<< Пред.           стр. 93 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 них "переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения, -
 только представлены в драматической форме" (Соч., 1946, с. 584).
  Б. широко применяет в трилогии приём романтич. иронии, направляя его
 против раздвоенности символистского сознания, его искусственной
 усложнённости. Ирония для Б.- средство восстановления внутренней
 цельности лирического миросозерцания. Его герои ищут, хотя и не находят
 еще, жизни реальной, "жизни прекрасной, свободной и светлой". В
 творчество Б. все сильнее входит тема революции. Она претворяется и в
 содержании драмы "Король на площади", но Б. еще не может выйти за
 пределы ал-легорич. символики и терпит творческую неудачу. "Незнакомка"
 - произведение, наиболее богатое элементами реалистич. изображения
 действительности, резко осмеивающее буржуазно-обывательскую пошлость; в
 образах пьесы выступают черты социальной типизации, острой жизненной
 характерности.
  В 1906 "Балаганчик" был пост. В. Э. Мейерхольдом на сцене Т-ра В. Ф.
 Комиссаржевской. Режиссёр, он же исполнитель роли Пьеро, Мейерхольд
 создал спектакль ярко передавший своеобразие стиля Б. В 1913 в "Студии
 молодых актёров" С. Халютиной при Моск. лит.- художеств. кружке была
 осуществлена пост. "Незнакомки". В 1914 обе пьесы шли в постановке
 Мейерхольда в зале Тенишевского уч-ща (Петербург). Тесно примыкает к
 трилогии по своему содержанию написанный в том же 1906 диалог "О любви,
 поэзии и государственной службе", в к-ром Б. иронизирует над
 растерянностью художника, жаждущего "пожертвовать своей фантазией
 общественному благу", но не имеющего еще для этого достаточно сил.
  В 1907 Б. переводит французский миракль "Действо о Теофиле" (пост. в
 петербургском "Старинном т-ре"), а в 1908 - трагедию австрийского
 романтика Ф. Гр иль-парцера "Праматерь", к-рая представляется ему
 "предостерегающим" отражением эпохи реакции, подобной той, к-рую
 переживало русское общество.
  Обращение т-ру Б. считал "выходом из лирического уединения". Мысли о
 роли т-ра в период, ознаменованный, по мнению самого Б., кризисом
 старой, гибнущей дворянской культуры и рождением культуры новой,
 народной, связанной с революционным движением жизни, полнее всего
 развиты поэтом в статье "О театре" (1908). Здесь Б. пишет, что причина
 кризиса т-ра в его оторванности от народа, зависимости от развлекающейся
 привилегированной публики. Ставя вопрос - нужен или не нужен т-р, Б.
 солидаризируется с А. В. Луначарским в его высказываниях о т-ре
 со-циалистич. общества. Он предрекает русскому т-ру путь "...к пышному
 расцвету высокой драмы с большими страстями, с чрезвычайным действием, с
 глубоким потоком идей". "Рабочие и крестьяне действительно нуждаются в
 театре,-пишет Б.,- ... они требуют от театра не только развлечения, а
 чего-то более высокого, я полагаю - высокого искусства.. " ("О театре",
 Собр. соч., т. 12, 1936, с. 46, 50). Только приход нового зрителя
 возродит, по мнению Б., совр. т-р, победит равнодушие автора, "...даст
 актерам почувствовать реальность и жизненность их дела, даст им
 настоящие крылья..." (там же, с. 51).
  Размышления о т-ре связаны с более широким кругом проблем,
 волновавших Б. в период между двумя революциями. Центральная из этих
 проблем - Россия и судьбы рус. интеллигенции, её участие и отношение к
 нар. революции. Эта тема получила отражение в следующей пьесе Б.- "Песня
 судьбы" (1908), рисующей сложные пути интеллигента, заблудившегося в
 своих исканиях. Пьеса свидетельствует об усилении социальных мотивов в
 творчестве Б., хотя они выражены здесь в аллегорической форме. Она
 исполнена веры в будущее России, в красоту и силу народа.
  Приветствуя грядущую революцию, Б. в годы реакции поднимает вопрос о
 "пользе" искусства и долге художника перед народом, о единстве
 прекрасного и должного, вступая в открытый бой с декадентами,
 защитниками бурж. теории "искусства для искусства". Он требует от
 художника правды, простоты, искренности, народности. Важнейшей творч.
 декларацией Б. является пролог поэмы "Возмездие" (1911), в к-ром он
 призывает художника помогать своим иск-вом рождению нового общества,
 пристально всматриваться в жизнь, быть точным в её изображении.
  Стремление Б. к реализму пронизывает его поэзию и сказывается в его
 драматургии. В драме "Роза и Крест" (1913), основанной на тщательно
 изученном историч. материале (Франция. Бретащ" 13 в.), Б. создаёт живые,
 реальные характеры, верные своей эпохе, стремясь при этом выразить через
 них близкую ему проблему трагического разлада между высокой мечтой и
 действительностью. Пьеса была принята к постановке МХТ; Б. увлечённо
 работал над подготовкой спектакля, но интересы драматурга и т-ра до
 конца не совпали и начатая пост. осталась неосуществлённой. В 1913-14 у
 Б. формируется замысел реалистич. драмы на совр. тему - "Нелепый
 человек", в к-рой он собирается показать вытеснение дворянской России
 Россией промышленной, буржуазной. Этот замысел, хотя и неосуществлённый,
 намечает сближение Б. с традицией чеховской драмы, свидетельствует о
 дальнейшем усилении реалистич. тенденций в его творчестве.
  Б. глубоко и безоговорочно принял Октябрьскую революцию (поэмы
 "Двенадцать" и "Скифы", статьи "Интеллигенция и Революция", 1918,
 "Крушение гуманизма", 1919, и др.). Активно участвовал в строительстве
 социалистич. культуры. Он работал в правительственной комиссии по
 изданию рус. классиков, был председателем репертуарной секции петерб.
 Театр. отдела (ТЕ О) Наркомпроса, руководя обновлением репертуара, и т.
 д. По поручению Горького Б. разрабатывал план серии "Исторических
 картин" - небольших произведений на темы мировой истории для т-ра и
 кинематографа. В 1919 он сам написал для этой серии одноактную пьесу
 "Рамзес" из жизни Др. Египта, наметил и частично разработал ещё
 несколько сюжетов.
  В 1919 по инициативе Горького и Б. в Петрограде был организован
 Большой драм. т-р. Будучи председателем режиссёрского управления этого
 т-ра, Б. утверждает направление его как т-ра высокой героич. трагедии и
 романтич. драмы, показывающего нар. зрителю лучшие произведения нац. и
 мирового репертуара. Б. выступал с речами перед труппой и зрителями,
 пропагандируя и разъясняя важные задачи т-ра, его творч. принципы.
 Особенный интерес представляют высказывания Б. о драме Шекспира, Шиллера
 и его речь "О романтизме" (1919).
  С о ч.: Собрание соч., т. 1-12, изд. "Советский писатель", Л.,
 1932-36.
  Лит.: О р л о в В., А. Блок, М.,1956; Тимофеев Л. И., А. Блок, М.,
 1957; Волков Н., А. Блок и театр. М., 1926;
  Ростоцкий Б. (статья), в кн.: Маяковский и театр. М., 1952; Волков
 Н., А. Блок и проблема Гос. театров, "Но* вая рампа", М., 1924, .No 10;
 Р ы б н и к о в а М. А., А. Блок-Гамлет, М., 1923; Бекетова М. А., А.
 Блок, 2 изд.. Л." 1930; Головин А.Я., Встречи и впечатления, Л.-М.,
 1940;
  Медведев П., Драмы и поэмы Ал. Блока, [Л.], 1928; Р[о с-к и н ] А.,
 А. Блок обращается к Чехову, "Литературный кри тик", 1939, .ј 3; Вирен
 В., Театральные увлечения молодого Блока, "Театральная неделя", 1940, *ј
 20; О р л о в В., Неосуществленный замысел А. Блока - драма "Нелепый
 человек", в кн.: Ученые записки Ленинградского гос. педагогического
 института им. А. И. Герцена, т. 67, Л., 1948. Т. Р.
  БЛОК (Bloch), Жан Ришар (25.V.1884, Париж,-15.III.1947, там же) -
 французский писатель, публицист, драматург, театральный и общественный
 деятель. Коммунист. Драматургия, деятельность начал в 1910 пьесой
 "Мятущаяся" (т-р "Одеон"- 1911). Б. сыграл значит, роль в истории франц.
 т-ра, выступив продолжателем Р. Роллана и Ф. Жемъе, боровшихся за
 создание нар. реалистич. т-ра. В 1919-20 написал историч. драму
 "Последний император" (1926, т-р "Одеон"),пост. по инициативе Жемье и
 вошедшую в репертуар Народного Нац. т-ра в Трокадеро, а затем т-ров
 Женевы и Берлина (пост. К. X. Мартин и Э. Пи-скатор). В 20-30-е гг. Б.
 написал также либретто балета и муз. драм. В кн. "Судьба театра" (1930)
 и др. Б. обличал реакц. бурж. иск-во, призывал к созданию т-ра "больших
 мыслей и страстей", выступал за нар. т-р. Б. принял активное участие в
 орг-ции и работе Нар. т-ра в Париже (осн. в 1935). Соз дал сценарий
 массового нар. спектакля "Рождение города" (пост. в помещении Зимнего
 велодрома, 1937). В 30-е гг. вместе с А. Барбюсом, Р. Ролланом, П.
 Вай-яном-Кутюрье боролся с фашизмом. Во время 2-й мировой войны работал
 в антифашистском подполье. В 1941-45 жил в СССР, где продолжал лит.
 работу. Написал патриотич. драмы "Обыск в Париже" (1941), "Тулон" (соч.
 1943, пост. в Алжире и ряде городов Сев. Африки - 1944, "Одеон" - 1945;
 в СССР - Читинский т-р, 1945). Творчество Б. имело большое значение для
 формирования совр. франц. прогрессивной драматургии. В 1950 Б. посмертно
 присуждена Золотая Медаль Мира.
  Соч.: Destin du theatre, P., 1930; Les plus belles paes de
 Jean-Richard Bloch, P., 1948 (См. также вступ. ст. Л. Арагона); на рус.
 яз.- Обыск в Париже, "Интернациональная литература", 1941, ј 11-12;
 Тулон. Франц. хроника (1942-1943), М.-Л., 1944.
  Лит.: А г a s о n L., Adieu a Jean-Richard Bloch, в кн.:
  La culture et les hommes, P., 1947. Л\ Лев.
  БЛОКС (Blockx), Ян (25.1.1851, Антверпен,- 26. V. 1912, там же) -
 бельгийский композитор. Один из основоположников нац. фламандской оперы.
 Музыке обучался в Антверпене во Фламандской муз. школе у П. Бенуа и в
 Лейпцигской консерватории у К. Рей-неке. Композиторскую деятельность
 начал в 70-х годах. Автор сценич. произв., написанных в основном на
 сюжеты из фламандской истории, в т. ч. опер "Принцесса таверн" (1896,
 Антверпен, т-р "Фламандская опера"), "Тиль Уленшпигель" (1900, там же),
 "Морская невеста" (1901, там же), балета "Миленка" (1886, Брюссель, т-р
 "Де ля Монне"), а также симф., вок. и др. соч. В 1886-1901 Б.- профессор
 Фламандской муз. школы, с 1901 - директор Фламандской консерватории
 (Антверпен). В последние годы жизни возглавлял муз. общество
 "Фламандское музыкальное движение", пропагандировавшее нац. фламандскую
 музыку.
  Лит.: S о 1 v a y L., Notice sur Jan Blockx, Brussels, 1920;
  Blockx F., Jan Blockx, Brussels, 1943. В Дан
  БЛОНДЕН (Blondin) [наст. имя и фам.- Жан Франсуа Эмиль Граале
 (Gravelet)l(1821-93)- французский цирковой артист, канатоходец. В 1859 в
 присутствии 25 000 зрителей прошёл по канату, протянутому над Ниагарским
 водопадом, над серединой водопада Б. исполнил неск. упражнений. Этот
 смелый переход прославил Б. на весь мир. Позднее в Австралии он прошёл
 над пропастью глубиной в 100 м. Выступал во всех больших городах Европы
 и Америки, в т. ч. в Петербурге и Москве (в нач. 80-х гг. в саду
 "Эрмитаж" М. В. Лентовского).
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931. М. 3.
  БЛОХ (Bloch), Педро (р. 1914) - бразильский драматург. Род. в
 Житомире. Драматургич. деятельность начал пьесой "Рука Эвридики" (т-р
 Пен-клуба Бразилии, Рио-де-Жанейро). В этой пьесе Б. обличает
 антигуманистич. сущность капиталистич. об-ва, уродующего душу человека.
 В 1951 пьеса была удостоена премии А. Азеведу, а Б.- как "лучший автор
 года" получил золотую медаль. В последующие годы Б. написал пьесы "Враги
 не присылают цветов", "Этой ночью шел денежный дождь", "Каменная
 улыбка", "Ирене" и др. Наиболее значительны - антивоенная пьеса "Дона
 Шепа" (1952, труппа А. Гарриду, Рио-де-Жанейро) и комедия "Бразильцы в
 Нью-Йорке" (1958). Для творчества Б. характерны психоаналитич. подход к
 раскрытию темы, небольшое количество действующих лиц; во мн. его пьесах
 использован приём общения героев со зрителями. Пьесы Б. ставятся в
 Португалии, Испании, странах Лат. Америки, Италии, США, Франции и др. Б.
 работает также для радио и кино. В. Ж.
  БЛОХ (Bloch), Эрнест (24.VII.1880-15.VII.1959)- швейцарский
 композитор,дирижёр и педагог. Почётный член муз. академии "Санта
 Чечилия" (Италия). Муз. образование получил в Брюссельской и
 франкфуртской консерваториях. Композиторскую деятельность начал в 1895.
 Одно из наиболее значит, соч. Б.-опера "Макбет" по Шекспиру (1910,
 Париж); опера "Изабелла" осталась неоконч. В 1911-17 Б.-профессор
 Женевской консерватории. С 1917 жил (с перерывами) в США. Директор
 Кливлендского муз. ин-та (1920-25), профессор консерватории в
 Сан-Франциско (1925- 1930).
  Лит.: С о h e n AL, Ernest Bloch's Macbeth, "Music and Letters",
 1938. v. XIX, p. 143; Т i Ь a 1 d i-C h i e s a М., Ernest Bloch,
 Torino, 1933. JJ М.
  "БЛУДНЫЙ СЫН"- трагедия в 5 д. Р. Блаумана (о разложении семьи в
 среде зажиточного латыш. крестьянства). Соч. 1893 (на латыш. яз.). Пост.
 1893 рижским Латышским т-ром (реж. Озолинь). Среди последующих пост.:
 Латв. т-р драмы, Рига (1945, реж. Амтман-Бриедит), Художественный т-р,
 Рига (1951, реж. Смильгис, худ. Муйжниек), Рус. т-р в Да-угавпилсе
 (1955), Каунасский ТЮЗ (1957).
  Издания- Первое изд. "Б.с." на рус. яз.. в пер. В. Яковлева,
 "Библиотека театра и искусства", кн. X, 1915. Из последующих изд.:
 Блауман Р., Избранное, пер. Л. Блюм-фельда, "М., 1959.
  "БЛУДНЫЙ СЫН" - пьеса в 3 д. Э. Раннета (о людях, изменивших Родине,
 работавших во время Великой Отечественной войны в иностранной разведке и
 прошедших впоследствии тяжкий путь глубокого, но запоздалого прозрения и
 раскаяния). Соч. 1957 (на эст. яз.). Пост. 8 февр. 1958 в Т-ре им.
 Кингисеппа в Таллине (реж. Таммур, худ. Уно Мартин; Март Туйск - Карм,
 Лээна Туйск - Вяльбе, Лембит Педаяс-О. Эскола, и др.). На 3-й
 Прибалтийской театр. весне (195 8) спектакль удостоен диплома 1-й
 степени. В 1958-59 "Б.с." пост. 174 т-ра СССР, в т. ч. Моск. драм. т-р
 им. Станиславского (реж. Гиацинтова, она же - исполнительница роли
 Лээны, худ. Шифрин; Март - Урбанский);
  Ярославский т-р им. Волкова (Лээна - Чудинова, Март - Кузьмин,
 Райесмик - Белов); Свердловский т-р (Лээна - Токарева, Март - Молчанов);
 Харьковский т-р рус. драмы (Лээна - Воронович, Райесмик - Аристов);
 Горьковский т-р; Костромской т-р; Сталинградский т-р; Русский т-р БССР
 (Минск); Тульский т-р; Пермский т-р; Башкирский Академич. т-р драмы, Уфа
 (реж. Файзи, худ. Калимуллин; Март - Ку-цашев, Лээна - Бикбулатова,
 Анника - Камалетдинова);
  Узб. т-р им. Хамзы, Ташкент (реж. Т. Ходжаев; Лээна - Са-дриева. Март
 - А. Ходжаев, Анника - Алиева); Сталинский укр. т-р им. Артёма;
 Грузинский ТЮЗ (Тбилиси); Бухарский т-р; Туркменский т-р им. Сталина
 (Ашхабад) и мн. др.
  "Б. с." пост. в ГДР (т-р Г. Гауптмана в Гёрлице, т-р в Бор-на),
 Югославии (т-р "Сербске людове дивадло"), Чехословакии (т-р Народной
 армии), Болгарии (филиал Народного т-ра).
  Издания - Первое изд. "Б. с.", рус. пер. Я. Апушкина, М., 1959. А.
 Шн.
  БЛУМ (Bloom), Клэр (р. 15.II.1931) - английская актриса. Училась в
 "Гилдхолл-скул" - школе музыки и драмы (ученица Э. Торндайк). и в
 Центральной школе сценич. речи. В 1946 дебютировала на сцене
 Оксфордского репертуарного т-ра в роли Джесси Кил-лигру ("Зависит от
 того, как понимать" Брайди), затем работала в лондонских т-рах ("Дачесс"
 и "Хиз маджестис"). В 1948 выступала в шекспировских спектаклях
 Мемориального т-ра (Стратфорд-он-Эйвон), где играла роли Бланш ("Король
 Джон"), Офелии;
  Пердиты ("Зимняя сказка"). С 1949 работает в различных театрах
 Лондона, в 1952-54 - в "Олд Вик", где исполнила роли Элизон Элиот ("Леди
 не для сожжения" Фрая), Изабеллы ["Сияние вокруг луны" ("Приглашение в
 замок") Ануя] и др. Среди ролей шекспировского репертуара, сыгранных в
 этом т-ре,- Джульетта. Сценич. образы Б. отличаются чистотой, полнотой
 чувств. С 1949 снимается в кино ("Огни рампы", "РичаОд III" и др.). Ф.
 Я.
  БЛУМЕНФ‚ ЛЬД, Феликс Михайлович [7(19).IV. 1863-21.1.1931] - русский
 советский дирижёр, пианист и педагог. По национальности поляк. Окончил
 Петерб. консерваторию в 1885 (был учеником H. А. Римского-Корсакова). С
 этого же года-преподаватель, с 1897 - профессор Петерб. консерватории, в
 1918-22 - профессор и директор Киевской консерватории, в
 1922-31-профессор Моск. консерватории. В 1898-1918 Б. работал дирижёром
 Мариинского т-ра. Под управлением Б. был впервые исполнен ряд рус. опер,
 в т. ч. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
 Римского-Корсакова (1907). Б. осуществил также в 1908 пост. оперы "Борис
 Годунов" в Париже. Выступал как пианист-виртуоз, ансамблист и
 аккомпаниатор. Автор фп. и др. соч.
  Лит.: Баренбойм Л., Ф. М. Блуменфельд, в кн.:
  Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Сб. 2, М., 1958.
  БЛЫСКОВ, Илия (1839-1913) - болгарский писатель и театр. деятель.
 Воспитанник Д. Войникова, Б. принимал участие в его школьных спектаклях.
 По повести Б. "Похищенная Станка" была написана популярная в 70-х гг. в
 Болгарии одноимённая пьеса, прославлявшая болг. хайдуков и их героич.
 подвиги. Эта пьеса в Болгарии была запрещена. Написал ряд статей по
 истории болг. т-ра.
  Соч.: Блъсков Ил., Първо българско театро в Шумен, "Паметник", 1895,
 кн. Ill; Материал по историята на нашето възраждание, Шумен, 1907. у4г.
 М.
  "БЛЭКФРАЙЕРС" (Blackfriars) - первое закрытое театральное здание в
 Лондоне в конце 16 -нач. 17 вв. Ранее в этом здании находился монастырь
 монахов доминиканского ордена, носивших чёрную рясу и именовавшихся
 "чёрными братьями" - blackfriars. В сер. 16 в. здесь находился склад
 театр. костюмов и реквизита для придворных спектаклей. В 1556 трапезная
 монастыря была переоборудована в театр. зал, где с этого времени до 1584
 выступали детские труппы. Здесь ставились комедии Дж. Лили ("Галатея",
 "Эн-димион" и др.). В нач. 1600-х гг. труппа участвовала в "войне
 театров", в 1605 здесь впервые была пост. комедия "Эй, к востоку" Б.
 Джонсона, написанная им совм. с Д ж. Марстоном и Дж. Чапменом. В 1596
 здание "Б." приобрёл Дк. Вёрбедж а после его смерти "Б." был сдан
 детской труппе, игравшей здесь до 1607. С 1609 в "Б." давала спектакли
 труппа Р. Бёр-беджа, выступавшая также в т-ре "Глобус" и ставившая пьесы
 Шекспира, Бомонта, Флетчера. В 1642 с закрытием всех т-ров пуританами
 "Б." прекратил работу.
  БЛЭР (Blair), Дейвид (р. 27.VII.1932)- английский артист балета. С
 1946 учился в школе при труппе "Седлерс-Уэллс". Ученик Э. Эспиносы. В
 1947 выезжал на гастроли с труппой "Седлерс-Уэллс". В 1948 был принят в
 младшую труппу т-ра, вскоре исполнял все ведущие партии репертуара.
 Танец Б. мужествен и выразителен. Исполняет характерные партии
  (Арлекин - "Арлекин в апреле", Ариелла, капитан Бэлэй - "Пайнаппл
 Полл" Салливена) и партии классического репертуара (Зигфрид - "Лебединое
 озеро", Альберт - "Жизель" и др.).
  Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959. Ham. P.
  БЛЮМ (псевденим - С а д к о), Владимир Иванович (1877-1941) - русский
 советский театральный и музыкальный критик. Член ВКП(б) с 1917. Автор
 злободневных полемич. статей по вопросам т-ра и монографии "Любовь
 Яровая на сцене Малого театра" (1940). Был редактором журналов "Вестник
 театра"(1919-21), "Новый зритель" (1924-26), работал в журн. "Жизнь
 искусства", руководил музыкально-театр. секцией Главреперткома. Б.
 активно боролся за новый сов. т-р, за сов. репертуар, но статьи его
 содержали и ошибочные положения (недооценка роли классич. наследия,
 значения МХАТа). Л. Шн.
  БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИН, Александр Эдуардович [1859-1(14).XII.1911 ] -
 русский режиссёр и актёр. В 1876 окончил Петерб. театр. уч-ще. В том же
 году дебютировал на сцене Александрийского т-ра (Петербург) в роли
 Клеонта ("Мнимый больной"). В 1883 переехал в Москву, работал в Малом
 т-ре, оперетте М. В. Лентовского; затем - в провинции (Киев, Харьков,
 Вильно, Минск). В 1908-11 возглавлял т-р "Буфф" в Москве. Исполнял гл.
 обр. роли простаков в собств. постановках: Швальбе ("Наши дон-жуаны"
 Рота), Менелай ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Игра Б.-Т.

<< Пред.           стр. 93 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу