<< Пред.           стр. 21 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу

  Юридическая (правовая) фикция - заведомо ложное, неистинное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным). Не существующее положение, признанное законодательством существующим, а значит, и общеобязательным (в гражданском праве - это признание с соблюдением установленной процедуры гражданина безвестно отсутствующим или умершим; в уголовном праве - это признание в установленном законом порядке у ранее судимого лица отсутствие (снятие) судимости).
  Наличие в праве фикций позволяет внести в регулирование общественных отношений необходимую четкость, конкретность и определенность. Это один из методов регулирования общественных отношений, применяемый различными правовыми системами и отраслями права в национальных системах права. В теории права выделяются два подхода к проблеме юридической фикции:
  1. Одним из основоположников теории фикции (или теории олицетворения) является германский юрист Савиньи (XIX в.). Он считал, что только человек может быть действительным субъектом права, обладая настоящей, а не мнимой дееспособностью. Поэтому юридическое лицо не может быть дееспособным, так как это лишь простая фикция. Дееспособны лишь его органы, состоящие из людей.
  Таким образом, если юридическое лицо является искусственным созданием правопорядка, то только государство путем признания, оформленного соответствующим правовым актом, может сделать его активным участником правоотношений. Например, в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.
  Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США. В начале XX в. Верховный суд США дал существующее до настоящего времени такое определение корпорации - "это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона".
  2. В рамках теории реальности германский юрист Гирке (XIX век) рассматривал юридическое лицо как реально существующий субъект права, необходимый для нормального функционирования государства, как союзная личность. Она существует независимо от государства как некая социальная реальность.
  Практическое значение имеет классификация юридических фактов по структуре на простые и сложные, или комплексные, которые называют фактическим составом. Если для возникновения определенного правового отношения требуется один юридический факт, то он оказывается простым. Если для возникновения определенного правоотношения требуется несколько условий или совокупность юридических фактов, то говорят о сложном юридическом факте или фактическом составе.
 
 Тема 5. ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
 
  Классификация правоотношений осуществляется по различным основаниям. Так, по отраслевому признаку различают административные, уголовные, семейные, трудовые и другие правоотношения. В соответствии с функциями права различают регулятивные и охранительные правоотношения.
  В теории права различают также общие и конкретные правоотношения.
  Общие правоотношения возникают непосредственно из закона, который порождает отношения между гражданином и государством.
  Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов-поступков, актов конкретного поведения, договоров.
  По степени определенности правоотношения подразделяются на абсолютные (право собственности) и относительные (сделки).
  В зависимости от используемого метода правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Основные подходы к понятию правоотношений.
  2. Условия возникновения правоотношений.
  3. Признаки правоотношений.
  4. Функции правоотношений.
  5. Субъекты правоотношений.
  6. Субъективные права и обязанности участников правоотношений.
  7. Объекты правоотношений.
  8. Юридические факты.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 а) основная
 
  Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
  Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
  Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва-Нальчик: Изд. центр "Эльфа", 1995.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1993.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в советском обществе. Киев, 1987. 90 с.
  Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
  Гревцов Ю.И. Проблемы правового отношения. Л., 1981.
  Александров Н.Г. Юридическая норма и правоотношение. М., 1947.
  Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.
  Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета // Русская православная церковь. Российский фонд культуры, 1999.
  Гранат Н.Л. Правовые отношения // Юрист. 1998. N 10.
 
 б) дополнительная
 
  Степанов О.А. Перспективы правового регулирования отношений в условиях развития высоких технологий // Государство и право. 2003. N 1. С. 87 - 91.
  Бондаренко Э.Н. Трудовая правоспособность, дееспособность и юридические факты // Журнал российского права. 2003. N 1.
  Организация правового регулирования трудовых отношений: Федеральный и региональный аспекты // Журнал российского права. 2003. N 7.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Статья Н.В. Бутусовой "Российское государство - субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений" включена в информационный банк согласно публикации - "Конституционное и муниципальное право", 2006, N 7.
 
  Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 2003. N 6.
  Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003. N 4.
  Миронова Т.К. Перспективы становления отрасли социального права // Журнал российского права. 2003. N 10.
  Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2003. N 4.
  Барабаш А. О некоторых свойствах трудового правоотношения // Государство и право. 2003. N 12. С. 21 - 27.
  Никонов В. Стратегия Путина // Российская газета. 2004. 22 декабря.
  Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография. Институт государства и права РАН, 1993.
  Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы международной научно-практической конференции (Москва. 2003. 4 апреля). М.: Московский университет МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы конституционного и административного права на современном этапе развития российской государственности // Материалы научно-практической конференции юридического факультета МГУ 28 апреля 1998 г.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
  Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции, 18 мая 2004 г. / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004.
  Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Москва. 2005. 26 мая / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2005.
  Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции (Москва. 2006. 19 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2006.
  Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества: Сборник материалов 2-й Международной конференции (Москва. 2006. 19 мая) // Факультет права МФПА.
  Примаков Е. 2003-й - итоги, 2004-й - начало // Российская газета. 2004. 15 января.
  Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
  Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
  Демин А.А. Административно-правовой метод: Соотношение с другими методами правового регулирования // Государство и право. 2005. N 6. С. 13 - 19.
  Козочкин И.Д. Территориальный принцип действия федеральных уголовных законов США // Государство и право. 2005. N 9. С. 64 - 69.
  Лаптев В.В. Некоторые проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Государство и право. 2005. N 5. С. 102 - 110.
 
 Раздел 16. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
 
  - Понятие и виды реализации права
  - Применение норм права
  - Правоприменительный акт
  - Пробелы в праве
 
 Тема 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
 
  Реализация норм права - это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, - осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства. Исходной формой реализации права государством является правотворчество.
  Толкование нормативных актов также можно отнести к форме реализации воли законодателя. Следует обратить внимание на социальную природу правомерного поведения, значение гражданского долга и социальной ответственности в его механизме, уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных объединений по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей.
  Существуют следующие формы реализации норм права:
  Осуществление прав - это использование возможностей, предоставленных правовыми нормами.
  Исполнение обязанностей есть обязательное совершение активных действий, предписываемых нормами права.
  Соблюдение обязанностей (запретов) - это воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.
 
 Тема 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА
 
  Применение норм права - это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально определенных субъектов.
  Применение права необходимо в тех случаях, когда:
  - закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля (например, при назначении пенсии, выдаче паспорта);
  - есть спор о праве, правах и обязанностях;
  - не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении права и при иных правонарушениях, в особенности уголовно наказуемого деяния.
  Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы.
  Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны "делом" называется также совокупность документов, комплектуемая "в одной папке" в ходе применения закона к данному случаю).
  Стадии правоприменительного процесса:
  1. Установление фактических обстоятельств, на которые рассчитана правовая норма.
  2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.
  3. Проверка подлинности текста статьи нормативного правового акта и ее анализ с точки зрения законности.
  4. Проверка действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  5. Разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве.
  6. Издание акта применения нормы права (вынесение решения) и доведение его до исполнителей.
  Цель этого процесса заключается в установлении объективной истины по делу, а в конечном счете в обеспечении правопорядка.
  К основным принципам правоприменения относятся: законность, истинность, уважение и соблюдение прав и свобод человека, справедливость и целесообразность.
  В практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения.
 
 Установление фактических обстоятельств дела
 
  Фактические обстоятельства - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств.
  Доказательства - это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательством являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательств охватывает и сами факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.
  Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми.
  Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Это логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке. В результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществляется реконструкция обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания.
  Презумпции в области доказательств и доказывания - это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности лица, даже тогда, когда против него говорит множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда.
  От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность.
  При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это преюдиция, т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т.е. уже проверил и оценил их в установленном порядке, то они признаются преюдициальными - такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.
 
 Установление юридической основы дела - выбор
 и анализ юридических норм
 
  Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются прежде всего нормативного акта. Они могут быть обозначены как "критика" нормы (акта). Это значит, что перед применением нужно проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая критика подразделяется на "высшую" и "низшую".
  "Высшая" критика относится к самому закону, иному акту - правомерен ли сам закон, не приостановлено ли его действие (допустим Конституционным Судом), распространяется ли он на данных лиц. Например, распространяется ли Закон "О залоге" на граждан по их частным делам, на коммерческие банки.
  Сюда же включается "высшая критика" подзаконного нормативного акта с точки зрения его соответствия закону. Его нельзя применять, если несоответствие обнаружено.
  "Низшая" критика законодательного акта выражается в устранении возможных погрешностей полиграфического или машинописного характера, допущенных при напечатании текста. Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом нормативного акта.
 
 Тема 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ
 
  Правоприменительный акт - это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц.
  Правоприменительный акт обладает следующими признаками:
  - не является нормативным актом, т.е. не создает, не изменяет и не отменяет норм права;
  - содержит властное предписание (веление);
  - имеет разовое значение.
  Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
  По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
  Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций путем профессиональных знаний, навыков. Государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
  Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в конкретном отношении властными полномочиями.
  Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
  Применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
  Применение права всегда сопряжено с вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
  Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое "властное слово".
  Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.
  Государственно-властное веление является результатом решения юридического дела. Оно может иметь двоякую правовую функцию:
  Юридическая констатация, т.е. в признании существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности. В том числе в признании того или иного права за данным лицом, или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения;
  Юридическое обременение - налагать наказание, устанавливать обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передавать имущество, уплатить сумму долга и др.
  Во втором случае после вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения - приговора суда.
  Среди актов применения права различают: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом; вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные и др.) акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.
  Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важный элемент правовой системы государства.
  Каждый акт применения права является актом-документом. В нем (как и в нормативном юридическом акте) есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.
  Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.
  Существуют многообразные средства обеспечения эффективности правоприменительных актов. Основными из них являются:
  1. Материально-техническое обеспечение
  Это фактические условия для реализации закона. Отсутствие соответствующих материальных предпосылок - свидетельство преждевременности принятия закона. (Закон о статусе военнослужащего; ...затяжки с зарплатой; кредитование и обеспечение ГСМ и запчастями фермеров...)
  2. Организационное обеспечение
  Изучение проблемы показывает, что эффективное организационное обеспечение действия закона в нынешних условиях возможно лишь при коренном реформировании государственных структур (штаты, зарплату госслужащих целесообразно поставить в прямую зависимость от качества обслуживания интересов предприятий и организаций).
  Реализуя закон о земле, необходимо иметь землеустроителей, почвоведов, знающих фермеров, крестьян...
  3. Идеологическое обеспечение
  4. Специально-юридические механизмы (средства) обеспечения реализации закона
  - Нормотворческая деятельность (конкретизация законодательных предписаний...)
  - Средства индивидуальной правовой регуляции (они включают акты распорядительного и правоприменительного характера...)
  - Социально-правовой контроль (меры принудительного и поощрительного характера...)
  В правоприменительном процессе нередко применяется такая форма, как делегированное законодательство или делегирование полномочий на определенных условиях. В некоторых случаях государство делегирует часть своих полномочий органам местного самоуправления или распределяет их по различным уровням органов государственной власти. Например, Московская городская Дума в сентябре 2005 г. приняла Закон "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
  Необходимость в этом объясняется сложившейся в Москве практикой формирования и организации работы комиссий. Ранее эти функции выполнялись на уровне местного самоуправления, а затем с изменением законодательства о разграничении полномочий они перешли к органам исполнительной власти города. В то же время органы опеки и попечительства по-прежнему остались в ведении органов местного самоуправления. Принятие этого Закона направлено на оптимальное объединение деятельности двух взаимодействующих структур - районных комиссий по делам несовершеннолетних, а также органов опеки и попечительства.
  Уровни обеспечения закона:
  - парламент;
  - президент;
  - правительство;
  - субъекты федерации.
 
 Тема 4. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ
 
  Самостоятельное значение в реализации норм права имеет вопрос о пробелах в праве. Пробелы в праве - это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права. Причинами пробелов в праве являются: отставание законодательства от жизни; некачественность нормативных правовых актов. Иногда законодатель сознательно допускает возможность аналогии закона.
  Пробелы в праве устраняются изданием соответствующего нормативного правового акта или компенсируются использованием либо аналогии права (когда решение по конкретному делу принимается исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства), либо аналогии закона (когда в какой-либо конкретной ситуации применяются нормы права, регулирующего сходные общественные отношения). Аналогия применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Что понимается под реализацией права?
  2. Каковы формы реализации права?
  3. Охарактеризуйте стадии правоприменительного процесса.
  4. Назовите средства обеспечения эффективности правоприменительных актов.
  5. Аналогия закона.
  6. Аналогия права.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 а) основная
 
  Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
  Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
  Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва-Нальчик: Изд. центр "Эльфа", 1995.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1993.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Братко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979.
  Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.
  Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1984.
  Решетов Ю.С. Реализация норм советского права. Казань, 1989.
  Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
 
 б) дополнительная
 
  Бабич И.Л. Особенности правовой практики на Северном Кавказе (На примере Кабардино-Балкарии) // Государство и право. 2003. N 12. С. 14 - 20.
  Никонов В. Стратегия Путина // Российская газета. 2004. 22 декабря.
  Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы международной научно-практической конференции (Москва. 2003. 4 апреля). М.: Московский университет МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы конституционного и административного права на современном этапе развития российской государственности // Материалы научно-практической конференции юридического факультета МГУ 28 апреля 1998 г.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
  Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции, 18 мая 2004 г. / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004.
  Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Москва. 2005. 26 мая / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2005.
  Примаков Е. 2003-й - итоги, 2004-й - начало // Российская газета. 2004. 15 января.
  Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
  Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
  Егоров А.В. Сравнительно-правовой метод и установление содержания иностранного права // Журнал российского права. 2005. N 8.
 
 Раздел 17. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
 
 Юридический казус: по закону все люди равны,
 а по его толкованию - все разные
 
  - Понятие и цели толкования норм права
  - Виды толкований норм права
  - Приемы (способы) толкования правовых норм
  - Акты толкования норм права
 
 Тема 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА
 
  Термин "толкование" (interpretatio) многозначен. Под толкованием (истолкованием) зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле слова под толкованием понимаются объяснения выражений, формул, символов, т.е. знаков естественного или искусственного языка. Термином "толкование" обозначается также совокупность значений (смыслов), которые придаются знакам естественного или искусственного языка. Таким образом, под толкованием понимается, с одной стороны, определенный мыслительный (познавательный) процесс, направленный на объяснение знаковой системы, а с другой - результат этого процесса, выраженный в совокупности высказываний естественного языка, придающий указанной системе определенное значение (смысл).
  В юридической науке и практике аналогично употребляется термин "толкование права (или закона)". С одной стороны, под толкованием права понимается определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений и смысла терминов и выражений (знаков естественного языка), заключенных в нормативных актах. Оно обозначается обычно путем выражения уяснения смысла (содержания) норм права. С другой стороны, под толкованием права (норм права, закона) понимается результат мыслительного процесса (уяснения), который фиксируется в совокупности языковых высказываний, отражающих содержание норм права.
  Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях его наиболее правильной реализации. Оно является необходимым и важным элементом юридической деятельности. Во многих случаях этот процесс внешне незаметен, поскольку происходит зачастую автоматически, как само собой разумеющийся, без ясно выраженной цели толковать словесное выражение правовой нормы. Толкование нормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы правильно со знанием дела использовать правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные нормативные акты.
  Толкование же как выраженное вовне разъяснение содержания правовой нормы объективируется как в форме официального акта государственного органа, так и в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера. Его цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкования нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Эти аспекты наиболее четко просматриваются при применении права. Должностное лицо или орган власти, применяющие юридическую норму, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права. Уяснение норм предусматривает цель установить ее смысл в полном объеме. В то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить, на кого распространяет свое действие толкуемая норма.
  Каждая норма права регулирует определенный вид общественных отношений, очерченный в нормах права в самых общих чертах. Конкретные же отношения определенного вида, регулируемые нормами права, не только многочисленны, но и обладают индивидуальными признаками, особенностями, хотя и содержат, сохраняют существенные черты, присущие всему виду отношений. Эта индивидуальность отношений в процессе применения к ним норм права порождает многообразие вопросов, ответы на которые можно получить только путем толкования.
  Правотворчество и толкование - отличные друг от друга процессы. Интерпретатор правовой нормы - не создатель права. Он должен лишь выяснить, установить всенародную волю, выраженную в нормативном акте. Предмет исследования при толковании - правовая норма, за пределы которой при строгом соблюдении режима законности интерпретатор ни в коем случае не в праве выйти. Норма права в силу своей абстрактности может учитывать не только факты, возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут подпасть и непредвиденные законодателем вновь появляющиеся факты и ситуации. Толкование - активная, творческая и кропотливая деятельность. Своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Эта деятельность не должна быть направлена на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму правильно и всесторонне исследовать. Выяснить смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться в специфике многих общественных отношений. Кроме того, интерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики, психологии, истории и т.д.
  Целью толкования нормативных актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а для того, чтобы на ее основе правильно решать конкретные жизненные коллизии. Толкование законов и других нормативных актов является одним из средств укрепления законности.
  Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам в процессе претворения положений закона в жизнь. Толкование в правовом государстве должно быть направлено на достижение следующих целей: правильного, точного, единообразного понимания и применения законов; выявления той сути закона, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного смысла правовых норм, противопоставлять под разными предлогами "буквальный" и "действительный" смысл этих норм. Не всегда это требование достигается в практической деятельности. Иногда процесс интерпретации "включается в сферу большой политики". Бывают случаи "сочувствия и сознательного культивирования безнаказанности" по отношению к действиям ультранационалистов, фундаменталистов, нацистов и иных сторонников разжигания межнациональных, межрелигиозных и иных распрей.
  Юридическое толкование - это один из видов познания, т.е. сложного процесса мыслительной деятельности, в результате которой происходит переход от незнания к знанию, воспроизводится действительная, истинная картина объективного мира. Однако в отличие от других видов познания (теоретического, обыденного, бытового) юридическое толкование представляет собой специальное познание, которое осуществляется в целях практической реализации права. К специальному познанию в области права относится также деятельность суда, других правоприменительных органов по установлению фактических обстоятельств дела.
  Юридическое толкование приобретает еще более существенное значение при применении права, когда оно становится элементом властно-государственной деятельности, определяющей обязательные юридические последствия при решении юридического дела. Здесь и само толкование обретает юридически обязательное значение, и оно прямо влияет на юридическое регулирование общественных отношений.
  Немаловажно учитывать и следующее обстоятельство. Роль и место толкования права в жизни общества связаны с политическим режимом и с состоянием законности. При тоталитарном режиме в условиях беззакония толкование часто используется для произвольного применения закона, выгодного для властных структур в ущерб общественным интересам.
  Юридическое толкование является деятельностью, которая с практической стороны связана с завершением регулирования жизненных отношений законом. Юридические нормы в результате толкования становятся готовыми к реализации, к практическому осуществлению.
  Не менее важно и другое. В толковании соединяются вместе, сходятся в одном фокусе и уточненные юридические знания, и правовая культура, и юридическое искусство. С этой точки зрения, юридическая герменевтика (толкование), т.е. наука и искусство толкования юридических терминов и понятий, есть своего рода вершина юридического мастерства, кульминационный пункт юридической деятельности.
  Именно поэтому одним из самых надежных показателей высококачественной работы юриста-профессионала является такой уровень его профессиональной подготовки, который позволяет ему "с ходу" полно и точно толковать какие угодно законы, иные правовые акты.
  Та деятельность, которую нередко называют юридическим анализом, по сути дела, и состоит в юридическом толковании. Причем толкование охватывает все уровни, или ступени, юридического анализа, в том числе:
  Анализ буквального текста, т.е. "буквы" закона, иного правового акта, внешнего, словесно-документального изложения его содержания;
  Догматический анализ, т.е. анализ юридических особенностей норм, правовых предписаний, их технико-юридического своеобразия (такого рода особенности условно называют догмой права);
  Социально-исторический (метаюридический) анализ нравственных, экономических и иных предпосылок законов, других правовых актов.
  Юридическое толкование, как и установление фактических обстоятельств дела - это настоящая исследовательская работа. Толкование права представляет собой в известном смысле процесс, обратный тому, который осуществляется законодателем при принятии законов. Мысль лица, осуществляющего толкование (интерпретатора), идет от анализа буквального, языкового текста к анализу "догмы права", юридических особенностей правовых норм, а в связи с этим - и к нравственным, социальным и иным основам, предпосылкам правовых предписаний.
  Таким образом, под толкованием норм права принято понимать, во-первых, уяснение смысла правовой нормы, а именно того содержания, которое вложил в нее законодатель, его воли, во-вторых, результат этого уяснения (интерпретация).
  Необходимость в толковании норм права обусловлена следующими причинами:
  - нормы права носят общий характер, а применяются они к конкретным делам, ситуациям;
  - в правовых нормах используется специальная терминология, не всегда однозначно понимаемая даже юристами-профессионалами;
  - возможно несовпадение текста правовой нормы с истинным смыслом.
  Объектами толкования являются сами юридические нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а нередко и сам этот акт.
  Научная литература в правоприменительной деятельности выделяет познавательную, квалификационную, мотивировочную и объяснительную функции толкования. Эту точку зрения следует распространить не только на сферу официального, но и неофициального толкования права.
  Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, граждане, международные и общественные организации. Ведущая роль в процессе толкования Конституции страны принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации и подобным структурам в других государствах. Интерпретация текста основного закона государства в широком смысле предназначена устанавливать пределы воздействия правоприменителя (в том числе и судов) на его содержание.
  Каждое государство в этом процессе должно выработать систему сдержек и противовесов, которые не должны позволять правоприменителям творить правовой произвол. Например, за 250 лет существования Конституции США было принято огромное количество решений Верховного суда США (его полномочия сравнимы с полномочиями Конституционного Суда России) по толкованию текста этой конституции (более 450 томов). Имеются веские основания считать, что самая "возрастная" конституция страны в мире по-прежнему современна. За весь предшествующий период в ее текст было внесено только 27 поправок.

<< Пред.           стр. 21 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу