<< Пред.           стр. 31 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу

 (в пересчете на доллары)
 
 Страна Среднемесячная зарплата Азербайджан 98,4 Армения 78,7 Белоруссия 161,8 Грузия (данные за 2003 г.) 58,5 Казахстан 207,8 Киргизия 51,7 Молдавия 89,5 Россия 237,2 Таджикистан 20,5 Украина 110,8
 Количество условных продовольственных наборов,
 которые можно приобрести на среднемесячную зарплату
 в столицах государств СНГ (по состоянию на февраль 2005 г.)
 
 Столица Количество условных продовольственных наборов Астана 30,1 Москва 28,8 Минск 23,6 Киев 19,6 Кишинев 10,8 Бишкек 7 Душанбе 4,9
  Приведенные экономические показатели наглядно свидетельствуют о прямой связи между уровнем жизни населения и политической стабильностью в государстве. В этом заключается одна из главных составляющих, характеризующих взаимосвязь государства, права и экономики. Народное недовольство никогда не возникает из ничего. Чаще всего в его основе лежит экономический фактор.
  Как уже отмечалось, уровень жизни населения является одним из основных показателей эффективности (и стабильности) государственного управления. Государство может применять различные методы в формировании экономических отношений: жесткое государственное регулирование (Казахстан); сочетание рыночных и административных методов (Белоруссия и в определенной степени Россия). При этом они в обязательном порядке не должны допускать многолетнюю нищету населения. Этот фактор является благодатной почвой для возникновения "цветных революций" с различными негативными последствиями для населения (в любом случае), государства (падение экономических показателей) и стоящих у власти руководителей (в первую очередь).
  С нашей точки зрения, для студентов будут небезынтересными приведенные ниже взаимосвязанные между собой следующие сведения: рейтинг вузов по количеству выпускников в высших эшелонах исполнительной власти различных управленческих уровней в Российской Федерации <*>; уровень средней ежемесячной заработной платы за 2000 - 2004 гг. выпускников московских вузов; уровень средней ежемесячной заработной платы в России по отдельным отраслям <**> и органам местного самоуправления (по федеральным округам) <***>.
  --------------------------------
  <*> Агранович М. Зачетка для президента (Где готовят тех, кто управляет страной) // Российская газета. 2005. 25 октября.
  <**> Шиц М. Диплом или зарплата // Российская газета. 2005. 13 июля.
  <***> Милованова Н. Самый дорогой чиновник на Таймыре // Российская газета. 2005. 13 июля.
 
 Рейтинг вузов России по количеству выпускников
 в высших эшелонах исполнительной власти
 
 Место Наименование вуза 1 МГУ им. Ломоносова 2 Санкт-Петербургский государственный университет 3 МГИМО 4 - 5 Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова 4 - 5 Финансовая академия при Правительстве РФ 6 МГЮА 7 - 9 Санкт-Петербургский государственный университет
 экономики и финансов 7 - 9 Московский энергетический институт (технический
 университет) 7 - 9 Уральский юридический институт МВД России 10 Пермский государственный университет 11 - 16 Санкт-Петербургский государственный политехнический
 университет 11 - 16 Санкт-Петербургский государственный электротехнический
 университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) 11 - 16 Мордовский государственный университет им.
 Н.П. Огарева (г. Саранск) 11 - 16 МАИ (государственный технический университет) 11 - 16 Московский государственный строительный университет 11 - 16 Ульяновское высшее командное училище
 Рейтинг региональных вузов по количеству выпускников
 в органах исполнительной власти субъектов
 Российской Федерации
 
 N п/п Наименование региона Проценты 1 Вузы Сибири и Дальнего Востока 30 2 Вузы центра и севера европейской части 28 3 Вузы г. Москвы 22 4 Вузы г. Санкт-Петербурга 11
 Средняя заработная плата выпускников московских вузов
 
 ВУЗ Зарплата, у.е. МГИМО 1450 Финансовая академия при правительстве РФ 1344 МФТИ 1245 Московская государственная юридическая академия 1217 РЭА им. Плеханова 1214 МГТУ им. Баумана 1190 Московский инженерно-физический университет 1175 Государственный университет управления 1135 МАИ 1131 МГУ им. Ломоносова 1074 Московский государственный горный институт 1050 РУДН 1041 Московский государственный открытый университет 1029 МИИТ 1014 МГЛУ им. М. Тореза 1012 Московский государственный индустриальный
 университет 970 МАМИ 965
 Средняя заработная плата по отраслям
 
 Отрасль Зарплата, у.е. Нефтегазовая индустрия и металлургия 1302 Банки, финансово-инвестиционные компании 1240 ИТ, телекоммуникации 1193 Пищевая промышленность и дистрибуция 1141 Консалтинг, профессиональные услуги 1120 Производство и продажа инженерных систем
 и оборудования 1108 Строительство и недвижимость 1015 Страхование 1003 Медиарынок, реклама, PR 996 Автомобильная промышленность 984 Транспорт, логистика 978 Оптовая и розничная торговля 952 Фармацевтика и медицина 945 Гостиничный комплекс 716
 Средняя заработная плата работников органов
 местного самоуправления в Российской Федерации
 по федеральным округам (в первом квартале 2005 г.)
 
