч-ща; был любимым учеником М.-С. Щепкина. Тесное общение с семьёй
 Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями иск-ва и литературы
 оказали большое влияние на развитие Ш. Будучи ещё учеником, он сыграл в
 Малом т-ре ряд ролей ;исполнение роли Добчин-ского ("Ревизор", 1836,
 первая пост. в Москве) получило одобрение В. Г. Белинского. В 1841,
 после окончания уч-ща, Ш. был принят в труппу Малого т-ра. До 1847
 выступал преим. в водевилях. Легко, весело, естественно играл роли:
 Дюкро, Мотыль-кова ("Два купца и два отца",
  "Барская спесь и Анютины глазки" Д. Ленского), Ог-рызкова ("Путаница"
 Фёдорова). Исполнял также роли молодого Глова ("Игроки" Гоголя) и г-на N
 ("Горе от ума"). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Ш., по
 рекомендации Щепкина, поступил в Одесский т-р, где играл гл. роли. В
 1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди первых
 значит, образов Ш.: Кочкарёв ("Женитьба", 1850), Загорецкий ("Горе от
 ума", 1850), Хлестаков ("Ревизор", 1851). Лучшие работы Ш.: граф Любин
  ("Провинциалка" Тургенева, 1851, первая пост. в Москве), Кречинский
 (1855, первая пост. в Москве). Игра Ш. отличалась высоким мастерством,
 артистизмом, благородством, тонким вкусом, была проста, естественна,
 согрета искренним чувством. Актёр рационалистич. склада, Ш. с особым
 вниманием анализировал и психологически обосновывал роль, добивался не
 только глубокого воплощения общего замысла автора, но также точности,
 тонкости отдельных штрихов, деталей. Чёткостью внешнего и внутр. рисунка
 отличались и эпизодич. роли артиста. Владея иск-вом грима, Ш. никогда не
 злоупотреблял им и достигал перевоплощения прежде всего внутр.
 преображением, блестяще использовал выразительность своей мимики,
 успешно преодолевал присущие ему недостатки (неясность дикции, глухой
 голос). Актёр "без амплуа", Ш. сыграл много разнообразных ролей в пьесах
 Островского, а также в произв. др. рус. и западноевроп.
 драматурговлассиков. Его-шедевры - образы Жадова (1863), Крутицкого ("На
 всякого мудреца...", 1868), Счастливцева (1871). Был замечательным
 исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф"Проделки
 Скапена", 1866, "Школа мужей", 1866, "Школа женщин", 1869).
  Лучшие роли: Добротворский ("Бедная невеста", 1853), Оброшенов
 ("Шутники", 1864), Маргаритов ("Поздняя любовь", 1873), Грознов ("Правда
 - хорошо...", 1876) - все в пьесах Островского; Собачкин (о. п. Гоголя,
 1861), Плюшкин ("Мёртвые души", 1877), Шприх ("Маскарад", 1862),
 Тропачёв ("Нахлебник" Тургенева, 1862), Пустозёров ("Мишура" А.
 Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин ("Горькая судьбина" Писемского, 1863),
 Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1868), Телятев и
 Че-рёмухин ("Воробушки", 1867, и "Тетеревам не летать но деревам", 1872,
 Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро ("Севильский цирюльник",
 1856, и "Женитьба Фигаро", 1868, Бомарше), мистер Форд ("Виндзорские
 проказницы", 1866), Франц Моор (1868) и др.
  В конце 60-х гг. Ш. преподавал сценич. иск-во в Моск. консерватории;
 пост. там оперу "Жизнь за царя" Глинки (1869).
  Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон", СПБ, 1852, т.
 3, ј 6, с. 1-8; Театрал. Сергей Васильевич Шумский (биографический
 этюд), "Искусство",. 1883, ј 43, с. 517-19; Коропчевский Д., Сергей
 Васильевич Шумский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "ЕИТ". Сезон
 1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ, 1897 с. 22-58. Е. Фил.
  ШУМСКИЙ (наст. фам.- Ш о м и н), Юрий Васильевич [5 (17).XI.18877.VI.
 1954] - укр. сов. актёр. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии
 с 1942. В 1906 был исключён из последнего класса Херсонского гор. уч-ща
 за участие в революц. движении и начал трудовую деятельность в порту.
 Принимал активное участие в спектаклях рабочего драм. кружка. В 1917-20
 организовал в Херсоне любит, укр. т-р и драм. студию. В 19251934
 Ш.-актёр т-ра "Держ-драма" (ныне-Одесский, укр. драм. т-р им.
 Октябрьской революции). В этот период формируется реалистич., глубоко
 народное творчество актёра. В образах Шванди;
  Фурманова ("Чапаев", "Мятеж" по Д. Фурманову), Гайдая ("Гибель
 эскадры"), Хлестакова, Фигаро; Клода ("Собор Парижской богоматери" по В.
 Гюго), созданных Ш. на сцене этого т-ра, раскрылся его самобытный
 талант. В 1932 Ш. пост. впервые на укр. яз. пьесу "Егор Булычев и
 другие", сыграв в ней заглавную роль.
  В 1934-54 Ш.- актёр Т-ра им. И. Франко. Здесь иск-во актёра достигло
 зрелости и мастерства. Он создал выдающиеся образы: Платон, Тарас
 Голота, Галушка, Хмельницкий (Платон Кречет", 1934, "Правда", 1937, "В
 степях Украины", 1940, "Богдан Хмельницкий", 1939, Корнейчука), Филипп
 II ("Дон Карлос" Шиллера, 1936), Годунов ("Борис Годунов", 1937),
 Бенедикт ("Много шума из ничего", 1940), Буйко ("Профессор Буйко" Баша,
 1949), Городничий (1952).
  Художник глубокой мысли, обладавший особым даром перевоплощения, Ш.
 создавал сценич. образы, достигающие высокой реалистич. выразительности.
 Актёр тонко передавал стиль и идею пьесы, находил свежие, сочные краски
 для обрисовки каждого сценич. персонажа, раскрывая тончайшие нюансы
 духовного мира своих героев, достигал простоты, лёгкости и
 естественности исполнения. Был известен как мастер художеств. слова.
 Снимался в кино. За исполнение ролей маршала Василевского (в фильмах
 "Третий удар", "Сталинградская битва") и Романюка (в спектакле
 "Калиновая роща" Корнейчука) удостоен Гос. пр. СССР в 1950 и 1951.
  В 1940 организовал Нар. т-р при Киевском ун-те. Лит.: Серп1л1н Л., Ю.
 В. Шумський. Народний артист СССР, К., 1950; К p у т i I., Ю. В.
 Шумський, К., 1955; Йосипенко Н. К.. Юрий Васильевич Шум-ский. Народный
 артист СССР, К., 1960. р. ?,
  ШУМСКИЙ, Яков Данилович (г. рожд. неизв.- ум. 1812) - рус. актёр.
 Соратник Ф. Г. Волкова, Ш. в конце 40-х гг. 18 в. принимал деятельное
 участие в создании т-ра в Ярославле. В февр. 1752 в числе лучших
 "комедиантов" был привезён в Петербург; зачислен в придворную труппу
 (май 1752). В 1756 вошёл в осн. состав первого русского проф.
 постоянного публичного театра. Пользовался огромной любовью публики,
 ценившей непосредственность его исполнения. Обладая большим самобытным
 комедийным дарованием, Ш. смело преодолевал на придворной сцене
 условности классицизма."... E го талант был чистый инстинкт или,
 пожалуй, вдохновение", - писал С. Т.Аксаков ("Я. Е. Шуше рин и
 современные ему театральные знаменитости" в кн.: Собр. соч., т. 2, 1955,
 с. 388). Простая и правдивая игра Ш., отмеченная ярким комич.
 темпераментом, была основана на традициях рус. нар. т-ра. Ш, играл роли
 комич. слуг. Д. И. Фонвизин восторг.кен-но отзывался об его исполнении
 роли слуги, выдающего себя за модного фран та-дворянина в пьесе "Генрих
 и Пернилла" Гольбер-га (1760). Одобрение автора получило также
 исполнение Ш. роли преданного, честного слуги Василия в пьесе "Мот,
 любовью исправленный" Лукина. Лучшая роль Ш.- Созий в комедии
 "Амфитрион" Мольера(1761).
  С успехом играл роли "...молодых повес и весельча ков из простого
 звания" (там же) и роли комич. старух (в 18 в. роли старух играли обычно
 комедийные актёры); был первым исполнителем роли Ере-меевны в
 "Недоросле" Фон' визина (1782). В 1785 Ш. ушел на пенсию, выступал на
 сцене эпизодически. Вёл педагогич. и режиссёрскую работу (в 60-х гг.
 руководил спектаклями в Шляхет-ном .корпусе).
  Др. роли: Эктор ("Игрок" Реньяра), Скопин ("Скопи-новы обманы"
 Мольера, 1757), Валентин ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763).
  Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.,
 1958, с. 352; Г у реви ч Л., Ис тория русского театрального быта, М.-Л.,
 1939, с. 108-10;
  Всеволодский-Герн-г p о с с В., Первые постановки "Бригадира" и
 "Недоросля", в кн.: История русского театра, под ред. В. В. Каллаша и Н.
 Е. Эфроса, т. l. M., 1914, с. 361. JO. Гл.
  "ШУРАЛ‚" ("А л и-Б а ты р")-балет Ф. з. Яруллина, либр. А. Файзи и Л.
 В. Якобсона (по мотивам тат. нар. сказок и поэм Г. Тукая). Пост, 12
 марта 1945, Тат. т-р оперы и балета им. М. Джалиля, Казань.
 Инструментовка Ф. Ви-тачека (Батыр - Ахтямов, Сюимбике - Гацулина,
 Шу-рале - Романюк; балетм. Жуков и Тагиров, дирижёр Аухадеев,'худ.
 Сперанский). 2-я редакция. 1950, Т-р оперы и балета им. Кирова (под
 назв. "Али-Батыр"). Инструментовка Власова и Фере (Батыр - Макаров,
 Сюимб-ике- Дудинская, Шурале - Бельский; балетм. Якобсон, дирижёр
 Фельдт, худ. Птушко, Мильчин, Ванно). 1955, Большой т-р (под назв.
 "Шурале"; Батыр -Кондратов, Девушка-Птица - Плисецкая, Шурале - Левашов;
 балетм. Якобсон, дирижёр Дугашев, худ. Мильчин). Пост. в т-рах оперы и
 балета др. городов: Одесса, Рига, Саранск, Саратов (1952), Тарту (1954),
 Улан-Удэ (1955), Киев и Алма-Ата (1956), Горький (1957), Челябинск и
 Магнитогорск (1959), Вильнюс и Ташкент (1961), Душанбе (1963) и др. За
 рубежом: Болгария (1956), Монголия (1958), Польша (1961) и др.
  Лит.: "Шурале" (Али-Батыр), Л., 1953; "Шурале" (Батыр), Л., 1955. Г.
 Ш.
  ШУТ (в театр е)- комич. персонаж в старинных ярмарочно-площадных и
 балаганных представлениях. Участник представлений школьно-церковного
 т-ра, литургич. драм, мираклей (гл. обр. комич. интермедий). Получил
 распространение в драматургии 16- 18 вв. (Англия, Франция и др.). Гл.
 функция Ш. - развлекать героев пьес, выходцев из высокопоставленных
 кругов. Исполнители ролей Ш. носили пёстрые, яркие костюмы, часто
 увешанные колокольчиками и бубенцами. Эмблемой Ш. является кукла с
 погремушками, к-рую он держит в руках. Ш.- одно из действующих лиц
 произведений У. Шекспира (в история, хрониках), а также П. Кальдерона и
 др. авторов.
  ШУТОВА, Ливия Васильевна (р. 30.XII.1925)- рус. сов. актриса. Нар.
 арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1962. В 1947 окончила
 драма-тич. студию при Саратовском т-ре им. К. Маркса и стала актрисой
 этого т-ра. Сценич. обаяние, мягкость, изящество отличают дарование
 актрисы. Вначале играла роли девочек-подростков, становящихся волевыми,
 решительными девушками,- Машенька (о. п.'Афиногенова), Аннушка
 ("Обыкновенный человек" Леонова). Впоследствии лучшими ролями Ш. были:
 Люся Ведерникова ("Годы странствий" Арбузова), Нина ("Маскарад"),
 Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Павла ("Зыковы" Горького),
 Клеопатра ("Антонин и Клеопатра" Шекспира), Мария Стюарт; Нила Сннжко
 ("Барабанщица" Салынского).
  Среди др. ролей: Нора; Сопя ("Дядя Ваня"), Тося ("Соперницы"
 Бондаревой), Маша ("Живой труп"), Хильда ("Юстина" Вуолийоки), Вавка,
 Настя ("Маленькая студентка", "Третья патетическая" Погодина), Лариса
 ("Бесприданница"), Кэрол ("Орфей спускается в ад" Уильямса), Анечка
 ("Океан" Штейна), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Анна ("Камешки на ладони"
 Салынского), Эпифания ("Миллионерша" Шоу), Джой ("Жаркое лето в Берлине"
 по Кьюзек).
  Лит.: Сахарова И-, От успеха -- к творчеству (творческий портрет Л.
 Шутовой), "Театр", 1958, ј 9;
  Габаева Е-, Героике навстречу, "Театр. жизнь", 1966, ј 5. E. X.
  ШУХ (Schuch), Франц (1716-1763)-нем. и австр. актёр и антрепренёр.
 Играл в труппе странствующих актёров. Прославился исполнением роли
 Арлекина. Был одним из лучших комиков Австрии и Германии того времени,
 владел пск-вом импровизации. В 1740 создал в Вене собственную труппу,
 к-рая путешествовала по сев. и заи. Германии, ставила пьесы Плавта,
 Теренция, Мольера. Одновременно здесь ставились арлекинады,
 импровизированные фарсы. Спектакли Ш. посещал Г. Э. Лессинг. Состав
 труппы Ш. постоянно менялся. После смерти Ш. труппу возглавил его сын
 Франц Ш.-младший (1741-71), в 1765 он построил в Берлине собств. т-р,
 где пост. в числе др. пьес трагедию Сумарокова "Семира".
  Лит.: L i s s K., Das Theater des alten Schuch, B. 1925 (Diss.).
 Harn.B.
  ШУХ (Schuch), Эрнст фон (23.XI. 1846 - 10.V. 1914)- австр. дирижёр. С
 1867 - дирижёр в т-рах Бреславля, Вюрцбурга, Граца и Базеля, с 1872 -
 Дрезденской придворной оперы (с 1879 - первый капельмейстер, с 1882 -
 руководитель). С именем Ш. связан расцвет этого т-ра. Вначале
 дирижировал пре-им. итал. операми, позже стал одним из выдающихся
 исполнителей муз. драм Р. Вагнера и пропагандистом совр. произв. Большое
 значение для муз. т-ра имело сотрудничество Ш. с Р. Штраусом, поручившим
 Ш. первое исполнение своих опер - "Нужда в огне" (1901), "Саломея"
 (1905), "Электра" (1909), "Кавалер роз" (1911, все в Дрездене). После
 1900 Ш. гастролировал в т-рах России, Италии, США, Австрии.
  Лит.: Sakolowski Р., Ernst von Schuch, Lpz., 1901; Schuch F. von, R.
 Strau?, Ernst von Schuch und Dresdens Oper, 2. Aufl., Lpz., 1953. Ал. М.
  ШУХМИНА, Татьяна Митрофановна [р. 14(27).VI. 1901] - рус. сов.
 актриса, режиссёр, педагог. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1958).
 Училась в 3-й Студии МХТ (1919-23), с 1923-актриса Т-ра им. Вахтангова
 (работала здесь до 1958).
  Роли: Сваха и Арина Пантелеймоновна ("Женитьба"), Мавра Тарасовна
 ("Правда хорошо, а счастье лучше" Ост-.ровского), Сурмилова ("Лев Гурыч
 Синичкин" Ленского),
  Вероника ("Человеческая комедия" по Бальзаку), Дуэнья ("Сирано де
 Бержерак" Ростана), дама-Нюрка, Симбирцева ("Аристократы", "Человек с
 ружьём" Погодина).
  С 1923 занимается педагогич. работой. Преподаёт в Театр. уч-ще им.
 Щукина (с 1946-доцент кафедры актёрского и режиссёрского мастерства), с
 1945 - также в ГИТИСе.
  Соч.: Грим, М., 1948; Человечность, в сб.: Б. В. Щукин. Статьи.
 Воспоминания. Материалы, М., 1965.
  Л. Ним.
  ШУШЕРИН, Яков Емельянович (1753, Москва,- 1813, там же) - рус. актёр.
 Сын бедного судейского чиновника, в молодости был писарем. Попав впервые
 в 1772 на представление труппы М. Гроти, Ш. так увлёкся т-ром, что в том
 же году поступил к Гроти т. н. "официантом" - актёром на выходные роли,
 в обязанности к-рого входили также перестановка декораций, суфлирование,
 переписка ролей. Первые выступления не принесли молодому актёру успеха,
 но с годами, тщательно работая над мимикой, голосом и др., он добился
 больших успехов. К концу 70-х гг. Ш. играл роли вторых, а иногда и
 первых любовников в комедиях и комич. операх - Филимон ("Мельник,
 колдун, обманщик и сват" Аблесимова, муз. Соколовского, 1779), Виктор
 ("Анюта" Попова) и др. С 1780, когда моек. труппа начала играть в новом
 т. н. Петровском т-ре, Ш. впервые выступил в амплуа трагика. В ролях
 Хорева, Трувора, Ростислава (о. п., "Синав и Трувор", "Семира"
 Сумарокова), Владисана, Рослава, Ярба (одноим. произв., "Дидона"
 Княжнина) Ш. проявил совершенное владение приёмами классицистской игры.
 В 1786-93 Ш. служил на петерб. имп. сцене, продолжая исполнять
 трагедийные роли. В 1793-1800 - вновь актёр моек. труппы; этот период
 становится вершиной творчества Ш. В его репертуар всё шире начинают
 входить роли в пьесах сентименталистского направления (т. н. мещанских
 драмах и "слёзных комедиях"). Большой успех принесла Ш. роль негра-слуги
 Ксури в пьесе "Попугай" Коцебу. По свидетельству С. Т. Аксакова,
 "...играя дикого негра, Шушерин позволил себе сбросить все условные
 сценические кандалы и заговорил просто, по-человечески..." (Собр. соч.,
 т. 2, 1955, с. 393). В своих последующих ролях Ш. всё более отходил от
 трагедийной напыщенности и создавал живые трогательные образы:
  Фриц, Мейнау, барон Цидерштрем ("Сын любви", "Ненависть к людям и
 раскаяние", "Бедность и благородство души" Коцебу), граф Кларандон
 ("Евгения" Бомарше), Игрок ("Братом проданная сестра" Ефимь-ева) и др. В
 1800 Ш. вернулся на петерб. сцену. Почувствовав, что в героич. ролях он
 не может соперничать с молодым трагедийным актёром А. С. Яковлевым, Ш.
 сосредоточил своё внимание на ролях, имеющих элементы характерности,
 требующих перевоплощения: царь Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова, 1804),
 король Ле-ар (перевод Н.И. Гнедича переделки Дюси "Короля Лира", 1807).
 Играя эти роли, Ш. подчёркивал человечность своих героев, вызывал к ним
 сочувствие. В его исполнении это были живые люди, старчески немощные,
 страдающие. Среди значит, ролей Ш. также Старн, Белозёрский ("Фингал" п
 "Димитрий Донской" Озерова), Заруцкий ("Пожарский" Крюковского). В
 1803-08 Ш. был инспектором Петерб. драм. труппы. В 1810, перейдя на
 пенсию, жил в Москве. Изредка выступал на моек. сцене. Общая культура,
 широта взглядов, стремление постичь законы сценич. творчества определили
 значение Ш. в истории рус. т-ра; он был одним из первых рус. актёров,
 пытавшихся отойти от классицистской условности в сценическом искусстве,
 достигнуть простоты, правдивости исполнения.
  Лит.: Аксаков С. Т., Яков Емельянович Шушерин и современные ему
 театральные знаменитости, Собр. соч., т. 2, М., 1955; Клинчин А. П.,
 Яков Емельянович
  Шушерин, М,- Л., 1947; Ж и х а рев С. П., Записки современника,
 М.-Л.,195 5. А. К л.
  ШЭН - одно из основных мужских амплуа кит. традиционного т-ра.
 Подразделяется на амплуа ушэн (воен. Ш.) и вэньшэн (гражд. Ш.).
 Наибольшее развитие получило в пекинской муз. драме. В зависимости от
 возраста персонажа гражд. Ш. делится на лаошэн (пожилой) и сяошэн
 (молодой). Лаошэн - персонажи, обладающие прямым и честным характером,
 достойные уважения. Среди исполнителей ролей лаошэн - Чэн Чан-гэн, Тан
 Синь-пэй, Чжоу Синь-фан, Ма Лянь-лян и др. (Сюйшэн-бородатый Ш.-глубокие
 старики с белыми бородами). Сяошэн подразделяется на цюнь-шэн (бедный
 интеллигент), гуаньшэн (чиновник) и шаньцзышэн (персонаж с веером в
 руке). Среди исполнителей ролей этого амплуа - Сюй Сяо-сянь, Ли Гуй-фан
 и др. Ушэн разделяется на чанкао (воины, носящие длинные одежды),

<< Пред.           стр. 884 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу