<< Пред.           стр. 28 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу

  --------------------------------
  <*> Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 585.
 
  Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.
  В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.
  Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.
  Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.
 
 Тема 3. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
 
  Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество, в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и гражданского общества. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Зорькин отметил, что "правовое воспитание, формирование современного массового правосознания является сейчас важнейшей задачей. Если Россия не справится с этой задачей, она не возьмет правовой барьер, а значит, и не станет правовым государством" <*>.
  --------------------------------
  <*> Закатнова А. Правовой барьер // Российская газета. 2006. 15 марта.
 
  Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
  Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.
  Элементами правовой культуры являются квалифицированное правотворчество и правоприменение; правосознание народа, социальных групп и отдельных граждан.
  Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; политическими, нравственными, правилами общественных организаций, обычаями, традициями.
  Идейное целевое единство социальных норм не исключает различий между правовыми и другими социальными нормами. Эти различия проявляются в содержании и характере регулирования ими общественных отношений; в способах их установления; в формах выражения; в способах охраны и степени определенности мер воздействия, применяемых к их нарушителям.
  Социальные нормы каждого вида имеют свои особенности, по-разному осуществляют регулирование различных сторон общественной жизни.
  Среди социальных норм программные документы политических партий (определение конечных целей и способов их достижения - как правило, это повышение уровня жизни населения, достигаемое на фоне внедрения в повсеместную практику демократических принципов справедливости, равенства, законности действий) занимают одно из ведущих мест по силе общего воздействия на процесс развития общества. В то же время уставные требования, предъявляемые вроде бы только к членам политических партий и носящие сугубо корпоративный характер (партийная дисциплина, права и обязанности), также могут оказывать определенное воздействие на привлечение под свои знамена определенной части граждан.
  Нравственность или мораль - это признаваемая абсолютным большинством населения совокупность правил поведения, выработанных в соответствии с определенными в конечном счете экономическими условиями жизни, взглядами о добре и зле, долге и справедливости, совести и чести, похвальном и постыдном и т.д.
  Нормы общественных организаций - это установленные их учредительными или руководящими органами правила поведения, выраженные в уставах и решениях, направленные на выполнение задач данной общественной организации (профсоюзы).
  Обычаи и традиции порождаются образом жизни. Для их соблюдения нужна внутренняя убежденность человека.
  Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений.
  Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.
  Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания - политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни.
  Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система, в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Что такое правосознание?
  2. Что включает в себя правовая культура?
  3. Каким образом право оказывает влияние на правосознание?
  4. Для чего необходимо правовое воспитание?
  5. Уровни правосознания.
  6. Виды правосознания.
  7. Правосознание граждан Российской Федерации.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 а) основная
 
  Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
  Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
  Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.
  Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. М., 1969.
  Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета // Русская православная церковь. Российский фонд культуры, 1999.
  Молчанов С. Правовая культура в социальной жизни: Вопросы методологии // Правоведение. 1991. N 1.
  Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986.
  Татаринцев Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика. М., 1990.
  Козюбра А.Н. Перестройка и правовое воспитание советских граждан. Киев, 1989.
  Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? М.: Просвещение, 1998.
 
 б) дополнительная
 
  Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.
  Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Журнал российского права. 2003. N 2.
  Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. N 10.
  Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. N 11.
  Вершок И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. N 3. С. 42 - 49.
  Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. N 10. С. 24 - 30.
  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина.
  Что для гражданина право, то для чиновника долг (Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год) // Российская газета. 2005. 31 марта.
  Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография. М.: Институт государства и права РАН, 1993.
  Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля.
  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.).
  Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.).
  Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. N 3.
  Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы международной научно-практической конференции (Москва. 2003. 4 апреля). М.: Московский университет МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003.
  Актуальные проблемы конституционного и административного права на современном этапе развития российской государственности // Материалы научно-практической конференции юридического факультета МГУ 28 апреля 1998 г.
  Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции (2004. 18 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004.
  Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции (Москва. 2005. 26 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2005.
  Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции (Москва. 2006. 19 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2006.
  Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества: Сборник материалов 2-й Международной конференции (Москва. 2006. 19 мая) // Факультет права МФПА.
  Исаева Л.Н. Сознание и правопонимание // Государство и право. 2004. N 8. С. 106 - 109.
  Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. N 12. С. 65 - 69.
  Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. N 3.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Примаков Е. 2003-й - итоги, 2004-й - начало // Российская газета. 2004. 15 января.
  Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
  Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
  Закатнова А. Правовой барьер в сознании каждого человека предлагает взять Валерий Зорькин // Российская газета. 2006. 15 марта.
  Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. N 2. С. 102 - 104.
  Кроткова Н.В. Нравственные основы теории государства и права (Международная научная конференция) // Государство и право. 2005. N 8. С. 91 - 100.
  Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. 2005. N 4. С. 9 - 17.
  Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: Состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. 2005. N 4. С. 28 - 36.
  Пересыпкин А.С. Некоторые аспекты исследования конституционного правосознания // Государство и право. 2005. N 1. С. 92 - 96.
  Хайруллин В.И., Улла В. Бонденсон. Моральный климат Скандинавии // Государство и право. 2005. N 7. С. 119 - 121.
  Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. N 4. С. 84 - 90.
  Юрашевич Н.М. Правосознание и право: Общность и различия // Государство и право. 2005. N 7. С. 69 - 74.
 
 Раздел 23. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА
 
  - Соотношение государства, права и экономики
  - Воздействие права на экономику
  - Воздействие государства на экономику
  - Советская социалистическая модель государственного управления экономикой
  - Западная либеральная модель государственного воздействия на экономику
 
 Тема 1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
 
  Экономика (от греч. oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства) как термин на протяжении исторически длительного времени носит устойчивый характер. В контексте излагаемого материала различными словарями он определяется как "Совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе <*>" или как "Совокупность производственных отношений определяющих общественно-экономические формации, экономический базис общества" <**>.
  --------------------------------
  <*> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 1985. С. 786.
  <**> Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 1530.
 
  В этих устоявшихся словосочетаниях просматривается тесная связь между государством и характером экономических отношений посредством установления правового режима, позволяющего наиболее эффективно решать общие задачи. Государство всегда и постоянно, но в различной форме присутствует в национальной экономике.
  В либеральном варианте государство ограничивается обеспечением в стране верховенства закона; поддержанием обороноспособности; определением макроэкономической политики.
  В нейтральном варианте - при переходном этапе, переживаемом государством. В этот период государство берет на себя обязанность обеспечения населения медицинскими услугами; возможностью получения образования; решение вопросов социальной защиты определенных слоев населения; обеспечение экологической безопасности.
  "Дирижистский" вариант означает усиление роли государства в вопросах содействия развития экономики. Оно начинает принимать активное участие в регулировании рыночных отношений и активно заниматься предпринимательством.
  С появлением в XVIII веке либерализма возник не прекращающийся спор (конфликт) с переменным успехом между ним и автократией за право оказывать влияние на формирование международной политики и соответствующей системы права. Это выражалось в создании различных противостоящих блоков и союзов государств. Джеймс Медисон называл это "великой борьбой между свободой и деспотизмом". Затем в процесс противостояния включились религиозные, этнические и культурные противоречия. На фоне этих противоречий мировое сообщество так и не смогло выработать единых критериев, позволяющих эффективно подходить к организации типа экономики с учетом существующего в стране политического режима.
  Следует отметить, что экономическая свобода не является точным и объективным показателем роста благосостояния. В этом, да и других подобных рейтингах всегда присутствует и политическая составляющая. Например, отнесенная к "преимущественно несвободным" экономика Китая на протяжении ряда лет демонстрирует устойчивый ежегодный рост ВВП 9 - 10%, а "свободная экономика" США - только 4%. В то же время бедная Грузия (777 долл. ВВП на душу населения) занимает 68 место, а Россия (2138 долл.) и Венесуэла (4009 долл.) - на 122 и 152 местах соответственно. В нижеприведенной таблице <*> отражен рейтинг экономической свободы стран СНГ за 2005 г., составленный американским аналитическим центром Heritage Foundation.
  --------------------------------
  <*> Дзись-Войнаровский Н. В России обнаружили позапрошлогоднюю свободу // Коммерсантъ. 2006. 10 января.
 
 Страна Место Индекс Грузия 68 2,98 Киргизия 71 2,99 Украина 99 3,24 Казахстан 113 3,35 Россия 122 3,50 Азербайджан 123 3,51 Таджикистан 137 3,76 Узбекистан 144 3,91 Туркмения 148 4,04 Белоруссия 151 4,11
  В плане соотношения государства и права с экономикой главным вопросом является примат экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.
  Следует учитывать, во-первых, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство. Только в конечном счете это делается, как правило, не линейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот - в частности, на направление ее деформаций.
 
 Тема 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ЭКОНОМИКУ
 
  Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, являются наиболее адекватной формой экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственная, приказная) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений.
  Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
  Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они - носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.
  Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.
  Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная ее часть. В правовой науке существует мнение, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Сторонники этой теории ссылаются на Европу XIX века, когда произошло, якобы, окончательное формирование англосаксонской и романо-германской правовых систем.
  Автору представляется, что это спорная точка зрения, так как правовая система - процесс живой, остановить его и зафиксировать в каких-либо формах нельзя, как нельзя остановить время. С развитием общества трансформируются и правовые системы. Считать ту или иную систему раз и навсегда установившейся - значит спорить с законами диалектики.
 
 Тема 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ
 
  Право как социальный институт возникает вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
  Государства не могут воплощаться в любые формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.
  Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Кроме того, она зависит и от других факторов, определяющим из которых является уровень экономического развития общества.
  Если право воздействует на экономику как бы изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Это проявляется в следующем.
  Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.
  Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.
  В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др. На примере России можно наблюдать, что происходит, когда государство перестает выполнять эти функции.
  С усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике. В странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым.
  Чтобы осознать необходимость государственного регулирования экономики, человечеству потребовалось пройти через ряд жестких экономических кризисов. Наиболее крупным из них является, в частности, глобальный кризис экономики США 1933 г., принесший потери, исчисляющиеся сотнями миллионов долларов. Кризисы 20 - 30-х гг. XX в. в полной мере обозначили необходимость социального контроля общества над экономикой, пролили свет на несостоятельность принципа невмешательства государства в экономику и нацелили на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного регулирования экономики.
  Речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.
  Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя, как было в СССР. Порочность подобной системы состоит в следующем.
  Во-первых, государство "отключает" действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, не соответствующий коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т.е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо.
  Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.
  Государство - организация, выполняющая полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них - это нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д.
  Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления. В сегодняшней России налоги нередко носят конфискационный характер. Для того чтобы выжить в этих условиях, производители вынуждены искать законные и незаконные способы ухода от налогов.
  Понимая это, законодательно на территории России в 2006 г. было запланировано создание 10 особых экономических зон двух типов со сроком действия 20 лет: промышленно-производственных (площадью не более 20 км кв. под сборочные производства) и технико-внедренческих (площадью не более 2 км кв. для создания и коммерциализации научных разработок). Для этих зон снижен единый социальный налог до 14%. Предусмотрены таможенные льготы.
  Целью особых экономических зон является создание благоприятных условий для развития бизнеса. Необходимо отметить, что в середине 90-х годов XX столетия на территории России уже создавались 11 свободных экономических зон. На практике они были превращены в оффшоры, где благодаря льготному налогообложению "отмывались" деньги.
  Создание особой экономической зоны (промышленно-производственная зона "Казинка") на территории Липецкой области по значимости и масштабам ее губернатор Королев О.П. сравнил со ставшим историческим решением о строительстве первостепенного в 30-е годы XX столетия для всей страны Новолипецкого металлургического комбината. Успешная реализация этого проекта позволит разместить в ней производства стоимостью не менее 200 млрд. руб. На этой территории смогут работать от 15 до 20 крупных заводов. Предполагается участие более 50 резидентов, в том числе и крупнейших фирм США, Германии, Франции, Канады и Австрии. Создадутся 12 - 13 тыс. новых рабочих мест. Реализация этого проекта позволит привлечь более 21,5 млрд. руб. инвестиций в экономику области. Более эффективно будут решаться вопросы социально-экономического развития области.
  В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.
  Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных "достижений" становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.
  Одной из центральных и наиболее постоянных дискуссионных проблем экономической теории и экономической политики продолжает оставаться вопрос о роли государства в стимулировании экономических отношений. Доминирующие взгляды по этой имеющей большое практическое значение для развития любого общества проблеме неоднократно менялись. Соответственно подвергалась радикальным изменениям и стратегия развивающихся стран.
  Например, исследователи японского экономического чуда выделяют четыре фазы японской промышленной политики: восстановление внутреннего производства (50-е годы); быстрое увеличение экспортной продукции (60-е годы); развитие высокотехнологических производств (70-е годы); развитие инновационных процессов (80-е годы). По схожему сценарию строили экономическую политику и другие государства: Южная Корея, Тайвань, Испания, Франция.
  Успешное решение последовательно расположенных задач позволило увеличить японский душевой ВВП с 20% (1950 г.) по отношению к американскому показателю до 66% к середине 80-х годов XX столетия. Сегодняшний российский душевой ВВП по отношению к американскому составляет около 25%.
  Результаты проведенных исследователями <*> экономических расчетов по данным о более 100 странах за период, равный 25 годам, свидетельствуют о следующем. Для обеспечения быстрого роста экономики государство должно следовать весьма сложной стратегии, постоянно выбирая политику, адекватную стадии модернизации. Своевременно изменять ее при переходе от одной стадии к другой.
  --------------------------------
  <*> Полтерович В., Попов В. Четыре стадии модернизации // Коммерсантъ. 2006. 10 мая.
 
  Далеко не всем государствам удалось успешно решить поставленные задачи. Для развивающихся стран наиболее характерными ошибками были: ошибка инерции и ошибка преждевременного перехода к следующей стадии. Россия, по мнению специалистов, также допускает ошибки. Не до конца решив задачи первой и второй стадий, она уже стремится проводить экономическую политику, характерную для третьей и четвертой стадий.
  Весьма распространенным инструментом государства по повышению своей конкурентоспособности в различных отраслях становится кластерная политика. Ее автором считается профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других структур, предназначенных дополнять друг друга и усиливать конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Например, в экономике США 32% занятости населения обеспечивают кластеры, а в Швеции - 39%.
  Кластерная политика в отдельно взятой стране зависит от специфики экономической политики, проводимой государством. Либеральная кластерная политика характерна для стран, проводящих либеральную экономическую политику, отдавая предпочтение рынку (США, Великобритания, Австралия, Канада). Дирижистская кластерная политика характерна для стран, в которых органы государственной власти играют активную роль в регулировании экономических процессов (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения). Кластеры могут развиваться и по инициативе региональных властей. Это уже наблюдается и на примерах субъектов Российской Федерации.
  Принципиальными отличиями между либеральной и дирижистской кластерной политикой являются следующие:
  1. В определении приоритетов дирижисты на государственном уровне выбирают отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать. Либеральные ограничиваются развитием тех кластеров, которые сформированы рынком.
  2. Дирижисты целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а либеральные крайне редко участвуют в этом процессе.
  3. Дирижисты самостоятельно выбирают регион для создания кластера, а также определяют объем его финансирования. Либералы создают систему стимулов для заинтересованности региональных властей, на которых возлагается вся ответственность за эффективность создаваемого кластера.
  Особенностями развития кластеров в экономике современной России является ограниченность финансовых ресурсов регионов; административные ограничения со стороны федеральных органов государственной власти; географические масштабы страны.
 
 Тема 4. СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
 ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
 
  Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно:
  - практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда, кроме государственной или находящейся под доминирующим воздействием государства;
  - гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая, безответственность хозяйствующих субъектов;
  - ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударствленной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции;
  - заидеологизированность экономики и управления ею, фальсификация экономической информации;
  - ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой;
  - хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики.
  Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи "на выживание" или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие многофакторные проекты.
  Следует отметить, что централизация не только экономики, но и государственного управления в целом является отличительной чертой периода действия особых правовых режимов, носящих в обязательном порядке временный характер (чрезвычайное положение, военное положение, период гражданской войны, военное время и т.д.).
  Распад мировой социалистической системы повлек за собой переход бывших социалистических государств на капиталистический путь развития и формирование рыночных отношений. В этих условиях по-разному стала трактоваться роль государства. Эти государства выходили из социализма тремя путями.
  Страны Восточной Азии (главным образом Китай и Вьетнам) приступили к строительству капитализма с сельского хозяйства, постепенно перейдя на промышленность и сферу услуг. На протяжении двух десятилетий в этих государствах частная собственность признавалась наравне с другими формами государственной собственности. Китайская экономика достаточно автономна от влияния мировой экономики. Перспективное планирование экономических отношений в Китае, как и в Белоруссии, продолжает осуществляться на основе пятилетних планов.
  В марте 2006 г. на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей, являющегося высшим законодательным органом КНР, был принят очередной 11-й пятилетний план на 2006 - 2010 гг. В эти же сроки в Белоруссии также была принята очередная программа социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 гг. В составе СССР Белоруссия была дотационной (1 млрд. долл.) республикой. Сейчас темпы роста ВВП в ней одни из самых высоких среди стран - членов СНГ.
  В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) капитализм строился "сверху". В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала.
  В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок. Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала <*>. В них создана достаточно стабильная многопартийная демократия.
  --------------------------------
  <*> Селиньи И. Плюрализм капитализмов // Коммерсантъ. 2006. 15 марта.
 
 Тема 5. ЗАПАДНАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
 ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ
 
  Современные позиции по этому вопросу наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, - его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику. Вот основные из них:
  - рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий;
  - личность должна быть свободной, а в основе этой свободы лежит частная собственность;
  - свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот;
  - либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность;
  - без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум;
  - главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования;
  - за конкуренцию, но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство;
  - государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру.
  На степень эффективности взаимоотношений определенное воздействие оказывает этика поведения участников, а также роль и место религии в обществе. Согласно общепринятой концепции Макса Вебера появление протестантской этики стало причиной возникновения капитализма и последующего экономического прогресса в Европе. Экономический подъем в странах Восточной Азии связывают с господствующей конфуцианской этикой, основанной на принципах коллективизма.
  Этика исламской религии запрещает все сделки с целью обогащения (с процентами). Именно эти обстоятельства объясняют экономическое отставание мусульманских государств. В то же время исследователи полагают, что эти государства не смогли своевременно отреагировать на процесс глобализации и обострение конкурентной борьбы. На уровень благосостояния населения повлиял и демографический взрыв. Например, население стран Ближнего Востока и Северной Африки с 1975 по 2002 г. возросло в два раза - с 214 до 423 млн. человек. ВВП стран этих регионов в 2004 г. составил 1,7 трлн. долл., что сопоставимо с суммарным ВВП России и Украины. Валовый национальный доход на душу населения в странах Ближневосточного региона в 2004 г. составил около 2 тыс. долл. Соответственно в России этот показатель составлял 3,4 тыс. долл., а в странах еврозоны - 28 тыс. долл.
  В последние годы финансисты государств, где господствующей (государственной) религией является ислам, совместно с юристами разработали законодательство и соответствующие механизмы его реализации, позволяющее развивать экономические отношения, не нарушая нормы ислама. К ним следует отнести такие понятия, как мудараба - замена кредита; сукук - исламские облигации; мушарака - замена банковского вклада на долевое участие. Процесс адаптации ислама к современной экономике носит постоянный характер.
  Этические нормы лежат и в основе антидемпингового законодательства, разрабатываемого не только отдельными государствами, но и специализированными международными организациями. Их предписания распространяют свое действие на страны, являющиеся членами этих организаций. Например, в 2005 г. было инициировано 178 расследований (рекордным является 2001 г. - 335 разбирательств) в отношении государств, из них: 33 - против Китая; 9 - против США и 5 - против России.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Каким образом экономика оказывает влияние на государство и право?
  2. Роль государства в процессе формирования экономических отношений.
  3. В чем заключается отличие социалистических экономических отношений от рыночной экономики?
  4. Назовите обстоятельства, послужившие причиной для проведения экономической реформы в России.
  5. Почему возникла необходимость смены стратегического курса экономических преобразований в России?
  6. Особенности правового регулирования экономических отношений в современной России.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 а) основная
 
  Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
  Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Лойберг М.Я. История экономики. М.: ИНФРА-М, 1997.
  Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 1997.
  Конституция Российской Федерации.
  Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 декабря.
 
 б) дополнительная
 
  Устав Организации Объединенных Наций (вместе с Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи) (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.).
  Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16 июня 1995 г.).
  Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1928 года) (принят в г. Гаване 20 февраля 1928 г.).
  Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (вместе с Протоколом об Уставе Европейского инвестиционного банка и Протоколом об Уставе Суда Европейского экономического сообщества) (Договор и Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка подписаны в г. Риме 25 марта 1957 г.) (Протокол об Уставе Суда Европейского экономического сообщества подписан в г. Брюсселе 17 апреля 1957 г.).
  Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.).
  Заключительный документ Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии (вместе с Европейской энергетической хартией) (подписан в г. Гааге 16 - 17 декабря 1991 г.).
  Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (подписан в г. Москве 29 марта 1996 г.).
  Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26 февраля 1999 г.).
  О ходе экономической реформы в Российской Федерации // Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 5 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Суда РФ. 1992. N 12. С. 3 - 142.
  Абалкин Л. Размышления о стратегии и тактике экономической реформы // Вопросы экономики. 1992. N 2. С. 3 - 11.
  Баренбойм П. "Три кита" правового обеспечения экономической реформы // Советская юстиция. 1997. N 15. С. 11 - 52.
  Ельцин Б.Н. Об укреплении Российского государства // Российская газета. 1994. 25 февраля.
  Доклад Генерального секретаря ООН (май 1994 г.) "Развитие и международное экономическое сотрудничество" // Государство и право. 1995. N 1.
  Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. // Российская газета. 2001. 21 августа.
  Медведев Р. Посрамление оракулов: Россия пошла в рост // Российская газета. 2000. 1 февраля.
  Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // Российская газета. 2002. 19 апреля.
  Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
  Примаков Е. 2003-й - итоги, 2004-й - начало // Российская газета. 2004. 15 января.
  Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
  Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
  Барсенков А. Власть и общество в переходной России // Российская газета. 2004. 26 ноября.
  Никонов В. Стратегия Путина // Российская газета. 2004. 22 декабря.
  Время жить в России (из выступления Владимира Путина на Совете безопасности) // Российская газета. 2005. 18 марта.
  Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля.

<< Пред.           стр. 28 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу