<< Пред.           стр. 899 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ЭФРОС, Николай Ефимович (псевдонимы: Ч у-ж о и, Старый друг, -к н. М
 ы ш к и н, С т а-p и к, Москвич и др.) (1867-6. X. 1923) - рус. театр.
 критик, историк т-ра. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Печататься начал
 в 1891. Крупный журналист, Э. был ведущим критиком газеты "Русские
 ведомости", откликался на все события театр. жизни. Систематически
 выступал также во мн. др. дореволюц. периодлч. изданиях ("Театрал",
 "Новости дня"). Писал театр. обзоры спектаклей моек. т-ров в "Ежегоднике
 имп. т-ров". С момента возникновения МХТ (1898) Э. становится
 пропагандистом иск-ва этого т-ра п драматургии А. П. Чехова. Автор
 рецензий, статей и книг о Художеств, т-ре, в к-рых ярко отразилось
 верное понимание автором проблемы традиций п новаторства. Написал ряд
 монографий (о Ермоловой, Щепкине, Южине и др.). В 1914 под редакцией Э.
 (и В. В. Калаша) вышел первый том многотомной "Истории русского театра".
  В сов. время Э. сотрудничал в журналах "Культура театра",
 "Театральное обозрение", работал в исто-рико-театр. секции ТЕО (Театр.
 отдела) Наркомпро-са, был председателем театр. секции Российской
 академии художественных наук. Э. выступал также как переводчик
 ("Анджело" Гюго, "Одинокие" Гауптмана, 1899) и драматург ("Дело
 Тарновской, или Всемирный процесс", 1910, Крестовский т-р).
  Соч.: М. Н. Ермолова, М., 1896, 3 изд., М., 1925; Театр "Летучая
 мышь" Н. Ф. Балиева, М., 1918; К. С. Станиславский (Опыт
 характеристики). П., 1918; В. И. Качалов. П., 1919; "Вишнёвый сад".
 Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ, П., 1919; "Три сестры". Пьеса
 А.П.Чехова в постановке МХТ, П., 1919; М. С. Щепкин, П., 1920; Пров
 Садовский, П., 1920; А. Н. Островский, П., 1922; А. И. Южин. 18821922.
 M., 1922; "На дне". Пьеса А. М. Горького в постановке МХТ, М., 1923;
 Московский Художественный театр. 18981923. М.-П., 1924; "Чайка" А. П.
 Чехова на сцене МХТ, в кн.: Ежегодник МХТ, 1944, т. 1, М., 1946, с.
 261-94.
  Лит.: Волков Н., Памяти Н. Е. Эфроса, "Современный театр", 1928, ј
 42, с. 662; Каверин Ф., Эфрос и молодёжь, там же, с. 663; Смирнов Н. А.,
 Воспоминания. М.. 1947. С. Г.
  ЭФТЙМИУ, Ефтимиу (Eftimiu), Виктор (р.1889)- рум. драматург и театр.
 деятель. Род. в Албании. Первая пьеса Э.-"феерическая поэма" в стихах
 "Нанизы-вайтесь, жемчужины" (1911) по материалам рум. нар. сказок,
 сохраняется в репертуаре рум. т-ров. Э. принадлежит пьеса "Черный петух"
 (1913), основанная на рум. фольклоре; "Рингана" (1915) - историч*.
 драма, показывающая антинародную позицию правительства Румынии
 (запрещена после неск. спектаклей);
  "Танец миллионов" (1922), "Парад" (1960) - сатирич. комедии,
 разоблачающие бурж. политиканов, предвыборные махинации, продажную
 прессу старой Румынии: "Великий духовник" (1929) - антиклерикальная
 пьеса (снята с репертуара под давлением церковных властей); "Гайдуки"
 (1947) - о крестьянских восстаниях нач. 19 в., и др. Мн. пьесы Э. были
 переведены па иностр. языки и ставились в т-рах Италии, Чехословакии,
 Полыни, Финляндии и др. В 1919-22, 1929-30 и 1944-45 Э. был директором
 Нац. т-ра им. И. Л. Караджале (Бухарест). Вводил в репертуар т-ра* пьесы
 совр. передовых драматургов, классиков мировой лит-ры, регулярно
 организовывал утренние воскресные спектакли для рабочих по сниженным
 ценам. Прогрессивные политич. взгляды Э. сказались в его выступлениях в
 парламенте, где он в 1928 требовал установления дружеских отношений с
 Сов. Союзом. Во время фашистской диктатуры дважды был заключён в
 концлагерь.
  Соч.: Teatru, Buc., 1956; Doctor Faust, vrajitor. Piesa in 5 acte,
 [Вис.], 1957; в рус. пер.-Инспектор по лягушкам. Комедия, в сб.:
 Маленькие комедии XX века, М., 1961; Человек, который видел смерть, М.,
 1962.
  ЭФФЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКИЕ (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии полётов,
 проплывов, наводнений, пожаров, взрывов и т. п., создаваемые при помощи
 специальных приборов и приспособлений. Э. с. применялись уже в античном
 т-ре. В эпоху Рим. империи отд. Э. с. вводятся в представления мимов.
 Эффектами были насыщены религиозные представления 14-16 вв. Так, напр.,
 при пост. мистерий устройством многочисл. театр. эффектов занимались
 специальные "мастера чудес". В придворных и публичных т-рах 16-17 вв.
 утвердился тип пышного спектакля с разнообразными Э. с., основанными на
 применении театр. механизмов. На первый план в этих спектаклях
 выдвигалось нск-во машиниста и декоратора, к-рые создавали всевозможные
 апофеозы, полёты и превращения. Традиции подобной эффектной зрелпщности
 неоднократно воскресали в практике т-ра последующих веков. В России в
 конце 19 - нач. 20 вв. широкую известность получили феерич.
 представления театр. машиниста и декоратора К. Ф. Вальца.
  В совр. т-ре Э. с. делятся на звуковые, световые
 (светокинопроекционные) и механические. При помощи звуковых (шумовых)
 эффектов на сцене воспроизводятся звуки окружающей жизни - звуки природы
 (ветер, дождь, гроза, пение птиц), производственные шумы (завод, стройка
 и т. п.), транспортные шумы (поезд, самолёт), батальные шумы (движение
 кавалерии, выстрелы), бытовые шумы (часы, звон стекла, скрины).
 Подробнее см. в ст. Шумоаое оформление спектакля. К с в е т о в ы м
 эффектам относятся: 1) все виды имитаций естественного освещения
 (дневного, утреннего, ночного, освещения, наблюдаемого при разнообразных
 природных явлениях - восходе и закате солнца, ясном и облачном небе,
 грозе и т. п.); 2) создание иллюзий льющегося дождя, движущихся облаков,
 полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д. Для
 получения эффектов 1-й группы пользуются обычно трехцветной системой
 освещения - белой, красной, синей, дающей почти любую тональность со
 всеми необходимыми переходами. Ещё более богатую и гибкую цветовую
 палитру (с нюансировкой всевозможных оттенков) даёт сочетание четырёх
 цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный), отвечающее основному
 спектральному составу белого света. Способы получения световых эффектов
 2-й группы сводятся гл. обр. к использованию светопроекции (см. Свет но.
 сцене). По характеру впечатлений, получаемых зрителем, световые эффекты
 делятся на стационарные (неподвижные) и динамические.
  Виды стационарных световых эффектов
  Зарница - даётся мгновенной вспышкой вольтовой дуги, производимой
 ручным или автоматич. способом. В последние годы распространение
 получили электронные фотовспышки большой интенсивности.
  Звёзды - имитируются при помощи большого количества лампочек от
 карманного фонаря, окрашенных в разные цвета п имеющих разл.
 интенсивность свечения. Лампочки и подводка электрич. питания к ним
 монтируются на окрашенной в чёрный цвет сетке, к-рая подвешивается к
 штанге штанкетпого бруска.
  Луна - создаётся проецированием на горизонт соответствующего
 светового изображения, а также при помощи поднятого вверх макета,
 имитирующего-луну.
  М о л н и я - на заднике или панораме прорезывается узкая
 зигзагообразная щель. Затянутая просвечивающим материалом,
 замаскированная под общий фон, эта щель в нужный момент освещается сзади
 с помощью мощных ламп или фотовспышек, внезапный световой зигзаг даёт
 нужную иллюзию. Эффект молнии можно получить также с помощью специально
 изготовленной модели молнии, в к-рую вмонтированы отражатели и приборы
 освещения.
  Радуга - создаётся проекцией узкого луча дугового 'прожектора,
 пропущенного сперва сквозь оптич. призму (к-рая разлагает белый свет на
 составные спектральные цвета), а затем через диапозитивную "маску" с
 дугообразным щелевым прорезом (последний и определяет характер самого
 проекционного изображения).
  Туман - достигается применением большого количества мощных ламповых
 линзовых фонарей с узкими, щелеобразными насадками, надевающимися па
 выходное отверстие фонарей и дающими широкое веерообразное плоскостное
 светораспределение. Наибольшего эффекта при изображении стелющегося
 тумана можно достичь путём пропускания горячего пара через прибор, в
 к-ром находится т. н. сухой лёд.
  Для Э. с. пользуются светящимися красками" см. Люминесцентная
 театральная живопись.
  Виды динамических световых эффектов
  Огне н н ы е взрывы, и з в е р ж е н и е вулкана - получаются при
 помощи тонкой водяной прослойки, заключённой между двумя параллельными
 стеклянными стенками небольшого узкого сосуда аквариумного типа, куда
 посредством простой пипетки пускают сверху капли красного или чёрного
 лака. Тяжёлые капли, попадая в воду, при медленном опускании на дно
 широко расплываются во все стороны, занимая всё большее пространство и
 проецируясь на экране в перевёрнутом виде (т. е. снизу вверх),
 воспроизводят характер нужного явления. Иллюзия этих эффектов
 усиливается хорошо выполненным декорационным фоном (изображение кратера,
 остова горящего строения, силуэтов пушек и т. д.).
  В о л н ы - осуществляются при помощи проекций специальными приборами
 (хромотропамп) или двойными параллельными диапозитивами, одновременно
 перемещающимися в противоположном друг к другу направлении, то вверх, то
 вниз. Пример наиболее удачного устройства волн механпч. средствами:
 необходимое число пар коленчатых валов располагается с правой и левой
 сторон сцены; между шатунами валов с одной стороны сцены на другую
 натянуты тросики с аппликативно - живописными полотнищами, изображающими
 море. 'При вращении коленчатых валов одни полотнища поднимаются вверх,
 другие идут вниз, перекрывая друг друга.
  Снегопад - достигается т. н. "зеркальным шаром", поверхность к-рого
 облицована мелкими кусочками зеркала. Направляя под известным углом на
 эту многогранную сферич. поверхность сильный концентрированный луч света
 (исходящий и;? прожектора или линзового фонаря, скрытого от публики) и
 заставляя её вращаться вокруг своей горизонтальной оси, получают
 бесконечное количество небольших отражённых "зайчиков", создающих
 впечатление падающих хлопьев снега. В том случае, если по ходу спектакля
 "снег" падает на плечи актёра или покрывает землю, его делают из мелко
 нарезанных кусочков белой бумаги. Падая из специальных мешков (которые
 помещаются на переходных мостиках), "снег" медленно кружит в лучах
 прожектора, создавая необходимый эффект.
  Ход поезда- осуществляется при помощи длинных диапозитивных рамок с
 соответствующими изображениями, передвигающимися в горизонтальном
 направлении перед объективом оптического фонаря. Для более гибкого
 управления световой проекцией и направления её на нужную часть декорации
 за объективом часто устанавливают на шарнирных приспособлениях небольшое
 подвижное зеркало, отражающее даваемое фонарём изображение.
  К механическим эффектам относятся разл. рода полёты, провалы (см.
 Люки провала), мельницы, карусели, корабли, лодки. Полётом в т-ре
 принято называть динамич. перемещение артиста (т. н. типовые полёты) или
 бутафории выше планшета сцены.
  Бутафорские полёты (как горизонтальные, так и диагональные)
 осуществляются перемещением полётной каретки по тросовой дороге с
 помощью привязанных к кольцам каретки шнурков и тросов. Горизонтальный
 трос натягивается между противоположными рабочими галереями выше зеркала
 сцены. Диагональный укрепляется между противоположными и различными до
 уровню рабочими галереями. При проведении диагонального полёта сверху
 вниз используется энергия, создаваемая силой тяжести предмета. Полёт по
 диагонали снизу вверх осуществляется чаще всего за счёт энергии
 свободного падения противовеса. В качестве противовесов применяются
 мешочки с песком и кольцами для направляющего троса. Вес мешочка должен
 быть выше веса бутафорского изделия и каретки. Противовес привязывается
 к тросу, противоположный конец к-рого прикреплён к полётной каретке. Т.
 н. живые полёты осуществляются на тросовой или стационарной дороге, а
 также с помощью резиновых амортизаторов. Полётное устройство на тросовой
 дороге состоит из горизонтальной тросовой дороги, натянутой между
 противоположными сторонами сцены, полётной каретки, полиспастного блока
 и двух приводов (один для перемещения каретки по дороге, другой - для
 подъёма и спуска артиста). При осуществлении горизонтального полёта с
 одной стороны сцены на другую полётная каретка предварительно
 устанавливается за кулисами. После этого опускается вниз блок с полётным
 тросиком. При помощи карабинов тросик пристёгивается к спец. полётному
 поясу, находящемуся у артиста под костюмом. По знаку режиссёра, ведущего
 спектакль, артист поднимается на установленную высоту и по команде
 "летит" на противоположную сторону. За кулисами его опускают вниз до
 планшета и освобождают от тросика. При помощи полётного устройства па
 тросовой дороге, умело используя одновременную работу обоих приводов и
 правильное соотношение скоростей, можно осуществлять самые разнообразные
 полёты в плоскости, параллельной портальной арке,- диагональные полёты
 снизу вверх или сверху вниз, с одной стороны сцены на другую, из кулисы
 в центр сцены пли со сцены в кулису и т. д.
  Полётное устройство с резиновым амортизатором основано на принципе
 маятника, раскачивающегося и одновременно опускающегося и подымающегося.
 Резиновый амортизатор предотвращает рывки и обеспечивает плавную
 траекторию полёта. Такое устройство состоит из двух колосниковых блоков,
 двух отклоняющих барабанчиков (установленных под колосниковой решёткой
 по обе стороны от полётного тросика), противовеса, полётного тросика.
 Один конец этого тросика, прикреплённый к верхней части противовеса,
 огибает два колосниковых блока и через отклоняющие барабанчики
 опускается до уровня планшета, где и пристёгивается к поясу артиста. К
 нижней части противовеса привязывается амортизационный шнур диаметром 14
 мм, второй конец крепится к металлич. конструкции планшета сцены. Полёт
 осуществляется при помощи двух канатов (диаметром 25-40 мм). Один из них
 привязан к нижней части противовеса и свободно опускается на планшет;
 второй, привязанный к верхней части противовеса, вертикально поднимается
 вверх, огибает верхний закулисный блок и свободно опускается на планшет.
 Для полёта через всю сцену (сквозной полёт) колосниковый полётный блок
 устанавливается в центре сцены, для короткого полёта - ближе к
 приводному устройству. Зрительно полёт при помощи устройства с резиновым
 амортизатором выглядит как свободное стремительное парение. На глазах у
 зрителя полёт меняет своё направление на 180, а в случае одновременного
 использования неск. полётных устройств создаётся впечатление бесконечных
 взлётов и приземлений то с той, то с др. стороны сцены. Одному сквозному
 полёту через всю сцену соответствует другой полёт до середины сцены и
 обратно, полёту вверх-полёт вниз, полёту налево - полёт направо.
 Многочисл. др. ме-ханич. эффекты обычно не производят типовым
 оборудованием (оборудование конструируется специально для того или иного
 конкретного спектакля).
  Ген. Ш.
  34Ary3(Echague), Педро (8.Х.1821-5.\ III.1889)- аргент. драматург.
 Принадлежал к романтич. направлению. Вёл борьбу против диктатуры Росаса,
 был выслан из Аргентины. В 1852, после падения Росаса, написал драму
 "Росас" (1860, труппа Ф. Торреса, Буэнос-Айрес), получившую большую
 популярность. Э.- автор романтнч. комедии "Любовь и доблесть", пьес
 "Родина - прежде всего", "Диалог между Свободой и Анархией" и др.
 Произв. Э. сыграли значит, роль в становлении романтизма в аргент.
 драматургии. Написал "Трактат о декламации".
  Лит.: Vida у obra de Р. Echagiie, В. Aires, 1922. И. С.
  ЭЧЕГАРАЙ-И-ЭЙСАГЙРРЕ (Echegaray v Eiza-guirre), Xoce (19.IV.
 1832-15(?).IX. 1916) - нсп. драматург, политич. деятель. Был одним из
 лидеров буржуазно-либеральной партии "прогрессистов". Первое произв.,
 пост. на сцене,- водевиль "Талонная книжка" (1874, т-р "Аполо", Мадрид).
 Э.-и-Э. написал 60 пьес, большинство к-рых пост. на исп. сцене с
 участием лучших актёров - М. Диес, М. Герреро, Р. Каль-во и др. В пьесах
 "Супруга мстителя" (1874, т-р "Эс-паньоль"), "Последняя ночь" (1875, там
 же) и др. Э.-и-Э. развивал традиции романтич. драмы. В дальнейшем писал
 реалистич. пьесы, посв. проблемам морали совр. бурж. общества. В них
 Э.-и-Э. раскрывал конфликт между героем - носителем бескомпромиссной
 морали - и обществом, устои к-рого основаны на предрассудках. Показывая
 глубокий трагизм этого конфликта, Э.-и-Э. в лучших своих драмах обличает
 эгоизм, жестокость, мещанско-ханжескую мораль бурж. общества: "Безумие
 или святость" (1877, т-р "Эспаньоль"), "Конфликт между двумя
 обязанностями" (1882, там же), "Очищающее клеймо" (1895, там же) и др.
 Наиболее значит, произв. этого цикла - драма "Великий Галеотто" (1881,
 там же), разоблачающая обществ, лицемерие и ханжество. С 1890-х гг. в
 драматургии Э.-и-Э. видное место занимает пспхо-логич. драма, в к-рой
 заметно влияние повой ев рои. драматургии: "Сын Дон-Жуана" (1892, там
 же), "Ма-риана" (1892, т-р "Комедия", Мадрид), "Утратившая равновесие"
 (1903, т-р "Эспаньоль") и др. Героям этих пьес присущи психич.
 неуравновешенность, индиви-дуалистич., часто болезненный, протест против
 мещанской обыденности. В пснхологич. драмах особенно ярко проявился
 пессимизм драматурга, не видящего решения социально-моральных
 конфликтов. Писал также мелодрамы, натуралистпч. и символистские драмы.
  Драматургия Э.-и-Э. пользовалась большой популярностью в Европе, мн.
 его пьесы ставились во Франции, Германии, Португалии, Греции, Италии,
 Швеции, Венгрии. На рус. сцене были пост.: "Великий Галеотто" (1899,
 Михайловский т-р), "Безумие или святость" (1891, Т-р Корша), "Мариана"
 (1895, Малый т-р). Нобелевская премия за лит. деятельность (1904).
  Соч.: Obras dramaticas escogidas, v. 1-12, Madrid, 1884-1905; Teatro
 escogido, 3 ed., Madrid, 1959; в рус. пер.- Безумный (Праведник), П.,
 1915; Великий Галеотто, М-, 1908; Дон Кихот XIX столетия, или Святость
 это или безумие, М., 1891; Мариана, СПБ, 1896; Спасённая душа, СПБ,
 1893.
  Лит.: Ш e п e л e в и ч Л. Ю., Хозе Эчегарай, в кн.:
  Наши современники, СПБ, 1899; Anton del 01 met L.v Garcia Carraffa
 A., Los grandes espanoles:
  Echegaray, Madrid, 1912; С u г z o n H. de, Le theatre de Jose
 Echegaray. Etude analytique, P., 1912; Gallego y Burin A., Echegaray. Su
 obra dramatica, Granada, 1917;
  Martinez Olmedilla A., Jose Echegaray..., Madrid. 1949. 3. П.
  ЭШКРОФТ (Ashcroft), Пегги (наст. имя - М а р-г а р е'т; р. 22. XII.
 1907) - англ. актриса. Театр. образование получила в Центр, школе драм.
 иск-ва (Лондон) под рук. Э. Фоджерти. В 1926 дебютировала в роли
 Маргарет ("Милый Брут" Барри, "Бирмингемский репертуарный т-р"). С 1927
 играла в разл. т-рах Лондона, в т. ч. в "Олд Вик" (1923-33, 1940,
 1950-51), и в Стратфорде-он-Эйвон. Первый значит. успех - роль Наоми
 ("Еврей Зюсс" по Фейхтвангеру, 1929, "Дьюк оф Йорке т-р"). Затем
 исполнила роли Дездемоны ("Отелло", 1930, т-р "Савой"; Отелло - П.
 Робсон), Клеопатры ("Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу, 1932, т-р "Олд Внк"). В
 1934-40 работала с рус. режиссёром Ф. Ф. Комиссаржевским, оказавшим
 большое влияние на формирование актрисы.
  Среди ролей: Нина ("Чайка", 1936, т-р "Нью"), Ирина ("Три сестры",
 1938, т-р "Куинс"), Елена ("Дни Турбиных", 1938, т-р "Финикс"), Виола
 ("Двенадцатая ночь", 1950, т-р "Олд Вик"), Беатриче ("Много шума из
 ничего", 1950, Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), Корделия ("Король
 Лир", 1950, там же), Порция ("Венецианский купец", 1953, Мемориальный
 т-р, Стратфорд-он-Эйвон), Шен Те ("Добрый человек из Сезуана" Брехта,
 1956, труппа "Инглиш стейдж компани"), Ребекка ("Росмерсхольм" Ибсена,
 1959, там же),
  Катарина ("Укрощение строптивой", 1960, Мемориальный т-р,
 Стратфорд-он-Эйвон), Раневская ("Вишнёвый сад",'1961- 1962. т-р
 "Олдуич", Лондон), королева Маргарита ("Генрих VI" и "Ричард III"
 Шекспира, 1963, Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), Аркадина
 ("Чайка", 1964, т-р "Ройял Корт").
  Э.- актриса разностороннего дарования. Иск-во её отличается
 мастерством психологии, анализа. Э. играла утончённых, нежных,

<< Пред.           стр. 899 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу