<< Пред.           стр. 99 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (Вейсбрем и Кроль), "Любовь Яровая" (Дмо-ховский), "Разлом" (Тверской),
 "10 октябрей" Башинского (постановочный штаб).
  1928. "Рост" Глебова (Тверской), "Джума Машид" Венецианова (Грипич),
 "Луна слева" Билль-Белоцерковского (Гри-пич), "Человек с портфелем"
 Файко (Тверской).
  1929. "Жена" Тренёва (Хохлов), "Ржавчина" (на сцене филиала) Киршона
 (Вейсбрем), "Враги" Лавренёва (Лаврентьев и Акимов), "Город ветров"
 Киршона (Тверской), "Инга" Глебова (Дмоховский), "Клоп" (на сцене
 филиала) (Люце), "Заговор чувств" Олеши (Тверской).
  1930. "Пипы Суринамские" Брейтигама, Кожевникова, Коноплёва, Лебедева
 (Морщихин), "Баня" (на сцене филиала) (Вейсбрем), "Святой" Никитина
 (Вейсбрем), "Авангард" Катаева (Лаврентьев и Левин), "Три толстяка"
 Олеши (Тверской), "На западе без перемен" по Ремарку (Люце), "Утопия"
 Горева, Л. Тур, П. Тур, А. Штейна (Морщихин), "Хлеб" Киршона (Люпе).
  1931. "Линия огня" Никитина (Тверской), "Дело чести" Микитенко
 (Морщихин), "Патетическая соната" Кулиша (Тверской).
  1932. "Завтра" Равича (Люце), "Джой Стрит" Зархи (Морщихин), "Егор
 Булычев и другие" (Тверской и Люце), "Мой друг" Погодина (Тверской).
  1933. "Доходное место" (Люце), "Укрощение мистера Робинзона" Каверина
 (Тверской и Морщихин), "Достигаев и другие" (Люце).
  1934. "Интервенция" Славина (Люце), "После бала" Погодина (Морщихин),
 "Личная жизнь" Соловьёва (Люце).
  1935. "Жизнь и смерть короля Ричарда III" Шекспира (Тверской),
 "Аристократы" Погодина (Люце), "Не сдадимся" Семёнова (Фёдоров),
 "Бесприданница" (Морщихин).
  1936. "Скупой рыцарь" и "Каменный гость" Пушкина (Люце), "Слава"
 Гусева (Морщихин), "Матросы из Каттаро" Вольфа (Дикий).
  1937. "Большой день" Киршона (Дикий), "Моцарт и Сальери", "Русалка",
 "Сцены из рыцарских времён" Пушкина (Дикий), "Мещане" (Дикий), "Дума о
 Британке" Яновского (Вильнер).
  1938. "Кубанцы" Ротко (Бабочкин), "Дружба" Гусева (Люце),
 "Благочестивая Марта" Тирсо де Молина (Петров), "Честь" Мдивани (Ш.
 Аксабадзе), "Человек с ружьём" (Бон-даренко).
  1939. "Дачники" Горького (Бабочкин), "Бикин впадает в Уссури"
 Чумандрина (Мелузов), "Волк" Леонова (Бабочкин), "Подарок Нептуна"
 Спешнева (Галафре).
  1940. "Царь Потап" Копкова (Бабочкин), "Кремлёвские куранты"
 (Альтус), "Стакан воды" Скриба (Арди), "Корнелиус" Пристли (Суслович),
 "Вишнёвый сад" (Гайдебуров), "Наши дни" Герасимова (Герасимов).
  1941. "Волки и овцы" (Рудник), "Доктор Штокман" Ибсена (Альтус),
 "Король Лир" (Козинцев), "Парень из нашего города" (Рудник); в г. Кирове
 - "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва (Вейсбрем), "Дворянское гнездо" по Тур
 геневу (Рудник), "Крылатое племя" Первенцева (Альтус), "Дон Карлос"
 (Мичурин), "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (Вейсбрем),
 "Расплата" Литовского (Вейсбрем).
  1942. (г. Киров): "Хозяйка гостиницы" (Вейсбрем), "Свадьба
 Кречинского" (Мичурин), "Дом на холме" Каверина (Вейсбрем), "Дорога в
 Нью-Йорк" Малюгина (Рудник), "Русские люди" (Альтус), "Фронт" (Рудник).
  1943. (г. Киров): "Давным-давно" Гладкова (Вейсбрем), "Кремлёвские
 куранты" (Рудник), "Беспокойная старость" Рахманова (Жуков).
  1944. "На дне" (Рудник), "Офицер флота" Крона (Рудник), "Пирог" (к
 юбилею И. А. Крылова) (Жуков).
  1945. "Так и будет" Симонова (Зонне), "Жестокий романс" Гладкова
 (Рудник), "Сердце не камень" Островского (Рашев-ская), "Сотворение мира"
 Погодина (Зонне), "Любовь земная и небесная" Бела Балаж (Рудник и
 Лепковская).
  1946. "Под каштанами Праги" Симонова (Рудник), "Много шуму из ничего"
 (Шлепянов), "Дорога победы" Соловьёва (Рашевская).
  1947. "Верность" Жежеленко, Троева (Альтус), "Русский вопрос"
 (Аграненко), "Закон зимовки" Горбатова (Кожич). "Мужество" Берёзко
 (Суслович), "У нас на земле" Бергольц и Макагоненко (Рашевская).
  1948. "В одном городе" Софронова (Лепковская), "Бесприданница"
 (Шлепянов), "Джо Келлер и сыновья" Миллера (Рапопорт), "Свадьба
 Кречинского" (Бойцова), "Враги" (Рашевская), "Успех" Мина и А.
 Минчиковского (Королёв).
  1949. "Дачники" Горького (Бабочкин), "Тихий океан" Прута (Альтус),
 "Чужая тень" Симонова (Аграненко), "В окнах горит свет" Аграновича
 (Рашевская), "Снежок" Любимовой (Городецкий), "Девушка с кувшином" Лопе
 де Вега (Си-колов), "Егор Булычев и другие" (Рашевская).
  1950. "Тайная война" Михайлова и Самойлова (Суслович), "Флаг
 адмирала" Штейна (Соколов), "Тёмной осенней ночью" Германа (Селектор),
 "Разлом" (Соколов и Зонне), "Сады" Лю-фанова (Соколов).
  1951. "Снегурочка" (Ефремов), "Младший партнёр" Первенцева (Казико),
 "Любовь Яровая" (Ефремов), "У нас уже утро" Чаковского и Рубинштейна
 (Ефремов).
  1952. "Яблоневая ветка" Добровольского и Смоляка (Соколов, Копелян),
 "Под золотым орлом" Галана (Дмоховский), "Рюи Блаз" Гюго (Ефремов,
 Казико, Зонне), "Достигаев и другие" (Рашевская), "Пролог" Штейна
 (Соколов).
  1953. "Кандидат партии" Крона (Кожич), "Строгая девушка" Алёшина
 (Казико), "Когда ломаются копья" Погодина (Дмоховский), "Большие
 хлопоты" Ленча (Соколов, Копелян), "Слуга двух господ" (Соколов).
  1954. "Вихри враждебные" Погодина (Соколов). "Половчан-ские сады"
 Леонова (Хохлов), "Домик на окраине" Арбузова (Горбачёв и Бойцова).
  1955. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (Никулин), "Перед заходом
 солнца" Гауптмана (Хохлов), "Сердце не прощает" Софронова (Казико),
 "Разоблачённый чудотворен" Филдинга (постановочная бригада), "Периваньес
 и командор Оканьи" Допе де Вега (Соколов).
  1956. "Ученик дьявола" Шоу (Сулимов), "Преступление Энтони Грэхема"
 по роману Д. Гордона "Да сгинет день" (Никулин, худ. рук. постановки
 Товстоногов), "Обрыв" по Гончарову (Рашевская), "Шестой этаж" Жери
 (Товстоногов), "Безымянная звезда" Себастьяна (Товстоногов), "Когда
 цветёт акация" Винникова (Товстоногов).
  1957. "Лиса и виноград" Фигейреду (Товстоногов), "Метелица" Пановой
 (Сулимов), "Когда горит сердце" по В. Кину (Владимиров), "Кремлёвские
 куранты" (Софронов, Владимиров), "В поисках радости" Розова
 (Владимиров), "Идиот" по Достоевскому (Товстоногов).
  1958. "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (Товстоногов), "Такая
 любовь" Когоута (Агамирзян), "Дали неоглядные" Вирты (Владимиров и
 Сирота).
  1959. "Трасса" Дворецкого (Товстоногов), "Пять вечеров" Володина
 (Товстоногов), "Варвары" (Товстоногов). "Машенька" Афиногенова
 (Владимиров).
  1960. "Иркутская история" Арбузова (Товстоногов), "Гибель эскадры"
 Корнейчука (Товстоногов), "Неравный бой" Розова (Корогодский),
 "Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов).
  Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра [Сбор' ник статей],
 јј 1, 2, [Л.], 1919-26 (ј 2 посвящен 30-летию деятельности Н. Ф.
 Монахова); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр им.
 Горького. XV Октябрь. Сборник материалов. Л., 1932; Большой
 Драматический театр. [Сборник статей], Л., 1935; Государственный Большой
 Драматический театр им. М. Горького. 1919-1939, Л., 1939 (сборник
 выпущен к двадцатилетию театра); Ленинградский Государственный Большой
 Драматический театр имени М. Горького, Л., 1949; Ленинградский
 Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького.
 1919-1954, Л., [1954].
  БОЛЬШОЙ ЗАЛ МОС-КбВСКОЙ КОНСЕРВАТбРИИ - концертный зал Московской
 государственной ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского.
 Сооружён по проекту академика архитектуры В. Н. Загорского. Открыт 7(20)
 апр. 1901. Состоит из партера и 2 амфитеатров. Вмещает 1781 чел. Б. з.
 М. к.- один из главных центров муз. жизни Москвы. Особый размах
 приобрела концертная деятельность зала после Октябрьской революции.
 Здесь систематически выступают лучшие музыканты-исполнители СССР и
 зарубежных стран. Ставятся также оперы в концертном исполнении. Силами
 артистов Всесоюзного радио и Моск. филармонии в Б.з. М. к. были
 осуществлены постановки опер Моцарта ("Похищение из сераля", "Директор
 театра"), Вагнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер"), Россини
 ("Итальянка в Алжире"), Прокофьева ("Семён Котко", "Война и мир") и др.
 Е. Г.
  БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Анкаре- см. Турецкий Большой театр.
  БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Петербурге- см. Каменный театр.
  БОЛЬШОЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА БССР - см. Белорусский театр оперы и
 балета.
  БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР (Государственный ордена Ленинаакадеми-ческий
 Большойтеатр Союза С С Р)- ведущий советский музыкальный театр. История
 Б. т. тесно связана с развитием рус. демократич. муз. культуры,
 утверждением нац. реалистич. традиций оперного и балетного иск-ва. Б. т.
 сыграл выдающуюся роль в формировании рус. муз.-сценич. исполнительской
 школы. Был создан в 1776, когда моек. гу-берн. прокурор князь П. В.
 Урусов и его компаньон М. Е. Медокс основали труппу на основе ранее
 существовавшей (1766-69) моек. театр. труппы Н. С. Титова, т-ра Моск.
 ун-та, крепостных актёров П. В. Урусова и др. В труппу Б. т. вошли
 выдающиеся актёры:
  В. П. Померанцев, Г. В. Базилевич, А. Г. Ожогин, М. С. Синявская, И.
 И. и Н. Ф. Калиграф, И. М. Соколовская; позже были приняты С. Н. и Е. С.
 Сандуно-вы, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. В 1776-80 спектакли
 ставились в доме Р. И. Воронцова на Знаменке, затем было построено
 каменное театр. здание на углу Петровки, на месте совр. Б. т. Петровский
 т-р был первым в Москве постоянным т-ром. Его репертуар составляли
 драм., оперные и балетные спектакли. Разделения трупп не было, в оперных
 спектаклях принимали участие не только певцы, но и драм. актёры, нередко
 обладавшие и выдающимися вок. данными. Здесь шли первые рус. оперы:
 "Мельник-колдун,обманщик и сват" Соколовского (позже- в ред. Фомина),
 либр. Аблесимсва, "Несчастье от кареты" Пашкевича, либр. Княжнина,
 "Санктпетер-бургский гостиный двор" Матинского и др. Из 25 русских опер,
 написанных в 1772-82, мн. были поставлены на моек. сцене (15 из них
 впервые в России). Первые рус. оперы большей частью были написаны на
 нар. бытовые сюжеты; нек-рые из них отличались ярко выраженной
 антикрепостнич. направленностью. Основное ядро балетной труппы составили
 крепостные актёры кн. Урусова и воспитанники моек. Воспитательного дома;
 в нач. 90-х гг. труппа пополнилась крепостными балетными актёрами
 графини Е. А. Головкиной. Первый балет-пантомима - "Волшебная лавка",
 пост. балетм. Л. Парадизом, был показан в день открытия Петровского т-ра
 (30 декабря 1780). В т-ре работали балетм. Ф. и К. Морелли, П. Пенюч-чи,
 Д. Соломони, ставившие внешне эффектные спектакли: "Притворная злость",
 "Туалет Венеры", "Мельник" и др. Наиболее популярны были балетные
 Спектакли с национальной тематикой: "Деревенская простота", "Цыганский
 балет", "Взятие Очакова" и др.
  В 1806 Петровский т-р из частного стал государственным, перейдя в
 ведение Дирекции императорских т-ров (крепостные актёры получили
 вольную). В угоду вкусам придворной аристократии Дирекция резко
 ограничила рус. репертуар, отдавая предпочтение
 поверхностно-развлекательным операм и балетам второстепенных итал. и
 франц. композиторов. Постановки Б. т. тех лет отличались эклектичностью
 стиля, отсутствием муз.-сценич. ансамбля. Консерватизм и косность
 Дирекции явились серьёзным тормозом в художеств. развитии т-ра. Однако
 уже в первые десятилетия 19 в., благодаря энергии и инициативе
 прогрессивных деятелей рус. оперной и балетной сцены, в репертуар
 включаются и отечественные музыкальные произведения. Широкое признание
 демократич. части зрителей приобретает новый жанр - рус. опера-водевиль
 ("Деревенский философ" Алябьева, "Хлопотун", "Забавы калифа" Алябьева и
 Верстов-ского и др.), а также нар. жанровый балет-дивертисмент,
 построенный на театр. интерпретации нар. танца ("Семик, или Гуляние в
 Марьиной роще", 1815, "Свадебный сговор при возвращении ратников на
 родину", 1817, "Праздник жатвы", 1823, на муз. С. Давыдова, и др.). В
 1-й пол. 19 в. ставятся оперы Верстовского "Пан Твардовский" (1828),
 "Вадим" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839) и
 др. Огромное значение в формировании реалистич. принципов вок.-сценич.
 иск-ва имели постановки в Б. т. (вслед за Петербург, т-ром) опер Глинки
 "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846). Появляются балеты,
 музыку к к-рым пишут Алябьев ("Волшебный барабан", 1827), Варламов
 ("Забавы султана", 1834, "Мальчик с пальчик", 1837, совм, с А.
 Гурьяновым) и др.
  В 60-х гг. Дирекция отдаёт Б. т. в аренду итал. антрепренёру Мерелли
 на 4-5 спектаклей в неделю; здесь гл. обр. идут спектакли итал. оперной
 труппы, вытеснившие из репертуара произв. рус. композиторов.
 Представители передовой рус. муз. культуры - В. Ф. Одоевский и особенно
 П. И. Чайковский, возглавили борьбу с "итальяноманией", призывая в своих
 печатных выступлениях к нац. самобытности иск-ва. Под влиянием этих
 выступлений в Б. т. появляются новые спектакли рус. авторов. В 1859 была
 поставлена опера "Русалка" Даргомыжского, в 1865 - "Юдифь" Серова,
 продолжавшие идейно-художественные принципы Глинки. Деятельность
 Чайковского, многие оперы к-рого были впервые пост. на сцене Б. т.,
 сыграла важную роль в процессе становления передовых традиций
 отечественного муз.-сценич. иск-ва. Важнейшим этапом в развитии нац.
 традиций муз.-исполнит, культуры Б. т. явились постановки произв.
 композиторов "Могучей кучки": опер "Борис Годунов" Мусоргского (1888),
 "Снегурочка" (1893), "Ночь перед Рождеством" (1898) Римского-Корсакова,
 "Князь Игорь" Бородина (1898), а также опер и балетов Чайковского:
 "Лебединое озеро" (1877), "Евгений Онегин" (1881), "Мазепа" (1884),
 "Черевички" (1887), "Пиковая дама" (1891), "Спящая красавица" (1899) и
 др. В этих постановках, знаменовавших расцвет рус. оперного и балетного
 иск-ва, артистич. коллектив Б. т. достиг выдающихся художеств. успехов.
 По глубине проникновения в композиторский замысел, реалистичности
 исполнения и муз.-сценич. ансамблю мн. из этих спектаклей могут быть
 названы классическими. Одновременно с расширением рус. репертуара Б. т.
 последовательно осуществлял пост. лучших произв. западноевроп.
 композиторов. К ранее шедшим операм Моцарта, Россини, Вебера и др.
 добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Верди, "Фауст" и "Ромео и
 Джульетта" Гуно, "Кармен" Визе, "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Валькирия"
 Вагнера, "Лакме" Делиба и др.
  История Б. т. насчитывает мн. выдающихся оперных певцов, из поколения
 в поколение передававших традиции рус. вок. школы; их исполнение было
 отмечено реализмом, вокальным актёрским мастерством, глубокой
 содержательностью и искренностью пения. В 19 в. в Б. т. выступали А. О.
 Бантышев, Н. В. Лавров, П. П. Булахов, А. Д. Александрова-Кочетова, Е.
 П. Кадмина, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов и др. Расцвет рус.
 вок.-исполнительской школы на сцене Б. т. до революции относится к нач.
 20 в. Приход в Б. т. Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, Ф. И. Шаляпина
 открыл новую эпоху в истории мирового оперного искусства. Творчество
 этих великих артистов, обобщавшее лучшие достижения отечественной
 вок.-сценич. культуры, утвердило на оперной сцене идейную насыщенность
 муз.-сценич. образов, глубокий психологизм и одухотворённую жизненную
 правду. Плодотворной была работа в 1904-06 в Б. т. С. В. Рахманинова.
 Композитор вёл борьбу за глубокое раскрытие содержания и восстановление
 подлинного муз. текста рус. классич. опер. Под его управлением обрели
 новую сценич. жизнь оперы "Иван Сусанин", "Русалка", "Борис Годунов",
 "Пиковая дама" и др.В Б. т. Рахманинов дирижировал также своими операми.
  Традиции рус. нац. балета, ведущие начало от иск-ва скоморохов, от
 драматич. выразительности нар. хороводов, плясок и игр, стали
 складываться на сцене Б. т. еще в 20-х гг. 19 в. и были связаны с
 деятельностью балетмейстеров А. П. Глушковского, Ф. В. Гюл-лень-Сор,
 танцовщ. Т. И. Ивановой-Глушковской, А. И. Ворониной-Ивановой, Д. С.
 Лопухиной, Т. С. Карпаковой, Е. И. Андреяновой, К. Ф. Богданова, Е. А.
 Санковской и др. Творчество этих мастеров, так же как и мастеров петерб.
 балетной сцены, снискало рус. балету славу лучшего балета в мире. Во 2-й
 пол, 19 в. в Б. т. работали известные балетмейстеры Ж.Перро, А.
 Сен-Леон, М. И/Петипа и др., танцовщики С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, П.
 П. Лебедева, О. Н. Николаева, позднее Л. А. Рославлева, А. А. Джури, В.
 Е. Поливанов, И. Н. Хлюстин и др. В балетном репертуаре Б. т. были
 спектакли: "Конёк-Горбунок" Пуни (1864), "Дон Кихот" Минкуса (1869),
 "Папоротник, или Ночьпод Ивана Купала" Гербера (1867) и др. В создании
 оперных и балетных спектаклей участвовали дирижёры: И. К. Альтани, В. И.
 Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер, хормейстер У. И. Авранек, художники А.
 М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, К. Ф. Вальц.
  На рубеже 19-20 вв. всё резче проявляются противоречия между
 художеств. устремлениями передовых деятелей Б. т. и реакционной
 политикой Дирекции императорских т-ров (насаждавшей в репертуаре
 малохудожественные, эпигонские произведения), технической отсталостью и
 рутиной постановочной практики императорской сцены.
  Благодаря усилиям передовых деятелей рус. культуры в 1900-х гг.
 оперный репертуар Б. т. пополняется выдающимися в художеств. отношении
 постановками: первые исполнения опер Римского-Корсакова - "Псковитянка"
 (1901), "Садко" (1906), "Моцарт и Сальери" (1901) с участием Ф. И.
 Шаляпина, "Пан-воевода" (под управлением Рахманинова) (1905), "Золотой
 петушок" (под управлением Сука) (1909), "Снегурочка", "Сказка о царе
 Салтане" (1920), "Царская невеста" (1918), "Кашей бессмертный" (1917) (с
 участием Неждановой); новые постановки опер Глинки - "Иван Сусанин" (с
 участием Шаляпина и Неждановой, под управлением Рахманинова, 1904),
 "Руслан и Людмила" (1907); Мусоргского-"Хованщина" (1912) и др. В Б. т.
 ставятся новые оперные произв. рус. композиторов: "Рафаэль" Аренского
 (1903), "Ледяной дом" Корещенко (1900), "Франческа да Римини Рахманинова
 (1906) и др. Кроме Шаляпина, Собинова, Неждановой, на оперной сцене Б.
 т. в эти годы выступают такие выдающиеся певцы, как Г. А. Бакланов, В.
 Р. Петров, Г. С. Пирогов, А. П. Боначич, И. А. Алчевский, Е. Н. Збруева,
 Л. Н. Балановская и др. В 1900-х гг. в балетную труппу Б. т. приходит
 балетм. А. А. Горский, к-рый развил традиции русского балета и сблизил
 его с драматич. иск-вом. Совместно с Горским работал В. Д. Тихомиров -
 танцовщик и балетмейстер, воспитавший целое поколение танцовщиков. В
 этот период в балетной труппе Б. т.: Е. В. Гельцер, А. М. Балашова, С.
 Ф. Фёдорова, А.Д. Булгаков, В. А. Рябцев, М. М. Мордкин, В. А. Коралли,
 М. П. Кандаурова, М. Р. Рейзен, позднее Л. П. Жуков/В. В. Кригер, А. И.
 Абрамова, Л. М. Банк, И. В. Смольцов, В. В. Смольцов и др.
  В годы реакции, последовавшей после поражения революции 1905,
 углубляются противоречия между прогрессивным художественным методом
 мастеров Б. т. и зависимостью театра от императорского двора, к-рые
 приводят к тому что Б. т. временами утрачивает ведущее положение в
 муз.-театральной жизни страны, уступая его в эти годы Частной опере
 Мамонтова.
  Великая Октябрьская революция определила дальнейший творческий
 расцвет Б. т., к-рый занял видное место в культурной жизни страны как
 ведущий оперный и балетный т-р. Нар.-реалистич. традиции, сложившиеся в
 творчестве мастеров Б. т. на протяжении мн. десятилетий, получили
 широкое развитие, обогатились новым идейным содержанием и послужили
 основой дальнейшего подъёма иск-ва Б. т. В годы гражданской войны,
 благодаря вниманию и заботам партии. Советского правительства и лично В.
 И. Ленина, была полностью сохранена труппа Б. т., созданы благоприятные
 условия для её творческой работы. В 1920 т-ру было присвоено звание
 академического. В 1924 в помещении б. Частной оперы Зимина был открыт
 филиал Б. т. Одной из важнейших задач Б. т. явилось новое, совр.,

<< Пред.           стр. 99 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу