<< Пред.           стр. 2 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу

  Хохлов Е.Б., Бородин В.В. Понятие юридического лица: История и современная трактовка // Государство и право. 1993. N 9.
  Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968.
  Эффективность правовых норм. М., 1980.
  Явич Л.С. Право и общественные отношения. М., 1971.
  Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.
 
 4. Литература к разделу
 "Правоохранительные проблемы в теории государства и права"
 
  Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
  Бельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления). М., 1988.
  Бельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (моральные, экономические и политические аспекты). М., 1989.
  Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Русская православная церковь. Российский фонд культуры. 1999.
  Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
  Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.
  Малеин Н.С. Правонарушение: Понятие, принципы, ответственность. М., 1985.
  Малеин Н.С. Закон, ответственность и злоупотребление правом // Советское государство и право. 1991. N 11.
  Малеин Н.С. О моральном вреде // Государство и право. 1993. N 3.
  Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
  Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. N 1.
  Цветков В.В., Щербак А.И. Дисциплина и ответственность в аппарате государственного управления. Киев, 1985.
  Шишов О.Ф. Преступление и административный проступок. М., 1967.
  Мальцев В. Слабость порождает вседозволенность // Российская газета. 1996. 24 января.
  Щербак А.И. Социальный механизм юридической ответственности должностных лиц. Киев, 1986.
  Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" // Российская газета. 1996. 12 марта.
 
 5. Литература к разделу
 "Гуманитарные проблемы в теории государства и права"
 
  Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
  Баталов Э. Гражданское общество // Народный депутат. 1992. N 13.
  Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: От идеи к осуществлению (политико-правовой взгляд). М., 1989.
  Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности // Государство и право. 1995. N 1.
  Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  Гражданское общество и правовое государство: Предпосылки формирования. М., 1991.
  Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. N 7.
  Защита прав человека в условиях перехода к рынку (материалы "круглого стола") // Государство и право. 1993. N 6.
  Ковалев М.И. Генетика человека и его права // Государство и право. 1994. N 1.
  Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1984. N 2.
  Манов Г.Н. Правовое государство и советский федерализм // Советское государство и право. 1991. N 1.
  Мартышин О.В. Российская конституция 1993 г. и становление новой политической системы // Государство и право. 1994. N 10.
  Оболонский А.В. Человек и государственное управление. М., 1987.
  Пастухов В.Б. Становление российской государственности и конституционный процесс: политологический аспект // Государство и право. 1993. N 2.
  Права человека: Проблемы и перспективы. М., 1990.
  Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // Государство и право. 1993. N 4.
  Ковалев Б.А. Тернистый путь к правовому государству // Российская газета. 1995. 31 мая.
  Синюков В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. 1993. N 5.
  Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения: Сб. стат. М., 1989.
  Туманов Г.А. Человеческий фактор государственного управления // Советское государство и право. 1986. N 10.
  Шкередов В.П. Экономика и право. М., 1990.
  Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. Черкесск, 1992.
  Алексеев С.С. Кодекс цивилизованного рынка // Российская газета. 1996. 14 марта.
  Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 1995 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
  Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 1996 г. N 277 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1995 году и задачах на 1996 год" // Российская газета. 1996. 19 марта.
  Алексеев С.С. Зачем лукавить - мы идем к капитализму // Российская газета. 1994. 18 марта.
  Всеобщая декларация прав человека (1948 год).
  Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год).
  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год).
  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1993. N 4.
  Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета // Русская православная церковь. Российский фонд культуры. 1999.
 
 Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 Мудрость с древнейших времен почитается людьми за то,
 что от нее получаются три плода: дар хорошо мыслить,
 хорошо говорить и хорошо делать.
 
 Демокрит
 
  - Возникновение теории государства и права как науки
  - Предмет теории государства и права
  - Методология теории государства и права
  - Теория государства и права как учебная дисциплина
 
 Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ
 
  У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии. Наряду с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Необходимо подчеркнуть, что период зарождения государственности и связанных с этим политических и правовых идей осуществлялся на почве религиозной мифологии. Общественные воззрения носили условно-правовой характер. Они еще не приобрели обособленную форму специальных знаний о месте и роли человека в окружающем его мире.
  Постепенно процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер. Достаточно отчетливо это проявлялось уже в I тысячелетии до н. э. Мифические представления о мироустройстве, сыграв огромную роль в развитии человечества, стали заменяться приобретаемыми эмпирическим путем и теоретическими обобщениями научными познаниями. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит выдающимся мыслителям, чьи идеи имеют непреходящее значение и по настоящее время.
  Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы. В то же время при помощи права обосновывалось подневольное положение рабов.
  Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук. Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению. Впоследствии римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах (рецепция римского права), в том числе и в современной правовой системе России.
  Процесс становления правового мышления в Древнем Риме складывался не только под влиянием идей греческих мыслителей. Например, Цицерон определял право как связь общества (народа, но не рабов). В справедливости его выражения о том, что "при грохоте оружия умолкают законы" можно убедиться и в наше время. Признание в I в. нашей эры христианства государственной религией также сыграло заметную роль в формировании правовых воззрений. Это заложило основы для возникновения теократической теории, одним из теоретиков которой стал константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345 - 407 гг.).
  Демокрит, известный своей энциклопедичностью знаний, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления. Он утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Потому что тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.
  В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н.М. Коркунов подчеркивал, что выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической, или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием. По свидетельству исследователей, не ранее XVII в. образуется особая наука - философия права.
  На философию права, как отмечает русский правовед Г.Ф. Шершеневич, оказало сильное влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права. В свою очередь, философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права.
  Такая разобщенность в подходе к определению содержания исследуемого вопроса наблюдается и в наше время. Без общей философии, математики, информатики, кибернетики, естествознания и других наук немыслима современная практическая юриспруденция. Каждая наука, образно говоря, живет собственной жизнью. Юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества.
  Процесс развития и усложнения характера общественных отношений, в свою очередь, повлек за собой необходимость совершенствования правовых предписаний, направленных на упорядочивание этих отношений в различных ситуациях и по различному поводу между всеми субъектами права - населением, государством и обществом.
  Г.Ф. Шершеневич в своей работе "Наука гражданского права в России", объясняя процесс зарождения юридической науки в России, отмечал, что, зная исторические условия умственного развития России, "принужденной скачками догонять Западную Европу, с которой после долгого разобщения ей пришлось в XVIII в. сближаться, нельзя было ожидать, чтобы наука права развивалась в России самостоятельно". "Молодая страна, вступившая недавно на путь культуры и цивилизации Западной Европы, завязавшая сношения с соседними странами, которых прежде чуждалась, естественно должна была обратиться к ним с научными запросами. Прежде чем приступить к самостоятельной разработке науки, русские люди принуждены были ознакомиться с тем, что уже было сделано другими в течение того долгого времени, когда Россия спала глубоким сном в своей национальной обособленности. Чтобы учиться, необходимы были учителя, а такими могли быть только иностранцы. Понятно, что молодые русские силы находились под полным влиянием идей своих наставников. Много нужно было времени, чтобы в России появились самостоятельные ученые, которые дерзнули бы высказать свои собственные взгляды, независимые от западных учений".
  Петр I активно стремился распространить в русском обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые люди за границу для изучения науки права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной Академии наук "положено было место для законоведения". Но все эти стремления остались без результата. Молодые люди успешно выучились за границей многому, но только не науке, переводные ученые сочинения не находили себе читателей, кресло члена по законоведению оставалось всегда вакантным в Академии. Только университетской науке, и то не сразу, удалось создать русское правоведение.
  В самом начале своего существования Московский университет состоял из трех факультетов: медицинского, юридического и философского. На юридическом факультете предусматривались следующие преподавательские должности: "профессор всей юриспруденции, который учить должен Натуральные и Народные Права и узаконения Римской, Древней и Новой Истории; профессор Юриспруденции Российской, который сверх вышеписанных должен знать и обучать особливо внутренние Государственные Права; профессор Политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки Государств между собой, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время".
  Юридический факультет был открыт в 1756 г. с момента приезда в Москву из Германии Филиппа Генриха Дильтея, который довольно долго представлял в своем лице весь юридический факультет. По его мнению, общий состав юридических наук на факультете должен был быть в следующем виде: естественное право; римское; уголовное и вексельное, русское, государственное с изложением отношений между государями. Кроме этого, он читал и морское право.
  Из школы Дильтея вышли первые русские ученые юристы Десницкий и Третьяков. Отправленные в Англию для продолжения образования, они изучали там не только юриспруденцию, но математику, химию и медицину. Обширный объем изучаемых наук не давал оснований требовать от них еще и специализации по юриспруденции. Оба они были назначены читать римское право, т.е. то, что на Западе понималось под именем юриспруденции. Десницкий преподавал пандекты, а Третьяков - институции и историю римского права.
  Десницкий, "наиболее талантливый", почувствовал вскоре недостаточность римской юриспруденции для русской жизни. Он не был простым догматиком или узким законником, но стремился проникнуть в ход постепенного развития таких важнейших институтов гражданского права, как брак и собственность, на почве истории и сравнения различных законодательств.
  Рассматривая перечень наук, читавшихся в конце XIX столетия на юридическом факультете Московского университета, мы находим, что по самому характеру преподавания трудно было ожидать отдельного чтения гражданского права. Кроме римского права студентам предлагались следующие предметы: энциклопедия права и история права, теория законов по Монтескье, право естественное и народное, этика. Преподавание носило отвлеченно философский характер. Оно было чуждо изучению положительного законодательства. Некоторое исключение составляло "только преподавание Горюшкина, читавшего русское законоведение и практические в нем упражнения. Причем последние заключались в писании бумаг и изучении делопроизводства".
  В СССР юридическая наука идентифицировалась с правоведением и юриспруденцией. Она понималась как "общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом" <*>.
  --------------------------------
  <*> Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 412 - 413.
 
  Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.
  Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является "право", которое составляет явление "общественной", а затем "государственной" жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне "государства", которое, в свою очередь, предполагает понятие об "обществе".
  В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с "прародительницей".
  Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека.
  Как философу сложно понять закономерности математики без знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно решать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он работает: законность в экологических отношениях может обеспечить только тот юрист, который знает основы экологии и т.д.
  И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.
  Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки? Ответ очевиден - для нее эта задача непосильна. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права.
  Политология права. Утверждение В.И. Ленина о том, что "закон есть мера политическая, есть политика", в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть. Такой вывод основывается на том, что современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.
  Политика - и многообразное, и универсальное явление. В ней концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.
  Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.
  В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития. Политология права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.
  Основной задачей политологов права является отбор, систематизация, отражение точных данных о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций. Это нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику.
  Разобщенность между общегосударственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отраслевыми юридическими науками (политикой гражданского, финансового, земельного, уголовного права), наносит ущерб главному - практике правового регулирования общественных отношений. Политология права должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития. Подобное возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.
  Общая теория права. Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Коркунова, Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Глюка, Майера, Шеллинга, Канта и др. - создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.
  Н.М. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует "разложить" на его отдельные "органы" и "элементы", определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей".
  Общая теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, т.е. наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.
  Главную задачу общей теории права Сорокин формулирует следующим образом:
  - определить правовое явление;
  - описать его основные признаки;
  - классифицировать виды права;
  - закономерности происхождения и развития права;
  - исследовать основные законы;
  - изучить основные общественные функции права и его социальную роль.
  Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право - это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.
  Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения. Обязательным условием действия права в современных условиях (средой его функционирования) должны быть: предметные параметры, временной и пространственный факторы, возможность принудительно-волевого характера воздействия на определенный вид общественных отношений.
 
 Тема 2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 
  Понятие "Теория государства и права" рассматривается в двух значениях (смыслах): широком и узком. В широком понимании - это все учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как юридическая наука, юриспруденция, правоведение. Более широко этот термин употребляется в узком понимании - как один из видов юридической науки, представляющей совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
  Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Как юридическая наука она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.
  Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи. Важно уметь отличать ее предмет от предмета иных юридических наук:
  - общеисторических наук о государстве и праве (история государства и права, история политических и правовых учений);
  - отраслевых юридических наук (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и других);
  - специальных юридических наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других).
  В системе юридических наук теория государства и права - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки.
  Функции теории государства и права соответствуют функциям всего правоведения (теоретико-познавательной, идеологической, практически-прикладной) и связаны в основном с проблемами юридической науки, решением главных стратегических задач в сфере государственно-правовой политики. В этой связи к функциям теории государства и права относятся:
  1. Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку. Еще она объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
  2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
  3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.
  Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
 
 Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 
  Методология - это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний. Давая характеристику методам, которыми пользуется теория государства и права, нужно исходить из того, что методологической основой этой науки, как и всех других наук, служат общие, частные и специальные методы.
  Студенты должны хорошо осознать содержание общечеловеческих принципов познания и функционирования государства и права. Необходимо четко представлять, что основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет не вульгарно-социалистический, а системный и комплексный подход. Классовый подход достаточно хорошо объясняет историческую изменчивость конкретных государственно-правовых явлений и процессов, но его никак нельзя назвать единственно верным и все объясняющим. Социально-политическая практика как критерий истины не подтвердила этого. Не подтвердила она и сформированный идеологической пропагандой образ советского государства реально социалистического как до конца демократического и общенародного, а советской правовой системы как наилучшей по сравнению со всеми другими.
  На основе диалектического и исторического материализма теория государства и права использует системно-структурный, функциональный, сравнительный, статистический, кибернетический, социологический и другие методы. Важное значение для этой науки имеют и специфические методы: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический и правовой эксперимент. Все эти методы формируют культуру мышления и способствуют эффективной работе юриста-профессионала.
  Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы:
  1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития. Затем с учетом этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
  2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность. Она формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.
  3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.
  4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе и в теории государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и в силу определенных причин пренебрегает другими как несущественными, побочными, то она неизбежно становится на тупиковый путь своего дальнейшего развития. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний.
  При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.
  Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Отпадает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.
  Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
  Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и может сделать новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).
  Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы и единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения. Затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права. После этого выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права. Завершить этот процесс можно исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.
  Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза - это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию. Выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции развития.
 
 Тема 4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
 
  В учебной дисциплине рассматривается часть общетеоретического материала, который излагается в учебниках и лекциях в максимально доступной форме, для того чтобы получить необходимый минимум научных данных. Именно этим теория государства и права как учебная дисциплина отличается от теории государства и права как науки.
  Теория государства и права как учебная дисциплина призвана обеспечить усвоение студентами основ общетеоретических знаний, их методологических и политико-юридических начал, важнейших правовых понятий; ознакомить с особыми терминами и специфическим языком юридической науки; подготовить студента к усвоению им специальных дисциплин - конституционного, административного, гражданского и других отраслей права; сформировать у студентов научное юридическое мировоззрение, общеправовую ориентировку, правовую культуру, а также способность принимать компетентные решения в профессиональной деятельности.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какое место занимает теория государства и права среди юридических наук?
  2. Что является предметом изучения теории государства и права?
  3. Сформулируйте определение понятия теории государства и права?
  4. Каковы основные характеристики функций у теории государства и права как науки?
  5. Дайте основную характеристику методам, применяемым теорией государства и права.
  6. Для чего необходимо студентам изучение курса теории государства и права?
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 а) основная
 
  Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
  Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
  Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва-Нальчик: Изд. центр "Эльфа", 1995.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1993.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1976.
  Королев А.Н., Явич Л.С. и др. Историческое и логическое в познании государства и права. М., 1988.
  Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
  Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1987.
  Козлов В.А. Проблемы предмета и общей методологии права. Л., 1989.
  Россолов М.М. Проблемы управления и информации в праве. М., 1991.
  Сырых В.М. Метод правовой науки. М., 1980.
  Ленин В.И. О государстве. ПСС.Т. 39. С. 64 - 68.
  Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. Казань, 1893.
  Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.
  Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. М.: Юрист, 1999.
  Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М., 1996.
  Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1982.
  Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994.
  Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.
  Мартышин О.В. О либерально-юридической теории права и государства // Государство и право. 2002. N 10. С. 5 - 16.
  Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. 2004. N 7. С. 5 - 11.
  Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. N 10. С. 5 - 14.
  Мартышин О.В. Нравственные основы теории государства и права // Государство и право. 2005. N 7. С. 5 - 12.
  Закомлистов А.Ф. Концептуальная сущность юриспруденции // Государство и право. 2003. N 12. С. 99 - 103.
 
 б) дополнительная
 
  Каламкарян Р.А. Российская Федерация: 21-й век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве (По материалам научно-практической конференции) // Государство и право. 2003. N 10. С. 94 - 101; N 11. С. 113 - 119.
  Колоскова И.Ю., Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа (Советский период) // Государство и право. 2003. N 10. С. 63 - 70.
  Исаев М.А. О понятии права и государства в скандинавской доктрине права // Государство и право. 2004. N 3. С. 64 - 70.
  Итоги всероссийской переписи населения 2002 г. (сокращенный вариант) // Российская газета. 2004. 31 марта.
  Саломатин А.Ю. История юридической профессии в США (конец 18 - начало 19 веков) // Государство и право. 2004. N 2. С. 91 - 97.
  Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. 2004. N 4. С. 17 - 22.
  Пьянов Н.А. Теория государства и права как учебная дисциплина // ЮрСибВестник. 1996. N 4.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4.
  Саломатин А.Ю. История юридической профессии в США (конец 18 - начало 19 веков) // Государство и право. 2004. N 2. С. 91 - 97.
  Брыльгин А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. 2004. N 4. С. 17 - 22.
  Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права // Государство и право. 2004. N 11. С. 10 - 18.
  Соколов Н.Я. Юридическая профессия: Понятие, сущность и содержание // Государство и право. 2004. N 9. С. 22 - 30.
  Пономарева И.П. Проблемы методологии науки конституционного права // Журнал российского права. 2004. N 3.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
  Актуальные проблемы конституционного и административного права на современном этапе развития российской государственности // Материалы научно-практической конференции юридического факультета МГУ 28 апреля 1998 г.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Головастикова А.Н. Философское содержание категории "жизнь" и ее реализация в праве // Государство и право. 2005. N 6. С. 30 - 39.
  Ермошин В.В. Философия истории и государство // Государство и право. 2005. N 10. С. 21 - 27.
  Короткова Н.В. Нравственные основы теории государства и права (Международная научная конференция) // Государство и право. 2005. N 8. С. 91 - 100.
  Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. 2005. N 5. С. 37 - 38.
  Лапаева В.В. Законодательство о науке: История формирования и перспективы развития // Журнал российского права. 2005. N 11.
  Протасов В.Н. О "специальной" теории государства и права // Журнал российского права. 2005. N 8.
  Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. N 1.
 
 Раздел 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 
  - Общая характеристика первобытно-общинного строя
  - Причины и условия возникновения государства и права
  - Пути реформирования государства и права
  - Общая характеристика теорий происхождения государства и права
 
 Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ
 
  Изучение процесса происхождения государства и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.
  Ученые едины во мнении о том, что экономической основой первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Этому строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Наиболее устойчивой формой была родовая община. Она представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.
  В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было.
  В первобытном обществе действовали и определенные правила поведения. К ним прежде всего относились обычаи. Посредством обычаев, тесно связанных с первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались производственные, семейные и иные общественные отношения. Крайней мерой наказания было изгнание из рода.
  В первом приближении характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:
  - они исходили от рода и выражали его волю и интересы;
  - исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;
  - специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было;
  - не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.
 
 Тема 2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 
  Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.
  Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей.
  Прежде всего следует отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.
  Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп. Их члены приобретают новые культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины.
  В то же время становление товарного производства вело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самих родовых групп.
  В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся имущественные и иные привилегии. Сначала они рассматривались лишь как эквивалент тем возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими функциями он принял. Но самое главное, что глава рода кроме традиционных функций, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию - функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода.
  Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это привело к качественному изменению статуса власти. Власть все более становится властью положения, приобретает более управленческий характер. Она все менее становится связанной с личными качествами вождя. И хотя еще сохраняется система выборности, все большее значение приобретают не просто авторитет, а амбициозность, стремление к навязыванию своей воли коллективу, стремление получать не просто власть, но и все связанные с ней имущественные и личные привилегии.
  Наряду с изменениями структуры внутри рода происходят изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест (кровосмешение), что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное - функции управления прибавочным продуктом.
  Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.
  Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть.
  Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.
  Почти во всех литературных и научных источниках войны признаются вторичным фактором. В целом можно согласиться с этой точкой зрения. Однако необходимо сделать оговорку, что для ряда государств на определенном этапе они, безусловно, были первичными факторами. Здесь уместен пример об итогах Второй мировой войны (1939 - 1945 гг.) в Европе, одним из результатов которой явилось возникновение ряда социалистических государств, образовавших впоследствии мировую систему социализма. В ее состав на договорных началах входили государства, расположенные на различных континентах.
  Главной задачей вооруженных сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати не только от внешних врагов, но и от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть как прибавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности.
  Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были еще не классовые структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).
  Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право". Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
  Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
  Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.
  В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).
 
 Тема 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 
  В новых экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Требовался уже другой властный механизм, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет равновесие. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало государство, являющееся гениальным искусственным образованием человеческой мысли.
  В настоящее время доминирует мнение о том, что формирование государства шло по двум направлениям, которые получили название "восточное" и "западное".
 
 "Восточный" путь
 
  Понятие "Восток" используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частнособственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.
  Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

<< Пред.           стр. 2 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу