<< Пред.           стр. 5 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу

  Политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.
  Политическая деятельность может рассматриваться как разновидность социальной деятельности, связанной с отстаиванием (или представлением) интересов больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности).
  В конституциях различных государств отсутствует определение понятия "политическая партия". В них следующим образом определяются только цели и задачи. Например, политические партии: "содействуют выражению мнений голосованием" (ст. 4 Конституции Франции); способствуют "выражению народной воли и организации политической власти" (ст. 47 Конституции Португалии); "должны служить свободному функционированию демократического режима" (ст. 29 Конституции Греции); должны "демократическим путем содействовать определению национальной политики" (ст. 49 Конституции Италии).
  Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах. В зависимости от этого выделяются консервативные, либеральные, демократические, революционные, реформистские, буржуазные, крестьянские, пролетарские и иные политические партии. Иногда их деятельность носит прямо противоположный, а иногда и тождественный характер по отношению друг к другу. Для современных политических партий характерны следующие черты:
  - это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации;
  - имеют органы управления и структурные образования;
  - имеют устав и программу действий;
  - чаще всего имеют фиксированное членство;
  - отражают интересы определенного слоя людей.
  Первые политические партии стали создаваться еще в Древней Греции. Наиболее авторитетными и стабильно функционирующими современными политическими партиями являются: Демократическая партия США (образована в 1828 г.), Республиканская партия США (1854 г.), Рабочая партия Франции (1879 г.), Народная партия Болгарии (1894 г.), Лейбористская партия Великобритании (1900 г.), Консервативная политическая партия Великобритании.
  По вполне понятным причинам самой многочисленной политической партией в мире является коммунистическая партия Китая - 69,6 млн. членов (по состоянию на октябрь 2005 г.). Для сравнения отметим, что самым многочисленным государством Европы является ФРГ с населением в 80 млн. человек. Численность коммунистической партии Советского Союза (КПСС) составляла около 20 млн. членов. В период революционных событий в октябре 1917 г. численность членов ВКП(б) была чуть более 22 тыс., но это не помешало большевикам "найти точку опоры и перевернуть мир".
  Самой массовой и многочисленной политической партией в современной российской политической системе является "Единая Россия", насчитывавшая по состоянию на октябрь 2005 г. 521827 членов (в марте 2006 г. ее численность превысила уже 1 миллион человек). Численность КПРФ, ставшей преемницей КПСС, составляла менее 140000 членов.
  Со ссылкой на опыт Либерально-демократической партии Японии высказывается точка зрения о целесообразности формирования в стране фактически монопартийной системы на базе "Единой России". В то же время у нее пока отсутствует собственная идеологическая платформа, кроме однозначной поддержки политики, проводимой действующими органами государственной власти. По мнению Е.М. Примакова, "такая поддержка приводит в партию многих из тех, кто рассчитывает на нее как на трамплин к занятию тех или иных должностей в законодательной и исполнительной ветвях власти всех уровней. Но не будем забывать, как в одночасье рухнула КПСС, в члены которой тоже многие вступали по аналогичным соображениям" <*>.
  --------------------------------
  <*> Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
 
  Во избежание повторения опыта однопартийных тоталитарных режимов в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Копенгагенская встреча 1990 г.) рекомендовано не предпринимать действий, направленных на слияние партий с государствами.
  Законодательства государств запрещают политическим партиям использовать наименования, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали. Символика политических партий должна быть индивидуализированной и не совпадать с символикой других государственных и негосударственных структур. В ряде стран законодательством предусматривается запрет для государственных служащих на членство в политических партиях. В Российской Федерации политические партии могут начинать свою легальную деятельность только после регистрации своего устава в Министерстве юстиции.
  Деятельность политических партий должна носить определяемый государством законный характер и не нарушать права и свободы граждан. В демократических странах на законодательном уровне определяются случаи вмешательства органов государственной власти и должностных лиц, носящие ограничительный характер, в деятельность политических партий. Как правило, это возможно при наступлении чрезвычайных ситуаций в период действия особых правовых режимов, каковыми являются: военное время, военное положение, чрезвычайное положение.
  В то же время мировое сообщество выступает единым фронтом за прекращение деятельности экстремистски настроенных политических партий и общественных движений. Не всегда такие усилия приносят положительные результаты. Например, в результате выборов в парламент Палестины (январь 2006 г.) безоговорочную победу одержали представители движения ХАМАС. Это обстоятельство поставило как мировое сообщество, так и отдельные государства перед сложной дилеммой признания этой победы и дальнейшего сотрудничества с Палестиной, или игнорирование результатов прошедших выборов. Ряд стран (Израиль, США) сразу отказались сотрудничать с этим движением. Другие (ООН, Россия, Франция) предпринимают усилия по налаживанию переговорного процесса.
  Истории известно много примеров, когда, придя к власти, радикально настроенные политические партии и общественные движения кардинально меняли свои взгляды и убеждения. Одно дело объявлять приоритеты в период предвыборных кампаний, когда отсутствует ответственность за положение дел в государстве. Совсем другой становится ситуация, когда возникает необходимость формирования правительства, которое обязано решать реальные проблемы людей, оказавших ему доверие на выборах. Выбор палестинцев заключается не в желании без конца находиться в состоянии необъявленной войны, а в стремлении большинства из них к миру и нормальной жизни <*>.
  --------------------------------
  <*> Горбачев М. Доктрина "ограниченной демократии" // Российская газета. 2006. 3 февраля.
 
  С распадом СССР начался активный процесс демократизации во всех сферах общественной жизни. Начали создаваться многочисленные общественные объединения, в том числе и политические партии. По состоянию на 1 января 1999 г. Минюстом Российской Федерации было зарегистрировано 141 общероссийское общественное объединение <*>. Двадцать восемь из них участвовали в избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России 1999 г. Пятипроцентный барьер преодолели шесть: КПРФ, "Единство", СПС, "Отечество - Вся Россия", ЛДПР, "Яблоко". С 2005 г. для признания политической партии парламентской необходимо, чтобы за нее проголосовало уже 7% избирателей.
  --------------------------------
  <*> Российская газета. 1999. 16 января.
 
  С принятием Федерального закона "О политических партиях" (2001 г.), определившего более строгие требования к процессу их создания, количество политических партий сократилось. В избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России в декабре 2003 г. приняло участие 24 политических партий и общественных объединений. На этот раз парламентскими стали четыре из них: "Единая Россия" (около 38%), КПРФ, ЛДПР, "Родина".
  В состоявшихся в марте 2006 г. выборах в Кнессет Израиля приняло участие 32 политические партии и общественных блока. В проходивших в эти же сроки выборах в Верховную Раду Украины приняло участие 25 политических партий и общественных блоков. Установленный законом проходной балл (3%) для признания партии парламентской смогли преодолеть только пятеро.
  По состоянию на сентябрь 2005 г. 14 политических партий, набравших в декабре 2003 г. на выборах в Государственную Думу России менее 2%, остаются должниками за пользование бесплатным эфиром и газетными площадями в государственных СМИ 440,52 млн. руб. В этот список входили следующие партии <*>.
  --------------------------------
  <*> Тирмастэ М.-Л. Партии не спешат расплачиваться за бесплатный эфир // Коммерсантъ. 2005. 29 сентября.
 
 
 Политическая партия Задолженность по
 итогам выборов,
 млн. руб. Остаток долга
 на 28 сентября
 2005 г.,
 млн. руб. Народная партия 66,07 66,03 "Единение" 64,57 64,54 "Русь" 57,07 57,07 Конституционно-демократическая
 партия 50,99 50,99 Народно-республиканская партия 50,12 50,12 "Развитие предпринимательства" 49,98 49,98 Партия возрождения России 31,95 31,95 Демократическая партия 21,91 21,90 Республиканская партия 20,54 20,54 Российская партия мира 20,54 20,54 Российская партия жизни 31,95 2,65 Партия мира и единства 2 2 Экологическая партия "Зеленые" 1,05 1,05
  Партийная система в Российской Федерации по-прежнему пока еще далека от идеальной. В 2004 г. было зарегистрировано 44 политические партии (по состоянию на 1 августа 2004 г.), имеющие право принимать участие в выборах <*>. По состоянию на 12 июля 2005 г. этот список включал в себя уже только 39 политических партий <**>, а в сентябре 2005 г. - 37 <***>.
  --------------------------------
  <*> Список политических партий, имеющих право принимать участие в выборах, дается по состоянию на 1 августа 2004 г. // Российская газета. 2004. 25 августа.
  <**> Есть такие партии! // Российская газета. 2005. 26 июля.
  <***> Список политических партий, отвечающих требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" // Российская газета. 2005. 16 сентября.
 
  Законодательство Российской Федерации предъявляет к политическим партиям следующие финансовые требования. В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О политических партиях" запрещены пожертвования политическим партиям от:
  - иностранных государств, юридических лиц и граждан;
  - лиц без гражданства;
  - международных организаций и международных общественных движений;
  - российских юридических лиц с иностранным участием (доля участия в уставном капитале более 30%);
  - государственных и муниципальных учреждений;
  - воинских частей, анонимных жертвователей;
  - благотворительных организаций и религиозных объединений;
  - юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвований.
  Кроме того, сумма пожертвований, полученных партией от одного юридического лица в течение одного года, не должна превышать 100 тыс. МРОТ (10 млн. руб.), от одного физического лица - 10 тыс. МРОТ (1 млн. руб.). Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных партией и ее отделениями, не должна превышать 10 млн. МРОТ (1 млрд. руб.), а сумма ежегодных пожертвований региональному отделению - 200 тыс. МРОТ (20 млн. руб.). О том, какие фактические доходы и расходы (в рублях) у крупнейших политических партий Российской Федерации (по состоянию на февраль 2006 г.), свидетельствует таблица <*>.
  --------------------------------
  <*> Нагорных И., Камышев Д., Хамраев В. Золото партий // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.
 
 Название
 политичес-
 кой партии Всего
 посту-
 пивших
 средств В том
 числе
 пожертво-
 вания Всего
 израсхо-
 дованных
 средств Расходы
 на содер-
 жание
 руководя-
 щих
 органов Расходы на
 проведение
 референду-
 мов и
 выборов Аграрная
 партия 1634052,16 1333000 1780398,70 400929,71 нет данных "Единая
 Россия" 268535384 264823117 265852370 5564654 14625300 КПРФ 4037924 2400966 3934115 1439818 100000 ЛДПР 24694664 24590000 29493448 181510 13928278 Народная
 партия 2988200 2985000 2996051 2735041 нет данных "Родина" 31060000 31060000 29446648 13876706 нет данных Российская
 партия
 жизни 15094085 92400 30349522 16552730 100000 Российская
 партия
 пенсионеров 2212741 2146178 5100422 546293 1750000 СПС 9805000 4405000 4908109 2012795 нет данных "Яблоко" 12361870 12361870 10201868 773535 3977898
  Государство в соответствии с требованием Федерального закона "О политических партиях" берет на себя обязательство по финансированию деятельности политических партий, набравших на последних выборах в Государственную Думу Российской Федерации (2003 год) три и более процентов голосов или проведших в парламент по одномандатным округам не менее 12 депутатов.
  До 2006 г. общая сумма государственной поддержки политических партий определялась исходя из 50 копеек за каждый полученный голос. С 2006 г. цена возросла в 10 раз и каждый партийный голос стал оплачиваться государством уже по 5 руб. Согласно установившейся практике, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет расчет с политическими партиями на текущий год в период с конца марта по начало апреля. Из приведенной ниже таблицы видно, каков объем финансирования со стороны государства следующих 12 политических партий <*>.
  --------------------------------
  <*> Нагорных И. Государство покрывает расходы оппозиции (Центризбирком посчитал партийные деньги) // Коммерсантъ. 2006. 11 апреля.
 
 Партия Результат
 на выборах
 в Госдуму
 2003 г., % Объем госфинансиро-
 вания за 2006 г.,
 тыс. руб. "Единая Россия" 37,57 113881 КПРФ 12,61 38239 ЛДПР 11,45 34721 "Яблоко" 4,30 13050 СПС 3,97 12042 Аграрная партия 3,34 11029 Народная партия 1,18 10110 "Народная воля" 9,02 9117,3 Партия российских регионов
 (с февраля 2004 г. - партия
 "Родина")
 
 9,02
 
 9117,3 Социалистическая единая
 партия России
 9,02
 9117,03 Партия социальной справедливости 3,09 4687 Российская партия пенсионеров 3,09 4687
  Процесс финансирования парламентских и оппозиционных партий со стороны зарубежных государств осуществляется более активно, чем в России. Это делается на основе детально разработанной правовой основы. Такая политика государства рассматривается одним из основных факторов создания реальной гарантии независимости в деятельности как парламентских, так и оппозиционных политических партий. В 2005 г. политические партии получили от российского государства 27 миллионов рублей. Это составило только 1,6% всех их доходов. Только 4,6% получаемых средств поступает в качестве пожертвований от граждан.
  Основными гарантами финансового благополучия партий остаются юридические лица. 30% своих доходов партии тратят на содержание центральных органов и 70% поступают в региональные структуры. Более конкретно доходы и расходы крупнейших политических партий России в 2005 г. можно узнать из следующей таблицы <*>.
  --------------------------------
  <*> Нагорных И. Единороссы наработали на миллиард (ЦИК обнародовал итоговые финансовые отчеты партий) // Коммерсантъ. 2006. 25 апреля.
 
 Партия Остаток
 на начало
 года Поступление
 денежных
 средств Расходы
 на уставную
 деятельность Остаток
 на конец
 года "Единая Россия" 350075351 1007064385 989484476 393288751 Российская партия
 жизни
 12129053
 137703435
 144554652
 12274165 "Родина" 8029457 130942073 121737600 18993278 ЛДПР 1485798 93234720 93735708 934810 КПРФ 15971184 61713622 59219097 19754589 "Яблоко" 21424844 35147553 29334646 26602697 СПС 9431655 45044523 38155787 15129554 Российская партия
 пенсионеров
 1172667
 34615740
 34452176
 339271 Аграрная партия 2296455 25230776 25378304 2070927 Народная партия 9544143 18766897 18576105 7580872
  В Министерстве юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 138 оргкомитетов (2005 г.) по созданию политических партий в соответствии с новым "партийным" законодательством. Действующий Закон предусматривает два способа формирования партий: через учредительные съезды и через преобразование в партию общественных объединений. Второй способ, по мнению специалистов, не всегда носит объективный, а чаще конъюнктурный характер и поэтому его следует запретить. В то же время процесс партийной реорганизации путем объединения нескольких партий через проведение учредительных съездов должен носить законодательно легализованный характер.
  В Российской Федерации свою реальную жизнеспособность в различной степени пока смогли доказать только 15 - 20 политических партий. Остальные не имеют устойчивой социальной базы, являются немногочисленными и активизируют (как правило, неудачно) свою практическую деятельность только в периоды проведения выборных кампаний.
  Постепенно "партийное" законодательство Российской Федерации становится все более системным, основывающимся на предшествующем собственном и зарубежном опыте партийного строительства, а также особенностях ментальности многонационального населения.
  После изменений, внесенных в Федеральный закон "О политических партиях" Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ, ужесточились требования по их созданию. Теперь в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии (ранее - 10 тыс.). При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации должны иметься их региональные отделения численностью не менее пятисот членов (ранее - 100 членов партии). В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии (ранее такого требования не было). Действующим в Российской Федерации политическим партиям предписано до 1 января 2006 г. привести свою численность в соответствие с новыми требованиями Федерального закона "О политических партиях". В противном случае они обязаны до 1 января 2007 г. "преобразоваться в общественное объединение иной организационной правовой формы в соответствие с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" либо ликвидироваться". Если этого не будет сделано, то их ликвидация осуществится в соответствии с законодательством Российской Федерации в принудительном порядке.
  15 декабря 2004 г. Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел обращения представителей трех политических партий: "Российская Христианско-Демократическая партия", "Православная партия России" и "Русский Общенациональный Союз". Основанием для обращения стал отказ Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрировать их. Причиной отказа было использование в названиях слов "православный", "русский" и "христианство". Конституционный Суд согласился с такой позицией Министерства юстиции.
  Конституционный Суд РФ в своем Постановлении мотивировал решение по отказу заявителям тем, что "принципы плюралистической демократии, многопартийности и светского государства не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества" <*>. Поэтому создание политических партий по религиозному или национальному признаку может открыть путь к фундаментализму и клерикализации партий. Создание в многоконфессиональной стране политических партий, представляющих отдельные виды религий или национальности могут привести не только к непредсказуемым, но и к катастрофическим последствиям для общества и государства в целом.
  --------------------------------
  <*> Закатнова А. Партийная морока (Конституционный суд подтвердил, что Россия - это не Европа) // Российская газета. 2004. 16 декабря.
 
  В то же время в рамках Европейского союза создана "Русская партия Европейского союза". Такие партии созданы в странах Прибалтики. Заметную роль в политической жизни Германии играет партийная коалиция ХДС - ХСС. В этих государствах понятие "христианский" выходит далеко за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.
  Пока такое невозможно в условиях современной России, где понятия "христианский", "мусульманский", "русский", "татарский" и другие в общественном сознании ассоциируются не с общей системой ценностей российского народа в целом, а с конкретными конфессиями и отдельными нациями. Принимая в большей степени политическое (и это не в первый раз), нежели правовое решение, Конституционный Суд Российской Федерации, по мнению его председателя В. Зорькина, исходил из того, что Россия пока "не приучена к толерантности".
 
 Тема 4. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
 
  История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Это относится и к мусульманской религии, и к православной (Греция, Кипр). Влияние религии проявляется во всех сферах общественной жизни.
  Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, в том числе в многоконфессиональной России. Людям присуще желание к самосовершенствованию. Помимо материально-финансового благополучия им необходима соответствующая духовная аура. По мнению специалистов <*>, людей, для которых в их действиях обязательно должна присутствовать религиозная духовность, в различных государствах в среднем составляет около 20%. Однако их образ жизни, поведения в различных жизненных коллизиях, авторитетность мнений - является не только мощным фактором повышения нравственности в обществе, но и одним из векторов направления общественного развития.
  --------------------------------
  <*> Яковлева Е. Верую и не верую (Почему Россия становится одной из самых верующих стран мира) // Российская газета. 2005. 5 апреля.
 
  Среди десяти самых популярных в мире праздников, отмечающихся на государственном уровне, большинство в той или иной степени связаны с христианской или мусульманской религией. Из светских праздников в этот список попали только Новый год и 1 Мая. Это наглядно свидетельствует о роли религии в современном обществе (см. таблицу) <*>.
  --------------------------------
  <*> Любимые праздники мира // Коммерсантъ. 2006. 4 мая.
 
 Место в
 рейтинге Название праздника Число стран и тер-
 риторий, в которых
 праздник отмечается
 на государственном
 уровне Число
 празднующих,
 млрд. чел. 1 Новый год (31 декабря
 - 1 января) 200 6,00 2 Рождество Христово 168 1,50 3 1 Мая (День весны,
 День труда) 139 4,02 4 Пасха 128 1,08 5 Ид аль-Фитр (праздник
 разговения,
 Ураза-байрам,
 конец Рамадана) 63 1,96 6 Ид аль-адха (праздник
 жертвоприношения,
 Курбан-байрам) 58 1,33 7 Успение Богородицы 46 0,35 8 День всех святых 45 0,44 9 День рождения пророка
 Мухаммеда (Мавлид)
 41
 0,35 10 Вознесение Богородицы 37 0,25
  К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти. Россия в этом вопросе не исключение, хотя согласно ст. 14 Конституции "Российская Федерация - светское государство" и "религиозные объединения отделены от государства".
  Религиозные объединения создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением (статьи 28 и 30 Конституции Российской Федерации).
  В мире насчитывается более 26 тыс. православных храмов, а в России (по состоянию на 2004 г.) было зарегистрировано более 20 тыс. религиозных организаций. По состоянию на февраль 2006 г. в России профессиональное религиозное образование можно было получить в 162 религиозных учебных заведениях, зарегистрированных в Министерстве юстиции России. Среди них 75 исламских, 49 православных, 4 католических, 2 буддийских, 2 иудаистских и других учебных заведений. Процесс обучения в них не контролируется государством. Поэтому дипломы, получаемые выпускниками религиозных учебных заведений, не признаются государством, а значит, они недействительны для работы в нерелигиозных структурах.
  Хотя государство, будучи светским, отделено от церкви, это не означает, что политика и религия тоже должны быть отделены друг от друга. Религиозные конфессии - различные направления христианства, ислам, буддизм и иудаизм - их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно участвовать в политической жизни общества. Особенно заметно это проявлялось на региональном уровне и по национально-этническим признакам.
  Поэтому различные религиозные конфессии и, в частности, церковь, в последние годы неоднократно вынуждены были разъяснять свою позицию о недопустимости поддержки религией конкретной политической партии. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на Земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.
  В то же время религиозные иерархи нередко высказывают свое отношение к вопросам организации светской жизни. Например, бывший глава римской католической церкви Папа Иоанн Павел II в своих трудах (12 энцикликах) так определял свою политическую позицию: "Я могу сказать, что испытываю почти политическое неприятие коммунизма, однако когда я вижу, что представляет собой общество цивилизации на Западе, невольно задаюсь вопросом: какой из двух режимов лучше?" <*>
  --------------------------------
  <*> Сабов А. Папская обитель (Папа Иоанн Павел II мечтал о церкви без семи грехов) // Российская газета. 2005. 5 апреля.
 
  В построении государственно-религиозных отношений всегда доминируют взаимные интересы обеих сторон. Все народы и государства имеют свои исторические особенности и правовые традиции в выстраивании этих отношений, привнося в них характерные черты ментальности наций. Одной из важнейших обязанностей государства является его обязанность по созданию реальных условий реализации гражданами их религиозных убеждений.
  В современных условиях история опять возвращает религию в центр общественной жизни. Государство должно уметь вести диалог с религиозными организациями, в том числе и межконфессиональный. Прежде всего это необходимо для создания соответствующего политического порядка, способного консолидировать гражданское общество на основе изначальных и не подлежащих коррозии духовных ценностей, выработанных человечеством.
  Проблема толерантности весьма характерна и для многоконфессиональной России, на территории которой проживает 176 национальностей. Например, в Татарстане, где проживает более 110 национальностей на протяжении длительного времени, можно убедиться, что разговоры о столкновении цивилизаций, изначальной несовместимости ислама и христианства в большей степени носит конъюнктурный характер. В августе 2005 г. Казань отметила свое тысячелетие.
  Расположенный на пересечении торговых и культурных путей Востока и Запада, мусульманского и христианского миров, город стал центром двух культур, гармонично развивающихся в условиях межнационального мира и спокойствия. В столице Татарстана действуют 153 религиозные организации, в том числе 48 православных и 68 мусульманских. Функционируют 23 православных храма и 33 мечети, а также религиозные учреждения других конфессий. Успешно работают теологические учебные заведения.
  Отличительной чертой государственно-конфессиональных отношений в этом субъекте Российской Федерации на современном этапе следует отметить постепенное правовое, общественно-политическое, а также организационное формирование модели характера взаимоотношений между государством и религиозными структурами.
  Проводимые социологические опросы свидетельствуют о следующем. Россия становится одной из самых религиозных стран в мире. В Европе она уступает только Польше. В 1989 г. в России 53% населения назвали себя неверующими, 20% - православными верующими, 9% - верующими других исповеданий, а 18% затруднились с ответом. В 2002 г. подобный опрос показал, что 31% населения считают себя неверующими, а 65% - верующими (из них: православных - 57,6%, верующих других исповеданий - 7,4%), затруднились с ответом - 3,9%. Проводимые в декабре 2003 г. опросы показали, что уже 73% опрошенных россиян считают себя верующими.
  По опросам, проведенным в 2005 г. список самых религиозных стран в Европе (без учета бывших советских республик) выглядел следующим образом.
 
 Самые религиозные европейские страны
 (без стран - членов СНГ)
 
 Место в рейтинге Страна Процент верующих 1 Нидерланды 97 2 - 3 Мальта 95 2 - 3 Турция 95 4 - 5 Кипр 90 4 - 5 Румыния 90 6 - 7 Греция 81 6 - 7 Португалия 81 8 Польша 80 9 Италия 74 10 Ирландия 73 11 Хорватия 67
  В то же время достоверность этих опросов требует более детальной проработки. Например, выделения пяти факторов для определения степени религиозности (воцерковленности): периодичность посещения храмов, чтение религиозных книг, причащение, совершение религиозных обрядов, соблюдение постов.
  Предпринимаются постоянные попытки, направленные на то, чтобы религия и наука нашли общий язык. Например, лауреат Нобелевской премии (1964 г.) выдающийся физик Чарлз Таунс в марте 2005 г. опубликовал программную статью "Сближение науки и религии". Ученый попробовал "реабилитировать" христианство в глазах научного сообщества. В статье утверждается, что противоречия между двумя мировоззрениями поверхностны, а Библия вовсе не нуждается в буквальном понимании.
  Представляется симптоматичным факт согласия Иоанна Павла II со ставшими знаменитыми словами Галилея: "Богословие должно отвечать на вопрос, как попасть на небо, а не как движутся небеса". Подобное признание было сделано по результатам более чем 10-летней работы специальной комиссии, рассматривавшей по заданию Папы дело Галилея <*>.
  --------------------------------
  <*> Воробьев Ю. И все-таки Галилей ошибался... // Российская газета. 2005. 25 мая.
 
  О роли и значении религии в современных условиях убедительно свидетельствует следующая таблица <*>.
  --------------------------------
  <*> Сабов А. Последний взгляд бога (Как достичь в России эффективного межрелигиозного диалога) // Российская газета. 2004. 12 октября.
 
  XX век: религии и люди (млн. чел.) 1900 г. 2000 г. Все население мира 1,630 6,044 Христиане 558 1,995 Католики 270 1,046 Православные 109,6 151,5 Ислам 216 1,180 Сунниты 198 993 Шииты 18 187 Индуисты 223 888 Буддисты 127 354 Иудеи 10,6 14,3 Традиционные вероисповедания 158 132 Неверующие 5 1,208
  В ряде государств, несмотря на их светский характер, действуют отдельные законы, а чаще всего это отражается в статьях (например, в России) уголовных или административных кодексов, предусматривающих жесткую юридическую ответственность (прежде всего гражданско-правовую) за святотатство. Они предназначены защищать государством религиозные догмы с целью сохранения стабильности и устоявшегося баланса интересов в обществе.
  Диалектика развития общественных отношений выявила в этом вопросе существенные недостатки. Например, в современных европейских государствах национальное законодательство отдает предпочтение в применении защитных мер только в отношении отдельных религий. В Англии действующий более 300 лет закон о святотатстве предусматривает защиту только христианских догм, а с 1938 г. и вовсе только догматы англиканской церкви. Ранее наказание должен понести каждый, кто публично позволит себе усомниться в устоявшихся догматах христианской веры. Теперь возможно применение денежного штрафа или лишение свободы лишь в отношении лиц, выставляющих "Бога, святых или Евангелие в непристойном свете" <*>.
  --------------------------------
  <*> Дмитриева О., Паклин Н., Брынцева Г. Святотатство "в законе" (Европа пытается оградить различные конфессии от дискриминации) // Российская газета. 2006. 14 февраля.
 
  Во Франции закон, регулирующий отношения государства с религией был принят также достаточно давно - в 1905 г. Однако специального закона о богохульстве, понятие которого весьма расплывчато, там нет.
  В царской России православие являлось официальной государственной религией. Нередко в отношении лиц, публично сомневавшихся или не разделявших догматы российской православной церкви, применялась такая мера, как отлучение от церкви. Наиболее известным случаем является действующее до сих пор определение Святейшего Синода в феврале 1901 г. об отлучении от церкви знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого. До сих пор на его могиле запрещено ставить крест.
  Следует отметить, что среди известных людей в России также были атеисты (Тургенев И., Горький А.М., Чехов А.П.), не скрывающие своего скептически отрицательного отношения к религии. Однако они не высказывались публично в резкой форме так, как это делал Л.Н. Толстой против догматического учения Церкви.
  В современной России действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (1997 г.) в ряде статей предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:
  - нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям... (ст. 136 УК РФ "Нарушение равноправия граждан");
  - создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний... (ст. 239 УК РФ "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан");
  - действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации... (ст. 282 УК РФ "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды");
  - действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы... (ст. 357 УК РФ "Геноцид".).
  Говоря о роли православия в современных светских государствах патриарх Московский и всея Руси Алексий II со ссылкой на Основы социальной концепции Русской православной церкви отметил: "...нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Светскость государства предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Исходя из подобного понимания разделения компетенций, мы активно сотрудничаем с государствами в самых разных областях общественной жизни" <*>.
  --------------------------------
  <*> Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II ("Духовная жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца") // Известия. 2006. 18 апреля.
 
 Тема 5. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ
 
  Негосударственные предпринимательские структуры - непременные и важные элементы политической системы, особенно в странах с развитой рыночной экономикой. Все более заметны они и в политической жизни России, в том числе в формах непосредственного участия предпринимателей и их объединений в органах представительной (законодательной) власти.
 
 Тема 6. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
  Конституция Российской Федерации различает государственную власть и местное самоуправление (см. ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуются "в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций" (ст. 131 Конституции).
  Реально государство пока еще недостаточно активно оказывает финансовую помощь органам местного самоуправления. Например, в Москве из городского бюджета муниципальным образованиям (управам) в 2003 г. выделялось из расчета на одного жителя в год по 20 руб., а в 2006 г. - по 26 руб.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Что такое политическая система общества?
  2. Какие структурные элементы (подсистемы) образуют политическую систему общества?
  3. Почему государство является основным звеном политической системы общества?
  4. На каких принципах осуществляется взаимодействие государства с другими элементами политической системы общества?
  5. Особенности и основные черты современных политических партий в России.
  6. Особенности законодательства РФ о религиозных организациях.
  7. Основные принципы взаимоотношения между государством и органами местного самоуправления.
  8. Особенности взаимоотношений между государством и бизнесом в современной России.
  9. Роль мирового сообщества в формировании национальных политических систем общества в современных условиях.
  10. Пути и проблемы формирования политической системы российского общества в современных условиях.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 а) основная
 
  Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
  Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
  Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва-Нальчик: Изд. центр "Эльфа", 1995.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1993.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004.
  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
 
  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  Конституция Российской Федерации.
  Гражданский кодекс Российской Федерации.
  Уголовный кодекс Российской Федерации.
  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ).
  Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
  Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
  Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина от 15 декабря 2004 г. N 18-П // Российская газета. 2004. 24 декабря.
 
 б) дополнительная
 
  Положение о Совете по делам казачества при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 декабря 1994 г. N 2141.
  Положение о Российском общественно-политическом центре, утвержденное распоряжением Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 213-рп (в редакции распоряжения Президента РФ от 22 сентября 1994 г. N 493-рп) // Российская газета. 1994. 27 сентября.
  Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. N 555 "О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 12 сентября.
  Положение о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, утвержденное Постановлением правительства РФ от 9 июля 1994 г. N 820.
  Лупарев Г.П. Понятие и виды религиозных организаций // Советское государство и право. 1999. N 5.
  Исаев Б.А. Политическая система СССР и ее развитие в период демократии. Петродворец, 1992.
  Основы теории политической системы. М., 1998.
  Вместо лозунгов - конкретные дела (Политическое заявление учредительного съезда движения "Наш дом - Россия") // Российская газета. 1995. 16 мая.
  Договор об общественном согласии // Российская газета. 1994. 29 апреля.
  Косарев А.И. Теория государства и права. М.: Юнити - Дана; Закон и право, 2000.
  Коробов П. Отношения церкви и государства близки к оптимальным (интервью с патриархом Московским и всея Руси) // Коммерсантъ. 2004. N 1. 9 января.
  Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4.

<< Пред.           стр. 5 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу