<< Пред.           стр. 912 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 спектакли давала труппа Ф. Г. Волкова, родоначальника рус. т-ра (до
 этого выступала в т. н. "кожевенном сарае"). После отъезда Волкова в
 Петербург спектакли Ярославского т-ра продолжались недолго. В последней
 четверти 18 в. в Я. в доме наместника губернии А. И. Мельгунова
 устраивались любительские представления.
  В нач. 19 в. театр. дело в Я. упрочилось. Первыми постоянными
 антрепренёрами были Е. Глебов (1811-13) Д. М. Урусов (1816-18; 1827-28),
 В. Обресков (1826-27)' П. Я. Паньков (1818-23), М. А. Алексеев (1841 -
 48). По инициативе Панькова в 1819 построено новое театр. здание (в 1841
 на том же месте М. А. Алексеев построил каменное здание, капитально
 реконструированное в 1880; с 1880 Ярославский т-р стал принадлежать
 городу и получил наименование Городского т-ра). В 1907 оно было снесено,
 в 1911 здесь выстроено ныне существующее здание Ярославского т-ра.
 Развитию театр. жизни в Я. во многом способствовал антрепренёр М. А.
 Алексеев. Среди актёров его труппы были П. К. Красовский, Е. Ф.
 Красовская, П. С. Бешен-цов, М. Г. Ленская. В Я. начинали свой
 творческий путь Л. П. Никулина-Косицкая (1843-46), П. А. Стрепетова
  В 1855-80 антрепренёром был В. А. Смирнов, придавший работе т-ра
 коммерческое направление. Антрепренёры последующих лет - Н. А.
 Борисовский (1887-89) К. Н. Незлобии (1893-94), 3. А. Малиновская (1
 894-97)- стремились поднять сценич. культуру города. В этих антрепризах
 служили актёры: А. П. Грубпн. М. М. Михайлович-Дольский, К. В. Бравич,
 И. М. Шувалов, К. Е. Большаков, Е. А. Волгина-Покровская, М. А.
 Крестовская, О. А. Голубева и др.
  Во 2-й пол. 19 в. установилась традиция гастролей столичных актёров в
 Я., здесь выступали В. И. Живокини (1850-е гг.), М. С. Щепкин (1856,
 1858), А. Е. Мартынов (1856), Г. Н. Федотова (1875, 1884, 1892, 1894),
 М. Н. Ермолова (1894), А. И. Южин (1897), М. П. и О. О. Садовские
 (1898), В. Ф. Комиссаржевская (1903). По приглашению 3. А. Малиновской в
 1894 и 1895 в Я. гастролировал Станиславский.
  После Октябрьской революции театр. жизнь города активизировалась. В
 1922-23 работал т-р студийных постановок под рук. А. Д. Попова, в 1924
 открыт "Передвижной рабочий т-р". в 1928 - Т-р кукол, в 1931 -
 колхозно-совхозный т-р и Т-р юного зрителя.
  В 1966 в Я. работают: Ярославский театр им. Волкова (академический),
 Т-р кукол. Филармония, Цирк (стационар), театр. и муз. уч-ща.
  Лит.: Майков Ф., Ярославский т-р, "Пантеон русского и всех
 европейских театров", СПБ, 1840, . 7, ч. 3;
  Серебренников С., История театра в Ярославле, "Ярославские губернские
 ведомости", 1842, ј 3, 16 янв.;
  Трефолев Л. Н., Ярославская старица, Ярославль, 194U; Г е н к и и Л.,
 Из прошлого Ярославского театра, "Ярославский альманах", 1950, ј 4; Ф.
 Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953; Очерки истории русского
 советского драматического театра, т. 1-3, М., 1954-61; Любомудров М.,
 Старейший в России, М., 1964. М. Люб.
  ЯРОСЛАВСКИЙ (наст. фам.- Коган), Яков
  Григорьевич (1896-2.III.1957) - рус. сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в
 Азерб. ССР (1944). Сценич. деятельность начал в Одессе. Затем работал в
 Симбирске, Самаре, Москве, Архангельске, Пятигорске, Днепропетровске. В
 1938-57 - режиссёр Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна.
  Пост. спектакли: "Рюи Блаз" Гюго (1938), "Человек с ружьём" (1939),
 "Разлом" (1941); "Осада мельницы" по Золя (1942), "Собака на сене".
 "Варвары" (оба в 1 943); "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина
 (1947), "Московский характер" Софронова (1948), "С любовью не шутят"
 Кальдерона, "Машенька" (оба в 1952); "В добрый час!" Розова (1955),
 "Мораль пани Дульской" Запольской, "Филумена Марту-рано" Де Филинно (оба
 в 1956), "Деревья умирают стоя" Касоны (1957). Г. К .-К.
  ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Ф. Г. ВОЛКОВА (Ярославский академический
 ордена Трудового Красного Знамени д р а м а т и ч е с к и и т е а т р и
 м е н и Ф. Г. Волков а)-старейший рус. театр. Возникновение его связано
 с деятельностью Ф. Г. Волкова и относится к 1750. В 1911 т-ру присвоили
 имя Ф. Г. Волкова. В октябре 1918 т-р был муниципализирован, в 1919 при
 нём была организована Пролетарская драматпч. студия. На сцене т-ра
 ставились пьесы, созвучные героике революции: "Ткачи" Гауптмана, "Смерть
 Дантона" Бюхнера, "Зори" Верхарна, "Овечий источник" Лоне де Вега,
 "Стенька Разин" Каменского, "Красногвардейцы" местного автора М. О.
 Пантина. Важное значение для становления т-ра имели спектакли "Любовь
 Яровая" (1926, реж. Б. А. Вертельс), "Цемент" по Гладкову (1927, реж.
 тот же), "Разлом" (1928, реж. М. Л. Курский), "Бронепоезд 14-69" (1928,
 реж. М. Т. Строев).
  В 4929-33 происходила стабилизация труппы, в её составе были М. Л.
 Курский, Н. В. Комиссаров, Н. А. Медведев, С. И. Папов, М. А. Токарева,
 В. II. Флоринский, Ф. Н. Белинская и др. С конца 30-х гг. Я. т. занимает
 одно из первых мест среди драматпч. коллективов РСФСР. Приверженность к
 пьесам с ярко выраженным нац. рус. колоритом, глубокой обрисовкой нар.
 типов характеризовала деятельность т-ра. Среди лучших пост. классич.
 драматургии: "Вишнёвый сад" (1935, реж. И. А. Ростовцев), "Последняя
 жертва" (1938, реж. Л. Л. Полонский), "Лес" (1948, реж. К. Ф.
 Степанов-Колосов), "Чайка" (1954, реж. Т. А. Кондрашев); "Царь Фёдор
 Иоан-новпч" А. К. Толстого (1956, реж. тот же), "На всякого мудреца
 довольно простоты" (1964).
  В т-ре ставились спектакли, посв. В. И. Ленину:
  "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1939), "Кремлёвские
 куранты" (1940). Роль В. П. Ленина в обоих спектаклях исполнял В. Т.
 Полптпмский. В 1956 пост. "Вечный источник" Д. Зорина (реж. Т. Н.
 Кондрашов), в 1959 - "Третья патетическая" Погодина (реж. А. М.
 Палампшев); в обоих спектаклях роль В. И. Ленина исполнял В. С.
 Нельский.
  Большое место в репертуаре т-ра занимают пьесы Горького: "Егор
 Булычев и другие" (1933, 1950), "Враги" (1932, 1938), "Дети солнца"
 (1936, 1962). "Варвары" (1940), "Зыковы" (1958); значит, событиями в
 театр. жизни страны были спектакли, пост. реж. И. А. Ростовцевым, -
 "Мещане" (1934). "Чудаки" (1943), "Васса Железнова" (1946) и особенно
 "Старик" (1943, в гл. роли П. П. Гайдебуров). Одним из первых в стране
 Я. т. пост. пьесы: "Фронт" (1942); "Генерал Брусилов" Сельвинского
 (1943)- обе реж. Ростовцевым, "Сомов и другие" Горького (1953, реж. П.
 П. Васильев), "Хозяева жизни" Чепурина (1961, реж. Ф. Е. Шпшигин).
  Т-р работает с местными авторами, на его сцене пост. пьесы: "Город на
 Волге" (1938) и "Сестры Фёдоровы" (1940) Хардина и Назарова, "Это было"
 Горбунова (1958), "Фёдор Волков" Севера (1960, 1963).
  В 1950-60-х гг. в т-ре пост. "Совесть" Чепурпна (1951), "Огненный
 мост" Ромашова (1953), "В добрый час!" Розова, "Персональное дело"
 Штейна (оба в 1955), "Одна" (1956), "Город на заре" (1958) и "Иркутская
 история" Арбузова (1960), "Кредит у Нпбелунгов" Куна (1961), "Океан"
 Штейна (1961), "Знакомьтесь, Балуев" по Кожевникову (1962), "Печорин" по
 "Герою нашего времени" Лермонтова (1965, реж. Ф. Е. Шп-шигин),
 "Панфиловцы" Назарова (1965) и др.
  Во главе т-ра в разные годы были режиссёры И. Г. Громов (1930-34), И.
 А. Ростовцев (1934-35. 1942-46), Д. М. Манский (1938-41), П. П. Васильев
 (1949-54), Т. А. Кондрашев (1954-59). В т-ре работали нар. арт. СССР Г.
 А. Белов, засл. арт. РСФСР И. П. Бросевич, О. Д. Иванова, гл.
 художниками были Н. Н. Медовщиков, А. И. Ипполитов и др.
  В труппе т-ра (1966): гл. реж. т-ра (с 1960) - нар. арт. СССР Ф. Е.
 Шпшигин, актёры - нар. арт. РСФСР В. С. Нельский, С. Д. Ромоданов, А. Д.
 Чуди-нова;засл. арт. РСФСР Н. В. Кузьмин, Л. Я.Макарова, К. Г.
 Незванова, В. А. Салопов, Н. И. Терентьева; засл. арт. Узб. ССР А. В.
 Натальченко; актёры В. М. Аршинов, Е. В. Бурченко, М. А. Беляева, А. П.
 Дубов, Е. А. Загородникова, Ю. А. Караев, Т. В. Канунникова, А. В.
 Козельская, А. Г. Кузьмин, В. П. Нельская, Т. К. Позднякова, П. И.
 Прошин, Ф. И. Раздьяконов, Э. Б. Сумская, С. К. Тихонов.
  Лит.: Орлов В., Театр на фронте (записки режиссёра), в сб.:
 Ярославский альманах, Ярославль, 1942; Елисеева В., Ярославский театр
 имени Ф. Г. Волкова, Ярославль, 1948; Коротков Б., Двести лет театра им.
 Ф. Г. Волкова, Ярославль, 1950; Любомудров М., Старейший в России, М.,
 1964. М. Люб.
  "ЯРОСТЬ" - пьеса в 4 д. 13 к. Б. Г. Яновского, соч. 1929. В том же
 году "Я." была .пост. в Крымгостеатре, Симферополь (реж. Бартельс, худ.
 Барышев; Семён - М. Царёв, Марфа - Лещинская, Путнин - Соснин), в
 Самарском, Свердловском, Ярославском т-рах. 27 февр. 1930 "Я." пост.
 Академич. т-р драмы, Ленинград (реж. Н. В. Петров, худ. Акимов, комп.
 Шапорин; Семён - Н. Симонов, Марфа - Тиме, Скопина, Глоба - Богданов,
 Путнин - Певцов, Костюк - Усачёв, Скрып - Малютин, Баев -Нелидов,
 Андрейка - Ежкина). После Ленингр. пост. "Я." обошла (гл. обр. в
 1930-31) почти все т-ры страны. Пьесу ставили: Т-р им. Моссовета (реж.
 Любимов-Ланской, худ. Волков; Семён - Крамов), Госагиттеатр. Ленинград,
 Передвижной рабочий т-р Пролеткульта, Бакинский рабочий т-р,
 Востовский-на-Дону т-р, Гос. армянский т-р (ныне им. Сундукяна),
 Киргизский т-р, Т-р им. Руставели. Нац. т-ры ставили "Я." в
 переработанных, приближённых к местным условиям вариантах (действие было
 перенесено в данную республику и персонажи соответственно
 переименованы).
  Пьеса вновь ставилась в 60-е гг.: Хабаровский т-р (1964 , Псковский
 -т-р-(1965), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1966) и др. .
  Издания: Яновский Е., "Ярость", М., 1930, 1931, 1958-.
  Лит.: Цимбал С., Первая пост. "Ярости" в Ленинграде, "Театр", 1957,
 .N"11. А. Шн.
  ЯРОЦКАЯ-АНТИМОНОВА, Мария Каспаровна [р. 17(29).X.1883] - рус. сов.
 актриса. В 1906-08 играла в провинции (Херсон, Красноярск). В
 1908-18актриса т-ра "Кривое зеркало" в Петербурге. Исполняла в этом т-ре
 роли амплуа травести и комедийные роли в сатирич. комедиях, пародиях,
 пантомимах: Сумурун (одноим. пантомима), Коломбина ("Коломбина сего дня"
 Евреинова), Марья Айтоновна ("Ревизор" Евреинова и Кугеля) и др. В
 1924-41 - в труппе Моск. т-ра Сатиры, в 1945-56 - Т-ра-сту-дии
 киноактёра (Москва). Снималась в кино.
  Др. роли: Караулова ("Чужой ребёнок" Шкваркина), Акулина Ивановна
 ("Дети Ванюшина" Найдёнова), Пелагея Егоровна ("Бедность не порок") и
 др. Г. К.
  ЯРОШ‚НКО, Лаврентий Артемьевич [р. 10(23).VIII. 1909] - рус. сов.
 артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1956). Учился в Харьковской
 консерватории (1937-4, класс П. В. Голубева). В 1938-41 - солист
 Харьковского т-ра оперы и балета; в 1942-46- Краснознамённого ансамбля
 Сов. Армии им. А. В. Александрова; с 1946- солист Т-ра оперы и балета
 им. Кирова (Ленинград). Я. создал ряд разнохарактерных муз.-сценич.
 образов.
  Партии: Сусанин, Фарлаф; Борис Годунов. Варлаам ("Борис Годунов"),
 Иван Хованский ("Хованщина"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"),
 Кончак и Галицкий ("Князь Игорь"), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского),
 Бестужев ("Декабристы" Шапорина), Ткаченко ("Семён Котко" Прокофьева),
 Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст") и др.
  ЯРУЛЛИН, Фарид Загидуллович [19.XII.1913(1.1. 1914)-сентябрь 1943,
 погиб на фронте под Курском]- тат. сов. композитор. В 1939 окончил Моск.
 консерваторию (класс композиции Г. И. Литинского). Я.- автор первого
 тат. нац. балета "Шурале" (1945, Татарский т-р им. М. Джалиля) по
 одноим. поэме-сказке Г. Тукая. Музыка балета основана на
 симфо-низированных нар. интонациях. В ней находит опору своеобразная
 хореография, сочетающая систему клас-сич. танца с нар.-танц. иск-вом.
 Персонажи характеризуются лейтмотивами.
  Лит.: Бахтиярова Ч., Фарпд Яруллин, Казань, 1960. Ир. Г.
  ЯРУС - балкон с расположенными на нём местами для зрителей, идущий
 вдоль задней (иногда и боковых) стен зрительного зала т-ра. В
 многоярусном т-ре такие балконы расположены в несколько рядов один над
 другим - 1-й ярус. 2-й ярус. 3-й ярус и т. д.
  ЯРУСТОВСЮ1Й, Борис Михайлович [р. 1(14).V. 1911] - рус. сов.
 музыковед. Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1937 окончил Моск.
 консерваторию (историк о-теоретич. отделение, класс В. Э. Фермана), в
 1941-аспирантуру при ней. В 1939-41 и с 1947 ведёт педагогич. работу в
 Моск. консерватории (с 1956 - профессор). Доктор искусствоведения
 (1952). С 1959-старший научный сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва).
  Соч.: П. И. Чайковский, М., 1940; Оперная драматургия Чайковского,
 М.- Л., 1947; Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Некоторые
 проблемы советского музыкального театра, М., 1957; Игорь Стравинский,.
 М., 1964; "Мазепа" П. И. Чайковского, в сб.: Мазепа, М., 1938;
 Сценическая история "Евгения Онегина", в сб.:
  Чайковский и театр. М.-Л., 1940 (совм. с И. В. Нестьс-вым); Симфонии
 о войне и мире, М., 1966, и др. A. ffe.
  ЯРЦЕВ, Алексей Алексеевич [1858 - 13(26).Х. 1907] - рус. историк
 т-ра, критик. В 80-е гг. был актёром укр. труппы М. Л. Кропивницкого, но
 вскоре оставил сцену. В 1888 вышла в свет первая брошюра Я.-"М. С.
 Щепкин в русской литературе". Я.-автор многочисл. статей и монографий о
 выдающихся деятелях рус. сцены - актёрах, драматургах, композиторах.
 Нек-рые биографич. очерки Я. выходили в серии изд. Ф. Павленкова "Жизнь
 замечательных людей". Помимо крупных монографий, Я. принадлежит серия
 статей об операх М. И. Глинки, А. Н. Вер-стовского и др. В своих
 исследованиях Я. широко привлекал архивные материалы (публиковал письма,
 документы). Среди его статей наиболее примечательны: "Гамлет на русской
 сцене" ("Московские ведомости", 1891, 14 окт., ј 284, с. 3-4)- о
 переводах трагедии Шекспира, очерк "Итальянские певцы в России" (там же,
 1891, 8 апр., ј 97, с. 4-5), работы, посв. старинному крепостному, а
 также совр. провинциальному т-ру.
  Соч.: Ф. Г. Волков, основатель русского театра. Его жизнь в связи с
 историей русской театральной старины, СПБ, 1892; М. С. Щепкин, его жизнь
 и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра,
 СПБ, 1893; Князь Александр Александрович Шаховской (Опыт биографии),
 СПБ, 1896; Шевченко и Щепкин, Киев, 1898;
  Павел Степанович Мочалов. Биографический очерк, СПБ, 1898. А. Д.
  ЯРЦЕВ, Пётр Михайлович (г. рожд. неизв.- ум. 13. VI. 1930) - рус.
 театр. критик, драматург, режиссёр. Лит. деятельность начал в 90-х гг.
 Его статьи, посв. вопросам совр. т-ра, печатались в газетах и журналах
 Петербурга, Москвы, Киева и др. городов ("Театр и искусство",
 "Тео-газета", "Золотое руно", "Литературно-художественная неделя",
 "Киевская мысль", "Речь" и др.). В 1906-1907 Я. заведовал лит. бюро т-ра
 В. Ф. Комиссаржевской; принимал участие как режиссёр в постановках этого
 т-ра ("Вечная сказка" Пшибышевского, "В городе" Юшкевича, "Жизнь
 Человека" Андреева), писал статьи о его спектаклях. Мн. работы Я. посв.
 Моск. Художеств. т-ру.
  Я.-автор пьес: "Брак" (1900, Т-р Лит.-художеств. об-ва и Т-р Корша),
 Волшебник (1902, Т-р Лит.-художеств. об-ва), "У монастыря" (1904, МХТ),
 "Милое чудо" (1910, Т-р Незлобина). После революции Я. эмигрировал за
 границу. В 1922-24 был гл. режиссёром Пловдивского т-ра (Болгария). С
 1924-режиссёр и преподаватель в Народном т-ре в Софии.
  Соч.: ИСКУССТВО будней, "Театр и искусство", 1901. Д"" 14;
  Актёр и театр. там же, .No 17; Театральная критика, там же,. 1903, .ј
 44; О старом и новом театре. Бытовая пьеса в "условном" театре, газ.
 "Литературно-художественная неделя", 1907, 24 сент., ј2; Театральное
 искусство и сценическое творчество, "Золотое руно", 1907, ј 10; В. Ф.
 Комиссар-жевская, в кн.: Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПБ,
 1911.
  Лит.: Мейерхольд В с., О театре, СПБ, 1913; К у-г е л ь А. Р., Листья
 с дерева, Л., 1926; В о р о в с к и и В. Из записной книжки публициста,
 "Театр", 1960, ј 7. С.Г.
  ЯРЫГИНА, Антонина Васильевна [р. 8(21). III. 1908]- укр. сов.
 артистка балета. Засл. арт. УССР (1951). Окончила Киевскую балетную
 студию И. А. Чистякова, совершенствовалась в Ленингр. хореографич.
 уч-ще. В 1923-26 - солистка Харьковского т-ра оперы и балета, в 1926-46
 работала в т-рах оперы п балета Киева, Тбилиси, Одессы, Харькова,
 Львова. В 1954-65 - балетмейстер Киевского т-ра оперы и балета им.
 Шевченко. Танец Я. отличался стремительностью вращений, технич.
 завершённостью, актёрской выразительностью. Я.- основательница
 виртуозного танц. стиля в укр. балетном т-ре.
  Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Китри, Раймонда;
  Сванильда ("Коппелия"), Эсмеральда, Тао Хоа, Зарема, Мария; Лилея (о.
 п. Данькевича) и др.; пост. танцы в операх.
  Ведёт педагогич. деятельность: в 1946 - 51 - в Киевском хореографич.
 уч-ще, с 1951 - в Киевском ин-те театр. иск-ва им. Карпенко-Карого.
 Среди учениц Я.: В. Ф. Калиновская, Н. Д. Руденко, Л. А. Петренко и др.
 Ю. С.
  ЯСАИ (Jaszai), Мари (24.II.1850-5.X.1926) - венг. актриса. Одна из
 крупнейших трагич. актрис Венгрии. В 1867 была принята хористкой в
 Народный т-р Д. Мольнара в Буде. Два года спустя дебютировала в
 драматич. т-ре в г. Коложваре (ныне Клуж). В этом т-ре выступала в
 течение трёх лет. Прославилась исполнением ролей в пьесах Шекспира
 (Маргарита - "Ричард III", 1872, Гонерилья - "Король Лир" и др.).
 Выступление Я. в 187 на сцене Нац. т-ра (Будапешт) в роли Гертруды
 ("Банк-бан" Ка-тоны) утвердило её как лучшую исполнительницу трагедийных
 ролей в венг. т-ре. Я. играла роль Евы в первой пост. "Трагедии
 человека" Мадача (1883).
  Среди лучших ролей: Мария Стюарт; леди Макбет ("Макбет", 1874),
 Гертруда ("Гамлет", 1873), Порция ("Венецианский купец", 1877), Медея
 (о. п. Гриль-парцера, 1887) и др. Сила трагедийного темперамента Я.
 раскрылась в ролях Клитемнестры (о. п. Расина) и Электры (1890). Успеху
 этих ролей способствовала работа Я. с реж. Э. Паулаи, после смерти
 к-рого она ушла из Нац. т-ра и перешла в т-р "Вигсинхаз" (1890).
 Исполнила там роли: Федры (о. п. Расина), Кормилицы в "Ромео и
 Джульетте" Шекспира, а также неск. ролей в пьесах Г. Ибсена. Я. была
 вынуждена уйти из Нац. т-ра, т. к. её реалистич. иск-ву был чужд
 утвердившийся в этом т-ре натуралистич. стильигры. Уйдя из т-ра,
 выступала с чтением стихов Ш. Петёфп, вела обществ, деятельность, горячо
 приветствовала образование Венг. сов. республики (1919). Иск-во Я. было
 высоко гражданственным и гуманистичным и вместе с тем приподнято над
 обыденной жизнью.
  Лит.: Jaszai. Mari Irasai. Emlekezesek, naplo, tnnul-manyok, Bdp.,
 1955; C e n n e r M., Jaszai Mari, Bdp.,
  1957; Pechy B l., Jaszai Mafri, Bdp., 1960; Г e p ш к о-B и ч А. А.,
 Современный венгерский театр. М., 1963. / ' А. Гер. ЯСЕНЬСКИИ
 (Jasiensici), Бруно (наст. имя и фам.- Виктор Яковлевич 3 и/с к п н д;
 17.VII.1901-20.X. 1941) - польский поэ писатель и драматург. Чл.
 Коммунистнч. партийке 19 В 1918 окончил Краковский ун-т. Творч.
 деятельность начал в том же году, как поэт. Был редактором коммунпстнч.
 газеты "Трибуна люду". Преследуемый польским правительством, эмигрировал
 во Францию. В 1926 в Париже издал поэму "Слово о Якубе Шели", посв.
 крестьянскому восстанию в Галиции 1846-48. В 1927 переделал поэму в
 стихотв. пьесу "Галицийская жакерия" (второе назв.- "Мирское дело") для
 организов. им в 1927 в Париже передвижного т-ра. После опубликования в
 1927 фантастич. романа "Я жгу Париж" был арестован и выслан из Франции.
 С 1929 жпл в Сов. Союзе. В 1931 написал пьесу на рус. яз. "Бал
 манекенов" - о предательстве интересов' рабочего класса зап.
 социал-демократией и роман "Человек меняет кожу", к-рый был инсценирован
 В. А. Потёмкиной в 1957. В 1936 был незаконно репрессирован, посмертно
 реабилитирован.
  Соч.: "Галицийская жакерия" ("Слово о Якубе Шели" или "Мирское

<< Пред.           стр. 912 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу