<< Пред. стр. 905 (из 913) След. >>
эстрадных номеров для живых газет "Синяя блуза" и "Смычка".С 1926 Ю. работает гл. обр. как режиссёр кино. Ставит также и
спектакли: "Ключи Берлина" Гуса и Финна (1939, Моск. т-р Революции),
"Мать" Чапека (1942, рус. Т-р им. Маяковского, Душанбе), "Дорога в
Нью-Йорк" Малюгина (1943, Ленингр. т-р Комедии), "Вы этого не забудете"
Пристли (1945, там же). В 50-е гг. Ю. принимал участие как режиссёр и
художник в пост. комедий Маяковского на сцене Моск. т-ра Сатиры - "Баня"
(реж. совм. с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком, 1954), "Клоп" (реж. совм.
с Плучеком, 1956). Спектакли Ю. отличаются остротой мысли и формы,
тяготением к эксцентричным сатирич. образам, комедийной театральностью.
С 1960 Ю. руководит Студенч. т-ром Моск. ун-та, где пост. и оформил
спектакли: "Сердце у меня одно" Полонского (1961), "Карьера Артура Уи"
Брехта (1964), "Хочу быть честным" Войновича (1967). С 1929 занимается
педагогич. деятельностью; профессор ВГИКа.
Др. пост. в т-ре: "Ночной смотр" Шкваркина (совм. с X. Локшиной,
Ленингр. т-р Комедии, 1937), "Южный узел" Первенцева (1947, Малый т-р);
был художником спектакля "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (1951, Моск. т-р
Сатиры).
Пост. фильмы: "Встречный" (совм. с Ф. М. Эрмлером), "Человек с
ружьём", "Яков Свердлов" (Гос. пр. СССР, 1941), "Отелло", "Рассказы о
Ленине", "Ленин в Польше"; документальный фильм "Молодость нашей страны"
(Гос. пр. СССР, 1947), "Освобождённая Франция" и др.
Соч.: Контрапункт режиссёра, М., 1960; Мы знали его таким (о С. М.
Эйзенштейне), "Знамя", 1960, ј 10; Работая над Маяковским, "Театр",
1955, X' 4 (совм. с. В. Плучеком); Доктор Дапертутто, или Сорок лет
спустя, в сб.:
Встречи с Мейерхольдом, М., 1967. А. О.
ЮХВИД, Леонид Аронович (р. 5.V. 1909) - укр. сов. драматург и театр.
деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1931. Лит. деятельность начал в 1925.
Большую популярность получила оперетта на либр. Ю. "Свадьба в Малиновке"
(1937, муз. А. П. Рябова, Б. А. Александрова), пост. во мн. т-рах
страны. Самобытные характеры, яркий нар. яз., сочный юмор определили
широкое распространение и сохранение этой пьесы в репертуаре сов. т-ров
муз. комедии.
Ю.-автор пьес: "Черноморец", "Моя знакомая", "Чудесный край", "До
встречи в мае", "Мишка Ко-нюшенко", "Ночь в июне" и др.
Соч.: Комеди, X., 1954; Маленьк! комедп. Зб1рник, X., 1958. Д. Б.
ЮЧЕНКОВ, Глеб Иванович [р. 20.VI (3.VII).1911]- рус. сов. актёр. Нар.
арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Учился на актёрских
курсах. Сценич. деятельность начал в первом Гжатском колх.-совх. т-ре
(1937-41), затем работал в Смоленском т-ре (1941-49), с 1949 - актёр
Симферопольского т-ра им. Горького. Исполнял роль В. И. Ленина в
спектаклях "Правда" Корнейчука, "Кремлёвские куранты"; "Вечный источник"
Д. Зорина, "Именем революции" Шатрова.
Др. роли: Киров ("Крепость на Волге" Кремлёва), Прохор, Синцов
("Васса Железнова", "Враги"), Фаюнин ("Нашествие"), Кривонос, Ромодан,
Нечай ("Богдан Хмельницкий", "Крылья", "Над Днепром" Корнейчука),
Варра-вин ("Дело" Сухово-Кобылина), Городничий. Снимался в кино. Л. Б.
ЮШКЕВИЧ, Семён Соломонович (25.XI.1868-12.11. 1927) - рус. писатель,
драматург. Печататься начал в 1897. По предложению М. Горького принимал
участие в лит. сборниках "Знание". Ю.- автор много-числ. пьес из жизни
евреев, где показывает евр. бедноту, обитателей гор. окраин: "Голод"
(1907, Алек-сандринский т-р), "Мендель Спивак" (1914, Моск. драм. т-р),
"Повесть о господине Сонькине" (1917, Т-р Южного, Москва). Сочувствие к
обездоленным сочеталось у Ю. с резкой критикой буржуазии:
"Комедия брака" (1910, Одесский т-р), "Бес" (1913, киевский Т-р
Соловцова) и др. Лучшая пьеса Ю.- "Король" (соч. 1906, несмотря на
запрет цензуры, с 1907 шла в провинции, в 1908 пост. в Петербурге в Т-ре
Неметти, в 1910 - в моек. Т-ре Корша). После революции 1905 -07 в
творчестве Ю. усиливаются мотивы индивидуализма и пессимизма,
проявляются черты символики: "В городе" (1906, Т-р Комиссаржевской),
"Miserere" (1910, МХТ), "Город Иты" (1916, Передвижной т-р П. П.
Гайдебурова). В 1920 Ю. эмигрировал во Францию.
Соч.: Полное собрание соч., т. 1-14,СПБ, 1914-18 (т. из-пьесы, П.,
1918); Человек воздуха, П., 1915; "Король", в кн.: Драматургия "Знания",
М., 1964, с. 321- 400; 562-66 (биографич. сведения о Ю. и о постановке
"Короля" на сцене...).
Лит.: Юзовский Ю., М. Горький и его драматургия, М., 1959, с. 317-88.
С. Г.
Ю ЫН ГЕН (р. 11. II 1.1922) - корейская артистка оперы
(лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. КНДР (1965). Пению училась на
вок. отделении Сеульского муз. уч-ща (1938-41). В 1954-57 была в
аспирантуре Моск. консерватории (класс
Н. Л. Дорлиак). С 1947 - солистка Гос. художеств. т-ра (Пхеньян). Ю
Ы. Г. обладает красивым голосом мягкого, тёплого тембра.
Партии: Микаэла, Виолетта; Антонида ("Иван Сусанин"), Снегурочка;
Золушка (о. п. Ли Мен Сана), Принцесса ("Он-даль" Хван Хак Кына), Любовь
Шевцова ("Молодая гвардия" Мейтуса).
Выступает как камерная певица. Гастролировала во мн. странах Европы и
Азии, была в Сов. Союзе (1950, i95L 1953). Г. Ли,
ЮЭЦЗЮЙ - разновидность кит. традиц. т-ра. Распространена в провинциях
Гуандун и Гуанси, а также среди китайцев, проживающих в странах
Юго-Вост. Азии. Возникла в сер. 18 в. Первоначально представления Ю.
исполнялись на пекинском диалекте, в 20-х гг. распространился кантонский
диалект. Муз. основу Ю. составляют мелодии жанров пихуан и отчасти
банцзы, а также местные нар. напевы (допускается создание оригинальных
мелодий). Оркестр Ю. отличается разнообразием инструментов, особенно
струнных. Представления Ю. характеризуются большим количеством мужских
амплуа; помимо шэн, в них действуют унаследованные от средневекового
т-ра персонажи амплуа мо и вай.
Лит. (на кит. яз.): Ч ж у Ч ж а о-н я н ь, Чжунго си-цюй, Пекин,
1963. С. С
ЯБАНДЖЙЕВ, Рачко (р. 29.V. 1920) - болг. актёр. Засл. арт. НРБ
(1963). В 1946 по окончании Театр. школы в Софии был принят в труппу
Народного т-ра им. Вазова (София). Роли: Васька Окорок ("Бронепоезд
14-69"), Моска ("Вольпоне" Джонсона), Срета ("Депутат" Нушпча), Шубин
("Накануне" по Тургеневу), Рад Лупу ("К пропасти" Вазова), Кандов ("Под
игом" Вазова), Буланов ("Лес") и др.
Исполнял роль Владимира Ильича Ленина ("Третья патетическая"
Погодина). Снимался в кино. Я. Пр.
ЯБЛОНОВСКИЙ (наст. фам.- П о т р е с о в), Сергей Викторович (другие
псевдонимы - С. П., Я-скпй С., Homunculos) (1870 - ок. 1929) - рус.
журналист, театр. критик. Окончил исторпко-фило-логич. ф-т Моск. ун-та.
Лит. деятельность начал как журналист. С 1901 работал в Москве, в газете
"Русское слово", сотрудничал в журнале "Рампа и жизнь". Писал статьи по
вопросам драматургии, актёрского иск-ва, рус. театр. критики.
Поддерживал Моск. Художеств, т-р, подчёркивая его значение для развития
рус. театр. культуры. Написал книгу "О театре" (М., 1909). Представляют
интерес статьи Я., посв. творчеству М. С. Щепкина, П. А. Стрепето-вой,
О. О. Садовской, Е. К. Лешковской, М. Н. Ермоловой, В. Ф.
Комиссаржевской, Ф. П. Горева, И. М. Москвина. Был членом правления
Литературно-художеств. кружка, участвовал в ставившихся там спектаклях.
В 1917 эмигрировал из Сов. Союза; жил во Франции.
ЯБЛОЧКИНЫ - семья рус. актёров. 1) Александр Александрович
[4(16).XI.1821 - 1(13). XI. 1895] - режиссёр и актёр. С 1834 занимался в
Театр. уч-ще по классу пения и контрапункта, затем перешёл в драм.
класс. В 1841-46 и 1851-74 работал в Александрийском т-ре; сначала как
актёр, затем как режиссёр (с 1868 - гл. режиссёр). Исполнял роли молодых
любовников в водевилях. В 1846-51- режиссёр рус. т-ра в Тифлисе (был
организатором этого т-ра), в сезоне 1879/80 - Одесского т-ра; ставил
также спектакли в моек. Т-ре Корша, в Т-ре Лентовского.
Я. был одним из первых рус. театр. деятелей, стремившихся поднять
иск-во пост. спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много работал
не только с исполнителями гл. ролей, но и со статистами, добиваясь
выразит, решения массовых сцен, придавал большое значение оформлению
спектакля, стремился к археологически точной передаче эпохи и т. п.
Среди лучших работ Я. - спектакли, пост. в Александрийском т-ре:
"Русская свадьба" Сухонина, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого,
"Борис Годунов" Пушкина (1870, 1-я пост.), мн. пьесы Островского и др.
Помимо драм. спектаклей, Я. с большим успехом ставил также оперетты:
"Орфей в аду", "Птички певчие", "Прекрасная Елена" Оффенбаха и др.
Выступал как переводчик водевилей.
Лит.: Я б л о ч к и н а А. А., 75 лет в театре, М., i960.
2) Серафима Васильевна [17(29). IV. 1842 - 24.111(5.IV). 1898] -
драм. актриса. Вторая жена Александра Александровича Я. По окончании
Петерб. театр. уч-ща в 1861 была зачислена в труппу Александрийского
т-ра. Играла роли инженю преим. в комедиях и водевилях: Лидочка
("Свадьба Кречин-ского"), Марыща ("Каширская старина" Аверкиева) и др. В
1868 и 1871-74 работала в Тифлисе, в 1875- 1877-в Одессе. С 1877актриса
моек. Малого т-ра; исполняла в этот период роли "благородных матерей"-
королева Гертруда ("Гамлет") и др.
3) АлександраАлександровна [3(15). XI. 1866-20.III.1964]-драм.
актриса. Нар. арт. СССР (1937). Сценич. иск-вом занималась с Г. Н.
Федотовой и с отцом Александром Александровичем Я. Впервые выступила на
сцене в шестилетнем возрасте (Петя - "Испорченная жизнь" Чернышёва,
Тифлис). Подготовив под рук. отца роли Катарины ("Укрощение строптивой"
Шекспира) и Наташи ("Своя семья, или Замужняя невеста" Шаховского,
Грибоедова и Хмельницкого), Я. исполнила их в 1885 в Тифлисском т-ре
рус. драмы. В 1886-88 - актриса моек. Т-ра Корша; сыграла здесь одну из
своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 дебютировала в Малом
т-ре (в роли Софьи); работала в этом т-ре до конца жизни. Выступала
вместе с великими мастерами рус. сцены - М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским,
А. И. Южиным, 0.0. Садовской, иск-во к-рых оказало огромное воздействие
на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции
ре-алистич. школы, Я. постоянно следовала им в своём иск-ве.'
"Необычайно красивая, изящная, простая..., она поразила меня,-писал
Качалов,-своим сценическим благородством, тонкостью исполнения,
громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сб. статей, воспоминаний,
писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключит. внимание к чистоте рус.
речи, строгая этич. требовательность к себе и окружающим отличали Я. как
художника и человека. Превосходная исполнительница ролей класспч.
репертуара, Я. много выступала и в пьесах совр. рус. и зап.-европ.
драматургов. Первоначально играла роли молодых девушек и женщин,
впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Я. обладала
тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений,
безукоризненно носила сценич. костюм.
Роли: в Т-ре Корша (1886-88) - Софья ("Горе от ума"), Оленька
("Благородный театр" Шаховского), Надя ("Сорванец" В. Крылова); в Малом
театре-Беатриче ("Много шума из ничего", сезон 1888/89), Марья Антоновна
("Ревизор", 1889/90), Соколова ("Симфония" М. Чайковского, 1890),
Агнесса Сорель
("Орлеанская дева", 18 91/92), Вера Алексеевна ("Перекати поле"
Гнедича, 1892), Зоя ("Расплата" Гославского. 1893), Офелия (1894/95);
Корделия ("Король Лир", 1895/96), Анна("Тём-ная сила" Шпажинского,
1895/96), леди Анна ("Ричард III", 1897), Эмма Леопольдовна
("Джентльмен" Сумбатова-Южина, 1897),Мишлина ("Тёща" Онэ, 1898), Глафира
("Волки и овцы", 1898/99), Калерия ("Ложь" Зеланд, 1899), Дездемона
(190U);
Анна Викторовна ("Цена жизни" Немировича-Данченко, 1900/01), леди
Снируел ("Школа злословия", 1902), Анна
Болейн ("Король Генрих VIII" Шекспира, 1903), Рукайя ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1903), Фернанда ("Сын Жи-буайе" Ожье, 1903), Лидия
("Бешеные деньги", 1904/05), фру Фанни ("Джон Габриель Боркман" Ибсена,
1904), Ольга ("Для счастья" Пшибышевского, 1906), Рафаэла ("Праздник
жизни" Зудермана, 1906), Вышневская ("Доходное место", 1907), Мамаева
("На всякого мудреца довольно простоты", 1907/08), Коринкина ("Без вины
виноватые", 1908), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1011), Аспазия
Бопертюи ("Соломенная шляпка" Лабиша, 1914), княгиня Евпраксия
("Чародейка" Шпажинского, 1916), Мурзавец-кая ("Волки и овцы", 1916),
Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1917), Анна Андреевна ("Ревизор",
1919), Гурмыж-ская (1921), Королева ("Стакан воды" Скрнба, 1923/24),
Елена Кармина ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва, 1925),
Каренина ("Живой труп", 1951).
Роли в произв. сов. драматургов: Ксения ("Огненный мост"
Ромашова,1929), Скутаревская ("Скутаревский" Леонова, 1934), Горностаева
("Любовь Яровая", сезон 1935/36), Варвара ("Богдан Хмельницкий"
Корнейчука, 1939), Горицвет ("Крылья" Корнейчука, 1955; роль написана
специально для Я.). Последний раз Я. выступила на сцене в 1961 в роли
мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею).
Много сил отдавала Я. обществ, деятельности. Ещё до революции на
протяжении ряда лет она избиралась председателем "корпораций артистов"
Малого т-ра, настойчиво отстаивала интересы актёров. В 1915, после
смерти основательницы Рус. театр. об-ва М. Г. Савиной, возглавила это
об-во и была его бессменным председателем до конца жизни. Воспоминания
Я. переиздавались, несколько раз.
Соч.: Жизнь в театре, М., 1953; 75 лет в театре, М., 1960.
Лит.: А. А. Я б л о ч к и н а. К 50-летию сценической деятельности.
Сборник, М.-Л., 1937; Филиппов Вл., А. А. Яблочкина, М.- Л., 1947.
4) Евгения Александровна [Яблоч-к и н а-Ж урина; 1852-28.XII. 1912
(10.1.1913)] - драм. актриса. Дочь Александра Александровича (от его
первого брака с актрисой А. С. Медведевой). В 1868-72 работала в
Александрийском т-ре, затем в провинции (Тифлис, Одесса, Николаев и др.
города). В молодости выступала в амплуа инженю, потом перешла на роли
комич. старух и характерные. В её исполнении трогательный лиризм
сочетался с задорным юмором.
Роли: Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна и Пошлёп-кина
("Ревизор"), Полина ("Доходное место"), Верочка ("Шутники" Островского),
Варя ("Дикарка" Островского и Соловьёва) и др. Играла также в
мелодрамах. С. К.
ЯВЛЕНИЕ в пьесе, спектакле -часть акта, в к-ром происходит изменение
в составе действующих лиц (уходы, приходы). Каждое Я. обусловлено
логикой развития действия, фабулой пьесы.
ЯВОРОВ, Пейо Тотев (наст. фам. -Крачолов) (1.1.1878-17.X.1914) -
болг. поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Основоположник
бурж.-психологпч. драмы в Болгарии. Драматургич. деятельность начал в
конце жизни. Лприко-пспхо-логич. драма "У подножия Витошп" (1911, Нар.
т-р, София) носит автобпографпч. характер. Драма "Когда гром ударит"
(1913, там-же) разоблачает фальшивую мораль зажиточных землевладельцев.
Автор критич. статей о репертуаре Нар. т-ра. В 1908-09 - драматург, в
1909-14-лит. секретарь Нар. т-ра в Софии. Выступал и как режиссёр; пост.
спектакли "Свадьба Змея" Тодорова (1911), "На дне" (1911), а также
собств. пьесы "Когда гром ударит" (1913, Народный т-р, София). Перевёл
(совм. с П. Славейковым; 1913, Народный т-р, София) "Укрощение
строптивой" и "Ромео и Джульетту" Шекспира и др.
Соч.: Събрани съчинения, т. 2. Драми, С., 1943; В полите на Витоша,
С., 1963.
Лит.; "Борба", С., 1914, кн. 8, с. 511-14; Найдёнов а-С то и лова Г.,
П. К. Яворов. Пътят към драма-та. С., 1962. Л. Ив,
ЯВОРСКАЯ (урожд. -Г ю б б е н е т, по мужу- Барятинская), Лидия
Борисовна (1871-18. XI. 1921) - рус. актриса. Училась на Драм. курсах
Петерб. театр. уч-ща. Продолжила театр. образование в Париже, занимаясь
с актёром т-ра "Комеди Франсез" Э. Го. Как проф. актриса дебютировала в
1893 в Ревеле (Т-во Н. С. Васильевой). В 1893-95 работала в Т-ре Корша в
Москве; по совету А.П.Чехова в 1895 была приглашена А. С. Сувориным в
пе-терб. т-р Лит.-художеств. кружка (впоследствии Т-р Лит.-художеств.
об-ва); выступала здесь до 1900. Роль Катрин Юбш ("Мадам Сан-Жен" Сарду,
1895) принесла актрисе известность. Я. исполняла роли драм. героинь:
Ольга Ранцева ("Чад жизни" Марковича, 1893), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына, 1895), Заза (о. п. Бертона и Симона). Наиболее
интересны роли Ганнеле, Раутенделейн (о. п. и "Потонувший колокол"
Гауптмана, 1897),Нзеиль (о. п. Сильвестра п Морана, 1897), к-рые актриса
играла в романтически-приподнятой манере. Менее удавались ей бытовые
роли. Я. познакомила рус. публику с пьесами франц. драматурга Э. Ростана
(их переводила для неё Т. Л. Щепкина-Купернпк). Повторяя манеру
исполнения франц. актрис Сары Бернар, Режан, Я. сыграла в пьесах Ростана
роли: Сильветта ("Романтики", 1895), Мелисанда ("Принцесса Грёза",
1896), Роксана ("Сирано де Бержерак", 1898), герцог Рейх-штадтский
("Орлёнок", 1902).
В 1901 Я. открыла в Петербурге т. н. Новый театр. В этом т-ре
ставились произведения Горького, Чехова, Л. Толстого, Ибсена, но в целом
его репертуар отличался эклектичностью. Значительное место занимали в
нём поверхностно-либеральные пьесы В. В. Барятинского (мужа Я.). В
1907-18 Я. гастролировала по городам России, а также в Лондоне, Париже.
Предпринятая ею в 1915 попытка вновь основать в Петербурге свой т-р
успеха не имела (т-р вскоре же был закрыт). В 1918 уехала за границу;
жила в Лондоне.
Лит.: Беляев Ю. Д., Л. Б. Яворская. Критико-био-графический этюд,
СПБ, 1900; Щепкин а-К у п е р н и к Т. Л., Из воспоминаний о русском
театре, М., 1956;
Юрьев Ю. М., Записки, Л.-М., 1948; Г о р и н-Г о-р я и н о в Б. А.,
Актеры. (Из воспоминаний), Л.- М., 1947. Юл. Р.
ЯВОРСКИЙ, Болеслав Леопольдович [10(22).VI. 1877-26.XI.1942]-сов.
музыковед, муз. теоретик, педагог, пианист, композитор. В 1903 окончил
Моск. консерваторию (класс композиции С. И. Танеева)'. Был одним из
организаторов и преподавателей Нар. консерватории в Москве (1906-16) и
Киеве (1916- 1921). Я.-создатель теории ладового ритма. С 1930- член
Художеств, совета Большого т-ра.
Оперы: "Пелеас и Мелисанда" (соч. 1904, неоконч.), "Вышка Октября"
(1930, Большой т-р).
Балеты: "Джон Вильмор" (соч. 1910); автор либретто балетов
"Окаменелое царство", "Виллисы" ("Жизель") (оба в 1905) и др.
В 1938-42 - профессор Московской консерватории. Доктор
искусствоведения (1940).
Соч.: Строение муз. речи, ч. 1-3, М., 1908; Основные элементы музыки,
"Искусство", 1923, ј 1; Упражнения в образовании схем ладового ритма, ч.
1, 2 изд., М. 1928, и ДР- А. Ив.
ЯВОРСКИЙ, Евгений Григорьевич [р. 16.11(1.111). 19091-рус. сов.
актёр. Нар. арт. Узб. ССР (1952). Творч. деятельность начал в 1926 в
Симферопольском т-ре. Затем работал в коллективах "Синяя блуза" и т-ре
Музкомедии. В 1931-34 - актёр Симферопольского т-ра Красной Армии, с
1934 - актёр Ташкентского т-ра Сов. Армии, с 1958 - Ташкентского рус.
т-ра им. Горького. Я.- яркий, остро характерный комедийный актёр. Ему
близки также лнрико-драматпч. образы "маленьких людей", униженных и
оскорблённых. Среди лучших ролей: Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев
("Свадьба Кречинского"), Шмага; Мармеладов ("Преступление и наказание"
по Достоевскому), Аким ("Власть тьмы"), Гриффин ("Огни рампы" по
сценарию Ч. Чаплина).
Др. роли: Лещ ("Последние"), барон Танака ("Порт-Артур" Степанова и
Попова), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Живота ("Доктор философии"
Нушича). Фунт ("Золотой телёнок" по Ильфу и Петрову), Теофилос Ферекис