<< Пред.           стр. 27 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 186
 
 мировоззрение создает благоприятные условия
 для сплочения общества (от малой социальной
 группы до населения целой страны). Образ
 врага всегда был таким мобилизующим
 фактором, объединявшим разрозненные
 группировки в единую силу. Поэтому можно с
 уверенностью утверждать, что на каком-то
 этапе Соединенные Штаты просто не могли
 обойтись без СССР, на убеждении в зло-
 намеренности и враждебности которого
 сформировалось не одно поколение в Америке.
 Вообще, имидж врага в любом государстве
 помогает решить массу проблем, касающихся
 собственной легитимации. "Враг" не
 обязательно должен быть реальным, он может
 быть и мифическим, символическим. Задача
 политического манипулирования - внедрить
 этот образ в массовое сознание.
  Образ врага удобен еще и тем, что на него
 можно перенести какие-то собственные
 отрицательные черты и тем самым "обелить"
 себя. Так, долгое время Советский Союз
 характеризовался как страна дикости,
 варварства, отсутствия цивилизованности,
 низкого интеллектуального и культурного
 уровня, т.е. теми чертами, которые
 европейцы долго приписывали самим США. В
 Англии и Франции до сих пор в ходу
 представления о том, что американцы в массе
 своей грубы и неотесаны, слабо образованы,
 самонадеянны и нахальны. Этот пример
 наглядно показывает, как образ врага
 помогает вытеснить комплекс неполноценности
 и преодолеть собственную ущербность.
  Подчеркивая какую-нибудь наиболее
 характерную для желаемого стереотипа черту,
 политический деятель может достичь до-
 статочно устойчивой позитивной оценки своей
 
 
  187
 
 политики, в реальности не только не
 соответствуя, но часто и вовсе от нее от-
 ступая. Например, президент Кеннеди в свое
 время провозгласил своей целью "заставить
 Америку снова двигаться вперед". При этом
 имидж человека, который преследовал данную
 цель, поддерживался больше с помощью
 многочисленных торжественных церемоний и
 игры в футбол на лужайке Белого дома, чем с
 помощью законодательных побед в конгрессе.
 При упоминании этого факта сразу же
 вспоминаются "показательные" ныряния в
 прорубь мэра Москвы,долженствовавшие явить
 миру символ новой политики и нового образа
 жизни. Подобным же образом Картер в течение
 долгого времени пребывания своей админи-
 страции у власти сохранял имидж "человека
 из народа" с помощью такого простого
 символического жеста, как прибытие на це-
 ремониал инаугурации не на официальном
 лимузине, а пешком19. Именно такие поступки
 позволяют на какое-то время продлить
 процесс признания популярности лидера среди
 народа, когда нет средств в реальной
 политике сделать что-то действительно
 ощутимое.
  Сходную роль при воздействии на
 общественное сознание играют и различного
 рода политические ритуалы и символы -
 флаги, гербы, лозунги. Всякая нация,
 конечно, нуждается в консолидации и
 соответствующей общественно-исторической
 символике, способной воздействовать на
 коллективное бессознательное, которое
 порождает такие чувства, как патриотизм,
 ____________________
 19 Goodin R.E. Manipulatory Politics.
  P. 136-137.
 
 
 188
 
 желание коллективных действий и т.п. , тем
 не менее существует опасность спекуляции на
 подобных символах и маскировки истинной
 сути политических институтов. Они могут
 оказаться всего лишь ширмой, за которой
 политики беспрепятственно принимают решения
 в своих интересах. Как верно замечает
 Гудин, политические символы - это своего
 рода "символический капитал", позволяющий
 их обладателю добиться определенных
 "материальных выгод". К этому можно
 добавить, что такой капитал может в
 некоторых случаях авансировать мероприятия
 с непредсказуемым исходом, как это
 происходит, например, в России, где
 заявление о ее "Возрождении" составляет
 определенного рода игру на воспоминаниях о
 былом богатстве страны и часто маскирует
 бесконтрольное разграбление ее наличных
 природных ресурсов, вывоз за границу
 ценного сырья и обеднение нации.
  Особое внимание Гудин уделяет так
 называемой "политике самоочевидного". Она
 состоит в таком воздействии на поведение
 людей, которое убеждает их в
 самоочевидности чего-либо при помощи
 фактов. При этом в действительности часто
 происходит подмена или фальсификация
 информации. Предоставляя людям самим делать
 выводы из "самоочевидной" ситуации, политик
 предлагает факты, отобранные по своему
 усмотрению. Этому, как правило,
 предшествует ненавязчивая подача нужных
 фактов и интерпретация их в определенном
 направлении. Данный подход имеет то
 преимущество, что самоочевидные решения
 особенно глубоко внедряются в общественное
 сознание вследствие их кажущейся
 
 
  189
 
 нейтральности. Они выглядят как
 продиктованные "логикой ситуации", а не как
 навязанные тем или иным лицом с целью
 извлечения из них пользы. Психология же
 выбора такова, что когда нечто
 рассматривается как само собой разумеющееся
 решение проблемы, то люди вполне
 естественно останавливают свой выбор именно
 на нем.
  Как отмечает Гудин, особенно часто
 "самоочевидное" решение используется в
 случае, когда социально-политическая си-
 стема подвергается серьезной внутренней или
 внешней опасности. В таких ситуациях
 противоречия отодвигаются на задний план и
 все члены нации или отдельные группы
 выступают единым фронтом против общего
 врага. Так во время обеих мировых войн в
 Англии были образованы правительства
 национального единства. Манипулирующая роль
 "самоочевидных" решений состоит в том, что
 они выдаются за логически неизбежные и
 единственно возможные. Тем самым они
 используются для сохранения стабильности
 существующей системы20.
  Еще одним важным современным средством
 манипулирования общественным мнением
 являются социологические опросы. Они не
 могут проходить бесследно для опрашиваемых
 и в реальности особым образом воздействуют
 на людей. Общеизвестно, что мнение
 избирателя формируется как по отношению к
 самому себе, так и по отношению к той
 группе, к которой он принадлежит социально
 или профессионально. А опросы ему как раз и
 ____________________
 20 Goodin R.E. Manipulatory Politics.
  P. 209.
 
 
 190
 
 дают информацию о поведении членов таких
 референтных групп. Однако несмотря на
 признаваемый факт влияния на общественное
 мнение результатов опросов, в каждом
 конкретном случае трудно бывает
 предсказать, в каком направлении оно будет
 происходить: присоединится ли колеблющийся
 индивид к мнению большинства или, напротив,
 захочет прийти на помощь другому кандидату,
 который оказался в затруднительном
 положении. Нельзя также с полной
 определенностью сказать, какой силы должно
 быть влияние этих опросов - достаточно ли
 одного опроса, чтобы изменить процентное
 соотношение в мнениях, или же необходимо
 совпадение результатов нескольких опросов,
 с определенной долей постоянства
 предсказывающих гражданам их выбор. И
 наконец, совсем уже трудно предвидеть
 перспективу устойчивости этого воздействия
 во времени.
  Но самое существенное в изучении
 воздействия опросов на общественное мнение,
 как считает известный исследователь средств
 массовой информации во Франции Ж.-
 П.Гуревич, - это влияние не ответа, а
 самого вопроса21. Такое влияние имеет
 место, во-первых, в силу того, что вопрос
 намеренно или нет, но моделирует, "создает"
 поведение. Это можно видеть на примере
 использования отдельными партиями механизма
 опросов в ходе избирательных кампаний. Их
 цель в таких случаях заключается не столько
 в прощупывании общественных настроений,
 сколько в расстановке индикаторов,
 ____________________
 21 Gourevitgh J.-P. La propagande dans
  tous ses etats. P., 1981.
 
 
  191
 
 "наблюдателей", которые снабдили бы партии
 информацией относительно обоснованности их
 последующих действий. Именно поэтому
 проводятся предварительные опросы
 общественного мнения, предшествующие
 президентским выборам. Хотя существует
 определенная доля искусственности в
 организации таких предвыборных кампаний,
 тем не менее они были бы и вовсе невозможны
 без предваряющих опросов общественного
 мнения. Помимо "прощупывания" стратегии
 действия для политических партий опросы
 оказывают влияние на настроения людей в том
 смысле, что "подогревают" общественное мне-
 ние. Кроме того, по логике снежного кома
 результаты опросов подхватываются другими
 средствами массовой информации, что
 увеличивает количество комментариев и
 порождает волну новых опросов, уточняющих
 первые варианты. Изменения в общественном
 мнении происходят и по такой малозаметной
 причине, как подмена непосредственного
 противостояния избирателя какой-либо партии
 или какому-либо конкретному претенденту
 противостоянием посредникам в лице
 интервьюеров. И наконец, влияние опросов
 проявляется в том, что в конечном счете они
 приводят к смешению событий и
 псевдособытий, факта и мнения, обещаний и
 действий.
  Конкретизируя вышесказанное, следует
 отметить, что вопрос, предлагаемый в
 опросах, несколько изменяет траекторию
 естественного образования мнения. Это
 происходит по многим и совершенно разным
 причинам. В одном случае такой вопрос ока-
 зывается как бы "перпендикулярным", а не
 "параллельным" реальному мнению, в другом
 
 
 192
 
 случае он привлекает внимание к такой
 составляющей, которая до того занимала в
 общем мнении совершенно мизерную долю. Тем
 самым он фокусирует на ней общий интерес и
 в конечном счете делает ее ведущей
 тенденцией развития. Такова, в частности,
 роль вопросов типа: "что бы вы сделали,
 если...", которые вызывают к жизни сценарии
 из области политических фикций,
 политического вымысла. Эти вопросы за-
 ставляют опрашиваемых задуматься и включить
 в поле возможного выбора такие цели и
 намерения, к которым они вовсе не
 стремились, которых не предполагали и не
 имели в виду. Такие вопросы к тому же
 "раскачивают" у них под ногами почву, выво-
 дят из равновесия, а в случае, если их
 мнение расходится с "общепринятым",
 дискредитируют их в его глазах. В качестве
 классического примера использования
 подобной стратегии можно привести действия
 новых партий или сил, которые хотят
 утвердить себя на политической арене. Они
 изыскивают какое-нибудь слабое место,
 "чувствительную точку", например, проблему
 ядерного вооружения, иммиграции и т.д.,
 затем с помощью опросов устанавливают те
 слои населения, которые особенно остро
 реагируют на эти проблемы. Через запросы в
 парламенте или другие средства они
 показывают, что традиционные институты не
 способны взять на себя их решение, что они
 погрязли в нескончаемых дискуссиях. Это
 дает им возможность начать игру по
 "расчистке" для себя завоеванной
 политической территории.
  Содержание вопроса также оказывает
 скрытое влияние на получаемый ответ,
 
 
  193
 
 поскольку вопросы ограничивают поле выбора
 и предопределяют поведение индивида на

<< Пред.           стр. 27 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу