<< Пред.           стр. 4 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

  В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
  Элементами формы государства являются (см. схему 11):
 
 Схема 11
 
  ---------------------------------¬
  ¦ ЭЛЕМЕНТЫ ¦
  ¦ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ¦
  L----------------T----------------
  ¦
  ¦
  ------------------------+----------------------¬
 --------+--------¬ ---------+-------¬ ---------+--------¬
 ¦ Форма ¦ ¦ Форма ¦ ¦ Политический ¦
 ¦государственного¦ ¦государственного¦ ¦(государственный)¦
 ¦ правления ¦ ¦ устройства ¦ ¦ режим ¦
 L----------------- L----------------- L------------------
 
  1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
  2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
  3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
  Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
 
 § 3. Форма государственного правления
 
  Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (см. схему 12).
 
 Схема 12
 
  ----------------------------------¬
  ¦ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ¦
  ¦ ПРАВЛЕНИЯ ¦
  L----------------T-----------------
  ¦
  --------------------+------------------¬
  ¦ ¦
  ---------+--------¬ ----------+--------¬
  ¦ Монархии ¦ ¦ Республики ¦
  L--------T--------- L---------T---------
  ¦ ¦
  -------+------¬ --------------+------------¬
 -----+-----¬ ------+------¬ -----+------¬ -----+----¬ ------+-----¬
 ¦абсолютная¦ ¦ограниченная¦ ¦президент- ¦ ¦смешанная¦ ¦парламент- ¦
 ¦ ¦ ¦ (конститу- ¦ ¦ ская ¦ ¦ ¦ ¦ ская ¦
 L----------- ¦ ционная) ¦ L------------ L---------- L------------
  L-------------
 
  К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
  Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
  Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
  Признаки монархии:
  1) власть передается по наследству;
  2) осуществляется бессрочно;
  3) не зависит от волеизъявления населения.
  Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
  Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
  Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
  Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
  Признаки республики:
  1) выборность власти;
  2) ограниченность срока полномочий власти;
  3) зависимость от избирателей.
  В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
  В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.
  В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
  Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
 
 § 4. Соотношение типа и формы государства
 
  Освещая данный вопрос, оговоримся, что понятие "тип государства" нами будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же "форма государства" будет рассматриваться, по сути дела, форма правления.
  С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
  С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.
  Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.
  Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:
  1) уровня экономического развития общества;
  2) соотношения классовых сил;
  3) историко-национальных и культурных традиций;
  4) международной обстановки и т.п.
  Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.
  Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).
 
 § 5. Форма государственного устройства
 
  Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей (см. схему 13).
 
 Схема 13
 
  ----------------------------------------¬
  ¦ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ¦
  L-------------------T--------------------
  ¦
  ------------------------+-------------------------¬
 ----------+----------¬ -------+-----------¬ --------+--------¬
 ¦ Унитарное ¦ ¦ Федерация ¦ ¦ Конфедерация ¦
 ¦ государство ¦ +------------------- L-----------------
 +--------------------- ¦
 ¦ ¦
 ¦ -----------------¬ ¦ ----------------¬
 +-+централизованное¦ +-+территориальная¦
 ¦ L----------------- ¦ L----------------
 ¦ -----------------¬ ¦ ----------------¬
 L-+ децентрализо- ¦ L-+ национально- ¦
  ¦ ванное ¦ ¦территориальная¦
  L----------------- L----------------
 
  С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
  В зависимости от этого критерия различают следующие формы.
  Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
  В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
  Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
  Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.
  Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
  Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
  Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
  Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
 
 § 6. Политический режим: понятие, признаки, виды
 
  Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
  Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.
  По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
  Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично (см. схему 14).
 
 Схема 14
 
  ---------------------------------------¬
  ¦ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ ¦
  L------------------T--------------------
  ¦
  -------------------+-------------------¬
 ----------+-----------¬ ----------+---------¬
 ¦ Демократический ¦ ¦Антидемократический¦
 +---------------------- L-------------------+
 ¦ ¦
 ¦ ----------------¬ --------------¬ ¦
 +-+ либерально- ¦ ¦ тоталитарный+-+
 ¦ ¦демократический¦ L-------------- ¦
 ¦ L---------------- ¦
 ¦ ----------------¬ --------------¬ ¦
 L-+консервативно- ¦ ¦ фашистский +-+
  ¦демократический¦ L-------------- ¦
  L---------------- ¦
  --------------¬ ¦
  и другие ¦авторитарный +-+
  L-------------- ¦
  ¦
  --------------¬ ¦
  ¦деспотический+--
  L--------------
 
  и другие
 
  Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
  Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию "стиль государственного управления", но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук).
  Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
  Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
  Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки):
  степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
  характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
  положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  тип политического поведения; характер политического лидерства;
  доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
  меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
  В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.
  Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
  Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
  провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
  доминируют методы убеждения, компромисса;
  политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
  гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
  реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений) (см. схему 15).
 
 Схема 15
 
 -----------------------------------------------------¬
 ¦ ПРИЗНАКИ +-------¬
 ¦ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ¦ ¦
 L----------------------------------------------------- ¦
  ¦
  ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦ Население участвует в формировании +-----------+
 ¦ и осуществлении государственной власти ¦ ¦
 L------------------------------------------------- ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦ Решения принимаются большинством +-----------+
 ¦ с учетом интересов меньшинства ¦ ¦
 L------------------------------------------------- ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦Предполагает существование правового государства+-----------+
 ¦ и гражданского общества ¦ ¦
 L------------------------------------------------- ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦ Провозглашение и реальное обеспечение прав +-----------+
 ¦ и свобод человека и гражданина ¦ ¦
 L------------------------------------------------- ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦ Политический плюрализм +-----------+
 L------------------------------------------------- ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦ Верховенство закона +-----------+
 L------------------------------------------------- ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦ Доминируют методы компромисса, согласования +-----------+
 L------------------------------------------------- ¦
 -------------------------------------------------¬ ¦
 ¦ Выборность и сменяемость центральных и местных +------------
 ¦ органов государственной власти ¦
 L-------------------------------------------------
 
  и другие
 
  Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
  Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
  Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
  К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
  Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.
  Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
  Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
  К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
  Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
  Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
  К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
  Тоталитарный режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.
  В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
  Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:
  государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
  Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
  Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
  Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.
  Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
  Основные характеристики авторитарного политического режима:
  в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
  существует частичный плюрализм;
  права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
  Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
  Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
  Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
  Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
  Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
 
 § 7. Политический режим современной России
 
  Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.
  Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.
  Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, ее красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. - также весьма показательная политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей и т.п.
  Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире (например, "Социал-демократы", "Женщины России", "За гражданское достоинство" и т.п.). Подчас общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.
  В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.
  Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.
  Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х гг. Сейчас же средства массовой информации оказались под контролем олигархов, иными словами - "денежных мешков".
 
 Контрольные вопросы
 
  1. В чем заключаются различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?
  2. Из каких элементов состоит понятие "форма государства"?
  3. Каковы признаки монархии и республики?
  4. Как отличить унитарное государство от федерации?
  5. Назовите основные признаки демократического политического режима.
 
 Литература
 
  Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.
  Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994. Гл. 3.
  Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. Гл. 5.
  Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. N 4.
  Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 4, 7.
  Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб., 1999.
  Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.
  Современный буржуазный федерализм. М., 1978.
  Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. Гл. 3, 5.
  Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.
  Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. Гл. 6.
  Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
  Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
  Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
 
 Глава 5. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

<< Пред.           стр. 4 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу