<< Пред. стр. 898 (из 913) След. >>
красноармейцев. В 1919 был создан Театр революц. сатиры (Теревсат), вк-ром работали эстрадные артисты.
Этот т-р давал свои представления в клубах, .на вокзалах для
красноармейцев, уезжающих на фронт, на трамвайных платформах. Такие т-ры
возникали в др. городах. В годы нэпа снова появилась Э. в ресторанах, но
пошлый репертуар и вульгарная манера исполнения встречали суровую
критику со стороны общественности и прессы.
Особое внимание обращалось на развитие Э. в рабочих клубах. В 1920-х
гг. была создана живая газета "Синяя блуза", к-рая откликнулась на
важнейшие события дня. Со злободневными, остро сатирич., публицистич.
фельетонами выступали Н. П. Смирнов-Сокольский, Г. И. Афонин, П. Я.
Курзнер, Г. Б. Немчинский и др.; сатирпч. куплеты и песенки,
направленные против врагов революции, пели Б. С. Борисов, И. С. Набатов
и др.; с рассказами М. М. Зощенко, обличающими мещанство, выступал В. Я.
Хенкпн; пошлость, сентиментальность в иск-ве высмеивал в своих
выступлениях с куклами С. В. Образцов. Выдвинулись конферансье: М. Н.
Гар-кави, А. А. Гриль, А. А. Глинский, А. А. Менделе-впч, П. Г. Райский
и др. Гражд. лирику в песенном жанре утверждает Л. О. Утёсов. Рус. песни
исполняет Л. А. Русланова, песни народов СССР-И.П.Яунзем, Тамара Ханум и
др. В жанре лприч. эстрадной песни выступала Тамара Церетели, затем К.
И. Шуль-женко и др. В эстрадном хореографич. иск-ве утверждается высокая
пластичность, мастерство, музыкальность: А. А. Редель и М. М. Хрусталёв,
Н. Мир-зоянц и Г). Резцов, М. И. Попна и А. И.Каверзин, Т. Д. и А. 3.
Деллан, Л. Ивер и А. Нельсон и др. Среди артистов других жанров:
жонглёры А. Рапитто, акробаты бр. Руденко, вентролог М. М. Донская и др.
В 1926 в Москве и в 1927 в Ленинграде, а потом в Н. Новгороде,
Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. городах были открыты эстрадные
т-ры - мюзик-холлы. Здесь ставились обозрения и эстрадные программы
("Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного, 1934, и др.). В спектаклях
этих т-ров участвовали артисты С. А. Мартинсон, М. В. Миронова, Б. М.
Тенин и др. В 1939 создан Ленингр. т-р миниатюр (худ. рук. и ведущий
исполнитель А. И. Райкин). Т-р обращается к общественно значимым темам,
использует приёмы острого гротеска. В 1928 организован театрализованный
джаз-оркестр, соединяющий музыку, песню, танец, конферанс, эксцентрику
(худ. рук. Л. О. Утёсов). С 1939 проводятся всесоюзные и всероссийские
конкурсы эстрадных исполнителей.
В годы Великой Отечеств, войны артисты Э. выступали па фронтах, в
госпиталях, на предприятиях. Они исполняли патриотич. репертуар,
высмеивали фашистских главарей. Помимо эстрадных бригад, создавались
т-ры миниатюр ("Весёлый десант", худ. рук. В. С. Поляков и др.). За
выступления на фронтах орденами и медалями награждены Л. А. Русланова,
Л. Б. Миров, М. В. Новицкий и мн. др.
После войны возникли новые эстрадные коллективы: в 1956 - Саратовский
т-р миниатюр (худ. рук. Л. Г. Горелик), в 1959 - Моск. т-р миниатюр
(худ. рук. В. С. Поляков), в 1960 - Моск. мюзик-холл (худ. рук. А. П.
Конников). Здесь ставятся обозрения:
"Когда загорится звезда" (1960), "Москва - Венера, далее везде..."
(1961). "Тик-так, тик-так" (1963) Ды-ховичного и Слободского.
Кроме эстрадных оркестров под рук. Л. О. Утёсова, Э. И. Рознера, О.
Л. Луядстрема, Б. Б. Рен-ского, успешно работают оркестры республик:
Украинской ("Дншро"), Грузинской ("Рэро"), Армянской, Азербайджанской,
Узбекской, Латвийской и др. Созданы вокальные ансамбли: "Дружба" (худ.
рук. А. А. Броневицкий), "Юность" и др.
Выдвинулся ряд мастеров речевого п вок. жанра:
Л. Б. Миров, М. В. Новицкий, Ю. Т. Тимошенко,
Е. И. Березин, М. В. Миронова, А. С. Менакер, П. Л. Муравский, А. С.
Белов, К. П. Смирнова, А. И. Шуров, Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков, В. П.
Нечаев, Г. Т. Орлов, А. Б. Лившиц, А. С. Левен-бук, Б. С. Брунов, О. А.
Милявский, Э. 3. Радов и др. Артисты эти обращаются к важнейшим
проблемам современности, используют героич. и сатирич. жанры.
Новые произведения для Э. создали писатели:
В. 3. Масс, М. А. Червинский, В. А. Дыховичный, Ф. А. Липскеров, М.
Р. Слободской и др. Песни для Э. создают композиторы Т. Н. Хренников, В.
П. Соловьёв-Седой, В. И. Мурадели, А. Н. Цфасман, А. И. Островский, О.
Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др.
Лучшие эстрадные певцы: К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, Г. М.
Великанова, Э. 3. Горовец, Э. С. Пьеха, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль, М. В.
Кри-сталинская и др.- всё чаще обращаются к гражд. лирике, воспевают
современность.
Развитию эстрадного иск-ва способствовали режиссёры А. П. Конников,
А. П. Тутышкин, Д. В. Тун-кель, Е. П. Гершуни, Г. М. Полячек и др.
Высокого мастерства достигло пск-во танца народов СССР,
демонстрируемое в эстрадных концертах Ансамблем нар. танца СССР (худ.
рук. И. А. Моисеев), ансамблями - "Берёзка" (худ. рук. Н. С.
Надеждп-на), танца Украинской ССР (худ. рук. П. П. Вирский), танца
Грузинской ССР (худ. рук. Р. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили) и др.
Развитие получил жанр эстрадного танца, включающий танцевальную
эксцентрику, хореографич. акробатику, ритмич. танцы и др. Выдающегося
успеха добился М. Эсамбаев, создающий танцевалыю-драматич. миниатюры.
Возрождается иск-во пантомимы (Б. Амарантов и др.). В 1963 организован
Молодёжный пантомимич. ансамбль (худ. рук. Н. Павловский).
Всю организационно-творч. работу в области Э. осуществляет Мосэстрада
(Москва), Ленэстрада (Ленинград) и филармонии в республиках и областях.
Гастроли эстрадных артистов по СССР и за рубежом проводит Союзконцерт,
по РСФСР - Росконцерт, по Украине - Укр. концерт. Сов. эстрадные артисты
с успехом демонстрируют своё иск-во во многих странах мира. В 1965 в
Москве был проведён Всесоюзный фестиваль эстрадной песни и танца. В
Москве и Киеве имеются студии для подготовки и переподготовки эстрадных
номеров. В 1961 Гос. уч-ще циркового иск-ва преобразовано в
эстрадно-цирковое. В 1927-30 выходил журн. "Цирк - эстрада", с 1963
выходит журн. "Советская эстрада и цирк".
Лит.: Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев
Ю. А., Искусство советской эстрады" [М.], 1962. Ю. Д.
ЭСТРАДА (от лат. stratum - помост) - возвышение в концертном зале,
предназначенное для выступления артистов. В отличие от сцены, не имеет
переднего и заднего занавеса, кулис, театр. машин. Крупнейшие эстрадные
площадки в СССР - Колонный зал Дома Союзов в Москве, Зал Ленинградской
филармонии, Зал им. Чайковского в Москве и Др. К). Д.
ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР - инструмент, ансамбль (разновидность джазового
оркестра, см. Джаз). Исполняет преим. развлекательно-танц. музыку, а
также аккомпанирует исполнителям популярных песен п др. мастерам
эстрадного жанра. Э. о. исполняет не только танц. музыку, но и спец.
аранжированные для него пьесы джазового репертуара, а также концертную
музыку. Состав Э. о. варьируется от 15-16 до 30 и более инструментов,
включает, как правило, большую группу язычковых и медных духовых
инструментов (4 пли 5 саксофонов, 3 трубы, 3 тромбона). фортепиано,
гитару, контрабас и набор ударных. В зависимости от репертуара этот
состав дополняется группой струнных, гобоем, фаготом и валторной. В
последнее время мн. Э. о. включают также разл. латино-амер.
(афро-кубинские) ударные и скребковые инструменты: маракас, бонгос,
конга, клавес, реко-реко и др. Э. о. появились уже в нач. 20-х гг. 20 в.
сначала в США, а затем в Европе. В СССР наиболее значит. Э. о.: под упр.
Л. О. Утёсова (работавшего в тесном сотрудничестве с композитором И.О.
Дунаевским), Э.И.Рознера, Б. Б. Ренского, О.Л.Лундстрема, Э. о.
Всесоюзного радио и телевидения под упр. Ю. В. Силантьева, Э. о.
Грузинской ССР "Рэро" под упр. К. Г. Певзнера и др.
Выразит, возможности Э. о., гл. обр. его колорпс-тич. фактура и
ритмич. острота звучания, привлекали внимание ряда композиторов: Дж.
Гершвина, создавшего в 1923 для джаз-оркестра П. Уайтмана "Голубую
рапсодию", и И. Ф.Стравинского, написавшего в 1945 "Эбонп Кончерто" для
оркестра В уди Германа. Значительную часть совр. репертуара сов. Э. о.
составляют произв. А. А. Бабаджаняна, А. Я. Эшпая, Ю. С. Саульского, М.
М. Кажлаева, Б. Я. Трацюка и мн. др.
Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей, Л., 1926; В о л ы н
ц е в А., Эстрадный оркестр и театральность, "Театр", 1963, X" 9; С о ?
о ? А., О музыке серьёзной и лёгкой, Л., 1964; Утёсов Л., С песней по
жизни, М., 1961;
Чернов А., Б я л и к М-, О лёгкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе,
М.-Л" 1965. Л. Б. П.
ЭСТРИН, Залман Наумович [р. 11 (24). II. 1906] - рус. сов. артист
оперетты. Засл. арт. РСФСР (1959), нар. арт. Карел. АССР (1965). В 1930
окончил Моск. театр. студию. Работал в Свердловском ТЮЗе, Свердловском
т-ре оперы и балета, в 1945-55 - в Моск. обл. т-ре оперетты, с 1955 - в
Петрозаводском муз.-драм. т-ре. Э.- остро комедийный, характерный актёр.
Роли: Пикадор, Фома Павлович, Гарбуз, Митрофан ("Коломбина", "Шуми,
наш лес", "Севастопольский вальс", "Сердце балтийца" Листова),
Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), граф Кутайсов
("Холопка" Стрельникова), Князь ("Кумоха" Пергамента), Зупан ("Цыганский
барон" И. Штрауса), Альфред Дулитл ("Моя прекрасная леди" Шоу) и др.
Выступает также в балетных спектаклязГ: Доктор Айболит (о. п.
Морозова), Санчо ("Дон Кихот"), Мп-шо ("Соперницы" Гертеля) и др. А. Ив.
ЭСХИЛ (?'???) (525 до н. э., Элевсин,- 456 до н. э., Сицилия) -
др.-греч. драматург. Происходил из старинного аристократич. рода.
Принимал участие в важнейших сражениях греко-персидских Войн - при
Марафоне (490 до н. э.), Саламине (480 до н. э.), Платеях (479 до н.
э.). В 500 до н.э. впервые выступил как драматург, в 484 до н. э.
одержал первую победу в драматнч. состязании (впоследствии 12 раз
занимал в состязаниях драматургов первое место). В античности было
известно ок. 80 драм. произв. Э., из к-рых сохранилось только 7: "Персы"
(472 до н. э.), "Семеро против Фив" (467 до н. э.), трилогия "Оре-стея"
(458 до н. э.), состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры"
("Совершающие надгробное возлияние"), "Эвмениды", а также трагедии
"Молящие" и "Прометей прикованный" (даты написания и пост. неизвестны).
Из остальных трагедий Э. дошли только отрывки, редко превышающие 5-10
стихов. Сравнительно крупные папирусные фрагменты из сатировских драм
"Тянущие невод" и "Послы, пли Истмийцы" опубликованы в 1933 и 1941.
Творчество Э., относящееся к периоду окончательного утверждения
афинской демократии (1-я пол. 5 в. до н. э.), отражает характерную для
этого времени переоценку мировоззренческих принципов родового строя. Э.
верит в могущество богов, в неизбежное воздействие родового проклятия,
но в божественном управлении миром он видит вечный закон справедливого
возмездия; герой его трагедий - самостоятельный в своём поведении и
ответственный за своп поступки человек. Сущность трагического у Э.
раскрывается с наибольшей отчётливостью в "Орестее": тяготеющее над
домом Агамемнона родовое проклятие Атридов осуществляется только потому,
что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в тягчайших
преступлениях против божественных ? человеческих законов. Вереница
кровавых отмщении-преступлении прекращается благодаря вмешательству
афинского суда (ареопага), решение к-рого освящается богиней Афиной и
символизирует победу демократич. государственности над архаич. законом
родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражд. равноправия над
"варварским" деспотизмом составляет осн. содержание трагедии "Персы",
прославляющей победу при Саламине, и находит отражение в трагедиях
"Семеро против Фив", "Молящие".
Гуманистич. содержание творчества Э. с особенной силой раскрывается в
трагедии "Прометей прикованный". В образе бессмертного титана Прометея,
открывшего людям начала всех ремёсел и наук и осуждённого за это Зевсом
на вечные муки, получил выражение пафос утверждения законов разумного
существования свободного человека на земле. Гордая непримиримость
богоборца Прометея дала основание К. Марксу назвать его "...самым
благородным святым и мучеником в философском календаре" (М арке К. и
Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 25).
Э. был новатором в области художеств. формы. Хоровые и лирич. партии
актёров, составляющие не менее половины объёма ранних трагедий (неск.
меньшее место занимают в "Агамемноне" и" ? оэфорах"), являются одним из
величайших достижений древпе-греч. хоровой лирики. Они создают
напряжённую атмосферу волнения, тревоги и подводят действие к
кульминации. Введя второго актёра, Э. значительно увеличил роль
индивидуальных персонажей, среди к-рых выделяются титанич. образы
Прометея, Этеок-ла, Клитемнестры.
Трагедии Э. ставились в др.-греч. т-ре в 5-4 вв. до н. э.; нек-рые из
них послужили прототипом для произв. Энния, Акция, Сенеки. "Орестея"
положена в основу.одпоим. оперной трилогии С. И. Танеева (1895,
Петербург), муз.-драм. трилогии Ф. Вейнгартнера (1902, Лейпциг), а также
пьес Ю. О'Нила ("Траур к лицу Электре", 1931, Нью-Йорк), Ж. П. Сартра
("Мухи", 1943, Париж), Г. Гауптмана (тетралогия "Атриды", 1941-45).
Трагедии ?. ставили М. Рейнхардт ("Орестея", 1911, Берлин), А. Антуан
("Персы", 1912, т-р "Одеон", Париж). Среди ноет. произв. Э.: "Орестея" в
Париже (1955, реж. Ж. Л. Бар-ро), Нова-Хуте (1960, "Т-р Людовы", реж. К.
Скушанка и Е. Красовский), Сиракузах (1960, Итал. нар. т-р, в пост. и с
участием В. Гасмана), Лондоне (1961, "Олд Вик", реж. М. Воланакис),
Афинах (1962, Т-р греч. трагедии, Пирей, реж. Д. Рондирис); "Прометей"
пост. на театр. фестивалях в Лионе (1954) и Торуни (1962); "Семеро
против Фив" - в Афинах (1955, Т-р РГрода Аттика, пост. Л. Карциса), в
Варшаве (1962, "Т-р Повшехны"); "Персы" - в Сиракузах (1950), Лиме
(1953, Перу), переработка этой трагедии (действие перенесено в Германию
1945, Ксеркс отождествлён с Гитлером) в "Шиллер-театре" (1960, Зап.
Берлин) и Базельско.м гор. т-ре (1963), Афинском Художеств, т-ре.
С о ч.: Eschyle [Tragedies], v. 1-2, 7 ed., P., 1958; в рус.
пер.-Трагедии, пер. А. Пиотровского, М.-Л., 1937; "Персы", "Семь против
Фив", "Прикованный Прометей", пер. В. Аппельрота, М., 1887-1888;
"Агамемнон", пер. С. И. Рад-цига, М., 1913; "Скованный Прометей", пер.
Д. С. Мережковского, 3 изд., СПБ, 1907; С. M. Соловьёва и В. О.
Нилендсра, М., 1927 и 1948; "Орестея", пер. С, Апта, М., 1958 и 1961.
Лит.: Ярхо В., Эсхил, М., 1958; Лосев А. Ф., Осхил, в кн.: Греческая
трагедия. Уч. пособие, М., 1958;
С r u i s e t M., Eschyle, P., i 928; Murray G., Aeschylus. The
creator of tragedy, Oxf., 1940; T h o m s o n G., Aeschylus and Athens,
L., 1941 (переизд. 1946, 195U, нем. пер., В., 1957); Reinhardt K.,
Aischylos als Regisseur und Theologe, Bern, [1949]; Maddalena A.,
Jnterpretazioni eschilee, Torino, 1951; Mette H. J., Der verlorene
Aischv-los, B., 1963. В. Я.
ЗТУШ, Владимир Абрамович (р. 6. V. 1923) - рус. сов. актёр. Засл.
арт. РСФСР (1964). Чл. Коммуни-стпч. партии с 1946. В 1945 окончил
Театр. уч-ще им. Щукина и был принят в Т-р им. Вахтангова. С 1945 ведёт
педагогич. деятельность в Уч-ще им. Щукина (с 1965 - доцент).
Роли: Годунов ("Великий государь" Соловьёва), Макс Вента ("Заговор
обречённых" Вирты), гаулейтер Porre ("Кому подчиняется время" бр. Тур и
Шейнина), Лаунс ("Два ве-ронца" Шекспира), Блендербленд ("Миллионерша"
Шоу), Купо ("Западня" по Золя) и др.
ЭТЮД (франц. etude) - 1)В театральной педагогике упражнение, служащее
для развития и совершенствования актёрской техники. Состоит из разл.
сценич. действий, импровизированных или заранее разработанных
преподавателем. Кроме учебных, существуют также специальные Э.,
предлагаемые постановщиком спектакля исполнителям во время репетиций для
более глубокого раскрытия художеств. материала пьесы, проникновения в
стиль автора и т. п. Мн. режиссёры (К. С. Станиславский, А. Д. Попов, М.
О. Кнебель п др.) считали Э. одним нз лучших методов в работе над
созданием образа. Режиссёры разных направлений создают свою систему Э.
(напр., репетиционные задания Е. Б. Вахтангова, биомеханика В. Э.
Мейерхольда, композиции массовых сцен Н. П. Охлопкова и др.). 2) В
балете хореографический Э.-сольный концертный номер или дуэт (па-де-де).
A. ft.
ЭФРОС, Абрам Маркович (25. IV. 1888-19. XI. 1954) - рус. сов.
искусствовед, переводчик. Лит. деятельность начал в 1911. Печатался в
жури. "АПОЛЛОН)), "Культура и жизнь", "Вестник театра", "Искусство",
"Театральное обозрение", "Театр и музыка", "Новая рампа", "Рабочий н
театр", "Театр" и др. В 1920-26-зав.художественпо-декорац. частью МХАТа.
В 1940-50 преподавал в ГИТИСе, в 1950-54 - в Ташкентском театр. ин-те
(профессор), читал курс истории рус. т-ра и театрально-декорац. иск-ва.
Э. написал несколько исследований по истории рус. п западного изобразит,
иск-ва, статьи о творчестве художников (Ф. Ф. Федоровского, В. В.
Дмитриева, П. В. Вильямса п др.), перевёл и редактировал ряд произв.
итал., франц. н античных авторов.
Соч.: Живопись театра, "Аполлон", 1914, ј 10; Декорации пушкинского
спектакля, "Русские ведомости", 1915, X" 69 с. 6; Луиджи Пирандслло, в
сб.: Запад и Восток, М., 1926; Бакст Л. С., "БСЭ". т. 4, М., 1930;
Младшие художники Художественного театра, М., 1927; Театр и художник в
годы революции, "Прожектор", 1928, ј 26; Гофмансталь Г., "БСЭ", т. 18,
М., 1930; Декорации театральные в России, "БСЭ", т. 21, М., 1931 (совм.
с Н. Гиляровской); Введение, в альбоме: Камерный театр и его художники,
М., 1934; Два мастера театральной живописи (Сарьян, Федоровский),
"Театр", 1941, ј 3; Начало, в сб.: Михуэлс. Статьи..., М., 1965, с.
379-404. E. X.
ЭФРОС, Анатолий Васильевич (р. 3. VI. 1925) - рус. сов. режиссер. В
1950 окончил реж. ф-т ГИТИСа (педагоги Н. В. Петров и М. О. Кнебель).
Первые спектакли пост. в Рязанском т-ре. В 1954-63-режиссер Центр,
детского т-ра, в 1963-67-гл. реж. Моск. т-ра им. Ленинского комсомола.
Э.- последовательный и убеждённый сторонник иск-ва "переживания". Он
стремится к достоверной образности, уделяет преимущественное внимание
тщательной разработке человеческих характеров, то добиваясь
максимального житейского правдоподобия, то смело пользуясь приёмами и
методами условной режиссуры. Важное место в творчестве Э. занимает тема
становления личности, формирования характера молодого современника. Этой
теме посв. спектакли, пост. на сцене Центр. детского т-ра,- "В добрый
час!" (1955), "В поисках радости" (1957), "Неравный бой" (1960) и "Перед
ужином" (1962) Розова, а также "Друг мой, Колька!" Хмелика (1959).
Лирнко-драматическими спектаклями, ставящими проблемы морали, были
его пост. в Моск. театре им. Ленинского комсомола - "В день свадьбы"
Розова (1964), "104 страницы про любовь" Радзинско-го (1964), "Мой
бедный Марат" Арбузова (1965).
Пост. произв. классич. драматургии: "Борис Годунов" Пушкина (1957),
"Женитьба" (1963) - Центр. детский т-р; "Чайка" (1966) - Т-р им.
Ленинского комсомола. С 1967 работает в Моск. драм. т-ре.
Др. спектакли: в Центр, детском т-ре - "Чужая роль" Михалкова (1954),
"Мы втроём поехали на целину" Погодина (совм. с М. О. Кнебель, 1955),
"Сказка о сказках" Зака и Кузнецова (1956), "Вольные мастера" Дановской
(1959), "Бывшие мальчики" Ивантер (1961), "Цветик-семицветик" Катаева
(1962), "Они и мы" Долининой (1964); в т-ре "Современник"- "Никто" Де
Филиппо (1958); в Т-ре им. Ермоловой - "В гостях и дома" Володина
(1960); в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола - "Снимается кино"
Радзинского (1965), "Каждому своё" Алёшина (1965, совм. с Л. Дуровым),
"Судебная хроника" Волчека (1966, совм. с А. Адоскиным).
Соч.: 'Работа режиссёра над спектаклем, М., 1960; Бедный
Станиславский!, "Театр", 1956, ј 10; Достоверность, образность,
условность, там же, 1960, ј 5; Штамп мой - враг мой!, в сб.:
Режиссёрское искусство сегодня, М., 1962. Лит,.: Туровская М., Раздумье
о жизни, в сб.:
Спектакли этих лет, М.. 1957; Ш а х-А в и з о в а Т., В движении,
"Театр", 1966, ј 3. А. О,