 Федеральный округ Зарплата, руб. Дальневосточный 13927 Уральский 12916 Северо-Западный 10232 Сибирский 8636 Центральный 7468 Южный 7419 Приволжский 6086
  В 2005 г. средняя заработная плата сотрудников федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации составила 16 тыс. 612 руб. В то же время реальные доходы населения равнялись 8 тыс. 92 руб. Средняя зарплата работников органов местного самоуправления составляла 9 тыс. 626 руб. Самая высокая зарплата была у государственных служащих органов исполнительной власти: Таймырского автономного округа - 44 тыс. 668 руб.; Ханты-Мансийского автономного округа - 44 тыс. 110 руб.; Ненецкого автономного округа - 39 тыс. 657 руб.
  Самая низкая зарплата была у государственных служащих органов исполнительной власти: Республики Дагестан - 6483 руб.; Брянской области - 7718 руб.; Республики Калмыкия - 7738 руб. Средняя зарплата государственных служащих органов исполнительной власти в Москве составила 24 тыс. 124 руб., а в Санкт-Петербурге - 25 тыс. 588 руб. <*>
  --------------------------------
  <*> Домчева Е. Оклад больше зарплаты // Российская газета. 2006. 23 марта.
 
  На фоне стран - членов СНГ Россия с экономической точки зрения занимает ведущее положение. Продолжают расти денежные доходы населения. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в апреле 2005 г. они составляли 1 трлн. 91,9 млрд. руб. и увеличились по сравнению с апрелем 2004 г. на 26,1%. Денежные расходы населения в эти же сроки характеризуются следующими данными. В апреле 2005 г. они составили 1 трлн. 37 млрд. руб., что на 24,1% больше подобных показателей 2004 г.
  Необходимо отметить ущерб государства от такого вида финансовых преступлений, которым является фальшивомонетничество. Например, в 2005 г. из денежного оборота было изъято: 20 млн. фальшивых руб.; 5 млн. фальшивых долл. и 700 тыс. фальшивых евро. Специалисты считают, что этот вид преступления нанес экономике страны ущерб на сумму, составляющую примерно 100 миллионов рублей.
  По отношению к экономическим показателям ведущих государств мира Россия пока явный аутсайдер. Поэтому для России сейчас практически недопустимы любые преобразования, которые сопряжены с возможным ухудшением жизни людей. В противном случае нельзя исключать возможность возникновения острых социальных конфликтов, носящих массовый характер. Насущной проблемой для страны является бедность большей части его населения. В 1998 г. средний мировой показатель подушевого дохода составил около 5000 долл. в год, а в России - 2200. После августовского финансового кризиса 1998 г. было 500 долл.
  Продолжает увеличиваться разрыв в соотношении доли валового внутреннего продукта на душу населения между богатыми и бедными странами. В 1950 г. он составлял 20 к 1, в 1971 г. - 30 к 1, а в конце 90-х годов XX столетия - 75 к 1.
  Огромная разница в заработной плате россиян и в зависимости от отрасли, в которой они работают. Например, 74% работающих в сельском хозяйстве получают зарплату ниже прожиточного минимума. В топливной промышленности такой уровень зарплаты только у 4% работников. Соотношение зарплаты между 10% самой высокооплачиваемой категории работников банковского сектора превышает заработки самых низкооплачиваемых своих коллег в 34 раза. В электроэнергетике это соотношение составляет 10 раз. Только 20% работающих получают заработную плату от государства (бюджетники), а остальные - от негосударственных экономических структур. Эти цифры свидетельствуют о том, что повышение зарплаты бюджетникам не может рассматриваться как существенный инфляционный фактор в стране. Об этом неоднократно высказывает опасение Правительство России <*>.
  --------------------------------
  <*> Федотова И. Порок бедности // Российская газета. 2005. 24 июня.
 
  Всемирный банк опубликовал сведения о благосостоянии 120 государств мира по уровню распределения материальных ценностей на душу населения в 2000 г. Среднемировой показатель составил чуть более 90 тыс. долл. Первое место занимала Швейцария (648 тыс. долл.). За ней располагались Дания, Швеция, США, Германия, Япония, Австрия, Норвегия, Франция, Бельгия и Люксембург. В России этот показатель составлял 38,7 тыс. долл. Это было хуже показателей Ботсваны, Намибии и Перу. Этот список замыкают Гвинея-Бисау (около 4 тыс. долл.), Непал (3,8 тыс.), Бурунди (2,8 тыс.) и Эфиопия (около 2 тыс. долл.) <*>.
  --------------------------------
  <*> Панина Т. До Парагвая нам далеко // Российская газета. 2005. 16 сентября.
 
 Тема 5. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
 
  Представляются перспективными следующие направления в использовании правовых методов решения экономических проблем в России:
  - не только установление целей социального развития, но и принятие конкретных мер по их достижению посредством разработки и принятия обоснованных концептуальных подходов к развитию экономики России;
  - закрепление и обеспечение реального равноправия различных форм собственности;
  - правовое определение круга субъектов рыночных отношений и их полномочий в процессе возникновения, изменения или прекращения действия различных правоотношений;
  - запрещение антиобщественных, а значит, и противоправных форм и методов хозяйствования и коммерции под страхом возможности применения жесткой юридической ответственности;
  - четкая регламентация досудебного и судебного порядка разрешения спорных ситуаций по поводу "рыночных" дел.
  Таким образом, жизнь в очередной раз подтвердила, что нельзя, руководствуясь даже самыми благими намерениями, ускорить ход преобразований, игнорировать уроки мирового опыта и отрываться от жизни. Возрождение экономической мощи России возможно лишь при всемерной поддержке отечественного предпринимательства, сохранения и умножения интеллектуального и научно-технического потенциала, обращения к лучшим традициям ее многонационального народа.
  Одной из первоочередных задач выхода из кризиса является стимулирование производства, деловой активности. Для этого со стороны государства необходимо осуществить:
  - налоговые льготы;
  - снижение процентных ставок по кредитам;
  - освобождение от налогообложения прибыли, идущей на инвестиции, и т.д.
  Помимо этого существует необходимость формирования институтов и субъектов рыночной экономики, ее правовой базы. Это позволит последовательно выдерживать магистральное направление реформы экономики. Кроме принятия "рыночной" правовой базы очень важно заставить ее работать на практике. В противном случае намеченные планы так и останутся нереализованными. Ведь показатели экономики даже в 2002 г. еще не достигали уровня 1992 г.
  Российская экономика несет очень большие потери из-за того, что в основном ориентирована на торговлю сырьем. Например, на долю лесоперерабатывающего комплекса (ЛПК) России приходится 2,2% ВВП, 3,8% промышленного производства и более 3,9% выручки от экспорта. Самая большая часть экспорта российского ЛПК (35%) составляет необработанная древесина и только 2 - 5% российского леса перерабатывается в готовую продукцию.
  В начале 2006 г. Рослесхоз принял решение о замене ранее проводимых конкурсов по аренде лесных участков на аукционы. 63% арендаторов взяли лес на срок от 1 года до 3 лет. Поэтому ведут они себя соответственно как временщики, заинтересованные в получении прибыли, а не в перспективе развития лесной отрасли (пришли, срубили, ушли).
  Государство должно оказывать помощь в создании лесной инфраструктуры и непосредственно лесовозных дорог. В России на 1 тыс. гектаров приходится не более 1,2 км дорог. В США этот показатель составляет около 10 км, а в Финляндии - 40 км. В этих странах дороги строятся промышленниками совместно с государством.
  Среди управленческих аспектов управления экономической реформой подчеркивается важность проведения жестких мер со стороны государства по осуществлению антимонопольной политики.
  На первом этапе формирования фундамента нового типа экономики очень важным и своевременным был такой аспект управленческой деятельности, как поиск и обучение предпринимателей, знающих условия рыночной экономики и умеющих работать в новых условиях. Мировой опыт свидетельствует, что одной из постоянных задач государства является формирование управленческой культуры и деловой этики.
  В.В. Путин, исполняя обязанности Президента России (после добровольной отставки Президента России Ельцина Б.Н., последовавшей в конце декабря 1999 г.), заявил, что на данном этапе роль государства в экономике не должна сводиться только к выработке правил игры (нормотворчеству) и контролю за их соблюдением. Для России это вопрос будущего.
  Сейчас государство в этой сфере общественной жизни должно руководствоваться следующим принципом: "Государства там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно". По прошествии нескольких лет согласно приведенным выше показателям экономическая ситуация в стране заметно стабилизировалась. Однако от этого государство не должно утрачивать свою ведущую роль в разработке приоритетных направлений дальнейшего развития экономики.
  Подобная позиция Президента России основывается на особенностях формирования в стране "олигархического капитализма". Уже в 2000 г. группы олигархов полностью сформировались и, используя "особенности" прошедшей в стране приватизации, создали условия для беспрепятственного обогащения. В этих целях они получили возможность оказывать серьезное влияние не только на законотворческие и нормотворческие процессы, но и что особенно важно, на формирование кадровой политики государства. Во все ветви власти на всех ее уровнях назначались "свои" люди. Вплоть до 2004 г. не только продолжались, но и наращивались махинации с налогами. Усиливалось проникновение олигархических групп во властные структуры.
  Государство посредством принятия ряда мер показало, что твердо намерено отказаться от такого характера экономического и политического развития не путем пересмотра результатов приватизации, а установлением строгого режима законности действий всех субъектов российского права. Пока еще в основной своей массе форма собственности не оказывает влияния на эффективность работы предприятий. По оценкам специалистов, сейчас Россия занимает третье место в мире (после США и Японии) по стоимости национального богатства на душу населения - по 400 тыс. долл. <*>
  --------------------------------
  <*> Данные приводятся по материалам статьи Куфакова А.В. Евразийский союз и формирование гражданского общества России // Международное публичное и частное право. 2005. N 2 (23). С. 46 - 50.
 
  В своем очередном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин определил следующие три перспективных направления деятельности:
  - развитие государства;
  - укрепление закона и развитие политической системы, повышение эффективности правосудия;
  - развитие личности и гражданского общества в целом <*>.
  --------------------------------
  <*> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля.
 
  Безусловно, что государственное вмешательство в экономику должно носить профессиональный и квалифицированный характер. Оно должно осуществляться посредством постоянной нормотворческой деятельности. Известные специалисты считают необходимым укрепление властных полномочий государства, чтобы "защитить политику, проводимую в интересах истинного прогресса" <*>, а не беглых олигархов. В 2005 г. государство смогло усилить свои позиции в нефтедобывающей и газодобывающей промышленности.
  --------------------------------
  <*> Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
 
  В обществе постепенно растет понимание глубины опасности наблюдавшейся ранее широко организованной кампании "оглупления" позиций, высказываемых государственниками. На протяжении ряда лет их "успешно" представляли сторонниками возврата к действовавшей в СССР административно-командной системе, а также противниками развития рыночных отношений и вхождения России в мировую систему экономики. На самом деле эти люди предлагают создание "динамичной цивилизованной рыночной экономики при понимании того, что один рынок без продуманного государственного регулирования к этому не приведет" <*>. Например, бывший премьер-министр и автор сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю в отношении современной России заметил: "Вам нужны стабильность, определенность и безопасность более, чем что-либо еще. Демократия не работает в условиях хаоса" <**>.
  --------------------------------
  <*> Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
  <**> Цит. по ст.: Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
 
  По мнению специалистов, основные направления государственной деятельности прежде всего должны быть ориентированы на:
  - стимулирование динамичного экономического роста;
  - проведение эффективной миграционной политики;
  - проведение активной промышленной политики;
  - осуществление рациональной структурной политики;
  - формирование эффективной финансовой системы;
  - вытеснение теневой экономики и ликвидацию организованной преступности;
  - последовательную интеграцию в мировые хозяйственные структуры;
  - проведение современной аграрной политики.
  Экономически развитые страны признали сельское хозяйство основным стержнем социально-экономической политики. Например, в агропромышленном комплексе Китая занято 800 млн. человек. После модернизации села предполагается, что от 300 до 350 млн. человек могут остаться без работы. Если не решить эту проблему, то может возникнуть острейший социальный конфликт между властью и частью сельского населения. В России тоже нельзя говорить о возможности реального повышения уровня жизни населения без учета интересов 40 млн. сельских жителей.
  Практически во всех странах мира осуществляется государственная поддержка сельского хозяйства. О размерах этой поддержки свидетельствует следующая таблица <*>.
  --------------------------------
  <*> Граник И. Новая продовольственная программа // Российская газета. 2006. 26 мая.
 
 Страна Доля господдержки от доходов
 сельхозпроизводителей, % Швейцария 72 Норвегия 70,25 Исландия 67,2 Корея 63,5 Япония 57,5 Страны ЕС 34,75 ОЕСР 31 Венгрия 27 Чехия 25 Мексика 20,25 Словакия 20 Канада 19,7 Турция 19,5 США 19,5 Польша 13 Россия 4,68 Австралия 4 Новая Зеландия 1,75
  Конкретная помощь других государств для своих крестьян выражается в следующем <*>. В странах ЕС фермер получает от государства 2 евро в минуту. На оказание им помощи уходит половина бюджета ЕС.
  --------------------------------
  <*> Арсюхин Е. Алексей Гордеев: Сливки без высшего общества // Российская газета. 2006. 31 января.
 
  В США предусмотрена доплата фермеру в том случае, если рыночная цена на его товар оказалась ниже планки, определенной государством. Ряду сельскохозяйственных предпринимателей (например, хлопководам) предусмотрена выдача прямых субсидий, а также государственная поддержка экспорта. В 2005 г. на это ушло 22,6 млрд. долл., что на 9,3 млрд. долл. больше, чем было в 2004 г.
  В Китае был отменен сельскохозяйственный налог, существовавший 650 лет. Теперь все крестьяне работают в своеобразном режиме "особой экономической зоны".
  В Канаде прямые выплаты государства сельскохозяйственному сектору составляют 1,4 млрд. долл. в год. В Швейцарии фермеры дотируются государством на 60%.
  Не имея достаточных собственных средств, правительство Бразилии подвергло жесткой обструкции систему субсидий, поступающих из ЕС и США, с целью отстаивания интересов своих крестьян от богатых конкурентов.
  В России на нужды сельского хозяйства государство выделяет примерно 2 миллиарда долларов, которые поступают не непосредственно крестьянам, а банкам - на дешевые кредиты, лизинговым компаниям - на дешевый лизинг.
  Второй раз в марте 2005 г. (впервые эта тема обсуждалась в октябре 2001 г.) на заседании Совета безопасности Российской Федерации были рассмотрены вопросы миграционной политики государства. Тема обсуждения весьма актуальна для развития экономических отношений внутри государства и в отношениях с другими государствами по ряду факторов. Помимо естественной убыли численности населения, по экспертным оценкам, за период с 1989 по 2001 г. Россию покинули более ста тысяч ученых в возрасте 35 - 45 лет, занятых в таких традиционно сильных для России областях, как математика, химия, физика, молекулярная биология, генетика, вирусология.
  По оценкам специалистов, экономические потери российской экономики от эмиграции только одного специалиста составляют 200 - 250 тыс. долл. Поэтому миграционная и демографическая ситуация в стране диктуют необходимость принятия взвешенных мер для создания достойных условий жизни высококвалифицированных специалистов в стране; масштабного привлечения иностранной рабочей силы в экономику России.
  В целом российские предприниматели заинтересованы в дешевой рабочей силе. Это одно из преимуществ российской экономики. Однако в важной сфере государственной политики пока существует блок проблем, наносящих ущерб государству, обществу и экономике: это неразбериха и нечеткость процедур натурализации иммигрантов; отсутствие достоверной и точной статистики о миграционных процессах, в том числе и о потребностях страны в трудовых ресурсах. Введенная практика квотирования пока тоже субъективна и не опирается на знание конкретной ситуации. По экспертным оценкам, в 2005 г. в России находилось около четырех миллионов незаконных иммигрантов.
  Например, в 2005 г. официально в экономике Москвы было занято около 187 тыс. иностранцев. Практически на каждого легально зарегистрированного трудового мигранта приходилось 10 - 15 незарегистрированных. По имеющимся данным, они прибыли из 101 страны, из них с Украины - 12 тыс.; из Молдавии - 9 тыс.; из Таджикистана, Китая и Вьетнама - по 3 тыс. человек; из Турции - 1,5 тыс.
  По расчетам специалистов, в среднем ежемесячно нелегально работающие в Москве мигранты отсылали на родину не платя налогов: в Азербайджан - по 167 долл.; в Молдавию - по 144 долл.; в Армению - по 126 долл.; в Украину - по 118 долл. и в Таджикистан - по 56 долл. От этого только экономика Москвы в 2005 г. недополучила около 2 млрд. руб. <*>
  --------------------------------
  <*> Пуля И. Рабочий момент истины (Москва предлагает создавать интеграционные центры для мигрантов) // Российская газета. 2006. 11 мая.
 
  Основным приоритетом миграционной политики России является "привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям" <*>.
  --------------------------------
  <*> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
 
  Помимо экономических аспектов, миграционная политика Российской Федерации является и мощным рычагом консолидации между странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, практически все иммигранты из этих стран являются носителями русского языка и русской культуры. Их менталитет позволяет легко адаптироваться к окружающей российской действительности.
  В той или иной степени демографические проблемы касаются большинства государств мира. В России ежегодно численность населения сокращается примерно на 700 тыс. человек, а в Японии - на 600 тыс. Если подобное будет продолжаться такими же темпами, то численность населения Японии к 2100 г. может сократиться с нынешних 127 миллионов человек вдвое. У демографической проблемы наблюдаются два аспекта: сокращение количества работающих граждан и общее старение нации. Если в 60-х годах XX столетия примерно половину населения Японии составляли дети в возрасте до 15 лет и пять процентов - пожилые люди старше 65 лет, то теперь это соотношение приняло другие пропорции: 14% детей и около 20% пожилых людей.
  Помимо этого в Израиле миграционная проблема также имеет и политический аспект, выражающийся в нарушении пропорций между численностью еврейского и мусульманского населения страны. Более высокая рождаемость характерна для мусульманской части населения страны. В 2000 г. доля еврейского населения в стране составляла 77,8%, а в 2005 г. снизилась до 76,2%. В то же время доля арабских граждан Израиля за этот период времени возросла с 16,1 до 19,7%. При сохранении сложившихся тенденций к 2025 г. еврейское население может сократиться до 70%, а арабское возрастет до 25%.
  Руководство Израиля учитывает тенденции демографического процесса и через Ведомство национального страхования разработало поощрительные размеры пособий на детей в израильских семьях. За одного ребенка ежемесячно выплачивается 30 долл., за второго - 60, за третьего - 100, за четвертого - 200 и за пятого - 300 долл.
  Из ниже приведенной таблицы наглядно виден уровень прироста населения в различных странах мира за 2006 год, взятый с официального сайта ЦРУ США <*>.
  --------------------------------
  <*> Косарев Д. Два месяца на ребенка // Российская газета. 2006. 26 мая.
 
 Название страны Индекс рождаемости на 1000 человек Россия 9,95 Нигер 50,73 Афганистан 46,6 Саудовская Аравия 29,34 Египет 22,94 Индия 22,01 Израиль 17,97 Турция 16,62 Бразилия 16,56 США 14,14 Китай 13,25 Австралия 12,14 Франция 11,99 Великобритания 10,71 Испания 10,06 Эстония 10,04 Венгрия 9,72 Япония 9,37 Италия 8,72 Германия 8,25
  Среди стран - членов СНГ уровень прироста населения выглядит следующим образом.
 
 Название страны Индекс рождаемости на 1000 человек Таджикистан 32,65 Узбекистан 26,36 Азербайджан 20,74 Казахстан 16 Молдавия 15,7 Армения 12,07 Белоруссия 11,16 Грузия 10,41 Украина 8,82
  Говоря о демографических проблемах, необходимо отметить и тесно связанные с ними другие смежные вопросы. В 2004 г. в странах, входящих в Евросоюз, частота браков составила 4,8 на 1000 человек, а разводов - 2,1. Наименьшие показатели отмечены в традиционно религиозных государствах Европы: Ирландия - 0,7 развода; Италия - 0,8; Греция - 1,1 развод на 1000 человек. Россия перекрывала европейские показатели и по бракам (6,8) и по количеству разводов (4,4).
  В России традиционно низок уровень безбрачия - 5,7% на 1000 человек. В целом каждый третий ребенок в странах ЕС, так же как и в России, рождается вне брака. В Эстонии и в Швеции 55% родившихся детей являются внебрачными. В Греции этот показатель составляет 4,9%, а на Кипре - 3,3%.
  В 2005 г. естественная убыль населения России составила 5,9%. Превышение смертности над рождаемостью наблюдалось во всех федеральных округах: Центральный федеральный округ - 8,5%; Северо-Западный федеральный округ - 8,4%; Южный федеральный округ - 1,7%; Приволжский федеральный округ - 6,5%; Уральский федеральный округ - 3,7%; Сибирский федеральный округ - 5,1%; Дальневосточный федеральный округ - 3,7%.
  Наибольший процент естественной убыли в соотношении на 1000 населения наблюдался в следующих регионах: Псковская область - 15,7%; Тульская область - 14,2%; Тверская область - 13,8%; Ивановская область - 13,3%; Новгородская область - 13,2%; Ленинградская область - 12,6%.
  В ряде регионов (в основном по Южному федеральному округу) отмечался рост (и весьма значительный) численности населения. Лидирующие позиции здесь принадлежат следующим субъектам Российской Федерации: Чеченская Республика - 19,8%; Республика Ингушетия - 10,2%; Республика Дагестан - 9,6%; Ямало-Ненецкий автономный округ - 7,7%; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 6,4%; Республика Тыва - 5,4%; Республика Саха (Якутия) - 4,2%.
  Демографические взрывы в большинстве своем наблюдаются в странах "третьего мира". Из приведенной ниже таблицы можно проследить прогностические ожидания численности народонаселения в ряде государств вплоть до 2050 г. <*>
  --------------------------------
  <*> Индия догонит и перегонит Китай по численности населения // Коммерсантъ. 2005. 2 марта.
 
 Место
 в рейтинге
 в 2050 г.
 (в 2005 г.) Страна Числен-
 ность
 населе-
 ния в
 2005 г.,
 млн. Числен-
 ность
 населе-
 ния в
 2015 г.,
 млн. Числен-
 ность
 населе-
 ния в
 2025 г.,
 млн. Числен-
 ность
 населе-
 ния в
 2050 г.,
 млн. 1 (2) Индия 1103 1260 1395 1593 2 (1) Китай 1316 1392 1441 1392 3 (3) США 298 326 350 395 4 (6) Пакистан 157 193 229 305 5 (4) Индонезия 223 247 264 285 6 (9) Нигерия 132 161 190 258 7 (5) Бразилия 186 209 228 253 8 (8) Бангладеш 142 168 194 243 9 (23) Демократическая
 Республика Конго 58 78 103 177 10 (14) Эфиопия 77 97 118 170 17 (7) Россия 143 137 129 112
  Здесь уместно сделать следующее замечание, касающееся прогнозирования характера будущего развития общественных отношений. Далеко не всегда они бывают точными. Например, начало XX века было периодом бурного развития России во всех сферах общественных отношений. Ее население за 1902- 1913 гг. увеличилось со 139 до 175 млн. человек (третье место в мире). Это позволило ряду западных экспертов предположить, что к середине XX столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом отношениях. Однако они не могли предвидеть наступления ряда таких форс-мажорных обстоятельств для нашего государства, каковыми стали Первая и Вторая мировые войны, периоды гражданской и "холодной" войн, а также репрессии в период культа личности. В результате вместо 700-800 млн. населения (прогнозы Ф.М. Достоевского и Д.И. Менделеева) в России осталось менее 145 млн. человек <*>.
  --------------------------------
  <*> Куфаков А.В. Евразийский союз и формирование гражданского общества России // Международное публичное и частное право. 2005. N 2 (23). С. 46 - 50.
 
  Многие специалисты считают, что прогнозировать будущее развитие общественных отношений более чем на пять лет невозможно. Видимо, и по этой причине развитие экономики СССР осуществлялось по пятилетним планам. Только один раз (в начале 60-х годов XX столетия) был принят семилетний план, но от него отказались. Не увенчался успехом и план построения в СССР за 20 лет (1960 - 1980 гг.) коммунизма.
  В основу такого скептицизма заложена следующая позиция. Если прогнозы базируются на существующих данных, то творчество истории носит непредсказуемый характер. В то же время отдельные прогнозы носят достаточно точный характер. Удивительно точно предсказывать будущее удавалось писателям. Например, Алексей Толстой в романе "Гиперболоид инженера Гарина" предсказал появление лазера. Герберт Уэллс в начале XX в. дал точное описание созданной значительно позже урановой бомбы.
  Академик Вернадский сразу же после первых опытов Резерфорда по расщеплению атомного ядра заявил, что человечество рано или поздно получит доступ к колоссальному источнику энергии, который можно будет использовать не только с огромной пользой, но и с такими же по масштабу разрушительными последствиями. Поэтому уже в 20-х годах XX столетия Вернадский основал Радиевый институт и начал организовывать на территории страны поиск залежей урановых руд. Его деятельность в последующем сыграла положительную роль в решении урановой проблемы для адекватной последовавшим вызовам военной мощи страны в начальном и последующих периодах "холодной войны".
  Весьма осторожно и с достаточной долей скептицизма следует относиться и к разного рода составляемым авторитетными изданиями рейтингам. Например, ежегодно определяемый американским фондом Heritage Foundation и Wall Street Journal рейтинг экономической свободы в различных странах подвел итоги среди 161 государства за 2004 г. При определении мест за основу брались следующие 10 факторов, влияющих на степень экономической свободы: торговая политика; налоговое бремя; вмешательство правительства в экономику; монетарная политика; бегство капиталов и иностранные инвестиции; банковская система и финансы; зарплата и цены; права собственности; регулирование; теневая экономика.
  В этом списке все страны ежегодно делятся на следующие классы: "самые экономически свободные" (первые 17 государств); "в основном свободные" (следующие 56 стран); "в основном несвободные" (следующие 70 государств); "репрессивные экономики" (последние 12 из 161 протестированного государства). К таким экономикам, в частности, были отнесены: Туркменистан, Куба, Лаос, Зимбабве, Ливия, Мьянма, Северная Корея, Сербия и Черногория.
  Одиннадцатый год подряд этот список возглавил Гонконг. За ним соответственно располагались: Сингапур, Люксембург, Эстония, Ирландия, Новая Зеландия, Великобритания, Дания и Исландия, Австралия, Чили, Швейцария, США. Германия заняла 18-е место, Литва - 23, Италия - 26, Латвия - 28, Япония - 39, Армения - 42, Франция - 44, Молдавия - 77, Украина - 88, Грузия - 100, Белоруссия - 143, Таджикистан - 144. В 2005 г. эти показатели характеризовались следующим образом. На первом месте по-прежнему (уже 12-й год) Гонконг, затем идут Сингапур и Ирландия.
  России по этим показателям в 2004 г. было отведено 124 место (в 2003 г. - 114-е место). Авторы исследования отметили, что в экономике России "положение ухудшилось практически по всем рассматриваемым факторам - от торговой политики, которая стала более дискриминационной, и возрастающих расходов правительства до усиления государственного вмешательства в экономику, распространения коррупции и высоких темпов инфляции, оцененных в 16% в год. Права собственности защищаются слабо. В банковском секторе доминируют государственные банки. Инвестиционная политика характеризуется целым рядом формальных и неформальных ограничений, и их применение зачастую целиком зависит от произвола чиновников" <*>.
  --------------------------------
  <*> Кравченко Е. В России нет экономической свободы // Известия. 2005. 10 января.
 
  В России отмечен дальнейший рост уровня коррумпированности чиновников. В 2005 г. в мировом рейтинге коррумпированности государств Россия с 90-го места переместилась на 126-е (из 159 стран, подвергшихся исследованию). Рядом с Россией расположились Албания, Нигер и Сьерра-Леоне. Самыми коррумпированными странами признаны Бангладеш, Чад, Гаити и Туркмения. Меньше всего коррупция распространена в Исландии, Финляндии и Новой Зеландии <*>.
  --------------------------------
  <*> Зыкова Т. Погорели на взятке в 1 миллион долларов // Российская газета. 2005. 19 октября.
 
  Подводя итоги вышеизложенному, следует прежде всего отметить, что определенный порядок цифровых показателей функционирования государственного аппарата свидетельствует красноречивее и конкретнее любых комментариев. Специалисты справедливо отмечают, что Россия достигла определенного уровня экономической стабильности, но пока еще не перешла в режим экономического роста.
 
 Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
 
  Ведущаяся в мире более 100 лет с разной степенью интенсивности дискуссия о необходимости возложения на бизнес социальной ответственности перед обществом в Советском Союзе фактически была проигнорирована. В течение 75 лет существования СССР эта проблема в государстве отсутствовала в силу планового характера развития экономических отношений и отсутствия юридически признаваемого института частной собственности. Бизнес был неотделим от государства, а государство - от граждан. С началом неопределенности, предшествующей процессу перестройки и последующей реформы рыночных отношений еще лет 10 ушло на выработку общих подходов к решению этой проблемы.
  Согласно ставшим классическим определению Еврокомиссии, корпоративная социальная ответственность является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Исторически эта идея появилась в результате активно развернувшегося в странах Европы и США еще в XIX в. профсоюзного движения и ставшей тогда же популярной благотворительности.
  Конечно же, добровольное участие капитала в решении социальных вопросов определяется не его врожденным альтруизмом, а стремлением предотвратить возможные социальные конфликты в форме стачек и демонстраций. Они могли повлечь за собой причинение материального вреда собственникам. Второе направление добровольного пожертвования части капиталов также в целом отражало прагматическое желание предпринимателей приобрести более высокий общественный статус.
  Поворотным моментом в отношениях между бизнесом и обществом стала Великая депрессия 30-х годов XX столетия. Например, ставший в 1932 г. президентом США Теодор Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности для наблюдения за подготовкой "кодексов честной конкуренции". Они предусматривали возможность установления правительственного контроля за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участвовать в заключении коллективных договоров.
  После окончания Второй мировой войны к общим стандартам трудовых отношений в США добавилась проблема повышения уровня жизни чернокожего населения. Ее решение государство в значительной степени переложило на работодателей. Аналогичные действия в это же время были осуществлены и во многих европейских государствах.
  Социальная ответственность корпораций перед собственным персоналом в период времени между 50-ми и 70-ми годами XX столетия была отражена в социальном законодательстве государств и стала носить официальный характер. У работников появились законные основания и инструменты для отстаивания своих интересов и прав на получение от работодателей достойных условий для жизни. Этот процесс происходил на фоне множества крупных забастовок. Характер и объем уступок между сторонами был и остается предметом острых споров.
  В 90-х годах XX столетия стала складываться практика официальной социальной отчетности бизнеса. Этому предшествовала широкомасштабная серия забастовок, прошедших в различных странах. Например, во Франции компании, в которых численность работающих превышала 300 человек, должны были регулярно представлять отчеты по работе с персоналом. В Германии подобные отчеты предлагалось предоставлять в государственные структуры на добровольной основе. В США Совет по экономическим приоритетам начал публично ранжировать компании по степени их участия в области социальной политики и защите окружающей среды. В Канаде их должны представлять все крупные банки.
  В современной России государство еще не выработало системного и законодательно закрепленного подхода к социальной ответственности бизнеса. Пока этот процесс носит сугубо индивидуальный характер (фонд Потанина), или бизнесмены делают пожертвования по "инициативе" руководства страны. Примерно по такой схеме были созданы:
  - Общероссийский национальный военный фонд (учредители фонда: Внешторгбанк, "Роснефть", "Транснефть", "Сургутнефтегаз", "Базовый элемент", "Вимм-Билль-Данн";
  - международная энергетическая премия "Глобальная энергия" ("Газпром", РАО "ЕЭС России", НК "ЮКОС");
  - Фонд поддержки олимпийцев ("Евразхолдинг", "Сибнефть", "Альфа-групп", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР, "Русал", АФК "Система", банкирский дом "Санкт-Петербург", НЛМК, "Интеррос" и др.).
  В то же время В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации посчитал необходимым отметить, "что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле" <*>.
  --------------------------------
  <*> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
 
  В конце 90-х годов XX столетия необходимость и степень обязательного участия бизнеса в осуществлении социальной политики стали восприниматься нормами международного права. Это нашло выражение в разработке стандартов, служащих своего рода критериями корпоративной социальной отчетности. В зависимости от размера компании, особенностей ее бизнеса, используемых стандартов, а также наличия или отсутствия верификации подготовка социального отчета за год обходится ей от 100 тыс. до 1 млн. долл.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Каким образом государство оказывает регулирующее воздействие на развитие рыночных отношений в современной России?
  2. Способы применения государством средств по развитию экономики.
  3. Основные черты национальных банковских систем.
  4. Правовой статус стабилизационных фондов и структур, им подобных.
  5. В чем заключаются особенности формирования экономических отношений в различных государствах?
  6. Почему возникла необходимость смены стратегического курса экономических преобразований в России?
  7. Какие экономические задачи необходимо решить в первую очередь на современном этапе развития России?
  8. Особенности правового регулирования экономических отношений в современной России.
  9. В чем выражается социальная ответственность современного бизнеса?
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 а) основная
 
  Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
  Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
  Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Конституция Российской Федерации.
  Путин В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 декабря.
  Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
  Ельцин Б.Н. Об укреплении Российского государства // Российская газета. 1994. 25 февраля.
  Доклад Генерального секретаря ООН (май 1994 г.) "Развитие и международное экономическое сотрудничество" // Государство и право. 1995. N 1.
  Овчинников В. Осада вместо штурма // Российская газета. 1996. 28 февраля.
  Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. // Российская газета. 2001. 21 августа.
  Медведев Р. Посрамление оракулов: Россия пошла в рост // Российская газета. 2000. 1 февраля.
  Лойберг М.Я. История экономики. М.: ИНФРА-М, 1997.
  Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 1997.
 
 б) дополнительная
 
  Устав Организации Объединенных Наций (вместе с Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи) (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.).
  Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16 июня 1995 г.).
  Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1928 года) (принят в г. Гаване 20 февраля 1928 г.).
  Статут международного суда (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.).
  Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (вместе с Протоколом об Уставе Европейского инвестиционного банка и Протоколом об Уставе Суда Европейского экономического сообщества) (Договор и Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка подписаны в г. Риме 25 марта 1957 г.) (Протокол об Уставе Суда Европейского экономического сообщества подписан в г. Брюсселе 17 апреля 1957 г.).
  Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.).
  Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.).
  Заключительный документ Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии (вместе с Европейской энергетической хартией) (подписан в г. Гааге 16 - 17 декабря 1991 г.).
  Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (подписан в г. Москве 29 марта 1996 г.).
  Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26 февраля 1999 г.).
  Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // Российская газета. 2002. 19 апреля.
  Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Российская газета. 2003. 2 сентября.
  Примаков Е. 2003-й - итоги, 2004-й - начало // Российская газета. 2004. 15 января.
  Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
  Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
  Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 г. N 136 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" // Российская газета. 2004. 10 марта.
  Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Российская газета. 2003. 2 сентября.
  Овчинников В. Проект "Надежда" (В Китае борьба с нищетой стала генератором роста) // Российская газета. 2004. 2 марта.
  Барсенков А. Власть и общество в переходной России // Российская газета. 2004. 26 ноября.
  Никонов В. Стратегия Путина // Российская газета. 2004. 22 декабря.
  Время жить в России (из выступления Владимира Путина на Совете безопасности) // Российская газета. 2005. 18 марта.
  Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля.
  Куфаков А.В. Евразийский союз и формирование гражданского общества России // Международное публичное и частное право. 2005. N 2 (23). С. 46 - 50.

<< Пред.           стр. 31 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу