<< Пред. стр. 11 (из 11) След. >>
В японской правовой системе предусмотрен институт судебного контроля за конституционностью законов и подзаконных актов. Эта деятельность не закреплена за каким-либо специальным органом. Суды единой системы осуществляют конституционный контроль в ходе разрешения конкретных дел.Влияние американского права сказалось главным образом на послевоенном японском акционерном, антитрестовом законодательстве, законах о судоустройстве, судопроизводстве - тех, которые были приняты в послевоенный период американской оккупации. Однако отразившееся в отдельных сферах влияние права США в целом оценивается как довольно ограниченное <*>. Основная причина тому видится в принципиально ином техническом характере англо-американского права.
--------------------------------
<*> См.: Саидов А.Х. Указ. соч. С. 204.
§ 6. Правовые системы африканских государств
Специально отметим, что единой правовой семьи государства африканского континента не составляют. Господство обычая в доколониальный период, активное распространение начиная с XIV - XV вв. в разных частях континента влияния мировых религий (главным образом христианства и ислама) вкупе с этнической разнородностью населения предопределило существование значительных отличий в политико-правовой организации африканских государств. Будучи в прошлом колониями развитых европейских государств, страны Африки испытали сильное воздействие права государства-метрополии и позаимствовали многие юридические приемы и средства государственного регулирования у европейских государств.
Современные правовые системы государств Африки в процессе формирования идейно опираются главным образом на целые отрасли права государства-метрополии (чаще это административное и торговое право), на законы, изданные колониальными властями специально для колоний (это сфера хозяйственного, обязательственного права), а также на правовые обычаи и культовые традиции той или иной части континента. По формальным же признакам правовые системы в государствах Африки складываются в европейских или англо-американских традициях - либо путем парламентского законотворчества, либо путем придания решениям судебных инстанций силы судебного прецедента.
Особенность современных правовых систем государств африканского континента состоит в немалой роли обычного права как в регулировании государственной, так и в общественной жизни. На формировании правового поведения народов Африки сказался многовековой общинный образ жизни. Основу мировоззрения традиционно составляла мифология, отсюда поклонение силам природы, одушевление неживого мира, идолизация лидеров. Моральные нормы, сложившиеся правила поведения в быту по силе их воздействия и теперь неотличимы от юридических. Обычаи стали отражением всего многообразия форм народной жизни. Обычное право африканских государств отразило соседство на одном континенте монархии и демократии как принципов общинной организации, матриархата и патриархального уклада как базы семейного сообщества, первобытно-племенной и политической организации общества и в настоящее время. Соблюдение в территориальных пределах общин обычных норм из поколения в поколение было обязательным и мотивировалось исключительно пожеланиями "жить так, как жили предки" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 377.
Обычное право в государствах Африки характеризуется всеми основными чертами, свойственными этому правовому источнику. Нормы права заключаются в предписаниях морально-нравственного характера, а действие норм морали обеспечивается авторитетом и деятельностью государства. И те и другие в большинстве государств существуют в виде неписаных правил, их фиксирование в каких-либо юридических источниках встречается нечасто. Вместе с тем формирование государственной законодательной регламентации осуществляется с учетом либо на основе норм обычного права. Правовые обычаи наиболее заметно влияют на формирование местной общинной власти, регулирование брачно-семейных отношений, вопросов землевладения, собственности и наследования, на традиции правосудия.
Религиозные верования оказывают значительное воздействие на формирование общественного поведения народов африканского континента. Влияние христианства и ислама на обычный уклад жизни африканских государств сказалось в том плане, что религиозные идеологические установки позволяют соизмерять индивидуальные и общественные поступки с определенными правилами. "Правильность" действий определяется соответствием "божественным" законам; действия не по правилам или вопреки "правильным" или "божественным" законам порицаются.
§ 7. Традиционно-нравственные особенности формирования
и развития российской правовой системы
Правовая история и правовые традиции в современном, политически организованном обществе складываются, как показано, не только из юридических правил, которые общество признает в качестве общеобязательных. В восприятии правовых предписаний и запретов задействованы правосознание, логическое мышление. Понимание правовой действительности, оценка, адекватное восприятие, соблюдение и исполнение норм права не в меньшей мере зависят от мировоззренческих установок, правовой культуры - соединения правовых знаний и интуитивных механизмов познания права.
Современная российская правовая система отражает не только реальную правовую действительность и ее идеологическую составляющую, но и правовую традицию, исторически связанную с образом жизни российского населения, его мышлением, отношением к праву и правовым установлениям государственной власти.
Специфика современной российской правовой системы объясняется не одним только субъективным фактором восприятия права. Русской национальной особенностью, подтвержденной историей общественно-политического развития России, является стремление к "высшей" справедливости, правовому идеалу и ее основанность на религиозных верованиях и ценностях. Развитие российской государственности невозможно вне такого понятия, как народность (одно из проявлений - коллективизм); формирование национального правового сознания основано на поклонении авторитетам, подверженности интуитивным стихийным побуждениям.
Правовая культура, сложившаяся в России, в значительной степени ориентирована на уважение к авторитету власти, персонифицированной главным образом в лице официального лидера определенного уровня. Более того, традиционно в отношениях государства и личности явный "силовой" перевес был на стороне государства: государственная собственность была защищена более значимыми санкциями; возможность обращения за защитой нарушенных должностными лицами государства прав гражданина в судебные органы долгое время не предусматривалась.
В развитии отечественной правовой системы известен довольно длительный период, когда преобладающим в общегосударственной правовой практике направлением было санкционирование максимально унифицированного порядка пользования гражданами своими политическими, социальными и даже гражданскими правами. Следствием такой правовой политики в отношении граждан стало то, что основная масса российского населения не была приучена соизмерять свои действия и значимость их социальных последствий; ей не было свойственно чувство социального долга и позитивной ответственности, которые обеспечивают правовой прогресс, выступают его основой.
Другим негативным проявлением современной российской правовой действительности является демонстрируемая не только гражданами, но и представителями власти недооценка социальной ценности права. Для обозначения этого явления даже появилось специальное название - "правовой нигилизм". Следует заметить, что укоренению правового нигилизма способствовало то, что в общественном сознании полезность правовой регламентации не была очевидной. Несоблюдение права либо прямое его нарушение, длительное время оставаясь без должной юридической оценки, породило отношение к правовым предписаниям, как к чему-то необязательному, легко преодолеваемому методом специфических соглашений и договоренностей, официально не санкционированных государством (современный политический быт даже породил альтернативу праву - "понятия").
В известном смысле негативный багаж в российской правовой системе составляет традиция совмещения нормативной и политико-идеологической составляющих права в концепциях и текстах нормативно-правовых документов. Сначала - как необходимая идеологическая часть документа, затем - как дань запросам политизированного российского общества, в настоящее время значительный объем нормативных правовых актов составляют декларации, лозунги, констатации основополагающих принципов и намерений. Еще довольно часто исполнение закона, приведение его в действие обеспечивается принятием разного рода подзаконных актов, правил и инструкций.
Российская политическая жизнь последних десятилетий отчасти поставила под сомнение традиционные мировоззренческие ориентиры, ценность морально-этических представлений, попранных навязываемым под видом западной культуры индивидуализмом и меркантильностью. Общественный имидж власти и политической элиты приобрел такие черты, что в глазах населения стал характеризоваться не иначе как антинародный, лишенный должного морального облика.
Современный правовой опыт и социальная практика России отчетливо показывают, что сложившиеся в последние десятилетия формы квазиправового общения (договоренности, "понятия" и т.п.) постепенно утрачивают жизнеспособность. Политическая жизнь все чаще обращается к индивиду с требованием общественной активности, социальной инициативности с расчетом на собственные силы. Кроме того, и государство постепенно обретает отводимый ему действующей Конституцией статус арбитра, стоящего на защите индивидуальных прав и свобод, собственности, призванного обеспечивать национальную и общественную безопасность. Немало сторонников в России приобрела старинная западноевропейская естественно-правовая теория неотчуждаемых прав человека. Отрадно, что появляются рациональные попытки преодоления ее противопоставления концепции позитивного права <*>. В то же время есть основания опасаться, что под влиянием глобальных процессов унификации, в ходе не всегда разумного перенесения на российскую почву неосновательно идеализируемых установок западного или англо-американского права, позитивные элементы в российской нравственно-культурной правовой традиции могут быть утрачены.
--------------------------------
<*> См.: Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Известия вузов. Правоведение. 2000. N 2. С. 4 - 23.
Вопросы для повторения.
1. Что включается в понятие "правовой системы", каковы составляющие ее элементы? Назовите типы правовых систем. Какие правовые явления объединяются понятием "правовая семья"?
2. Охарактеризуйте особенности правовых систем государств романо-германской правовой семьи.
3. Назовите характерные черты правовых систем англо-американских государств.
4. Какое влияние оказывает религия и религиозная идеология на формирование права? Как это отражается на политической практике отдельных государств?
5. Каково значение правовых традиций и как они отражаются в правовой жизни Индии и Китая?
6. Расскажите о влиянии обычного права на формирование правовых систем стран Африки.
7. Каково влияние внеправовых социальных норм на формирование современной российской правовой системы?
Глава XXVI. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
§ 1. Понятие глобализации
Те или иные процессы глобализации внутренне присущи природной среде (предмет исследования естественных наук), древнее происхождение имеют в сфере социальных отношений, хотя само понятие глобализации возникло и утвердилось в научной литературе в прошлом веке.
В сфере социальных отношений под глобализацией понимают решение социально значимых проблем в едином общем ключе, что предполагает определенные объединительные, всеохватывающие, упорядочивающие действия на основе тех или иных взаимовлияний, взаимосогласований.
Существует всеобщая объективная закономерность и причинная обусловленность всех явлений природы и общества, что определяет уровни, формы, степень глобализации как таковой. Это понимали уже в древности, где зародилось представление об общем социальном течении человеческой жизни, ее органическом единстве, целостном развитии. Например, древнегреческое слово "космос" в буквальном переводе означает "упорядоченность", "мировой порядок", "единый строй".
На основе общечеловеческих интересов возникают и утверждаются общечеловеческие материальные и духовные ценности, общечеловеческая культура, в условиях которой формируются общие представления, взгляды, убеждения, идеи, принципы, нормативы, их историческая преемственность. Скажем, в сфере нравственности в качестве общепризнанного основополагающего принципа выступает принцип справедливости, требующий, чтобы человеческие действия, поступки, отношения соответствовали определенной общепризнанной истине, тем или иным религиозным верованиям, были правильными, т.е. соответствующими действительным потребностям, интересам, приводящими к необходимым результатам. В правовых отношениях таким принципом является принцип общего блага, отражающий потребности, интересы всех членов общества, государства и общества в целом. В сфере искусства, отражающего явления действительности образно: в художественной литературе - словом, в изобразительном искусстве - зрительно, в музыке - звуком - в качестве главной общечеловеческой ценности выступает идея прекрасного, т.е. того, что соответствует идеалу красоты, эстетического совершенствования в силу сложившихся представлений, убеждений, национальных традиций, обычаев, верований, практического опыта. Все это способствует общему социальному прогрессу, культивирует чувство человеческой солидарности, активизирует различные способы и формы культурных заимствований, взаимосвязей, взаимодействий, включая государственно-правовые.
Известна, например, интегрирующая роль древнегреческой (эллинистической) культуры в эпоху политического объединения, совершенного Древним Римом (I в. до н.э.), в эпоху европейского Возрождения (XIV - XVI вв.), в более поздний исторический период, когда к общеевропейскому процессу культурного развития подключилась и Россия (XVIII в.).
Особо ценными с точки зрения глобализации явились общечеловеческие измерения социальных отношений в правовых категориях на базе институционального опыта государственных образований. Издревле, формируя нормативно-правовые системы, государства так или иначе заимствовали опыт других народов, наций, что в правоведении расценивалось как положительный фактор всеобщей значимости. Российские правоведы одними из первых (XIX в.) проводили мысль, что "каждое само по себе существующее государство есть только часть постоянно существующего универсального государственного строения... Ни одно государство, - подчеркивалось, - не может ни проявляться, ни существовать само от себя и самим собою: оно всегда может и должно, во всех как физических, так и умственных отношениях, успешно проявляться через свое гармоническое прикосновение и сообщения с прочими государствами" <*>.
--------------------------------
<*> Гренберг И. Рассуждение об отношении, в котором находится общее право к положительному праву, к философии положительного права, к политике и этике. Харьков, 1833. С. 35.
Как отмечал И.А. Ильин в своей книге "О сущности правосознания" (1956), потребности "правового общения" заставляют человека "осознать общечеловеческую взаимную связь естественно-правового характера", он "вовлекается" в естественно-правовой порядок общечеловеческого братства ("для нормального правосознания весь род человеческий входит в правопорядок"), становится "членом единой всемирной правовой общины - "гражданином вселенной" <*>.
--------------------------------
<*> Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 90, 103.
Глобальная культурная взаимосвязь народов, наций, государственных образований породила понятие общей, универсальной, всемирной человеческой истории, которая "движется в объединительном направлении", устанавливая определенную преемственность общечеловеческого развития, единство его положительных, прогрессивных начал. В этом процессе каждая определенная часть человечества живет "двойною жизнью", т.е. жизнью своею собственною, местною и особою, и жизнью общею, универсальною, отстоящею, с одной стороны, в том или ином участии в делах других народов, а с другой - в испытывании разнородных влияний, идущих от этих других народов" <*>.
--------------------------------
<*> Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. СПб., 1903. С. 6.
Однако для правильного понимания глобализации в сфере социальных отношений необходимо иметь в виду, что взаимовлияние человеческих цивилизаций, в силу различных объективных и субъективных причин, не имеет однозначного характера. В целом прогрессируя, общее развитие человечества протекает неравномерно, прерываясь порой периодами длительного социального застоя, политической реакции. Древний Рим, в частности, объединил во "всемирную империю" чуть ли не все народы планеты военными методами, наложив железное ярмо на всякую национальную самобытность, включая правовую. Совершив определенного рода прогресс в системе социальных отношений, римская монархия в последующие века не стала образцом, идеалом глобализации, пала. На развалинах рабовладельческой античной цивилизации возникли и утвердились совершенно новые человеческие цивилизации с иными институциональными ценностями, принципами социального бытия. Неоценима роль философских и правовых учений эпохи Просвещения (XVII - XVIII вв.) в защите естественных прав и духовных достоинств человека, секуляризации (латин. "saecularis" - светский) его общественной и умственной деятельности, т.е. освобождении его от церковной опеки, которая веками висела над ним как дамоклов меч.
Известно негативное влияние на развитие социальных отношений тоталитарных политических режимов XIX - XX вв., игнорировавших основополагающие правовые принципы институционального обустройства, уважение естественных прав человека, его личностного достоинства в человеческих взаимоотношениях. Глобализация и тоталитаризация тех или иных процессов в системе социальных отношений - это "несовместные", взаимоисключающие понятия.
Глобальные изменения, происходящие на современном этапе общественного развития во всех сферах человеческих отношений, актуализировали проблему общей стратегической солидарности народов, наций, государств планеты. "Особенность стоящих перед человечеством проблем в том, что они являются глобальными и могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств" <*>.
--------------------------------
<*> Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. VIII.
Растет число факторов, вызывающих всеобщий человеческий интерес, способствующих развитию нового видения, прогнозирования перспектив общественного развития, сближению, взаимосвязям, взаимодействиям, глобальной человеческой интеграции на основе общепризнанных демократических ценностей.
§ 2. Правовые проблемы современной
глобализации, методы (способы) их решения
Правовые проблемы глобализации в системе социальных отношений - это не полемическая абстракция. Это сугубо практические проблемы, реальное значение которых занимает важное место в правосознании международного сообщества и которые требуют неотложных опережающих решений, способных обеспечить нормальные условия существования земной цивилизации.
Усложнение социального бытия, обусловленное целым рядом негативных факторов (истощение жизненно необходимых ресурсов планеты из-за их нерационального, эгоистического использования, природные и техногенные катастрофы, неизведанные заболевания, чрезмерные накопления разного рода вооружений, чиновничья коррупция, падение интеллектуального и нравственного потенциала человечества), со всей остротой поставило вопрос о переосмыслении правового регулирования общественных отношений, их международно-правовой универсализации, создании нового международного порядка.
Единые основополагающие правовые принципы, нормы, стандарты - главные условия, параметры единого мирового правового пространства, глобального правового сообщества. На этой основе все более расширяется и усиливается взаимодействие норм международного и внутригосударственного права. "Сближение национальных правовых систем в международном объеме стало решающей проблемой современности" <*>.
--------------------------------
<*> Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 105.
Международное право играет все большую роль в развитии и совершенствовании национальных, внутригосударственных нормативно-правовых систем. Международная сбалансированность этих систем (за некоторым исключением) стала правилом. Общепризнанные принципы и нормы международного права в подавляющем большинстве своем совпадают с национальными интересами отдельных государств (государственный суверенитет, незыблемость установленного конституционного строя, территориальная целостность государства и т.д.).
Международное право стало одним из критериев конституционности закона в правовом государстве, которое выступает в качестве важной институциональной предпосылки международного правопорядка.
В правовом государстве нормативно-правовая система гармонирует с международным правом, конституционно закрепляя функциональный приоритет его основополагающих принципов и норм, главной содержательной идеей которых является идея прав человека как высшей социальной ценности, их охраны и защиты. "Международное сообщество, - гласит Венская декларация 1993 г., - должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы". Особо подчеркивается, что "поощрение и защита прав человека являются вопросом первостепенного значения для международного сообщества..." <*>. Все международно-правовые акты о правах человека рассматривают правовое государство как инструмент утверждения, обеспечения всех прав человека, возлагая на него (государство) соответствующие правовые обязанности.
--------------------------------
<*> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996.
Однако, как отмечалось, общее развитие человечества протекает неравномерно, неоднозначно. Современные процессы глобализации в системе социальных отношений не лишены определенных противоречий, негативных тенденций, что вызывает среди определенной части населения разных стран критическое отношение к указанным процессам. В частности, многих людей отталкивает от глобализации то, что экономические блага ее становятся все менее доступными для рядового труженика. Немаловажную роль в росте антиглобалистских настроений играют многие разрешительные линии идеологического порядка (например, религиозные убеждения и традиции, политические взгляды и др.). Одним из препятствий для оптимального решения тех или иных проблем глобализации является низкий уровень правосознания, общей культуры широких слоев населения. "Миллионы людей во всем мире воспринимают глобализацию не как инструмент прогресса, а как разрушительную силу, подобную урагану и способную погубить жизнь, работу и традиции. Для многих людей характерно горячее желание воспрепятствовать этому процессу и прибегнуть к призрачному успокоению в мире национализма, фундаментализма и других "измов" <*>.
--------------------------------
<*> Аннан К. Мировое сообщество эры интернационализма // Независимая газета. 1999. 31 дек.
Поэтому так актуален и важен поиск правовых средств ограничения негативных аспектов современной глобализации, ее социальных последствий. В социальных отношениях не все можно и нужно подвергать правовой универсализации, унификации, стандартизации. Необходимы соответствующие согласования, апробации, совместные решения. Недопустима, например, глобализация религиозного или политического порядка, так же как не может быть интернациональной мировой религии, не может быть интернациональной мировой государственности с едиными нормативно-правовыми шаблонами, уничтожающими духовную специфику того или иного народа, той ли иной нации. Как замечал А.П. Чехов, есть "пределы общечеловеческого", которые обусловливают пределы глобализации в системе социальных отношений. Говоря языком Корана, "Бог сделал людей разными народами", поэтому существуют разные страны, государства с разными верованиями, разной управленческой инфраструктурой, разной культурной самобытностью, которые никто не вправе разрушить.
Если признавать какую-либо однополярную гегемонию (первенство, господство) на политическое властвование, на установление социального правопорядка, понятие государственного суверенитета теряет всякий смысл. Понятие той или иной социальной целостности, ее качественная определенность неразрывно связаны с определенной автономностью, т.е. относительной независимостью определенной внутренней структуры по отношению к той или иной внешней сфере. Признание универсальной мировой связи, взаимообусловленности всех явлений действительности не отрицает автономности как одного из фундаментальных свойств определенной объективной реальности.
Принудительный импорт нормативно-правовых систем одних стран в другие, без должного уважения нормативов последних, всегда осуждался и осуждается правовой мыслью. Верным является постулат, что следует различать социальные сферы тех или иных стран, которые созрели "для глобальной гармонизации и те, в которых гармонизация реальна лишь на региональном уровне" <*>. Поскольку еще не выработана общепризнанная модель международного консенсуса (предполагающего общее согласие), глобализация должна осуществляться методом различных согласований, координаций, субординаций в соответствии с общепризнанными принципами международного сообщества (принцип демократии, принцип суверенного равенства, принцип невмешательства, принцип равноправия народов и наций на самоопределение, принцип уважения прав человека, принцип справедливости <**>), международными стратегическими программами и, что чрезвычайно важно, в каждом конкретном случае с учетом ментальности того или иного народа, той или иной нации.
--------------------------------
<*> Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. С. 41.
<**> Там же. С. 126 - 172.
Вопросы для повторения.
1. Что включает в себя понятие глобализации?
2. Факторы, обусловливающие процессы глобализации в системе социальных отношений.
3. Современные проблемы правовой глобализации, методы (способы) их решения.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2
§ 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА В СИСТЕМЕ НАУК 2
§ 2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5
§ 3. МЕСТО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ НАУК 7
§ 4. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 9
§ 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА 13
ГЛАВА II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 19
§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И 19
§ 2. ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ 20
§ 3. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО 21
§ 4. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 24
§ 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 25
ГЛАВА III. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. 28
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 29
§ 2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 31
§ 3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 32
§ 4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ 32
§ 5. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 35
§ 6. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 36
ГЛАВА IV. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 37
§ 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 37
§ 2. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 40
§ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 42
ГЛАВА V. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 44
ГЛАВА VI. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 49
ГЛАВА VII. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В 57
ГЛАВА VIII. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 64
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА 64
§ 2. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА 65
§ 3. ФУНКЦИИ ПРАВА 66
§ 4. ПРИНЦИПЫ ПРАВА 67
§ 5. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПОНЯТИЯ 67
§ 6. ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ ПРАВА 69
§ 7. ПРАВО И ПОЛИТИКА 74
ГЛАВА IX. МЕСТО ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. 76
ГЛАВА X. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 85
§ 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 85
§ 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 87
§ 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОЙ 92
ГЛАВА XI. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 94
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЕГО ВИДЫ 94
§ 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И УРОВНИ, ФОРМИРОВАНИЕ, 96
ГЛАВА XII. НОРМА ПРАВА 98
ГЛАВА XIII. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА 102
§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА 102
§ 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 104
§ 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 109
ГЛАВА XIV. СИСТЕМА ПРАВА 111
§ 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. 111
§ 2. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО 114
§ 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА 116
§ 4. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 119
ГЛАВА XV. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 120
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЕГО ПРИНЦИПЫ 120
§ 2. ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА 122
§ 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 124
§ 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 126
§ 5. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО 127
§ 6. ОФИЦИАЛЬНОЕ ОГЛАШЕНИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА 131
ГЛАВА XVI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 132
§ 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 132
§ 2. УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 133
§ 3. ИНКОРПОРАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 135
§ 4. КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 139
§ 5. КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 140
ГЛАВА XVII. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 143
§ 1. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ОБЩИЙ ВЗГЛЯД 143
§ 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 144
§ 3. ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 154
ГЛАВА XVIII. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 157
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 157
§ 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВА И УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ 159
§ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 161
§ 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ 161
§ 5. ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ 163
ГЛАВА XIX. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 164
§ 1. ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 164
§ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - ВАЖНЕЙШАЯ 166
§ 3. СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА 167
§ 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВА 169
§ 5. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА 170
§ 6. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ. ПРИМЕНЕНИЕ 170
ГЛАВА XX. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 172
§ 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 172
§ 2. СПОСОБЫ, ВИДЫ И СТАДИИ ТОЛКОВАНИЯ 174
§ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ 178
ГЛАВА XXI. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 179
§ 1. ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕПРАВОМЕРНОГО 179
§ 2. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 180
§ 3. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 183
§ 4. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 185
§ 5. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 186
§ 6. ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 188
ГЛАВА XXII. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 191
ГЛАВА XXIII. ПРАВО И ЭКОЛОГИЯ 193
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 193
§ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО И ЭКОНОМИКА 196
§ 3. ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 197
ГЛАВА XXIV. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 199
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 199
§ 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 201
§ 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 204
§ 4. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 205
§ 5. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 206
ГЛАВА XXV. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 209
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ; ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ 209
§ 2. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА. 211
§ 3. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 213
§ 4. РЕЛИГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ 215
§ 5. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ИНДИИ, КИТАЯ И ЯПОНИИ 221
§ 6. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ 226
§ 7. ТРАДИЦИОННО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ 227
ГЛАВА XXVI. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 228
§ 1. ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 228
§ 2. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ 230
<< Пред. стр. 11 (из 11) След. >>