<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тейлор, Джеймс Гарден
 (Taylor, James Garden)
 
  Родился: 1897, Драмблейд, Шотландия;
  Умер: 1973, Бовипгдон, Англия.
  Интересы: экспериментальная психология, философия психологии и теоретическая психология.
  Образование: Абердинский университет, 1919.
  Профессиональная деятельность: преподаватель и старший преподаватель психологии Кейптаунского университета, 1924-62.
  Основные тесты:
  "Проявления тревожности" шкала (Manifest Anxiety Scale, MAS) 1953.
  Основные публикации:
  1958 Experimental design: A cloak for intellectual sterility. British Journal of Psychology, 49, 106-116.
  1962 Mind as a function of neural organisation. In J. M. Scher (ed.), Theories of the Mind. New Yorir. Free Press of Glencoe (with J. Wolpe).
  1962 The Behavioral Basis of Perception. Yale University Press.
  1968 The role of axioms in psychology. Bulletin of the British Psychological Society, 21,221-227,
  1971 A system built upon noise. Bulletin oftheBrifish Psychological Society, 24,121-125.
  1973 A behavioural theory of images. South African Journal of Psychology, 3, 1-10.
  Джеймс Гарден Тейлор родился в 1897 на северо-востоке Шотландии в семье школьного учителя. В 1919 он закончил Абердинский университет по специальности философия, которая в то время включала в себя элементы психологии. В силу некоторых физических недостатков он был негоден для военной службы. Затем он прослушал несколько курсов на медицинском факультете и некоторое время работал в организации, которая стала предшественницей Исследовательского отдела индустриальной психологии. В 1924 он занял место преподавателя психологии в Кейптаунском университете, где и пробыл вплоть до своей отставки в 1962. Затем в течение некоторого времени он работал в Канаде и США и около 1967 вернулся в Великобританию.
  Любопытна история издания его трудов. Он представил статью по цветовому восприятию на собрании Британской ассоциации, проводившемся в Эдинбурге в 1921, а в 1938 году опубликовал книгу, рассчитанную на широкого читателя, под заглавием Popular Psychological Fallacies. Но это не имело никакого отношения к его собственной paботе, хотя известно, что в это время он проводил эксперименты. С 1956-го до своей смерти в 1973 он опубликовал ряд изощренных теоретических и экспериментальных статей в основном в British Journal of' Psychology (1956, 1958, 1971, 1972) и Bulletin of the British psychological Society (1968,1970,1971), а также свой основной труд Behavioral Basis of perception (1962).
  На Тейлора сильно повлияла теория поведения Халла, но он применял ее для изучения ранних стадий перцептивного научения. Он поставил перед собой вопрос; каким образом ребенок учится воспринимать объекты внешнего мира неподвижными, если его глаза, голова и тело находятся в независимом друг от друга движении, что постоянно меняет угол взгляда и расстояние между рецепторными поверхностями и объектом, не говоря уже о ракурсе последнего, а это создает широкий диапазон рисунков раздражения на сетчатке, при том, что все они относятся к одному и тому же объекту? Можно предположить, что перцептивная стабильность является врожденной, однако существуют данные о том, что человеческий организм очень быстро научается компенсировать серьезные нарушения зрения с помощью очков, снабженных реверсивными или какими-либо другими искажающими линзами. Это дает возможность предположить, что ребенок учится познавать стабильный воспринимаемый мир, хотя ранний возраст, в котором осуществляется это обучение, мало подходит для проведения экспериментальных исследований. Но поскольку взрослые также обладают этой способностью, разумно предположить, что эта способность, направленная на достижение определенной цели, позволяет им (взрослым) успешно принимать Участие в экспериментах, которые не могли быть проведены до конца XIX в. Тейлор предположил, что эта зрительная система оказывает влияние на установление миллионов состояний связей между стимулом, действующим на поверхности сетчатки и реакциями организма. Кибернетическая теория Росса и (в особенности его концепция мультистабильности) дала Тейлору возможность показать математически, как различные модели раздражения сетчатки соединяются в общую реакцию, определяющую объект: определяя его независимо от его ракурса, расстояния или расположения поверхности сетчатки. Тейлор расширил свою теорию для объяснения восприятия цвета, ответив на вопрос, каким образом при обычных обстоятельствах предмет сохраняет свой цвет вне зависимости от сочетания длин волн падающего на него света (который обычно отражается от других цветных поверхностей). Это, конечно же, важно, если учесть предиктивное влияние света на организм.
  Тейлор настаивал, что психология должна заниматься исключительно проблемами сознания. Он определял перцептивное сознание как "состояние множественной одновременной готовности реагировать на обстановку, приобретенное субъектом в течение жизни. Эти реакции определяются свойствами окружающей среды, которые важны для жизненных нужд субъекта, а не характером сенсорной информации". Тейлор создал свою теорию восприятия и сознания находясь в относительной изоляции в Южной Африке. Он предложил ответы на вопросы о перцептивном развитии, которые не были заданы другими теоретиками, и использовал экспериментальные данные (например, воздействие искаженного зрительного раздражения), к которым остальные исследователи относились с крайним подозрением, если не пренебрегали ими вовсе. Однако эти данные увидели свет, и никто еще не смог их решительно опровергнуть.
 
 
 "ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ" ШКАЛА
 (Manifest Anxiety Scale, MAS)
 Обзор
  Опросник личностный. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953г.
  Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить "да" или "нет". Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с "хроническими реакциями тревоги". Тестирование продолжается 15-30 мин.
  Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала "Проявления тревожности" нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и соавт., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких показателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.
  Тестовые нормы определены на выборке, состоящей из 1971 студента университета и 103 больных различными психическими заболеваниями. Показатели ретестовой надежности - 0,82 (при интервале ретеста 5 мес.) и 0,81 (интервал ретеста 9-17 мес). Валидность шкалы изучалась путем сравнивания результатов у здоровых испытуемых и лиц с различными неврологическими и психотическими нарушениями.
  В отечественной психологии тест находит широкое применение в клинико-психологических исследованиях, психодиагностике спорта (В. Г. Норакидзе, 1975; В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978; В. Л. Марищук и соавт., 1984). Более известны варианты методики в адаптации Т. А. Немчинова и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративноти, неискренности в ответах. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.
 
 Содержание
  Тестовый материал.
  Вариант 1 (Немчинов).
  1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
  2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
  3. У меня редко бывают запоры.
  4. У меня редко бывают головные боли.
  5. Я редко устаю.
  6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
  7. Я уверен в себе.
  8. Практически я никогда не краснею.
  9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
  10. Я краснею не чаще, чем другие.
  11. У меня редко бывает сердцебиение.
  12. Обычно мои руки достаточно теплые.
  13. Я застенчив не более чем другие.
  14. Мне не хватает уверенности в себе.
  15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
  17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие • трудности.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
  20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
  21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
  22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
  23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
  25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
  26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
  27. Я работаю с большим напряжением.
  28. Я легко прихожу в замешательство.
  29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
  30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
  31. Я часто плачу.
  32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
  33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  34. Я часто боюсь', что вот-вот покраснею.
  35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
  36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
  37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
  38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
  39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, У меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
  40. Даже в холодные дни я легко потею.
  41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
  42. Я - человек легко возбудимый.
  43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
  44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
  45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
  47. Я почти все время испытываю чувство голода.
  48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
  49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
  50. Ожидание всегда нервирует меня.
 
  Вариант 2 (Норакидзе).
  1. Я могу долго работать не уставая.
  2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
  3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
  4. У меня редко болит голова.
  5. Я уверен в своих силах.
  6. Ожидание меня нервирует.
  7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
  9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.
  10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
  11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.
  14. Я не слишком застенчив.
  15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
  16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
  17. Я краснею не чаще, чем другие.
  18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
  19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
  20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
  21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
  22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.
  23. Меня часто мучают ночные кошмары.
  24. Я склонен все принимать слишком всерьез.
  25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
  26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
  27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
  28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
  29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
  30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, Как, вероятно, довольны другие.
  31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.
  33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
  34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
  35. Я легко прихожу в замешательство.
  36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.
  37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
  38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
  39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.
  40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
  41. Иногда мне хочется выругаться.
  42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.
  43. Меня беспокоят возможные неудачи.
  44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  45. Меня нередко охватывает отчаяние.
  46. Я - человек нервный и легко возбудимый.
  47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда, я пытаюсь что-нибудь сделать.
  48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
  49. Мне не хватает уверенности в себе.
  50. Я легко потею даже в прохладные дни.
  51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
  52. У меня очень редко болит живот.
  53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
  54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
  55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
  56. Я легко расстраиваюсь.
  57. Практически я никогда не краснею.
  58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.
  59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  60. Обычно я работаю с большим напряжением.
 
 Ключи Анализ
  Для варианта Немчинова.
  Каждый ответ "да" на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ "нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.
  Для варианта Норакидзе.
  В 1 балл оцениваются ответы "да" к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы "нет" к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14,17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы "да" к пунктам 2, 10, 55 и "нет" к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
  Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком- уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу